Создание миров для чайников. Части 12 и 13
Привет, имка! В этих частях цикла Майкла Венмана «Worldbuilding 101» поднимается знакомы каждому мастеру вопрос касательно божественного пантеона и различных религиозных верований в сеттингах. Текста много из-за подробных примеров, но это не делает информацию менее интересной или важной. Enjoy!
Я встречаюсь с этим снова и снова, и каждый раз, как вижу – меня это страшно бесит. Это извечная печаль фэнтезийных RPG, которые наполнены знакомыми механизмами, но с небольшим вывертом, или даже комбинируют существующие механизмы так, что для дизайнера в них, вроде, и есть последовательность и логика, а на деле, явно чего-то не хватает.
Я говорю о постоянном переложении толкиновского пантеона божеств на любой фэнтезийный сеттинг. Может быть, он просто близок западной культуре, в конце концов, там есть несколько намёков на иудеохристианство, сопровождаемых пантеоном олимпийских (или скандинавских, или кельтских) богов, с вкраплениями гностицизма и катаризма – всего в меру.
Одно всемогущее божество/небесная сущность, порождает мир, а затем создаёт меньшие сущности/меньших божеств/ангелов, которые занимаются меньшими аспектами бытия, а один из них бунтует. Иногда меньшие сущности поют в едином хоре, чтобы поддерживать постоянство мира, иногда они предстают в физическом облике (и выполняют поручения), иногда они вздорят между собой, но обычно они пребывают в священном трепете перед изначальным всесильным создателем.
… а что хуже всего – почти без вариантов, благородные люди сеттинга всегда почитают всесильного создателя, а другие расы (или менее благородные люди) введены в заблуждении и почитают одну из меньших сущностей.
Интересно, что если вспоминать «Властелина Колец» (главным образом, фильмы, потому что они свежее в памяти, чем книги), явной религии там почти нет. Великое зло в сеттинге воплотилось физически (может, не полностью, но Око можно видеть невооружённым глазом), но я не помню, чтобы встречал там каких-либо жрецов, пытающихся обратить людей в веру, только воинов и предводителей, которые противостоят дикости квази-сверхъестественных существ. Религиозные догмы и мифические структуры задают тон истории и иногда поясняют её, но прямо о них почти ничего не говорится. Если судить об «Игре Престолов» по телесериалу, там ситуация похожая. Многие семьи живут по-новому, но кто-то до сих пор почитает своих покровителей из числа старых богов, в большинстве случаев божества сеттинга едва упоминаются и не оказывают на мир никакого влияния. Многие сеттинги для ролевых игр делают религии и божеств более явными (следуя при этом схеме, описанной в первых параграфах) вероятно потому, что в классах персонажей присутствуют жрецы и клирики. Многие современные романы основывают свои предания на RPG-сеттингах, тем самым умножая энтропию.
Последний параграф мог оставить у вас впечатление, что мне просто не хочется добавлять в свой мир религию, но это не так. Добавляя различные религиозные мировоззрения, я добавляю пространство для развития сюжета и конфликтов. Просто я не заявляю, что какая-то особая космология правильна, а другие – ошибочны, вместо этого я даю игроку возможность выбрать и исследовать то, что он выбрал вместе со своим персонажем. Для меня это – неотъемлемая часть истории.
На мой взгляд, с этим заданием неплохо справились несколько сеттингов. В мире Warhammer’а существуют разные культуры со своими богами, тайные культы, почитающие иных божеств, и безобразные лавкрафтовы боги хаоса, которые стремятся к разрушению, уничтожению, извращению и поглощению. Весь сеттинг представляет собой такое причудливое смешение идей и культов, что ни один из них не является «явно истинным». Различные борющиеся между собой мифические системы каждой игры ведут начало от классической World of Darkness, и каждая показывает такую версию реальности, которая совпадает с культурными идеями расы, каждая из них способна сформировать сюрреалистический мир как сама по себе, так и во взаимодействии с другими. Главное здесь в том, что религия должна быть ещё одной возможностью для развития сюжета, предоставлять игрокам ещё один выбор, а не просто говорить им: «Это – правильно, а все остальные заблуждаются».
Пока что были предпосылки для четырёх отдельных религиозных систем: Святой Орден Пророка, Древние Боги Стихий, Туземный Шаманизм и «Смесь Суеверий». Каждая из культур либо следует одной из этих систем в чистом виде, либо смешивает их. Пока единственной религией, которая более или менее подробно описана, является Святой Орден, и то только потому, что в сеттинге есть целая культура, посвящённая ей (ещё у нас есть культисты, но мы специально оставили их за завесой тумана). Пожалуй, можно предположить, что «смесь суеверий» и фольклорные формы религиозных верований сеттинга имеют сходство с теми, что в изобилии встречаются в реальном мире. Для туземного шаманизма мне придётся немного подучить предания Маори, чтобы я смог адекватно связать религию с культурой, кроме того, мне пришла в голову идея приправить всё это вудуизмом, чтобы некоторые персонажи (например, зачарованные воины и пророки) были одержимы духами – но это уже отклонение в сторону ритуала и космологии. Древние боги стихий – это просто нечто взятое с потолка, потому что я думал о пиратах, почитающих четыре ветра четырёх сторон света, потом вспомнил лавкрафтов ужас, поднимающийся из пучин, или дух земли, которого надо умилостивить, чтобы не налететь на скалы.
Религия – один из двигателей игры по ряду причин. Во-первых, «Церковь» и «Культисты» — это целые общественные фракции, во-вторых, в игре присутствуют всевозможные чародеи, и в-третьих, элемент сверхъестественного и таинственного присущ нашему сеттингу в целом. При этом очень важно понять, что религия не является главной движущей силой, таинственность и исследования стоят на первом месте; религия лишь добавляет колорит, а также конфликт между строгим орденом старого света и непостоянством нового мира, плюс классовая борьба между теми, кто имеет (и желает сохранить) и теми, кто не имеет (и стремится завладеть).
Мне кажется, что несколько общих параграфов для каждой религии должно хватить. Один параграф по общей системе верований, один по ежедневным и еженедельным ритуалам и молитвам, один – рассказывающий о нескольких особых празднествах и обрядах, один – о местах поклонения и один – описывающий отношение каждой религии к другим. Вдаваться в детали я бы стал только в том случае, если бы нашлись игроки, желающие узнать больше, а для предстоящей игровой кампании ограничился бы этим и предоставил бы особо целеустремлённым игрокам самим развивать данные религии через взаимодействие своих персонажей.
Есть интересное направление в антропологии и социологии, которое рассматривает культурные группы в контексте различных отношений. Так как трудно сделать беспристрастное описание с позиции «стороннего наблюдателя», культуры описываются не в результате изучения в лабораторных условиях; вместо этого собираются наблюдения, сделанные различными группами, которые контактируют с изучаемой культурой. Таким образом, каждое описание говорит нам что-то и о культуре, которую оно описывает, и о культуре, которая дала описание.
Впервые я встретил применение этой идеи в RPG, когда ещё в старших классах купил первое издание Werewolf: the Apocalypse (я знаю, что первыми были вампиры, но вампиры тогда мне не особо нравились, и я думал, что играть оборотнями куда интереснее). В этих книгах каждое племя давало краткое описание всем остальным племенам, и все культуры вам действительно виделись в системе и взаимодействии (даже если они не особо друг друга жаловали).
Именно так я стараюсь описывать культуры в своих играх, на это уходит чуть больше времени, но игровой результат полностью оправдывает затраченные усилия. Получившаяся схема даёт вам простые и быстрые указания, как стереотипный представительно одной культуры относится к представителю другой культуры. На этот раз я использовал систему отношений для описания религий в сеттинге.
Основные верования: Мир начал существовать, когда пробудился Селестин, всё появилось в тот миг, когда он впервые устремил свой взор в пустоту. Единственное, чего он не мог прозревать – самого себя, поэтому великий Селестин напитал стихии мира своей божественной благодатью, и так появились архангелы (сама благодать), ангелы и духи (преисполненные благодати), люди (с частицей благодати) и звери (с малейшей искрой благодати). Люди были всего в шаге от зверей, не ведали своей божественной сути и непрестанно воевали друг с другом, череда пророков понадобилась для того, чтобы отрыть тем, кто был готов принять правду, свет, сокрытый в них. Величайшие из пророков учили, что великий Селестин пресветел настолько, что его невозможно узреть, а солнце – это самый могущественный из архангелов, которого могут видеть смертные, а звёзды – это души смертных, которые умерли и сбились с пути. Божественная искра есть в каждом из нас, и если мы пожелаем, мы преисполнимся духом солнца и не собьёмся с пути, мы пройдём через солнце и станем едины с благодатью великого Селестина и сможем разделить свою общую мудрость со всей вселенной.
Регулярные ритуалы: Каждый полдень, когда солнце в зените, надо почтить мгновением тишины. Кроме того, всем следует произносить благодарственные молитвы святым. Это люди, которые жили раньше и проявили великие способности в каких-либо делах или совершали чудеса силой великого Селестина, действуя через его проводника в этом мире – солнце. Святые покровители есть у всего, включая (помимо прочего): путешествия, целительство, загробную жизнь, питание, знание, справедливость, науку, различные профессии, виды животных, добродетели и даже пороки. Каждому святому посвящён свой особый символ и молитва.
В неделе семь дней, и на седьмой день всем последователям церкви надлежит проводить полдня в соборе или церкви, созерцая величие божественного Селестина и Солнца через слова Пророка. Оставшаяся часть дня (от полудня до вечера), согласно словам Пророка – время отдыха.
Священные празднества: Комбинированный лунно-солнечный календарь начинается с самого длинного дня года, год же поделён на месяцы от полнолуния до полнолуния. Первые дни после нового года и до первого полнолуния – праздничное время говенья в течение дня и истовой молитвы между приёмами пищи ночью.
Места поклонения: Большинство мест поклонения открыты небу и солнечному свету. Новейшие соборы представляют собой сооружения из стекла и стали, специально созданные так, чтобы улавливать и отражать свет этого мира во всей его красоте.
Взгляды на других:
Древние Боги Стихий (Пираты): Пираты смущены силами стихийных духов, это смущение и извращенность делает пиратов преступниками, которые не уважают закон и не почитают свет.
Путь Духов (Туземный Шаманизм): Они наивно почитают ложных богов и демонов, но если примут добродетели Селестина, то смогут стать полноценными членами общества.
Суеверия Колонистов: Хотя многие из них посещают мессу и принимают участие в ритуалах, они склонны доверять старинным мелким обрядам, а не просвещённому учению пророка и прямому восхвалению Селестина.
Суеверия Каперов: Они соблюдают множество устаревших ритуалов и придерживаются языческой веры, которая не имеет смысла в достойном и просвещённом мире.
Эзотерический мистицизм Ордена Луны (Культисты): Их ересь уводит их от истинного света к предательским обманам и иллюзиям. Мир должен быть очищен от них, пока они не причинили непоправимого вреда цивилизации.
Основные верования: Множество богов борются за первенство, но боги стихий – вне времени и пространства. Они – основа бытия, в вечной борьбе создают вселенную, используя младших божеств, духов, смертных и зверей как пешек в битве, которой не было начала и не будет конца. Мир вещный как приливные волны – приходит и уходит, новые войны будут вестись в новых мирах, когда нашего не станет. Стихии – чистейшие дети этих богов, и только умилостивив их, смертный получает шанс перешагнуть границу плоти и стать новым стихийным духом после смерти.
Регулярные ритуалы: У каждого из Богов Стихий свои молитвы и ритуалы. Многие пираты выбирают одно божество своим покровителем, запоминая молитвы и ритуалы, которые угодны этому богу, его подданным и его стихии. Некоторые пираты поклоняются разным богам и стихийным духам, основываясь на текущем годе или природном цикле.
Священные празднества: Согласно обычаю забытой далёкой земли, каждый год посвящён одной стихийной силе (Земля, Огонь, Металл, Воздух, Вода, Дерево – один цикл светлых стихий чередуется с циклом тёмных стихий, всего 12 лет). В начале каждого года, отмеченного новой луной, пираты, следующие этому учению, собираются в городах на кутежи, чтобы проводить старое и отпраздновать новое.
Места поклонения: Вся природа считается подходящим местом для почитания Богов Стихий. Пираты рассказывают о лихих монахах, из которых одни живут в плавучих монастырях, другие – в прочих местах, согласно стихии, которой они поклоняются. Монахи эти зачастую слишком стары, чтобы охотиться за материальными богатствами, поэтому стремятся к воссоединению с миром духов и грёз, чтобы там добывать богатства. Посетить таких монахов – обязательное паломничество, которое каждый пират должен совершить хоть раз в жизни.
Взгляды на других:
Святой Орден Пророка (Империя и Церковь): Они сосредоточились на одном из проявлений великой огненной стихии и не видят, что во вселенной много путей, можно быть кем угодно, не только рьяным огнепоклонником.
Путь Духов (Туземный Шаманизм): Они поклоняются мелким духам, возможно оттого, что те охотнее слушают смертных, но они не видят, что эти второстепенные духи – лишь марионетки в руках великих сил, которые вершат судьбу вселенной.
Суеверия Колонистов: Они видят, что неразумно подчиняться лишь одной стихии, они даже соблюдают некоторые старые обряды, но они боятся порвать с церковью и достичь истинного величия.
Суеверия Каперов: Их заученные ритуалы — лишь пародия на истинные обряды, они надеются, что следуя им, смогут обезопасить себя от борьбы между извечными силами. Но они не будут спасены, когда война станет явной.
Эзотерический Мистицизм Ордена Луны (Культисты): Они понимают, что у медали есть две стороны и понимают истинную силу. Они играют с огнём, пытаясь познать пути духов ещё при жизни – могут быть полезными союзниками или опасными врагами.
Основные верования: Всё, что есть на земле, есть грёза великого сновидца. Ему приснились также и духи, которые пребывают в полусне, поэтому могут говорить и со сном и с подлинным миром. Напитав сон своей силой, духи создали всё живое и людей. С годами люди стали сильными, возможно, даже равными духам. Но если к ним не относиться с должным уважением, духи могут в один миг отнять дарованную людям жизнь.
Регулярные ритуалы: Каждым своим поступком можно угодить духам, каждой мыслью, каждым словом. Большинство людей выбирают себе дух-тотем, который становится частью их жизни, это может быть животное, растение, место. Выбрав его однажды, смертный должен посвятить свою жизнь защите тотема в его земном воплощении. Если множество людей выбрали один и тот же дух своим тотемом, они могут вступить в противоборство за право представлять тотем на собраниях совета. Когда представитель избран, он может противостоять другим представителям, чтобы выяснить, чей тотем сильнее.
Священные празднества: Рассветные и закатные сумерки считаются временем, когда духи ближе всего к миру смертных и их сон и бодрствование уравновешены. Это обычное время для молитв духам.
Места поклонения: Некоторые места – особенные, и это можно почувствовать. В таких местах пребывают духи, поэтому они священны. Зачастую это места, где природа чиста и первозданна, но они могут располагаться и посреди большого города. Они почти не бывают особо отмечены – эти места надо чувствовать.
Взгляды на других:
Святой Орден Пророка (Империя и Церковь): Они избрали одного духа и почитают его превыше других, это выводит мир из равновесия и гармонии. Мы пытаемся показать им, что все духи могут дать знание, но они не соглашаются, не могут это принять.
Древние Боги Стихий (Пираты): Они жаждут славы и почитают только самых могущественных духов, они не понимают, что иногда, дабы выбраться наверх по великой лестнице, начинать надо с малого.
Суеверия Колонистов: Они почитают духов своей родины, но не понимают, что они далеко от дома, и их родные духи остались там. Если бы они научились ритуалам наших духов, им бы было проще жить здесь.
Суеверия Каперов: Они следуют разным ритуалам своего старого мира, но смысла в этом нет – лишь мечты и воспоминания.
Эзотерический Мистицизм Ордена Луны (Культисты): Они владеют опасными знаниями и силой духов. Они уважают нас, поэтому и мы уважаем их, но у них есть дурное обыкновение пробуждать лихо, которому бы лучше спать.
Основные верования: Разнообразные верования колонистов включают множество космологий, сформированных самыми различными мифами. Некоторые верят старым преданиям, кто-то говорит о всепобеждающем духе, который уничтожает других своим взглядом (постепенно вглядываясь в мир и превращая его в своё подобие). Другие говорят о духовных циклах вселенной, а кто-то – о едином творении и о всепоглощающей битве, когда настанет конец времён. Большинство смешало учение церкви со своей системой верований, а многие просто хотят жить своей мирской жизнью, не беспокоясь о духах и прочих вещах, которые никак не влияют на физический мир.
Регулярные ритуалы: Поколение за поколением продолжало следовать предрассудкам, которые стали общими для многих колонистов и тех, кто близок к ним. Существуют десятки ежедневных ритуалов (например, говорить «будь здоров!», когда человек чихает, или, если рассыпалась соль, бросать щепотку через левое плечо), мало кто помнит, зачем нужны эти ритуалы, но большинство из них объясняются «защитой от невезения».
Священные празднества: Так как седьмой день Церковь посвятила отдыху, колонисты завели обыкновение ходить на рынок на шестой день, чтобы пополнить запасы. Более формальные ритуалы включают в себя пиры на рубеже времён года (переход лета в осень, осени в зиму, зимы в весну, весны в лето).
Места поклонения: Суеверные обычно не имеют особых мест поклонения, но уважают священные места других людей.
Взгляды на других:
Святой Орден Пророка (Империя и Церковь): Они могущественны и их знание духовных материй впечатляет, но они забывают о ежедневных бытовых мелочах, из которых состоит жизнь.
Древние Боги Стихий (Пираты): Возможно, у их культа и у наших обычаев общие корни… но пути наши давно разошлись.
Путь Духов (Туземный Шаманизм): Они не такие, как мы, их традиции странные и непонятные. Святой Орден говорит, что они – заблудшие и поклоняются демонам, не знаем, правда ли это, но лучше держаться от них и от их языческих обычаев подальше.
Суеверия Каперов: Они похожи на нас, но мы ориентируемся на указания Святого Ордена, в то время как они – сами по себе, на семи ветрах.
Эзотерический Мистицизм Ордена Луны (Культисты): Кто-то говорит, что их и вовсе не существует, другие говорят, что они еретики и поклоняются дьяволу. Как знать?
Основные верования: Во всякой религии есть зерно истины, каждая система верований по-своему права, а вместе они составляют общую картину. Если брать что-то от каждой религии, можно составить свою собственную систему верований, которая подходит именно тебе. Никто не должен навязывать другим своих верований, равно как и слепо следовать тому, что навязывают тебе.
Регулярные ритуалы: Сама природа их верований не располагает к каким-то предписанным ритуалам. Всем позволено участвовать в тех ритуалах, которые кажутся им подходящими – главное, чтобы они не мешали порядку на корабле и другим каперам.
Священные празднества: смотри выше.
Места поклонения: Каперы часто пользуются для поклонения святыми местами других религий, независимо от своих убеждений или верований тех, кто обычно молится в этом месте. Когда живёшь в море, берёшь, что успеваешь, и пытаешься использовать себе во благо.
Взгляды на других:
Святой Орден Пророка (Империя и Церковь): Они всё время пытаются обратить нас в свою веру или истребить как еретиков. Для людей, которые говорят, что ищут знания, они слишком ограничены и упрямы.
Древние Боги Стихий: Они принимают множественность божеств, но сосредоточены на борьбе, а не на возможной гармонии и справедливости.
Путь Духов (Туземный Шаманизм): Их верования древние, у них можно многому научиться и приумножить нашу коллективную веру.
Суеверия Колонистов: Они хотят экспериментировать со своей духовной жизнью и традициями, но остаются привязанными к Святому Ордену Пророка. Вот если бы они смогли от него оторваться, всё было бы иначе.
Эзотерический Мистицизм Ордена Луны (Культисты): Если они и правда есть – они для нас тайна за семью печатями.
Основные верования: Вначале было Единое, и всё было едино. Когда Единое осознало своё существование, оно также поняло, что должно быть что-то кроме него. И тогда Единое раздвоилось, и всё сущее сделалось либо частью смотрящего, либо частью видимого. То, что было частью смотрящего, было покоем и понимало, а то, что было частью видимого, было потоком и не понимало. Пребывая в покое, смотрящее не мог постичь поток, чтобы расти, развиваться, учиться, смотрящее должно было принять в себя частицы потока. Чтобы замедлить поток настолько, чтобы его могло разглядеть смотрящее, видимое должно было принять в себя частицы покоя. Разрушая границу между покоем и потоком, видимым и смотрящим, мириады сочетаний взвихрились во все стороны сквозь время и пространство – и так был создан мир. Смотрящая сущность жаждала познать все эти сочетания, поэтому в конце концов разделилась на бесчисленное множество существ, и каждое посвятило себя изучению малой частицы мира. Самые могущественные из этих существ обозревали обширные области частично успокоенного потока, но будучи огромными не могли разглядеть малых частей мира, поэтому разделили себя на меньшие аватары. И так разделение жизни продолжалось снова и снова. Во всех разумных существах есть частица смотрящего, искра божественного. Все должны прийти к пониманию, что эта божественность – внутри каждого из них, но есть более могущественные существа, созерцающие мир, в их жилах течёт неизмеримо больше божественной энергии – этих существ следует уважать. Есть также и те, что познал и овладел божественной энергией внутри себя – у таких людей следует учиться.
Регулярные ритуалы: Солнце, являясь проявлением величайшей смотрящей силы в этой части мира, видит всё в безоблачный день. Это времена, когда оно не требует от нас бдения, на закате и на рассвете мы должны обращаться к солнцу; на закате – чтобы узнать, за чем оно велит нам наблюдать, на рассвете – чтобы рассказать ему, что мы видели. Луна же, пребывающая в непостоянстве, между светом и тьмой, видимым и смотрящим – сродни нам, странница в небесных чертогах. Её надлежит приветствовать каждый раз, когда мы видим её впервые за сутки.
Священные празднества: Полнолуние и новолуние – это время, когда небесная странница видима лучше и хуже всего. На закате таких дней члены культа, которые могут собраться вместе, участвуют в более тщательных ритуалах, чем обычно. Солнечные и лунные затмения для культистов – самое священное время. Во время солнечного затмения небесная странница встречается с величайшим воплощением смотрящей силы и делится своими знаниями, это время, когда члены культа обмениваются книгами и свитками. Во время лунного затмения небесная странница встречается с тёмной сутью и воплощением видимого хаотического потока, это время вызова мистических сил и принесения обетов.
Места поклонения: Есть два вида мест, где поклоняются культисты. Одно место – личное для каждого, там он молится на закате и рассвете, окружённый книгами, полными оккультных преданий и теологического знания. Другое место – общее, где на формальные встречи собираются все члены культа, проводят ритуалы и обмен, обычно это обсерватории или места, где заметно движение небесных тел. Древний подземный планетарий служит центральным местом поклонения на острове, хотя никто не знает, кто его построил и зачем.
Взгляды на других:
Святой Орден Пророка (Империя и Церковь): Они зациклились на свете и разуме, но из-за этого упускают половину истины, ибо подлинная мудрость – во взаимодействии света и тьмы.
Древние Боги Стихий (Пираты): Они поклоняются одним из самых могущественных проявлений смотрящего, но не стремятся получить от них знания.
Путь Духов (Туземный Шаманизм): Они хотят учиться у духов, но делают это просто и примитивно. В них много потенциала.
Суеверия Колонистов: Они сосредоточены на результатах, а не на причинах. Не понимают, почему их ритуалы действуют – просто довольны, что обычно они срабатывают.
Суеверия Каперов: Ещё хуже колонистов – они суеверно придерживаются ритуалов, не понимая, что именно делают.
Вы наверняка обратили внимание, что я дал каждой религии причину вступить в конфликт с кем-то, и у каждой религии есть какое-либо торжество, чтобы показать положительные стороны этих верований.
Часть 12: Отрекаясь от религии
Я встречаюсь с этим снова и снова, и каждый раз, как вижу – меня это страшно бесит. Это извечная печаль фэнтезийных RPG, которые наполнены знакомыми механизмами, но с небольшим вывертом, или даже комбинируют существующие механизмы так, что для дизайнера в них, вроде, и есть последовательность и логика, а на деле, явно чего-то не хватает.
Я говорю о постоянном переложении толкиновского пантеона божеств на любой фэнтезийный сеттинг. Может быть, он просто близок западной культуре, в конце концов, там есть несколько намёков на иудеохристианство, сопровождаемых пантеоном олимпийских (или скандинавских, или кельтских) богов, с вкраплениями гностицизма и катаризма – всего в меру.
Одно всемогущее божество/небесная сущность, порождает мир, а затем создаёт меньшие сущности/меньших божеств/ангелов, которые занимаются меньшими аспектами бытия, а один из них бунтует. Иногда меньшие сущности поют в едином хоре, чтобы поддерживать постоянство мира, иногда они предстают в физическом облике (и выполняют поручения), иногда они вздорят между собой, но обычно они пребывают в священном трепете перед изначальным всесильным создателем.
… а что хуже всего – почти без вариантов, благородные люди сеттинга всегда почитают всесильного создателя, а другие расы (или менее благородные люди) введены в заблуждении и почитают одну из меньших сущностей.
Интересно, что если вспоминать «Властелина Колец» (главным образом, фильмы, потому что они свежее в памяти, чем книги), явной религии там почти нет. Великое зло в сеттинге воплотилось физически (может, не полностью, но Око можно видеть невооружённым глазом), но я не помню, чтобы встречал там каких-либо жрецов, пытающихся обратить людей в веру, только воинов и предводителей, которые противостоят дикости квази-сверхъестественных существ. Религиозные догмы и мифические структуры задают тон истории и иногда поясняют её, но прямо о них почти ничего не говорится. Если судить об «Игре Престолов» по телесериалу, там ситуация похожая. Многие семьи живут по-новому, но кто-то до сих пор почитает своих покровителей из числа старых богов, в большинстве случаев божества сеттинга едва упоминаются и не оказывают на мир никакого влияния. Многие сеттинги для ролевых игр делают религии и божеств более явными (следуя при этом схеме, описанной в первых параграфах) вероятно потому, что в классах персонажей присутствуют жрецы и клирики. Многие современные романы основывают свои предания на RPG-сеттингах, тем самым умножая энтропию.
Последний параграф мог оставить у вас впечатление, что мне просто не хочется добавлять в свой мир религию, но это не так. Добавляя различные религиозные мировоззрения, я добавляю пространство для развития сюжета и конфликтов. Просто я не заявляю, что какая-то особая космология правильна, а другие – ошибочны, вместо этого я даю игроку возможность выбрать и исследовать то, что он выбрал вместе со своим персонажем. Для меня это – неотъемлемая часть истории.
На мой взгляд, с этим заданием неплохо справились несколько сеттингов. В мире Warhammer’а существуют разные культуры со своими богами, тайные культы, почитающие иных божеств, и безобразные лавкрафтовы боги хаоса, которые стремятся к разрушению, уничтожению, извращению и поглощению. Весь сеттинг представляет собой такое причудливое смешение идей и культов, что ни один из них не является «явно истинным». Различные борющиеся между собой мифические системы каждой игры ведут начало от классической World of Darkness, и каждая показывает такую версию реальности, которая совпадает с культурными идеями расы, каждая из них способна сформировать сюрреалистический мир как сама по себе, так и во взаимодействии с другими. Главное здесь в том, что религия должна быть ещё одной возможностью для развития сюжета, предоставлять игрокам ещё один выбор, а не просто говорить им: «Это – правильно, а все остальные заблуждаются».
Пока что были предпосылки для четырёх отдельных религиозных систем: Святой Орден Пророка, Древние Боги Стихий, Туземный Шаманизм и «Смесь Суеверий». Каждая из культур либо следует одной из этих систем в чистом виде, либо смешивает их. Пока единственной религией, которая более или менее подробно описана, является Святой Орден, и то только потому, что в сеттинге есть целая культура, посвящённая ей (ещё у нас есть культисты, но мы специально оставили их за завесой тумана). Пожалуй, можно предположить, что «смесь суеверий» и фольклорные формы религиозных верований сеттинга имеют сходство с теми, что в изобилии встречаются в реальном мире. Для туземного шаманизма мне придётся немного подучить предания Маори, чтобы я смог адекватно связать религию с культурой, кроме того, мне пришла в голову идея приправить всё это вудуизмом, чтобы некоторые персонажи (например, зачарованные воины и пророки) были одержимы духами – но это уже отклонение в сторону ритуала и космологии. Древние боги стихий – это просто нечто взятое с потолка, потому что я думал о пиратах, почитающих четыре ветра четырёх сторон света, потом вспомнил лавкрафтов ужас, поднимающийся из пучин, или дух земли, которого надо умилостивить, чтобы не налететь на скалы.
Религия – один из двигателей игры по ряду причин. Во-первых, «Церковь» и «Культисты» — это целые общественные фракции, во-вторых, в игре присутствуют всевозможные чародеи, и в-третьих, элемент сверхъестественного и таинственного присущ нашему сеттингу в целом. При этом очень важно понять, что религия не является главной движущей силой, таинственность и исследования стоят на первом месте; религия лишь добавляет колорит, а также конфликт между строгим орденом старого света и непостоянством нового мира, плюс классовая борьба между теми, кто имеет (и желает сохранить) и теми, кто не имеет (и стремится завладеть).
Мне кажется, что несколько общих параграфов для каждой религии должно хватить. Один параграф по общей системе верований, один по ежедневным и еженедельным ритуалам и молитвам, один – рассказывающий о нескольких особых празднествах и обрядах, один – о местах поклонения и один – описывающий отношение каждой религии к другим. Вдаваться в детали я бы стал только в том случае, если бы нашлись игроки, желающие узнать больше, а для предстоящей игровой кампании ограничился бы этим и предоставил бы особо целеустремлённым игрокам самим развивать данные религии через взаимодействие своих персонажей.
Часть 13: Всем нужна вера
Есть интересное направление в антропологии и социологии, которое рассматривает культурные группы в контексте различных отношений. Так как трудно сделать беспристрастное описание с позиции «стороннего наблюдателя», культуры описываются не в результате изучения в лабораторных условиях; вместо этого собираются наблюдения, сделанные различными группами, которые контактируют с изучаемой культурой. Таким образом, каждое описание говорит нам что-то и о культуре, которую оно описывает, и о культуре, которая дала описание.
Впервые я встретил применение этой идеи в RPG, когда ещё в старших классах купил первое издание Werewolf: the Apocalypse (я знаю, что первыми были вампиры, но вампиры тогда мне не особо нравились, и я думал, что играть оборотнями куда интереснее). В этих книгах каждое племя давало краткое описание всем остальным племенам, и все культуры вам действительно виделись в системе и взаимодействии (даже если они не особо друг друга жаловали).
Именно так я стараюсь описывать культуры в своих играх, на это уходит чуть больше времени, но игровой результат полностью оправдывает затраченные усилия. Получившаяся схема даёт вам простые и быстрые указания, как стереотипный представительно одной культуры относится к представителю другой культуры. На этот раз я использовал систему отношений для описания религий в сеттинге.
Святой Орден Пророка (Империя и Церковь)
Основные верования: Мир начал существовать, когда пробудился Селестин, всё появилось в тот миг, когда он впервые устремил свой взор в пустоту. Единственное, чего он не мог прозревать – самого себя, поэтому великий Селестин напитал стихии мира своей божественной благодатью, и так появились архангелы (сама благодать), ангелы и духи (преисполненные благодати), люди (с частицей благодати) и звери (с малейшей искрой благодати). Люди были всего в шаге от зверей, не ведали своей божественной сути и непрестанно воевали друг с другом, череда пророков понадобилась для того, чтобы отрыть тем, кто был готов принять правду, свет, сокрытый в них. Величайшие из пророков учили, что великий Селестин пресветел настолько, что его невозможно узреть, а солнце – это самый могущественный из архангелов, которого могут видеть смертные, а звёзды – это души смертных, которые умерли и сбились с пути. Божественная искра есть в каждом из нас, и если мы пожелаем, мы преисполнимся духом солнца и не собьёмся с пути, мы пройдём через солнце и станем едины с благодатью великого Селестина и сможем разделить свою общую мудрость со всей вселенной.
Регулярные ритуалы: Каждый полдень, когда солнце в зените, надо почтить мгновением тишины. Кроме того, всем следует произносить благодарственные молитвы святым. Это люди, которые жили раньше и проявили великие способности в каких-либо делах или совершали чудеса силой великого Селестина, действуя через его проводника в этом мире – солнце. Святые покровители есть у всего, включая (помимо прочего): путешествия, целительство, загробную жизнь, питание, знание, справедливость, науку, различные профессии, виды животных, добродетели и даже пороки. Каждому святому посвящён свой особый символ и молитва.
В неделе семь дней, и на седьмой день всем последователям церкви надлежит проводить полдня в соборе или церкви, созерцая величие божественного Селестина и Солнца через слова Пророка. Оставшаяся часть дня (от полудня до вечера), согласно словам Пророка – время отдыха.
Священные празднества: Комбинированный лунно-солнечный календарь начинается с самого длинного дня года, год же поделён на месяцы от полнолуния до полнолуния. Первые дни после нового года и до первого полнолуния – праздничное время говенья в течение дня и истовой молитвы между приёмами пищи ночью.
Места поклонения: Большинство мест поклонения открыты небу и солнечному свету. Новейшие соборы представляют собой сооружения из стекла и стали, специально созданные так, чтобы улавливать и отражать свет этого мира во всей его красоте.
Взгляды на других:
Древние Боги Стихий (Пираты): Пираты смущены силами стихийных духов, это смущение и извращенность делает пиратов преступниками, которые не уважают закон и не почитают свет.
Путь Духов (Туземный Шаманизм): Они наивно почитают ложных богов и демонов, но если примут добродетели Селестина, то смогут стать полноценными членами общества.
Суеверия Колонистов: Хотя многие из них посещают мессу и принимают участие в ритуалах, они склонны доверять старинным мелким обрядам, а не просвещённому учению пророка и прямому восхвалению Селестина.
Суеверия Каперов: Они соблюдают множество устаревших ритуалов и придерживаются языческой веры, которая не имеет смысла в достойном и просвещённом мире.
Эзотерический мистицизм Ордена Луны (Культисты): Их ересь уводит их от истинного света к предательским обманам и иллюзиям. Мир должен быть очищен от них, пока они не причинили непоправимого вреда цивилизации.
Древние Боги Стихий (Пираты)
Основные верования: Множество богов борются за первенство, но боги стихий – вне времени и пространства. Они – основа бытия, в вечной борьбе создают вселенную, используя младших божеств, духов, смертных и зверей как пешек в битве, которой не было начала и не будет конца. Мир вещный как приливные волны – приходит и уходит, новые войны будут вестись в новых мирах, когда нашего не станет. Стихии – чистейшие дети этих богов, и только умилостивив их, смертный получает шанс перешагнуть границу плоти и стать новым стихийным духом после смерти.
Регулярные ритуалы: У каждого из Богов Стихий свои молитвы и ритуалы. Многие пираты выбирают одно божество своим покровителем, запоминая молитвы и ритуалы, которые угодны этому богу, его подданным и его стихии. Некоторые пираты поклоняются разным богам и стихийным духам, основываясь на текущем годе или природном цикле.
Священные празднества: Согласно обычаю забытой далёкой земли, каждый год посвящён одной стихийной силе (Земля, Огонь, Металл, Воздух, Вода, Дерево – один цикл светлых стихий чередуется с циклом тёмных стихий, всего 12 лет). В начале каждого года, отмеченного новой луной, пираты, следующие этому учению, собираются в городах на кутежи, чтобы проводить старое и отпраздновать новое.
Места поклонения: Вся природа считается подходящим местом для почитания Богов Стихий. Пираты рассказывают о лихих монахах, из которых одни живут в плавучих монастырях, другие – в прочих местах, согласно стихии, которой они поклоняются. Монахи эти зачастую слишком стары, чтобы охотиться за материальными богатствами, поэтому стремятся к воссоединению с миром духов и грёз, чтобы там добывать богатства. Посетить таких монахов – обязательное паломничество, которое каждый пират должен совершить хоть раз в жизни.
Взгляды на других:
Святой Орден Пророка (Империя и Церковь): Они сосредоточились на одном из проявлений великой огненной стихии и не видят, что во вселенной много путей, можно быть кем угодно, не только рьяным огнепоклонником.
Путь Духов (Туземный Шаманизм): Они поклоняются мелким духам, возможно оттого, что те охотнее слушают смертных, но они не видят, что эти второстепенные духи – лишь марионетки в руках великих сил, которые вершат судьбу вселенной.
Суеверия Колонистов: Они видят, что неразумно подчиняться лишь одной стихии, они даже соблюдают некоторые старые обряды, но они боятся порвать с церковью и достичь истинного величия.
Суеверия Каперов: Их заученные ритуалы — лишь пародия на истинные обряды, они надеются, что следуя им, смогут обезопасить себя от борьбы между извечными силами. Но они не будут спасены, когда война станет явной.
Эзотерический Мистицизм Ордена Луны (Культисты): Они понимают, что у медали есть две стороны и понимают истинную силу. Они играют с огнём, пытаясь познать пути духов ещё при жизни – могут быть полезными союзниками или опасными врагами.
Путь Духов (Туземный Шаманизм)
Основные верования: Всё, что есть на земле, есть грёза великого сновидца. Ему приснились также и духи, которые пребывают в полусне, поэтому могут говорить и со сном и с подлинным миром. Напитав сон своей силой, духи создали всё живое и людей. С годами люди стали сильными, возможно, даже равными духам. Но если к ним не относиться с должным уважением, духи могут в один миг отнять дарованную людям жизнь.
Регулярные ритуалы: Каждым своим поступком можно угодить духам, каждой мыслью, каждым словом. Большинство людей выбирают себе дух-тотем, который становится частью их жизни, это может быть животное, растение, место. Выбрав его однажды, смертный должен посвятить свою жизнь защите тотема в его земном воплощении. Если множество людей выбрали один и тот же дух своим тотемом, они могут вступить в противоборство за право представлять тотем на собраниях совета. Когда представитель избран, он может противостоять другим представителям, чтобы выяснить, чей тотем сильнее.
Священные празднества: Рассветные и закатные сумерки считаются временем, когда духи ближе всего к миру смертных и их сон и бодрствование уравновешены. Это обычное время для молитв духам.
Места поклонения: Некоторые места – особенные, и это можно почувствовать. В таких местах пребывают духи, поэтому они священны. Зачастую это места, где природа чиста и первозданна, но они могут располагаться и посреди большого города. Они почти не бывают особо отмечены – эти места надо чувствовать.
Взгляды на других:
Святой Орден Пророка (Империя и Церковь): Они избрали одного духа и почитают его превыше других, это выводит мир из равновесия и гармонии. Мы пытаемся показать им, что все духи могут дать знание, но они не соглашаются, не могут это принять.
Древние Боги Стихий (Пираты): Они жаждут славы и почитают только самых могущественных духов, они не понимают, что иногда, дабы выбраться наверх по великой лестнице, начинать надо с малого.
Суеверия Колонистов: Они почитают духов своей родины, но не понимают, что они далеко от дома, и их родные духи остались там. Если бы они научились ритуалам наших духов, им бы было проще жить здесь.
Суеверия Каперов: Они следуют разным ритуалам своего старого мира, но смысла в этом нет – лишь мечты и воспоминания.
Эзотерический Мистицизм Ордена Луны (Культисты): Они владеют опасными знаниями и силой духов. Они уважают нас, поэтому и мы уважаем их, но у них есть дурное обыкновение пробуждать лихо, которому бы лучше спать.
Суеверия Колонистов
Основные верования: Разнообразные верования колонистов включают множество космологий, сформированных самыми различными мифами. Некоторые верят старым преданиям, кто-то говорит о всепобеждающем духе, который уничтожает других своим взглядом (постепенно вглядываясь в мир и превращая его в своё подобие). Другие говорят о духовных циклах вселенной, а кто-то – о едином творении и о всепоглощающей битве, когда настанет конец времён. Большинство смешало учение церкви со своей системой верований, а многие просто хотят жить своей мирской жизнью, не беспокоясь о духах и прочих вещах, которые никак не влияют на физический мир.
Регулярные ритуалы: Поколение за поколением продолжало следовать предрассудкам, которые стали общими для многих колонистов и тех, кто близок к ним. Существуют десятки ежедневных ритуалов (например, говорить «будь здоров!», когда человек чихает, или, если рассыпалась соль, бросать щепотку через левое плечо), мало кто помнит, зачем нужны эти ритуалы, но большинство из них объясняются «защитой от невезения».
Священные празднества: Так как седьмой день Церковь посвятила отдыху, колонисты завели обыкновение ходить на рынок на шестой день, чтобы пополнить запасы. Более формальные ритуалы включают в себя пиры на рубеже времён года (переход лета в осень, осени в зиму, зимы в весну, весны в лето).
Места поклонения: Суеверные обычно не имеют особых мест поклонения, но уважают священные места других людей.
Взгляды на других:
Святой Орден Пророка (Империя и Церковь): Они могущественны и их знание духовных материй впечатляет, но они забывают о ежедневных бытовых мелочах, из которых состоит жизнь.
Древние Боги Стихий (Пираты): Возможно, у их культа и у наших обычаев общие корни… но пути наши давно разошлись.
Путь Духов (Туземный Шаманизм): Они не такие, как мы, их традиции странные и непонятные. Святой Орден говорит, что они – заблудшие и поклоняются демонам, не знаем, правда ли это, но лучше держаться от них и от их языческих обычаев подальше.
Суеверия Каперов: Они похожи на нас, но мы ориентируемся на указания Святого Ордена, в то время как они – сами по себе, на семи ветрах.
Эзотерический Мистицизм Ордена Луны (Культисты): Кто-то говорит, что их и вовсе не существует, другие говорят, что они еретики и поклоняются дьяволу. Как знать?
Суеверия Каперов:
Основные верования: Во всякой религии есть зерно истины, каждая система верований по-своему права, а вместе они составляют общую картину. Если брать что-то от каждой религии, можно составить свою собственную систему верований, которая подходит именно тебе. Никто не должен навязывать другим своих верований, равно как и слепо следовать тому, что навязывают тебе.
Регулярные ритуалы: Сама природа их верований не располагает к каким-то предписанным ритуалам. Всем позволено участвовать в тех ритуалах, которые кажутся им подходящими – главное, чтобы они не мешали порядку на корабле и другим каперам.
Священные празднества: смотри выше.
Места поклонения: Каперы часто пользуются для поклонения святыми местами других религий, независимо от своих убеждений или верований тех, кто обычно молится в этом месте. Когда живёшь в море, берёшь, что успеваешь, и пытаешься использовать себе во благо.
Взгляды на других:
Святой Орден Пророка (Империя и Церковь): Они всё время пытаются обратить нас в свою веру или истребить как еретиков. Для людей, которые говорят, что ищут знания, они слишком ограничены и упрямы.
Древние Боги Стихий: Они принимают множественность божеств, но сосредоточены на борьбе, а не на возможной гармонии и справедливости.
Путь Духов (Туземный Шаманизм): Их верования древние, у них можно многому научиться и приумножить нашу коллективную веру.
Суеверия Колонистов: Они хотят экспериментировать со своей духовной жизнью и традициями, но остаются привязанными к Святому Ордену Пророка. Вот если бы они смогли от него оторваться, всё было бы иначе.
Эзотерический Мистицизм Ордена Луны (Культисты): Если они и правда есть – они для нас тайна за семью печатями.
Эзотерический Мистицизм Ордена Луны (Культисты)
Основные верования: Вначале было Единое, и всё было едино. Когда Единое осознало своё существование, оно также поняло, что должно быть что-то кроме него. И тогда Единое раздвоилось, и всё сущее сделалось либо частью смотрящего, либо частью видимого. То, что было частью смотрящего, было покоем и понимало, а то, что было частью видимого, было потоком и не понимало. Пребывая в покое, смотрящее не мог постичь поток, чтобы расти, развиваться, учиться, смотрящее должно было принять в себя частицы потока. Чтобы замедлить поток настолько, чтобы его могло разглядеть смотрящее, видимое должно было принять в себя частицы покоя. Разрушая границу между покоем и потоком, видимым и смотрящим, мириады сочетаний взвихрились во все стороны сквозь время и пространство – и так был создан мир. Смотрящая сущность жаждала познать все эти сочетания, поэтому в конце концов разделилась на бесчисленное множество существ, и каждое посвятило себя изучению малой частицы мира. Самые могущественные из этих существ обозревали обширные области частично успокоенного потока, но будучи огромными не могли разглядеть малых частей мира, поэтому разделили себя на меньшие аватары. И так разделение жизни продолжалось снова и снова. Во всех разумных существах есть частица смотрящего, искра божественного. Все должны прийти к пониманию, что эта божественность – внутри каждого из них, но есть более могущественные существа, созерцающие мир, в их жилах течёт неизмеримо больше божественной энергии – этих существ следует уважать. Есть также и те, что познал и овладел божественной энергией внутри себя – у таких людей следует учиться.
Регулярные ритуалы: Солнце, являясь проявлением величайшей смотрящей силы в этой части мира, видит всё в безоблачный день. Это времена, когда оно не требует от нас бдения, на закате и на рассвете мы должны обращаться к солнцу; на закате – чтобы узнать, за чем оно велит нам наблюдать, на рассвете – чтобы рассказать ему, что мы видели. Луна же, пребывающая в непостоянстве, между светом и тьмой, видимым и смотрящим – сродни нам, странница в небесных чертогах. Её надлежит приветствовать каждый раз, когда мы видим её впервые за сутки.
Священные празднества: Полнолуние и новолуние – это время, когда небесная странница видима лучше и хуже всего. На закате таких дней члены культа, которые могут собраться вместе, участвуют в более тщательных ритуалах, чем обычно. Солнечные и лунные затмения для культистов – самое священное время. Во время солнечного затмения небесная странница встречается с величайшим воплощением смотрящей силы и делится своими знаниями, это время, когда члены культа обмениваются книгами и свитками. Во время лунного затмения небесная странница встречается с тёмной сутью и воплощением видимого хаотического потока, это время вызова мистических сил и принесения обетов.
Места поклонения: Есть два вида мест, где поклоняются культисты. Одно место – личное для каждого, там он молится на закате и рассвете, окружённый книгами, полными оккультных преданий и теологического знания. Другое место – общее, где на формальные встречи собираются все члены культа, проводят ритуалы и обмен, обычно это обсерватории или места, где заметно движение небесных тел. Древний подземный планетарий служит центральным местом поклонения на острове, хотя никто не знает, кто его построил и зачем.
Взгляды на других:
Святой Орден Пророка (Империя и Церковь): Они зациклились на свете и разуме, но из-за этого упускают половину истины, ибо подлинная мудрость – во взаимодействии света и тьмы.
Древние Боги Стихий (Пираты): Они поклоняются одним из самых могущественных проявлений смотрящего, но не стремятся получить от них знания.
Путь Духов (Туземный Шаманизм): Они хотят учиться у духов, но делают это просто и примитивно. В них много потенциала.
Суеверия Колонистов: Они сосредоточены на результатах, а не на причинах. Не понимают, почему их ритуалы действуют – просто довольны, что обычно они срабатывают.
Суеверия Каперов: Ещё хуже колонистов – они суеверно придерживаются ритуалов, не понимая, что именно делают.
Вы наверняка обратили внимание, что я дал каждой религии причину вступить в конфликт с кем-то, и у каждой религии есть какое-либо торжество, чтобы показать положительные стороны этих верований.
0 комментариев