Специально организованный настольно-ролевой опыт работы

Давно хотел сделать хоть какой-то обзор своего опыта работы, или как получилось хоть что-то зарабатывать на НРИ после 10 лет старания. Только собственные воспоминания, восприятие и история.

Лобазов Д.В.
Аспирант,
Старший преподаватель кафедры
педагогики и психологии профессиональной деятельности,
Методист раннего развития

Специально организованный настольно-ролевой опыт работы

Дисклеймер: это заготовка возможность научной статьи, описывающей опыт работы в психолого-педагогической сфере во имя очередной публикации. Но, тем не менее, текст я постарался сделать относительно простым, опираясь только на описательный характер повествования. Да, текст почти не вычитан. Но все равно. Приятного чтения.

Люди любят играть, как бы не отрицали это, будь то игра «в жизнь», как отмечает это в своих работах Эрик Берн, или игра настольная. В первом случае человек использует свои паттерны поведения в общественной деятельности, воспринимая жизненные нужды и собственные амбиции как естественные цели. Эти импульсы в поведении складываются в жизненный алгоритм, по которому человек действует в большинстве ситуаций, что описано у Берна как «жизненный сценарий». Другими словами, социум предрасполагает к игровому действию, наполненным этическим и моральными правилами, культурным наследием, и бытовыми знаниями. Человек становится игроком по жизни для того, чтобы достичь жизненных целей, даже если это семья, стабильность или саморазвитие. Одновременно с жизненным сценарием, человек выступает в роли творца каждый раз, когда пытается достичь чего-то нового.

Творческая активность в общественной деятельности для человека создает площадку для личностной самореализации и самоактуализации коммуникативного потенциала, а также прочих личностных навыков. Логично предположить, что созданная площадка для творческой игры с элементами симуляции общественных ситуаций, способна предоставить возможность для личностной самореализации, с учетом того, что данное пространство будет не стихийным, а специально организованным. Именно это положение стало основой для разработки образовательного модуля «Ролевая игра», который входит в программу федерального гранта «Инклюзивный кластер», центров дополнительного образования города Красноярска («Честь и слава Красноярья» при кадетском корпусе, ЦДОД№2 на занятиях клуба настольных игр, частная школа «Браво»), центра повышения квалификации и в курсе лекций «психология межличностных коммуникаций» (при СибГТУ). Автор статьи является автором данного образовательного модуля.

Очевидно, что настольные игры существуют столь же долго, как и человеческая цивилизация, однако определенный рассвет настольных игр в мире, как целое направление, включающее в себя множество сообществ, происходит лишь в последние несколько десятилетий. На сегодняшний день каждый год издаются сотни новых настольных игр для самых разных аудиторий и групп людей: от самых маленьких детей до узконаправленных игр для любителей определенного жанра и сложности правил. Но это происходит на западе.

В России настольная игра начала развиваться в начале 2000х, когда были переведены топовые европейские игры, и были созданы уже классические отечественные игры. Конечно, отечественные настольные игры издавались и ранее, но до европейского стандарта они далеко не дотягивали: стоит лишь сравнить две коробки. Единственной по праву легендарной настольной игрой можно смело считать «Корону Эмбера», которая была распространена в узком кругу людей, и была настоящим откровением для многих, став подспорьем для сотен новых идей и мыслей в плане творчества не меньшего количества людей.

В Красноярском крае пионерами в поле популяризации настольных игр стал МОУДОД ЦДОД ДОЦ№2, который и сейчас проводит множество мероприятий, связанных с настольными играми. В 2005 году открылся первый в городе специализированный магазин настольных игр «Дайвилль», который, однако, кроме современной классики настольных игр, рассчитывал на продажи самой знаменитой в мире коллекционной карточной игры «Magic: the Gathering».

Это было уникальное время, когда в Красноярске стали централизованно поддерживаться клубы по интересам. При всем этом, по началу, общественности было непонятно, чем занимаются эти клубы. И если в последние годы ситуация начала исправляться, то в 2005-2007 годах игра на картах в магов, которые призывают существ и заклинания, где надо просчитывать комбинации и цифры, вызывала ассоциации с азартной игрой на деньги. Реакция окружающих людей была соответствующая.

С настольной ролевой игрой была схожая ситуация: Интернет только развивался, поэтому направление НРИ, в основе своей, держалась лишь на обрывочных данных, любительских переводах, и множестве авторских игровых систем, которые никогда не уходили дальше родного игрового стола. Была, правда, небезызвестная «Эра Водолея», которая стала первой официальной изданной отечественной НРИ. О ней ходили слухи, но обложку этой книги я увидел лишь годы спустя, и то все в том же Интернете.

Кроме классических НРИ вроде «Вампиры: Маскарад», «Киберпанк 2020», «Шедоуран», многие ролевики (а именно субкультура ролевиков, в основном, увлекалась НРИ, что не удивительно) повально играли в «Подземелья и Драконы» (ДнД). В 2004 году, на увеличивающейся волне популярности настольных игр, я и сам увлекся НРИ. После второй игровой встречи, в марте 2004, я обратился к ведущему, чтобы взять все доступные книги правил, и провожу НРИ до сих пор.

В 2004-2007 год все образующееся сообщество «настольщиков» играло без определенной цели. Если и проводились какие-то турниры, то они, так или иначе, касались MtG. Можно назвать это время «насыщением», когда мы постигали современную классику настольных игр вроде «Каркассона» или «Колонизаторов». В то время я стал одним из первых продавцов магазина настольных игр «Дайсвилль» и наблюдал за стремительным развитием одноименного клуба в стенах ДОЦ№2.

Позже клуб настольных игр открыли прямо в пристройке к магазину, поэтому получалось проводить НРИ и на работе, и в свободное время. Из-за большого количества проведенных игр, получилось познакомиться с большим количеством новых людей, которые абсолютно никак не были связаны с ролевым движением города и края. И наоборот: получилось узнать множество ролевиков города, погрузившись в мир их игр. В том числе получилось проводить игры разного формата в клубе ролевого моделирования «КРОМ» при МОУ ДОД №4.

Возможность переключать деятельность между двумя центрами дополнительного образования позволила набраться опыта как в проведении НРИ, так и узнать мир настольных игр, так и узнать мир ролевых игр живого действия. И в тот момент, когда успешность магазина настольных игр стала падать, а систему работы всей системы с сообществом любителей настольных игр необходимо было пересмотреть тем, кто этим занимался, я с головой углубился в НРИ и элемент отыгрыша различных ролей, учитывая опыт ролевых игр живого действия.

В 2009 году я заканчивал специалитет по социальной работе, и выбрал своей темой «Ролевая игра как фактор социализации молодежи», где пытался изложить все особенности организации ролевой игры разного масштаба. От настольной до полевой игры живого действия. Как часть своей работы я описывал собственную ролевую игру живого действия «Дан’Мир», которую провел летом 2009 года (двумя месяцами после непосредственной защиты диплома). Игра была успешной: откровенно новичковской, но сделать ее получилось с душой, да настолько крепко, что до сих пор многие вспоминают ее с теплом, когда встречаются со мной.

В 2010 году получилось сделать не менее душевное продолжение, хотя поступив в аспирантуру по психологии, я понимал, что ролевая игра живого действия – это хоть и масштабное игровое поле, в ее рамках нельзя контролировать заданную социально-личностную ситуацию столь же качественно, как это получилось бы сделать в НРИ. Очевидно, что во мне говорил опыт ведущего НРИ, ведь в действительности и в ролевой игре живого действия можно воссоздать удивительные социальные ситуации и жизненные конфликты, основанные на реальности, и опирающиеся на психологизм конкретных людей. Поэтому, выбирая тему кандидатской работы, я вписал «Ролевая игра как фактор коммуникативной самореализации личности обучающегося». «Обучающийся» в названии взялся потому, что меня определили на психологическую педагогику, т.е. на смешение тем.

К тому времени ДОЦ№2 удалось буквально создать новую целостную систему по работе и поддержке клубов настольных игр во все крае. Часть федеральной программы «Партнерство во имя сотрудничества» называлась «Умные игры», и подразумевала создание клубов настольных игр по всему краю, и поддержку их новой продукции через магазин «Хобби Геймс» (бывший «Дайсвилль»). В рамках этой системы, в том числе, была организована выставка-ярмарка настольных игр «МИПЛ», которая проводится ежегодно до сих пор. Возвращение деятельности ближе к настольным играм было приятным открытием, словно я ими раньше и вовсе не занимался. К 2010 году это направление в городе сильно выросло, ровно как и во всей стране, хоть было и далеко от идеала.

Проводились турниры, игротеки, тематические игровые вечера. В клубе настольных игр пытались вводить взносы, абонементы, плату за участие, но все равно не удалось сделать эту систему хоть сколько-то прибыльной: время было не то, люди, в большинстве своем, еще слабо представляли себе, о чем идет речь. Единственное, что получилось проводить, это специальные курсы для детей, где их целенаправленно готовили к турнирам и/или занимались с ними развивающими играми. И, тем не менее, было в этом определенное единство, которое, честно говоря, немного растерялось в последние годы. 2010 год был временем, когда любители настольных игр встречались повсеместно, а цифровые технологии позволили узнавать много больше игр. Особенно в этом помогают люди, которые каждый год ездят в Германию на выставку «Эссен Шпиль», где представляются огромное количество новых игр, и где можно их сразу же приобрести.

Факт в том, что в созданной системе требовались игроведы, а мне в то время очень нужна была работа. Так я и оказался в клубе ЦДО «Честь и слава Красноярья» при кадетском корпусе и мариинской гимназии. Обычно, когда люди представляют себе кадет, то видят их очень дисциплинированными и образованными. Образованными – возможно, у них очень жесткие требования. Во всем остальном это абсолютно обычные парни, которые вынуждены играть в свою форму жизненной ролевой игры. Где-то, даже более жестокие, лицемерные, и самонадеянные. Но они – дети, и играть любят, хотя играют со всем рвением. Оказавшись в кадетском корпусе, я быстро воссоздал клуб настольных игр для детей, куда ежедневно ходило не менее 35 человек.

Вскоре я заметил, что некоторые дети приходят ко мне просто потому, что им необходимо было обсудить что-то, попросить совета, поделиться проблемами. Видимо это заметило и начальство: вскоре я стал психологом ЦДО, помогая организовывать мероприятия краевого масштаба, работая с педагогами, везде используя настольные игры. Даже когда в ЦДО сменился директор, ничего не поменялось. Меня даже больше стали отправлять на разные педагогические краевые мероприятия, семинары, конференции. Это не считая конференций, которые я вынужден был посещать из-за аспирантуры. Одновременно с этим я понял, что кадеты – отличное поле для сбора данных для диссертации.

Именно поэтому я начал проводить у кадет НРИ даже в личное время, проверяя, как они реагируют на разные правила, механики, ситуации. Вместе с этим использовал психологические тесты, чтобы замерить изменение в личностных особенностях всех посетителей клуба настольных игр. Набрать больше сотни опрошенных было не сложно. Так и родилась практическая часть моего исследования, а вместе с ней и частые публикации, которые проходили через кафедру, где моя тема была одной из самых оригинальных.

С кадетами мы выступали на краевых турнирах по настольным играм, участвовали в игровых мероприятиях, участвовали во всероссийских турнирах, а в ЦДО №2 и №4 я проходил производственную практику и использовал полученный опыт, чтобы писать статьи, попутно изучая психологию, педагогику, подготавливая публикации ВАК. Летом 2011 я отправился в небольшое путешествие в Москву и Санкт-Петербург, чтобы увидеть, какого положение с настольными играми и НРИ в столицах.

Все увиденное натолкнуло меня на мысль о том, что только в тот год настольные игры как хобби стали широко распространяться в народе, и только теперь начинает давать результаты то, что мы начинали в 2005 году. Осенью 2011 я стал ассистентом на кафедре СибГТУ, начав вести дисциплину «психология межличностных коммуникаций». На своих занятиях сразу же использовал коммуникативные настольные игры, переделывая их под коммуникативные упражнения. Встречались и малые группы, с которыми мы устраивали НРИ.

Это не было не замечено на кафедре педагогики и психологии профессиональной деятельности, где в 2012 году я стал старшим преподавателем, получив возможность ввести модуль в программу повышения квалификации. Назвав ее «Ролевая игра», я вложил туда немного Берна, немного о ролевой игре, о НРИ, о настольной игре и ее видах, и много другое. В 2013 году мой модуль заметили чуть выше, в деканате, предложив использовать ее как часть федерального гранта «Инклюзивный кластер», который мы успешно выиграли, и сейчас находимся в итоговой фазе его реализации.

Работа на грант позволила выйти на качественно иной уровень преподавания: частые поездки в Лесосибирск заставляли приспосабливаться, равно как и требования к качеству работы. Вместе с этим пригласили адаптировать модуль к программе частной школы, где надо было работать с младшими школьниками.

Только в 2014 году я оказался в ДОЦ№2 на постоянной работе, хотя и был там частым гостем все последние 10 лет. И лишь 10 лет спустя мое увлечение полностью трансформировалось в профессинальную деятельность. НРИ я проводил у школьников от первых классов до выпускников, в университете вел занятия у студентов, а на курсах повышения квалификации успел поработать с педагогами до 70 лет. И все они успешно играли, вживались в роль, отыгрывали личность своего персонажа. Конечно, каждый по своему, но все с одинаковой честностью и рвением. В итоге случались моменты, когда я вел игры 7 раз в неделю. Это был невероятный опыт и вызов собственному воображению.

И, тем не менее, далеко не все люди могут себе представить, что существуют какие-то настольные игры кроме шахмат, шашек, лото или монополии. Часто на курсах повышения квалификации я акцентирую внимание на том, что на занятиях мы занимаемся играми, но не игрушками. Другими словами, люди воспринимают настольную игру как что-то очень несерьезное, как что-то детское, стесняясь участвовать. Но когда начинают участвовать, то все кардинально меняется. Хотя до последнего времени народ мог воспринимать исключительно легкие игры. На данный момент, проводя игротеки в середине 2014 года, народ намного более открыто идет участвовать в подобных мероприятиях, хотя практически никто не слышал о настольных играх настолько разных.

То же касается НРИ: из-за популяризации необычных видов досуга, все больше людей начинает увлекаться НРИ, не сталкиваясь с ролевым движением как таковым. Да, это достаточно специфичный вид досуга. Но опыт работ показывает, что он может быть интересен в разных сферах деятельности и образования, учитывая, что будет проводиться с определенными целями и задачами. Если это будет игра, при которой человек не заменяет свою реальность выдуманными персонажами, а получает игровой опыт, подталкивающий его к творчеству, саморазвитию и самосовершенствованию.

Именно для этого и проводится вся эта работа.

3 комментария

avatar
Интересный материал и внушающий уважение жизненный путь.

Вот только фактологию нужно немного поправить:
В России настольная игра начала развиваться в начале 2000х, когда были переведены топовые европейские игры, и были созданы уже классические отечественные игры.
Вот, например, обзор позднесоветских игр: www.gamer.ru/boardgames/o-nih-mechtali-vse-deti-sovetskie-nastolnye-igry-70h-90h-godov-foto-obzor
Большинство, конечно, простые «кидай кубик-двигай фишку», но были и годные стратегички. В Менеджера и Заколдованную Страну я точно играл раньше двухтысячных.

Кроме классических НРИ вроде «Вампиры: Маскарад», «Киберпанк 2020», «Шедоуран», многие ролевики (а именно субкультура ролевиков, в основном, увлекалась НРИ, что не удивительно) повально играли в «Подземелья и Драконы» (ДнД).
ДнД тоже классическая НРИ, и, насколько я знаю, больше людей начинали играть с неё, чем с вампиров.

Лично мне кажется, что историческую ретроспективу можно сократить (это мало кому интересно, кроме тех, кто жил и играл в Красноярске в то время), а вот про игры со школьниками и кадетами хотелось бы узнать побольше.
avatar
Я и не отрицаю, что были. Было бы странно, если бы их вообще не было. Но все равно.

ДнД-то конечно классическая. Родоначальная. В тексте имеется в виду, что было (да и сейчас) распространено КРОМЕ днд.

Можно сократить, но изначальная цель была описать историю становления системы и как дошло до такой работы. А про работу у кадет, например, я уже не раз писал статьи. Про опыт со школьниками — может быть и стоит отдельно написать, как и про работу с детьми с ОВЗ.
avatar
изначальная цель была описать историю становления системы и как дошло до такой работы.
тогда заголовок несколько дезинформирует ;-)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.