Влияние широко распространенной магии на средневековый фэнтэзи сеттинг на примере GURPS. Часть 4⁠⁠.

Коммуникации, связь и информация.

Заклинания Telepathy (доступно с Magery 0) и Communication (требует Magery 1) это основы мгновенной связи в магическом мире. Так то можно отправитьписьмо, и его Гейтами в Китай доставят довольно быстро. Но если вы — богаты, то ваше желание купить себе “Кольчужный тряпка застревает в зубах дракона куртка” от известного китайского мастера Ляо может быть доставлено в его мастерскую гораздо быстрее. И банковская транзакция между банками произойдет очень быстро. На поле боя генерал может связаться с любым десятником! Лишь бы его связисты-менталисты знали этого десятника.

Да, эта мгновенная связь широко доступна только состоятельным людям. Герцогиня может иметь энергонезависимое зеркальце с Communication, чтобы болтать целыми днями с подругами. Баронесса — нет. По крайней мере не энергонезависимое, все же Power 4 — это 4000 маны.

Вам дорого купить себе такой артефакт или свиток, а передать другу в соседний город нужно буквально несколько слов? Отправьте телеграмму из городского почтового отделения! Один менталист прочитает текст коллеге в городе назначения, а там ее запишут с его слов, и курьер доставит послание адресату. Не очень анонимно? Ну так пейджерами же все пользовались. Сколько это будет стоит? Я думаю $1-$2 за один твит (140 символов). Это шутка, конечно, про 140 символов. Но телеграмма не может быть очень большой.

Почта через гейтовую сеть. Обычное письмо отправить с купеческим обозом/караваном не дорого. Может 1-6 килограмм зерна, или несколько грамм серебра. Гонец (там где нет регулярной почтовой системы) стоил дороже. Письмо через гейты с купеческим обозом пройдет за туже цену, как мне кажется, но с поправкой за расстояние.

Исторические примеры:
Англия, 1400 год: Доставка письма из Лондона в Йорк (~300 км) через частного гонца — ~6–10 г серебра (как 2–3 дня работы ремесленника).
Китай, 1350 год: Официальное письмо из Нанкина в Пекин (~1000 км) — ~0,5 г серебра, частное — ~1,5 г.
Русь, 1420 год: Письмо из Москвы в Новгород (~500 км) через ямщика — ~1–2 г серебра.

Игры на бирже, мгновенная доставка сообщений о результатах битвы (не получится нажиться как в этой истории vk.cc/cKv5gY) влияющих на котировки акций. Да и реальный сектор торговли изменяется. Покупателю и продавцу намного, намного проще найти друг друга. Связь подобного рода не создает Интернет, но… знаете, тоже неплохо!

Описание преступника будет в соседних городах гораздо быстрее чем тот доскачет куда либо на лошади. Возможность запросить из столичного архива информацию и получить ответ не через год переписки, а через пару часов или дней.

Восхитительные возможности для шпионских игр, ведь Telepathy допускает подслушивание при переговорах! А это дорогого стоит.

Специальные защитные артефакты у влиятельных персон, чтобы с ними не могли связаться посредством Telepathy посторонние. Зачем королю самому гонять спам звонки из недружественных стран?

Заклинания чтения мыслей Mind-Reading и Mind-Search, заклинания работающие с ложью/правдой Truthsayer и Compel Truth просто переворачивают всю судебную систему. Она просто становится другая. И тут важно определить (в рамках сеттинга) — у кого можно читать мысли, а у кого уже нельзя. У черни, очевидно, можно. Подлое сословие. А у герцога? А у герцога нельзя! А если по указу короля? Нет, только по решению суда пэров! Вообще очень тонкий политический вопрос.

Заклинание History и его производные — тут вообще все прекрасно, следователь может посмотреть, и показать другим кино с места убийства. Для надежности можно еще дух покойного вызвать по Summon Spirit. Отправляя тайное письмо — не забудьте почистить его историю, а лучше подделайте! Иначе следователь из Штази задумается зачем секретарю герцога из соседней страны писать письма простому мельнику от имени его племянника, и поймет что мельник то не прост!

Вы получили деньги за грязный заказ? Мешочек золотых? Сотрите с монет историю! Впрочем, если деньги напрямую из Гномьего Банка, то это не обязательно, они всегда чистят историю и все прочие магические наводки и следы, чтобы по поиску конкретной монеты нельзя было узнать где главное хранилище банка. А вообще — деньги еще как пахнут.

Найти конкретного человека? Легко, Seeker + Trace наведут на него. Нужно постоянно отслеживать местонахождение человека? Возьмите зачарованный на Seeker компас. И отслеживайте, сколько душе угодно.

Пастух говорит что в лесу/в горах видел странный отряд? Следов нет? Ну, офицер, какие сложности? Seek Fire найдет костерок в лесу, который они развели ночью, как бы они там не прятали дым. Beast Seeker найдет вам их лошадей.

И тут хороший вопрос к мастеру — что если я хочу найти _любого_ человека в этом лесу, можно мне воспользоваться Beast Seeker? Или обычным Seeker? Мне подойдет абсолютно любой человек, ведь если он в священной роще эльфийского леса — он нарушитель. А так-же вопрос как найти любого эльфа/орка/гнома/огра и т.д. Sense Life это ооочень уж дорогой спелл для обыска горы в приграничье. А зомби, вампира или голема по Sense Life вообще нельзя найти.

Но зато возможно по Sense Life можно найти в грузе зерна спорынью, жучков, бактерии — золотистый стафилококк, или еще какой неприятный довесок.

Ваш ребенок интересуется сколько весит гора? Скастуйте Measurement, и ответьте ему! Любознательность у детей стоит поощрять.

Кстати, чары Seek Earth отнюдь не безобидны. Маг с Magery 0 или любой человек с артефактом за 50 маны ($1650-$3300) легко узнает есть ли у прохожего при себе золото/серебро/платина или из чего там у вас металлические деньги. Бесконтактно, не привлекая особого внимания. Интересно, да? Кстати, подкинув в вещи жертвы (выдав на сдачу) фальшивую медную монету с незаметной иридиевой/вольфрамовой/титановой/любой редкой металлической вставкой, его этим заклинанием легко можно отследить в будущем. Рай для криминального и шпионского применения.

Seek Air. Ладно, вообще любые заклинания Seek *, это круто, и при креативном применении очень эффективно.

Информация в TL3+Magic мире широко доступна. Если не на уровне 21 века, то по крайней мере сопоставимо с 19-20 веками. Где-то информация менее доступна, смартфонов и радио у обывателей нет. Какая-то информация более доступна и ее легче искать, хоть эти поиски и требуют специальных знаний и артефактов. Как результат — все те-же глобализация и связность. Мир оказывается гораздо меньше, теснее, чем могло бы показаться. И белых пятен на карте почти не останется.

Горное дело и земляные работы.


Геологоразведка. Ну какая может быть не магическая геологоразведка, в мире, где есть Seek Earth и Earth Vision, доступные на Magery 0? Баловство какое-то, разве что случайно что-то можно найти. А сама добыча руд, минералов и прочих богатств природных недр вроде каменной соли? В LT есть прекрасный абзац про темпы добычи:

Используя металлические инструменты, как это обычно делают шахтеры, экскаваторы могут вырыть до BLх10 кубических футов шахты в день через почву (около 16 футов типичной 5 на 2.5 футов шахты) — но не более BL/2 футов в день через камень (чуть меньше 1 фута длины шахты). Разделите объем туннеля, который можно вырыть за человеко-день, на глубину выемки в ярдах; например, рытье шахты через почву на 10 ярдов вниз будет происходить со скоростью 1,6 фута за человеко-день. Добычей должен руководить кто-то с навыком Инженер (Горное дело). Делайте еженедельный бросок при рытье шахт, ежемесячный — для открытого карьера. Неудача означает, что шахтерам угрожает обвал или обвал; любой шахтер, который провалил бросок Уклонения, получает 2d+3 урона от сокрушения. При критическом провале уклонение равно -1, а урон составляет 3d+3.

Вот эти BLx10 кубических футов, что для ST10 составляет 200 куб. футов, или 7,5 кубометров земли. Ну а камня соответственно 0,4 кубометра. А что, если в течении дня этот рудокоп будет сливать свою энергию церемониально геомагу? Геомаг, он же и горный инженер, по совместительству? Конечно, 100 человек тесным кружком под землей не соберешь, но небольшой круг собрать можно и в стесненных условиях. Не утруждая себя математикой, можно сказать, что магию использовать выгоднее даже для мягких грунтов, не говоря уже о твердом камне. Так что получается шахтеры с кирками вообще не нужны? Нужны, и именно что с кирками, лопатами и вагонетками. Добывать и поднимать наверх то, что не поддается Shape Earth. Каменный уголь, соль, другие минералы и специфические металлы. Какие-нибудь особо интересные руды вроде двимерита (разрушающего магию) вообще придется добывать исключительно “честным трудом”.

В этой главе нельзя не обсудить заклинание Earth to Stone (требует Magery 1), позволяющее создавать “простые металлы” кубометрами из обычной земли или глины. В качестве простых металлов приведены примеры железа и бронзы, которая, собственно говоря, не металл, а сплав, чаще всего сплав меди и олова. За 3 маны из камня в 1 кубометр маг получит кусок металла того же размера. Это очень, очень сложный спелл в плане оценки его влияния на мир. Многим мастерам проще выкинуть его из сеттинга, чем оценить последствия существования оного в мире.

Для начала вспомним, а сколько магов с Magery 1 в нашем обществе? 1-2 на 1 тыс. населения. Допустим только 1 из 200 магов с Magery 1 будет развиваться развиваться именно в сторону геомантии и металлургии, остальные предпочтут развиваться в других отраслях. 1 маг на 100-200 тыс населения. Много этого или мало в плане снабжения населения изделиями из металла? Уверяю вас, этого достаточно! Железо имеет плотность примерно 7,9 тонн на кубометр. Палаш, согласно LT, это 3 фунта, или 1,5 кг. Получается 1 кубометр железа — это больше 5200 палашей. Больших ножей выйдет вдвое больше, 10 тыс. Т.е. вылив свой энергорезерв 7 раз, и потратив в сумме 7*9=63 маны, маг снабдит все 200 тыс “своего” населения железом на ножи. Не ножами, только железом на них. Что будет со стоимостью металлов? Она упадет, практически до нуля. Ничто, что дается так легко, и доступно столь многим (а артефакт Earth to Stone стоит всего 300 маны) не может стоить дорого. Стоимость всех доступных магии металлов упадет. Двимерит, метеоритное железо, хладное железо и прочие металлы, что не подвластны магии, будут весьма и весьма дороги, это понятно. Но все остальные металлы, что можно создавать магией, будут созданы ей, и цена им около $0,2 за фунт, как глине. Добывать обычную руду из земли – пустой труд.

Что делать с золотом и серебром? Ведь это деньги! А что хотите, то и делайте. Серьезно. Это вопрос сеттинга. Можете, к примеру, назначить золото с серебром особо магоактивными металлами, единственными подходящими для зачарования артефактов “jewelry”, и потому заклинанию Earth to Stone неподвластными. Может у вас деньги — это вексели, выпускаемые магическими гильдиями и королями, по которым можно получить услугу, например дорогое заклинание. Вот вексель, по нему можно получить Омоложение в гильдии Юресити. Приходишь к ним, отдаешь вексель, становишься на год моложе. Хороший вексель, надежный. Может деньги это паверстоуны. Вместо крупной золотой монеты — паверстоун на 1/2/5/сколько надо. Но это скорее для обществ где магии больше чем 2%.

Главное не создавайте по Earth to Stone уран, потому что 1 кубометр, т.е. ~19 тонн урана это сильно больше критической массы. Какой он там получился 235, 238 или еще какой… Если не повезет, то по воронке будет четко видно. Уран то был известен людям задолго до 20 века. Небольшая цитата из вики про урановое стекло:

Появление уранового стекла оценивается по крайней мере 79 годом н. э., которым датируют мозаику, найденную на римской вилле на мысе Позиллипо в Неаполитанском заливe (Италия) в 1912 году и содержащую жёлтое стекло с 1 % содержанием оксида урана. Начиная с конца Средних веков, настуран (уранит) начали добывать из серебряных рудников Габсбургов вблизи города Санкт-Иоахимшталь в Богемии (в настоящее время Яхимов, Чехия) и использовать как краситель в местном стекольном производстве. До 1898 года здесь было произведено более 1600 тонн всевозможных изделий из уранового стекла.

Придумайте что-нибудь там игрокам в своем сеттинге, на случай если они захотят ооочень много красителя для стекала разом получить, хорошо? А золото и серебро… это мелочи.

А еще про ртуть, магний, и другие слишком химически активные металлы придумайте. А то приключенцы они такие креативные. Как разобьют пару кубометров градусников…

Отдельный вопрос — касательно успехов алхимии, в аспекте открытия металлов, не известных на чистом TL3. Известен ли титан? Алюминий? Вольфрам? Никель? Хром? Если алхимики, занимающиеся фундаментальными исследованиями получили несколько грамм металла, то маги-геоманты дадут миру тонны этого металла. Титановые доспехи могут задвинуть сталь на роль кухонных ножей. А может быть сталь вовсе не будет известна! Зачем возиться с мягким железом, если есть бронза и титан? Из вольфрама выйдет отличный клевец. А из алюминия стены и пол кареты. Красиво.

Что будет если знания о металлах у нас остались на уровне TL3, без выдающихся открытий, а вот познания в магии достигли Essential Earth (Magic, стр. 53)? Будет орихалк. Небольшая цитата из Gurps Fantasy в корявом переводе от гугла:

Орихалк — металл с исключительными свойствами, по словам древнегреческого философа Платона, который добывался в Атлантиде. (Платон не обсуждает конкретные физические свойства; те, которые определены здесь, делают орихалк полезным для оружия и доспехов.) Орихалк выглядит как бронза и имеет почти такую же плотность, но его DR, очки здоровья и прочность конструкции в три раза больше, чем у бронзы. Доспехи из орихалка могут быть на треть тяжелее при той же защите или такими же тяжелыми при защите в три раза больше. Оружие из орихалка имеет бонусы к урону для хорошего или очень хорошего качества и достаточно прочное, чтобы выдерживать стальное оружие. Стальное оружие имеет дешевое качество при попадании оружием из орихалка (см. стр. B274). Предметы из орихалка стоят в 30 раз дороже стандартных металлических предметов того же веса. Поскольку орихалк уже по своей сути магический, его нельзя дальше зачаровать, чтобы увеличить его прочность. Другие чары работают как обычно.

Ну вот такая опция есть, если у вас есть деньги, а нужна защита. На дополнительный DR можно зачаровать поддоспешник, если что.

Промышленное и ремесленное производство, металлургия.


Начнем с изделий из металла, не уходя далеко от темы прошлого блока. На 22 странице LT-3, в главе Manufacturing указаны стоимости металлов, и нормы производства в день для ремесленников. Это $6,9 за фунт для железа, и $4,3 для мягких металлов, в которые входят “copper, zinc, lead, and other metals available at TL1”


В стоимость металлов в этой таблице также включена стоимость угля (обычно древесного угля) необходимого для обработки металла. В LT-3 на стр.25 есть такая фраза:

Swords and plate armor. These require extensive working; double raw materials costs to account for the large quantities of additional charcoal necessary.

Если рассмотреть палаш, который весит 3 фунта, то с помощью нехитрых вычислений мы получим что $41 составляет стоимость металла и угля, т.е. стоимость материалов, и $459 это стоимость работы. И согласно LT-3 стр. 23 кузнец оружейник (Armorer, с ЗП $1900, LT-3 стр. 46) потратит на этот меч 8 дней. С помощниками, с разделением труда на операции, с параллелизацией (куется отдельно лезвие, гарда, набирается рукоять, ножны) – меч будет готов сколько то быстрее, но количество человеко-часов на TL3 не изменится. Вот стоимость работы не меняете, а со стоимостью материалов делаете что хотите. Себестоимость металла вы знаете. Греть металл углем, ну при наличии мага с Create Fire на 15+ навыке это излишне. Он даст достаточно огня, чтобы расплавить все, что нужно расплавить. И нагреть все, что нужно нагреть. И будет один поддерживать огонь в горне сколько угодно. Он заменит несколько лесорубов, углежогов, возчиков, грузчиков, торговцев и кочегаров. Один маг заменил производственную цепочку целиком. С ним даже не надо качать мехи, он будет держать идеальное пламя, ровно то какое нужно.

Нет желания трогать стоимость стальных доспехов и мечей? Вы мастер. Вспоминаем что сталь — это железо + углерод в нужной пропорции. При тепловой обработке в пламени от сгорания угля железо набирает в себя углерод, и становится сталью или чугуном. В магическом огне этого не происходит, топливо то магическому огню не нужно. И Earth to Stone углерод не создает. Мастер сказал. DIXI. Медь, олово, бронза – стоят на уровне глины, из которой и производятся. А вот сталь это металл благородных, требует к себе труда и уважения. $6.9 за фунт. Ополчение можно одеть в бронзовые доспехи, и это не будет уроном чести господина, ополчение же.

Металл, в т.ч. и сталь, т.е. железо насыщенное углеродом при общении с углем, можно расплавить до жидкого состояния магией. Heat (доступен с Magery 0) может нагреть предмет до максимальной температуры в 2800 градусов Фаренгейта. Совершенно случайно это температуры плавления железа.

Если речь идет не о мече/доспехе/подкове? Вы хотите поговорить о домне, способной плавить орихалк? Да какие трудности то! Вот домна. Вот мехи, механические. Вот Atmosphere Dome — купол, который за 4 маны на 6 часов будет поддерживать внутри себя любой состав газов, например чистый кислород. И чистым кислородом будут поддувать Essential Flame, ведь это дешевле чем использовать Essential Air. Вот Resist Fire на тигеле. А внутри расплавленный орихалк. Двигать тигель надо телекинезом каким-нибудь. Надо еще больше тепла? Закидываем в качестве топлива Эссенцию Дерева. И не надо ничего нести к Ородруину, все расплавится здесь. Надо отлить побольше металла — ну возьмите печку побольше.

Но есть еще пара заклинаний, которые радикально меняют стоимость работы с металлами. Это Reshape (Magery 1, аж 8 пререквизитов) и Shape Metal (Magery 1, и 2 пререквизита). Их существование в сеттинге заставляет мастера менять стоимость всем металлическим изделиям. И позволяет в сеттинге с TL3+Магия существовать вещам, невозможным до 20 века. Металлические мосты через любые реки и заливы, металлические тросы и цепи длиной в километры, Черные Врата Мордора, высотой 20 метров и длинной 70. На фоне этого металлическая кираса DR10 или даже DR20 это ерунда. Нужна она кому-то, ну пусть купит, стоить оно будет доступно. Но в серьезном конфликте обладателя такой кирасы убьют быстро, если он доверит свою защиту исключительно ей.

Давайте попробуем для оценки трудозатрат и стоимости, оценить, сколько времени у мага с Shape Metal займет изготовление одной кирасы, в условиях массовой штамповки. Естественно, у этого мага должен быть Armoury (Body Armor) и другие необходимые навыки, и заклинания. Процесс штамповки кирас может быть схож с литьем металла, с той только разницей что металл у нас холодный, разъемная форма многоразовая, т.к. не трескается от разницы температур, время на разогрев металла и остывание готового изделия отсутствует. Металл течет со скоростью не менее 0,5 м/сек. Минута на кирасу? Да я думаю сильно меньше. Будет сидеть маг клепать кирасы для армии. Потом другие оружейники будут пробивать дырки для ремней, вбивать заклепки, наносить чеканку по шаблону, и т.д. На выходе — ооочень много дешевых металлических изделий, и занимается ими отнюдь не архимаг. А значит изделий очень дешевых. Получать этот маг будет наверное все-же больше чем кузнец-оружейник, но т.к. скорость работы у него фантастическая, а точнее магическая, то и труда на одно изделие он будет тратить очень немного.

Энергия. Shape Metal для твердых металлов стоит 6/3 за минуту на кубометр металла. Допустим, маг-оружейник с Magery 1 и Shape Metal 15+ имеет ученика, трех бывалых не-магов, которые знают заклинание на 15+, и десяток наблюдателей, которые не знают его на должном уровне. Допустим, маг церемониально кастует заклинание на 1 кубометр стали. И допустим, никто из участников не хочет уставать слишком сильно, и не хочет тратить больше чем 5 FP. Тогда на круг, без учета камней это 95 маны, или 30 минут поддержания заклинания. Потом час отдыха. За 30 минут из кубометра стали/бронзы, с широким использованием трафаретов и шаблонов, можно наклепать бесконечность орудий труда, оружия и т.д. В случае с средними/крупными формами это будет выгоднее, чем литье. Опять же при формовке магией стали не теряет своих свойств, если вы начали работать с материалом с заданным свойствами, т.е. с гомогенной сталью, то и конечные изделия состоят из неё, углерод никуда не ушёл и все легирующие присадки на месте.

Интересный вопрос про Earth to Stone, которым можно превратить глину в камень, а камень в металл. Допустим, у нас сидят десяток “горшечников”, которые штампуют пресформами глину в готовые изделия, например подковы, топоры или ножи. А потом укладывают их так, чтобы крупная партия изделий помещалась в куб размером 1х1х1 метр. Потом придет маг, и обратит это все в металл. Собственно вопрос: нужно ли соединять все эти изделия тонкими “мостиками” или “литниками” из глины, чтобы формально это был один кусок глины, или магия и так справится? А то потом это все эти мостики срезать, и шлифовать места крепления.

На самом деле этот же вопрос — про складывание объекта — относится и к другим материям. Например материя — уложенный парашют Д-6. Ему неоткуда взяться на TL3, это просто как пример. Я говорю на сложенный парашют Resist Fire за 2 маны. Все ок? Файрбол ему не страшен? Не страшен. Но вот парашют раскрывается во все его 80 кв. метров раскрытого купола, плюс длина строп порядка 9 метров, и каков теперь его SM? Но Resist Fire же все еще на нем? Все ОК? Магию ничего не смущает? Мастеров ничего не смущает? Никто не требует накладывать Resist Fire на катушку ниток по SM100? А то я разные мнения слышал, хотелось бы узнать мнение читателей.

И еще один вопрос, про изменение объекта под заклинанием. Допустим я кастую Левитацию за 3 маны на Васю, чтобы его поднять над землей. Васе это не понравится, но я пройду контест против его ST или Will, я это знаю. Я поднял Васю в воздух. Чего я не знал, так это то что Вася оборотень-медведь. Разозлившись на меня, Вася обращается, и его масса увеличивается с 90 до 400 кило. Что происходит с заклинанием Левитации? У Левитации стоимость зависит от веса объекта, на 400 кило вложенной энергии не хватит. Что произойдет? Заклинание развеется? Заклинание немедленно потребует поддержки, задолго до окончания минуты, и потребует не 3 а 10 маны? Заклинание сохранит стабильность, и будет держать Васю в воздухе пока я буду поддерживать его?

Это заклинание не похоронит классическое кузнечное или оружейное ремесло, нет. Полно операций, требующих ручного труда. Но клееное древко копья этого самого труда теперь требует больше чем его наконечник. Плести кольчугу магией — глупо. Разве что материал кольчуги специфический. Подковы на всю армию можно изготовить обычным литьем, но т.к. все лошади и копыта разные, кузнецу перед подковкой подгонять. Да и перед подковкой все одно греть.

Зато Shape Metal можно заменить прокатный станок, и получить листовой метал нужной и постоянной толщины. Или проволоку. Очень быстро и очень много. Скорость твёрдых металлов 0.5 м/с, ну вот 0,5 погонного метра в секунду, 30 минут… Один цикл — 900 метров листа. Вот вам себестоимость листового металла любой толщины. Ладно не любой, из одного куба 900 метров можно получить только если лист толщиной не более чем 1,1мм. Хотите консервные банки из тонкой жести? Одноразовые бритвенные лезвия из стали? Дешевые кухонные ножи из проката? Сырье доступно на рынке, делайте.

Шарикоподшипник. Невозможно изготовить шарики из подходящих для этого дела сортов стали на низком TL, нужен токарный станок. Токарные станки в средневековье были, хоть и были редки, но на TL4. www.youtube.com/watch?v=TmhoLFf2LAo Но с Shape Metal можно получить идеальную сферу нужного размера и без токарки. И получить вполне годный подшипник для колеса кареты или осадной башни. Я где-то читал что еще Леонардо да Винчи оставил после себя первый чертеж шарикоподшипника. Понятно, деревянного, я уже писал в металле его изготовить было сложно, если не невозможно. Если ваш мир не TL3+Магия, TL4+Магия то подшипники у вас 100% есть в любых количествах. А может они есть и на TL3+Магия, потому что никаких неизвестных технических навыков/инструментов/технологий для их изготовления не требуется.

Пружины и рессоры. Изготовить рессору для кареты — тот еще труд. Проковать такой толщины и прочности стальную полосу, да еще подходящим образом ее закалить по всей толщине, чтобы это была именно пружина, а не чугунина — из области фантастики. Или магии. Пружины, рессоры, металлические луки и арбалеты чудовищной силы, и прочее и прочее. Все есть. Не для всех, но есть. У дворян, магов и купцов есть кареты с рессорами уж точно. Металлический лук из пружинной стали, с тетивой сплетенной из стальных нитей, в руках у ST30 голема. В качестве стрелы — ломик. Мне самому страшно. Лук не боится воды, а голем может стоять натянутой тетивой и стрелой у уха днями. Как часто в фильмах лучников показывают. И ничего ни с луком, ни с големом не случится.

Всем хорош Посох, который заклинание Staff, Magic стр. 70. Но в качестве основы ему годится только материал, бывший живым. Дерево, кость, бивень мамонта. Но что если заказчик хочет меч? Деревянные мечи — редкость. Можно попробовать развести мастера на выпаривание и очистку железа из крови со скотобойни, можно еще немного крови заказчика добавить, но это очень сложно. В плане уговоров. Далеко не всякий мастер согласится с тем, что этот металл был живым. И вообще, некромантией попахивает. Но если есть Shape Metal, можно взять тонкую деревянную рейку, буквально соломинку 1х1 мм, зачаровать ее на Staff, и сформировать металлический меч вокруг нее. Делают же в мечах для уменьшения веса дол, который еще некоторые люди зовут кровостоком. Будет полость, для уменьшения веса меча. А внутри нее будет Посох. Теперь втыкая меч во врага, в него еще можно еще спускать Deathtouch или любой другой Mele спелл.

Для работы с мелкими формами и комбинированными материалами возможно будет удобней не Shape Metal а Reshape. Стоимость та-же 6/3 за минуту. Но в отличии от Shape Metal есть возможность зачаровать артефакт. Да, у Shape Metal артефакт не описан, уж не знаю почему. А если есть возможность зачаровать артефакт, значит возможно зачаровать в него Power 3 за 2000 маны, и сделать перчатки энергонезависимыми. Не у всех же есть 25й навык заклинания, чтобы самому его бесплатно поддерживать. А значит мастер в этих перчатках сможет сидеть и сильными, накачанными руками мять как глину металлы, слоновую кость, дерево, камни, в т.ч. драгоценные и т.д. Комплиментарные задачи оружейника и бронника, касательно подгонки доспеха под владельца, уже после воронения, установки крепежа, покраски и даже нанесения глазури можно сделать этим способом.

Обработка металла шагает на совсем другой уровень. Это не TL3, и пожалуй даже не TL5.

Дерево.


Точнее, как говорил трудовик в школе, древесина. Это все-же основной ремесленный материал на TL3, и на TL3+Magic он будет очень популярен. Мебель, дома, предметы быта и т.д. — все это зачастую делалось из дерева. Здесь никаких феноменальных изменений магия не привносит, как произошло с камнем и с металлом. Вот так чтобы появилось что-то способное перевернуть отрасль.

Shape Plant (Magery 0) стоит 3/1 и маг 15 навыком может поддерживать его сколько угодно. Склеивать, гнуть, и иначе формовать любой растительный материал.

Есть Essential Wood, увеличивающий прочность любой древесины втрое. Кстати, прочность бакаутового или же гваякового дерева по шкале Янка составляет 4500, в то время как у дуба всего 1290. Если сверху трансформировать изделие из бакаута в Эссенцию, что получится? Стальная кираса для тех, кто не любит металл получится. Прочность бакаута позволяла делать из него подшипники для подводных лодок, чтобы обеспечить более тихий ход винтов. А так бы им и сносу не было бы.

Есть Walk Through Wood, с которым можно входить в деревянные сооружения без стука. Не сказал бы что это критично для обывателей, но тем кто побогаче определенно стоит использовать при строительстве комбинированные материалы.

Получение древесины не станет сильно дешевле — пилы и топоры по прежнему нужно держать в руках. Разве что любого металлического инструмента станет очень и очень много, включая ручные пилы вроде тех которыми в США секвойи пилили, с диаметрами ствола 10 метров vk.cc/cL3BDT. И так и будет, пока мы воротим нос от некрокоммунизма! Где люди рождаются и живут за счет государства. Учатся, любят, растят детей – все им бесплатно вплоть до смерти. Но вместо похорон – спелл Zombie, и работать пока все в пыль не сотрется. Кроме шуток, заклинание Zombie создает любое количество рабочих рук, не привередливых к условиям труда, графику отпусков и наличию бесплатных печенек в офисе. Големы чище и долговечней, но гораздо дороже.

Заклинаниями школы Растений за несколько дней можно выгнать корабельный лес. Идеальные, здоровые, крепкие деревья. Быстро, но не бесплатно.

Результат: Наверное за счет появления широкой номенклатуры металлических инструментов скорость обработки древесины вырастет до уровня TL4. Для элиты доступны обработанные и выращенные магией сорта древесины. Обработанные иногда весьма экзотичными способами. К примеру, возможно сделать кирасу из слоя стали, слоя древесины бакаута, и слоя кожи. Как результат эту кирасу не получится легко пробить ни под чарами Steel Wraith, ни даже в комбинации с Walk Through Wood. И это будет гораздо дешевле, чем наложить на доспех зачарование Magic Resistance. В эльфийских лесах, где все маги, и где, возможно, мастер разрешит использовать всю широту книги Gurps 4e — Magic — Plant Spells, возможно произойдет гораздо больше изменений.

Кожа, ткани, мех. Одежда.

В массе практически ничего не изменится. Инструмент станет дешевле, но это не повлияет на труд ткачей, портных, кожевенников и.т.д. Растительные ткани станут несколько дешевле и доступней, но об этом мы поговорим ниже, в блоке о сельском хозяйстве. Еще растительное сырье для тканей можно выращивать где угодно. Хлопок в Англии? Да хоть за полярным кругом!
Можно ли растительную ткань преобразовать заклинанием Essential Wood? Как по мне — нет, но может какой-то мастер и согласится.
Одежда для избранных (в смысле богатых), однако, изменится сильно. Потому что на эту одежду можно наложить зачарования, в т.ч. недорогие.
К примеру Fortify — дать предмету одежды DR. Или Adjustable Clothing, позволяющее влезть в школьное платье. Или Soilproof, позволяющее держать одежду всегда идеально чистой. Представьте себе нервущиеся, всегда чистые носки! Fortify на 3 DR, на стопы, 7,5% от 800, это 60 маны. И 100 маны за Soilproof. Всего 160 маны, и эти носки не порвутся никогда! И никогда не будут грязными. Можно внукам завещать. Магия, не иначе. Для крутого воина иметь комплект нательного белья, удаляющего весь пот и грязь, который можно носить под доспехом это очень приятно и полезно. А носовой платок, в который можно высморкаться, и мгновение спустя он опять чистый? Но дорого как для носового платка. Возможно мода выкинет финт, и среди знати станут распространены рубашки зачарованные на Soilproof, с пришитым к левому рукаву носовым платком. Вытянул платок за уголок из под обшлага, высморкался или протер лицо, вернул назад. Все полезней чем кружева.
Чары Warmth и Coolness значительно влияют на то какую одежду будет носить тот, кому они доступны. Зачем тебе тяжелая зимняя одежда, если тебе и без нее тепло? Это же личный климат-контроль! Деньги на ремонт старых окон в городской библиотеке куда-то делись, а у директора появился артефакт с Warmth? Совпадение, не наговаривайте. Подобные зачарования будут встречаться гораздо чаще, чем можно было бы подумать. Боевые артефакты нужны условным 5% населения, даже скорее 0,5%. А комфорт хотят все и каждый день. Деньги на все это есть не у всех.
Появятся специфичные материалы и ткани, вроде паучьего шелка. Я помню, я осознанно исключал из рассмотрения магических химер, но паучий шелк это классика фентези. Как и кожа драконов, василисков и прочее. Но это все материалы для избранных. Изделия из них это очень дорогие, штучные инструменты для высококлассных профессионалов. Их существование никак не влияет на рабочий класс массы населения.

13 комментариев

avatar
1 кубометр, т.е. ~19 тонн урана

Это при условии, что в твоём мире уже выделили уран из оксида как самостоятельное вещество и захотели сделать именно его. В нашей реальности его получили довольно поздно, а до того использовали оксид и в ус не дули. Куб оксида урана — это тоже мало приятного, но без таких драматических последствий.

Но если же у тебя и правда можно создавать уран и все уже чухнули, что «две половинки шара определённой массы, сведённые вместе после выхода из гейта...», то можешь смело начинать играть в мир, где вся дипломатия и внешняя политика строится на силах магоядерного сдерживания. Если сторонам глубоко похер на последствия применения — это будет особенно жёстко. Можно смело расставлять на карте рыжие леса и локации, после посещения которых тошнота и лысина (как самые лёгкие последствия) гарантированы.

Придумайте что-нибудь там игрокам в своем сеттинге, на случай если они захотят ооочень много красителя для стекала разом получить, хорошо?

Всё уже придумано до нас:

Like all hexavalent uranium compounds, UO3 is hazardous by inhalation, ingestion, and through skin contact. It is a poisonous, slightly radioactive substance, which may cause shortness of breath, coughing, acute arterial lesions, and changes in the chromosomes of white blood cells and gonads leading to congenital malformations if inhaled. However, once ingested, uranium is mainly toxic for the kidneys and may severely affect their function.
Последний раз редактировалось
avatar
Шарикоподшипник. Пружины и рессоры.

С подобными анахронизмами всё будет упираться в идею. Многие элементарные для нас сегодняшних вещи, даже доступные по материалам и технологиям древности, были созданы довольно поздно именно из-за того, что идея сделать «вот так» пришла кому-то в голову только через несколько веков после того, как само по себе изобретение могло было быть реализовано технологически.

Верно и обратное. Некоторые вещи были изобретены давно, но на поток поставлены сильно позже, когда подтянулись сопутствующие технологии. А в некоторых случаях — когда в изобретении появилась необходимость и оно стало более, чем занимательной игрушкой для учёных людей.

Поэтому я бы с осторожностью делал выводы вроде такого, что если есть доступный shape metal, то армия автоматически пересаживается на танки, а крестьяне на трактора.
avatar
С одной стороны рессоры некто и Эллиот изобрёл аж в 1805 году имеется в виду металлические рессоры до этого времени вместо рессор использовались кожаные ремни. И Казалось бы между 1805 годом и четыре сотни лет разницы с другой стороны у нас все необходимые материалы для того чтобы сделать это в общем-то очевидное открытие. Очевидное с точки зрения нужно как-то смягчать амортизировать ось относительно экипажа и при наличии всех необходимых материалов. У нас есть ну примерно любые металлы кроме легированных сталей. Но металлическая рессора нужной прочности и размеров появилась только в 1805, ия вижу тут невозможность проковать руками металл нужной толщины. А с магией таких проблем нет. Более того, у нас есть ещё потребности в арбалетах на драконью шкуру рассчитанных, что я считаю катализатором в изобретательной деятельности в области больших металлических пружин большого размера. А рессоры это проточный продукт.
Очень сложно на сказать что тут будет анархизмом, а что нет. Но по шкале между «Тосно есть», «вероятно возможно», «возможно», «мало вероятно», «быть такого не может» Shape Metal передвинул несколько изобретений на один пункт точно.
Последний раз редактировалось
avatar
Сдаётся мне, что попытки что-то там посчитать и сделать выводы скатятся в it's magic why not просто потому что хочется.
avatar
вижу тут невозможность проковать руками металл нужной толщины.

К 18му веку такой проблемы уже нет давно.

в арбалетах на драконью шкуру рассчитанных

Зависит от прочности шкуры.
avatar
Простите, у меня теперь в голове образ ватаги лишившихся работы и выброшенных магией на обочину жизни кузнецов, шахтёров и землекопов под предводительством Неда Лудда… Восстание которых очень быстро подавляется файрболлами, и проблема безработицы таким образом оказывается решена самым радикальным способом.
Последний раз редактировалось
avatar
Заклинания чтения мыслей Mind-Reading и Mind-Search, заклинания работающие с ложью/правдой Truthsayer и Compel Truth просто переворачивают всю судебную систему.
Там будет смешной момент — «джентльменам верят на слово», кто сказал, что все должны верить заявлениям этого безбожного колдуна о том, что он прочитал в мыслях у епископа? Отрастает интересная отрасль «волшебных коронеров» и заверенных артефактов

С другой стороны, можно посмотреть на то, как сыграет все проблемы агента-принципала — мы не обязаны верить наместнику на слово, можем его верифицировать магически (вспоминаем кстати, кто такие «целовальники»). С другой стороны, какие-нибудь технологии бухучёта на самом деле тормознут в развитии, потому что можно будет просто опираться на магическую верификацию, а не на двойной учёт и сверку накладных и авизо. В целом, это очень интересный блок — какие куски технологических цепочек скорее всего выпадут из-за доступной магической альтернативы, и на что это повлияет в дальнейшем.
avatar
По поводу бухгалтерии — в виду ошибкоёмкости этого производства в отсутствии электронных таблиц, субъективная правдивость, устанавливаемая заклинаниями разума, там мало полезна.
avatar
а не на двойной учёт и сверку накладных и авизо
Ты бухгалтерию не трожь! Лука Пачолли наш благодетель! Бухгалтерия и для тебя самого важна, двойной учет позволяет меньше ошибаться.
Одно дело если ты — начальник предприятия — не лжешь проверке из столицы. Другое дело если тебя обманули твои служащие. Или они сами ошиблись.
avatar
А после того, как наигрались в этом сеттинге, можно устроить магический пост-апок:
магия начинает исчезать из мира: рождается меньше магов / маги слабее / заклинания начинают требовать больше маны / время восстановления маны усиливается и т.д.(например, потому что человечество использовало всю имеющуюся на планете ману).

Соответственно, рвутся технологические и логистические цепочки, а заменить их в моменте нечем, так как у технологий не было стимула развиваться. Маг-металлург больше не может работать, а для изготовления домны у нас нет ни жаростойких материалов, ни угля, ни шахтеров чтобы добыть уголь и руду.

И вот через пару поколений технологии частично наверстывают упущенное: «Теперь мы можем делать стальные мечи качеством не хуже, чем у Древних. Но мы делаем их по-другому, потому что Маготехнологии Древних не просто утеряны, но физически больше не возможны».
avatar
Я считаю, что можно проще. Маги искали знания слишком глубоко и слишком жадно. И один из них стал Тёмным Властелином. И первым шагом его дьявольского плана было, разумеется, убрать своих соперников — других магов. Одновременная магическая атака на Всемагический Конгресс и Портальную Академию Магии уничтожила 90% квалифицированных магов, а оставшихся 10% перебили слуги Тёмного Властелина.
Конечно, героям удалось победить Тёмного Властелина (тот, как водится, обещал вернуться), но магическая наука в упадке, и мы не можем создавать артефакты древних, потому что не умеем. Порталы есть, но проведены они по давно неактуальным причинам, и ведут чаще в кишащие нежитью руины, чем к выгодной торговле.
avatar
Кстати, еще одна тема для рассуждений: что если магия «появилась» не в средневековье, а была известна, скажем, с каменного века? Люди не освоили металл, соответственно маги не придумали заклинаний управления металлами, так что перекос между магией и технологией ещё более сильный.
avatar
Хабр — торт!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.