Ворчание на GURPS
GURPS четвертой версии мне в целом очень нравится, я считаю её одной из лучших систем, эва. И в значительной части случаев, идея играть по GURPS по определенному сеттингу мне нравится больше, чем по «родной» системе для данного сеттинга. Потому что «В GURPS есть тоже самое, только лучше.»
Однако это не значит, что GURPS совершенна и в ней нет моментов, которые могли бы быть сделаны лучше или просто не нравятся лично мне. Тут будет только о боевых аспектах системы и начну я с дистанционного оружия.
Отдача
Это статичная величина, непонятно как вычисленная и зависящая только от модели оружия. Почему быстро стреляя из магнума средний человек с силой 10 и качок с 18-й получат одинаковый разброс?
Есть совсем курьезные моменты, например MP7A1. Если взять его в двуручном варианте у него отдача 2. Поскольку это оружие требует всего 7 силы, человек с силой 14 может без проблем стрелять из него в этом варианте с одной руки и при этом сохраняется отдача 2. Но как только он сложит приклад и переведет ПП в режим стрельбы с одной руки, отдача станет 3, хотя он как держал его одной рукой, так и держит.
Лазеры
У этих штук эпическая точность, скорострельность и отдача 1. При этом для 10-ого ТУ, на котором они появляются, у них слишком слабый урон, чтобы считать это дисбалансом. Проблема в том, что лазеры слишком легко преодолевают активные защиты, и при этом не менее легко нейтрализуются тяжелой броней. Это существенно смещает баланс в пользу тяжело бронированных билдов, ограничивая возможности для создания «стеклянных ниндзь». Лично я считаю злом любое уменьшение количества опций.
А еще есть ганслингеры, для которых попадание с сотни метров противнику в глаз и сбивание на вражеских пуль на лету становится настолько простым и будничным занятием, что даже у самых добрых ДМ-ов рука сама тянется к баннхаммеру.
Хай-тех vs Ультра-тех
«Ультра-тех» был написан раньше, на основании гипотез, прогнозирования и соображений баланса. «Хай-тех» написан позже, на основании оцифровки суровой реальности, данной нам в ощущениях.
В результате между ними своего рода «зазор», который особенно виден, при попытке игры по недалекому будущему.
Например, самое мощное одноручное оружие 9 ТУ наносит 4 куба урона, а 8-м есть револьверы, делающие 6 кубов. У того, что 9-м, тип урона получше, но есть ситуации когда важно именно число кубов. А еще странно, что на 9-м ни в одном оружии не встречается такая штука как high-cyclic controlled burst, хотя это вроде как свойство очень продвинутых винтовок.
А еще используются заметно разные системы модификации оружия и боеприпасов, причем если не брать совсем безумные штуки, типа антиматерии, то варианты для Хай-теха разнообразней и хтоничней.
Дальше будет большой текст про ближний бой.
Однако это не значит, что GURPS совершенна и в ней нет моментов, которые могли бы быть сделаны лучше или просто не нравятся лично мне. Тут будет только о боевых аспектах системы и начну я с дистанционного оружия.
Отдача
Это статичная величина, непонятно как вычисленная и зависящая только от модели оружия. Почему быстро стреляя из магнума средний человек с силой 10 и качок с 18-й получат одинаковый разброс?
Есть совсем курьезные моменты, например MP7A1. Если взять его в двуручном варианте у него отдача 2. Поскольку это оружие требует всего 7 силы, человек с силой 14 может без проблем стрелять из него в этом варианте с одной руки и при этом сохраняется отдача 2. Но как только он сложит приклад и переведет ПП в режим стрельбы с одной руки, отдача станет 3, хотя он как держал его одной рукой, так и держит.
Лазеры
У этих штук эпическая точность, скорострельность и отдача 1. При этом для 10-ого ТУ, на котором они появляются, у них слишком слабый урон, чтобы считать это дисбалансом. Проблема в том, что лазеры слишком легко преодолевают активные защиты, и при этом не менее легко нейтрализуются тяжелой броней. Это существенно смещает баланс в пользу тяжело бронированных билдов, ограничивая возможности для создания «стеклянных ниндзь». Лично я считаю злом любое уменьшение количества опций.
А еще есть ганслингеры, для которых попадание с сотни метров противнику в глаз и сбивание на вражеских пуль на лету становится настолько простым и будничным занятием, что даже у самых добрых ДМ-ов рука сама тянется к баннхаммеру.
Хай-тех vs Ультра-тех
«Ультра-тех» был написан раньше, на основании гипотез, прогнозирования и соображений баланса. «Хай-тех» написан позже, на основании оцифровки суровой реальности, данной нам в ощущениях.
В результате между ними своего рода «зазор», который особенно виден, при попытке игры по недалекому будущему.
Например, самое мощное одноручное оружие 9 ТУ наносит 4 куба урона, а 8-м есть револьверы, делающие 6 кубов. У того, что 9-м, тип урона получше, но есть ситуации когда важно именно число кубов. А еще странно, что на 9-м ни в одном оружии не встречается такая штука как high-cyclic controlled burst, хотя это вроде как свойство очень продвинутых винтовок.
А еще используются заметно разные системы модификации оружия и боеприпасов, причем если не брать совсем безумные штуки, типа антиматерии, то варианты для Хай-теха разнообразней и хтоничней.
Дальше будет большой текст про ближний бой.
50 комментариев
«Проблема в том, что плазменное оружие слишком легко преодолевает тяжелую броню (кроме ну совсем тяжелой, вроде warsuit'ов), и при этом не особо-то нейтрализуется активными защитами. Это существенно смещает баланс в пользу социальщиков и стелсеров, ограничивая возможности для создания «стеклянных ниндзь» и тяжелобронированных билдов».
Про короткоствол на TL9 — всё логично. Нет никакого смысла производить оружие с уроном больше 4d, потому что для незащищённого противника этого достаточно, а воевать с человеком в бронежилете с помощью короткоствола — дураков нет. Там, где не хватит 4d, 6d уже тоже не хватит. И человек в бронежилете, скорее всего, вооружён чем-то более дальнобойным и предпочтёт навязать большую дистанцию боя.
По этой логике и на 8-М ТУ никто бы шайтан-револьверов не делал. Кстати, на 10-м ТУ пистолеты на 8 кубов есть и не знаю как на счет нормальных людей, а среди приключенцев находят широкое применение.
Ну и если очень уж хочется докопаться:
Да, здесь приведён специфический случай (стрельба лёжа на спине), но это лишь потому, что стрельба «с бедра» по Tactical Shooting всё равно предполагает упор приклада в рёбра или подмышкой.
Мы говорим о системе где персонажи могут быть многотонными монстрами поднимающими автомобиль пальцем.
При этом на TL8 шайтан-револьверы могут, по крайней мере, иногда пробивать современный им тактический броник (DR12). А вот на TL9 тактический броник это DR20, и 6d по нему уже довольно бесполезен. Коллекционеры, разумеется, могут пользоваться заслуженными старыми добрыми моделями с хорошей репутацией, но реальная область их применения за пределами тира — защита от внезапной атаки тигра или белого медведя. Довольно узкая специализация.
Тактический броник это 12 ДР + бронепластина, и его никакой револьвер обычными пулями не пробивает.
Если кто-то всерьез вознамерится пробивать броники сайдармом, он возьмет специальные патроны и вот там разница в два куба заметно сыграет.
Если экзотические пушки — пожелание игроков, стоит спросить у них, кто и зачем, по их мнению, производит их в игровом мире, какая у них область применения, и исходя из этого их оцифровать.
Потому что выглядит совершенно нелогично. С увеличением калибра оружия разброс, как правило, уменьшается. А вот Rcl неуклонно растет.
Однако, мне все равно очень тяжело представить, какие внутренние компоненты двуствольного ружья десятого калибра оказываются настолько подвижны/нестабильны, что при стрельбе пулями оно имеет Rcl 7. По-моему система все же имеет значительные недоработки.
Вот у обреза (отрезанный приклад и обрезанный ствол) двустволки при стрельбе слагами действительно Rcl 7, но это в том числе и банальная отдача, не только то, о чём пишет Кромм.
Однако, по словам Кромма, эту «банальную отдачу» невозможно компенсировать силой в принципе (он четко говорит что отдача и Rcl — совершенно разные вещи), так что это не похоже на официальную позицию, хотя и звучит логично.
youtu.be/kuBPL81DbLU?t=2m18s
Тип с ST около 12 стреляет очередью из Сайги. Понятно, что для одиночных его силы хватает по уши. Однако при стрельбе очередью оружие выходит из под контроля в первую очередь из-за недостатка силы, а не массы (вибрации в основном в руках, а не в корпусе человека).
Если бы, для сравнения, оружие было бы закреплено на жесткой стойке аналогичной массы и формы, то разброс был бы в разы меньше.
В смысле вроде как можно даже раскинуть слух о том.что в армии (подставить страну из развитых) появилась программа вооружения некоторых подразделений лазерным стрелкоым оружием и народ вполне схавает, причём представления будут более-менее сходны.
И да — не будет сходных представлений. Споры о эффективности и возможности лазерного стрелкового оружия как бы до сих пор присутсвуют.
Ну споры о возможности можно вынести за скобку, а вот с эффективностью интереснее: чтобы спорить о ней, нужно иметь именно что сходное представление о предмете спора. Если брать именно лазерное оружие, то архетип — хрень, бьящая лучом по прямой. Уже о том. что касается поражающего фактора, дальности, убойной силы и цвета самого луча — представления разойдутчся, но хотя бы луч и прямая будут общим местом. Для сравнения — «бластер» скорее недетализированная «футуристическая хрень» без каких-либо параметров кроме футуристического дизайна. Поскольку изначальный момент(который я комментил) — споры о точности, то лазер не сверхточный, как мне кажется, вызовет непонимание у игроков, примерно представляющих «архетип».
Ну и собственно статистики в ГУРПС это именно поражающий фактор, убойная сила, дальность.
Дело в том, что GURPS не претендует на максимальную детальность, зачастую предпочитая играбельное упрощение, и наличие книг вроде Tactical Shooting и вороха выпусков Пирамиды никак не противоречит этому утверждению. Невозможность снизить Rcl с 2 до 1 — это банальное следствие того, что Rcl 1 — прерогатива дробовиков. И таких примеров много. Например, в рамках системы 9x19 Parabellum не имеет ни одного преимущества перед .40 S&W — одинаковые Rcl и базовый дамаг, однако при этом повреждения от сорокового калибра будут pi+, а не pi. Даже размер магазина слабо отличается. Некоторые любители заявляют, что так оно в реале и есть, и .40 S&W рулит по всем статьям, но это не бесспорное утверждение, поскольку многие тысячи стрелков выбирают 9x19 из-за меньшей отдачи. Просто эта разница в отдаче слишком мала, чтобы впихнуть её в зазор между Rcl 2 (9x19 Para) и Rcl 3 (.45 ACP).
Считаешь, что можешь сделать более логично/детально — вводишь хоумрул (или не хоумрул, а свой список снаряжения — я здесь о любой придумке говорю). Кто-то скажет, что здесь я перешагиваю границу Oberoni Fallacy, но я так не думаю, потому что
а) GURPS не стремится оцифровать и детализировать всё подряд, иногда он выбирает играбельные упрощения, а потому заявленный недостаток как таковой отсутствует, так что я ссылаюсь на Rule 0 не как на способ закрыть дыру;
б) GURPS дейстительно предполагает твики, сеттингостроение и мастерское творчество как норму. Именно поэтому, например, грех жаловаться на огнестрельное оружие из UT, потому что это просто сборник безликих заготовок для мастера, которому не хочется особо заморачиваться.
Потому что магнум не предназначен для быстрой стрельбы. Из него можно стрелять быстро, но это отрицательно сказывается на точности оружия.
Серьезно — эпическая точность имеет значение только при учете ганслингера. Наличие оружия, которое легко преодолевает активные защиты полезно, при настройке сеттинга. Если ты хочешь, чтобы военные ходили в тяжелой броне — вводишь лазеры, если нужно, чтобы броня была легче — вводи другое вооружение, а лазеры наоборот убери или замени чем-то.
Спецпатроны к 25мм танглеру 8)
И да, Ультра Тех не очень удачная книга (хотя вполне на уровне), Хай-Тек лучше именно как сапплемент.