Всё глубже в шахты, или как я людей к ДнД5 приобщала
Несколько дней назад я закончила водить компанию по «Потерянным шахтам Фанделвера».
Эта компания длилась несколько месяцев и была примечательна тем, что в пати было три относительных новичка и два опытных игрока. Я собственно собрала её потому что моя подруга после совместного просмотра «Чести среди воров» захотела поиграть в ДнД, и я решила, что это отличный момент, чтобы затянуть её в нашу секту. Она подтянула подружку, опытный игрок подтянул свою девушку – и погнали.
Велась игра по дискорду, сессии были короткие, три-четыре часа в субботу вечером, иногда переносили на другой день. Я выбрала «Шахты», потому что этот модуль хвалили как отличный вариант вводного, достаточно нелинейный и с элементами песочницы; более того, место действия было близко к Невервинтеру, где разворачивается «Чести среди воров». И показал модуль себя отлично. Карты подземелий, кстати, я загнала в пайнт.нет, покрыла вторым слоем туманом войны и показывала игрокам через демонстрацию экрана, постепенно стирая туман по мере открытия подземелья.
Пати игроков получилась очень милая:
Конечно, путь до Фаландера не мог пройти тихо. Дварфу втемяшилось отправиться в город прежде основного каравана вместе со своим телохранителем Сильдаром и парой друидов – он на коняшке был быстрее нагруженной товарами, двумя приключенками и одной возницей-полурослицей телеги. Мулы, запряжённые в телегу, неторопливо шли, всё было тихо и благостно – пока герои не наткнулись утыканные стрелами на трупы лошадей, принадлежавших Сильдару и дварфу, валявшихся посреди дороги. Ни Сильдара с дварфом, ни друидов не было. Когда приключенки решили поискать следы – на них напали из засады гоблины. Четверо гоблинов против двух приключенцев первого уровня – это жёстко, но к счастью у полурослицы было лечебное зелье, а потом на помощь пришли друиды (их игроки немного опоздали), и вместе они пошли по следам гоблинов, чтобы найти логово, куда утащили Сильдара с дварфом.
Нет, я не буду пересказывать сюжет. Просто остановлюсь на самых ярких моментах компании.
Эпизод 1: охота на гоблинов, в котором наши герои защищают логово гоблинов-разбойников и спасают Сильдара, но не находят следов своего нанимателя.
Убийство прислужников вожака дальнобойными атаками через расселину в лучших традициях компьютерных игр. Разрушение плотины на реке в попытке смыть врагов (удачное, но вода нанесла меньше урона, чем рассчитывалось). Превратившийся в змею Шаис, использовавшийся в качестве метательного оружия (неудачно). Первый спёртый Ваданией у пати лут (удачно, никто ничего не заметил).
Как мастер, я поняла, что играть в ДнД с новичками, особенно на первых уровнях, здорово – они мыслят за пределами коробки, пытаются выдумывать хитрые планы вместо того чтобы просто бить.
Эпизоды 2-4: бандитский Фаландер, в котором герои знакомятся с деревенскими и борятся с бандой красноклеймённых, которые кошмарят местных.
Идунн и Шаис сначала повеселили и немного испугали конюха около таверны, превратившись из лошадей в гуманоидов прямо у него на глазах, потом очень мило развлекли полурослика с фермы, заодно узнав от него, где тайный проход в логово красноклеймённых. Вадания встретилась с бывшим приятелем – раньше один их бандитов Невервинтера, сейчас он стал одним из красноклеймённых (это я вплетаю предысторию героев в модуль). Она приняла его предложение вступить в банду, что дало героям возможность проникнуть в их логово без боя. Главарь бандитов, маг Стеклянный Посох дал героям задание – убить местную жрицу Селунэ и Сильдара. Герои согласились; на выходе из логова они начали обсуждать, как им обдурить Стеклянного Посоха, обнаружили что за ними следит его фамильяр-крыса и убили её. После чего решили просто зайти обратно внутрь и надрать всем зад. Это им удалось: Стеклянный Посох был занят ритуалом повторного вызова фамильяра и не успел отдать приказ своим головорезам «никого не пущать». К тому же он не рассчитывал на такую наглость. Что герои просто-напросто войдут к нему, после чего один из них (Шаис) обратится в медведя, прыгнет и перегрызёт ему горло. Бандиты, в числе которых был приятель Вадании, были безжалостно растерзаны медведем, сожжены священным пламенем, закиданы волшебными камнями. Вадания о смерти приятеля не особо жалела и пока все дрались с бандитами, она лутала кабинет мага. А пати тем временем оказалась в заднице: на шум прибежало четыре медвежука*. На счастье пати, вожак медвежуков, когда чуть не вынес первым же ударом медведя, решил, что может справиться со всеми самостоятельно и велел своим подчинённым: в драку не вступать. Это было его ошибкой. Нет, героям он навалял очень крепко, но тут выскочила Вадания, делая вид, что никуда не сбегала и не пряталась за спинами товарищей, и выдала критический удар по вожаку. Причём не оружием, а колбой с драконьей желчью, которую нашла на столе мага. Я решила, что пусть колба работает как алхимический огонь – и она выдала им крит. Вожак медвежуков сгорел, а герои кинулись бежать. К счастью, Вадания обнаружила тайную дверь, и они смогли удрать через неё. Это был на самом деле весьма драматический момент, потому что тайную дверь пришлось закрывать под самым носом медвежуков и они этому активно мешали.
* Этот вариант перевода мне нравится больше, чем «багбир». Потому что медвежуки действительно здоровые и опасные, как медведи.
Как мастер, я считаю что попытка вписать прошлое Вадании/Химы в модуль прошла просто прекрасно, да и сам её манёвр – грабить кабинет мага, пока остальные дерутся, потом явиться и спасти всех – был прекрасным штрихом к образу плутовки.
Герои прибежали в город, где слегка зализали раны (их подлечила деревенская жрица), перебудили всех местных и собрали в таверне, боясь ответной атаки бандитов. Вадания сказала, что ранена (психологически) и осталась в таверне (игрок была очень загружена работой и не пришла), зато в пати влилось новое лицо – чародей дикой магии Джинжиш.
Вместе они без приключений зачистили логово от медвежуков – оставшиеся бандиты бежали, прихватив с собой часть лута – освободили томившихся в плену деревенских и пошли праздновать. Заодно узнали, что Стеклянный Посох выполняет указания некого Чёрного Паука.
Эпизоды 5-6: герои исследуют мир вокруг и напиваются.
Частично началось ещё в эпизоде 4, где герои добили остатки красноклеймённых. Наутро герои отправились выполнять задания деревенских; начали с провидицы-баньши в местечке Заячья Губа. Как вы помните, игрока за Ваданию не было (девушка работала), поэтому в путь отправились без неё, но с Джинжишем. И для меня, как для мастера, прилетело два испытания:
Последовавший мозговой штурм породил ту ещё загогулину сюжета.
Итак, Вадания выпивала в деревенской таверне и пыталась подбить местных на революцию против старосты, который слишком боялся бандитов, чтобы что-то сделать (на самом деле она просто хотела выманить у них деньги на революцию и свалить). Эти речи весьма и весьма понравились рыжеволосому барду, который с ней выпивал в таверне. После какой-то чарки она отъехала и очнулась уже в телеге компании со странным рюкзаком в виде лягушки в руках. На мгновение она увидела настоящий облик барда: козлоногий сатир с пышной гривой волос. Поговорив с Идунн, Вадания выяснила, что пила с самим Хирсамом Принцем Дураков – архифеем, что-то вроде местной вариации Диониса, идейным анархистом и выпивохой. Рюкзак оказался сумкой хранения, в которой имелся алхимический сосуд, способный производить фейское пиво и… Записка для Идунн: «Моей доченьке на день рожденья от любящего отца». Упс! Идунн в афиге; Вадания – не особо, а потому нагло присвоила себе алхимический сосуд. Присвоила бы и рюкзак, но это дело уже пресёк Шаис.
Вы спросите, при чём тут Джинжиш? Об этом позже. Пока я нагло эксплуатировала умолчания в предыстории Идунн чтобы сделать её отцом Хирсама, который в свою очередь нужен был для того чтобы телепортировать к героям Ваданию. Игрокам этот поворот пришёлся по душе: они получили один полезный артефакт и один весёлый. В этом эпизоде также было:
Эпизоды 7-8, в котором герои встречаются с драконом.
Пополнив припасы в деревне и получив награду за выполненные задания (Лерисса также вступила в арфисты), герои отправились к Громодеревью, заброшенному посёлку, где обитают странные пепельные зомби. А ещё – друид Изумрудного анклава, который знает местность как свои пять пальцев. Напоминаю, что у героев была задача – найти, куда гоблины утащили их нанимателя, и что за Чёрный Паук, который стоял и за красноклеймёнными, и скорее всего стоит за разбойными бандами гоблинодов. Идунн с Шаисом рассчитывали на помощь друида в этом деле.
На входе в Громодеревье была табличка с надписью: «Осторожно, злые зомби и растения!». Вообще, этот заброшенный посёлок – одна большая отсылка к зомби против растений, но до меня это дошло только когда игроки мне сказали.
Наши друиды-анклавовцы читали оставленные друидом знаки, и легко поняли по ним, в каком доме прячутся зомби, в каком – растения, а в каком – сам друид. Тратить время на зомби с растениями не стали, всё равно я давала опыт за вехи, а не за фраги, пошли сразу к друиду. Тот рассказал им, где главное логово гоблинов и медвежуков, а заодно – что в Громодеревье сейчас обретаются несколько представителей культа дракона и собственно сам дракон – молодой и зелёный. Точнее, молодой зелёный дракон, что друида весьма беспокоило. Услышав слова «культ дракона», Джинжиш на всех парах понёсся к культистам. С назойливостью продавцов орифлейм герои ломились к ним в дверь (культисты скрывались в одном из заброшенных домов), и в итоге Вадания уговорила их открыть, заявив, что хочет вступить в культ. Далее последовала трагикомичная сцена: эльфийка выражала свою готовность вступить в культ* и обещала привести культистам много-много жертв. Джинжиш пытался вклиниться и расспросить о кристалле. При виде оного кристалла лидера культистов скорчило так что даже под маской видно: оказывается, кристалл должен был помочь бежать из тюрьмы совсем другому человеку, но каким-то образом попал в руки Джинжишу. Вся остальная пати дружно охреневала, потому что не знала, шутит Вадания или серьёзно говорит. Потом Шаис плюнул, превратился в медведя и порвал культистов. «Вот блин, опять вы мне сорвали попытку договориться», – разочарованно сказала без-пяти-минут-культистка Вадания.
*Я так и не поняла, кстати, имелся в виду культ Тиамат или тот самый, приверженцы которого поклоняются драколичам. Выбрала второе. Всё равно роли не сыграло.
А потом герои пошли доставать дракона. Они пришли к полуразрушенной башне, где дракон жил, и задались вопросом: «А на хрена мы к нему идём-то?». И всё равно пошли. Я уже открывала статы молодого зелёного дракона, ожидая драки, но герои разошлись мирно, в основном благодаря Джинжишу, который упал перед драконом на колени и отдал ему все свои деньги, умоляя ответить на вопрос о кристалле. Дракон был польщён, и облизав кристалл (змеи чувствуют запахи языком, и я решила, что неплохо бы передать эту черту дракону), заявил, что это пахнет феями. Больше ничего герои от него не добились и поспешили свалить.
Эпизод 9: гоблинско-разбойничья малина.
В которой не произошло почти ничего интересного, не считая того что герои нашли дыру в стене, сразу убили главаря банды и наконец-то освободили своего нанимателя. А заодно получили карту, где был указан путь к Пещере морского эха, той самой потерянной шахте. Хотя нет, интересное было: уже после убийства главаря герои вместо того чтобы по-тихому выбраться из логова устроили драку со всеми разбойниками. Шаис танковал их в узком проходе, а Лерисса разбиралась с гоблинами, которые зашли им в тыл.
Эпизоды 10-12: финишная прямая, на которую мы никак не могли собраться.
Исследование последнего данжа затянулось потому что мы никак нормально не могли собраться, а одного игрока вообще в армию забрали. А ещё потому что подземелье большое и полное мусорных драк, которые только съедают время. При этом игроки, хоть и убили призрака мага, не рискнули драться с созерцателем, охраняющим кузницу, и с огненным черепом. Мне же пришлось изворачиваться угрём, потому что состав игроков менялся от сессии к сессии: в подземелье вошли Лерисса, Шаис и Идунн; на следующую сессию игрока Шаиса забрали в армию, но пришёл игрок Джинжиша; на последнюю я постаралась собрать всех, но игрок Джинжиша очень сильно опоздал. К счастью, дикая магия + фейское пиво объясняло безумные телепортации: что сначала на героев свалился Джинжиш, а на следующей сессии, когда он сотворил заклинание, исчез а на его месте появилась Вадания.
Кульминационное сражение с Чёрным Пауком вышло скучноватым. Друиды призвали аллозавров (у этих динозавров небольшой ранг опасности, что позволяет призывать их на довольно низком уровне, но много хитов и способность сбивать с ног), которые успешно танковали и быстро покончили с сами Чёрным Пауком (дроу-магом). Оставшись в небольшом количестве хитов, он попробовал молить о пощаде, но Лерисса со словами «ДА НИ ХРЕНА!» снесла ему голову божественным оружием. Селунэ вряд ли была ей довольна, но тифля посчитала, что таскаться с пленным магом, который знает заклинание внушение, весьма опасно. После чего героям осталось добить медвежука и пауков, и это было СКУЧНО. «Медвежук атакует… Не попал… Пауки… Щас кинем, у кого паутина перезарядилась… Атакуют… Двое не попали, двое попали… Лерисса, бросай спас по тела, другой бросает аллозавр…» – и так пять ранудов. Я начала зевать, игроки, наверное, вообще отъехали, и завершение модуля вышло на сонной ноте. «Вы всех победили, и благодарные дварфы предлагают вам долю в добыче шахты 50%» – «Да ну нахрен, пусть деньгами отдают».
Вердикт:
1) Модуль хорош, гибкий, нет впечатления рельс. В самом модуле описано, как то или иное столкновение можно пройти, минимизировав количество боёв, хитростью и скрытностью. Всем рекомендую. Единственный недостаток – нудноватый последний данж.
2) Играть с начинашками в ДнД5 очень классно. Когда они видят горящий черепок, парящий в воздухе, они не «а, я знаю, что это за тварь, пакостная, но хитов у неё немного», а «что за нахер, давайте-ка не будет подходить близко». Не «зачем действовать скрытно, мы и так всех завалим», а «давайте-ка придумаем хитрый план, чтобы убить этих гоблинов».
3) Я удачно вплела прошлое почти всех персонажей в модуль. К сожалению, предыстория Джинжиша не сыграла – а ведь по отцу он был братом Идунн, и именно Хирсам сделал так, чтобы кристалл попал к нему в руки. Архифей любит своих детей, просто их у него слишком много и он их не помнит.
4) И всё же я, наверное, переключусь на PbtA полностью. Слишком уж сильно затягиваются в ДнД5 бои из-за большого количества хитов что героев, что более-менее достойных им противников. К тому же многая концептуально интересная монстра очень слабая и годится только в качестве противников для первоуровневых. И слишком часто на протяжении сессии мне приходило в голову: «А в DW этот момент можно было обыграть интереснее».
5) Предложила игрокам где-то в конце августа-в сентябре продолжить, но по DW. Они согласились. Подробности будет обсуждать после.
А пока – конец отчёта и удачных игр вам!
Эта компания длилась несколько месяцев и была примечательна тем, что в пати было три относительных новичка и два опытных игрока. Я собственно собрала её потому что моя подруга после совместного просмотра «Чести среди воров» захотела поиграть в ДнД, и я решила, что это отличный момент, чтобы затянуть её в нашу секту. Она подтянула подружку, опытный игрок подтянул свою девушку – и погнали.
Велась игра по дискорду, сессии были короткие, три-четыре часа в субботу вечером, иногда переносили на другой день. Я выбрала «Шахты», потому что этот модуль хвалили как отличный вариант вводного, достаточно нелинейный и с элементами песочницы; более того, место действия было близко к Невервинтеру, где разворачивается «Чести среди воров». И показал модуль себя отлично. Карты подземелий, кстати, я загнала в пайнт.нет, покрыла вторым слоем туманом войны и показывала игрокам через демонстрацию экрана, постепенно стирая туман по мере открытия подземелья.
Пати игроков получилась очень милая:
- Тифлинг-жрица Сэлунэ, синекожая Лерисса. Истинно нейтральная. В детстве сбежала из деревни после того как обожгла огнём обижавших её парней и жила в заброшенном храме Селунэ. Однако её укрытие нашли жрицы культу Шар, и Лериссе пришлось положить конец своему отшельничеству. Молчалива, отличается язвительным характером.
- Плутовка-эльф Вадания (настоящее имя Хима). Хаотично-добрая, но отыгрывала хаотично-нейтральную и потому быстро сменила алигмент. Была частью одной из невервинтерских банд, и нечаянно подставила её под облаву. Вынуждена была на время сбежать из города, пока всё не уляжется. Всегда и со всеми пытается договориться и развести на деньги. Норовит спереть даже у собственной пати. Очень колоритная личность.
- Идунн, феечка, друид. Раса – спрайт из неофициального, но качественного дополнения «Руководство Занатара по всему остальному». Крылышки и умение летать в наличии. Была подкинута человеческим родителям, которые не смогли смириться с потерей человеческого ребёнка и отдали феечку друидам. Теперь она член Изумрудного анклава. Милое и немного наивное создание.
- Шаис, юань-ти, тоже друид. Тоже член изумрудного анклава. Они с Идунн – пара, как и их игроки. Вместо способностей юань-ти я позволила ему неограниченно превращаться в змею. Спокойный и мудрый, всегда прикрывает Идунн.
- Джинжиш, человек и чародей с дикой магией. Отсидел в тюрьме, что оставило шрамы как на его теле, так и душе. Его способности дикого мага активировал голубой кристалл, который передали ему в тюрьме; кристалл он использует как фокус.
- И вся эта компания (исключая Джинжиша, он пришёл позже) нанялась в качестве охранников для сопровождения дварфа-торговца в деревеньку Фаландер, которая выросла на месте сожжённого орками города и является небольшим шахтёрско-фермерским поселением на краю света. Впрочем, большинство шахт пришло в запустение из-за постоянных набегов орков, а о богатейшей шахте Фалденвер, где была расположена магическая кузница, остались только слухи…
Конечно, путь до Фаландера не мог пройти тихо. Дварфу втемяшилось отправиться в город прежде основного каравана вместе со своим телохранителем Сильдаром и парой друидов – он на коняшке был быстрее нагруженной товарами, двумя приключенками и одной возницей-полурослицей телеги. Мулы, запряжённые в телегу, неторопливо шли, всё было тихо и благостно – пока герои не наткнулись утыканные стрелами на трупы лошадей, принадлежавших Сильдару и дварфу, валявшихся посреди дороги. Ни Сильдара с дварфом, ни друидов не было. Когда приключенки решили поискать следы – на них напали из засады гоблины. Четверо гоблинов против двух приключенцев первого уровня – это жёстко, но к счастью у полурослицы было лечебное зелье, а потом на помощь пришли друиды (их игроки немного опоздали), и вместе они пошли по следам гоблинов, чтобы найти логово, куда утащили Сильдара с дварфом.
Нет, я не буду пересказывать сюжет. Просто остановлюсь на самых ярких моментах компании.
Эпизод 1: охота на гоблинов, в котором наши герои защищают логово гоблинов-разбойников и спасают Сильдара, но не находят следов своего нанимателя.
Убийство прислужников вожака дальнобойными атаками через расселину в лучших традициях компьютерных игр. Разрушение плотины на реке в попытке смыть врагов (удачное, но вода нанесла меньше урона, чем рассчитывалось). Превратившийся в змею Шаис, использовавшийся в качестве метательного оружия (неудачно). Первый спёртый Ваданией у пати лут (удачно, никто ничего не заметил).
Как мастер, я поняла, что играть в ДнД с новичками, особенно на первых уровнях, здорово – они мыслят за пределами коробки, пытаются выдумывать хитрые планы вместо того чтобы просто бить.
Эпизоды 2-4: бандитский Фаландер, в котором герои знакомятся с деревенскими и борятся с бандой красноклеймённых, которые кошмарят местных.
Идунн и Шаис сначала повеселили и немного испугали конюха около таверны, превратившись из лошадей в гуманоидов прямо у него на глазах, потом очень мило развлекли полурослика с фермы, заодно узнав от него, где тайный проход в логово красноклеймённых. Вадания встретилась с бывшим приятелем – раньше один их бандитов Невервинтера, сейчас он стал одним из красноклеймённых (это я вплетаю предысторию героев в модуль). Она приняла его предложение вступить в банду, что дало героям возможность проникнуть в их логово без боя. Главарь бандитов, маг Стеклянный Посох дал героям задание – убить местную жрицу Селунэ и Сильдара. Герои согласились; на выходе из логова они начали обсуждать, как им обдурить Стеклянного Посоха, обнаружили что за ними следит его фамильяр-крыса и убили её. После чего решили просто зайти обратно внутрь и надрать всем зад. Это им удалось: Стеклянный Посох был занят ритуалом повторного вызова фамильяра и не успел отдать приказ своим головорезам «никого не пущать». К тому же он не рассчитывал на такую наглость. Что герои просто-напросто войдут к нему, после чего один из них (Шаис) обратится в медведя, прыгнет и перегрызёт ему горло. Бандиты, в числе которых был приятель Вадании, были безжалостно растерзаны медведем, сожжены священным пламенем, закиданы волшебными камнями. Вадания о смерти приятеля не особо жалела и пока все дрались с бандитами, она лутала кабинет мага. А пати тем временем оказалась в заднице: на шум прибежало четыре медвежука*. На счастье пати, вожак медвежуков, когда чуть не вынес первым же ударом медведя, решил, что может справиться со всеми самостоятельно и велел своим подчинённым: в драку не вступать. Это было его ошибкой. Нет, героям он навалял очень крепко, но тут выскочила Вадания, делая вид, что никуда не сбегала и не пряталась за спинами товарищей, и выдала критический удар по вожаку. Причём не оружием, а колбой с драконьей желчью, которую нашла на столе мага. Я решила, что пусть колба работает как алхимический огонь – и она выдала им крит. Вожак медвежуков сгорел, а герои кинулись бежать. К счастью, Вадания обнаружила тайную дверь, и они смогли удрать через неё. Это был на самом деле весьма драматический момент, потому что тайную дверь пришлось закрывать под самым носом медвежуков и они этому активно мешали.
* Этот вариант перевода мне нравится больше, чем «багбир». Потому что медвежуки действительно здоровые и опасные, как медведи.
Как мастер, я считаю что попытка вписать прошлое Вадании/Химы в модуль прошла просто прекрасно, да и сам её манёвр – грабить кабинет мага, пока остальные дерутся, потом явиться и спасти всех – был прекрасным штрихом к образу плутовки.
Герои прибежали в город, где слегка зализали раны (их подлечила деревенская жрица), перебудили всех местных и собрали в таверне, боясь ответной атаки бандитов. Вадания сказала, что ранена (психологически) и осталась в таверне (игрок была очень загружена работой и не пришла), зато в пати влилось новое лицо – чародей дикой магии Джинжиш.
Вместе они без приключений зачистили логово от медвежуков – оставшиеся бандиты бежали, прихватив с собой часть лута – освободили томившихся в плену деревенских и пошли праздновать. Заодно узнали, что Стеклянный Посох выполняет указания некого Чёрного Паука.
Эпизоды 5-6: герои исследуют мир вокруг и напиваются.
Частично началось ещё в эпизоде 4, где герои добили остатки красноклеймённых. Наутро герои отправились выполнять задания деревенских; начали с провидицы-баньши в местечке Заячья Губа. Как вы помните, игрока за Ваданию не было (девушка работала), поэтому в путь отправились без неё, но с Джинжишем. И для меня, как для мастера, прилетело два испытания:
- Джинжиш задал баньши вопрос: кто дал ему этот кристалл? Я бухнула: «Ищи того, кто поклоняется драконам», зная, что культистов дракона они в этом приключении могут встретить, но забыв о том, что чародейство от драконьей крови – это одно, а от дикой магии – это другое.
- На следующую сессию игрок Вадании успевала. И у меня вставать вопрос: как её телепортировать к остальным?
Последовавший мозговой штурм породил ту ещё загогулину сюжета.
Итак, Вадания выпивала в деревенской таверне и пыталась подбить местных на революцию против старосты, который слишком боялся бандитов, чтобы что-то сделать (на самом деле она просто хотела выманить у них деньги на революцию и свалить). Эти речи весьма и весьма понравились рыжеволосому барду, который с ней выпивал в таверне. После какой-то чарки она отъехала и очнулась уже в телеге компании со странным рюкзаком в виде лягушки в руках. На мгновение она увидела настоящий облик барда: козлоногий сатир с пышной гривой волос. Поговорив с Идунн, Вадания выяснила, что пила с самим Хирсамом Принцем Дураков – архифеем, что-то вроде местной вариации Диониса, идейным анархистом и выпивохой. Рюкзак оказался сумкой хранения, в которой имелся алхимический сосуд, способный производить фейское пиво и… Записка для Идунн: «Моей доченьке на день рожденья от любящего отца». Упс! Идунн в афиге; Вадания – не особо, а потому нагло присвоила себе алхимический сосуд. Присвоила бы и рюкзак, но это дело уже пресёк Шаис.
Вы спросите, при чём тут Джинжиш? Об этом позже. Пока я нагло эксплуатировала умолчания в предыстории Идунн чтобы сделать её отцом Хирсама, который в свою очередь нужен был для того чтобы телепортировать к героям Ваданию. Игрокам этот поворот пришёлся по душе: они получили один полезный артефакт и один весёлый. В этом эпизоде также было:
- Помощь некроманту из Тэя – он просил убить орков, которые тусят неподалёку. Вадания тщетно просилась в ученицы к магу; я дала ей сделать бросок убеждения, сложность в голове поставила высокую, но этого не понадобилось – результат вышел настолько низкий, что маг поржал и предложил ей пожертвовать своё тело на зомби.
- Открытие свойства фейского пива: если его поджечь, то случается эффект дикой магии! Сначала я думала накладывать безумие на тех, кто вдохнул его пары, но игрок Джинжиша предложил использовать эффекты дикой магии, ибо веселее.
- Убийство орков. Часового просто очаровали, остальных перебили в пещере. Использовали свойства фейского пива. Очарованному часовому дали в руки окровавленный топор ради смеха.
- Вадания из-за побочных эффектов фейского пива стала синей в самом прямом смысле.
- Случайное столкновение с волками, запомнившееся тем, что часовые – Джинжиш и Вадания – были весьма и весьма пьяны, а потому волки застали их врасплох. Вадания очнулась, когда волк жевал ей ногу, Джинжиша они быстро отправили в ноль хитов, а повылезавшие из палаток остальные, без доспехов и восстановленных заклинаний далеко не сразу переломили ситуацию в свою пользу. И это я ещё забыла про то, что у героев есть мулы, не то бы волки их сожрали.
Эпизоды 7-8, в котором герои встречаются с драконом.
Пополнив припасы в деревне и получив награду за выполненные задания (Лерисса также вступила в арфисты), герои отправились к Громодеревью, заброшенному посёлку, где обитают странные пепельные зомби. А ещё – друид Изумрудного анклава, который знает местность как свои пять пальцев. Напоминаю, что у героев была задача – найти, куда гоблины утащили их нанимателя, и что за Чёрный Паук, который стоял и за красноклеймёнными, и скорее всего стоит за разбойными бандами гоблинодов. Идунн с Шаисом рассчитывали на помощь друида в этом деле.
На входе в Громодеревье была табличка с надписью: «Осторожно, злые зомби и растения!». Вообще, этот заброшенный посёлок – одна большая отсылка к зомби против растений, но до меня это дошло только когда игроки мне сказали.
Наши друиды-анклавовцы читали оставленные друидом знаки, и легко поняли по ним, в каком доме прячутся зомби, в каком – растения, а в каком – сам друид. Тратить время на зомби с растениями не стали, всё равно я давала опыт за вехи, а не за фраги, пошли сразу к друиду. Тот рассказал им, где главное логово гоблинов и медвежуков, а заодно – что в Громодеревье сейчас обретаются несколько представителей культа дракона и собственно сам дракон – молодой и зелёный. Точнее, молодой зелёный дракон, что друида весьма беспокоило. Услышав слова «культ дракона», Джинжиш на всех парах понёсся к культистам. С назойливостью продавцов орифлейм герои ломились к ним в дверь (культисты скрывались в одном из заброшенных домов), и в итоге Вадания уговорила их открыть, заявив, что хочет вступить в культ. Далее последовала трагикомичная сцена: эльфийка выражала свою готовность вступить в культ* и обещала привести культистам много-много жертв. Джинжиш пытался вклиниться и расспросить о кристалле. При виде оного кристалла лидера культистов скорчило так что даже под маской видно: оказывается, кристалл должен был помочь бежать из тюрьмы совсем другому человеку, но каким-то образом попал в руки Джинжишу. Вся остальная пати дружно охреневала, потому что не знала, шутит Вадания или серьёзно говорит. Потом Шаис плюнул, превратился в медведя и порвал культистов. «Вот блин, опять вы мне сорвали попытку договориться», – разочарованно сказала без-пяти-минут-культистка Вадания.
*Я так и не поняла, кстати, имелся в виду культ Тиамат или тот самый, приверженцы которого поклоняются драколичам. Выбрала второе. Всё равно роли не сыграло.
А потом герои пошли доставать дракона. Они пришли к полуразрушенной башне, где дракон жил, и задались вопросом: «А на хрена мы к нему идём-то?». И всё равно пошли. Я уже открывала статы молодого зелёного дракона, ожидая драки, но герои разошлись мирно, в основном благодаря Джинжишу, который упал перед драконом на колени и отдал ему все свои деньги, умоляя ответить на вопрос о кристалле. Дракон был польщён, и облизав кристалл (змеи чувствуют запахи языком, и я решила, что неплохо бы передать эту черту дракону), заявил, что это пахнет феями. Больше ничего герои от него не добились и поспешили свалить.
Эпизод 9: гоблинско-разбойничья малина.
В которой не произошло почти ничего интересного, не считая того что герои нашли дыру в стене, сразу убили главаря банды и наконец-то освободили своего нанимателя. А заодно получили карту, где был указан путь к Пещере морского эха, той самой потерянной шахте. Хотя нет, интересное было: уже после убийства главаря герои вместо того чтобы по-тихому выбраться из логова устроили драку со всеми разбойниками. Шаис танковал их в узком проходе, а Лерисса разбиралась с гоблинами, которые зашли им в тыл.
Эпизоды 10-12: финишная прямая, на которую мы никак не могли собраться.
Исследование последнего данжа затянулось потому что мы никак нормально не могли собраться, а одного игрока вообще в армию забрали. А ещё потому что подземелье большое и полное мусорных драк, которые только съедают время. При этом игроки, хоть и убили призрака мага, не рискнули драться с созерцателем, охраняющим кузницу, и с огненным черепом. Мне же пришлось изворачиваться угрём, потому что состав игроков менялся от сессии к сессии: в подземелье вошли Лерисса, Шаис и Идунн; на следующую сессию игрока Шаиса забрали в армию, но пришёл игрок Джинжиша; на последнюю я постаралась собрать всех, но игрок Джинжиша очень сильно опоздал. К счастью, дикая магия + фейское пиво объясняло безумные телепортации: что сначала на героев свалился Джинжиш, а на следующей сессии, когда он сотворил заклинание, исчез а на его месте появилась Вадания.
Кульминационное сражение с Чёрным Пауком вышло скучноватым. Друиды призвали аллозавров (у этих динозавров небольшой ранг опасности, что позволяет призывать их на довольно низком уровне, но много хитов и способность сбивать с ног), которые успешно танковали и быстро покончили с сами Чёрным Пауком (дроу-магом). Оставшись в небольшом количестве хитов, он попробовал молить о пощаде, но Лерисса со словами «ДА НИ ХРЕНА!» снесла ему голову божественным оружием. Селунэ вряд ли была ей довольна, но тифля посчитала, что таскаться с пленным магом, который знает заклинание внушение, весьма опасно. После чего героям осталось добить медвежука и пауков, и это было СКУЧНО. «Медвежук атакует… Не попал… Пауки… Щас кинем, у кого паутина перезарядилась… Атакуют… Двое не попали, двое попали… Лерисса, бросай спас по тела, другой бросает аллозавр…» – и так пять ранудов. Я начала зевать, игроки, наверное, вообще отъехали, и завершение модуля вышло на сонной ноте. «Вы всех победили, и благодарные дварфы предлагают вам долю в добыче шахты 50%» – «Да ну нахрен, пусть деньгами отдают».
Вердикт:
1) Модуль хорош, гибкий, нет впечатления рельс. В самом модуле описано, как то или иное столкновение можно пройти, минимизировав количество боёв, хитростью и скрытностью. Всем рекомендую. Единственный недостаток – нудноватый последний данж.
2) Играть с начинашками в ДнД5 очень классно. Когда они видят горящий черепок, парящий в воздухе, они не «а, я знаю, что это за тварь, пакостная, но хитов у неё немного», а «что за нахер, давайте-ка не будет подходить близко». Не «зачем действовать скрытно, мы и так всех завалим», а «давайте-ка придумаем хитрый план, чтобы убить этих гоблинов».
3) Я удачно вплела прошлое почти всех персонажей в модуль. К сожалению, предыстория Джинжиша не сыграла – а ведь по отцу он был братом Идунн, и именно Хирсам сделал так, чтобы кристалл попал к нему в руки. Архифей любит своих детей, просто их у него слишком много и он их не помнит.
4) И всё же я, наверное, переключусь на PbtA полностью. Слишком уж сильно затягиваются в ДнД5 бои из-за большого количества хитов что героев, что более-менее достойных им противников. К тому же многая концептуально интересная монстра очень слабая и годится только в качестве противников для первоуровневых. И слишком часто на протяжении сессии мне приходило в голову: «А в DW этот момент можно было обыграть интереснее».
5) Предложила игрокам где-то в конце августа-в сентябре продолжить, но по DW. Они согласились. Подробности будет обсуждать после.
А пока – конец отчёта и удачных игр вам!
24 комментария
Я встречал разные хомрулы по этому поводу, но все они были какие-то странные.
* Монах, кажется, может вырубать ударом.
Иногда нападающий хочет обезвредить врага, а не убивать его. Если атакующий опускает хиты существа до 0 рукопашной атакой, он может заявить, что нокаутирует его. Этот выбор можно сделать уже после причинения урона. В этом случае цель теряет сознание, но сразу становится стабилизированной.
Нет ничего удивительного, что более опытные игроки «просто бьют», если заявки за пределами коробки обрабатываются как «Правила ДнД5 такое не позволяют, поэтому кидай просто атаку*».
Попытка изменить такой аспект ДнД, как нанесение урона (добавка урона в конечностей, добавка оглушения одним ударом), потребует перебаланса всей системы.
в чем проблема взять за основу?
опять таки вырубить одним ударом застигнутого врасплох противника который не ожидал что ему сейчас «тюк» по голове сделают — что в этом необычного?
или спящих огров при перерезании горла — ты тоже будешь урон учитывать а не сразу говорить что «ок, перерезал».
сделай рулинг. разреши ситуацию.
не думай о системе.
Импровизационное действие и выход за рамки написанных правил — для НРИ — маст хэв
При попадании — или статус эффект или экстра урон.
Неожиданно вырубить ударом по голове:
вариант 1 — спасбросок Телосложения против например нанесенного урона (если оружие позволяет именно вырубить).
вариант 2 — в сюрпрайз раунде половина урона может пройти внезапно по Телосложению напрямую
вариант 3 — вариант правила массивного урона, при 25+ урона сделай спас от систем шока и дальше по таблице.
это вот прям с ходу.
Уважаю! Пара вопросов:
— По помехе для попадания в глаза — то, что противникам, по которым атака и так идет с помехой, будут бить только по глазам — это запланированный результат?
— По штрафу для попадания в глаза — то, что большинству противников из мм, у которых ac уменьшен (по сравнению с тем, что должно быть на их уровне согласно дмг) в пользу хп, будут бить только по глазам — это запланированный результат?
— Размен шансом попасть на дополнительный урон, доступный всем, делает некоторые фиты менее интересной опцией — это запланированный результат?
— Остаётся ли обычная атака адекватной опцией, или полностью перекрывается атакой по глазам и прочим выступающим частям тела?
По поводу монстры — штрафы могут быть плавающие.
Размер шанса попасть на урон — вопрос был в том, как оцифровать заявку на прицельный удар.
Что касается обычной атаки — да, остается.
Потому что если атака наносит статус эффект — то хиты все еще снимать надо.
под пятерку оно вполне адаптируемо.
Глаза — не часть тела.
но вопрос то в том чтобы показать что это возможно а не предоставить конкретное правило.
Правила по бою — одна из наиболее продуманных (!= хороших или качественных, тут мнения различаются) и формализованных частей пятерки, поменяешь в них что-нибудь одно не думая — всё посыпется к чертям. Примеры в моем предыдущем сообщении я накидал, для решения них тебе уже приходится дорабатывать и уточнять правила (запрет на атаку по конечностям при наличии помехи, например).
И это всё не касаясь предмета, что бой в днд-подобных играх изначально слишком абстрактный (посмотри на хп, броню и прочее), чтобы вводить туда такую конкретику, как удары по
глазампардон, голове.а вот когда ты уже рулинги оформляешь в хак — там, да, бамбук надо сидеть курить очень крепко.
С этим спору нет
«Да, ты можешь отрубить ему руку / выбить оружие / ударить в глаз — когда собьешь ему баланс (= уронишь хп до нуля)»
хорошо что мы смогли понять друг друга
vk.com/@scarlet_land-boevye-priemy-legko-i-prosto
Я не фанат, но некоторым нравится.