Сила голоса: игры по Skype
У всего на свете есть причины. Когда наша игровая команда развалилась за пару лет (просто потому, что жизнь у каждого сложилась своим неповторимым образом), мы начали искать возможность продолжать играть привычным составом. В итоге теперь мы собираемся в Скайпе (Skype). И, поверьте, ничего страшного в таких играх нет. Главное — привычка.
Отдельной строкой — почему именно Скайп. Существует множество подобных сервисов, но именно Скайп сохранил сочетание доступности и качества связи. Однако никто не неволит использовать именно его. Если в группе есть технически подкованные люди, вам, вполне возможно, подойдёт TeamSpeak с его многообразием клиентов. Если водиться хочется непременно с видео, Google Hangouts даёт сегодня такую возможность. Если по каким-то причинам именно Скайп вас не устраивает, вы вполне можете воспользоваться одним из его аналогов. Наш выбор, однако уже сделан.
Огромный плюс IP-телефонии, который невозможно переоценить — возможность играть с людьми из других стран и городов. Причём не с черепашьей скоростью, с которой идут игры на форумах или по переписке, а играть в нормальном темпе, схожим с классическими сборами друзей за одним столом. Конечно, придётся учитывать массу условностей, вроде часовых поясов или оптимальной «толщины» интернет-соединения, но всё это — мелочи по сравнению с достижимым эффектом.
Побочным положительным свойством, я считаю, является здесь отсутствие лишнего метагейма. Современный софт может позволить общаться голосом в «общей комнате», и тут же обмениваться тайными сообщениями с кем-то одним из собеседников. А если кому-то захотелось согреть чаю, или куда-то позвонить — он просто покидает информационное пространство, «выключаясь» из общения. Никто никого не провожает обиженными взглядами, никто не шуршит своими посторонними бумажками.
Отдельно хочется отметить тех ведущих, которые привыкли пользоваться ширмами. В играх по скайпу вы по умолчанию скрыты с глаз ваших игроков. Игра протекает так, как вы скажете. Безусловно, это требует определённого уровня доверия между игроками. Если же ваши игроки привыкли видеть каждый бросок, это потребует использования дополнительного инструментария.
То есть, вас будет только слышно.
Поэтому постарайтесь сводить к минимуму артикуляцию и жесты — их наверняка никто не увидит. Многим гораздо проще отыгрывать свои роли, используя эти приёмы, поэтому я не призываю полностью от них отказываться. Но дублируйте их словами. Если вам трудно сыграть раздражение или умиление персонажа — опишите его от третьего лица.
Более того, при изображении эмоций — добавьте их чуть больше, чем обычно. Подобно актёрам, которые сегодня играют мультипликационных персонажей мимикой и жестами, вы действуете в среде, к которой большинство людей не привыкло. Команде Дэйви Джонса из «Пиратов Карибского Моря 2» рекомендовали гротескно сильно злиться или радоваться, чтобы зрителям было понятно: сейчас этот непонятный, неведомый раньше персонаж испытывает именно эту эмоцию. Вы оказываетесь в схожих с ними обстоятельствах. Ваш единственный инструмент здесь — это голос, старайтесь выжать из него максимум возможного.
На ведущих эта нагрузка ложится двойным или даже тройным грузом — ведь им приходится изображать для игроков целый мир. Вот совет тем храбрецам, которые готовы войти в неизведанные воды: описывайте! Готовьте для себя краткие описания из пары предложений для зданий, площадей, кабинетов, казарм, мечей и бластеров. Описывайте реакции персонажей: «Генерал-губернатор крякнул от раздражения и лицо его быстро налилось благородным пурпуром. „Господин полицмейстер, почему вы считаете, что меня стоит беспокоить из-за каких-то пропавших бродяг?“. В комнате воцаряется долгая пауза». Бросайте ссылки на подходящие картинки — лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. И уточняйте, на случай если кто-то что-то недопонял.
И ради всего святого, ведите записи! Откройте ваш любимый «Блокнот», и ведите записи!
Я уже писал про то, как мне удобно организовывать игровую документацию в различных вики-редакторах. Впрочем, ценность такой документации не зависит от способа, которым она ведётся, поэтому очень неплохо иметь под рукой два текстовых процессора — один мощный, с богатой возможностью для оформления текстов (наподобие Word или Writer), а другой — простенький, но быстрый, занимающий мало места в оперативной памяти. Единственное, что от такого «блокнота» требуется — это функции набора текста и автосохранения в файл. В пылу сражения или под действием тягучего, давящего саспенса немудрено и забыть сохранить, и закрыть окно программы вместо того, чтобы его свернуть. Сам я использую для этой цели Akelpad с соответствующим плагином.
В формате *.pdf распространяется подавляющее большинство материалов для ролевых игр. Большинство людей ассоциируют его с ПО компании Adobe. Впрочем, для ролевиков, как мне кажется есть куда более подходящие варианты. Бесплатный PDFX-Change Viewer имеет схожий с Adobe Reader функционал, но позволяет делать текстовые комментарии и рисовать (если у вас есть графический планшет) поверх оригинального pdf, и сохранять эту информацию в тот же самый файл. Используя эти возможности, можно «заполнить» любой лист персонажа, даже если в бланке не заложена такая возможность. Чтобы эти пометки и комментарии были видны людям, использующим другой софт для чтения pdf, вы можете экспортировать результат работы в новый файл с помощью pdf-принтера — программы, при помощи которой можно «распечатать» любой документ в pdf-файл. На сайте Filehippo.com можно найти две таких утилиты: PrimoPDF и PDFCreator.
В нашей компании уже установились достаточно хорошие отношения, чтобы верить друг другу на слово: именно поэтому даже в ходе скайп-игр я бросаю обычные кубики. Впрочем, такое бывает не в каждой группе. Для таких случаев в сети существует множество дайсроллеров — сайтов со генерацией случайных результатов броска игровых кубиков. Вот, например, дайсроллер с возможностью создания своей «комнаты» и настройки цвета кубов для каждого присутствующего игрока.
Впрочем, существуют и более интересные решения проблемы. Так, уже довольно продолжительное время существует Roll20 — бесплатный виртуальный игровой стол, который включает в себя и несколько вариантов сетки, на которой можно быстро набросать примерную карту, и возможность импортировать свои изображения. Там же можно не только бросать всевозможные дайсы так, чтобы их видели либо все, либо кто-то один, но также есть макросы для часто используемых бросков — очень удобная функция для насыщенных правилами систем.
Разумеется, для каждой игровой группы актуальность этих советов будет разниться — везде свои привычки и сложность. Буду рад вопросам, дополнениям и советам от других опытных ведущих и игроков.
Отдельной строкой — почему именно Скайп. Существует множество подобных сервисов, но именно Скайп сохранил сочетание доступности и качества связи. Однако никто не неволит использовать именно его. Если в группе есть технически подкованные люди, вам, вполне возможно, подойдёт TeamSpeak с его многообразием клиентов. Если водиться хочется непременно с видео, Google Hangouts даёт сегодня такую возможность. Если по каким-то причинам именно Скайп вас не устраивает, вы вполне можете воспользоваться одним из его аналогов. Наш выбор, однако уже сделан.
Наши достоинства...
Тем более, что у игр по Скайпу есть свои светлые стороны. Например, переход всей документации и раздаточного материала в цифру. Бумага занимает много места, пылится, устаревает… Цифровым документам физическое пространство не нужно совсем, их можно копировать и пересылать бесконечное количество раз. Карты, листы персонажей, книги правил, заметки ведущего, всё, что вам угодно! Если же вы используете Dropbox или схожий с ним сервис, то нелишним будет организовать облачное хранилище всей необходимой для игры информации: тогда, даже в случае незапланированной игры вы сможете получить доступ к нужной информации, где бы вы ни были.Огромный плюс IP-телефонии, который невозможно переоценить — возможность играть с людьми из других стран и городов. Причём не с черепашьей скоростью, с которой идут игры на форумах или по переписке, а играть в нормальном темпе, схожим с классическими сборами друзей за одним столом. Конечно, придётся учитывать массу условностей, вроде часовых поясов или оптимальной «толщины» интернет-соединения, но всё это — мелочи по сравнению с достижимым эффектом.
Побочным положительным свойством, я считаю, является здесь отсутствие лишнего метагейма. Современный софт может позволить общаться голосом в «общей комнате», и тут же обмениваться тайными сообщениями с кем-то одним из собеседников. А если кому-то захотелось согреть чаю, или куда-то позвонить — он просто покидает информационное пространство, «выключаясь» из общения. Никто никого не провожает обиженными взглядами, никто не шуршит своими посторонними бумажками.
Отдельно хочется отметить тех ведущих, которые привыкли пользоваться ширмами. В играх по скайпу вы по умолчанию скрыты с глаз ваших игроков. Игра протекает так, как вы скажете. Безусловно, это требует определённого уровня доверия между игроками. Если же ваши игроки привыкли видеть каждый бросок, это потребует использования дополнительного инструментария.
… продолженья наших недостатков
Впрочем, чтобы эффективно играть по Скайпу, надо учитывать несколько характерных особенностей подобного общения. Так, далеко не все игроки пока обзавелись веб-камерой. Даже если каждый в вашей группе владеет таким чудесным устройством, то Skype не позволяет бесплатно вести видеоконференцию с количеством участников от трёх и более человек.То есть, вас будет только слышно.
Поэтому постарайтесь сводить к минимуму артикуляцию и жесты — их наверняка никто не увидит. Многим гораздо проще отыгрывать свои роли, используя эти приёмы, поэтому я не призываю полностью от них отказываться. Но дублируйте их словами. Если вам трудно сыграть раздражение или умиление персонажа — опишите его от третьего лица.
Более того, при изображении эмоций — добавьте их чуть больше, чем обычно. Подобно актёрам, которые сегодня играют мультипликационных персонажей мимикой и жестами, вы действуете в среде, к которой большинство людей не привыкло. Команде Дэйви Джонса из «Пиратов Карибского Моря 2» рекомендовали гротескно сильно злиться или радоваться, чтобы зрителям было понятно: сейчас этот непонятный, неведомый раньше персонаж испытывает именно эту эмоцию. Вы оказываетесь в схожих с ними обстоятельствах. Ваш единственный инструмент здесь — это голос, старайтесь выжать из него максимум возможного.
На ведущих эта нагрузка ложится двойным или даже тройным грузом — ведь им приходится изображать для игроков целый мир. Вот совет тем храбрецам, которые готовы войти в неизведанные воды: описывайте! Готовьте для себя краткие описания из пары предложений для зданий, площадей, кабинетов, казарм, мечей и бластеров. Описывайте реакции персонажей: «Генерал-губернатор крякнул от раздражения и лицо его быстро налилось благородным пурпуром. „Господин полицмейстер, почему вы считаете, что меня стоит беспокоить из-за каких-то пропавших бродяг?“. В комнате воцаряется долгая пауза». Бросайте ссылки на подходящие картинки — лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. И уточняйте, на случай если кто-то что-то недопонял.
И ради всего святого, ведите записи! Откройте ваш любимый «Блокнот», и ведите записи!
Жить захочешь — не так раскорячишься
Скайп не задумывался, как программа для проведения ролевых сессий. В заключение этого краткого экскурса я постараюсь перечислить те инструменты, которые значительно облегчили мне проведение игр в интернете.Я уже писал про то, как мне удобно организовывать игровую документацию в различных вики-редакторах. Впрочем, ценность такой документации не зависит от способа, которым она ведётся, поэтому очень неплохо иметь под рукой два текстовых процессора — один мощный, с богатой возможностью для оформления текстов (наподобие Word или Writer), а другой — простенький, но быстрый, занимающий мало места в оперативной памяти. Единственное, что от такого «блокнота» требуется — это функции набора текста и автосохранения в файл. В пылу сражения или под действием тягучего, давящего саспенса немудрено и забыть сохранить, и закрыть окно программы вместо того, чтобы его свернуть. Сам я использую для этой цели Akelpad с соответствующим плагином.
В формате *.pdf распространяется подавляющее большинство материалов для ролевых игр. Большинство людей ассоциируют его с ПО компании Adobe. Впрочем, для ролевиков, как мне кажется есть куда более подходящие варианты. Бесплатный PDF
В нашей компании уже установились достаточно хорошие отношения, чтобы верить друг другу на слово: именно поэтому даже в ходе скайп-игр я бросаю обычные кубики. Впрочем, такое бывает не в каждой группе. Для таких случаев в сети существует множество дайсроллеров — сайтов со генерацией случайных результатов броска игровых кубиков. Вот, например, дайсроллер с возможностью создания своей «комнаты» и настройки цвета кубов для каждого присутствующего игрока.
Впрочем, существуют и более интересные решения проблемы. Так, уже довольно продолжительное время существует Roll20 — бесплатный виртуальный игровой стол, который включает в себя и несколько вариантов сетки, на которой можно быстро набросать примерную карту, и возможность импортировать свои изображения. Там же можно не только бросать всевозможные дайсы так, чтобы их видели либо все, либо кто-то один, но также есть макросы для часто используемых бросков — очень удобная функция для насыщенных правилами систем.
Разумеется, для каждой игровой группы актуальность этих советов будет разниться — везде свои привычки и сложность. Буду рад вопросам, дополнениям и советам от других опытных ведущих и игроков.
22 комментария
Обычно работает схема:
1. Event в Google+ ->
2. Обсуждение и выяснение, кто может, или нет ->
3. Утверждение окончательной даты ->
4. Выяснение за день до события, что кто-то не может или опаздывает, и общественное порицание злодеев ->
5. Собственно игра.
И да, даже при таком алгоритме сессии часто срываются.
Добавлю, n — количество участников.
Был вечер пятницы, около 8 вечера по Москве. Игроки из Москвы, Подмосковья и Рязани. Я сильно западнее.
Есть особенность — 4 из 6 участников активно пользуются андроидом, пользуются гмылом как основной почтой и иногда пишут и комментируют в плюсе.
Вообще спасибо, что таки написал и выложил. :)
Кроме того, похоже, стоит озаботиться и выложить все ссылки из комментариев в отдельный топик для удобства пользования.
Из того, что напрягло — у пары моих игроков есть привычка бойко, но не выходя из роли, вполголоса общать друг с друга, пока я занимаюсь другими заявками. Пришлось постоянно пресекать попытки одного из них делать так же в общем чате, пожирая общее эфирное время.
1. Одна заявка в момент времени;
2. По возможности пользоваться отдельными текстовыми чатами для личного общения персонажей;
3. Подобные описанным разговоры я обычно пережидаю молча. Либо увлекшегося ролью игрока одёргивают другие — им тоже хочется играть, а время у нас ограничено. Либо он сам понимает, что всех тормозит, и закругляет «отыгрыш».
4. Ну и если мастер говорит по делу — все молчат во избежание последствий и стрессов :)