Hero Kids, или «Дети-герои»
На дворе – 11 июня 2014 года. Завтра – день чего-то там, благодаря которому будет аж четыре выходных. Планируется поездка на дачу совместно с дружественной семьей – суммарно нас будет четверо взрослых и двое детей. Меж тем прогноз погоды – прескверный. А это значит, что детки, вместо того, чтобы с воплями носится друг за другом, будут сидеть на голове у родителей.
Значит, нужен контент.
У меня в загашнике давным-давно уже валяется купленная на drivethrurpg книжка системы Hero Kids – как заявлено, ролевки для детей от 4 до 10 лет. Ну что ж, вот и случай испытать ее в деле. Освежаю правила, печатаю раздаточный материал, беру пяток красивых шестигранников – и вперед!
Обзор
Для начала чиркну пару строк о том, что вообще собою представляет эта Hero Kids.
Если одной фразой – это очень упрощенные «Подземелья и драконы», то есть комбат-ориентированная система с миниатюрами и тактической картой. При этом правила действительно очень легкие, для их использования даже не требуется уметь считать, как максимум – нужно мочь выбрать наибольшее значение из выпавших на паре кубиков. То, что нам и надо.
Теперь – немного подробностей. Итак, купивший книжку получает два pdf-ника: собственно книгу правил (39 страниц) плюс отдельное стартовое приключение Basement o’rats (19 страниц). Каждая книжка представлена в двух вариантах – обычном и printer-friendly, что весьма правильно: дело в том, что преизрядная часть каждой книги посвящена именно печатному материалу – а именно, листам героев, миниатюрам и тактическим картам. Печать подразумевается черно-белая. Другими словами, все, что нужно для игры (кроме разве что кубиков и карандашей), поставляется вместе с файлами.
Правил по генерации персонажей нет, вместо этого есть десяток прегенов. Учитывая особую аудиторию игроков в НК, авторы игры очень ответственно подошли к раздаточному материалу. Вот как выглядят чарники:
Сделано очень добротно. Как видите, есть и симпатичная картинка персонажа, и наглядное изображение дайспулов, инвентарь и навыки представлены рисунками. Текстом даны только спецправила, но их можно игнорировать (об этом чуть позже). Каждый герой снабжен своей миниатюркой.
Про мастера тоже не забыли. И книга правил, и приключение снабжены такими вот монстрами:
вот с такими миниатюрками:
Тактические карты тоже есть. Все печатается на А4, никаких проблем:
Правила, собственно. Они очень простые. У каждого персонажа – неважно, протагониста или монстра, есть набор дайс-пулов: ближняя атака, дальняя атака, магическая атака и защита. Когда наступает твой черед действовать, бросаешь соответствующий пул и выбираешь максимальное из выпавших значений. Цель атаки бросает все кубы из пула защиты, роляет тоже наибольшее значение. Если у нападающего больше – он попал, цель получает 1 рану. Если у защитника – он остается невредимым. Дальние атаки бьют на 6 клеток (на 1 кубик меньше в соседнюю зону), магические – на 4. В ход можно пройти на 4 клетки. Всё!
Ну, на самом деле, не совсем всё. Есть и «продвинутые» правила – однако разработчики советуют вводить их в игру постепенно, ориентируясь на возможности юных игроков. Например, у каждого героя есть особые свойства или атаки, написанные мелким шрифтом на его листе – возможность делить кубики атаки между несколькими целями, или получать дополнительный кубик после промаха. При желании, можно внедрить в систему и привычные характеристики и навыки. Пул ближнего боя считается силой, дальнего – ловкостью, магический – интеллектом, а специфические скиллы (травничество, убеждение, чтение следов и т.д.) изображены пиктограммой на чарнике. Механика проверок остается той же, что и атаки: роляет большее выпавшее значение. Сложность (от 4 до 6) назначает мастер. Если есть соответствующий навык, то +1 кубик к пулу. Все просто и понятно, как и должно быть в подобного рода игре.
Система предлагает и свой сеттинг, кстати, даже карта имеется. Подразумевается, что наши дети-герои живут в деревеньке Rivenshore в долине Brecken Vale. Место это неспокойное, то тут, то там случается всякое неприятное, и пока взрослые справляются с серьезными напастями где-то там, дети Ривеншора разбираются с локальными трудностями. Однако сеттинг, в общем-то, совершенно не важен – действие игры можно перенести куда угодно. Предлагаемые приключения тоже «генерические».
Книжка маленькая, читается быстро и оставляет весьма приятное впечатление. Особенно доставил раздел для мастеров. Целая страница предупреждений о том, что «родители соседских детей могут, кхм, не одобрять происходящие в игре драки и языческие элементы историй» (если серьезно, то по делу все очень правильно написано, к ролевкам и у нас зачастую относятся с подозрением). И еще страничка с дельными «полезными советами», относящимися к специфике игр с детьми – мне понравилась, в частности, фраза о том, что дети еще не в курсе ролевых штампов, так что используйте их без стеснения :) Повторюсь, в общем – такого славного рульбука я давно не читал.
Вот, пожалуй, все, о чем хотел сказать. Перейдем, собственно, к игре.
Отчет
Если честно, я сначала накатал довольно объемный лог прошедшей игры. Однако прочитав его на следующий день, осознал, что он на 75% состоит из родительских восторгов и художественной ценности, объективно говоря, не имеет. Так что буду краток и в основном расскажу о своих ощущениях от игры.
Эксперимент, как я уже сказал, проводился на двоих детях: моей дочери (4.5 года, играем с ней и настольные игры, и в ролевки, в общем, человек она в тему погруженный), и сыне друзей (5.5 лет, в настолки играет эпизодически, про ролевки и не слышал). Если коротко, то все прошло «на отлично». Несмотря на разницу в возрасте (а дельта в год в этом возрасте еще очень заметна) и игровом опыте, детки вполне себе играли вместе, никто никого не заглушал. Во многом этому, правда, способствует и система поочередных ходов.
Персонажей, естественно, выбирали по картинкам – парень взял самого грозного воина с мечом и щитом, а девочка – самую симпатичную героиню :)
Играли мы для начала в этот самый стартовый Basement o’rats. Суть приключения в том, что подвале таверны завелись огромные крысы, которые утащили мальчишку в подпол, и теперь его надо спасти – это к вопросу о штампах :) Всего в приключении 5 энкаунтеров, заканчивая эпическим сражением с крысиным королем, и их мы преодолели вместе с вводной всего часа за полтора. Быстро. А чего тут удивляться, с другой стороны? Бой быстрый, долгие атмосферные описания детям не интересны, ролевой отыгрыш тоже пока еще не идет, вот игра и летит.
С системой довольно быстро освоились, уже на второй боевке вопросов не возникало – только некоторая путаница при выборе нужного пула кубов, да при движении по тактической сетке (особенно по диагонали). «Продвинутые» правила пока не использовали – за исключением спецспособности хилера восстанавливать раны, иначе все было бы совсем грустно. Все проверки параметров осуществлялись просто броском 2d6 против назначенной сложности. По ходу пьесы периодически подкидывал партии простейшие задачки – вот дыра, как вы будете в нее лезть? Тут темно, что вы будете делать? Надо отдать должное, игроки каждый раз находили выход из ситуации, и в дальнейших играх (а они, несомненно, еще будут) я планирую увеличивать долю «головоломного» контента в ущерб чисто боевому.
В общем, мы отлично провели время. Что еще могу отметить по всей игре в целом?
— Сессии по часу-полутора – это оптимально. К исходу первых 60 минут детки начинают уставать, фокус внимания рассеивается, начинается неигровой треп и шуточки. При этом, что характерно, играть-то они хотят, но увы, уже не могут. Есть у детей такая особенность.
— Еще раз поразился тому, насколько глубоко погружение и степень внимания. Смотрят прямо в глаза, не отрываясь. Подпрыгивают на месте в ожидании своей инициативы. Неудачные броски кубов и эффективные контроль-эффекты противников доводят почти что до слез. Надо быть осторожнее!
— Дети довольно нервно реагируют на потерю хитов. У каждого героя их по три, и стоит потерять хотя бы один, они начинают чувствуют себя неуютно и глушить целебные зелья. По счастью, в партии был хилер, да и зелья я периодически подкидывал – все-таки, сурвайвал устраивать в мои планы не входило :)
После первой игры мы на следующий день сыграли еще целых два коротких приключения (с паузой на пару часов) – на этот раз «из головы», ибо готовых у меня больше распечатанных не было, а с принтером на даче туго. Исходил из имеющихся миниатюрок, так что наши герои успели спасти деревню от пиратов и найти пропавших горняков. Детям нравится, так что, думаю, мы продолжим эту тему – по крайней мере, пока дачный сезон не закроется. Благо, готовых приключений для системы немало, да и свои собственные элементарно создаются.
Ну что ж, пора и закругляться, всем спасибо за чтение. В заключение в очередной раз советую всем мамам и папам – вовлекайте своих чад в настольные ролевые игры. Это весело, интересно и познавательно!
21 комментарий
Играем с дочкой с трех с половиной лет — вот тут можно почитать подробности, а тут или тут — описание сеттинга.
А еще из детских игрушек могу посоветовать Mermaid adventures и Little wizards. На первую из них, может быть, тоже обзор как-нибудь чиркану.
А как родители второго ребенка отнеслись?
Отнеслись очень позитивно — они и сами НРИ не чужды, мы с ними в Дэдлэндс гоняем периодически. Ну и опять же полтора часа времени на свои дела, пока сын занят — тоже плюс.
А если серьезно, очень круто. Дети так и играют на английский чарниках и учат язык или перевели для них?
Дети еще читать не умеют нормально, так что на русском, на английском — без разницы пока.
А в перспективе — да, может получиться неплохое пособие по изучению ин.яза.
А про обзор и отчет — просто спасибо. Лойс.
Мастер: Угу… Какой у тебя арморкласс?..
На BGG можно свободно скачать правила (на англ. языке) с двумя стартовыми приключениями. Вот тут на BGG выложили перевод правил на русский.
Может быть, кому пригодится — сыграть вместе ребенком :)
У меня была идея позвать свою партию играть в «бета-тест 5 редакции», дав им эти правила.
И ешё немного офтопика — кто нибудь в Grimm rpg играл? Оно сильно рассчитано на игру именно «в детей», в том смысле что всё как бы внешне мрачно, но внутри всё равно дружбомагия?
В защиту системы (хотя какая защита, статья то вроде-как хвалебная...) скажу, что правила создания персонажа там есть, хоть и очень краткие.
Что приятно, в правилах прямо написано, что для малышей и новичков лучще использовать вот этот костяк правил, а для тех кто по старше и/или по опытнее можно добавить это, это и вот то.
Что мне не понравилось, это правила перемещения по диагонали. Там предлагается двигаться по диагонали на столько же клеток, как и по прямой. Для малышей сойдет, но те, кто постарше, быстро сообразят, что ходить наискосок быстрее. Можно перевести игру на гексы или ввести правила диагоналей из ДнД. Но повторюсь, для самых маленьких сойдет и без допиливания.
Кстати о ДнД. В правилах прямым тектом сказано, что тактические карты от ДнД можно использовать, создавая свои приключения, они совместимы ;)