Методы ведения мастерских записей
Рано или поздно мастер сталкивается с навязчивой необходимостью записывать всякое. Память – штука еще та, из нее с легкостью вываливается все, начиная от на лету придуманного имени бармена и заканчивая суммой, на которую партия сторговалась с квестодателем. Так что полезно все-все фиксировать. И это «все-все» с каждой сессией пухнет и грозит завалить мастера ворохом данных, в котором сложно разобраться. Так что не знаю, как вы, а я всегда особое внимание уделял (и уделяю) такому важному вопросу, как организация записей по кампейну.
Я успел перепробовать несколько различных способов этого дела. О них сегодня речь и пойдет – расскажу о плюсах и минусах каждого варианта. Сразу уточню, что идеального я не нашел, но это, наверное, и невозможно. А еще я не люблю цифровые способы хранения информации, так что это тоже накладывает свой отпечаток: речь сегодня пойдет в основном о «бумажных» методах.
Сразу давайте оговорим, что у каждого мастера – подход сугубо индивидуальный, и что подойдет одному, вполне вероятно, что не сгодится для другого. Я, например, сторонник импровизационного подхода, и стиль моего ведения записей, ясен пень, отражает именно это представление о прекрасном.
Структура записей
Порядок и организация – это наше все. Так что для начала давайте обсудим список того, чего, собственно, нам надо конспектировать. Так или иначе, любой кампейн (именно кампейн, короткие сюжеты куда менее требовательны), на мой вкус, требует следующего:
— Базис. Краткое «техническое задание» на кампейн, основные направляющие. Подробности, если интересно, читайте здесь.
— Персонажи игроков. Основные сведения о РС: значения важных скиллов, яркие особенности, чем радовать игроков и все такое прочее.
— Заметки. Общие записи по кампейну.
— Сюжетные хвосты. Сюда записывается то, что может послужить дальнейшими идеями приключений.
— Среда. Неигровые персонажи, локации, шмотки и т.д.
— Логи. Заметки, которые пишутся прямо по ходу пьесы и могут позже быть расшифрованы и переписаны в предыдущие разделы.
Есть еще всякие планы и карты, статы для боевок и все такое прочее, но это уже специфика отдельных игр и потому этого аспекта я как раз таки касаться не буду – имхо, там все довольно просто и зависит в основном от того, в каком редакторе вы все это делаете :)
Метод 1: Лист бумаги
Самый легкий способ вести записи – это взять лист бумаги (например, А4) и начать на нем писать. Так все просто. Лучше всего, как мне кажется, для каждого пункта из структуры заводить отдельный лист (или листы), наверху ярко писать название и дату заполнения. Под каждую отдельную сессию – заводить новый лист. Потом все эту бумажки можно положить в папочку или скрепить скрепкой, и они не потеряются.
Плюсы: быстро, просто, дешево; при необходимости легко наращивается.
Минусы: хрен найдешь нужную информацию в этом ворохе бумаги.
Метод 2: Скоросшиватель
Это, в общем-то, «Метод 1+». Все эти листы мы сшиваем вместе при помощи специальной папки (знаете, такая, с кольцами). В нее же можно добавить засунутые в прозрачные файлики разные инструменты вроде таблиц из рульбука и генераторов квестов. Для удобства навигации можно налепить на уголки листов разноцветные закладки из магазина канцтоваров или использовать иногда встречающиеся пластиковые разделители разделов в папках. Бонус: если ведете несколько игр по одному и тому же миру/системе, можно использовать одну и ту же папку с общими инструментами.
Плюсы: сохраняются все плюсы метода №1 плюс добавляется удобство навигации.
Минусы: громоздкое: занимает кучу места на столе, сложно утащить куда-нибудь (например, на работу, чтобы подготовиться к игре в обед). Хотя это речь об А4, с А5, наверное, проще.
Метод 3: Блокнот
Берем блокнотик любого удобного размера, первые страницы его заранее отдаем под разделы из структуры, а остаток оставляем под логи сессий. Лепим те же самые клейкие закладки для навигации. Под каждый кампейн заводим новый блокнотик.
Плюсы: компактный.
Минусы: рано или поздно странички, отданные под разделы, закончатся (сколько бы места под них не выделять) и все сразу станет ужас как неудобно.
Метод 4: Цифровой
Берем некую специальную программу для ведения заметок и пользуемся ею, создавая внутри файла ту же структуру. Я предпочитаю MS OneNote, даже написал краткий обзор, а есть еще мега-обзор от Аффектума. Однако этой программулиной дело не ограничивается, подходящего софта – пруд пруди, особенно если говорить о разных планшетных решениях.
Плюсы: все в одном месте (включая разнообразный инструментарий); легкий поиск и навигация; возможность переноса, резервного копирования и шаринга.
Минусы: надо смотреть в экран (для меня – режет все плюсы); занимает кучу места на столе и мешает видеть игроков (ноутбук) или неудобно делать заметки на ходу (планшет).
Метод 5: Гибридный
Записи по ходу игры мы делаем на отдельный листик, а после сессии переносим все важные данные в цифру или же в блокнотик.
Плюсы: можно попытаться совместить плюсы сразу нескольких понравившихся методов.
Минусы: в основном сводятся к дополнительной работе по переносу данных туда-сюда.
+++
Вот, собственно и все. Надеюсь, эта статейка поможет кому-нибудь, столь же, как и я, помешанному на порядке и аккуратности наконец-таки организовать все удобно. У меня никак не получается :)
36 комментариев
Для записей о персонажах — листики, ворд, реже — эксель (когда персонажей становится много).
Квестовые сетки и отношения, как показала практика, удобно делать в средах составления ментальных карт (mind maps, Freemind). К сожалению, нормальную программу, не перегруженную функционалом сверх меры найти непросто, да еще и привыкать к ней придется.
Разнородные заметки, как правило, делаются на листиках, складываются в файлик, файлики подшиваются в папочку, папочка распухает до неимоверных размеров и в какой-то момент я сажусь переносить это в комп. Процесс весьма увлекательный — читаешь листик, находишь на нем пометку «XXXXXXX» и дивишься «Фига себе какая интересная идея, а я и забыл...».
Для структурированной информации использую вики, конкретно: tiddlywiki.
Единственный её минус для меня — нет возможности вставлять произвольные файлы. Только картинки и чистый текст с минимальным стилевым оформлением. Wisywig-редакторов к этому движку нет.
Давно мечтаю о чем-нибудь вроде OneNote, но с вики-структурой. А еще была бы удобна помесь экселя и ворда — от экселя — разбиение документа на листы (не страницы!), от ворда — вставка на эти листы произвольного контента, желательно с вики-ссылками.
Хоть самому такое пиши <___<
Как-то так.
На самом деле я просто не осилил поставить OneNote отдельной программой :( А ставить весь этот офис…
Не упомянуты тетради в клетку, видимо, их заменяет блокнот, но я тетради уже никогда не забуду.
Про скоросшиватель. Таких тетрадок полно в канцелярских. И они очень удобны. К ним можно купить просто невероятное количество разных штук: маленькие файлики (удобно хранить токены, карточки, бумажные миньки и т.п.), разделители (тоже не надо объяснять почему удобно), и есть ещё одно очевидное применение.
В дополнение к этому для каждого кампейна заводу отдельный блокнот. В нём — информация о ключевых персонажах, связях между ними, хроника закрытых дел, ключевые даты и места. Здесь же — составляю схемы модулей в формате ментальных карт.
Одним словом, в цифре держу то, с чем надо сверяться до и между играми, а в бумаге — то куда можно легко заглянуть непосредственно в процессе.
Ин-фа забивается после сессии или в свободное время на сессии. Инструменты: планшет, ноутбук, смартфон. Спокойно валяется в сумке или в кармане, или пылиться в сторонке пока не понадобится. Ничто не мешает. Плюс, некоторые моменты сессии можно писать на диктофон и заодно удивляться какой же у тебя хреновый голос %).
Ну и привыкнуть к своему голосу. Другого-то нет :)
Пишет в AMR, занимает очень мало места, но на удивление хорошая запись… а может быть это хорошие андроиды попадались :) Есть правда мнение, что это формат записи такой… подходящий. Даже если записывать сессию на ходу, на улице, с обилием фоновых звуков — если говорящие не более чем в метре от диктофона — качество записи получется… приемлемое. То есть не приходится напрягаться и разделять фоновые шумы и голос.
Тренировка, тренировка, еще раз тренировка ;)
Но для просвящения юношества это вряд ли годится :)
Запись на улице, крупная автотрасса в 15 метрах (интерес технический, возможности технологии)
Дома. Игрок раскладывает мне ситуацию по военно-политическому конфликту (3 часа трёпа)
(sic! Игрок раскладывает ситуацию мне по моему миру. Мне хватает навыка интересно и сложно подавать материал, но не хватает интеллекта удерживать в сознании десятки факторов в непротиворечивой картине :( Запись интересна содержанием )
Запись в дороге, в машине. Сильные фоновые шумы, невысокий темп игры — игрок за рулем, но почти постоянно стоим в пробке
1: Запись на улице, крупная автотрасса в 15 метрах (интерес технический, возможности технологии)
2: Дома. Игрок раскладывает мне ситуацию по военно-политическому конфликту (3 часа трёпа)
3: Запись в дороге, в машине. Сильные фоновые шумы, невысокий темп игры — игрок за рулем, но почти постоянно стоим в пробке
P.S. Ниже тоже ссылки поправил.
Сотрудники ЛенУгро, 1924 год, мастер Литар
Запись на телефон «сони эриксон» 2006 года:
Нанохоррор, киберинженер Алекс Попандопуло общается с существом, которое считает себя алиеном
@Myshinyj_Korol : мне кажется, просвещению юношества в данный исторический момент способствовали не иллюстрации того, как оно должно быть по чьим-либо представлениям, а как раз записи того, как оно на самом деле бывает.
а вот для логов мы приспособили… форум! да-да, привет и девяностых и всё такое, но оказалось это довольно удобным, если по окончании каждой сессии или выбирается доброволец, или бросается жребий, или просто по очереди, но кто-то один берётся потратить часов и описать происходящее на сессии в одном форумном посте. в результате через несколько лет игры на форуме есть тема с еженедельными постами, в которых легко можно найти, кто что сказал и что перед чем происходило. там же есть соседние темы с картинками, на которые можно ссылаться (не всё сразу, чтобы тема не становилась неподъёмной).
звук записывать пробовал, фигня. я если играю, то играю, и сессии часов по восемь-десять бывают. как потом в этом что-то искать? перебором/перемоткой? а если надо быстро восстановить, сначала был разговор с Мармадюком, а потом с Гугенхаймом, или наоборот? каждый из разговоров может занимать минуту, которую найти — целое дело. чужие записи мне тоже слушать скучновато, а свои от начала до конца — так вообще проще застрелиться.