BT80: стандартно-шаблонные картины мира
Чисто игромеханически это замена «алайментов» (в их первоначальном значении — равнение на что-то тамъ) и одновременно фильтры восприятия: если нечто отсутствует в картине мира персонажа, его отношения с этим самым «нечто» будут складываться достаточно… драматически. Ну представьте себе как «сложатся отношения» с военным компьютером, который надо обезвредить у партии, которая не знает что такое компьютеры. Таковая будет палить во все панели управления с достаточным числом лампочек и кнопок.
Иными словами, универсальным мета-правилом данной игровой вселенной является «по вере вашей да будет вам». Если игрок достаточно убедительно отыграет психосоматическое исцеление и если оно дозволено картиной мира его персонажа — что ж, придётся отсыпать сколько-то хитов просто за силу мысли.
Кроме того, «картина мира» определяет и свой, совершенно уникальный для её носителей тип характеристик, и, соответственно, спасбросков на определенные действия.
Корни: вдохновлялся я как парадигмами ЭВ2 (которые при всей своей уникальности показались мне весьма корявыми и… как бы покультурнее сказать? «Анимешными» что ли?), так и механиками из Stygian: The Old Ones.
1. Атеизм-материализм.
Это именно тот взгляд на жизнь, который хотели привить советским людям советские же отцы-основатели. Склонность к вульгарному позитивизму, Чайник Рассела — вот это вот всё.
Бонусная характеристика: Рационализация. Умение собственно рационализировать и раскладывать по полочкам любое мистическое явление, объясняя его ни чем иным как действием сугубо материальных сил. Видения? Банальные глюки. Огоньки «свеча мертвеца» — болотные газы. Если присмотреться, в самом огоньке можно заметить костлявую руку, держащую призрачный канделябр? Самоубеждение.
Бонусы и штрафы: прежде всего, носитель АМ получает перманентный бонус ко всем ментальным и магическим воздействиям; если бы мы водили по d20 или GURPS, я бы сделал его где-то в районе +2 (+3...4 для особо матёрых) — с такими товарищами магу(/экстрассенсу/мистику эт цетера) работать откровенно сложно. В остальном же плюшки целиком и полностью зависят от того, удалось ли нашему рационализатору «прожевать» научным методом ту или иную ситуацию вроде столкновения с ходячими мертвецами. Удалось — таковой получает от неё пироги и пышки; иначе — синяки и шишки. Успешная проверка рационализации («Ну вот я же говорил!!!») — это бонусы, её провал — штрафы («понимаю, что чего-то я в этой жизни не понимаю...») — вплоть до разрыва шаблона и потенциальной смены парадигмы.
2. Бытовой апатеизм
Если первое — «агрегатное состояние» советских граждан «как хотелось бы», то второе — «как есть». Это полное, демонстративное незамечание всего, что не вписывается в их традиционную картину мира.
Замечательная иллюстрация из жизни: ранние нулевые, по телевизору идёт сериал «Дракоша». Камера демонстрирует руку заглавного персонажа, которая тянется к цветочку… Реакция по ту сторону экрана: — Блин, опять всякие страсти-мордасти показывают, уроды!
И пультом — щёлк. Идеально!
БХ: Блаженное неведение же. Своего рода интуиция, позволяющая обходить сложные (но интересные) места жизни, в сочетании со «спихотехнологиями», позволяющими спихивать явно мистические проблемы на обочину восприятия.
Бонусы и штрафы: по сути, успешный проброс «блаженного неведения» позволяет бытовому апатеисту успешно выполнить полный аналог достаточно сложной психотехники «Пустой Разум» и демонстративно «не понять» направленную на него ментальную или магическую атаку, в случае критического успеха ещё и вернув часть таковой адресату. Так же БН можно использовать для того, чтобы «откосить» от случайной встречи с каким-нибудь полтергейстом или на автомате не заметить в развалах какой-нибудь магический фолиант. НЕ-проброс же ведёт к разрыву шаблона и опять-таки потенциальной смене парадигмы.
3. Мистицизм (без вектора)
Тоже достаточно большая и уважаемая категория людей. Именно эти люди заряжали воду, слушали Кашпировского, «а наутро у меня черепаха вышла».
БХ: Суеверие. Очень интересная характеристика — с одной стороны, позволяющая получить магический бонус («Эй, мастер, я же нашёл подкову! Специально неделю искал, всё поле перерыл!») на то или иное действие от ритуала или амулета; а с другой — позволяющая получить магический бонус… любому, кто захочет «обработать» безвекторного персонажа. В самом деле, что может быть проще чем навести порчу на персонажа, который знает как минимум 10 способов наведения оной и только и ждёт когда это произойдёт.
БШ: «Безвекторного» сложно удивить чем-то мистическим, так что шок от столкновения с непознаным для такового всегда на один класс ниже, чем для всех остальных. Ведь об этом уже писала Света Кузина. В остальном же — гадости от «суеверия» неиллюзорно перевешивают пользу от оного же. Так что пока значение «суеверий» мало — жить можно. Как только таковое перевалило за определенный предел — персонаж сам добровольно побежит в дурку. Собственно, любое успешное столкновение с мистическим это значение увеличивает («Я знал!!! Я знал!!!»), любой критический провал — тоже («я вот почему тогда неделю болел? Это потому что я нож нашёл на улице, точно-точно»). Кроме того, получив пятерку (по D&Dшным меркам) суеверий, персонаж (точнее его бессознательное) начинает клепать всякие малые артефакты (работающие только у него) сам, «не приходя в сознание». Например, «счастливую рубашку на +2 к Дипломатии и Кибернетике», в которой меня приняли на первую работу! Или же «несчастливую рубашку», в которой меня послала нах… моя первая любовь (-2 к Соблазнению, автоматический эффект «венца безбрачия»). При том «счастливая» может быть заплатанным рваньём, которую всё никак не выкинут потому что она, сцуко, счастливая; а вот «запачкаться» и стать проклятым может даже Дизайнерский™ костюм от Версаче, купленный за невообразимые бабки — просто потому что впервые надев таковой, персонаж жесточайше облажался.
4. Религиозный мистицизм (в скобочках указать конфессию).
Ну это ежу понятно — строгая принадлежность к определенной конфессии и прилагающееся к ней мировозрение.
БХ: Вера. У веры нет недостатков, одни плюсы, но её «трудно найти, легко потерятьи невозможно забыть». Ждать веры по 20 лет стоя на коленях — нормально. Искать в мистических поисках и медитациях всю жизнь — тоже.
БШ: строго в зависимости от догматов самой религии. Если, например, вы православный, и батюшка сказал, что единственное следствие каста на вас заключается в том, что у несостоявшегося гарри поттера отберут волшебную палочку и стыдно сказать куда засунут — то так и будет. Если вы католик и живёте где-то в Германии — ну мощи и молитвам вам в помощь. А вот если какой-нибудь крипто-протестант из Салема и магическое воздействие в вашей доктрине вполне дозволяется — ну поздравляю.
Зачем же тогда вера? А «по вере вашей да будет вам». Грубо говоря, в случае тех же православных условная единичка веры только уменьшит воздействие, условная пятерка полностью предотвратит, а условная десятка… что я там говорил про волшебные палочки?
Кроме того, надо участвовать в обрядах, и уж тем более в таинствах вашей веры (христианин, не приступающий к Таинствам — это, конечно, НОМЕР, равно как и мусульманин, не заглядывающий в мечеть). Ну и от необходимости поддерживать облико морале (дабы избежать знаменитого паладинского Падения) хотя бы добропорядочного бюргера (правоверного мусульманина эт цетера), который может и «позволяет» себе (банку пива ночью под одеялом, пока Аллах не видит), но при этом не может творить всякую жесть открыто и с чистой совестью.
Это что о «картинах мира» простых, жить с которыми легко и просто — в плане того как это отыграть. Теперь о «сложных», которые требуют слаженной работы игрока и рассказчика.
5. Религиозный синкретизм.
Это когда либо персонаж ещё толком не вылез из безвекторного мистицизма и воспринимает религию на уровне «ну где-то что-то вроде есть», либо, наоборот, перерос типичного верующего, при этом оставшись где-то в стороне от основных течений.
БХ здесь всё та же вера, а вот бонусы… бонусы и штрафы получаются крайне ситуационными — так как большинство религий всё же отвергает такую всеядность. К примеру с точки зрения христианской доктрины часть индуистских богов являются демонами, ну а у зороастрийцев и тех же индуистов всё ещё круче — боги одних есть демоны других и наоборот. Правоверному сунниту может быть и удасться «переварить» знакомого шиита, но вот езида — уже вряд ли.
Как через это хитросплетение продираться — решать мастеру и игрокам. Как некий условный психотерапевт, одинаково чтущий и Библию и Бхагвадгиту пришёл к такой мысли, как он будет отыгрывать ЭТО и какими силами владеть — тоже.
NOTA BENE: если религия вашего персонажа позволяет определенные заимствования из других — это не синкретизм. Православные и католики часто ссылаются друг на друга, умный мулла сможет не только влегкую может адаптировать к Исламу знаменитую расхожую цитату, но ещё и хадисов подтянет, ну а с точки зрения буддиста в индуизме есть боги, способствующие… изучению буддизма. То же самое и про изучение других культур в стиле икс-комовском: например, рыцарь-христианин вполне может использовать индуистские манускрипты как монструарий, не становясь при этом индуистом, но и не имея возможности «кастовать» те заклинания, которые там написаны.
6. Реконструкция
Асатру, Кеметизм, Родноверие, Друидизм, Викка — несть им числа.
Когда-то у этой «школы мысли» был солидный круг почитателей, но ныне — либо ищущие себя новички, либо совсем уж фанаты. В целом механика полностью аналогична у мировых, «признанных» религий с той лишь разницей, что «артефакты» гораздо мощнее, а веру потерять ещё проще.
7. Мистицизм мага
Это то, что отделяет Настоящего Пробужденного (или как минимум стремящегося к этому состоянию — в том смысле, в каком стремится аспирант) от шарлатана (который у нас всё же п.3)
БХ: Мистическое знание.
Бонусы и штрафы: Мистическое знание — штука крайне полезная. Как нож. Можно колбасу порезать, можно — нехороших людей. Вопрос задачи — какой нормальный родитель даст нож пятилетнему ребенку?
Собственно, именно это и есть главный ответ на вопрос, почему Консенсус так легко лег на наш мир. У многих потенциальных «меджик юзеров» по порядкам вселенной нет и рассудительности прилежного первоклашки. Выдача им Сил будет таким номером, какого и в цирке не покажут.
Даже обычные, немагические таланты и силы, при их бездарном исползовании не очень умными людьми приводят к тому, что критический успех (та самая 20 на d20) становится провалом всей жизни несчастного юзверя этой силы. Один мужик в девяностых мастерски косил под мафию — по части запугивания. Критически выпавшая 20 привела к тому, что оный запугал несчастную жертву так, что та на полном серьёзе поверила, что «милиция куплена» и имярек — реальный зверюга-мафиози, которому убить как плюнуть. А денег у него как не было так и нет. Труп «зверюги-мафиози» нашли через пять лет.
Жена в ссоре с мужем пытается задеть такового за живое и выкидывает злосчастную двадцатку в дипломатии. За что и получает топором — типичный сценарий типичной «бытовухи». Без магии.
Формально у мистического знания нет и не может быть чисто игромеханических штрафов. А реально — см. выше.
8. Шаманизм — TBD. На данный момент у меня слишком мало знаний об этом.
Особый вариант: сатанизм.
Сложно сказать КАК это отыгрывать, но цепляется идеально и к чему угодно. Хоть к атеизму (Бог говорит — «я есть». Соответственно, дьявол… «меня нет!»), хоть к апатеизму (путь раскрытия собственной психопатии и следование Тени по Юнгу), хоть к мистицизму и Пути Мага (когда персонажа упорно тянет во всякую несмешную жесть). Ну а про религии и говорить нечего. Практически в любом пантеоне есть или местный плохиш (Иблис, Ариман), ну а если завтра мировыми религиями станет, например, Реконструированный Эллинизм или Асатру — то и там образуются «диссидентские» секточки почитателей эээ… Титанов, ну и Йотунов соответственно.
БХ: очевидно, некое тёмное покровительство. Таковое может накидываться случайно и не меняться — либо же быть строго зависящим от ранга и праведности Падшего. Скажем, душа какого-нибудь гопника не имеет особой ценности, так как своими действиями он и так склоняется на темную сторону. А вот совратить добродетель… тут уже есть что предложить. Впомните, что предлагал новозаветному Христу лукавый, который, очевидно, посчитал его очередным пророком.
Бонусы и штрафы: по сути, темное покровительство есть ни что иное как мера жирности любимого барашка. Которому, конечно, позволяется многое, особенно если тот смешно бодает нелюбимого соседа. Но и «вкусовые качества» такового, сцуко, решают! Какой бы ни была любимая характеристика — она плоха. Мало — плохо — персонаж ничего особенно не может, но и он сойдёт на безрыбье в качестве закуски. Много — ещё хуже: персонаж может многое, но итогом похождений станет только и исключительно экранизация давнего мема: «у кого-то батхёрт @ у меня».
Очень особый вариант: гностицизм.
Будь у нас эллинистический пантеон, эти люди поклонялись бы исключительно Прометею — в целом, понятно за что. Будь нордический… сложный вопрос.
Опять таки, сложно сказать как это отыгрывать и какие бонусы и штрафы кому раздавать.
Я перешёл из одной парадигмы в другую. Что мне делать со старой БХ?
Бережно сохранить до лучших времен. Если переход произошёл «экологично» (путем чтения вумных книжек) — можно снять пару единичек, а можно и не снимать. Если резко (атеист столкнулся с всамделишным демоном и побежал после этого в церковь) — я бы снял 1d6, 2d6 и так далее от старой БХ, в зависимости от сложноти.
А если я не хочу отыгрывать что-то одно?
А что-то одно отыгрывать и не надо. Мир полон промежуточных вариантов и полутонов.
Даже в «стандартных» вариантах я рекомендовал бы использовать как минимум две БХ — основную и «дозволяемую» (возможно, со штрафами). Например, согласно позиции православного верующего тот должен изживать свои суеверия. Так что кроме веры таковой может взять и «рационализм» — разумеется, с оговорками — подвергать проверкам на оный паранормальное воздействие стоит, а вот чудеса — нет. Деревенская «бабка» может одновременно оперировать темным покровительством и суеверием, а какие-нибудь амиши (как они показаны в «Чернокнижнике» — всё же у нас сеттинг вдохновлён фильмами той эпохи) — суеверием и верой одновременно. Равно как и формальный католик из перуанской глубинки, где до сих пор в деревне бабка-знахарка может быть гораздо более значимой фигурой, чем падре.
Более того, никто не мешает упихать в данную картину мира и не вошедшие сюда варианты. Скажем, вудуистов (вера + суеверие), «формальных» верующих (вера + блаженное неведение), или типичного постсоветского инженера, застрявшего между 1 и 3, который то кидает рационализм, то проверку на суеверия.
Иными словами, универсальным мета-правилом данной игровой вселенной является «по вере вашей да будет вам». Если игрок достаточно убедительно отыграет психосоматическое исцеление и если оно дозволено картиной мира его персонажа — что ж, придётся отсыпать сколько-то хитов просто за силу мысли.
Кроме того, «картина мира» определяет и свой, совершенно уникальный для её носителей тип характеристик, и, соответственно, спасбросков на определенные действия.
Корни: вдохновлялся я как парадигмами ЭВ2 (которые при всей своей уникальности показались мне весьма корявыми и… как бы покультурнее сказать? «Анимешными» что ли?), так и механиками из Stygian: The Old Ones.
1. Атеизм-материализм.
Это именно тот взгляд на жизнь, который хотели привить советским людям советские же отцы-основатели. Склонность к вульгарному позитивизму, Чайник Рассела — вот это вот всё.
Бонусная характеристика: Рационализация. Умение собственно рационализировать и раскладывать по полочкам любое мистическое явление, объясняя его ни чем иным как действием сугубо материальных сил. Видения? Банальные глюки. Огоньки «свеча мертвеца» — болотные газы. Если присмотреться, в самом огоньке можно заметить костлявую руку, держащую призрачный канделябр? Самоубеждение.
Бонусы и штрафы: прежде всего, носитель АМ получает перманентный бонус ко всем ментальным и магическим воздействиям; если бы мы водили по d20 или GURPS, я бы сделал его где-то в районе +2 (+3...4 для особо матёрых) — с такими товарищами магу(/экстрассенсу/мистику эт цетера) работать откровенно сложно. В остальном же плюшки целиком и полностью зависят от того, удалось ли нашему рационализатору «прожевать» научным методом ту или иную ситуацию вроде столкновения с ходячими мертвецами. Удалось — таковой получает от неё пироги и пышки; иначе — синяки и шишки. Успешная проверка рационализации («Ну вот я же говорил!!!») — это бонусы, её провал — штрафы («понимаю, что чего-то я в этой жизни не понимаю...») — вплоть до разрыва шаблона и потенциальной смены парадигмы.
2. Бытовой апатеизм
Если первое — «агрегатное состояние» советских граждан «как хотелось бы», то второе — «как есть». Это полное, демонстративное незамечание всего, что не вписывается в их традиционную картину мира.
Замечательная иллюстрация из жизни: ранние нулевые, по телевизору идёт сериал «Дракоша». Камера демонстрирует руку заглавного персонажа, которая тянется к цветочку… Реакция по ту сторону экрана: — Блин, опять всякие страсти-мордасти показывают, уроды!
И пультом — щёлк. Идеально!
БХ: Блаженное неведение же. Своего рода интуиция, позволяющая обходить сложные (но интересные) места жизни, в сочетании со «спихотехнологиями», позволяющими спихивать явно мистические проблемы на обочину восприятия.
Бонусы и штрафы: по сути, успешный проброс «блаженного неведения» позволяет бытовому апатеисту успешно выполнить полный аналог достаточно сложной психотехники «Пустой Разум» и демонстративно «не понять» направленную на него ментальную или магическую атаку, в случае критического успеха ещё и вернув часть таковой адресату. Так же БН можно использовать для того, чтобы «откосить» от случайной встречи с каким-нибудь полтергейстом или на автомате не заметить в развалах какой-нибудь магический фолиант. НЕ-проброс же ведёт к разрыву шаблона и опять-таки потенциальной смене парадигмы.
3. Мистицизм (без вектора)
Тоже достаточно большая и уважаемая категория людей. Именно эти люди заряжали воду, слушали Кашпировского, «а наутро у меня черепаха вышла».
БХ: Суеверие. Очень интересная характеристика — с одной стороны, позволяющая получить магический бонус («Эй, мастер, я же нашёл подкову! Специально неделю искал, всё поле перерыл!») на то или иное действие от ритуала или амулета; а с другой — позволяющая получить магический бонус… любому, кто захочет «обработать» безвекторного персонажа. В самом деле, что может быть проще чем навести порчу на персонажа, который знает как минимум 10 способов наведения оной и только и ждёт когда это произойдёт.
БШ: «Безвекторного» сложно удивить чем-то мистическим, так что шок от столкновения с непознаным для такового всегда на один класс ниже, чем для всех остальных. Ведь об этом уже писала Света Кузина. В остальном же — гадости от «суеверия» неиллюзорно перевешивают пользу от оного же. Так что пока значение «суеверий» мало — жить можно. Как только таковое перевалило за определенный предел — персонаж сам добровольно побежит в дурку. Собственно, любое успешное столкновение с мистическим это значение увеличивает («Я знал!!! Я знал!!!»), любой критический провал — тоже («я вот почему тогда неделю болел? Это потому что я нож нашёл на улице, точно-точно»). Кроме того, получив пятерку (по D&Dшным меркам) суеверий, персонаж (точнее его бессознательное) начинает клепать всякие малые артефакты (работающие только у него) сам, «не приходя в сознание». Например, «счастливую рубашку на +2 к Дипломатии и Кибернетике», в которой меня приняли на первую работу! Или же «несчастливую рубашку», в которой меня послала нах… моя первая любовь (-2 к Соблазнению, автоматический эффект «венца безбрачия»). При том «счастливая» может быть заплатанным рваньём, которую всё никак не выкинут потому что она, сцуко, счастливая; а вот «запачкаться» и стать проклятым может даже Дизайнерский™ костюм от Версаче, купленный за невообразимые бабки — просто потому что впервые надев таковой, персонаж жесточайше облажался.
4. Религиозный мистицизм (в скобочках указать конфессию).
Ну это ежу понятно — строгая принадлежность к определенной конфессии и прилагающееся к ней мировозрение.
БХ: Вера. У веры нет недостатков, одни плюсы, но её «трудно найти, легко потерять
БШ: строго в зависимости от догматов самой религии. Если, например, вы православный, и батюшка сказал, что единственное следствие каста на вас заключается в том, что у несостоявшегося гарри поттера отберут волшебную палочку и стыдно сказать куда засунут — то так и будет. Если вы католик и живёте где-то в Германии — ну мощи и молитвам вам в помощь. А вот если какой-нибудь крипто-протестант из Салема и магическое воздействие в вашей доктрине вполне дозволяется — ну поздравляю.
Зачем же тогда вера? А «по вере вашей да будет вам». Грубо говоря, в случае тех же православных условная единичка веры только уменьшит воздействие, условная пятерка полностью предотвратит, а условная десятка… что я там говорил про волшебные палочки?
Кроме того, надо участвовать в обрядах, и уж тем более в таинствах вашей веры (христианин, не приступающий к Таинствам — это, конечно, НОМЕР, равно как и мусульманин, не заглядывающий в мечеть). Ну и от необходимости поддерживать облико морале (дабы избежать знаменитого паладинского Падения) хотя бы добропорядочного бюргера (правоверного мусульманина эт цетера), который может и «позволяет» себе (банку пива ночью под одеялом, пока Аллах не видит), но при этом не может творить всякую жесть открыто и с чистой совестью.
Это что о «картинах мира» простых, жить с которыми легко и просто — в плане того как это отыграть. Теперь о «сложных», которые требуют слаженной работы игрока и рассказчика.
5. Религиозный синкретизм.
Это когда либо персонаж ещё толком не вылез из безвекторного мистицизма и воспринимает религию на уровне «ну где-то что-то вроде есть», либо, наоборот, перерос типичного верующего, при этом оставшись где-то в стороне от основных течений.
БХ здесь всё та же вера, а вот бонусы… бонусы и штрафы получаются крайне ситуационными — так как большинство религий всё же отвергает такую всеядность. К примеру с точки зрения христианской доктрины часть индуистских богов являются демонами, ну а у зороастрийцев и тех же индуистов всё ещё круче — боги одних есть демоны других и наоборот. Правоверному сунниту может быть и удасться «переварить» знакомого шиита, но вот езида — уже вряд ли.
Как через это хитросплетение продираться — решать мастеру и игрокам. Как некий условный психотерапевт, одинаково чтущий и Библию и Бхагвадгиту пришёл к такой мысли, как он будет отыгрывать ЭТО и какими силами владеть — тоже.
NOTA BENE: если религия вашего персонажа позволяет определенные заимствования из других — это не синкретизм. Православные и католики часто ссылаются друг на друга, умный мулла сможет не только влегкую может адаптировать к Исламу знаменитую расхожую цитату, но ещё и хадисов подтянет, ну а с точки зрения буддиста в индуизме есть боги, способствующие… изучению буддизма. То же самое и про изучение других культур в стиле икс-комовском: например, рыцарь-христианин вполне может использовать индуистские манускрипты как монструарий, не становясь при этом индуистом, но и не имея возможности «кастовать» те заклинания, которые там написаны.
6. Реконструкция
Асатру, Кеметизм, Родноверие, Друидизм, Викка — несть им числа.
Когда-то у этой «школы мысли» был солидный круг почитателей, но ныне — либо ищущие себя новички, либо совсем уж фанаты. В целом механика полностью аналогична у мировых, «признанных» религий с той лишь разницей, что «артефакты» гораздо мощнее, а веру потерять ещё проще.
7. Мистицизм мага
Это то, что отделяет Настоящего Пробужденного (или как минимум стремящегося к этому состоянию — в том смысле, в каком стремится аспирант) от шарлатана (который у нас всё же п.3)
БХ: Мистическое знание.
Бонусы и штрафы: Мистическое знание — штука крайне полезная. Как нож. Можно колбасу порезать, можно — нехороших людей. Вопрос задачи — какой нормальный родитель даст нож пятилетнему ребенку?
Собственно, именно это и есть главный ответ на вопрос, почему Консенсус так легко лег на наш мир. У многих потенциальных «меджик юзеров» по порядкам вселенной нет и рассудительности прилежного первоклашки. Выдача им Сил будет таким номером, какого и в цирке не покажут.
Даже обычные, немагические таланты и силы, при их бездарном исползовании не очень умными людьми приводят к тому, что критический успех (та самая 20 на d20) становится провалом всей жизни несчастного юзверя этой силы. Один мужик в девяностых мастерски косил под мафию — по части запугивания. Критически выпавшая 20 привела к тому, что оный запугал несчастную жертву так, что та на полном серьёзе поверила, что «милиция куплена» и имярек — реальный зверюга-мафиози, которому убить как плюнуть. А денег у него как не было так и нет. Труп «зверюги-мафиози» нашли через пять лет.
Жена в ссоре с мужем пытается задеть такового за живое и выкидывает злосчастную двадцатку в дипломатии. За что и получает топором — типичный сценарий типичной «бытовухи». Без магии.
Формально у мистического знания нет и не может быть чисто игромеханических штрафов. А реально — см. выше.
8. Шаманизм — TBD. На данный момент у меня слишком мало знаний об этом.
Особый вариант: сатанизм.
Сложно сказать КАК это отыгрывать, но цепляется идеально и к чему угодно. Хоть к атеизму (Бог говорит — «я есть». Соответственно, дьявол… «меня нет!»), хоть к апатеизму (путь раскрытия собственной психопатии и следование Тени по Юнгу), хоть к мистицизму и Пути Мага (когда персонажа упорно тянет во всякую несмешную жесть). Ну а про религии и говорить нечего. Практически в любом пантеоне есть или местный плохиш (Иблис, Ариман), ну а если завтра мировыми религиями станет, например, Реконструированный Эллинизм или Асатру — то и там образуются «диссидентские» секточки почитателей эээ… Титанов, ну и Йотунов соответственно.
БХ: очевидно, некое тёмное покровительство. Таковое может накидываться случайно и не меняться — либо же быть строго зависящим от ранга и праведности Падшего. Скажем, душа какого-нибудь гопника не имеет особой ценности, так как своими действиями он и так склоняется на темную сторону. А вот совратить добродетель… тут уже есть что предложить. Впомните, что предлагал новозаветному Христу лукавый, который, очевидно, посчитал его очередным пророком.
Бонусы и штрафы: по сути, темное покровительство есть ни что иное как мера жирности любимого барашка. Которому, конечно, позволяется многое, особенно если тот смешно бодает нелюбимого соседа. Но и «вкусовые качества» такового, сцуко, решают! Какой бы ни была любимая характеристика — она плоха. Мало — плохо — персонаж ничего особенно не может, но и он сойдёт на безрыбье в качестве закуски. Много — ещё хуже: персонаж может многое, но итогом похождений станет только и исключительно экранизация давнего мема: «у кого-то батхёрт @ у меня».
Очень особый вариант: гностицизм.
Будь у нас эллинистический пантеон, эти люди поклонялись бы исключительно Прометею — в целом, понятно за что. Будь нордический… сложный вопрос.
Опять таки, сложно сказать как это отыгрывать и какие бонусы и штрафы кому раздавать.
Я перешёл из одной парадигмы в другую. Что мне делать со старой БХ?
Бережно сохранить до лучших времен. Если переход произошёл «экологично» (путем чтения вумных книжек) — можно снять пару единичек, а можно и не снимать. Если резко (атеист столкнулся с всамделишным демоном и побежал после этого в церковь) — я бы снял 1d6, 2d6 и так далее от старой БХ, в зависимости от сложноти.
А если я не хочу отыгрывать что-то одно?
А что-то одно отыгрывать и не надо. Мир полон промежуточных вариантов и полутонов.
Даже в «стандартных» вариантах я рекомендовал бы использовать как минимум две БХ — основную и «дозволяемую» (возможно, со штрафами). Например, согласно позиции православного верующего тот должен изживать свои суеверия. Так что кроме веры таковой может взять и «рационализм» — разумеется, с оговорками — подвергать проверкам на оный паранормальное воздействие стоит, а вот чудеса — нет. Деревенская «бабка» может одновременно оперировать темным покровительством и суеверием, а какие-нибудь амиши (как они показаны в «Чернокнижнике» — всё же у нас сеттинг вдохновлён фильмами той эпохи) — суеверием и верой одновременно. Равно как и формальный католик из перуанской глубинки, где до сих пор в деревне бабка-знахарка может быть гораздо более значимой фигурой, чем падре.
Более того, никто не мешает упихать в данную картину мира и не вошедшие сюда варианты. Скажем, вудуистов (вера + суеверие), «формальных» верующих (вера + блаженное неведение), или типичного постсоветского инженера, застрявшего между 1 и 3, который то кидает рационализм, то проверку на суеверия.
8 комментариев
Ну и эзотеризм, как по мне, тоже достоин отдельной картины мира.
Даже нет, не так. У меня почему процесс пошёл? А потому что я перестал себя заставлять что-то написать «от головы». И стал писать как на душу легло. Что легло — то и пишу. То есть некоторые части я прямо «вижу» как они должны быть — в своей картине мира.
Солипсистов, честно говоря, пока что не вижу, но вопрос, конечно очень-очень интересный. Да, получается что как-то так и должно быть — при определенных мистических «силах», конечно.
Нужно больше нью-эйджа, уфологии и безумных культов!