Чего хотят женщины или Сексизм в Объединённой Федерации Планет

Абсолютно случайно наткнулся на фразу «сериал „Звёздный Путь“, известный своим сексизмом». Я, прямо скажу, удивился. И полез в гугл.
Запрос «звёздный путь сексизм» — ничего. Запрос «star trek sexism» выдал зато сразу пачку статей… но про последний полнометражный фильм по вселенной Звёздного Пути (перезагрузку которой фанаты, как говорят, ненавидят лютой ненавистью). И статью в феминиствики про оригинальные сериалы.
Правда, в той статье было материала — всего ничего, исключая список женских персонажей, состоящий из сплошных красных ссылок, исключая капитана «Вояджера». Зато в числе претензий фигурировали… орионские рабыни.

Нет, серьёзно, я не понимаю. Что, даже упоминание о существовании проституции считается признаком сексизма? Появление на страницах исторического романа женщин-рабынь, султанских наложниц или вавилонских храмовых проституток тоже?

Кстати, в числе проявлений сексизма в этом списке фигурировало… ношением в каком-то из сериалов (том, где был капитан Пикард, кажется) мини-юбок офицерами мужского пола. Да, я издеваюсь, но разве это не есть столь желанное определёнными людьми равноправие? Если женщины могут носить брюки, почему мужчины не имеют права носить юбки? (Считайте, что я говорю от лица всего народа Шотландии. :))

Впрочем, фиг бы с ними, с мини-юбками (будем считать, это капитан Монтгомери Скотт пропихнул эту идею через руководство Звёздного Флота). Но серию постов, в которой я увидел фразу, процитированную в первом абзаце, завершал вот такой пассаж:

Мои выводы:
1) Женщина на корабле — это можно, это модно, это украшает текст.
2) Женщине-капитану не обязательно быть мачо.
3) Никто из авторов не описывает ситуацию, которая имеется в реальности: когда сексизм запрещен официально, но поддерживается традицией.
А ведь это самое интересное.

Вот на этом месте я вообще не понял: чего хотят эти люди — чтобы в художественных произведениях не было сексизма, потому что он оскорбителен, или чтобы он там был, потому что «это самое интересное» и «так есть в реальности»?

85 комментариев

avatar
Насколько я понимаю, в момент, когда сериал Стар Трек снимали, он был довольно неплох по этому параметру. Поэтому много критики ты на него по этому параметру не найдёшь.

Хотят двух типов произведений:
— где женщины были бы наравне с мужчинами, и побеждали бы жукоглазых пришельцев, не нуждаясь в том, чтобы персонажи-мужчины их спасали. При этом они не должны быть слишком фансервисно одеты. Критерии «сильных женских персонажей» довольно неконкретны, но описанные выше два параметра вроде популярны.
— где женщины борются с сексизмом. Чтобы писать этот класс произведений и не быть обвинённым в сексизме, нужно быть женщиной или достаточно убедительно это изображать.
avatar
Вантала, на феминизм нет ГОСТа. У одних феминисток одно мнение, у других другое. Проблема-то в чём?
avatar
В женщинах, ясное дело=)
avatar
Стар Трек — это штука очень разная в зависимости от сезона.
TOS, если учесть в какое время он появился на экране, был невероятно прогресивен: женщина старший офицер (пусть и лингвист), объединенная Земля (с русскими, ни много ни мало!), почти нет упоминаний капиталистических реалий (припоминается один частный предприниматель).
TNG — уже просто сравнительно современный нормалек. Я не в курсе, про мужские юбки, но женщины там носили что хотели.
avatar
Ну, не все имеют элементарное представлении о развитии искусства и могут сделать скидку на эпоху — а без этой скидки придётся записывать в сексистскую литературу всю мировую классику, начиная с Гомера. (Интересно, «Лисистрата» Аристофана — сексистское произведение или нет?)
avatar
(Интересно, «Лисистрата» Аристофана — сексистское произведение или нет?)
Оно было сексистским ещё когда его написали.
avatar
Тогда и слова-то такого не было. :)
avatar
Слова не было, а сексизм был.
avatar
«Жопа была, а слова не было». А потом пришла госпожа Журден и объяснила нам, что всю нашу историю мы были сексистами. :)
avatar
Именно так.
Возможно какое-то время эта ситуация была эволюционно выгодна, но на нашем текущем этапе — это баг, который нужно исправить.
К слову, стереотипы греков о женщинах были очень забавны, по крайней мере, когда сравниваешь их с современными гендерными стереотипами. Говорят, это потому, что стереотипичный брак был 30-летнего мужика с 15-летней девушкой.
avatar
стереотипичный брак был 30-летнего мужика с 15-летней девушкой.
Зато потом настали другие времена… :)
avatar
Астахову надо сдать вас всех. На опыты. :)
avatar
Отчего-то еще в превью прочитала «Аваллаху» — и таки да, реально ужаснулась. Ассоциации с заголовком, да.
комментарий был удален
avatar
Кстати, интересно. Та самая феминиствики даёт четыре определения сексизма, одно из которых звучит так:
Promotion or expectation or assumption of people to behave in accordance with or deviate from a gender role.
То есть «поощрение и ожидание», что люди будут вести себя в соответствии со своими гендерными ролями, является сексизмом… точно так же, как и поощрение отклонения от гендерных ролей.

Пару дней назад, на работе, вмешался в разговор двух феминисток. Одна жаловалась другой, что большинство мужчин — грязные шовинисты.
— Минуточку, — перебил я. — А кто такие, по-твоему, шовинисты? Дай определение.
— Шовинист — это тот, кто отказывается признавать превосходство женщин!
— Ну, допустим… А как тогда ты назовёшь мужчину, который признаёт превосходство женщин?
(после секундного раздумья)
— Тряпка!

Ну и как им не посочувствовать? Если все мужики вокруг — либо тряпки, либо грязные шовинисты?
avatar
Promotion or expectation or assumption of people to behave in accordance with or deviate from a gender role.
Для полностью несексистского человека утверждение о том, что кто-то соответствует или не соответствует гендерной роли — абсолютно бессмысленно.
Он никогда не будет использовать эти криворукие социальные конструкции для предсказания или указания поведения.
avatar
я — абсолютно несексистский человек
почему я, сталкиваясь с человеком, набитым гендерными стереотипами, не должен пользоваться этими стереотипами для предсказания его поведения?
avatar
Потому что ты должен страдать!
avatar
okey.jpg
avatar
Общая логика примерно понятна: когда ты используешь в качестве художественного приёма демонстративное следование гендерным стереотипам или демонстративное отклонение от гендерных стереотипов, ты тем самым утверждаешь эти стереотипы в качестве нормы.
UPD: Например, не важно, пишешь ты «Джон, как подобает англичанину, пил чай по утрам» или «Джон во всём был настоящим англичанином, но не признавал чая по утрам», ты утверждаешь, что вообще-то англичане пьют чай по утрам.
avatar
Я сейчас не о художественном произведении, а о повседневности, фланнан регулярно говорит, что ненормально понимать других людей и ожидать от других людей понимания других людей, и мне непонятно, почему он так говорит
avatar
Я подозреваю, что из личного опыта.
avatar
Поскольку он не раз говорил про свои крайне низкие по сравнению с другими людьми социальные скиллы, я бы не стал переносить его опыт за пределы его частного случая
avatar
Потому что если человек соответствует стереотипам А, Б и В, не следует, что он(а) соответствует стереотипу Г. Поэтому обобщение «набитый гендерными стереотипами» делать опасно.
avatar
Не следует
Строго говоря, вообще из чего угодно за пределами голой логики ничего не следует, но есть статистические закономерности
И если 90% людей со стереотипами А, Б и В имеют стереотип Г, то…
avatar
И если 90% людей со стереотипами А, Б и В имеют стереотип Г, то…
10% его не имеют, и при общении с произвольным человеком соответствующим стереотипам А, Б и В следует учитывать возможность, что он не соответствует стереотипу Г.

10% — это слишком большой риск, чтобы не принимать его во внимание. Это вообще мало отличается от ситуации «50% — либо соответствует, либо нет.», если ты рассматриваешь поведение одного человека, а не оперируешь массами народа в миллион человек.
avatar
а) учитывание всех возможных вариантов — не бесплатно, в подавляющем большинстве случаев оно не стоит тех затрат внимания, которых требует, потому что поведение людей в целом предсказуемо не меньше, чем количество их конечностей
б) когда речь идет о больших массах, их поведение начинает подчиняться законам больших чисел и становится еще более предсказуемым, сравни квантовую и классическую физики
avatar
а) Если вы не можете что-то надёжно предсказать, или это слишком затратно — есть методики выбора варианта поведения, не основывающиеся на возможности предсказывать.
б) речь не идёт о больших массах. речь идёт о индивидуальных людях.
Предсказывая результаты выборов в стране можно обойтись 90% точностью предсказания.
Пытаясь наехать на человека, рассчитывать на 90% шансов что он не даст отпора — это повод для выбывания из генофонда человечества.
Пытаться починить электропровода под напряжением, рассчитывая на 90% вероятности, что не убьёт током — причина для выбывания из генофонда.
avatar
я бы сказал, что пытаться наехать на человека — уже причина, вне зависимости от последсвий, так что зачем об этом говорить? ниже грей совершенно верно сказал — статистически нормальный человек способен к предсказанию поведения окружающих с достаточно высокой точностью, а те, кто не способны, называются социально неадаптированными
avatar
для предсказания или указания поведения
Для указания поведения — нет, не должен. Для предсказания поведения — да, может. А то как-то странно получается: кто в курсе существования сексистов — сам сексист? А если я в курсе существования фашистов?
avatar
Предсказывать чьё-то поведение на основании принадлежности этого человека к какой-то группе — заведомо ошибка.
На самом деле, на текущем уровне знаний по психологии вообще предсказывать чьё-то поведение — плохая идея. Но делать это без детального анализа личности конкретного человека — просто глупость.
avatar
Людей, которые неспособны предсказывать с достаточной степенью достоверности поведение других без детального анализа личности конкретного человека называют социально-неадаптированными.
Нормальный человек делает это непрерывно в «фоновом режиме». Чтобы это не было «глупостью», как ты сказал, достаточно отдавать себе отчет в постоянной неточности и цене ошибки.
avatar
Людей, способных предсказывать поведение других людей с достаточной степенью достоверности я называю экстрасенсами.
Несмотря на утверждение в фантастике, что этого можно достичь, обладая сканами мозга и огромной вычислительной мощностью, я склонен считать, что эта задача невыполнима и не учитывать возможность того, что все мои действия были спланированы предсказателем или сверхразумом при принятии решений.
avatar
когда я подхожу к кассе в магазине и прошу дать мне поллитра фанты, я могу с НЕВЕРОЯТНО ВЫСОКОЙ ТОЧНОСТЬЮ предсказать, что мне протянут бутылку и скажут «с вас 50 рублей», и что все прочие варианты крайне маловероятны
я экстрасенс?
avatar
Да. Знаешь почему?
Потому что на просьбу «Мне поллитра фанты» тебе гарантированно прилетит усталый вопрос «Вам какой: виноградной или апельсиновой?»
avatar
гарантированно
усталый вопрос
То есть это ты — экстрасенс? О_о
avatar
Подловил :)
На самом деле нет. Просто у меня есть приличный опыт розничной торговли.
avatar
ни разу не прилетал :(
в тех редких магазинах, где у меня есть такой выбор, есть самообслуживание и я просто выгружаю на кассу ту фанту, что мне нужна
avatar
Паясничаем. Разговор закончеен.
avatar
Нам тут только феминисторазборок не хватает. Сейчас кто-нить вспомнит про женские задницы в скафандрах и заверт...

Тэги: мысли вслух, странные люди, унижение
avatar
Ты так говоришь «задницы в скафандрах», как будто в этом есть что-то плохое!
avatar
Нам тут только феминисторазборок не хватает.
Ну да, как раз все остальные разборки поутихли, скучно стало. Тут даже не пошла дискуссия о арбалетах для лепреконов!
avatar
You asked. :)

Вы не представляете, насколько это было трудно: найти именно умеренно сексистскую картинку.
avatar
Сим данной записи присваивается тег «бронелифчики». :)
avatar
Не останавливайся. %)
avatar
You asked again. :)

… Внимание, СИСЬКИ!
avatar
Ой, ну вас нафиг. :(
avatar
Это не бронелифчики, это skin-tight скафандры.

По-крайней мере вторая картинка точно оно.
avatar
> Нам тут только феминисторазборок не хватает.

Тогда дозвольте вбросить тезис;) Не так давно я читал неплохую научно-популярную книгу про человеческое гендерное поведение. Там рассматриваются в том числе и гендерные стереотипы (в контексте популяционной генетики, теории эволюции, этологии и экологии) и в итоге делается вывод, что гендерные стереотипы не просто объективно существуют, но и являются эволюционно-адаптивными. Автор — вполне приличный ученый и, КМК, не заангажирован ни в чью пользу, книга не тенденциозна, с источниками все в порядке (~45 страниц библиографии). Как вам — и, в частности, flannan'у — это нравится?
avatar
гендерные стереотипы не просто объективно существуют, но и являются эволюционно-адаптивными
Безусловно. Гендерные стереотипы действительно существуют, и отрицать это бессмысленно, и они также изменяются со временем, и это факт.

Люди, чей это виртуал?
avatar
Если верить этой книге, то в течение письменной истории человечества они заметно не менялись. Автор объясняет это тем, что, во-первых, для такого изменения нет эволюционных предпосылок (т.к. за последние 100 веков экология человека поменялась не настолько сильно, как нам кажется), во-вторых, тем, что эволюция физически не работает так быстро, чтобы за 10000 лет кардинально изменить структуры, бывшие до этого эффективными в течение по крайней мере 200000 лет.
avatar
а) биологическая — нет, а социальная — да
б) я не раз и не два озвучивал тезис о том, что когда мы говорим о подобных вещах, нас в первую очередь должна интересовать их желательность, а не эффективность или оправданность — если мы считаем, что убивать людей плохо и нельзя, то последнее, что нас интересует — является ли убийство эффективным способом достижения цели
(а даже если и является, то это скорее довод против, чем за)
avatar
а) вся социальная сфера является продолжением либо биологии (точнее, генетики и этологии), либо экологии (в случае людей называемой экономикой).
б) это сложный и важный вопрос, проходящий красной нитью через всю книгу. В двух словах, и «желательность», и «эффективность» невозможно обсуждать абстрактно, не спросив себя «желательно для чего?» и «эффективно в чем?»

Если мы говорим об действенном половом отборе, надежных механизмах элиминации слабовредных мутаций и ускорении *биологической* эволюции человека, то естественное гендерное поведение человека и эффективно, и полезно. Если же мы говорим о создании и/или сохранении современной урбанистической цивилизации и культуры, то по крайней мере некоторые его аспекты нежелательны или даже опасны.
avatar
вся социальная сфера является продолжением либо биологии (точнее, генетики и этологии), либо экологии (в случае людей называемой экономикой).
Это, мягко говоря, неверно.
avatar
Я так не считаю. «Какие Ваши доказательства?»©
avatar
Простой вопрос. У любой войны можно найти экономические причины — это несомненно. Но много ли ты можешь назвать войн, начатых народами, вышедшими из варварства (то есть не берём всяких викингов и монголов), где инициаторы этих войн открыто декларировали бы, что целью войны является грабёж, мародёрство и насилие? Иными словами, если людей пытаются мотивировать к чему-либо, взывая к внеэкономическим мотивациям, не означает ли это, что внеэкономические мотивации действеннее экономических?
avatar
Так нас интересуют реальные причины событий, а не то, как их участники впоследствии рационализируют (или, если Вам угодно, оправдывают) свои поступки. Но если Вам так угодно, Крестовые походы (см. знаменитую речь Урбана II), Тридцатилетняя война (Симплициссимус подтвердит), завоевания конкистадоров (Берналь Диас не даст соврать), разграбление Рима взбунтовавшимися наемниками в 1527 г., подавляющее большинство акций пиратов и казаков.
avatar
реальные причины событий, а не то, как их участники впоследствии рационализируют (или, если Вам угодно, оправдывают) свои поступки.
А у нас других причин и нет! Вот кто может залезть в голову к Наполеону и сказать, зачем он полез в Россию?
Крестовые походы (см. знаменитую речь Урбана II
«Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов»?
Тридцатилетняя война (Симплициссимус подтвердит)
Хм. Вопрос был вообще-то задан про «инициаторов этих войн». А мне приводят в пример литературного персонажа?
завоевания конкистадоров (Берналь Диас не даст соврать)
*вкрадчиво* А почему не сам Эрнан Кортес?
разграбление Рима взбунтовавшимися наемниками в 1527 г., подавляющее большинство акций пиратов и казаков.
Наёмники и бандиты (каковыми являлись пираты и казаки) — это отдельная история.

То есть один (Папа Урбан) валидный пример за несколько столетий? Серьёзно, ты правда думаешь, что я вообще не знаю о существовании мародёрства как явления?

Хорошо. Сузим круг. Сколько таких войн можно назвать с того момента, как армии стали комплектоваться рекрутами? То есть где-то в последние триста лет? Хотя можно и Столетнюю Войну вспомнить.
Почему я настолько сужаю круг? А потому, что я хочу подвести вот к какому вопросу. Почему внеэкономическими причинами нужно было мотивировать именно самые массовые армии? Да, появление этих армий было вызвано именно экономическими (и технологическими) причинами, но почему в их случае работала именно внеэкономическая мотивация? При том что именно именно у солдат этих массовых армий был самый большой шанс погибнуть в бою — у фузилёра в плотном строю под ружейным или даже пушечным огнём шансов выжить куда меньше, чем у закованного в железо рыцаря, когда вершиной оружейного дела является арбалет. При том, что это не были какие-то исключительные фанатики: они превосходили числом тех, кто рисковал меньше всего, а получить мог больше всего, на порядок или несколько. При том, что рекрутёры отнюдь не отбирали каких-то наиболее отмороженных!
Собственно, если свести мой вопрос к одному предложению: почему именно внеэкономические и внебиологические причины заставляют массы людей переступить через самый что ни на есть основной инстинкт — инстинкт самосохранения?
avatar
Вот кто может залезть в голову к Наполеону и сказать, зачем он полез в Россию?
А смысл? Я не думаю, что у Наполеона был выбор.
«Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов»?
Не-а, «Земля эта, которую вы населяете, сдавлена отовсюду горами и морем, она стеснена вашей многочисленностью и едва прокармливает тех, кто её обрабатывает.»
А мне приводят в пример литературного персонажа?
Это автобиографический персонаж, совпадающий с автором в молодости процентов на 80.
*вкрадчиво* А почему не сам Эрнан Кортес?
Потому что я не читал дневников Кортеса. Диас же в своем литературно обработанном дневнике неоднократно и прямым текстом пишет «мы воевали ради наживы», смакует сцены дележа добычи, с негодованием описывает моменты, когда Кортес кидал своих соратников на бабки, etc, etc.
Сколько таких войн можно назвать с того момента, как армии стали комплектоваться рекрутами?
Встречный вопрос: как часто рядовому рабочему достается вся прибыль от его труда с тех пор, как появились мануфактуры?
Почему внеэкономическими причинами нужно было мотивировать именно самые массовые армии?
Потому, что их слишком сложно мотивировать экономически. Ни одна современная страна не сможет постоянно содержать 100000 профессиональных наемников и мародеров, вооруженных огнестрельным оружием.
… почему именно внеэкономические и внебиологические причины заставляют массы людей переступить через самый что ни на есть основной инстинкт — инстинкт самосохранения?
Во-первых, инстинкт самосохранения — не «основной», и даже не самый сильный из инстинктов человека. Как насчет инстинктивного стремления поднять свой социальный статус, в той или иной мере характерного для всех мужчин, и к тому же многократно усиленного культурными установками? Как насчет инстинктивного стремления оставить максимум потомков, хорошо коррелирующего с военным насилием (кстати, вопросу мотивирующей роли сексуального насилия на войне в книге посвящена целая глава, где, в частности, приводится любопытная статистика по оккупации Бангладеш Пакистаном в 1971). Как насчет любопытства (между прочим, важнейший инстинкт всех высших млекопитающих, часто заставляющих их забить в том числе и на самосохранение)?
avatar
Как насчет инстинктивного стремления поднять свой социальный статус, в той или иной мере характерного для всех мужчин, и к тому же многократно усиленного культурными установками? Как насчет инстинктивного стремления оставить максимум потомков, хорошо коррелирующего с военным насилием (кстати, вопросу мотивирующей роли сексуального насилия на войне в книге посвящена целая глава, где, в частности, приводится любопытная статистика по оккупации Бангладеш Пакистаном в 1971). Как насчет любопытства (между прочим, важнейший инстинкт всех высших млекопитающих, часто заставляющих их забить в том числе и на самосохранение)?
Вот здесь я считаю дальнейшую дискуссию бессмысленной. Потому что это всё равно что спорить с убеждённым адептом теории Фрейда, которая сводит всё к хуям, и которая, как показал нелюбимый мною Поппер, объясняет всё, и нет никакого факта, который мог бы противоречить этой теории, и неважно, сколько сов для этого придётся натянуть на глобус.
avatar
Так, стоп. Я сказал, что поведение человека не сводится только к инстинкту самосохранения и что в определенных условиях другие инстинкты или их комбианции могут оказаться сильнее одного только инстинкта самосохранения. Где конкретно я сделал нефальсифицируемое утверждение, обратился к фрэйдизму или натянул сову на глобус?
avatar
Где конкретно я сделал нефальсифицируемое утверждение, обратился к фрэйдизму или натянул сову на глобус?
Нефальсифицируемое утверждение — вот здесь:
вся социальная сфера является продолжением либо биологии (точнее, генетики и этологии), либо экологии (в случае людей называемой экономикой).
А натягивание совы на глобус началось тогда, когда ты начал сводить все мотивации для солдат массовых армий к базовым инстинктам вроде стремления повысить свой социальный статус (кстати, вы сами проговорились про "культурные установки", "многократно усиливающие" это желание), произвести потомство или удовлетворить своё любопытство.
avatar
Нефальсифицируемое утверждение — вот здесь:
Для его фальсификации достаточно привести единственный пример социального явления, не имеющего биологической или экономической основы.
натягивание совы на глобус началось тогда, когда ты начал сводить все мотивации для солдат массовых армий к базовым инстинктам
Странно, я этого не заметил. По-моему, я всего-лишь предположил, что эти (и масса других) базовые инстинкты вместе могут влиять на мотивацию человека не меньше, чем один-единственный инстинкт самосохранения. Кстати, Риддли приводит пример ныне живущего народа, воюющего исключительно из-за женщин безо всякой экономической или идеологической подоплеки.
вы сами проговорились про «культурные установки», «многократно усиливающие» это желание
Это, кстати, тоже одна из основных идей книги. Если коротко, в случае человека вообще очень сложно разделить биологическое и культурное: во всяком случае, автор приводит как примеры культурных (как считается) явлений, имеющих чисто биологическую природу (например, разные механизмы обработки речи или разное восприятие пространства у мужчин и у женщин, оказывающие непосредственное влияние на социальные роли), так и примеры чисто биологических (как считается) явлений, с высокой вероятностью имеющих культурную природу (например, мужская гомосексуальность или т.н. «эффект вернувшихся солдат»).
avatar
Достаточно взять два противоположных стереотипных поведения, развившихся в сходных био и экономических условиях. В связи с разнообразием человеческих культур это сделать несложно. Можете, например, раскидать культуры по их отношению к гомосексуализму, и сами всё понять.
avatar
Достаточно взять два противоположных стереотипных поведения, развившихся в сходных био и экономических условиях.
Идея интересная. Пример предложить можете?
avatar
Вот кто может залезть в голову к Наполеону и сказать, зачем он полез в Россию?
А не надо никуда залезать. Обычное стремление самца бабуина человека к доминантности.
avatar
про а) Вантала уже достаточно хорошо выступает, не вижу пока, чтобы я мог добавить
а, знаю что
продадите мне свою анальную девственность за 100 рублей? обещаю конфидециальность, на случай, если вы скажете мне, что публичные сведения об этом могут уменьшить ваш доход
если не продадите, то почему? это же 100 рублей, разве есть что-то важное, кроме денег? ваша генетика не пострадает, а экономика только улучшится!
б)
Если мы говорим об действенном половом отборе, надежных механизмах элиминации слабовредных мутаций и ускорении *биологической* эволюции человека, то естественное гендерное поведение человека и эффективно, и полезно.
очень сомнительное утверждение, учитывая все, что мне известно, о вышеперечисленном
не говоря уже о том, что «во-первых, это некрасиво»
avatar
чтобы я мог добавить
а, знаю что
Без комментариев (благо, Ваше предложение не имеет отношения к обсуждаемой теме).
очень сомнительное утверждение
У Риддли описаны конкретные механизмы того, как оно реализуется на практике (правда, необходимо отметить, что в данном вопросе он, в отличии от меня, является оптимистом).
не говоря уже о том, что «во-первых, это некрасиво»
Уверяю Вас, для того, кто в теме, это представляется очень красивым;)
avatar
очень жаль, что вы оставили это без комментариев, потому что мне и правда неясно, что может остановить от этого человека с вашими взглядами, как вы их декларируете

У Риддли описаны конкретные механизмы того, как оно реализуется на практике
да я и сам представляю в целом, как из эволюции вытекают те или иные гендерные роли, этот вопрос хорошо освещен у Докинза, например
и представляя это, я понимаю следующее — во-первых «естественные» природные решения далеко не самые эффективные по сравнению с тем, что может быть, они лишь самые лучшие из того, что было возможно на тот момент
во-вторых, направление эволюции может и зачастую не совпадает с тем, чего хотим мы, как мыслящие существа
для меня это ставит под огромное сомнение и вопрос о эффективности и вопрос о пользе
avatar
мне и правда неясно, что может остановить от этого человека с вашими взглядами
Я считаю, что для меня такая сделка невыгодна.
во-первых «естественные» природные решения далеко не самые эффективные по сравнению с тем, что может быть, они лишь самые лучшие из того, что было возможно на тот момент
И на этот момент тоже (в рамках своего эволюционного предназначения) — более того, мне достаточно трудно представить ситуацию, в которой они стали бы неэффективными (опять же, в рамках своего эволюционного предназначения).
во-вторых, направление эволюции может и зачастую не совпадает с тем, чего хотим мы, как мыслящие существа
Собственно, это я и имел в виду, говоря о том, что вопрос «эффективности», «полезности» или «желательности» невозможно обсуждать абстрактно.
avatar
Я считаю, что для меня такая сделка невыгодна.
Почему?
(правда, необходимо отметить, что в данном вопросе он, в отличии от меня, является оптимистом).
*заинтересованно* А в чём это у него проявлялось?
avatar
Он считает, что вредные аспекты современной урбанистической культуры будут в краткосрочной перспективе элиминированы или хотя бы взяты под сознательный общественный контроль (подобно тому, как общество может в некоторых случаях взять под контроль вредные аспекты человеческой природы), а вызванные ими проблемы евгенического характера будут решены благодаря прогрессу медицины.
avatar
Я считаю, что для меня такая сделка невыгодна.
денег мало предлагаю? назовите свою цену, поторгуемся
И на этот момент тоже
лучшие — не значит эффективные, лучшие они по совокупности факторов
наш глаз со слепым пятном или нерв жирафа, тянущийся через всю шею, а потом обратно — это неэффективно, но ничего лучше природа предложить не могла
теперь же мы можем это изменить, хотя бы в плане социальных устоев, благо в этом плане человек достаточно гибок
Собственно, это я и имел в виду, говоря о том, что вопрос «эффективности», «полезности» или «желательности» невозможно обсуждать абстрактно.
эффективности и полезности — да, а желательности то почему? ну то есть нам необходимо задать желательность, если мы хотим говорить за полезность, но нам не нужно ничего сверх волевого решения, чтобы задать желательность (ну то есть тезис «я считаю желательным А» самодостаточен)
avatar
денег мало предлагаю? назовите свою цену, поторгуемся
Ваша левая рука и левый глаз. И, разумеется, при обязательном условии что Вы не будете пытаться отомстить мне с использованием государственных и общественных механизмов вроде полиции и суда.
наш глаз со слепым пятном или нерв жирафа, тянущийся через всю шею, а потом обратно — это неэффективно, но ничего лучше природа предложить не могла
Не самая хорошая аналогия, т.к. это достаточно простые системы с хорошо понятным нам принципом функционирования.
теперь же мы можем это изменить, хотя бы в плане социальных устоев, благо в этом плане человек достаточно гибок
Можем-то можем (в принципе, даже в плане биологических условий немного можем) — но вот только мы пока практически не понимаем, что именно нужно менять и к чему это приведет. Сходу можно назвать полдесятка социальных экспериментов, которые привели к совершенно неожиданным последствиям, часто прямо противоположным желаемым.
а желательности то почему?
Потому, что при современном уровне знаний мы не только не можем быть уверены в том, что предпринимаемые нами действия приведут к желаемому результату, но даже пока неспособны сформулировать желание, которое было бы чуть менее абстрактным, чем «хочу мира во всем мире».
avatar
Ваша левая рука и левый глаз.
Ты прикалываешься (что в данной ситуации равносильно «уходишь от ответа») или серьёзно?
avatar
Ты прикалываешься… или серьёзно?
Я собираюсь сделать из руки подсвечник, а глаз заспиртовать на память.
avatar
Я собираюсь сделать из руки подсвечник, а глаз заспиртовать на память.
Ну, что я могу сказать…

Я правильно тебя понял?
avatar
Ваша левая рука и левый глаз.
вы просто подменили один вопрос другим — какую экономическую ценность для вас несут мои глаз и рука? (кроме запретительной стоимости вашей анальной девственности)
но вот только мы пока практически не понимаем, что именно нужно менять и к чему это приведет.
предпринимаемые нами действия приведут к желаемому результату
вы все еще не улавливаете мой пойнт
изменения текущих гендерных стереотипов на иные могут иметь ценность сами по себе
я хочу, чтобы не было А, а было Б, и возможные последствия Б волнуют меня далеко не в первую очередь, по сравнению с тем, как придти к Б
avatar
какую экономическую ценность для вас несут мои глаз и рука?
Я преподнесу подсвечник из руки своему единомышленнику, укрепив этим даром связывающие нас обязательства, а глаз использую в переговорах с некоторыми из моих контрагентов.
вы все еще не улавливаете мой пойнт
Не улавливаю. Возможно, я сегодня устал и плохо соображаю, но мне непонятно сообщение вида «я хочу заменить А на Б, потому что Б имеет для меня самостоятельную ценность» — непонятно по крайней мере до тех пор, пока мне не объяснят, что есть «А», чем является «Б» и в чем заключается эта «самостоятельная ценность».
avatar
Я преподнесу подсвечник из руки своему единомышленнику, укрепив этим даром связывающие нас обязательства, а глаз использую в переговорах с некоторыми из моих контрагентов.
каков денежный эквивалент? и да, если окажется, что его нет, я присоединюсь к мнению Ванталы о том, что вы прекрасно понимаете, что именно тут ваша позиция дает сбой и старательно уходите от опасного места
непонятно по крайней мере до тех пор, пока мне не объяснят, что есть «А», чем является «Б» и в чем заключается эта «самостоятельная ценность».
странно, мне казалось, это простые выражения формальной логики, что ж тут непонятного? ну вставьте туда все, что угодно — я хочу заменить банановый хлеб на кокосовые сундуки, потому что кокосовые сундуки сами по себе ценны для меня и не нуждаются ни в какой дополнительной причине для этого
avatar
каков денежный эквивалент?

Тю. Ну а во сколько ты сам оцениваешь свой левый глаз и свою руку? ЛОЛ.
avatar
Если верить этой книге
Нашёл, чему верить.

Так это, значит, твой виртуал? :)
avatar
Можете оценить ее достоверность самостоятельно.
Мэтт Ридли. «Секс и эволюция человеческой природы». Эксмо, 2011.
Если владеете английским, лучше читать в оригинале, т.к. в русском издании очень плохая корректура.
Так это, значит, твой виртуал? :)
Значит, мой.
avatar
Значит, мой.
А, тьфу, блин…
комментарий был удален
Автор публикации запретил добавлять комментарии