Что есть стим-панк?

В связи с тем, что ответ на вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд, предлагаю пообщаться на данную тему.

На мой взгляд, core стим-панк может быть описан с помощью двух (всего!) критериев.
1) Паровые технологии, как двигатель прогресса,
2) Социальный конфликт между классами,

Корсеты и пистолеты по желанию.
Таким образом стимпанк может быть даже арабским и с точки зрения жанра все будет ок.


77 комментариев

avatar
И мамзелю поставил, которая первой увидеденной мною фото. Мамзелю одобряю ибо викториан.
avatar
Вот опять оно на фото — то, что я в стимпанке не вижу. Стимпанк — это функционал, а не обмазаться клеем, а потом обсыпаться шестернями и часами.
Трубы, дым, неприкрытые механизмы, детский труд на заводах (бгг). Функционал пересиливает утонченную ренессанскую красоту, создавая свою собственную, отчасти брутальную эстетику.
Больше чумазых тян в мешковатой рабочей одежде, меньше белокожих мазелей в корсетах.
Выше личное мнение, конечно же.
avatar
Она компаньенка)))
avatar
Больше чумазых тян в мешковатой рабочей одежде, меньше белокожих мазелей в корсетах.
Социальный конфликт между классами.
Количественное отношение одних к другим определяется социальной стратой, которую мы рассматриваем. Среди элиты и субэлиты (в случае стимпанка это богема + малочисленная техническая интеллегенция) будут таки преобладать мамзели в корсетах.
avatar
Что могут носить мужчины, могут и женщины Даже в моделировании одежды, когда голос суфражисток был слаб. Тут видел какойто фильм про юнга и там был паровой вибратор. Огромный аппарат с цилидром и виде пистолета
avatar
Затея провалится по той же самой причине, по какой провалился паровой пулемет — ждать закипания воды слишком долго.
Решение — заводной вибратор, на пружинке и ключике — быстро и безопасно.
avatar
Ну… пулемет-то может и провалился, но вибратор существовал и активно применялся в медицинских целях для лечения женской истерии. В кабинете у доктора, ради драгоценного здоровья можно и подождать, пока водичка-то нагреется.
avatar
Что могут носить мужчины, могут и женщины
Учитывая запредельный уровень ханжества, в общем характерный для эпох, когда последствия промышленной революции вылиливаются в социальные проблемы, мужскую рабочую одежду смогут носить только женщины из самых низших социальных страт. Остальных тупо сожрет общественное мнение.
Даже в моделировании одежды, когда голос суфражисток был слаб.
ИРЛ в околостимпанковскую эпоху опасные суфражистки сидели по тюрьмам и дуркам, безобидные выстебывались и чернились газетами до нелепости, а умные занимались более серьезными вещами, нежели различия в одежде.
Тут видел какойто фильм про юнга и там был паровой вибратор.
Затея провалится по той же самой причине, по какой провалился паровой пулемет
Паровые вибраторы существовали в виде опытных образцов (я лично видел фотки), но не получили распространения в силу того, что к моменту, когда общество в массе осознало, ЗАЧЕМ они вообще нужны, уже существовало массовое производство электрических вибраторов, с которыми паровые, естественно, не могли конкурировать.
avatar
У мамзели не женская шляпа, вот в чем фэйл. Женские цилиндры малость другие, но опять же их за 20 фунтов не купишь, это надо на винтажный рыночек идти.
Что касается корсетов то они получили широкое распространение не только в высших классах общества, но и в среднем классе тоже.
А вот про рабочих тян в мешковатой одежде — сразу забудьте. Женский труд на производстве это завоевание Октября.
avatar
А незаконный женский труд тян в мешковатой одежде на подпольном производстве? Или такого никогда не было?
avatar
Женщины викторианской эпохи работали на простых производствах. Например, на производстве спичек, но на завод бы их никто не пустил.
avatar
Если вспомнить, как делались спички в викторианскую эпоху, я бы не назвал это производство таким уж простым. ) Кстати, если мне не изменяет память, то оным производством долгое время занимались не фабрики, а аптеки.
avatar
Got it.
avatar
Например, на производстве спичек
Уже безопасных или еще фосфорных?
avatar
Вполне себе женщины работали шахтах и на сортировке угля.
Чумазее некуда :)
avatar
Это не квалифицированная работа. Пролетарий же всегда обладает квалификацией.
avatar
А вы поменьше подменяйте выражение «чумазая тян в мешковатой рабочей одежде» понятием «квалифицированный пролетарий».
avatar
чумазая тян в мешковатой рабочей одежде — может быть только пролетарием.
Другие классы общества не имели рабочей одежды вообще. Они ходили в том, что у них было.
avatar
Внезапно, понятия «рабочая одежда» и «спецодежда» тоже не тождественны. Я вот смотрю на фото группы теток с шахты — их шмотки отличаются друг от друга по большей частью застиранностью.
avatar
Фотку покажи. Или ссылку дай.
avatar
avatar
Они из какой страны?
avatar
Гугл считает, что эти дамы из Pemberton colliery, Wigan, Lancashire.
Вот еще:
avatar
А год какой?
avatar
Первое фото — 1913, второе не знаю, скорее всего 1905-1906. Чтобы поставить точку в этом диалоге:


1906 год. Английским по белому — слева «в рабочей одежде», справа — «в обычной». То есть ни о каком «надевали что было и все» речь не идет.
avatar
1913 год это уже не Викторианская эпоха. Классическая Викторианская эпоха это с 1860 по 1890, примерно.
avatar
Однако стимпанк подразумевает ПОСТвикторианскую эпоху ИМХО.
avatar
Удалил.
avatar
По теме- стимпанк для меня это викторианская эпоха с реальными работающими прототипами и фантастический хайтек на основе паровых технологий и машины бебиджа и прочих достижений второй половины 19 века. Это можно развить в концексте будущего- метрополис или войнф миров — сурсбук викторианы. это стим часть. Теперь панк. Классовая борьба, расслоение общества и для кучи лихие жюльверн капитаны
avatar
В целом согласен с этим определением. Как уже говорил, в произведении должны присутствовать обе составляющие: «стим» — как технологии и «панк» — как социальное устройство общества.

Могу лишь добавить, что одного лишь классового различия для выражения второй составляющей мало. Если вспомнить все ту же «Машину различий», в ней была масса деталей, делающих жанр уникальным:
— Власть лордов-инженеров (своеобразная ноократия);
— Вера в технический прогресс и грядущее светлое будущее, построенное машинами;
— Все это на фоне жестокой и грязной настоящей действительности.
Однако я не возьмусь утверждать, что именно эти детали являются строго обязательными для каждого стимпанковского произведения.
avatar
Где тогда пролегает грань между стим и клок-панком. Паровая машина это ведь изобретение XVIII века, а вовсе не викторианской эпохи.
avatar
Погоди, я не оспариваю выдвинутые тобой критерии ни в коей мере. Скорее дополняю их. Грань все та же: в клок-панке движущей силой технологического прогресса выступают всевозможные часовые механизмы. В стимпанке — паровой двигатель.
Различия, порожденные этими факторами весьма значительны. В стиме появляются фабрики, заводы, замена человеческого труда машинным, меняется мировоззрение. В клоке всего этого ещё нет.
Кроме того, устройство общества в XVIII веке и второй половине XIX тоже значительно отличается.
avatar
В клоке это может бытьтолько безумный ньютон механик, работающий на мнстных либертенов
avatar
Кстати, внезапно вспомнил, что клокпанк — это обычно не XVIII век, а все-таки эпоха Возрождения. Так что никаких Ньбтонов, скорее Да Винчи.
Это если верить словарям и вики, конечно. Мой собственный опыт в вопросе именно клокпанка невелик, и сформулировать критерии этого жанра было бы интересно.
avatar
Стим в XVIII веке не возможен по причине малого распространения паровых машин и недостаточного количества пролетариата в городах. Конфликт крестьян, мелких буржуев и аристократов характерен опять же для клок-панка. Считаю, что клок-панк кончился с началом Великой Французской Революции.
avatar
Хм, с границей согласен, но тогда получается временной интервал, который может соответствовать клокпанку получается просто огромным: с Возрождения до Революции.
Это значит, что критерии жанра в виде как чисто антуражных элементов так и устройства общества, могут быть самыми разными.
avatar
Ну почему же. За точку старта клок-панка можно считать год краха Ломбардских банковских домов. Или, например, год рождения Леонардо. То есть конец 13-го, первая половина 14-го века. А до этого времени у нас работает миддльпанк.
avatar
Верно. Но я имею в виду то, что на стимпанк у нас приходится чуть более полувека. Общество и внешний антураж за этот период менялось не слишком сильно, чтобы нельзя было выделить своего рода канонический строй и элементы внешнего стиля.
На клокпанк же при таких раскладах у нас приходится четыре века. За этот период успели несколько раз смениться взгляды на устройство общества, мода, культура и т.д. Так что же из всего того, что творилось на протяжении этих веков можно назвать каноном клокпанка?
avatar
Широкое распространение огнестрельного оружия.
Развал единого рынка средиземноморской торговли.
Глобальные войны (Тридцатилетняя, например)
Конфликт между третьим и первым сословием.
avatar
С таким огромным интервалом, который охватывает этот жанр между клокпанком и стимпанком напрашивается ещё какой-нибудь -панк, но я не вижу ни одной технологии, которая могла бы создать вокруг себя соотвествующую нишу.
avatar
Тут надо смотреть на труды ученых той эпохи. Технология может быть совершенно фантастичной. Например, машина работающая на теплороде.
avatar
Повторюсь:
Согласен с определениями выше.
Добавлю.
1. Европейский антураж 19- нач. 20 веков. Реже — Америка 19 века.
2. Детектив как основной жанр повествования.
avatar
Не согласен с обоими пунктами.
1. Чаще всего — да, но почему это требование должно быть строго обязательным для каждого произведения жанра? Разве «арабский» или «японский» стимпанк были бы не интересны, и антураж лишал бы их принадлежности к этому направлению ретрофанатисики? Разумеется, при условии соблюдения вышеозначенных условий.
2. «Машина различий» не является детективом, «Стимпанк» (как минимум, две из трех повестей сборника) Пола Ди Филиппо — тоже. Это самые знаковые и каноничные произведения жанра, от которых он берет свое начало. Если вспомнить более поздних авторов, Мьевилль и Вестерфельд тоже писали не детективы. Откуда взялся этот критерий?
avatar
Сложно сказать.
1. Плохо представляю Арабский стимпанк. Паровая машина тянет за собой плеяду ученых которые с ней работаю, а на востоке в 19 веке с этим было не всё хорошо.

2. Частично уел, согласен.
Я поправлюсь — детектив и приключения.
У Мьевилла, всё же, есть детективные элементы.
avatar
Мимокрокодил: зато в Средние века на арабском Востоке с учёными было лучше, чем в Европе. ЕМНИП, в GURPS Infinite Worlds была описана альтернативная Земли, где научно-техническая революция была совершена в Багдадском халифате, но тут я не помню деталей.
avatar
С тем, что средневековая наука процветала на востоке никто не спорит. Но к 19 веку эти достижения были нивелированы.

«Альтернатива» подразумевает под собой еще не просто достижения науки. Для этого необходима база — университеты, коллегии, какая-никакая гласность, какая-никакая публицистика и библиотеки, отсутствие теократии…
avatar
ЕМНИП, давно и не помню-в-какой-компьютерной-игре я видел позднесредневековых таджиков, эмигрировавших в к эльфам Волшебную Страну, а затем построивших там стимпанк с дирижаблями на паровом ходу.
avatar
В реальном мире это невозможно, потому что Аль Газали отрицает факт наличия причинно-следственной связи в природе. Как следствие, нормальная наука в объективном исламе невозможна. В качестве иллюстрации, в 80-ых годах 20-го века Пакистанское TV было вынуждено (из-за доктрины) Аль Газали закрыть прогноз погоды.
Для победы стим-панка на арабском востоке нужен кардинально иной ислам. Хотя бы без школы суфизма.
avatar
Причем тут «уел»? Мне правда интересно услышать примеры. Я большой фанат обоих жанров, но годный детективный стимпанк встречаю крайне редко. Вот так навскидку мне только пеховский «Пересмешник» в голову и приходит. У того же Мьевилля детективных элементов смехотворно мало, чтобы с чистой совестью отнести его к этому жанру.
avatar
Годный стимпанк? «Хрустальные книги пожирателей снов», Гордон Далкивст. Слегка затянуто, но очень хорошо.
avatar
Первая книга — викторианские слаанешиты, вторая с проблесками уже Нургла, имхо. В целом, мне книги понравились, на третью уже наложил лапки на языке оригинала, но пока не успеваю прочитать.
НО — я бы ни в коем случае не назвал эти приключения детективом. Если честно, я бы и стимпанком это не назвал.
avatar
Третья уже есть в оригинале?

Вторая же — кхорн.
avatar
The Chemickal Marriage. Ещё в 2012-ом написана же. Можно и в бумаге заказать, и на гуглокнигах приобрести, и даже нахаляву в сети почитать, но на русском пока нет.
avatar
Спасибо, Мистер Гаррет.

Киберпанк мне мыслится как жанр научной фантастике, где реализация героя возможна через его бытие отбросом (панком) выключенным из всецело автоматизированной системы (кибернетической). Герой киберпанка решает задачу жизни в качестве отброса как жизненно-практическую необходимость, чтобы и быть героем.

Я полагал, что все остальные определения -панков, как жанров надо давать таким же образом.

Я подобрался к определению дизельпанка. Я полагаю, что герои дизельпанка — это люди реализующие себя как герои, в мире где «один, уже давно, в поле не воин», а им — удаётся. То есть в мире, пережившем минимум одну мировую войну, где всё решали не герои во главе рыцарских ратей, а пехота гибла десятками тысяч в бессмысленных манёврах, этим людям удаётся возвыситься над «окопами» и реализовать себя как героев жанра. При этом дизельный двигатель — это вещь, которая в купе с фантазией способна создать любой «меч эскалибур» для такого героя. Чаще всего этим мечом оказываются самолёты. Такими героями я виду Чкалова или Амелию Эрхарт.

Такие размышления. Но скомпоновать это в единое определение, как с киберпанком, пока не могу.

Для стимпанка, как жанра, мысль вообще не двигалась.

Теперь же, с твоей помощью, можно представить что стимпанк — это жанр в котором герой реализуется на стыке классового конфликта, а конфликт порождён в том числе и начавшейся машинизацией.

Для остального мыслей нет.

Если же паровые дирижабли есть, дизельные роботы есть, кибердеки и отрицаемые агенты есть, а вот означенного выше жанрового наполнения нет, то, на мой взгляд, рассматривать кибер-, дизель-, стим- и любой другой панк (вот бы и им определения) как жанр нельзя. Можно рассматривать их как антураж или же стиль для использования с другим жанром (нуар, боевик, детектив, роад муви и т.п.).
avatar
вот означенного выше жанрового наполнения нет
Не согласен. Если на стене висит ружье — оно должно выстрелить.
Если есть секретные агенты, должно быть распутывание секретов (детектив).
Если есть серьезные соц.противоречия — должно быть и экшену.
avatar
Естественно. Но, как видно, я определил жанр всех этих -панков только лишь через ситуацию, в которой возникает «главный герой». А детективом он будет или солдатом, или героем-лётчиком — вопрос другой.

Мультижанровость поддерживается :)
avatar
Под твое определение Franz попадет вот этот герой нуклеарпанка.
Один против всего мира.



Вообще, мысль интересная, надо бы ее обдумать.
avatar
Охота за Красным Октябрем. Надо пересмотреть
avatar
Лучше перечитай. В разы больше удовольствия получишь.
avatar
Кстати, стим-Россия в Европейский антураж попадает, или это отдельная сущность и отдельный жанр?
avatar
В сибирском цирюрлике была супермашина для рубки леса. Думаю надо сделать в игре про сибирь местных кулибиных
avatar
Вообще — спорно. Я бы сказал попадает, ибо и наука и промышленность в начале века у нас была совсем не то что бы плохой (её подтянули после проигрыша Америке во второй хлебной войне).

Тут вопрос к панку. В РИ была потрясающая вертикальная мобильность. Даже лучше, чем в некоторых европейских странах.
avatar
Кстати, про миддльпанк. Учитывая популярность Banner Saga и абсолютно не историчного сериала Викинги, я бы выделил еще Викинг-панк. Это где берсерчьи мужики плавают на драккарах и всех убивают. Основной социальный конфликт — обделенные богатством викинги против богатых заморских феодалов.
avatar
Все, понял это будет ермакпанк. Суровые руские мужики против жирных ханов
avatar
Разве викинги и оные феодалы не в разных социумах, так сказать? Скорей актуальней будет конфликт именно викингов, которые грабят, жгут церкви и всячески панкуют, и уже принявшего католицизм совсем не заморского короля.
avatar
Викинги начали свои рейды, когда короли запада были православными.
Конфликтовать можно как с заморскими феодалами, так и со своими, что хорошо показано в сериале Vikings, в рамках которого Рагнар охотнее месит своих, чем чужих.
avatar
Ничего не скажу за сериал (как-то не стал смотреть, наслушавшись рецензий), но разве свалить куда-то и пограбить это привнесёт панк-составляющую? Вот внутренний религиозно-сословный конфликт вольных крестьян-язычников, которые решили порейдить, и королевской католической дружины уже может привнести что-то панковое. Особенно если довести тут католицизм до тоталитарного гротеска.
avatar
Да не было там католицизма, народ. Викинг-эпик пришелся на время, когда церковь, условно, была едина.

Думается мне, что обитателей Англии и Франции викинги долго всерьез не воспринимали. Во всяком случае до тех пор, пока не столкнулись с франкской кавалерией.
avatar
Сдаётся мне, что тут надо сказать о большой разнице между викингами и скандинавами… А то единая церковь в 9-11 веках…
avatar
Что ты делаешь, Гаррет, прекрати!

Теперь мой внутренний зануда заставит меня ставить плюсы твоему внутреннему зануде.
avatar
avatar
Девочки в центре это глэм-викинг-панк.
avatar
глэм? а еще есть либерпанк
avatar
Либерпанк — крайне интригует, но когда смотришь на авторов становится очень грустно.
avatar
конечно грустно. либерпанк это власть одного процента капитализма. Можно сказать реального мира
avatar
конечно грустно. либерпанк это власть одного процента капитализма. Можно сказать реального мира

? Я вообще-то имел ввиду, что авторы либрпанка в 99% случаях отвратительно пишут или не в ладах с чувством меры.
avatar
В жанре либерпанка творил даже небезызвестный Джек Чик [тыц].
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.