DnD 5. История знакомства. Избранный враг - Волшебники, Избранная местность - Побережье.

Ещё вчера я думал что хочу пойти по порядку, и пройти книгу от корки до корки разбирая каждый мелкий косяк о который буду спотыкаться перечитывая книгу игрока. Но затем решил — лучше начать с чего-то глобального, чего-то что портит мне кровь с момента как только я первый раз прочитал книгу игрока. Разбор будет не прям чтобы полный, но мне главное передать мои общие мысли. И сегодня я перемою косточки самому плохо сдизайненому классу в 5й редакции — следопыту.

Следопыты





Итак начнем по порядку. Следопыт это класс из линейки Воин-Следопыт-Паладин, 1к10 хитов — ориентирован больше на бой, но с доступом к магии со своими специфическими следопытскими заклинаниями. У него как обычно есть распространенный (ловкость) и не распространенный (сила) спабросок и дополнительный скилл. И на первый взгляд все выглядит нормально. Пока мы не начинаем погружаться.


На первом уровне нам предлагают выбрать Избранную местность (Natural Explorer), одну из восьми при этом без местности Urban и Sea. На броски Интеллекта (то есть знаний) и мудрости (а тут выживания и восприятия, так как проницательность и медицина без совы с глобусом и доброго мастера не связаны с местностью) нам дается экспертиза. Все замечательно только вот тот же плут, который чуть менее хлипкий аналог следопыта получает эспертизу безусловно. При этом Трудную местность игнорируем только для путешествий, скрытное перемещение на полной скорости в партийной игре практически лишнее, особенно путешествие более часа, ну а понять количество врагов по следам… А это точно выживанием, расследованием, или восприятием нельзя сделать?

На 6 и 10 уровнях получаем дополнительные земли итого максимум 3 из 8.


Второй навык получаемый на первом уровне Избранный враг. Мы выбираем один из 13 видов или 2 подвида гуманоида! И делаем это также дополнительный раз на 6 и 14 уровнях. И все что мы за это получаем это суммарно 3 языка (кто вообще заморачивается с языками настолько что это будет критически важно?) и преимущество на броски выживания для выслеживания этих врагов или проверки знания о них!

Суммарно: Следопыт не получает на первом уровня никаких, абсолютно никаких, боевых умений за пределами своего стат-блока. Все что он получает это более чем условные бонусы против специфичных врагов и в специфичной местности, которые требуют либо мастеру спойлерить приключения, либо подстраиваться под игрока, либо игрока страдать потому что он специалист по гнолам и джунглям а модуле про гигантов в пустыне.

Для сравнения на первом уровне другие классы получают: Скрытную атаку, Боевой стиль, Наложение рук, Ярость или как минимум пачку кантрипов не уступающих в функциональности.

Уровень второй
На этом уровне следопыт наконец-то получает боевой стиль и магию и может хотя бы немного вздохнуть спокойно, теперь он не явлется просто плохим воином/плутом, он теперь следопыт!

И он страдает.
Дело в том что у следопыта довольно мало ячеек и подготовленных заклинаний, из-за чего практически нет возможности набирать «утилитарных» способностей. Но есть среди всего перечня магии у него заклинание одно, которое является сигнатурным для следопыта

Вот он, источник ДПС а следопыта! Это же как сника только на любое оружие!
Вот только — нет.

Метка отлично раскрывается вместе с боем двумя оружиями — но её использование тратит бонусное действие. Так она к тому же ещё и концентрацией обладает а значить любой рандомный стук по следопыту может сорвать её.
Может быть она хорошо годится для стрелкового следопыта? Но тогда по урону следопыт не то чтобы опережает плута или воина. Да и знаете ли выслеживать цель может быть конечно интересно вот только сначала нужно её увидеть в 90 футах от себя.

Другие заклинания следопыта я перечислять не буду — обладают они практически теми же самыми минусами. Причем шутка в том что метка следопыта, отчасти уступает проклятью чернокнижника! Так как чернокнижник в последствии може делать по 4ре атаки в ход своими ебластами, а вот у следопыта лапки.

И казалось бы — почему бы не убрать концентрацию с этого заклинания? ведь те самые волшебники из заголовка даже выкатывали UA с таким изменением, но… Видимо они испугались что следопыт станет какой-то имбой шатающей оркуса на первый ход.

Третий Уровень
Субклассы отдельно рассматривать я не хочу, их довольно много, но я лишь отмечу — оснвоные боевые заклинания следопыта — бонусные действия, и усиления от субклассов тоже требуют бонусных действий. Фактически следопыт это тот класс у которого бонусных действий всегда не хватает и иногда хочется сделать действием бонусное действие — но нельзя. И это будет отдельной темой для разговора. А пока примечания что например бистмастер следопыт долгое время был инвалидом с коляской в виде ручного зверя. А фейвальдскому следопыту фактически необходимо играть через два оружия и атаку в мультицель, иначе вы опять же проигрываете по потенциальному урону всем конкурентам.


Ну и казалось бы, мы получаем серьезное боевое усиление на 3м уровне, и что может мне не нравится в лорной способности даваемой для отыгрыша?
Так вот, во первых у следопыта нет ячеек чтобы ВОТ ТАК их тратить. Во вторых радиус миля — это действительно очень мало. И наконец. Что толку знать есть ли поблизости от тебя например дракон, если ты не знаешь даже в какой он стороне? Честно говоря, мне эта способность кажется ещё более бесполезной чем те что получаются на первом уровне.

6й уровень
Следопыт получает буквально НИ ЧЕ ГО. Он не получает новых ячеек или нового заклинания, он не получает увеличение профишенси бонуса, он не получает ASI. Он усиливает (в два раза блин!) топ2 и топ3 бесполлезных способностей.

8й Уровень

Нет, это не плохая способность, но у меня действительно возникает вопрос — почему так поздно? Неужели игнорирование сложнопроходимой местности это настолько сильная способность что только редкий следопыт ею овладеет? Как говорится — дорога ложка к обеду.

10й Уровень

Быстрый камуфляж за 1 минуту это конечно хорошо. Но почем этот маск.халат не позволяет двигаться? И опять же возможно это способности нашлось бы применение, однако выдается она аж на 10м уровне! Для сравнения воину в этот момент уже доступен переброс спасброска, плуту уменьшение урона в 2 раза, а у варвара есть преимущество на проверку инициативы

Я не буду разбирать дальше по уровням лишь отмечу, что на 20м уровне у каждого класса есть своя фишка, у воина это 3я экстра атака, у паладина завершение его пути клятвы, варвар получает усиление статов выводящее его зща пределы даже героического смертного.

Следопыт же получает дополнительный урон против своих 3х избранных врагов, с ограничением раз в ход. И хорошо если к этому моменту у него будет 20 мудрости чтобы этот урон был +5.

НО ПОГОДИ ЭРФАР
Да а теперь я рассмотрю что там вышло в Таше, УА и дам на это краткое ревью.

Замена избранному врагу. Я скажу что это лучше чем ничего. Это дейтсивтельно хорошая замена… Была бы! Если бы не ограничение. 2 Врага в день на первом уровне, это ничтожно мало. Опыт подсказывает что мало по какому врагу на этих уровнях в принципе нужно будет бить 2 раунда. А ведь тут есть ещё ограничение на то что урон может пройти один раз в ход! Но будем снисходительны, предположим это даст нам 4к4 дополнительного урона в день если мы попадем каждый раз атакой. Волшебные стрелы например нанесут такой же урон гарантировано. И волшебник наколдует их дважды на том же уровне.

Однако какие варианты ещё рассматривали визарды?

Оп-па, дополнительный ход чисто для следопыта! Вот это было интересной сигнутрной способностью! Но затем мы вспоминаем что в этой игре есть мультикласс и понимаем что скорее для такой фишки брали бы не следопыта а мультиклассились в него.


С одной стороны выбор врагов становится хуже, с другой, можно взять как врага сразу же всех гуманоидов! И мы получаем дополнительный урон по врагу (прямо как 3,5 правда?) Казалось бы, почему не издать способность в таком виде в Таше? Ну наверное потому что это был бы банальный павер-крип и игроки в лигу были бы недовльны что у следопытов ПХБ+Таша просто подкручены циферки. А издать Эрратой… Маленькая инди компания в рабстве у Хасбро так не может.


А вот так выглядело изменение избранного врага до выпуска в Таше. И я считаю это самой правильной версией способности. Сигнатурное заклинание следопыта становится классовой абилкой. Реинджер может сражаться в ближнем бою не опасаясь что рандомный гоблин притупит его охотничий инстинкт. Боюсь эта версия также стала жертвой того что в 5й редакции существует мультикласс, и давать такую способность любому желающему за 1 уровень следопыта WotC не захотели решив переделать заклинание с способность и понерфив её в несколько раз.

На этом я пожалуй разбор следопыта окончу. Возможно со временем я доразбираю самый несчастный класс пятой редакции и мое отношение к тому что с ним делают WotC. Может быть проведу более детальное сравнение с другими классами, разберу субклассы. Сдую пыль с билдов рейнджера 4й редакции, сравню его с рейнджером в PF2e. Но сегодня я просто хотел указа насколько безидейным оказался один из классических ДнДшных классов в его итерации для 5й редакции.

22 комментария

avatar
То, что Следопыт м… «странный» говорили с самого начала тестов DnD Next.
Местами что-то поправили, но за класс обидно)
avatar
не пинал следопыта только ленивый))
avatar
То что это очевидно насколько он плохо сделан не означает что препарируя 5ку я должен обойти его стороной :) но не волнуйтесь, паладину например также достанется негодования.
avatar
Вообще, «если бы директором был я», то следопыта вообще пожалуй выкинул бы нафиг из пятёрки :-)
У него плохо с самостоятельным образом. Мастер навыков выживания — у нас уже есть мастер навыков, плут называется, и скаут из Занатара — отличный рейнджер. «Лёгкий боец» с луком или двумя саблями — что мешает его делать на воине? Стили боя у того нужные сейчас есть. Остаётся худо-бедно петовод — но его в пятёрке залажали как раз. И я бы его отдал в рамках редизайна файтеру — через него можно было бы делать всяких профнаездников-кавалеров в гипотетической пятёрке мечты
«Эксклюзивно-рейнджерскими» остаются только всякие странные фичи типа любимых врага и местности — но они просто плохо ложатся на дефолтный стиль приключений пятёрки пятёрки, когда куда послали — там и дерись. Ну огрызок кастовалки ещё, но она одной её мало. Eldritch knight но с друидскими а не визардовскими спелами?
avatar
Ну вообщето кастовалка реинджера имеет смысл… Правда для лор-барда который берет себя заклинания реинджера %)
avatar
и это кстати тоже проблема.
правда я ее для своих игр пофиксил взяв концепт уникальных спеллов для класса (Paradigm Conceptcs, Arcanis 5e), что позволяет паладинам наслаждаться тем что барды больше не будут иметь Circle of Power на 10м уровне.
avatar
У визардов есть проблемы с пониманием сути некоторых классов:
— варвар;
— рейнджер;
— варлок.
К примеру, как должен выгляееть паладин — они понимают и он получился хорош.

В обзорах Стоддарда по истории классов кстати очень хорошо прослеживается что у рейнджера с пониманием его места в экосистеме очень большие проблемы.
avatar
А что с Варлоком не так?
При том, что я не особо в ДнД играю, Варлок и Плут — мои любимые классы и в пятерке они показывают себя весьма недурно, даже в моих руках)
avatar
сликшом мощный элдритч бласт / что приводит к уменьшению остальных свойств при гейм дизайне и основное что делает варлок — пиу пиу.
Можно было и интереснее.
на реддите это в свое время хорошо разбирали.
avatar
А с варваром?
avatar
Нет _не магических варваров_ после баттлрейджера.
Как по мне — они у него опять потеряли фокус.
avatar
Паладин имеет свои минусы, которые он перенял у следопыта :)
avatar
пока лень спорить — напиши что-нибудь аргументированное и посмотрим.
мелкие нюансы паладина никак не связаны с проблемами рейнджера.
avatar
Да, следак в пятёрке слабоват. Вместе с тем мне очень хотелось бы выйти в каком-нить модуле следопытом — властелином роя, полуросликом-пасечником, который варит медовуху и заклинает духов пчёл. Чисто концептуально смотрелся бы прикольно )
avatar
?
avatar
По имени Мелисент, надо полагать? :)
avatar
Вопрос не столько в силе, сколько в том что часть его опций сильна, а остальная чуть менее чем бесполезна. Я когда-то считал в Экселе вроде как на 5 уровень постоянный урон следопыта был даже чуточку выше чем у других классов, но это не делает избранного врага и местность более полезными
avatar
у избранной местности — основная проблема в том что она не разнообразит геймплей — а полностью убирает геймплей.
лесной рейнджер убирает для пати практически все проблемы путешествия.
избранный враг — не является боевым навыком — это источник знаний и владения языками.
одна из основных проблем рейнджера как класса — отсутствие повышения урона на 11 уровне как у палки или файтера.

В целом — рейнджера пофиксить не проблема. Проблема сформулировать «что такое рейнджер и что он должен уметь».
avatar
На 11м уровне повышение урона реинджера в субклассе, например Мультиатака охотника
avatar
серьезно — если ты считаешь волей или веерную атаку хантера повышением урона — то тебе стоит поиграть рейнджером хантером и потом расскзать.
avatar
Экстра така — способнос тьпозволяющая наносить дополнительный урон
Мультиатака — способность позволяющая наносить дополнительный урон
Майти свортм — мпособность позволяюшая наносить дополнительный урон

Или вы вчера переопределили понятие «повышение урона» и не сообщили об этом, или простите но вы дяденька сами не понимаете о чем говорите
avatar
кому-то и копейка рубль
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.