Игроки и манчкины, короли и капуста
Соседний топик навел на простую и банальную до одури мысль. Зачем игрок делает суперкомпетентного персонажа и зачем мастер ему в этом препятствует?
Казалось бы все очевидно: игрок хочет манчкинить и вонзать, а мастер хочет не поломать игру ни себе ни другим игрокам. Но так ли все однозначно? И добиваются ли игрок и мастер того чего они хотят таким образом?
Я считаю, что ни фига.
У игрока формируется определенный шаблон. «В игре нужно выиграть -> нужно набрать всех мыслимых преимуществ -> нужно выбить их из мастера». И он действует так по этому шаблону постоянно. И все попытки мастера урезать, ограничить и запретить только поддерживают этот шаблон. И более того, успешно навешанные ограничения ведут к эксплоиту и абьюзу дыр в правилах и сюжете во время игры. А то и к просто неадекватному отыгрышу. Врага нужно прикончить и поскорее, наиболее эффективным образом — так прибьем того подозрительного барона прямо на приеме, мы же читали этот модуль и знаем что он злодей. Нужно мощное и эффективное оружие? Утащим из сокровищницы нанимателя! И так далее, и тому подобное.
Так вот, а может рвануть к чертям этот долбаный шаблон? Хочет эффективного персонажа — пускай! Вон, Экзальты есть. Знаете что самое забавное в манчкинах, играющих в Экзальтов? Они не знают что им делать. То есть их основная цель — стать суперкрутыми, а теперь они с самого начала суперкруты — пожалуйста, вот вам мир, делайте с ним что хотите… и теряются. А в пустом бесшаблонном пространстве может и проще было бы создать основу для отыгрыша?
Казалось бы все очевидно: игрок хочет манчкинить и вонзать, а мастер хочет не поломать игру ни себе ни другим игрокам. Но так ли все однозначно? И добиваются ли игрок и мастер того чего они хотят таким образом?
Я считаю, что ни фига.
У игрока формируется определенный шаблон. «В игре нужно выиграть -> нужно набрать всех мыслимых преимуществ -> нужно выбить их из мастера». И он действует так по этому шаблону постоянно. И все попытки мастера урезать, ограничить и запретить только поддерживают этот шаблон. И более того, успешно навешанные ограничения ведут к эксплоиту и абьюзу дыр в правилах и сюжете во время игры. А то и к просто неадекватному отыгрышу. Врага нужно прикончить и поскорее, наиболее эффективным образом — так прибьем того подозрительного барона прямо на приеме, мы же читали этот модуль и знаем что он злодей. Нужно мощное и эффективное оружие? Утащим из сокровищницы нанимателя! И так далее, и тому подобное.
Так вот, а может рвануть к чертям этот долбаный шаблон? Хочет эффективного персонажа — пускай! Вон, Экзальты есть. Знаете что самое забавное в манчкинах, играющих в Экзальтов? Они не знают что им делать. То есть их основная цель — стать суперкрутыми, а теперь они с самого начала суперкруты — пожалуйста, вот вам мир, делайте с ним что хотите… и теряются. А в пустом бесшаблонном пространстве может и проще было бы создать основу для отыгрыша?
60 комментариев
Если в больших кампаниях приходится учитывать влияние силы, власти и славы героев на протяжении нескольких сессий, то ваншот просто должен закончиться так, чтобы все получили удовольствие.
Убивать древнее зло? Ок.
Спасти мир? Конечно!
Порушить пространственно-временной континуум? Ещё как!
А через несколько игр я стал получать от этого удовольствие.
Да, я пытался взять M.U.N.C.H.K.I.N. в кастрированном виде в ваншот по "суперам без ограничений".
Смысл именно в исчерпании желаемого для игрока варианта так чтобы надоело. Чтобы объелся по самое не хочу.
И исподволь таки подводить в игру сцены, где будет решать не уберштука игрока, а его отыгрыш и личная смекалка (даже если они невысоки — создать ситуацию успеха, основанную не на крутом билде)
Все просто — ты просто не понял его желания научить тебя «отыгрышу» и «смекалке» (а зачем ты близко к стрелку подошел, а, разве это логично?), чтобы ты не пользовался своим богомерзким билдом.GURPS вообще очень логичен.
Правила сделаны хорошо и не надо чинить то, что не сломано.
Лучше уж воспользоваться правилами «выстрел с предупреждением» и «дальнобойный финт», которые делают опытных стрелков на ближнем расстоянии более опасными.
Сеттинг?
Могу сходу предложить четыре варианта:
1) супергерои в псевдосовременном мире.
2) Генерик Фентези
3) Попаданцы из ТУ12^-сеттинга с радикальным трансгуманизмом в фентезийный сеттинг, где в качестве сверхъестественного — псионика.
4) бесконечные миры.
Или в том, что вообще собираешься в этом участвовать.
imaginaria.ru/meeting/igra-v-kotoroy-igrokam-vse-pozvoleno.html
Как игрок я признаюсь, что просто обожаю, когда мои персонажи побеждают. Именно поэтому большая часть моих персонажей почти всегда героические, что дает, с одной стороны, какую-то сюжетную возможность победить в итоге, а с другой, показывает мастеру, что я хочу победить интересно, по-человечески и красиво, без тотальной паранойи, постоянного «взятия 20» (чтобы не задерживать сюжет) и необходимых для побед преступлений.
То есть с одной стороны, я готов играть по правилам, которые мастер мне дает, с другой… я иногда незаметно для себя обижаюсь, когда красивый в общем-то способ победы мастер неизящно обламывает.
Хороший мастер как раз и должен придумывать, как бы игрокам интересней победить, а не как игроков интересней обломить.
Что они делают не так? :3
Да и это «тупанули» нередко оказывается печальным плодом не исправленной вовремя мискоммуникации, а не результатом важного решения, последствия которого оказались весьма трагичными.
И что плохого в мискоммуникации? Это игра, бро, тут всякое бывает.
Замечу, что я себя к стану этих двух трех игроков отнести не могу, ибо тряпка. и вообще я не играю, а вожу, плак плакЭто какбе плохо говорит о мастере, как о человеке, не умеющим донести до игроков картину происходящего.
С большим удовольствием иногда трясу стариной и играю в АДОМ и прочие рогалики, и вам советую. :3
Все нормально, бро, это жизнь. Бывает игрок не может донести мысль, бывает Ведущий — это нормально. Людей, которые всегда доносят 100% своих мыслей так, как им самим это видится не бывает. :3
Но вообще я не пылаю ненавистью к данженкроулам, но было бы странно не признать, что постройка полноценного ролевого сюжета сложнее, чем постройка зачистки подземелья.
Впрочем, я не знаю, что ты называешь «полноценным ролевым сюжетом».
Не могу сказать, что большой мастак так делать, но к чему стремится — знаю.
Upd: а аргументов для нытья в духе «мастер не дает мне использовать мой супербилд на полную» не останется просто потому что вот эта возможность — кушай. Вот толпы противников, вали их. Определи себе цель и добивайся ее (цель «стать способным вонзать еще круче» в данных условиях просто невозможна, хотя бы просто потому что персонаж начинает с M.U.N.C.H.K.I.N.ом — ультимативным инструментом для полного уничтожения всего (или чего угодно и в любых масштабах) живого во вселенной).
Даёшь противников, которых манчкин стимролит — плохой мастер, даёшь противников, которые делают это с манчкином — плохой мастер, даёшь противников, обеспечивающих нормальный уровень челленджа для
тентаклевого слепого снайпераперсонажа манчкина — он остаётся манчкином.На мой взгляд, если простые разговоры не помогают — проще не водить таких игроков, тем более, что многие из них, как показывает жизненный опыт, находят в спорах о «правильной игре» и «отыгрыше компетентности» не меньшее удовольствие, чем в оптимизации и билдостроительстве.
????? 20000 ????? ?????? ???????…
Spacetime Power Talent 1 [5] (возможно, чуть побольше, потому что крутая Сила)
UltraPower [50]
И немного времени и удачи, пока пробросишь ультрасилу. Очень поможет дополнительная воля и остальные нужные для работы ультрасилы статы.
Всё так.
Поэтому попытки преодоления тут могут быть только в одном направлении: показать игроку, что мастер не мудак, что игра — это не рогалик на максимуме сложности (в том случае когда это действительно не рогалик), что монстры — это не супер раскаченные мутанты с убер-оружием, а типичные представители своего класса и должности (артефактный меч и зашкаливающие статы у Тёмного Властелина смотрится логично; у каждого из его слуг — не очень). Короче говоря, сначала показать что играть предполагается именно в ролевую игру, а не кракеновские сессии, а затем… а затем самое сложное — играть, собственно, в ролевую игру, а не следовать заветам Кракена.
В теории. На практике раз на раз не приходится, но в целом я выработал достаточно универсальное правило, которое порой срабатывает. Суть его в том, что персонаж — достойный сын своего мира. Если он предполагает бороться с врагами исключительно отравленными дротиками в темноте из-за угла, значит либо его кто-то этому научил, либо это традиционная практика в данном мире, соответственно, с персонажем бороться будут точно так же. О чём игрока следует уведомить заранее, до игры, а не во время. Если он согласен в такое играть, а мастер — водить такое — на здоровье. Если же достоверно известно что в этом мире так не делают, то, соответсвенно, возникает вопрос — а откуда он сей способ взял? Путь объясняет дизадвантаджем (например, сиё знание стоило ему сделки с некими тёмными силами), который он согласится отыгрывать. Пусть объясняет ещё как, либо вообще так оставляет, но в любом случае, если ему отыгрывать — это пожалуйста, а если манкчинить — то нет.
А для этого нужно как мастеру понимать о чём предполагается игра, и почему мастер взялся это водить. Если совместно с игроками обыграть некую историю, это одно. Зачистить поздемелье — другое. Исследовать мир-песочницу — третье. И стараться донести это понимание до игроков. Когда игрок понимает законы жанра, с этим проще. Когда игрок знает, что мастер не выкинет какой-нибудь номер из рязряда тех, которые даже в цирке не показывают — с этим ещё проще. Хоть и не идеал.
Помочь игроку, в конце концов, создать такой образ, которым ему будет именно что интересно отыгрывать. Манчкинство и стремление «поломать» мир растёт и из этого тоже — из недостаточного интереса. Если игроку не интересена атмосфера того же Равенлофта — то и играть он будет в него соответствующим образом, как в обычную проходилку подземелий, разве что с другими монстрами и большими ограничениями, совершенно наплевав на законы жанра.
К слову говоря, иногда бывает что
купил мужик шляпу, а она ему как разсигара Фрейда — это только сигара. Я видел игрока, который совершенно честно брал достаточно неплохие статы просто для образа. Которыми затем пользовался там где надо, а не везде, где можно. Конечно, не все такие, но этот случай научил меня не навешивать на игроков презумпцию виновности. Судить стоит всё же по делам.