ИНРИНРЯ - как?
Как я и обещал, вторая часть моих размышлений касается не того, зачем нам эта самая индустрия, а того, как пытаться её развивать. Заранее предупреждаю, всё нижеизложенное — результат долгих размышлений дилетанта с претензией, т.к. сам я коммерческими РИ не занимался. Это всё моё личное мнение, подкреплённое некоторыми наблюдениями.
Как я понимаю, в первую очередь для развития индустрии нужен спрос. Нужна аудитория, заинтересованная в наличии продукта этой индустрии. Или хотя бы та, которую теоретически можно этим заинтересовать. Проблема состоит в том, что привлекать в НРИ массово — это даже не утопия, это смешно. Парадокс ролевых игр заключается в том, что они одновременно являются видом отдыха, но не дают полностью расслабиться, заставляют напрягать воображалку и соображалку. Сравнение с компьютерными или просто настольными играми несколько некорректно — в большинстве подобных игр пользователю уже предоставлено всё, что нужно для отдыха и развлечения, остаётся только прочесть правила и щёлкать мышкой или двигать по полю фигурки. В настольной ролевой игре определённая важная часть процесса происходит в воображении как игроков, так и мастера, и если эту часть выкинуть, то в лучшем случае останется варгейм с оригинальными правилами, а в остальных игра просто окажется мёртвой, неработающей. Проблема в том, что напрягать воображение хотят отнюдь не все. Поэтому, даже если рекламой того же Дневника Авантюриста весь центр Москвы увешать и по ОРТ её в прайм-тайм крутить, НРИ из области этакого артхауса всё равно не выберется, останется нишевым продуктом. Поэтому реклама, рассчитанная на массового потребителя для данной индустрии не подойдёт — обойдётся она недёшево, а профита будет мало. Отсюда вывод — надо не «бить по площадям», а привлекать «идейно близкую» аудиторию, каковая делится на несколько групп. Ниже речь пойдёт именно о них, группы будут располагаться в порядке близости к нашей индустрии. В каждом случае рассматриваются представители группы, не входящие при этом в предшествующие.
Первая группа — это, собственно, мы сами, любители настольных ролевых игр. Плюс этой группы заключается в том, что её представители точно знают, что такое НРИ и чем они хороши. Минус — в том, что у большинства уже есть всё, что надо. Ну, и ещё есть пиратские версии, но это уже совсем отдельный разговор. При этом ролевая система, которую рекламируют, должна быть не просто «очередным хартбрейкером», ибо в этой аудитории такое скорее всего будет отвергнуто с негодованием.
Группа номер два — любители ролевых игр живого действия. Они нам идейно ближе всего, т.к. отыгрыш в играх живого действия и отыгрыш в настольных ролевых играх практически идентичны, разница в системе моделирования. Поэтому большинство ролевиков живого действия, как мне кажется, к настолкам могут отнестись позитивно, особенно если учесть, что настолками можно развлекаться в межсезонье. когда на полёвку не съездишь, а кабинетки всё же не так часто делаются. Да и ещё эта аудитория может оказаться не такой привередливой и разборчивой, как уже бывалые настольщики.
Третье место по близости занимают сразу две группы — это любители просто настольных игр (включая настольные стратегические) и любители форумных ролевых игр. Эти группы имеют сходный уровень близости к индустрии, но по различным причинам.
Первые из них хорошо понимают, что такое настольные игры, как в них играют, какие бывают правила и т.п. При этом собственно ролевой составляющей они в большинстве своём особо не заморачиваются, она нередко служит только приятным дополнением, а то и вообще безразлична. Многим матёрым игрокам в МТГ какой нибудь «Ллановарский эльф» интересен в первую очередь как зелёное существо, 1/1, даёт 1 зелёную ману за поворот. А уж эльф он, лесной бурундучок или ещё какой-нибудь «подкустовый выползень», дело десятое. Так что в этой аудитории уже нужно как-то объяснять, что есть ролевые игры и чем они хороши и интересны. Неплохим переходным звеном, думаю, могли бы послужить игры вроде «Фиаско» или «Джона». Для любителей настольных стратегических игр интерес могут представить ролевые игры по сеттингам этих настольных стратегий. Вроде той же «Тёмной ереси» по Вархаммеру. Опять же, среди этой аудитории много игроков, которые за настолками весело и ненапряжно развлекаются, и они вряд ли заинтересуются чем-то сложнее «Манчкина» или, на крайний случай, «Ужаса Аркхема».
Вторые же в принципе знают, что такое ролевой отыгрыш, но понимают его по-своему. Большая часть отыгрыша у форумных ролевиков заключается в красивых литературных описаниях. Да и темп форумных ролевых игр совсем иной — они идут неторопливо, пара сообщений за день — это уже сверхбыстрая игра (я опять же говорю о классических форумных играх, а не о тех, где настольщики из разных населённых пунктов рубятся). Поэтому бывалый форумный ролевик в настолке сначала может оказаться беспомощным — всё так быстро, так лаконично. Здесь для продвижения НРИ велика роль личного примера.
Четвёртое место занимают любители фантастики и фэнтези как наиболее близких к нашим играм жанров. Основной их минус в том, что они о ролевых играх разве что слышали, да и отнюдь не всем из них оно надо. Тут, как мне кажется, упор стоит делать на возможность самому сыграть в приключения, подобные тем, что описаны в книгах. Особенно здорово, если ролевая игра сделана по миру любимого автора.
Пятая и самая далёкая группа — это любители компьютерных игр. Здесь приходится выбирать тематические направления (так, раскрутка ролевых игр на портале глобальных геополитических стратегий — дело весьма сомнительное, сам проверял), и выход может быть невелик. Зато примерные основы ролевых систем игрокам в компьютерные игры объяснить бывает легче.
Вот примерно такие группы у нас есть. Что с ними делать? В качестве основных способов продвижения я вижу либо личный пример, либо рекламу на тематических ресурсах и мероприятиях. В качестве глобально тематического ресурса можно вспомнить тот же «Мир фантастики» — активно покупаемый журнал, в котором неплохая рубрика по настольным играм. И да, предлагаемая игра должна быть интересна данной аудитории. Поэтому в качестве игр «для раскрутки» я рассматриваю варианты «игроизации» каких-нибудь уже существующих в книгах или компьютерных играх миров. Желательно таких, которые у нас в России известны и пользуются спросом, а также таких, с авторами которых можно договориться. Я когда-то на авторских встречах некоторым нашим писателям задавал вопросы о том, можно ли по их творчеству настолки делать — как минимум тот же Перумов сказал, что не против, а Дмитрий Глуховский ответил, что готов рассматривать предложения. Так что дело за этими самыми предложениями.
Вот такие вот мысли. Автор закончил доклад и ожидает ваших тапков и тухлых помидоров :-).
Как я понимаю, в первую очередь для развития индустрии нужен спрос. Нужна аудитория, заинтересованная в наличии продукта этой индустрии. Или хотя бы та, которую теоретически можно этим заинтересовать. Проблема состоит в том, что привлекать в НРИ массово — это даже не утопия, это смешно. Парадокс ролевых игр заключается в том, что они одновременно являются видом отдыха, но не дают полностью расслабиться, заставляют напрягать воображалку и соображалку. Сравнение с компьютерными или просто настольными играми несколько некорректно — в большинстве подобных игр пользователю уже предоставлено всё, что нужно для отдыха и развлечения, остаётся только прочесть правила и щёлкать мышкой или двигать по полю фигурки. В настольной ролевой игре определённая важная часть процесса происходит в воображении как игроков, так и мастера, и если эту часть выкинуть, то в лучшем случае останется варгейм с оригинальными правилами, а в остальных игра просто окажется мёртвой, неработающей. Проблема в том, что напрягать воображение хотят отнюдь не все. Поэтому, даже если рекламой того же Дневника Авантюриста весь центр Москвы увешать и по ОРТ её в прайм-тайм крутить, НРИ из области этакого артхауса всё равно не выберется, останется нишевым продуктом. Поэтому реклама, рассчитанная на массового потребителя для данной индустрии не подойдёт — обойдётся она недёшево, а профита будет мало. Отсюда вывод — надо не «бить по площадям», а привлекать «идейно близкую» аудиторию, каковая делится на несколько групп. Ниже речь пойдёт именно о них, группы будут располагаться в порядке близости к нашей индустрии. В каждом случае рассматриваются представители группы, не входящие при этом в предшествующие.
Первая группа — это, собственно, мы сами, любители настольных ролевых игр. Плюс этой группы заключается в том, что её представители точно знают, что такое НРИ и чем они хороши. Минус — в том, что у большинства уже есть всё, что надо. Ну, и ещё есть пиратские версии, но это уже совсем отдельный разговор. При этом ролевая система, которую рекламируют, должна быть не просто «очередным хартбрейкером», ибо в этой аудитории такое скорее всего будет отвергнуто с негодованием.
Группа номер два — любители ролевых игр живого действия. Они нам идейно ближе всего, т.к. отыгрыш в играх живого действия и отыгрыш в настольных ролевых играх практически идентичны, разница в системе моделирования. Поэтому большинство ролевиков живого действия, как мне кажется, к настолкам могут отнестись позитивно, особенно если учесть, что настолками можно развлекаться в межсезонье. когда на полёвку не съездишь, а кабинетки всё же не так часто делаются. Да и ещё эта аудитория может оказаться не такой привередливой и разборчивой, как уже бывалые настольщики.
Третье место по близости занимают сразу две группы — это любители просто настольных игр (включая настольные стратегические) и любители форумных ролевых игр. Эти группы имеют сходный уровень близости к индустрии, но по различным причинам.
Первые из них хорошо понимают, что такое настольные игры, как в них играют, какие бывают правила и т.п. При этом собственно ролевой составляющей они в большинстве своём особо не заморачиваются, она нередко служит только приятным дополнением, а то и вообще безразлична. Многим матёрым игрокам в МТГ какой нибудь «Ллановарский эльф» интересен в первую очередь как зелёное существо, 1/1, даёт 1 зелёную ману за поворот. А уж эльф он, лесной бурундучок или ещё какой-нибудь «подкустовый выползень», дело десятое. Так что в этой аудитории уже нужно как-то объяснять, что есть ролевые игры и чем они хороши и интересны. Неплохим переходным звеном, думаю, могли бы послужить игры вроде «Фиаско» или «Джона». Для любителей настольных стратегических игр интерес могут представить ролевые игры по сеттингам этих настольных стратегий. Вроде той же «Тёмной ереси» по Вархаммеру. Опять же, среди этой аудитории много игроков, которые за настолками весело и ненапряжно развлекаются, и они вряд ли заинтересуются чем-то сложнее «Манчкина» или, на крайний случай, «Ужаса Аркхема».
Вторые же в принципе знают, что такое ролевой отыгрыш, но понимают его по-своему. Большая часть отыгрыша у форумных ролевиков заключается в красивых литературных описаниях. Да и темп форумных ролевых игр совсем иной — они идут неторопливо, пара сообщений за день — это уже сверхбыстрая игра (я опять же говорю о классических форумных играх, а не о тех, где настольщики из разных населённых пунктов рубятся). Поэтому бывалый форумный ролевик в настолке сначала может оказаться беспомощным — всё так быстро, так лаконично. Здесь для продвижения НРИ велика роль личного примера.
Четвёртое место занимают любители фантастики и фэнтези как наиболее близких к нашим играм жанров. Основной их минус в том, что они о ролевых играх разве что слышали, да и отнюдь не всем из них оно надо. Тут, как мне кажется, упор стоит делать на возможность самому сыграть в приключения, подобные тем, что описаны в книгах. Особенно здорово, если ролевая игра сделана по миру любимого автора.
Пятая и самая далёкая группа — это любители компьютерных игр. Здесь приходится выбирать тематические направления (так, раскрутка ролевых игр на портале глобальных геополитических стратегий — дело весьма сомнительное, сам проверял), и выход может быть невелик. Зато примерные основы ролевых систем игрокам в компьютерные игры объяснить бывает легче.
Вот примерно такие группы у нас есть. Что с ними делать? В качестве основных способов продвижения я вижу либо личный пример, либо рекламу на тематических ресурсах и мероприятиях. В качестве глобально тематического ресурса можно вспомнить тот же «Мир фантастики» — активно покупаемый журнал, в котором неплохая рубрика по настольным играм. И да, предлагаемая игра должна быть интересна данной аудитории. Поэтому в качестве игр «для раскрутки» я рассматриваю варианты «игроизации» каких-нибудь уже существующих в книгах или компьютерных играх миров. Желательно таких, которые у нас в России известны и пользуются спросом, а также таких, с авторами которых можно договориться. Я когда-то на авторских встречах некоторым нашим писателям задавал вопросы о том, можно ли по их творчеству настолки делать — как минимум тот же Перумов сказал, что не против, а Дмитрий Глуховский ответил, что готов рассматривать предложения. Так что дело за этими самыми предложениями.
Вот такие вот мысли. Автор закончил доклад и ожидает ваших тапков и тухлых помидоров :-).
34 комментария
=в настолках остаётся только прочесть правила и щёлкать мышкой или двигать по полю фигурки;
и
=Многим матёрым игрокам в МТГ какой нибудь «Ллановарский эльф» интересен в первую очередь как зелёное существо, 1/1, даёт 1 зелёную ману за поворот;
у меня складывается впечатление, что ваш настольный опыт был ограничен исключительно ими, и о таких вещах как Legend of Andor, Mansions of Madness и Winter Tales или какой-то там Once Upon the Time вы не слышали.
среди тех, кто хочет напрягать воображение полно наркоманов,у некоторых людей — у меня, например, и ряда знакомых — не вызывает восторга определенный процент контингента ролевых клубов и людей, играющих в ролевые игры. И это приводит к тому, что я не хочу брать новых игроков и играю только с теми, с кем знаком лично, потому что меня утомили дегенераты от ролевых игр, которых хватает и среди новичков, и среди отцов ролевого движения.Это не относится к Имаджинарии, где — в основной своей массе — собрались культурные, воспитанные и просто приятные люди, с которыми я с удовольствием поиграл, но индустрия — это не 120 активных пользователей.
Только хорошо б Акунин принял участие в стилизации игры и написании художки… Без этого не торт!Семен Семеныч, почему-то подумалось мне. (8