ИНРИНРЯ - как?

Как я и обещал, вторая часть моих размышлений касается не того, зачем нам эта самая индустрия, а того, как пытаться её развивать. Заранее предупреждаю, всё нижеизложенное — результат долгих размышлений дилетанта с претензией, т.к. сам я коммерческими РИ не занимался. Это всё моё личное мнение, подкреплённое некоторыми наблюдениями.

Как я понимаю, в первую очередь для развития индустрии нужен спрос. Нужна аудитория, заинтересованная в наличии продукта этой индустрии. Или хотя бы та, которую теоретически можно этим заинтересовать. Проблема состоит в том, что привлекать в НРИ массово — это даже не утопия, это смешно. Парадокс ролевых игр заключается в том, что они одновременно являются видом отдыха, но не дают полностью расслабиться, заставляют напрягать воображалку и соображалку. Сравнение с компьютерными или просто настольными играми несколько некорректно — в большинстве подобных игр пользователю уже предоставлено всё, что нужно для отдыха и развлечения, остаётся только прочесть правила и щёлкать мышкой или двигать по полю фигурки. В настольной ролевой игре определённая важная часть процесса происходит в воображении как игроков, так и мастера, и если эту часть выкинуть, то в лучшем случае останется варгейм с оригинальными правилами, а в остальных игра просто окажется мёртвой, неработающей. Проблема в том, что напрягать воображение хотят отнюдь не все. Поэтому, даже если рекламой того же Дневника Авантюриста весь центр Москвы увешать и по ОРТ её в прайм-тайм крутить, НРИ из области этакого артхауса всё равно не выберется, останется нишевым продуктом. Поэтому реклама, рассчитанная на массового потребителя для данной индустрии не подойдёт — обойдётся она недёшево, а профита будет мало. Отсюда вывод — надо не «бить по площадям», а привлекать «идейно близкую» аудиторию, каковая делится на несколько групп. Ниже речь пойдёт именно о них, группы будут располагаться в порядке близости к нашей индустрии. В каждом случае рассматриваются представители группы, не входящие при этом в предшествующие.

Первая группа — это, собственно, мы сами, любители настольных ролевых игр. Плюс этой группы заключается в том, что её представители точно знают, что такое НРИ и чем они хороши. Минус — в том, что у большинства уже есть всё, что надо. Ну, и ещё есть пиратские версии, но это уже совсем отдельный разговор. При этом ролевая система, которую рекламируют, должна быть не просто «очередным хартбрейкером», ибо в этой аудитории такое скорее всего будет отвергнуто с негодованием.
Группа номер два — любители ролевых игр живого действия. Они нам идейно ближе всего, т.к. отыгрыш в играх живого действия и отыгрыш в настольных ролевых играх практически идентичны, разница в системе моделирования. Поэтому большинство ролевиков живого действия, как мне кажется, к настолкам могут отнестись позитивно, особенно если учесть, что настолками можно развлекаться в межсезонье. когда на полёвку не съездишь, а кабинетки всё же не так часто делаются. Да и ещё эта аудитория может оказаться не такой привередливой и разборчивой, как уже бывалые настольщики.
Третье место по близости занимают сразу две группы — это любители просто настольных игр (включая настольные стратегические) и любители форумных ролевых игр. Эти группы имеют сходный уровень близости к индустрии, но по различным причинам.
Первые из них хорошо понимают, что такое настольные игры, как в них играют, какие бывают правила и т.п. При этом собственно ролевой составляющей они в большинстве своём особо не заморачиваются, она нередко служит только приятным дополнением, а то и вообще безразлична. Многим матёрым игрокам в МТГ какой нибудь «Ллановарский эльф» интересен в первую очередь как зелёное существо, 1/1, даёт 1 зелёную ману за поворот. А уж эльф он, лесной бурундучок или ещё какой-нибудь «подкустовый выползень», дело десятое. Так что в этой аудитории уже нужно как-то объяснять, что есть ролевые игры и чем они хороши и интересны. Неплохим переходным звеном, думаю, могли бы послужить игры вроде «Фиаско» или «Джона». Для любителей настольных стратегических игр интерес могут представить ролевые игры по сеттингам этих настольных стратегий. Вроде той же «Тёмной ереси» по Вархаммеру. Опять же, среди этой аудитории много игроков, которые за настолками весело и ненапряжно развлекаются, и они вряд ли заинтересуются чем-то сложнее «Манчкина» или, на крайний случай, «Ужаса Аркхема».
Вторые же в принципе знают, что такое ролевой отыгрыш, но понимают его по-своему. Большая часть отыгрыша у форумных ролевиков заключается в красивых литературных описаниях. Да и темп форумных ролевых игр совсем иной — они идут неторопливо, пара сообщений за день — это уже сверхбыстрая игра (я опять же говорю о классических форумных играх, а не о тех, где настольщики из разных населённых пунктов рубятся). Поэтому бывалый форумный ролевик в настолке сначала может оказаться беспомощным — всё так быстро, так лаконично. Здесь для продвижения НРИ велика роль личного примера.
Четвёртое место занимают любители фантастики и фэнтези как наиболее близких к нашим играм жанров. Основной их минус в том, что они о ролевых играх разве что слышали, да и отнюдь не всем из них оно надо. Тут, как мне кажется, упор стоит делать на возможность самому сыграть в приключения, подобные тем, что описаны в книгах. Особенно здорово, если ролевая игра сделана по миру любимого автора.
Пятая и самая далёкая группа — это любители компьютерных игр. Здесь приходится выбирать тематические направления (так, раскрутка ролевых игр на портале глобальных геополитических стратегий — дело весьма сомнительное, сам проверял), и выход может быть невелик. Зато примерные основы ролевых систем игрокам в компьютерные игры объяснить бывает легче.

Вот примерно такие группы у нас есть. Что с ними делать? В качестве основных способов продвижения я вижу либо личный пример, либо рекламу на тематических ресурсах и мероприятиях. В качестве глобально тематического ресурса можно вспомнить тот же «Мир фантастики» — активно покупаемый журнал, в котором неплохая рубрика по настольным играм. И да, предлагаемая игра должна быть интересна данной аудитории. Поэтому в качестве игр «для раскрутки» я рассматриваю варианты «игроизации» каких-нибудь уже существующих в книгах или компьютерных играх миров. Желательно таких, которые у нас в России известны и пользуются спросом, а также таких, с авторами которых можно договориться. Я когда-то на авторских встречах некоторым нашим писателям задавал вопросы о том, можно ли по их творчеству настолки делать — как минимум тот же Перумов сказал, что не против, а Дмитрий Глуховский ответил, что готов рассматривать предложения. Так что дело за этими самыми предложениями.

Вот такие вот мысли. Автор закончил доклад и ожидает ваших тапков и тухлых помидоров :-).

34 комментария

avatar
Иван, мой первый тухлый помидор полетит в вас параллельно с вопросом, в какие настольные игры вы играли помимо MtG и шахмат. Потому что читая о том, что:
=в настолках остаётся только прочесть правила и щёлкать мышкой или двигать по полю фигурки;
и
=Многим матёрым игрокам в МТГ какой нибудь «Ллановарский эльф» интересен в первую очередь как зелёное существо, 1/1, даёт 1 зелёную ману за поворот;
у меня складывается впечатление, что ваш настольный опыт был ограничен исключительно ими, и о таких вещах как Legend of Andor, Mansions of Madness и Winter Tales или какой-то там Once Upon the Time вы не слышали.
avatar
Андор кстати звездой на русском выпущен недавно, если не путаю ничо.
avatar
Угум. Хотя я на немецком брал.
avatar
оффтоп: кстати, как Андор? Броди по карте@Убивай монстров?
avatar
В Андор можно будет поиграть завтра, 22.12.2012, на Ролеконе Мини ;)
avatar
Помимо? Манчкин, Ужас Аркхема, Игра Престолов (стратегическая, а не CCG), Колонизаторы, Коронация (по Акунину которая), Метро 2033, Да тёмный властелин, Игросказ, За бортом… это те, которые помню. А, ещё Монополия, да.
avatar
Я, откровенно говоря, не играл в последние три, но мне представляется рациональным познакомиться с упомянутыми мной играми (да, еще Tales of Arabian Nights) и еще многими-многими образцами жанра Storytelling Board Game. Потому что с персонально моей колокольни человека, который любит такие игры, и в них часто играет с другими людьми, ваш вывод о том, что в настольных играх не задействовано воображение и они вообще невыразимо далеки от игр ролевых, выглядит неправомерным. И, да, тот факт, что эти игры задействуют воображение и рассказывают историю если как-то и сказывается на их рейтингах и продажах, то только положительно.
avatar
Купить что ли? А еще тут во времена обсуждения трагедии и систем для нее, рассказывали вот про это
avatar
Я просто люблю, когда мое воображение поддерживают красивые фигурки, карты и кубы :). Так что Gloom меня как-то впечатлил меньше…
avatar
А какова доля этих игр от остальных настольных? Потому что я не говорил, что ВСЕ настольные игры на воображение не завязаны, я говорил про БОЛЬШИНСТВО.
avatar
Иван, давайте вы не будете делать вид, что не знакомы с азами аргументирования, а я не буду делать нудно и долго развивать мысль о том, для чего в постах пишут слово «большинство». Более умным, как мне кажется, будет поговорить о том, что все же крупный процент настольных игр подразумевает активную работу воображения, степень которой зависит от индивидуальных групп — как и в случае с ролевиками. Т.е., на мой взгляд, разница гораздо меньше, чем считаете вы, но, да, людям, которым нравится одно, далеко не всегда нравится другое. Связано, правда, это не с потугами воображения, которые присутствуют в одном случае, и отсутствуют в другом — как я считаю. Дело даже не в различных видах фана — они, в целом, успешно достигаются и тем, и тем видом досуга. Скорее, речь идет о различных формах подачи (и, да, подача настолок видится мне гораздо более успешной, чем ролевок), факторе привычке и денежном факторе. Будет соответствующая форма подачи, способная преодолеть фактор привычки, соответствующие продукты и платежеспособная аудитория — будет индустрия. Не будет этих трех факторов — индустрии не будет.
avatar
Я бы продолжил дискуссию, но она совсем в сторону уйдёт, так что лучше в отдельном топике или при личной встрече (чем чёрт не шутит).
avatar
Проблема в том, что напрягать воображение хотят отнюдь не все.
Проблема в том, чтосреди тех, кто хочет напрягать воображение полно наркоманов, у некоторых людей — у меня, например, и ряда знакомых — не вызывает восторга определенный процент контингента ролевых клубов и людей, играющих в ролевые игры. И это приводит к тому, что я не хочу брать новых игроков и играю только с теми, с кем знаком лично, потому что меня утомили дегенераты от ролевых игр, которых хватает и среди новичков, и среди отцов ролевого движения.
avatar
Ну, во-первых, описанная Вами проблема к процитированной относится совсем краем, а во-вторых, наличие подобного контингента — объективная реальность, данная нам в ощущениях, и убрать оный контингент не получится. Потому что как приводить этот контингент к вменяемому состоянию я не знаю, а эффективные методы по борьбе с этим явлением уже осудил Нюрнбергский процесс. От этого и Ролевики Живого Действия страдают, но если на полёвку/кабинетку таковых лиц можно не пущать, то как тут-то «не пущать»? Фейс-контроль на входе в ролевой магазин?
avatar
Она к процитированной относится напрямую, потому что если вы хотите индустрию на основе хобби и удивляетесь, почему индустрии нет, то я вам отвечу, что определенные грани (и представители) вышеупомянутого хобби на отечественных просторах несколько безобразны. И, да, это отталкивает людей. Прекрасная иллюстрация: цитата знакомого владельца клуба настольных игр, который после ряда инцидентов начал выставлять ролевиков за двери, потому что те «мешают посетителям, визжат, кидаются мусором и засырают туалет».
Это не относится к Имаджинарии, где — в основной своей массе — собрались культурные, воспитанные и просто приятные люди, с которыми я с удовольствием поиграл, но индустрия — это не 120 активных пользователей.
avatar
В процитированном фрагменте я имел в виду то, что для многих людей отдых и напряг воображения — это вообще вещи разные. Любителю отдохнуть исключительно за просмотром футбольного матча / игрой в настольный теннис / распитием пивасика под шашлычок / вставьте что-нибудь ещё, так вот, этому человеку по фонарю, играют в настолки обрыганы или лондонские денди. Этот человек всё равно не будет на настольные ролевые игры заморачиваться, ибо оно ему по факту не надо. Вот это я данной фразой и имел в виду.
avatar
Не спорю. Но смысл в том, что если он все же заинтересуется, то для него это может иметь значение. Персонально для меня — имеет, и поэтому я, скорее, займусь чем-то, чем занимаются денди, чем обрыганы.
avatar
А касательно описанной проблемы — да, она есть. Но, как я уже сказал выше, методов решения, достаточно эффективных и параллельно не вызывающих повышенный интерес у правоохранительных органов, я на данный момент не вижу.
avatar
Ну, почему же. Ролеконы, на которые приходят воспитанные, милые и опрятные ребята и девушки — прекрасный способ изменить неприятный имидж. Чем дольше такие мероприятия будут проводиться, и чем большую аудиторию будут собирать — тем лучше. Единственное, что плохо — это дело не одного месяца и даже не одного года.
avatar
Разве что так. Хотя негативное влияние всё равно сохранится, увы.
avatar
Кстати я б не отказался от хорошо сделанных ролевок по вселенным некоторых здешних авторов. В фаворе, конечно, были бы Олди, но и куда менее любимые писатели творят временами пусть и вторичные, зато весьма подходящие для игроизации сеттинги… Всякие там Пановы/Перумовы/Пеховы/Камши например.
avatar
Вообще по Акунину могла бы получится неплохая игра.
avatar
Возможно, читал его одно время, но был еще в школе. А что у него лучше подходит под игроизацию, как кажется?
avatar
Фандорин, собственно. Детективно-приключенческая игра по романтизированной России XIX века, со скандалами, интригами, погонями, расследованиями, историческими личностями, судьбами империи и т.д. мне кажется имела бы шансы на успех.
avatar
Сначала хотел спросить как сделать игру по циклу о Фандорине без Фандорина… Потом вспомнилось что Файлы Дрездена без Гарри Дрездена есть… Ну, почти без него.Только хорошо б Акунин принял участие в стилизации игры и написании художки… Без этого не торт!
avatar
Там Фандорин в большинстве книг даже не главный герой, так что все ОК.
avatar
О_О новость… Снова что ли обратить внимание на серию…
avatar
Ну, в смысле Фандорин в сюжете присутствует, но повествование ведется не от его лица, и нередко не сфокусировано на нем. Особенно в поздних книгах.
avatar
Начинаю вспоминать… А ведь и правда…
avatar
Я пилю шаблон фиаско по «Черному городу». Мне кажется, должно получиться круто.
avatar
«Джон»?
avatar
Everyone is John. На МРИ обсуждалось под названием «Семены»
avatar
-Семены
Семен Семеныч, почему-то подумалось мне. (8
avatar
-мимо-
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.