Конспекты приключений
Вчера в чатике Грани затронули тему записей с модулей, и мне стала интересна ситуация «в среднем по больнице».
Но сначала — грустная история, как забывчивость игрока один раз привела к смерти персонажа. Довольно неожиданно для всех и довольно забавно (всем, кроме этого игрока):
Герои вне закона. За ними охотится тройка цензоров (один постарше и два новичка), но они давно поотстали. Я как раз размышлял, как бы их вернуть в события, когда подвернулся случай.
Задание «руководства» (Монолита, если это кому-то о чём-то скажет). Герои с прошлой встречи с цензорами сменили внешность. На безымянной космической станции партия разделяется, Доктор временно остаётся тут, а Тень и недавно присоединившийся к группе Сверхновая должны сесть на какой-нибудь попутный корабль. Сверхновая отправляется искать.
Я говорю: есть один попутный. Вот его представитель — и выкладываю картинку младшего цензора (люблю картинки, почти на каждого персонажа есть). И тут выясняется, что Сверхновая его никогда не встречал (в т.ч. по жизни), Доктор, который его узнал, не в этой сцене (и с трудом молчит), а Тень… его где-то видела, но не помнит, где. И вспоминает только когда входит на их корабль, и те стартуют.
Результат закономерен. Старший цензор довольно быстро опознал Тень. Драка, стрельба, кровь, Тень и Сверхновая на корабле цензоров с трупами цензоров. И теперь хрен знает, что делать, потому что время поджимает, а в любом ближайшем порту возникнут вопросы: а где цензоры? Корабельная лицензия-то на них.
И смертельная заявка звучала так: «мы возвращаемся обратно на станцию». В космопорту удивились, попросили выйти старших. Герои запудрили им мозги минут на 5, но с космической станции за это время никуда не денешься… Обоих арестовали. Сверхновая отбрехался, а вот Тень ждала судьба неприятная и, чтобы не выдавать важной информации врагу, она застрелилась.
Вот такая печальная история.
С тех пор игрок Тени записывает ВСЁ. У нас уже новая кампания, а она узнаёт персонажей старой. Даже если я сам забыл, что они уже встречались.
И вот мне подумалось, как вообще обстоят дела у кого? У меня как-то неоднозначно.
1. Когда я мастер — я всегда пишу конспекты сам. Многие коллеги делегируют это игрокам, но у меня так не получается — мне надо расставить свои акценты, вписать то, что происходит за кадром, возникающие идеи, размышления. Причём чем дальше по сюжету, тем подробнее, потому что всё начинает переплетаться и хз, что пригодится.
2. Когда я игрок, то пишу конспекты в следующих ситуациях: а) никто не пишет (или в недостаточном объёме), а я уже начал путаться; б) никто не пишет, а мастер просил и даже давал какую-то плюшку; в) делегировали с другого игрока, которому надоело.
3. При этом я почему-то не всегда фиксирую даже имена НПС. И, подумав, с чем это связано, я грешу на буклет. Если там есть место для записей, то я записываю. А если нет — то нет. Вот такой условный рефлекс.
Есть ли ещё какие-то варианты?
Или причины, по которым всегда надо записывать / никогда не надо?
Понятно (кажется), что тут ещё сильно от жанра зависит. В детективах, вероятно, нужно фиксировать всё, а в денжн-кроулерах — только количество факелов.
P.S.: и ещё одна баечка. В той же Грани на больших кораблях странников я обычно озвучиваю вот такой маршрут от одной точки до другой: «Идёшь по этому коридору до третьего поворота вверх, потом прямо до перекрёстка с оранжевыми стенами (но не с тёмно-жёлтыми!), поворачиваешь в восьмиугольный тоннель, в третьей секции открепляешь левую стенную панель, оттуда — прямо до шлюза, надеваешь скафандр, по обшивке идёшь вдоль прожжённой лазером полосы, дальше — по направлению к антенне; слева будет люк, спускаешься в шлюз, снимаешь скафандр — а там уже рядом, спросишь».
И иногда игроки начинают это конспектировать. Я в такие моменты немножко хихикаю и задумываюсь — интересно, а есть ли мастера, которые устроят тебе проблем, если ты неправильно всё записал?..
Но сначала — грустная история, как забывчивость игрока один раз привела к смерти персонажа. Довольно неожиданно для всех и довольно забавно (всем, кроме этого игрока):
Герои вне закона. За ними охотится тройка цензоров (один постарше и два новичка), но они давно поотстали. Я как раз размышлял, как бы их вернуть в события, когда подвернулся случай.
Задание «руководства» (Монолита, если это кому-то о чём-то скажет). Герои с прошлой встречи с цензорами сменили внешность. На безымянной космической станции партия разделяется, Доктор временно остаётся тут, а Тень и недавно присоединившийся к группе Сверхновая должны сесть на какой-нибудь попутный корабль. Сверхновая отправляется искать.
Я говорю: есть один попутный. Вот его представитель — и выкладываю картинку младшего цензора (люблю картинки, почти на каждого персонажа есть). И тут выясняется, что Сверхновая его никогда не встречал (в т.ч. по жизни), Доктор, который его узнал, не в этой сцене (и с трудом молчит), а Тень… его где-то видела, но не помнит, где. И вспоминает только когда входит на их корабль, и те стартуют.
Результат закономерен. Старший цензор довольно быстро опознал Тень. Драка, стрельба, кровь, Тень и Сверхновая на корабле цензоров с трупами цензоров. И теперь хрен знает, что делать, потому что время поджимает, а в любом ближайшем порту возникнут вопросы: а где цензоры? Корабельная лицензия-то на них.
И смертельная заявка звучала так: «мы возвращаемся обратно на станцию». В космопорту удивились, попросили выйти старших. Герои запудрили им мозги минут на 5, но с космической станции за это время никуда не денешься… Обоих арестовали. Сверхновая отбрехался, а вот Тень ждала судьба неприятная и, чтобы не выдавать важной информации врагу, она застрелилась.
Вот такая печальная история.
С тех пор игрок Тени записывает ВСЁ. У нас уже новая кампания, а она узнаёт персонажей старой. Даже если я сам забыл, что они уже встречались.
И вот мне подумалось, как вообще обстоят дела у кого? У меня как-то неоднозначно.
1. Когда я мастер — я всегда пишу конспекты сам. Многие коллеги делегируют это игрокам, но у меня так не получается — мне надо расставить свои акценты, вписать то, что происходит за кадром, возникающие идеи, размышления. Причём чем дальше по сюжету, тем подробнее, потому что всё начинает переплетаться и хз, что пригодится.
2. Когда я игрок, то пишу конспекты в следующих ситуациях: а) никто не пишет (или в недостаточном объёме), а я уже начал путаться; б) никто не пишет, а мастер просил и даже давал какую-то плюшку; в) делегировали с другого игрока, которому надоело.
3. При этом я почему-то не всегда фиксирую даже имена НПС. И, подумав, с чем это связано, я грешу на буклет. Если там есть место для записей, то я записываю. А если нет — то нет. Вот такой условный рефлекс.
Есть ли ещё какие-то варианты?
Или причины, по которым всегда надо записывать / никогда не надо?
Понятно (кажется), что тут ещё сильно от жанра зависит. В детективах, вероятно, нужно фиксировать всё, а в денжн-кроулерах — только количество факелов.
P.S.: и ещё одна баечка. В той же Грани на больших кораблях странников я обычно озвучиваю вот такой маршрут от одной точки до другой: «Идёшь по этому коридору до третьего поворота вверх, потом прямо до перекрёстка с оранжевыми стенами (но не с тёмно-жёлтыми!), поворачиваешь в восьмиугольный тоннель, в третьей секции открепляешь левую стенную панель, оттуда — прямо до шлюза, надеваешь скафандр, по обшивке идёшь вдоль прожжённой лазером полосы, дальше — по направлению к антенне; слева будет люк, спускаешься в шлюз, снимаешь скафандр — а там уже рядом, спросишь».
И иногда игроки начинают это конспектировать. Я в такие моменты немножко хихикаю и задумываюсь — интересно, а есть ли мастера, которые устроят тебе проблем, если ты неправильно всё записал?..
90 комментариев
Так же обычно в пару строк итог сесси. Что важного произошло, какие планы.
Как игрок редко записываю. Те же имена, обычно.
И описание сессии больше, в среднем на 2/3 А4.
Ты лаконичнее!
События — так же. Самое важное записываю, чтобы не было сомнений. Но в целом помню детали последней сессии где-то месяца три-четыре. Если перерыв меньше, все ок, если дольше, то игра все-равно может внезапно измениться.
P.S. И писать не люблю)
У НПС у меня обычно следующие пункты: цель, страх, поведение. Иногда — характер и особенности.
И 3-5 предложений свободного описания.
Я все записи веду в Трелло. Пополняю их или после партии, или, если игроки накидали неписей — прямо во время партии быстренько.
И во что вы обычно играете? У нас просто сложно всё держать в голове. Это у твоих память хорошая, или геймфокус другой?
Сейчас играем типа-гекскрол на Dungeon World Unlimited.
Вот кстати, по моим ощущениям, в гекскроуле надо меньше помнить. Правда или иллюзия?
Для меня валить все записи в одну кучу неудобно, а заводить отдельный документ под каждую фигню — избыточно. Отдельная карточка на общей доске, относящаяся к какой-то категории — практически идеально. Но каждому свое, не спорю.
Насчет того, сколько надо помнить в гекскроле по сравнению с другими стилями, подсказать не могу. У меня всяческие брождения по карте — что-то вроде стиля «по умолчанию», а линейные модули я не люблю. Но, судя по тому, что я читаю у других, скорее не меньше, а на другом уровне. Опять-таки, импровизация играет немалую роль. Но это может быть последствием выбранной системы.
И с гекскроулом стало чуть яснее.
Описаный пример — ИМХО не самое удачное место для того чтобы полностью заменять навык «память на лица и имена» персонажа навыком игрока.
Понимаю, что спорно, но кейс вот такой. И его назад не провернуть.
Зато мы теперь иногда шутим (бережно!), что, если не знать НПС в лицо, то можно и умереть!
Играем — различные ПбтА, ваха, Мир Тьмы, Легенда 5 Колец.
Скажем вот такие описания фракций
А (торговцы, главы-культисты)
Стража (берет взятки у А)
Б (конкуренты А)
Храм Ульрика (ослабевает влияние)
Раналдиты (помогают бежать каторжникам)
Уже дает расстановку сил в небольшом городке.
Вкупе с картой, статблоками и аналогичной детализации 1-5 ключевыми неписями на фракцию картина получается весьма цельная. Важные для дальнейшего взаимодействия с партией моменты — записываю на аналогичный лист с именами, целями и связаными неписями партии.
Ну и конечно в ходе игры рядом с неписями появляются дополнительные заметки а-ля «умер под пытками», «6/10 ш.а.» Обычный расход — две страницы на сессию.
При этом, забавно, у меня обычно меньше страницы в итоге. А у тебя больше.
Загадочно, конечно, это «6/10 ш.а.»
Хорошее решение. Очень простое и изящное.
Я бы тоже задолбался.
Младший цензор не такой наглядный, как старший, его можно и не узнать. Они с ним виделись-то раз-два.
Твои слова, Каифа. Забыл не персонаж, забыл игрок. При этом никакие броски на интеллект/мудрость/что-там-отвечает-за-память-в-системе не делались (во всяком случае об этом не упомянуто).
Я прямым текстом написал, что смерть персонажа зависела не только от того, как игрок запомнил личико непися. Вот, четырьмя сообщениями ранее. Это как-то считается?
Ты только понимай, что ситуация больше двух лет назад была. Это я без агрессии, просто важный нюанс.
Если забыл сам Ведущий, то можно и подогнать временную линию — например, прошлое заседание было неудачным и сюжетно важные события произойдут на следующем.
К слову, вспоминая Гигакса и описание того, как он водил — именно что образец старой школы). Так что не могу сказать, хорошо это или плохо, но в духе старой школы!
blogofholding.com/?series=mornard
«Я одеваю скафандр в вон ту тряпку...».
Как мастер я никогда ничего не записываю ни до ни после сессии, кроме конечно статов монстры.
Что водишь?
Последние пару лет водил HeXXeN, Contact, Gammaslayers и Темные Болота (которые от Дарка). Думаю, большинство названий малознакомо ;)
Выглядит весьма разнообразно!
Ну вот я потому и всё записываю, потому что не все последствия предвиденные, и надо иметь возможность впоследствии посмотреть. Ну и иногда я хорошо понимаю, что там дальше будет, или что тут за кулисами.
А ещё иногда я не понимаю причин или последствий и намерен их потом выяснить. Тогда делаю вот такую пометку: «Алисия засмеялась в ответ на вопрос о том, как давно она тут. ПОЧЕМУ? ЧТО ЗА ИСТОРИЯ?» — потом бросается в глаза, легче отслеживать.
Для всяких ваншотов — вполне валидный стиль, а вот для более-менее длительных кампаний уже так себе.
Тут может быть другая крайность. По крайней мере, в моей голове. Если я слишком много рассказываю и напоминаю, то складывается впечатление, что я играю сам с собой. Это не круто.
Так-то я напоминаю то, что персонаж никак не мог забыть. Вот в прошлой сессии рассказывал, что внутри мира было «вчера», а в жизни — несколько недель назад. Тут всё понятно.
А не вспомнить персонажа, с которым виделся год назад (игровой) — это не такая же ситуация. Тут, честно говоря, не вижу проблемы. Потому что если эту ситуацию экстраполировать, можно говорить, что и мозг у игрока и персонажа разный, и гениальный персонаж может догадаться до того, что в голову персонажу не придёт, потому скажи, мастер, какой тут самый лучший план действий.
Хм, хотя в списке вопросов на Ориентируешься такой вопрос есть, и я на него отвечаю. Хотя не выдаю готовое решение на блюдечке.
Всегда пожалуйста! Цивилизованный разговор-то милое дело поддержать.
Сама забывчивость их на корабль привела, что, конечно, опасно, но не автосмерть вообще никак.
Если это просто размышление вслух, то понимаю. Так-то не очень интересно копаться в ситуации более чем двухлетней давности.
Когда я игрок, обычно пишу такие вещи, если хочется описать что-то от лица персонажа. Без этого — только если я и прочие игроки уже начинаем путаться в фактах. Без этого «конспекты» обходятся записями на обороте\полях чарлистов. (Ну это зависит от вида игры, конечно. Скажем, при текстовом вождении в сети вообще нет нужды в конспектах, скорее в закладках на нужных местах логов).
А что ты водишь обычно?
Про игроцкую позицию совершенно понятно.
Так-то да, обычная история. Но лично я перед новой серией всегда перечитываю прошлую. Даже когда сам пишу.
Будучи мастером, держу неструктурированные заметочки в ноутпаде — наспех придуманные имена третьестепенных, ВНЕЗАПНЫЕ мысли игроков — и иногда табличку в экселе (под статы). Зато игроки у меня в последнее время пилят гуглодоки, где и сводят вместе выданные детали. И общими записями пользуются свободно, потому что что я им, запрещать, что ли, буду?
По поводу поста — это история не грустная, а стыдная.
Игроки, которые сводят гдоки — звучит круто! Значит, вовлечённые.
А когда ты игрок — логи откуда? Из вот таких гдоков?
А когда я игрок — логи оттуда, в чем играем. Сейчас в основном в Телеграмме, роскомпозору в поругание. До того в Дискорде, еще до того, в скайпе… и так далее. Потому что, ну, а как? Партия в четырех странах и энном числе часовых поясов.
Да, тогда проблема конспекта не стоит совершенно.
Хотя текст перечитывать проще, чем видео пересматривать.
Как игрок я никаких записей не веду, кто с кем встречался, как выглядит и т.д, еще некоторые мастерки любят выдумывать заковыристые имена (а в разного рода детективах насыпать еще мешок улик и зацепок) и в целом не особо запоминаю, руководствуясь скорее «общим направлением» истории.
А помнить что там когда-то давным давно одна выдуманная сущность другой сделала это, ну такое…