Космопанк: с чем его едят



Есть стимпанк, есть киберпанк, есть имкапанк (коий вы можете наблюдать здесь), а есть космопанк, или spacepunk. Этот зверь-- не что иное, как космоопера с элементами киберпанка. Ведь, если подумать, люди, построив киберпанк на земле, вполне могут полезть в космос-- и на пыльных равнинах далёких планет вырастут небоскрёбы с кричащей неоновой рекламой, неблагополучными нижними кварталами, хакерами и всевластием корпораций. Космопанк считается поджанром космооперы, причём более реалистичным, чем классическая космоопера. В принципе, это справедливо, потому что наше общество потихоньку движется к киберпанку, и если мы таки начнём заселять другие планеты, то киберпанк к тому времени у нас будет цвести и пахнуть. Так что в космопанке нет ни космических принцесс, ни звездных королей, зато куча биотехнологий и киберимплантов, а планетарными системами правят корпорации.

А к чему я эту лирику развожу-то? Да вдохновение за зад укусило.
Во-первых, мне кинули ссылку на этот классный ролик, который по звёздным войнам, но прям-таки пропитан атмосферой киберпанка. Во-вторых, этот разговор про «пси-войны».

И мой мозг начал задумываться, знаю ли я сеттинги под космопанк (именно под космопанк, не просто под космооперу). Наверняка таких куча, но я вспомнила только Fragged Empire, который не знаю толком. А потом мой изрващённый мозг подумал: а если бы существовал космопанковский сеттинг в стиле этого ролика? Чтобы ярко выраженный космпоманк, корпорации и импланты, но с псионикой и мечами? Что бы там было?
  • Земля потеряна. Конец золотому веку колонизации планет пришёл, когда сеть гиперпространственных тоннелей схлопнулась, и связь с планетой-прародиной была потеряна. Часть сети удалось восстановить, но путь назад к Земле оказался закрыт.
  • Это же событие отрезало колонии друг от друга. Многие маленькие, нуждающиеся в поддержке извне, просто вымерли. Большие смогли выжить с помощью технологий.
  • Паратерраформинг. Террраформинг лишь в пределах силового купола (т.н. «Купол жизни»); по сути дела, такие колонии немногим отличаются от космических станций-- за их пределами нет ни воздуха, ни условий для жизни. Полностью терраморфирован лишь десяток. Это место проживания элиты, и кого попало туда не пускают. Прочие же колонии-- придатки этих планет: одни расположены около шахт, другие-- около фабрик, третьи-- рядом с выходом в гипер. Все колонии очень сильно зависят от внешних ресурсов (продукты питания, топливо для системы жизнеобеспечения и так далее); корпорации следят за тем, чтобы ни одна колония не смогла жить на самообеспечении и не попыталась бунтовать против метрополии.
  • Корпорации. Властелины большей части галактики. По сути деда, в большей части царит плутократия. К тому же есть Союз Независимых Миров, который позиционирует себя как хранителя демонкратических ценностей, однако сил хранить эти ценности у него нет. Он вынужден постоянно бороться с сепаратизмом внутри себя и тем, что корпораты всеми правдами и неправдами стараются поставить его в экономическую зависимость. Так же тёмная импе… Ой, простите. Федерация Сол. Милистаристическое закрытое государство, где царствует трансгуманизм и псионики. Про него ходит много страшных слухов, а ещё он обладает мощным флотом и войсками. Самое большое пугало в галактике, однако у него не так много ресурсов, чтобы вести полноценную войну.
  • Минутка истории. Все эти фракции-- корпорации, Союз и трансгуманисты-- были когда-то единым союзом, образованным сразу после того, как восстановили гипертоннели. Идеологический раскол, разногласия насчёт трансгуманизма и псионики привели, однако, к гражданской войне. Которая закончилась развалом союза, когда богатые ресурсами планеты просто послали на фиг всех, кто хотел воевать. Противники трансгуманизма стали Союзом, ярые сторонники забились в угол галактики и основали Ферерацию Сол, а остальные попали под власть корпораций.
  • Как устроены государства. По сути дела, каждое государство или его подобие (владения отдельной корпорации) обладает несколькими планетными системами, разбросанными в разных концах галактики, но соединённых сетью гипертоннелей. Большая часть тоннелей принадлежит какой-то фракции, входы-выходы в них жёстко контролируются; а ещё есть дикие, неучтённые и нестабильные тоннели, которыми пользуются контабандисты. У тоннелей разная пропускная способность и стабильность, а потому одних стратегическое значение выше, чем у других.
  • Нет инопланетян, только трансгуманизм. Люди одиноки во вселенной, однако есть биотехнологии. Жители отдельных колоний изменили себя до неузнаваемости. Есть нечто вроде упырей-- воскрешённые мёртвые люди, живущие за счёт электроники.
  • Псионика. На одной из планет терроформинг не полностью уничтожил биосферу, в результате люди начали страдать от смертельной болезни, которая, однако, наделяла человека сверхспособностями. Болезнь научились лечить, но потомки тех, кто пережил её, тоже проявляли способности к псионике, которые можно было усилить, используя возбудитель болезни. Побочным эффектом была малая психическая стабильность псиоников. По этой причине и из-за большого количества смертей среди испытуемых исследования псионики были запрещены, и именно это и стало началом раскола между будущим Солом и будущим Союзом.
  • Бластеры. Плохо пробивают ауру псиоников, сравнительно неплохо пробивают силовые поля. Пули оные поля не пробивают, да и вообще в силовых куполах летают плохо, а потому огнестрельное оружие списано в утиль. Зато из-за того, что бластерные заряды очень яркие, тёмные очки и шлемы стали обязательным элементом снаряжения тех, кто не хочет получить ожог сетчатки. Поэтому же в ходу не_световые, вполне себе материальные, но весьма высокотехнологичные клинки.

Уф, всё. Ваши мысли? ) Наверное, подобная фигня была тысячу раз, но если бы я её не написала, она бы меня разорвала изнутри.

16 комментариев

avatar
Почему материальные и высокотехнологичные клинки пробивают то, что не пробивает огнестрел?
avatar
Патамушта они двигаются медленнее пули. Пуля замедляется, становясь безвредной, а клинок-- нет.
Не помню, в какой фантастике так объяснялось.
avatar
Дюна. Но там было чуть иначе — была особая техника боя на ножах, когда ты специально замедляешь удар перед самыс-самым протыкиванием.
avatar
В дюне. Ну ок, а какой профит в медленном взмахе меча?
avatar
Медленный, это вероятно в том смысле, что медленнее пули.
«Силовое поле» для нужд сеттинга может работать так:
1. Объекты со скоростью N и N+ отражает подобно зеркалу (куда бог пошлет).
2. Объекты со скоростью N- не отражает.
3. Газы и мелкие частицы — частично просачиваются.
Пули будут отлетать, мечи и огнеметы — пролетать. Заряды бластеров будут частично проходить, частично гаситься щитом.
avatar
И мне понравилось.
avatar
Я такой мир вожу уже 15 лет. Технически он космоопера, но на некоторых планетах в полный рост киберпанк. А на некоторых — хардкор сурвайвал!
avatar
есть Союз Независимых Миров, который позиционирует себя как хранителя демонкратических ценностей
все ясно с вашей демонкратией…
avatar
Очепятка в тему )
avatar
Определений киберпанка много. И в некоторых (читай, моем) наличие космоса мало что меняет в сюжете и стиле. Практически ничего не меняет, см. Luna: New Moon. Засим непонятна нужда в новом термине.

А в жеском сайфай уже киберпанк мало что меняет. Космоопера в которой жить тяжко это реалистичная и пессимистичная космоопера, см. Revelation Space. Засим непонятна нужда в новом термине.

Наконец, меня подмывает сделать вывод что одна из характерных черт киберпанка, локальность происходящего, идет в прямой разрез с аналогичной в космоопере.
avatar
локальность происходящего, идет в прямой разрез с аналогичной в космоопере.
Ничего не мешает иметь локальность происходящего в небольших доменах, разделенных километрами или парсеками.

Особенно если преодолеть эти расстояния сложно не из-за технологических ограничений, а из-за социальных.

К примеру, жители «киберпанк-регионов» все сплошь от рождения получают черную генетическую карту (и неважно, что они на самом деле не чернокарточники, просто такова жизнь), а билет на самолёт космолёт не судьба купить тому, у кого генкарта ниже зеленой.

И вот у нас как бы космоопера, но и как бы киберпанк в локальных доменах.
avatar
Так я ведь согласен. Сеттинг «Земля, наше время», тоже покрывает и военную драму и комедию. Постановка вопроса была не про сеттинг, а про произведение.
avatar
Наконец, меня подмывает сделать вывод что одна из характерных черт киберпанка, локальность происходящего
На основе чего вывод? Или вы «Лавину» и «Нейромантика» за киберпанк уже не держите?

Космоопера в которой жить тяжко это реалистичная
Добро пожаловать в 40-е тысячелетие.
avatar
Любопытно как ты вычеркнул «пессимистичная». Но ты прав, между ними лучше поставить «или».

Лавина и Нейромантик прекрасны, но мы ведь говорим о субъективном? У меня ощущения эпичности от них не было. Но соглашусь что это слабое место моих аргументов ;)
avatar
Термин придумала не я. А тем, кто придумал, он был зачем-то да нужен. Может, чисто для того чтобы книжку продать, не знаю. В любом случае, слово удобное.
avatar
В любом случае, слово удобное.
Самый лучший ответ, чесслово
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.