Лытдыбр: о мракобесии

Ехал недавно в метро, листал книгу «Истоки христианского культа».

Странный выбор? Ну я так подумал, что когда страну заволакивает религиозным РПЦшным мракобесием, читать такие книги в метро очень актуально. К тому же и книга любопытная, если конечно учитывать, что она издана в 1985 и на каждой странице то Энгельс, то Маркс, то Ленин со своими нравоучениями. Правда читать её с позиции юного инквизитора не получается, тяжело абстрагироваться от этого мира. Но я еще попробую.

Так вот, читаю я её читаю и тут мне в голову приходит дивная думка:

«Воинствующий атеизм — это тоже мракобесие».

Немедленно кидаю это смской моему лучшему игроку, чей персонаж — инквизитор в Отделе Религиозного Контроля… и чуть погодя приходит чудесный ответ:

«Это обычное скудоумие + энтузиазм. Моя программа пропаганды направит их в нужное мне русло».


Больше всего меня порадовало местоимение «мне»

P.S. На стену не влезло.
  • нет
  • avatar
  • +5

9 комментариев

avatar
Вы говорите христианство так, будто в этом есть что-то плохое.
avatar
Религия — нет. Вера — это личное дело каждого. И идеи неплохие-то.
А вот церковь — да. Это действительно что-то не очень хорошее...


avatar
А вот церковь — да. Это действительно что-то не очень хорошее...

В той же степени не очень хорошее, как и любое государство и вообще любое крупное объединение людей.
avatar
Тут стоит разделять этическую и моральную составляющую веры (которая, по-хорошему, к религиозной идее не привязана жёстко, а косвенно сцеплена лишь с философской картиной учения и вытекающей оттуда шкалой ценностей — то есть сцеплена не на поверхностном уровне, но и не намертво) и другие — культово-обрядовую, например. Деление на «хорошую» веру и «плохую» религию — оно в целом весьма наивно (я не касаюсь сейчас вопроса взглядов автора), но сверх того ещё и неверно не только по причинам, которые упоминает ниже Sidhe. Картина мира религиозного человека — это не только этические установки, и вера — это не только абстрактно неплохие идеи.
avatar
Что воинствующий атеизм (в отличие от активного — не агрессивного — просветительства)- по сути обычно религиозный фанатизм, это вроде широко известный факт. Вообще любая воинствующая позиция обычно растёт из тех же корней — подпитывающие её психологические механизмы в целом схожи, а основание не столь важно. Когда дерутся между собой, скажем, агрессивные сторонники марки X и марки Y, яростные сторонники разных политических взглядов или даже, к примеру, какие-нибудь сторонники исторического фричества и сторонники традиционной истории, то в большинстве случаев там мало специалистов, истина большинство вовлечённых в активность людей волнует мало, а вопрос в конфликте личных убеждений, если копнуть, и, упрощённо, «моя стая лучше, потому что моя, а идол другого племени — неправильный идол, это же так, потому что всем понятно». Это совершенно не значит, что в предметах их споров непременно нет возможности разобраться — просто обычно людям это не особо надо для комфорта и даже мешает. «Не по хорошу мил, а по милу хорош».

Это, к сожалению, связано с особенностями человеческой мотивации и психики в целом. Социальная-то сторона по большей части на этом и строится — и успешные социальные институты тоже.
avatar
Это, к сожалению, связано с особенностями человеческой мотивации и психики в целом.
Да, к сожалению. И почитав всякие интернеты (политические новости, исторические обзоры, да и книги) — приходишь к выводу: с годами лучше ничего не становится.

И неизбежно задаешься вопросом: а неужели ничего нельзя изменить? Почему мы, человеки, такие? Что стало причиной таких особенностей? Биохимия, история, история культуры, религия? Можем ли мы стать другими — и как?

Или это неизбежный период в развитии человечества как вида, развития разума? Как подростковый бунт против родителей и себя?

Да, вопросы уже выходят за рамки темы и рамки ресурса вцелом.
avatar
Что именно? Эта базовая мотивация — желание принадлежать к «стае» и желание её возвеличивать и воспринимать как лучшую и верную. Оно закреплено эволюционно — мы стайные приматы. Человеку нужно психическое поощрение. В устройстве нашей психики — почти чистая биология, тут никаких романтических слов не надо.

С другой стороны, стоит понимать, что очень жёстко закреплённые в нас механизмы — бунт против которых, видимо, невозможен с сохранением наших биологических тушек, как минимум на статистических масштабах (отдельные уникумы не в счёт) — в целом просты. Обманывать их несложно — скажем, что наше хобби, что компьютерные игры, что многое другое эксплуатируют те же механизмы поощрения, которые развивались в совсем иных условиях и для других целей. Наше устройство требует ощущения защищённости и периодических поглаживаний своего эго, а вот связано последнее с нахождением вкусных фруктов или победой над несуществующими драконами несуществующим паладином — это нашей психике плевать. Потому тут как с любыми другими законами природы — нарушить нельзя, но обойти можно. Мы же не приспособлены летать — но вот строим всякие летающие машинки. Многое меняет просвещение, культурная среда и шаблоны — не меняет источник мотиваций, но направляет импульсы в иное русло.

Что до развития социума — оно, надо понимать, не линейно и вообще во многом произвольно. Если ставить задачу — это задача не хуже любой другой. Опять-таки, красивые словеса тут во многом только закрывают картину — на деле всё просто (в смысле постановок задач и основных причинно следственных связей, а не сложности исполнения, конечно). Не надо ударятся в философию. Другое дело — а зачем это надо менять в глобальных-то масштабах и не обойтись ли меньшими переменами?
avatar
Советую почитать двухтомник Маркова «Эволюция человека».
avatar
Вряд ли тут Марков полезен (хотя он популяоно даёт один из вариантов эволюционного происхождения религии, но генезис-то человеку, кажется, не важен). Скорее уж всё-таки психологов — если подумать про роль человека в социуме. Ну и историков — чтобы посмотреть на социум и не считать, что совсем уж ничего не меняется.

Если, например, хочется посмотреть экстремистские варианты в этом смысле… ну, вот Хомяк в своё время признавался в любви к Opus minimum от stelazin в LJ, который порой грешит редукционизмом в методологическом плане, но зато очень полезен в смысле шоковой терапии от философского подхода, продемонстрированного в ответе на мой пост выше. Интересно порекомендовать это — не как ответы, но зато как генератор немалого числа вопросов.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.