Лытдыбр: о мракобесии
Ехал недавно в метро, листал книгу «Истоки христианского культа».
Странный выбор? Ну я так подумал, что когда страну заволакивает религиозным РПЦшным мракобесием, читать такие книги в метро очень актуально. К тому же и книга любопытная, если конечно учитывать, что она издана в 1985 и на каждой странице то Энгельс, то Маркс, то Ленин со своими нравоучениями. Правда читать её с позиции юного инквизитора не получается, тяжело абстрагироваться от этого мира. Но я еще попробую.
Так вот, читаю я её читаю и тут мне в голову приходит дивная думка:
«Воинствующий атеизм — это тоже мракобесие».
Немедленно кидаю это смской моему лучшему игроку, чей персонаж — инквизитор в Отделе Религиозного Контроля… и чуть погодя приходит чудесный ответ:
«Это обычное скудоумие + энтузиазм. Моя программа пропаганды направит их в нужное мне русло».
Больше всего меня порадовало местоимение «мне»
P.S. На стену не влезло.
Странный выбор? Ну я так подумал, что когда страну заволакивает религиозным РПЦшным мракобесием, читать такие книги в метро очень актуально. К тому же и книга любопытная, если конечно учитывать, что она издана в 1985 и на каждой странице то Энгельс, то Маркс, то Ленин со своими нравоучениями. Правда читать её с позиции юного инквизитора не получается, тяжело абстрагироваться от этого мира. Но я еще попробую.
Так вот, читаю я её читаю и тут мне в голову приходит дивная думка:
«Воинствующий атеизм — это тоже мракобесие».
Немедленно кидаю это смской моему лучшему игроку, чей персонаж — инквизитор в Отделе Религиозного Контроля… и чуть погодя приходит чудесный ответ:
«Это обычное скудоумие + энтузиазм. Моя программа пропаганды направит их в нужное мне русло».
Больше всего меня порадовало местоимение «мне»
P.S. На стену не влезло.
9 комментариев
А вот церковь — да. Это действительно что-то не очень хорошее...
В той же степени не очень хорошее, как и любое государство и вообще любое крупное объединение людей.
Это, к сожалению, связано с особенностями человеческой мотивации и психики в целом. Социальная-то сторона по большей части на этом и строится — и успешные социальные институты тоже.
И неизбежно задаешься вопросом: а неужели ничего нельзя изменить? Почему мы, человеки, такие? Что стало причиной таких особенностей? Биохимия, история, история культуры, религия? Можем ли мы стать другими — и как?
Или это неизбежный период в развитии человечества как вида, развития разума? Как подростковый бунт против родителей и себя?
Да, вопросы уже выходят за рамки темы и рамки ресурса вцелом.
С другой стороны, стоит понимать, что очень жёстко закреплённые в нас механизмы — бунт против которых, видимо, невозможен с сохранением наших биологических тушек, как минимум на статистических масштабах (отдельные уникумы не в счёт) — в целом просты. Обманывать их несложно — скажем, что наше хобби, что компьютерные игры, что многое другое эксплуатируют те же механизмы поощрения, которые развивались в совсем иных условиях и для других целей. Наше устройство требует ощущения защищённости и периодических поглаживаний своего эго, а вот связано последнее с нахождением вкусных фруктов или победой над несуществующими драконами несуществующим паладином — это нашей психике плевать. Потому тут как с любыми другими законами природы — нарушить нельзя, но обойти можно. Мы же не приспособлены летать — но вот строим всякие летающие машинки. Многое меняет просвещение, культурная среда и шаблоны — не меняет источник мотиваций, но направляет импульсы в иное русло.
Что до развития социума — оно, надо понимать, не линейно и вообще во многом произвольно. Если ставить задачу — это задача не хуже любой другой. Опять-таки, красивые словеса тут во многом только закрывают картину — на деле всё просто (в смысле постановок задач и основных причинно следственных связей, а не сложности исполнения, конечно). Не надо ударятся в философию. Другое дело — а зачем это надо менять в глобальных-то масштабах и не обойтись ли меньшими переменами?
Если, например, хочется посмотреть экстремистские варианты в этом смысле… ну, вот Хомяк в своё время признавался в любви к Opus minimum от stelazin в LJ, который порой грешит редукционизмом в методологическом плане, но зато очень полезен в смысле шоковой терапии от философского подхода, продемонстрированного в ответе на мой пост выше. Интересно порекомендовать это — не как ответы, но зато как генератор немалого числа вопросов.