Магия: искусство или наука?
Чего-то мне голову вторые сутки подряд сверлит идея современного фэнтези-мира (привет джинсовым эльфам), в котором есть два вида магии. Один из них называется Искусством и является древним видом магии, который «не от мира сего» и вообще чужд рациональным объяснениям того, как он работает. А второй — Магическая Наука, которая активно использует в своих заклинаниях достижения современной науки, и включает в свои спелл-листы такие научные термины, которые маги Искусства с первого раза даже не выговорят.
42 комментария
И выдавать один за оригинальные заклинания магов науки, а другой за искусства.
Две принципиально разные магические системы с различными космологиями и игровыми сущностями были бы намного интереснее. Пока один персонаж пытается постичь некую научную формулу и приспособить к той или иной задаче, маг-артист будет пытаться почувствовать желаемые чары, и вдохновиться на их воплощение. Например. Я не знаю.
Mage: the Ascension — Традиции и Технократия?Технократы используют волшебные атомные бомбы, волшебные бластеры и волшебную генетику, для выведения волшебных мутантов (не догадываясь обо всём этом безобразии ведь Консенсус на их сторо… а нет, не на их =).
В сущности — система магии одна и та же. В то время, как Традиции — это банда разнородных фриков, тоже загнанных в рамки одной, не вполне рабочей, магической системы.
Там отдельные фракции, вроде Культа Экстаза — это что-то с чем-то, это просто стоит почитать… всем сенсатам сенсаты, и всем артистам артисты.
А те же Виртуальные Адепты могут и не особо-то и отличаться от Технократии. Ну и так далее…
И тут у них возник конфликт терминов — местные под «инферно» понимали зажигательные бомбы, а они — выплеск энергии «демонического» слоя. И очень долго они с комиссаром друг другу мозги кочкали на тему применения магии на войне.
А потом до персонажей «дошло». А какая идея пропала… :(
Если кусочек свинца, выпускаемый ружьем летит быстрее арбалетного болта, но в ружье я не чувствую магии — это не означает, что там нет магии. Это означает, что ружье создал волшебник, который круче меня и маскировал чары. Чтобы их не развеяли..
По крайней мере, насколько я слышал, делались изначально.
Магия — это инструмент.
Те, кто хотят сделать его доступным всем и каждому (а значит — всем и понемножку) — подходят к магии, как к науке. Те, кто хотят достичь вершин в магическом искусстве…
P.S. Аналогия:
«Искусство программирования для ЭВМ», Дональд Кнут.
Но
Computer science.
It's magic.
Пути по методам магии в комплект не входят.
А можно без подобного юмора обойтись?
Пожалуйста.
Но: можно обойтись без таких картинок на полтора метра и не несущих смысла? Пожалуйста.
Ответная просба, можно писать поменьше малозначимых комментариев, вроде того, который отправил выше. Я не стану на него отвечать и считаю, что мое замечание к первому комментарию было вполне оправданным.
Это конечно хорошо — быть спокойным и равнодушным — если есть другие эмоциональные раздражители. У меня с ними все довольно плохо. Вот имка вполне себе эмоциональный раздражитель. Нет, я не кормлюсь от срачей эмоциями :) Все не настолько… п`ошло.
комментарий удаляю, но тебе на почту, думаю, он придет.
Чтобы яснее выразить свою позицию: мое замечание касательно магии, было вызвано исключительно тем фактом, что я не являюсь «спокойным и равнодушным» по этому вопросу, а, как раз, наоборот.
Магия, в первую очередь — первобытная форма религии, во вторую — система мышления, чьи особенности я перечислять не буду, хотя насколько научная и религиозная системы пересекаются с ней — отдельный и очень интересный вопрос, о котором я бы с радостью поговорил отдельно же. И в третью — мем из популярной культуры, широко практикующийся в кино, литературе, других направлениях и, в частности в ролевых играх, каким-то боком относящихся к жанру фентези.
В этой теме, я надеюсь мы говорим о последнем «определении» магии — об этом её узком контексте. Один из очень полезных игровых принципов заключается в том, чтобы не играть с людьми, которые не могут отделить игру от реальности и в частности, в таких аспектах, как «игрового себя» и «настоящего себя», а также «общепринятые реалии нашего мира» от «принятых в игре реалий сеттинга». Ну и следить за тем, чтобы отношение к происходящему не переходило разумные рамки.
Так вот, с человеком который верит в магию, и не может, играя в ДнД отделить своё «реальное знание» от «игрового» и влиться в игру я бы играть не стал/перестал.
Тоже, наверное, касалось бы знатока физики и инженерного дела, если бы он начал бы навязывать свое видением мира. И вообще, как ты понимаешь, любого, кто бы по любой причине подобным занимался, отказываясь при этом прекратить. К сожалению, навыки убеждения и логики срабатывают далеко не всегда.
Так вот, магия внутри ролевой игры — такая же модифицируемая под нужды игроков и мастера реалия, как и наличие или отсутствие фентезийных рас, или двух солнц, или количества жизней у кошек. В игре главенствует воображение, а не физика, или симпатическая магия (кому что больше по нраву), и если автор игры/мира так видит — пускай у него так и будет. Если ты хочешь играть у этого мастера, вместе с ним, в его мире и с его магией — играй в то, что есть (что не отменяет возможность обсуждения/улучшения, но она — исключительно опциональна). Нет — нет.
Нет критической необходимости никого ни в чем переубеждать. Просто, если человеку скучно или не нравится на твоей игре — ты либо адаптируешься к ситуации, чтобы разнообразить его игру, так как ему нравится, либо не адаптируешься и ваши пути расходятся.
*/Will of text At Wall*
В этой суровой реальности не оставляют места для магии — и её втюхивают всякие шарлатаны, спекулируя любовью человека к мистике, загадкам, высшим силам, тайным знаниям и прочему (Ленка, ты представляешь, моего мужа бабка Аглая от пьянства заговорила, он уже месяц не пьет).
При этом я понимаю, что систем описания магической картины мира существуют десятки (если не сотни), и, к примеру, система магии в AD&D хоть и весьма ограничена, но вполне возможна.
Играя в рамках ограниченной системы (AD&D, скажем), я буду мыслить и действовать в рамках надсистемы. Комбинировать заклинания, силы, эффекты, методы возможно, более эффективным образом, чем мастер :)
Сила многоопытного волшебника не в том, что он умеет кидать мегакрутые (?) спеллы 9 круга, а в том, что он врубается, КАК магия работает.
И способен, глядя на внешние признаки кастуемых заклинания, сказать, что именно кастуется, какой оперативный уровень противника и так далее, и тому подобное.
Фактически, многоопытный волшебник способен просчитать ситуацию.
Волшебник-ученый сделает это при помощи формул и математики.
Волшебник-практик — на основе опыта и с помощью интуиции.
Именно такой вруб помогает волшебнику создавать и проводить ритуалы. Без понимания взаимодействия сил, участников и принципов волшебник обречен слепо копировать чужие заклинания и плыть в кильватере Учителей. Он не волшебник, он magic user.
Многоопытные физики способны просчитывать реальный мир точно так же — по следу на фотопластинке «угадывать» элементарную частицу. И то же самое в других областях человеческого знания.
P.S. Математика — наука или искусство?
Улавливаешь? =)
Впрочем, чем менее предсказуема магия (читай, чем более сильно она зависит от желания левой пятки мастера) — тем дольше займет процесс вруба.
И, играть в мире, где мастер к магии относится как «а, это какая-то там хрень, которая как-то работает, но меня не интересует как и объяснять я тебе тоже не буду!!!!11» играть я не смогу.
Нет, не улавливаю ;-)
Но ты можешь во всех подробностях рассказать о своем видении магии в собственном, личном блоге, и я даже с интересом почитал бы.
… Просто дополни картину, нарисованную Ванталой. Вот, мол, есть вид магии, который работает от вдохновения, является творческим актом и сопряжен с созданием чего-то изящного, эффектного, детального, подробного завершенного. С другой стороны есть магия, которая работает по формулам, опирается на все методы валидации и верификации (воспроизводимость, робастность, линейность, точность, сходимость и пр), поддается выявлению закономерностей. А с третьей стороны — магия, порождаемая вот тем самым словом, которое тебе не понравилось. Перфомансами с обмазыванием говном на публике, факельными шествиями в костюмах феечек, концептуальной демонстрацией прогорклого масла под солнцем, эксгибиционизмом на пирамиде из унитазов, хоровыми пениями карликов, верхом на баранах. И это все порождает магию наравне с первыми двумя типами.
Чем тебе не ритуал?