Об игроках-идиотах и мастерах-козлах
Регулярно на форумах можно увидеть горький плач мастера «игроки — тупыри, делают какую-то фигню». И столь же регулярно — плач игроков «а-а, мастер козел, ведет по рельсам и режет заявки». Не исключая того, что на белом свете действительно существует некое ненулевое количество клинически глупых игроков и шизоэпилептоидных мастеров, умеющих играть только сами с собой, надо все же сказать, что в подавляющем большинстве случаев такие плачи вызваны вовсе не этим.
Как правило, жалобы на взаимную «тупость» на самом деле обозначают отсутствие взаимопонимания между мастером и игроками. Грубо говоря, мастер ведет одно, а игроки (или один из игроков) играют совсем в другое. Для мастера, в его картине мира, заявки игроков кажутся «тупыми» и «неадекватными», а для игрока, в его картине, те же заявки выглядят совершенно адекватными и логичными, и он не может понять, почему мастер на них так странно реагирует.
Естественно, тут всплывает вечный вопрос «кто виноват?». Я считаю, что в обыденной жизни, если случились проблемы с взаимопониманием, то в 70% случаев это — вина коммуникатора. Если тебя неправильно поняли — значит ты недостаточно понятно говорил. Да, остаются еще 30%, в которых проблема в том, что тебя не хотели понимать. «Тупость» и «глупость» — это обзывательства, а не объяснение. Даже не очень умному, мягко говоря, человеку как правило можно все объяснить. При одном условии — если он тебя слушает и искренне старается тебя понять.
Яркий пример того, как выглядит ситуация «игрок не хочет понимать мастера» можно найти в моем разговоре с Астионом в треде про бросание добра в воду. Там продемонстрирована очень четкая и предельно ясная позиция «мне пофиг, что мастер мне пытается втереть, у меня есть в голове образ того, во что я хочу играть и я буду играть именно в это, а если мастер мне мешает — он козел и рельсовод». Понятно, что достичь взаимопонимания с таким игроком невозможно и у мастера остается два варианта — либо полностью подстроится под игрока и водить именно то, что он хочет, либо расстаться с игроком на этапе предигровой подготовки.
В ситуации игры и проблем с пониманием межу мастером и игроками для меня существует довольно надежный операциональный критерий определения того, на чьей стороне проблемы: если в группе из 4-5 игроков трое-четверо играют в то, что мастер ведет, а один — во что-то свое, то проблемы с пониманием скорее всего у игрока. Если же вся группа или хотя бы половина ее мастера не поняли — то это фейл мастера, значит плохо объяснил.
Вообще, по-моему, одна из основных, может даже самая важная обязанность мастера — обеспечить когерентность воображаемого мира в головах всех играющих. Мастер должен выступать в роли камертона и помогать игрокам сонастроится для того, чтобы играть всем вместе в одну игру. Эта настройка идет и в предигровом загрузе, и по ходу игры — в описываемых мастером реакциях мира на действия персонажей, и во внеигровых обсуждениях. По моему опыту удачная сонастройка обеспечивает больше половины успеха игры. И ей надо уделять очень много внимания и сил.
Но даже при идеальных действиях мастера, сонастройка окажется успешной только в случае, если игроки готовы настраиваться и подстраиваться.
Ну а если не получилась — значит пойдет плач про «игроков-идиотов» и «мастера-козла».
Как правило, жалобы на взаимную «тупость» на самом деле обозначают отсутствие взаимопонимания между мастером и игроками. Грубо говоря, мастер ведет одно, а игроки (или один из игроков) играют совсем в другое. Для мастера, в его картине мира, заявки игроков кажутся «тупыми» и «неадекватными», а для игрока, в его картине, те же заявки выглядят совершенно адекватными и логичными, и он не может понять, почему мастер на них так странно реагирует.
Естественно, тут всплывает вечный вопрос «кто виноват?». Я считаю, что в обыденной жизни, если случились проблемы с взаимопониманием, то в 70% случаев это — вина коммуникатора. Если тебя неправильно поняли — значит ты недостаточно понятно говорил. Да, остаются еще 30%, в которых проблема в том, что тебя не хотели понимать. «Тупость» и «глупость» — это обзывательства, а не объяснение. Даже не очень умному, мягко говоря, человеку как правило можно все объяснить. При одном условии — если он тебя слушает и искренне старается тебя понять.
Яркий пример того, как выглядит ситуация «игрок не хочет понимать мастера» можно найти в моем разговоре с Астионом в треде про бросание добра в воду. Там продемонстрирована очень четкая и предельно ясная позиция «мне пофиг, что мастер мне пытается втереть, у меня есть в голове образ того, во что я хочу играть и я буду играть именно в это, а если мастер мне мешает — он козел и рельсовод». Понятно, что достичь взаимопонимания с таким игроком невозможно и у мастера остается два варианта — либо полностью подстроится под игрока и водить именно то, что он хочет, либо расстаться с игроком на этапе предигровой подготовки.
В ситуации игры и проблем с пониманием межу мастером и игроками для меня существует довольно надежный операциональный критерий определения того, на чьей стороне проблемы: если в группе из 4-5 игроков трое-четверо играют в то, что мастер ведет, а один — во что-то свое, то проблемы с пониманием скорее всего у игрока. Если же вся группа или хотя бы половина ее мастера не поняли — то это фейл мастера, значит плохо объяснил.
Вообще, по-моему, одна из основных, может даже самая важная обязанность мастера — обеспечить когерентность воображаемого мира в головах всех играющих. Мастер должен выступать в роли камертона и помогать игрокам сонастроится для того, чтобы играть всем вместе в одну игру. Эта настройка идет и в предигровом загрузе, и по ходу игры — в описываемых мастером реакциях мира на действия персонажей, и во внеигровых обсуждениях. По моему опыту удачная сонастройка обеспечивает больше половины успеха игры. И ей надо уделять очень много внимания и сил.
Но даже при идеальных действиях мастера, сонастройка окажется успешной только в случае, если игроки готовы настраиваться и подстраиваться.
Ну а если не получилась — значит пойдет плач про «игроков-идиотов» и «мастера-козла».
10 комментариев
(Это я к тому, чтобы исключить ситуации, когда в сложившуюся группу приходит новичок — для этой группы — и не въезжает, чего хотят окружающие, а все вокруг думают, что он злобно «портит» всем игру. Хотя окружающие точно так же с не меньшей «злостью» «портят» игру ему. ;))
А то, что на новичка мастер должен тратить при загрузе/генережке в 2-3 раза больше времени и сил, чем на игрока из уже сыгранной команды — это, по-моему, прописная истина.
О да, у меня, кажется, и того больше, но я как бы понимаю почему. Для меня вождение состоит процентов на 70-80 из импровизации, поэтому я даже не пытаюсь предусмотреть до игры больше 20-30%. (Водить стимул пропадает, когда я могу предугадать слишком многое.) Это касается и поведения игроков, увы. Поэтому для меня ошибки неизбежны. :)
А в этом я незнакомого игрока не могу предугадать. Я могу понять, сыграюсь я с игроком или нет, только когда уже играю с ним.