Проблемы отыгрыша чуждых существ, и нужно ли это вообще
Тут в недавнем обсуждении вспомнили компьютерную игру Ascendancy, и я, вспомнив, что сам в далёкие годы в неё играл, решил предаться ностальгии. Кто не в курсе — это древняя Master of Orion-образная космическая стратегия, где все играбельные расы представляют собой Starfish Aliens. Вот тут можно найти их список и описания — в числе существующий во вселенной игры рас есть, например, рептилоиды, для которых стресс является катализатором мыслительных способностей; раса с воинской культурой, не рискующая смертью в бою благодаря фантастическим способностям к регенерации; или разумные телекинетические грибы, практически неподвижные и считающие «бессмысленное» движение злом.
Вот мне стало интересно — были бы для ролевой общественности интересны игры, так или иначе имеющие в качестве основных идей подобных существ — с непривычной физиологией, негуманоидной анатомией и/или нечеловеческой психологией? И, что мне в данном случае особенно интересует, чем именно и в каких аспектах вас бы интересовала тема «чуждых» существ?
Да, в теме, на которую я ссылался, уже прозвучало утверждение о невозможности отыграть таких существ, и я в целом согласен с тем, что это, как минимум, нелегко, но в данном случае меня интересуют только аргументы «за».
К тем, кто будет постить в комментариях указания на игры, где такая тема уже так или иначе была раскрыта (я не сомневаюсь, что такие существуют, и предполагаю, что такие есть и среди знакомых мне, просто я про них забыл), БОЛЬШАЯ просьба не ограничиваться просто указанием названия, а хотя бы в нескольких словах рассказать, что это за игры такие, и как там эта тема раскрыта.
Нет, я не собираюсь в обозримом будущем пытаться раскрыть эту тему сам в своих ванталосеттингах.
Вот мне стало интересно — были бы для ролевой общественности интересны игры, так или иначе имеющие в качестве основных идей подобных существ — с непривычной физиологией, негуманоидной анатомией и/или нечеловеческой психологией? И, что мне в данном случае особенно интересует, чем именно и в каких аспектах вас бы интересовала тема «чуждых» существ?
Да, в теме, на которую я ссылался, уже прозвучало утверждение о невозможности отыграть таких существ, и я в целом согласен с тем, что это, как минимум, нелегко, но в данном случае меня интересуют только аргументы «за».
К тем, кто будет постить в комментариях указания на игры, где такая тема уже так или иначе была раскрыта (я не сомневаюсь, что такие существуют, и предполагаю, что такие есть и среди знакомых мне, просто я про них забыл), БОЛЬШАЯ просьба не ограничиваться просто указанием названия, а хотя бы в нескольких словах рассказать, что это за игры такие, и как там эта тема раскрыта.
14 комментариев
Если бы попытался, то на нечеловеческой психологии сразу крест. Непривычная физиология возможно проканала бы, но в основном в юмористическом контексте.
Что нам нужно «чуждого»?
Мотивацию? Легко. Было бы стройное описание в сеттингбуке, а не невнятное «ну, типа они такие чуждые».
Ввод чувственных данных и способы влияния на окружающий мир? Хорошая система справится. Ну или протез системы в виде художественных описаний.
Способность решать проблемы? Если не вымерли в процессе эволюции, значит способны. А тут еще и в космос вышли.
Слой культурной специфики? Тут главное, чтобы игроку не пришлось зубрить тонну материала (память и свободное время не резиновые).
Понятное дело, что и игроку, и мастеру в голове нужно держать несколько больше, чем при отыгрыше а-ля «я тот же самый Вася, но только эльфийская лучница». Ну так каждому свой уровень.
Во-первых, это банально интересно — пробовать разное.
Во-вторых, хорошо продуманная система взаимоотношений между чуждыми друг другу формами жизни создает необычную дипломатическую картину. И даже, если она продумана ниочинь, может сработать для затравки отдельного сюжета.
В-третьих, может быть интересно играть в контрасты отношений между отдельными личностями (например, игровыми персонажами).
В-четвертых, интересно испытывать на прочность границы обыденного представления о разуме, поведении и даже банально морфологии. В зависимости от серьезности, это может быть хоть лулзом, хоть философским упражнением.
Это только те потенциальные причины, что пришли в голову сразу. Уверен, есть еще куча.
Постскриптумом замечу, что подавляющая часть «чуждых форм жизни» в существующем фикшене «чужда» довольно относительно. Если такая форма способна практически участвовать в игре в качестве игрового персонажа и работать в группе (а не быть чисто умозрительным конструктом), то и играть ее будет сравнительно несложно.
вот с этим не вполне.
Мой опыт игры «не человеком», ограничивается V:tM-ными вампирами (просто потому, что влиянию на персонажа его этики, отводится довольно много места). При этом, сущностные отличия (почти бессмертные, зависимые от крови, способные добывать её преимущественно насилием, психически не стабильные в ряде ситуаций) вообщем-то куда меньше, чем у некоторых алиенов. И играть можно, играют же люди, но старание следовать этому делу как описано, очень сильно нагружают игрока. Просто потому, что игрок не персонаж. И если в других играх, мы чуть чуть смещаем мотивы (я хочу защищать невинных) и реакции (я вызову на дуэль любого, кто оскорбит меня, мою даму или короля) то в случае с нечеловеками мы должны смещать всё это ну очень сильно.
Это не невозможно, но это нифига не просто. И на мой взгляд, если играть в это по хардкору игра будет преимущественно про это. Проэкипаж межгалактической станции, где уживаются представители разных видов или про дипломатов (или детективов) каких-нибудь, которые постоянно перекраивают свой мозг и этику под чужие стандарты, чтобы лучше входить в контакт с чужимы.
В тех же вампирах, на сколько помню прямо рекомендуют брать человечность даже при игре за Шабаш, потому что: 1. Ребят с чуждой этикой не так много как кажется. 2. Это может быть реально сложно играть.
Так что не очень понятно, с чем ты споришь: я выше то же самое, что и ты, сказал. Проясни, если вопрос не исчерпался.
Что касается возможности и невозможности играть подобными существами, тема уже не раз поднимаась в ролевом сообществе и на имочке в том числе. Мне наиболее нравится довод «за», в котором говориться, что люди принципиально способны моделироват нечеловеческую психологию, и это блестяще показано в некоторых литературных произведениях. Так что проблема не в невозможности, а в том, что игроки за нелюдей просто не играют в нелюдей.
Что до игр, в которых тема раскрыта, тут в голову сходу приходят два примера. Первый — это стратегии, где вы играете за нечеловеческие расы. Там достаточное отдаление, чтобы не возникало проблем с вживением в шкуру конкретной особи, но если хорошо прописаны и подкреплены игромеханически особенности расы, то в какой-то момент начинаешь строить тактику и стратегию, исходя из тех же столпов, на которых должна формироваться психология этих алиенов. Наилучшим представтелем данного подхода мне редставляется Endless saga.
Другой вариант — симулятор нечеловеческого мышления, демонстрирует Miegakure, которая все никак не выйдет. Четыехмерный платформер, для игры в который приходится ломать себе мозг, пытаясь выйти за пределы рамок трехмерного пространства. По крайней мере, такой эта игра кажется, судя по рекламным роликам.
Вспомнилась игрушка Monument Valley в стиле картин Эшера.
Хозяин (Хранитель) — другого имени нет, разве что Истинное Имя, но мы его не раскопали. Бессмертный, бесплотный и бестелесный дух, «тело» которого простирается на тысячи километров. За многие годы общения с двуногами он почти начал понимать их язык. Но не понятия/культуру. И двуноги обычно его не понимают.
Ты у него спрашиваешь поправится ли мама, а в ответ тебе на нос садится светлячок. Просишь спасти жизнь умирающего друга, а его засовывают в лазарет, где понятие времени и пространства отсутствует. Милый дух :-)
Несколько «ближе к людям» его супруга — Жар-Птица. Не на столько вечная (всего около 5000 лет). Умеет говорить, нуждается в еде, знает что люди нуждаются в еде. Зачастую выступала посредником о общении с первым.
Дух матери, жизнь — высшая ценность, пацифизм. Гиперопека. Птенец в 30 лет — летать не умеет, он еще слишком мал. Дочка 1,5 тыс лет — недостаточно опытная, за ней нужен пригляд. Нашему дому угрожают враги? Мы отступаем! Уйдем в горы, там то уж выстоим, отгородимся.
С этими чужими было приятно общаться, интересный опыт и для игроков и для мастера.