Ролевые байки и дружеская беседа
Я не считаю НРИ маргинальным хобби, но есть у них одна черта — они не обогащают меня байками, которые можно рассказывать далёким от НРИ друзьям.
Другие хобби всю мою жизнь обеспечивают меня историями, которые можно ввернуть в дружеской беседе, будь то рассказ о снаряде страйкбольного подствольного гранатомёта, приземлившемся посреди полной сонных горе-вояк поляны, или случай, когда у меня во время штурма крепости из рукава кожаной рубахи выпали белые трусы в горошек, причём мужские, причём не мои. Даже далёкие от реконструкции и страйкбола люди понимают комизм ситуации и смеются. Ну или пугаются, если история была не смешная, а стрёмная. А вот историю с последней сессии в сходной манере отмочить пока как-то не удаётся. Даже вопиюще нереалистичная байка в духе «это было давным-давном в каком-то городе» претендует на 0,0001% достоверности и чайную ложку загадочности. Даже анекдот, вовсе не претендующий на достоверность, привлекает тем, что он зародился стихийно и чёрт-те как разлетелся по свету. В то же время описание ситуации из приключения звучит в духе «а вот мы вчера с друзьями придумали небылицу».
Есть, конечно, и исключения. Во-первых, в более вдумчивой беседе интересную историю об НРИ привести легче. Например, при обсуждении литературы можно упомянуть, как ты позаимствовал тот или иной ход для своего модуля, и собеседникам будет интересно узнать, как незнакомые с произведением люди «прожили» этот момент. Ну или можно просто обсуждать написанный модуль как окололитературное произведение — то есть то же самое «а мы тут выдумали небылицу», но с той разницей, что беседа как раз предполагает обсуждение вымышленных историй. Во-вторых, прокатывают истории вроде «мы играли в настольную ролевую игру, а тут Вася подавился кока-колой и она у него из ушей пошла», но это, строго говоря, не история об НРИ.
Может, у кого-то есть интересный опыт того, как НРИ обогатили беседу с теми, кто НРИ не интересуется? Может, кто-то умудряется в качестве интересной темы для беседы ввернуть проблематику взаимоотношений ведущего и игроков, ну или там эпическое недопонимание между игроками, приведшее к комичным последствиям для их персонажей?
Другие хобби всю мою жизнь обеспечивают меня историями, которые можно ввернуть в дружеской беседе, будь то рассказ о снаряде страйкбольного подствольного гранатомёта, приземлившемся посреди полной сонных горе-вояк поляны, или случай, когда у меня во время штурма крепости из рукава кожаной рубахи выпали белые трусы в горошек, причём мужские, причём не мои. Даже далёкие от реконструкции и страйкбола люди понимают комизм ситуации и смеются. Ну или пугаются, если история была не смешная, а стрёмная. А вот историю с последней сессии в сходной манере отмочить пока как-то не удаётся. Даже вопиюще нереалистичная байка в духе «это было давным-давном в каком-то городе» претендует на 0,0001% достоверности и чайную ложку загадочности. Даже анекдот, вовсе не претендующий на достоверность, привлекает тем, что он зародился стихийно и чёрт-те как разлетелся по свету. В то же время описание ситуации из приключения звучит в духе «а вот мы вчера с друзьями придумали небылицу».
Есть, конечно, и исключения. Во-первых, в более вдумчивой беседе интересную историю об НРИ привести легче. Например, при обсуждении литературы можно упомянуть, как ты позаимствовал тот или иной ход для своего модуля, и собеседникам будет интересно узнать, как незнакомые с произведением люди «прожили» этот момент. Ну или можно просто обсуждать написанный модуль как окололитературное произведение — то есть то же самое «а мы тут выдумали небылицу», но с той разницей, что беседа как раз предполагает обсуждение вымышленных историй. Во-вторых, прокатывают истории вроде «мы играли в настольную ролевую игру, а тут Вася подавился кока-колой и она у него из ушей пошла», но это, строго говоря, не история об НРИ.
Может, у кого-то есть интересный опыт того, как НРИ обогатили беседу с теми, кто НРИ не интересуется? Может, кто-то умудряется в качестве интересной темы для беседы ввернуть проблематику взаимоотношений ведущего и игроков, ну или там эпическое недопонимание между игроками, приведшее к комичным последствиям для их персонажей?
51 комментарий
Я вот не интересуюсь футболом, и мне совершенно не интересно, если друзья пытаются со мной о нем говорить. Сам же я тоже считаю невежливым рассказывать о нишевых интересах тем, кто от этого далек.
Единственное что я могу легко использовать — это шутки и афоризмы. Все знают слова «орк», «вампир» или «терминатор». Так что я могу рассказать какую-то байку или шутку и тем, кто далек от НРИ, как буд-то бы это просто часть книги. Почивший Терри Пратчетт вообще создал из нишевых баек целую вселенную — и ничего. Читабельна для всех.
Будь ты гнилозубым сально-патлатым игроком в старый Мир Тьмы, не державшим в руках ничего кроме переводов с ВоД.су, ты не выглядел бы хуже.
маргиналы — это те, кто социально неодобряемы, непонимаемы, непоощеряемые, а не те, кто двух слов связать не может
А если прям совсем по словарю, то «Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.»
3Д-шутеры, пейнтбол — это народу понятно, а ролевые игры, реконструкция, страйкбол — вызывают ассоциацию «придурки какие-то»
Поэтому скажу проще:
— я признаю, что в зависимости от смысла, вкладываемого в слово «маргинальный», НРИ, историческая реконструкция и страйкбол могут как являться, так и не являться маргинальными хобби;
— я не согласен с Францем, который утверждает, что страйкбол «маргинальнее» НРИ, если только Франц не использует какое-то сложное определение понятия «маргинальный», которое делало бы его утверждение верным.
Конкретно Русборг требовал от его организаторов очень хорошо поставленной работы с местной администрацией (гораздо более серьёзной, чем аренда полигона и организация базовых удобств). Учитывая консерватизм региональных чиновников, для реализации такого рода проекта как раз требовалось убедить администрацию в том, что проект поддерживает устанавливаемую в обществе мораль, защищает его традиции и ценности.
Я о более простых вещах говорю: пропаганда физической культуры, распространение интереса к истории. На баннер также обычно вешается «патриотическое воспитание», которое всякий может оценивать по-разному, но вряд ли можно спорить с тем, что оно — мейнстрим. И в связи с этим оно, ВЕРОЯТНО, не является маргинальным. Ничего кроме этого я не имел в виду. Но тут всё опять же упирается в определение.
Он ответил. Как выяснилось, новость ему действительно была в какой-то мере интересна. Мы разговорились. Оказалось, что игнор был обусловлен именно антипатией к реконструкторам, которых он видел как грубых и неприятных людей. Я признал, что таковые среди нас в общем-то встречаются, после чего мы обсудили много общих и интересных тем. Потом он даже играл у меня один ваншот по скайпу. До сих пор иногда общаемся.
Даже с учетом цитаты:
Реконы в подавляющем большинстве случаев — не маргиналы. Начать хотя бы с того, что на реконструкторский обвес нужны немалые деньги, а добывание их связано с тесной жизнью в том самом обществе (крайние случаи типа наследства мимо).
Да, возможно, в их среде есть собственная система ценностей. Апгрейд, так сказать, реальной.
В полном смысле их можно было называть маргиналами, если бы они свою систему ценностей применяли ВНЕ своего сообщества реконструкторов.
Что-нибудь типа «не уступил даме в метро место — получи по е… у мечом» (я очень, очень, очень сильно утрирую).
P.S. И я не рекон :)
Если бы ты травил байки по специфическому для этих хобби контенту, у казуалов бы уши завяли.
А НРИ несравнимо более тяжелое на специфический контент хобби. Там нету побочных и смежных развлечений: вы сидите за столом в окружении рульбуков и чарников (чтобы прочувствоать, читай: «технических справочников и рабочей документации»).
Это распространяется на любое хобби, требующее минимальных специфических для него знаний. Например, мимо меня пролетят все слова в обсуждении происходящего на футбольном поле, а многие мои знакомые будут смотреть на меня пустыми глазами, если я буду пытаться сделать критический разбор какого-нибудь, пусть даже самого мейнстримового, кино. Поэтому что кино, что НРИ, что комиксы, что литературу я всегда буду обсуждать именно с подготовленными людьми.
А что ты подразумеваешь под специфическим контентом? Заставшая врасплох граната, невовремя взорвавшийся гирбокс или богатый комичными моментами штурм к таковому относятся? Если да, то казуалы неплохо такой контент воспринимают. Если ты имеешь в виду более сложные моменты типа преимуществ VII гирбокса над II, то да, о таком байки не особо потравишь.
И я в своём посте как раз порассуждал о том, есть в НРИ свои «весёлые штурмы» или нету их (а имеются только «сложные и специфические гирбоксы»).
То, для понимания чего требуются специальные знания. Граница общего и специального сейчас, конечно, очень сильно размыта.
Это довольно трудно осознать многим из нас, но само понимание процесса НРИ — довольно специальное знание. Я об этом сам забываю, пока не сталкиваюсь со стеной непонимания. Ты им начинаешь рассказывать ситуацию, а они тебе: «Не-не подожжи-ка, а как это всё вообще происходит?»
Не говоря уже о некотором объеме знаний, ставших базовой «системой координат» для большинства «посвященных»: ну там, скажем, термины ДнД или кланы ВтМ.
Возможно, именно то самое «а как оно вообще происходит?» и является для меня внутренним блоком — мне кажется, что какую бы историю я не рассказал, на ней будет лежать метка непонятности, поскольку она родилась в ходе процесса, в оценке ценности которого слушатель не уверен. В связи с этим особенно актуальны слова Свельты о том, что она рассказывает интересные моменты так, будто это эпизод из книги. По сути тот же пересказ вымышленной истории, но слушателю не приходится соображать «а откуда это вообще?»
Вопрос второй: А что такое НРИ, они представляют? :)
Это я к тому, что сложно понять юмор ситуации, которую совершенно не понимаешь. И чем лучше ты врубаешься в ситуацию, тем более тонкий юмор тебе доступен.
P.S. Аррис как-то зашел в подвал к сантехникам. Сидят мужики и ржут. Интересуюсь причиной. Рассказывают короткую историю, к концу уже рассказывать не могут, сгибаются от хохота. Я слушаю и я не в теме, я абсолютно не понимаю, чего тут смешного.
Из последнего — любой человек (кроме совсем уж клинических идиотов) может понять абсурдность ситуации предыстории вампира без упоминания вампиров. Или когда персонаж делает заявку внутри игры, а реагирует реальность. Или бессмертную историю про прятки от солнца в пустыне. Все эти истории рассказывались казуалам и вызывали реакцию. Так что проблема мне кажется (может быть, только кажется) надуманной. Такие дела.
Скорее, мне казалось, что нет баек, интересных далёким от НРИ людям.
У нас сейчас другая «проблема» — проводящиеся игры, оставаясь фаном, почти перестали генерировать байки, которые можно рассказать в своей среде. На сессиях частенько случаются смешные истории, но рассказывать их вне контекста сложно. Потому что никто не поймет, в чем тут юмор и где надо смеяться.
Игры, при всем при этом, удовольствие приносят!
Чаще всего такие беседы у меня проходили в формате «Я вот тут в одной книжке прочитал вот такую ситуацию…, слушай, как ты думаешь, а почему они так поступили / как надо было поступить / почему этот (социальный) механизм работает так?».
По сути я просил консультацию. В процессе таких консультаций вылезали крайне интересные факты.
Например, как ругаются матом на Тайланде аборигены? Как снайперу оборудовать рабочее место в джунглях? Как двумя пальцами обезоружить гопника? И менее приземленные — «что такое эктерриториальность?», «что такое электронная подпись и как она работает?»
Игра как обучение и самообучение, обсуждения по игре — как самообучение.
P.S. По части баек в нашей тусовке были любимы рекурсивные байки — «Мы вспоминаем, как отреагировали окружающие на байку по тематике ролевой игры и смеемся»
А свои истории я оставлю для обсуждения со своими. Чисто для рефлексии и ностальгии.
Хорошая байка — это анекдот, она должна быть понятна без рулбука и мануала.
Применяя тезис
мы приходим к тому, что русские анекдоты американцам непонятны. И наоборот.
«Петька, приборы».
Но сейчас меня это стало мало беспокоить, что там коллеги или люди по другим интересам думают о моем любимом хобби. Я в жизни много чем увлекался и увлекаюсь, чего не понять 95%. Даже о тех же варгеймах я услышал достаточно удивления от сторонних людей аля: «О, взрослые мужики игрушки по столу двигают, что за бред О_о».
Конечный вывод: подобные вопросы у уверенного в себе человека просто не будут возникать. Ибо он знает, чем он занимается, зачем и с кем. И ему нравится это, естественно.
P.S. Хотя недавно стало немного страшно, когда коллега в IT-сфере сказал, что никогда не слышал про The Elder Scrolls и не играет ни во что вообще. Но это ок, он просто интересуется другим — например, играет в профессиональной команде в баскетбол.
Когда в следующий раз будет нужен телепат, я позову тебя. Впрочем, нет, не позову. Потому что непонятно, где в моём посте просвечивает незнание того, чем я занимаюсь.
У меня хватает дел и интересов, чтобы не поднимать тему НРИ. Либо можно просто промолчать и послушать, что другие рассказывают. Это полезно.
А мои друзья, именно друзья, а не люди, с которыми ты травишь байки, слушают с интересом о моих увлечениях (НРИ), а я слушаю об их. Подумай тогда лучше о тех, кто тебя окружает и загляни в себя, раз простая заметка вызвала у тебя тяжелый butthurt.
Я действительно попадал в ситуации, когда я внутри себя вспоминал про случай из игры или вворачивал НРИ-специфическую шутку. Среди друзей мы такие моменты называем «дэнжн головного мозга».
Но просто позже многие вещи распределились по своим местам и меня вообще перестало волновать что кто-то чего-то не понимает. А попытки играть в НРИ с кем-то кроме друзей (водить на конвентах, открытые кампании и прочее) пошли прахом и я вернулся к друзьям, которые меня поддержали.
Меня это тоже абсолютно не беспокоит. Мало того, настоящие друзья, как ты тоже верно заметил — это те, кто будет слушать внимательно и с интересом. Я просто заметил за собой, что ввернуть лёгкую историю про страйкбол или реконс для меня проще. А если я буду говорить с друзьями об НРИ, то это просто будет более вдумчивый разговор. И всё, никаких проблем.
Хорошо, что не стали устраивать срач, а убрали недопонимание = )
Где тут фрустрация?
Диагноз по аватарке? :)
Судя по всему, часть народа вообразила, что я подхожу к пожилым коллегам на работе и начинаю им втирать про преимущества 3d6 над d20 из-за кривой вероятностей. Видимо, нужно было яснее выражаться, поскольку в посте я подразумевал общение с близкими друзьями, которым тема НРИ в целом может быть интересна. И байки я подразумевал не об игромеханике, а о, например, внутриигровых событиях, сложившихся в примечательный рассказ.
Постоянно рассказываю друзьям интересные истории из своей юридической практики. А мой друг-ветеринар постоянно делится байками из клиники, в которой он работает. При этом он никогда не был в суде, а я — на месте ветеринара.
Интересны же (посторонним) байки о людях в необычных/интересных/дурацких ситуациях, а не об их навыках и профессиональной деятельности.