Славянское фэнтези: подводя итоги

Совершенно неожиданно для меня обсуждение первой темы растянулось на множество сообщений, среди которых легко было потярять нить беседы. Тем не менее, автору удалось увидеть пару интересных идей, которые помогли направить мысли в нужное русло.

Итак, как же автор увидел славянское фэнтези? Во-первых, оно «темное», но не в духе неприятного мне Мартина. Во-вторых, оно базируется на фольклорных мотивах (что и неудивительно). Всем нам знакомы сказки, в самом деле русские народные или выдаваемые их авторами за такие. Змей Горыныч, баба Яга, Кощей — известные все лица. Страшно? Нет. Почему? Потому что подаются они в сказке для современных детей, которая имеет своей целью развлечь и не повлиять на психику, скажем так. Аутентичные сказки часто были страшные и, что немаловажно, с плохим концом. Они воспитывали детей, пусть даже через страх. Как заставить ребенка не ходить в темный лес? Расскажи ему сказку про жуткого лешего.

Гениальный фильм «Братья Гримм», но применительно к русским сказкам — вот наша стилистика. Баба Яга смешна до тех пор, пока ведущий игры подает ее как комичного персонажа, пока смерть героя — это забавно, потому что у нас-де сказка для современных детей.

А что если описать ее иначе? Не просто бабка, которую легко провести, пусть она и колдунья. Не зря она пользуется дурной славой, не зря считается колдуньей. Пропадают дети в селении, но крестьяне боятся идти к ней. Суеверия? Не только. Иван, войдя в избу, видит не мерзкую старуху, а приятную молодую женщину, помешивающую котел, из которого торчит детская ручка, на мизинце которого не хватает одной фаланги. Боги, это же кузнеца сын… Иван хватает за саблю, а Яга только хохочет в ответ: «Убери железку, добрый молодец, ничего ты мне не сделаешь, покуда не получишь амулет, что степняков прогнать поможет. Все знаю, все. И возьму я за него десяток младенцев. Выбирай, Иванушка, выбирай: сегодня десять жизней в мой котел или завтра тьма душ под степняковыми стрелами!»

Вот тот антураж, который соответствует славянскому фэнтези.

20 комментариев

avatar
? ??? ????? ???????.
avatar
Есть эта книга, и что же? Кстати, забыл упомянуть, что имеется в виду дохристианская эпоха.
avatar
Да мне предлагаемое фентези зело напоминает отдельно взятые сказки из творчества носатого фольклориста.
avatar
Не нравится — не ешьте, очевидно же. Я просто предложил лично свое видение.
avatar
Я повторюсь, мне из всех подходов к славянским мирам понравился подход Головачева в «Посланнике»: действительно как-то мрачно-серьезно и интересно. Какие-то отголоски подобного ощущались в Лукьяненоских «Дозорах», но все-ж таки не то. Еще вот «Всеслав» чутка интриговал, тот который комикс.
avatar
Прочитав этот пример могу точно сказать, чем мне не угодило фентези: если там герой не «попаданец», то он всегда выглядит как «попаданец». В особенно запущенных случаях «попаданцами» выглядят и второстепнные персонажи.
avatar
В смысле, что аутентичному средневековому персонажу не хватило бы терпения даже до конца Бабу Ягу дослушать, он бы её уже зарубил?
avatar
Он бы решил, что это какая-то неправильная баба Яга, и он не туда пришел.
avatar
Что характерно, в сказках Баба Яга никогда ничего не говорила об оплате.
В интерпретации, которую слышал я, это потому, что она богоподобное существо (отвечающее за смерть) и родственник живым. С родственников плут не берут, и на гостя она напасть не может. Именно поэтому герой всегда первым делом требует у Бабы Яги угощение и баньку — тогда она будет связана традициями гостеприимства.
Собственно, она регулярно похищает детей не потому, что голодная, а потому, что в средние века была большая детская смертность.
И да, обращение к ней за помощью — некромантия, со всеми соответствующими рисками.
avatar
Ну да, Баба Яга совсем не «старичек-квестодатель».
avatar
Я просто привел пример, иллюстрирующий антураж. Такими придирками дойдем до того, что написание баба Яга не соответствует славянскому, поэтому вводить этого персонажа нельзя.
avatar
То как ты написал — это не Баба Яга. Это очередная сиськомагия японского разлива.
avatar
Ладно, пусть она была старая и злая.
avatar
Во-первых, почему сиськомагия?
Во-вторых, что в ней японского?
хотя русского в ней действительно маловато осталось.
avatar
Потому что это японцы любят из любого персонажа/объекта сделать «приятную молодую женщину».
avatar
Про сиськи и слова не было, я хотел указать на то, что зло может скрываться в любой внешности.

Хорошо, это была старая некрасивая злая ведьма, обычная ведьма.
avatar
Ну а так это обычная красивая ведьма. В чём славянскость? Баба Яга вообще персонаж неоднозначный и сложный. Посмотри хотя бы как её в Хеллбое изобразили.
avatar
Хорошо, это была не ведьма, не Яга, молодца тоже не было, зато избушка стоит и по сей день.
avatar
Да хрен бы с ней с бабой ягой. Я бы хотел предложить тебе написать на ближайший Кашевар модуль под МВД, но стилистике славянского фентези. Я думаю тогда можно будет наглядно посмотреть насколько он играбельный получается в твоей интрпретации? Что скажешь? Потому что про вкус фломастеров мы долго препираться будем.
avatar
Это когда будет? А что, тема для всех славянская?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.