Теопанк (что?...)
LegioTitanus написал на стене следующее сообщение:
И я решила, что мне хочется на это слишком пространно ответить, чтобы это уместилось на стене. Поэтому создала тему. Потому что — почему нет?
Во-первых, что такое все эти -панки? Тут у меня два ответа:
1. «High tech, low life». То есть на фоне технического/техномагического прогресса у нас изрядная часть людей по-прежнему живёт хреново, социальное расслоение такое что плакать хочется, а плоды этого самого прогресса используются чтобы убивать и угнетать. Может отсутствовать, как ни странно.
2. Всякие технологические вундервафли. Например, «Летающий замок Лапута» Миядзаки лишён high tech, low life, но выполнен в стилистике стимпанка.
И тут возникает вопрос — а теопанк что такое? Несомненно, в таком мире боги, религия и вера должны играть огромное значение.
Иии у нас давно есть практически чистокровный теопанк. Это старый, злой 40k тысяч способов подохнуть. Хай тек есть? Есть. Лоу лайф? Да уже уж ловее. Команда из экспаладина, еретика, уличного зелота, жреца, ксеноса и альфария, которая приключается на узких глинобитных улочках? Да сколько угодно, это инквизиция называется. Если хочется всего этого без космических кораблей — «Биквин» почитайте. Ну а система — на ваш вкус dark heresy 1 и 2, гневослава, и ещё что-то типа нарративное (маледиктум?). Выберите что из этого наименее неиграбельно.
А теопанк в фентези — новый, но злой Elden ring. Там системы нет, признаю, но сеттинг самое то, ибо а) есть боги внешние, б) есть боги внутренние, и все они отмороженные, потому что по своей психологии реально далеки от тех кто им молится. Есть Горнило, которое вообще хз бог или не бог. Есть некие эмпиреи, которые могут становится слугами богов. Есть маги, которые с одной стороны любят звёзды и Луну, а с другой — сами подражают богам, создавая новые формы жизни и пытаясь создать собственных эмпиреев. Есть Микелла, который вроде пытался создать своё Древо с человеческим лицом, но что-то пошло не так (узнаем в DLC). И наконец у всей этой красоты есть последователи, которые не прочь пооскорблять чувства верующих в других богов посредством вырезания этих самых верующих. Да, мне ОЧЕНЬ нравится мир Элдена, при том что там много не понятно, но страшно интересно.
(Вообще у Миядзаки это вечная тема — боги, которые либо похожи на людей, а потому способные допускать мега-ошибки, как было с богами Тёмных Душ, или боги-ктулхи, какие в бладборне и элден ринге. Но «теопанком» я считаю таки только элден, потому что в тёмных душах они слишком похожи на людей, а в бладборн это слишком лавкрафт, там контакты с древними интересовали людей с научной точки зрения).
А какая мораль? У меня последний день отпуска, я грущу и не знаю на что его потратить чтобы оттянуться на последок. Поэтому про теопанк и написала.
А какие есть НРИ про теопанк? Крутая же идея поиграть в выживание команды из экспаладина, еретика, жреца и уличного зелота на узких глинобитных улочках Ньювавилона! Но Godbound слишком лёгкая система, а переписывать Тенебег под теопанк долго…
И я решила, что мне хочется на это слишком пространно ответить, чтобы это уместилось на стене. Поэтому создала тему. Потому что — почему нет?
Во-первых, что такое все эти -панки? Тут у меня два ответа:
1. «High tech, low life». То есть на фоне технического/техномагического прогресса у нас изрядная часть людей по-прежнему живёт хреново, социальное расслоение такое что плакать хочется, а плоды этого самого прогресса используются чтобы убивать и угнетать. Может отсутствовать, как ни странно.
2. Всякие технологические вундервафли. Например, «Летающий замок Лапута» Миядзаки лишён high tech, low life, но выполнен в стилистике стимпанка.
И тут возникает вопрос — а теопанк что такое? Несомненно, в таком мире боги, религия и вера должны играть огромное значение.
Иии у нас давно есть практически чистокровный теопанк. Это старый, злой 40k тысяч способов подохнуть. Хай тек есть? Есть. Лоу лайф? Да уже уж ловее. Команда из экспаладина, еретика, уличного зелота, жреца, ксеноса и альфария, которая приключается на узких глинобитных улочках? Да сколько угодно, это инквизиция называется. Если хочется всего этого без космических кораблей — «Биквин» почитайте. Ну а система — на ваш вкус dark heresy 1 и 2, гневослава, и ещё что-то типа нарративное (маледиктум?). Выберите что из этого наименее неиграбельно.
А теопанк в фентези — новый, но злой Elden ring. Там системы нет, признаю, но сеттинг самое то, ибо а) есть боги внешние, б) есть боги внутренние, и все они отмороженные, потому что по своей психологии реально далеки от тех кто им молится. Есть Горнило, которое вообще хз бог или не бог. Есть некие эмпиреи, которые могут становится слугами богов. Есть маги, которые с одной стороны любят звёзды и Луну, а с другой — сами подражают богам, создавая новые формы жизни и пытаясь создать собственных эмпиреев. Есть Микелла, который вроде пытался создать своё Древо с человеческим лицом, но что-то пошло не так (узнаем в DLC). И наконец у всей этой красоты есть последователи, которые не прочь пооскорблять чувства верующих в других богов посредством вырезания этих самых верующих. Да, мне ОЧЕНЬ нравится мир Элдена, при том что там много не понятно, но страшно интересно.
(Вообще у Миядзаки это вечная тема — боги, которые либо похожи на людей, а потому способные допускать мега-ошибки, как было с богами Тёмных Душ, или боги-ктулхи, какие в бладборне и элден ринге. Но «теопанком» я считаю таки только элден, потому что в тёмных душах они слишком похожи на людей, а в бладборн это слишком лавкрафт, там контакты с древними интересовали людей с научной точки зрения).
А какая мораль? У меня последний день отпуска, я грущу и не знаю на что его потратить чтобы оттянуться на последок. Поэтому про теопанк и написала.
35 комментариев
Поэтому теопанк — это серия Dominions, которую я не стал упоминать за её «компьютерностью», и, на мой взгляд, нерелевантностью поставленному на стене вопросу.
Upd: а ещё мне внезапно вспомнился «новый» же (перезапущенный в 2013) Shadow Warrior 1-2-3, где мы как раз с богами и взаимодействуем в отличие от досовско-билдовского оригинала. Вполне себе теопанк, правда, с явным привкусом развесистой сакуры.
Поп-расстрига, еретик, уличный зелот, иконоборец, торгаш фальшивыми амулетами — норм типажи персонажей, которым предстоит схлестнуться с паладинами и прочими агентами всесильных
корпорацийконгрегаций.здравым смысломсодержание и пошли уже всякие дизель, био и прочие, где по сути подразумевается лишь наличие определенной стилистики.Мне сейчас кажется более подходящим для описания положения дел. Но акцент, опять же, далеко не везде на «нарушении порядка».
Вот как этот цикл описывают на фантлабе. Мир в котором теологические вопросы разрешаются юридическими конторами, заражение воды древним проклятием устраняют риск-менеджеры магических корпораций, а клерки религиозных хедж-фондов создают полубожественные сущности для финансовых операций с душами.
Следующий цикл который где-то рядом это «Божественные города» Роберта Джексона Беннетта. Великая война положила конец власти континента и Божеств. Теперь Континент лежит в руинах, почти все Божества убиты, остальные исчезли задолго до начала Войны, а жители континента прозябают в нищете. Но иногда наследие богов всё ещё даёт о себе знать.
И лично у меня ассоциации с данным жанром вызывает цикл Гарета Ханрахана «Наследие Чёрного Железа»
Мне кажется что для теопанка важным будет утилитарный, а не сакральный подход к божественности.
т.е. как у Гладстоуна, где теология слилась с менеджментом и юриспруденцией.
ну или как у Беннета, где богов уже собственно нет, а те что есть прячутся. А люди с помощью разного учтённого, описанного и распиханного по складам их наследия продолжают их гнобить.
Можно ли считать теопанком сеттинг компьютерной метроидвании Blasphemous...P.S.: в паломник-кроул и я бы сыграл.
(Зарадикалившийся Эйзенхорн предъявлял претензии к Рейвенору, что тот-де с эльдарскими провидцами советуется, на что Рейвенор ему — «А ты с собой демонхоста таскаешь, блин!». А ещё целого альфария, да)
Плюс, помимо стандартной отмазки «Империум большой, обстоятельства разные», есть ещё некоторые крупные разновидности ксеносов, отказ от даже эпизодической работы с которыми — это скорее признак пуританства инквизитора выше среднего, чем мейнстрим. Как я понимаю, т-нынче-с-апостофом-ау, эльдары, в меньшей степени — орки-фрибутьеры, а также многие меньшие разновидности ксеносов, вроде круутов — штуки, которые инквизицией более-менее изучены и негласно в случае чего признаются меньшим злом. Понятно, что что позволено Юпитеру, не позволено быку, плюс некоторые инквизиторы и огринов-то с ратлингами не признают за людей, но всё равно иметь в команде ксеноса из таких — это не то, что на инквизиторскую вечеринку корзинку с тиранидами притащить.
P.S. upd: ух ты, сколько народа-то про Сороковник отозвалось за десяток минут! А ещё говорят, что тут у нас тихо и малолюдно…
Просто фанаты хотят, чтобы хоть у кого-нибудь в этом гримдарке далёкого будущего была нормальная счастливая семейная жизнь со своей вайфу!На картинке всё не так — примарх Ультрамаринов САМ варит великий суп!1. Во-первых, там было много фильмов (Omen, Warlock, Wishmaster, Necropolis), каждый из которых тему примерно поднимает, но соотносится с реальной же теологией примерно так же как «голливудская компьютерная магия» вроде ввода вируса с клавиатуры — с реальным IT. То есть очень по касательной.
2. Во-вторых, появились они там не случайно, а на волне попыток «оживить» ревивализм (примерно четвёртой по счёту) и ряд других религиозных движений, которые можно условно говоря расположить на отрезке AB, где
Вершина А — это, соответственно, сама идея "мужик, чё ты такой скучный, а? На гитаре играй, реп читай, пой, танцуй, хоть нижний брейк возле алтаря крути, а человека к Богу приведи, понял?" и ряд растущих отсюда феноменов вроде глоссолали.
Ну а вершина B — это, соответственно, попытки данную, весьма здравую на мой взгляд, идею реализовать на практике, где люди пришли к НУ ОЧЕНЬ странным реализациям.
Вот мы с автором на разных полюсах, потому что мне кажется, что SR с её попытками утопить всё в механике — это как раз на редкость дурная система, ну да ладно. Тем более, что раз у нас Ньювавилон глинобитный — то, надо думать, у нас техника ощутимо альтернативная (и вообще бы я там делал не выше стим- и сандалпанка по уровням, ну да это вкусы).
А вот если предлагать ту технологию, которая укладывается в схему Дмитрия «произошёл прорыв в области something-технологий, и теперь всё крутится вокруг something… », то это, видимо, конфликт «крупных индустриальных религий» с «персональным религиозным опытом». В том смысле, что в Ньювавилоне, надо думать, подошли-таки реформистски к объединению местечковых пантеонов и вообще формализовали процедуру: то есть наладили схему, когда у нас есть писаные кодексы поведения и для продвижения в иерархии культа можно полагаться на них, а не на непонятную и трудно толкуемую волю божества через ненадёжных посредников. То есть у нас жрец теперь в большей степени администратор, чем мистик. Кому нужна система, против которой можно бороться — особенно если у нас есть
Традиции против Технократииобладатели религиозных откровений, которые нутром чуют, что вот этот бог — это не то, что нынешняя картинка, и вообще он хочет не того?Как я понимаю, Ньювавилон без труда делается Ньюмемфисом\Ньюфивами (и где-то начинает маячить радикальная ересь злодея Эхнатона) или Римом 1.5 (можно, конечно, НьюИерусалимом с регулярными распятиями и кучей уличных проповедников, террористическими группами зилотов и пр).
«A new god (his priest or priests, that is) will begin at the Marsh Gate and more or less slowly work his way up the Street of the Gods, renting a temple or preempting a few yards of cobbled pavement here and there, until he has found his proper level. A very few win their way to the region adjoining the Citadel and join the aristocracy of the gods in Lankhmar. […] Far more godlets, it can justly be said, play a one-night-stand near the Marsh Gate and abruptly disappear, perhaps to seek cities where the audiences are less critical. The majority work their way about halfway up the Street of the Gods and then slowly work their way down again, resisting bitterly every inch and yard, until they once more reach the Marsh Gate and vanish forever from Lankhmar and the memories of men.»