Теопанк (что?...)

LegioTitanus написал на стене следующее сообщение:

А какие есть НРИ про теопанк? Крутая же идея поиграть в выживание команды из экспаладина, еретика, жреца и уличного зелота на узких глинобитных улочках Ньювавилона! Но Godbound слишком лёгкая система, а переписывать Тенебег под теопанк долго…

И я решила, что мне хочется на это слишком пространно ответить, чтобы это уместилось на стене. Поэтому создала тему. Потому что — почему нет?

Во-первых, что такое все эти -панки? Тут у меня два ответа:
1. «High tech, low life». То есть на фоне технического/техномагического прогресса у нас изрядная часть людей по-прежнему живёт хреново, социальное расслоение такое что плакать хочется, а плоды этого самого прогресса используются чтобы убивать и угнетать. Может отсутствовать, как ни странно.
2. Всякие технологические вундервафли. Например, «Летающий замок Лапута» Миядзаки лишён high tech, low life, но выполнен в стилистике стимпанка.

И тут возникает вопрос — а теопанк что такое? Несомненно, в таком мире боги, религия и вера должны играть огромное значение.

Иии у нас давно есть практически чистокровный теопанк. Это старый, злой 40k тысяч способов подохнуть. Хай тек есть? Есть. Лоу лайф? Да уже уж ловее. Команда из экспаладина, еретика, уличного зелота, жреца, ксеноса и альфария, которая приключается на узких глинобитных улочках? Да сколько угодно, это инквизиция называется. Если хочется всего этого без космических кораблей — «Биквин» почитайте. Ну а система — на ваш вкус dark heresy 1 и 2, гневослава, и ещё что-то типа нарративное (маледиктум?). Выберите что из этого наименее неиграбельно.

А теопанк в фентези — новый, но злой Elden ring. Там системы нет, признаю, но сеттинг самое то, ибо а) есть боги внешние, б) есть боги внутренние, и все они отмороженные, потому что по своей психологии реально далеки от тех кто им молится. Есть Горнило, которое вообще хз бог или не бог. Есть некие эмпиреи, которые могут становится слугами богов. Есть маги, которые с одной стороны любят звёзды и Луну, а с другой — сами подражают богам, создавая новые формы жизни и пытаясь создать собственных эмпиреев. Есть Микелла, который вроде пытался создать своё Древо с человеческим лицом, но что-то пошло не так (узнаем в DLC). И наконец у всей этой красоты есть последователи, которые не прочь пооскорблять чувства верующих в других богов посредством вырезания этих самых верующих. Да, мне ОЧЕНЬ нравится мир Элдена, при том что там много не понятно, но страшно интересно.

(Вообще у Миядзаки это вечная тема — боги, которые либо похожи на людей, а потому способные допускать мега-ошибки, как было с богами Тёмных Душ, или боги-ктулхи, какие в бладборне и элден ринге. Но «теопанком» я считаю таки только элден, потому что в тёмных душах они слишком похожи на людей, а в бладборн это слишком лавкрафт, там контакты с древними интересовали людей с научной точки зрения).

А какая мораль? У меня последний день отпуска, я грущу и не знаю на что его потратить чтобы оттянуться на последок. Поэтому про теопанк и написала.

35 комментариев

avatar
Я запись вида «something-punk» традиционно понимаю как «сеттинг, где всё крутится вокруг something». Киберпанк — вокруг кибернетики, биопанк — вокруг биотехнологий… можно ради шутки даже представить себе некий панко-панк, где быть обычным человеком и не принадлежать к какой-то субкультуре как минимум не модно.

Поэтому теопанк — это серия Dominions, которую я не стал упоминать за её «компьютерностью», и, на мой взгляд, нерелевантностью поставленному на стене вопросу.

Upd: а ещё мне внезапно вспомнился «новый» же (перезапущенный в 2013) Shadow Warrior 1-2-3, где мы как раз с богами и взаимодействуем в отличие от досовско-билдовского оригинала. Вполне себе теопанк, правда, с явным привкусом развесистой сакуры.
Последний раз редактировалось
avatar
Я запись вида «something-punk» традиционно понимаю как «сеттинг, где всё крутится вокруг something».
Исходно, до того как модель затаскалась и обесценилась, предполагалось скорее нечто более узкое: «Произошёл прорыв в области something-технологий, и теперь всё крутится вокруг something, но некоторые не вписались в новые условия, жизнь их тяжела, и вот они в меру сил нарушают установленный порядок».

Поп-расстрига, еретик, уличный зелот, иконоборец, торгаш фальшивыми амулетами — норм типажи персонажей, которым предстоит схлестнуться с паладинами и прочими агентами всесильных корпораций конгрегаций.
avatar
… некоторые не вписались в новые условия, жизнь их тяжела, и вот они в меру сил нарушают установленный порядок...
На ум приходит игра, в которой гностики, неортодоксальные христиане, донатисты, недоговороспособные недобитые язычники (договороспособные переписывают Анубиса в Св. Христофора, Хора — в Св. Георгия, а Исиду с младенцем Хором — вы сами знаете в кого) и так далее не вписались в новый миропорядок после общеизвестного решения Константина (Святого, Равноапостольного, etc, etc) и теперь таки нарушают в меру своих сил. Хотя, помнится мне, Юлиана Отступника уже называли «панком на троне» — почему бы ему не оказаться теопанком;)
Последний раз редактировалось
avatar
«Произошёл прорыв в области something-технологий, и теперь всё крутится вокруг something, но некоторые не вписались в новые условия, жизнь их тяжела, и вот они в меру сил нарушают установленный порядок
Теопанк в этом смысле — это Unsong Скотта Александра, пожалуй. Ну и с большой натяжкой — Salvation War Слейта, но там кто ещё не вписался :-)
avatar
Я запись вида «something-punk» традиционно понимаю как «сеттинг, где всё крутится вокруг something». Киберпанк — вокруг кибернетики, биопанк — вокруг биотехнологий…
Эх, я себя чувствую каким-то старым, потому что для меня легитимны только киберпанк и стимпанк) Изначально то в этих определениях punk был не менее важен, чем something, это потом уже произошла победа формы над здравым смыслом содержание и пошли уже всякие дизель, био и прочие, где по сути подразумевается лишь наличие определенной стилистики.
avatar
Моё имхо, если есть достаточно внятное, не для галочки прописаное something, то «панк» будет. Биопанк автоматически ставит перед собой ряд этических проблем, атомпанк — вопросы экологии, шифропанк — вопросы границ личной свободы и так далее.
Последний раз редактировалось
avatar
для меня легитимны только киберпанк и стимпанк… это потом уже произошла победа формы над здравым смыслом
Можно подумать, она в стимпанке еще не произошла.
avatar
Конечно произошла, но сначала она то она хоть была) А в других случаях даже изначально не было… Хотя вот такое определение
«Произошёл прорыв в области something-технологий, и теперь всё крутится вокруг something, но некоторые не вписались в новые условия, жизнь их тяжела, и вот они в меру сил нарушают установленный порядок».
Мне сейчас кажется более подходящим для описания положения дел. Но акцент, опять же, далеко не везде на «нарушении порядка».
avatar
Впервые столкнулся с термином теопанк в описании цикла Макса Гладстоуна «Craft Sequence»
Вот как этот цикл описывают на фантлабе. Мир в котором теологические вопросы разрешаются юридическими конторами, заражение воды древним проклятием устраняют риск-менеджеры магических корпораций, а клерки религиозных хедж-фондов создают полубожественные сущности для финансовых операций с душами.

Следующий цикл который где-то рядом это «Божественные города» Роберта Джексона Беннетта. Великая война положила конец власти континента и Божеств. Теперь Континент лежит в руинах, почти все Божества убиты, остальные исчезли задолго до начала Войны, а жители континента прозябают в нищете. Но иногда наследие богов всё ещё даёт о себе знать.

И лично у меня ассоциации с данным жанром вызывает цикл Гарета Ханрахана «Наследие Чёрного Железа»
Мне кажется что для теопанка важным будет утилитарный, а не сакральный подход к божественности.
avatar
Собственно именно всплывшее воспоминание о книге, где все работало на воле богов, и в случае прекращения принесения жертв, останавливалось на эту идею и натолкнуло.
avatar
Воля богов является значимой во многих фентези мирах. Поэтому мне и кажется что для того чтобы определять сетинг как теопанк этого мало. Поэтому я и написал что, как мне кажется, важным будет утилитарный, а не сакральный подход к божественности.
т.е. как у Гладстоуна, где теология слилась с менеджментом и юриспруденцией.
ну или как у Беннета, где богов уже собственно нет, а те что есть прячутся. А люди с помощью разного учтённого, описанного и распиханного по складам их наследия продолжают их гнобить.
avatar
«Американские Боги» Геймана подходят на все 100)
avatar
Пожалуй что да. А вот «Дети Ананси» уже о другом. Хотя казалось бы, мир тот же.
avatar
Можно ли считать теопанком сеттинг компьютерной метроидвании Blasphemous...
avatar
А ведь паломник-кроул (я знаю, что название неудачное — будто по паломникам ходим) в этом мире должен быть хорош. Всеобщий религиозный экстаз этого мира великолепен.
avatar
Не так давно я слыхал про попытку реконов ИРЛ реконструировать процессию паломников, идущих на богомолье. Они нашли монастырь на примерно подходящем расстоянии от ближайшего к их клубу логистичесокго хаба, договорились с монахами, вроде бы все норм. А потом, когда пришло время выступать, внезапно оказалось, что кроме членов клуба к ним за компанию набилось в несколько раз больше народа из друзей и знакомых, причем многие даже в более-менее годном прикиде (кто-то арендовал, кто-то импровизировал) — что характерно, подавляющее большинство из них если и верующие, то 100% не религиозные. Когда эта кодла, собравшаяся чисто ради комбинации из ролевой игры, перфоманса, пикника и просто прикольной прогулки, дошла до монастыря, монахи испытали жесточайший разрыв шаблона, потому что никто из них никогда не видел столько паломников (и только слышал о том, что вот лет 100 назад, при Царе Горохе, их могло быть примерно столько).

P.S.: в паломник-кроул и я бы сыграл.
Последний раз редактировалось
avatar
Команда из экспаладина, еретика, уличного зелота, жреца, ксеноса и альфария, которая приключается на узких глинобитных улочках? Да сколько угодно, это инквизиция называется.
А давно в инквизицию ксеносов вербовать стали? Или имеется в виду, что эта команда должна бегать от инквизиции?
avatar
Насколько я могу судить, инквизиторы-радикалы запросто принимают ксеносов на службу (и при этом на двух инквизиторов три версии имперских истин, и каждый из них готов назвать радикалом другого).
avatar
Судя по книжкам, каждый инквизитор считает своим долгом связаться с какой-нибудь швалью на самой грани вылета из инквизиции и казни по обвинению в ереси. То демонхост за собой таскают, то псиоников без регистрации, то вообще судно контрабандистов используют. Даже не особые радикалы. Причём как я понял, навешивание ярлыка радикала происходит как в старом анекдоте «кто первый халат надел, тот и врач».
avatar
Если в команде экспаладин и еретик, то инквизитор, который там главный — точно радикал. А это значит что там вполне может оказаться ксенос, демонсхост или хаос маринер.
(Зарадикалившийся Эйзенхорн предъявлял претензии к Рейвенору, что тот-де с эльдарскими провидцами советуется, на что Рейвенор ему — «А ты с собой демонхоста таскаешь, блин!». А ещё целого альфария, да)
avatar
Строго говоря, по нынешнему (или тому моменту, когда я отслеживал — может быть устаревшим на несколько лет) канону полномочия Инквизциии Сороковника позволяют вообще что угодно, пока инквизитор может доказать коллегам, что это совершается ради императороугодной цели (и, что немаловажно, успеет это сделать, пока они расчехляют огнемёты). Во всяком случае прецеденты систематического использования ксеносов на службе Инквизиции прописаны в канон жёстко и держатся много редакций wargame: часть снаряжения Серых рыцарей (боевого крыла Ордо Маллеус) создаётся джокаэро, например, а Караул смерти под руководством, заметим, Ордо Ксенос не просто использует ксенотехнологии (хоть и ограниченно), но и организует отлов и насильственную вербовку ксеносов для их поддержания.

Плюс, помимо стандартной отмазки «Империум большой, обстоятельства разные», есть ещё некоторые крупные разновидности ксеносов, отказ от даже эпизодической работы с которыми — это скорее признак пуританства инквизитора выше среднего, чем мейнстрим. Как я понимаю, т-нынче-с-апостофом-ау, эльдары, в меньшей степени — орки-фрибутьеры, а также многие меньшие разновидности ксеносов, вроде круутов — штуки, которые инквизицией более-менее изучены и негласно в случае чего признаются меньшим злом. Понятно, что что позволено Юпитеру, не позволено быку, плюс некоторые инквизиторы и огринов-то с ратлингами не признают за людей, но всё равно иметь в команде ксеноса из таких — это не то, что на инквизиторскую вечеринку корзинку с тиранидами притащить.

P.S. upd: ух ты, сколько народа-то про Сороковник отозвалось за десяток минут! А ещё говорят, что тут у нас тихо и малолюдно…
Последний раз редактировалось
avatar
плюс насколько я понял из нового лора (романов) что Робаут Жиллиман потерпимее будет к эльдарам точно.
avatar
avatar
Просто фанаты хотят, чтобы хоть у кого-нибудь в этом гримдарке далёкого будущего была нормальная счастливая семейная жизнь со своей вайфу!

На картинке всё не так — примарх Ультрамаринов САМ варит великий суп!
avatar
Спасибо всем ответившим в это подветке, было познавательно.
avatar
Казалось бы, причём тут Path of Exile?..
avatar
А разве тёмная ересь это не варппанк? Не спорю с тем, что орки в вахе 4к используют чистые теотехнологии, а вот в империуме грань между теотехом и технологиями ТЭТ довольно тонка (лор изучал ещё по кодексам 4 редакции, но после переписи лора некронов интерес к этому практически исчез), если духи машин реальны и это не ИИ, а действительно духи — это одно, если все же это ИИ, а за ритуалами почитания скрыты обычные инструкции по ТО — совершенно другая.
avatar
А почему никто не вспомнил про «Возвышенных»? Там же помимо соларов трех видов, лунаров, сторонних и земных, есть ещё ещё одна категория Возвышенных (единичные возвышения от минорных божеств в расчёт не взяты), которые фактически киборги или даже андроиды с сильными душами внутри. Сеттинг Возвышенных интересен, вот только предел возможного усиления персонажей там намного выше, чем в стандартных -панках, в том же Тенебеге даже нафаршированный хромом киберзомби не нашинкует свой катаной столько танков сколько нарежет раскачанный Возвышенный врагов аналогичного уровня опасности.
avatar
«Князь Света» Желязны, «Черный Баламут» Олди, «Убей 6 миллиардов демонов» Абаддона
Последний раз редактировалось
avatar
Вообще, если мы примем за точку отсчёта не «ТЕО-панк», а именно «тео-ПАНК» в смысле панкования как вызова обществу, то мне кажется, что ответ на этот вопрос надо искать где-то в недрах американской поп-культуры золотого века VHS.

1. Во-первых, там было много фильмов (Omen, Warlock, Wishmaster, Necropolis), каждый из которых тему примерно поднимает, но соотносится с реальной же теологией примерно так же как «голливудская компьютерная магия» вроде ввода вируса с клавиатуры — с реальным IT. То есть очень по касательной.

2. Во-вторых, появились они там не случайно, а на волне попыток «оживить» ревивализм (примерно четвёртой по счёту) и ряд других религиозных движений, которые можно условно говоря расположить на отрезке AB, где

Вершина А — это, соответственно, сама идея "мужик, чё ты такой скучный, а? На гитаре играй, реп читай, пой, танцуй, хоть нижний брейк возле алтаря крути, а человека к Богу приведи, понял?" и ряд растущих отсюда феноменов вроде глоссолали.
Ну а вершина B — это, соответственно, попытки данную, весьма здравую на мой взгляд, идею реализовать на практике, где люди пришли к НУ ОЧЕНЬ странным реализациям.
Последний раз редактировалось
avatar
«Хирургическое вмешательство» Онойко: всякие «тонкие» понятия типа души, кармы и веры вполне измеряемы и управляемы. Поэтому мы имеем мир где государство скупает души у населения чтобы пустить их на топливо. “Братки” гоняются за малолетним божеством по приказу коррумпированного чиновника, жреца этого самого божества. За свои фокусы он конечно получит плохую карму, но он ее поправит у дипломированного кармахирурга за умеренную плату.
avatar
Почему я теперь думаю про сервис по чистке кармы, работающий как перекраска машин в ГТА?..
avatar
А это уже «Море вероятностей» той же Ольги! %-D Частично.
avatar
Кстати, к исходному.
А какие есть НРИ про теопанк? Крутая же идея поиграть в выживание команды из экспаладина, еретика, жреца и уличного зелота на узких глинобитных улочках Ньювавилона! Но Godbound слишком лёгкая система, а переписывать Тенебег под теопанк долго…
Вот мы с автором на разных полюсах, потому что мне кажется, что SR с её попытками утопить всё в механике — это как раз на редкость дурная система, ну да ладно. Тем более, что раз у нас Ньювавилон глинобитный — то, надо думать, у нас техника ощутимо альтернативная (и вообще бы я там делал не выше стим- и сандалпанка по уровням, ну да это вкусы).

А вот если предлагать ту технологию, которая укладывается в схему Дмитрия «произошёл прорыв в области something-технологий, и теперь всё крутится вокруг something… », то это, видимо, конфликт «крупных индустриальных религий» с «персональным религиозным опытом». В том смысле, что в Ньювавилоне, надо думать, подошли-таки реформистски к объединению местечковых пантеонов и вообще формализовали процедуру: то есть наладили схему, когда у нас есть писаные кодексы поведения и для продвижения в иерархии культа можно полагаться на них, а не на непонятную и трудно толкуемую волю божества через ненадёжных посредников. То есть у нас жрец теперь в большей степени администратор, чем мистик. Кому нужна система, против которой можно бороться — особенно если у нас есть Традиции против Технократии обладатели религиозных откровений, которые нутром чуют, что вот этот бог — это не то, что нынешняя картинка, и вообще он хочет не того?

Как я понимаю, Ньювавилон без труда делается Ньюмемфисом\Ньюфивами (и где-то начинает маячить радикальная ересь злодея Эхнатона) или Римом 1.5 (можно, конечно, НьюИерусалимом с регулярными распятиями и кучей уличных проповедников, террористическими группами зилотов и пр).
avatar
и вообще формализовали процедуру:

«A new god (his priest or priests, that is) will begin at the Marsh Gate and more or less slowly work his way up the Street of the Gods, renting a temple or preempting a few yards of cobbled pavement here and there, until he has found his proper level. A very few win their way to the region adjoining the Citadel and join the aristocracy of the gods in Lankhmar. […] Far more godlets, it can justly be said, play a one-night-stand near the Marsh Gate and abruptly disappear, perhaps to seek cities where the audiences are less critical. The majority work their way about halfway up the Street of the Gods and then slowly work their way down again, resisting bitterly every inch and yard, until they once more reach the Marsh Gate and vanish forever from Lankhmar and the memories of men.»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.