Вуду Сыщик

Некоторое время назад, в новостном дайджесте с тесеры появилось объявление о том, что Студия 101 выложила свои материалы на Драйвтру. Бегло просмотрев предложенный ассортимент, нашёл там нечто незнакомое, а потом с удивлением узнал, что этот товар уже долгое время есть и в основном магазине студии, но надёжно упрятан в раздел дополнений к игре «Ктулху».

Речь об одной из книг серии «Сыщик. В фокусе», посвящённой магии вуду и религии вудуизм. Впрочем, на протяжении всей книги подчёркивается, что то, что мы привыкли называть вуду — только вершина айсберга, и на самом деле религий, мировоззрений и магических систем, скрывающихся за этим и другими, часто совсем не похожими названиями, вагон и маленькая тележка. Причем, некоторые из них похожи едва ли не до слияния, в то время, как другие различаются настолько кардинально, что объединить их в единую группу можно только в рамках довольно поверхностного исследования, предназначенного для ролевой игры.

Итак, что же есть в книге. В самом начале представлена краткая историческая справка о том, откуда вообще это взялось вуду, как оно развивалось, как делилось и как изменялось в разных странах. Затем ещё полтора разворота посвящено описанию мироздания по версии вудуизма (то есть религии, а не магии). В двух словах, суть проста — есть Бог-творец, который создал наш мир, но больше им не интересуется. И есть духи (дан целый набор названий в разных версиях религии), которые, возможно, раньше были людьми, но даже если нет, очень интересуются происходящим в мире людей. Они охотно контактируют с почитателями, если те сумеют их позвать и призвать (это два разных действия, для каждого из которых чуть позже будет игромеханическое описание).

Затем, примерно до середины книги идёт, собственно описание игромеханики. Что нужно чтобы дозваться до духа, какие при этом могут быть штрафы и как можно получить бонусы, как можно усилить свою магию (в системе СЫЩИК бросок магии, к которому применяются штрафы и бонусы, и сила магии, на которую тратится метаигровой ресурс — это разные вещи). Какие в вуду вообще возможны заклинания — тут, понятное дело стереотипные проклятия, зомби и куклы вуду, но также менее очевидные штуки, вроде ловли души в бутылку или освобождение из тюрьмы. А также опции по модификации правил, если вы хотите ввести в игру мощное колдовство, к которому будут часто обращаться, или наоборот — ослабить его, чтобы это стало достаточно экзотическим инструментом, требующим уймы сил от специально подготовленных людей.

Ну и под конец идёт раздел, посвящённый основному фантастическому дополнению вудуизма — духам, на поклонении которым и строится вся эта система верований и магии. Вначале идёт сравнительно короткое общее описание того, какие духи вообще бывают, а затем подробно перечисляются наиболее известные и влиятельные Незримые, с указанием того, что от них можно получить, какие подношения они склонны принимать, как себя ведут одержимые ими, или, даже, что за лавкрафтианские сущности могут скрываться за образом тех или иных лоа, если вы играете в Ктулху.

Мне книга вполне понравилась — она делает именно то, что должно делать дополнение к ролевой игре — вызывает в голове образы, того, какое приключение можно создать на основе описанных тут сведений, каких образов добавить в свой игровой мир, и каких красок добавить своим мастерским персонажам, которые могут внезапно оказаться ещё и хунганами. Я вряд ли стану использовать предложенные правила в своих играх по сыщику, хотя в книге и даётся пара идей о том, как добавить вуду в миры «Блюза города мутантов» или «чёрноночных агентов». Но, внезапно, пришла в голову идея, как подобную систему верований использовать в фэнтезийных приключениях. Очень часто в игровых мирах, в которых затрагивается тема богов и их отношений с людьми (неплохими исключениями тут можно назвать Godless и недавно вышедших на русском богов и монстров), боги показываются как обычные люди, просто с ещё одним, скажем так, тегом. Меня подобный подход всегда крайне фрустрировал — это казалось каким-то неоправданным обесцениванием темы, в которую можно было бы добавить массу символизма или необычных точек зрения на мироздание. Однако взгляд на божество как на приключенца 20+ уровня — это штамп, довольно прочно укоренившийся в масскультуре. Так вот, сыщиковое Вуду, как мне кажется, довольно неплохо примиряет эти два подхода. С одной стороны в книге хватает отсылок к оккультной картине мира, которая словно на блюдце с голубой каймой подносит мастеру завязки в стиле магического реализма, и позволяет раскрывать мистическую структуру мира, не полунамёками, а цветастыми образами — основной стиль общения незримых с людьми — процесс одержимости, во время которого человек перенимает мистическое восприятие духа. С другой, в книге несколько раз подчёркивается, что духи очень человечны и напоминают скорее сплетничающую семейку, нежели непозноваемых сущностей с нечеловеческим мировосприятием, и это отлично походить тому стилю игры, который, как мне кажется, наиболее привычен в современном сообществе.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.