Выход за пределы зоны комфорта

Где-то в первой половине этого года я осознал, что играю с одними и теми же игроками у одних и тех же ведущих и решил попробовать что-нибудь новое у новых для себя мастеров по новым для себя системам. Ниже будет рассказ о моих опытах:

LANCER
Лэнсер — это игра про пилотов мехов и тактические бои по гексикам. Настолько про тактически бои по клеточкам, что без гексовой карты вы по ней, скорее всего, сыграть не сможете — даже на карте с квадратными клетками по ней «из коробки» без напильника сыграть будет непросто, а про «театр разума» и вовсе забудьте — ЛАНСЕР вам не про отыгрыш, а про тактические бои огромных боевых человекоподобных роботов. Настолько не про отыгрыш, что все параметры персонажа, которые не относятся к бою на ОБЧРах, вынесены в так называемый Narrative Profile, который вы, скорее всего, будете использовать только в перерывах между миссиями, или если по какой-то причине вынуждены или решили сражаться на своих двоих (мне вот однажды пришлось). Основное внимание в системе уделяется миссиям со сражениями ОБЧРов, и отыгрыш этого самого предельно механистичен, на грани скирмиш-варгейма, правила жёстко прописаны «А значит А», неплохо структурированы (кажется, ситуация, когда я не знал, где в книге искать нужный мне момент, возникла всего один раз — извините, не помню, что это был за момент) и широко используют ключевые слова и пиктограммы.
А ещё там, внезапно, есть сеттинг, с лёгким налётом трансгуманизма, достаточно развитыми технологиями (называемыми «паракаузальными») достаточно развитых инопланетных предтеч, неоднозначно-серой политикой этого относительно-светлого будущего и обоснуями вида «да, у нас тут post-scarcity экономика, но сейчас мы вам объясним, почему каждый гражданин не может распечатать себе на принтере всё, что ему заблагорассудится», но в эту часть игры я, простите, вникать поленился. Возможно, зря.
Мы сыграли мини-кампанию на несколько миссий, бои мы отыгрывали в дискорде и на Ролл20 (а для генерации персонажей пользовались специальным приложением), поэтому получилось довольно быстро, и кампания была доиграна до конца. Мне понравилось.

Flying Circus
Название отсылает нас к… нет, не к Монти Пайтону. А вовсе даже к эскадрилье «Красного Барона» Манфреда фон Рихтгофена, самого результативного аса Первой мировой. Да, это игра про бои фанерных бипланов. Но это постапокалипсис, где местная версия ПМВ привела к коллапсу цивилизации, отравлению целых регионов химическим оружием и всему такому прочему; и теперь, двадцать лет спустя, персонажи игроков, большей частью не заставшие довоенную жизнь в сознательном возрасте («Взрослый семейный человек» — это отдельный плейбук), на старых бипланах пытаются организовывать связность разрозненных постапокалиптических поселений. А ещё это фэнтези, где есть ведьмы, летающие на мётлах, лайт-лавкрафтообразные рыболюди, народ цыган-воздухоплавателей и всякие обладатели фейской (?) крови (официально можно сгенериться кошкодевочкой!). Ну и ещё немного остроактуальной социальной повестки — в одной из глав автор объясняет, метафорами чего является каждый из плейбуков.
Автор явно жёстко упарывался по аэродинамике и предлагает игрокам делать то же. У самолётов дохрена параметров, которые физически нереально отслеживать без специальной программы, и которые меняются в зависимости от высоты над уровнем моря, уровня топлива в баках и чёрт знает чего ещё. У самолётов есть «идеальный диапазон высоты» (у разных — разный), выход за который чреват, преимущество в высоте даёт вам преимущество при расстреле противника, при наборе высоты и поворотах вы теряете скорость, а при пикировании — набираете скорость, и она может выйти за пределы вашей максимальной скорости, но если она превысит ваш Overspeed, ваш самолёт начнёт получать урон, и всё в таком духе. Я только где-то к середине первого боя начал, наконец, с помощью гайда от мастера понимать, как это всё работает, и давать осмысленные заявки.
И при этом это PbtA-игра. Скорость и высота — числовые параметры, но положение сражающихся друг относительно друга описывается нарративно; все действия описываются через ходы, и так далее. (В первом бою мастер обсчитывал действия вражеских пилотов по правилам для персонажей игроков, но потом нам сказал, что книга вообще-то рекомендует так не делать).
Игра мне в целом понравилась. Правда, мы в начале первого же боя потеряли одного из игроков, который придумал супер-мега-круто-хитрый план, который должен был ему позволить всех победить, и впал в истерику, когда ВНЕЗАПНО оказалось, что если он летит выше остальной партии, зорко обозревая окрестности, то когда на летящую ниже партию налетят воздушные пираты, первый ход боя у него уйдёт на снижение. Мы защитили соседний город от воздушных пиратов и узнали от пленных, что некий генерал, военный преступник времён уничтоживший мир войны, ищет/нашёл какое-то древнее супероружие, и надо его остановить, и… И тут игра забуксовала. Возможно, не в последнюю очередь потому, что перед нами встала неразрешимая дилемма: атаковать генерала наличными силами мы никак не могли, нужно было качаться, НО: по итогам первой миссии из-за того, что нам нужно было платить жалование достаточно большому наземному персоналу (кажется, вручённому нам мастером), мы не то едва-едва вышли в ноль, не то вообще в минус, то есть прокачаться на сайдквестах было не вариантом. Где-то тут игра и увяла. Сейчас мастер пытается её возобновить голосом в дискорде, но уже на этапе сбора партии потенциальные игроки устроили выяснение, кто с кем на одном поле срать не сядет.

Cortex
Увы, ни одна из двух игр по этой системе, куда я пытался подаваться, не взлетела.

Mutant City Blues/Timewatch
Игра по GUNSHOE про спецотдел полицейских с суперсилами, расследовавших таинственные нападения «плюсов» на участников блюзового фестиваля в Чикаго… не помню точно, почему — то ли мастер перегорел, то ли игроки, то ли и тот, и другие — но довольно быстро мастер объявил о закрытии игры и запустил новую, тоже по Гамше, по сеттингу «Timewatch» — детективы про путешествия во времени.
Всё началось с рутинного задания — проверить, почему в нужное время не поступил сигнал с устройства сбора информации, установленного в Спасской башне московского Кремля. Пока другие два сопартийца строили сложные планы, моя сказала «а чего тут думать — пошли и посмотрим!» и переместилась в Москву. И не обнаружила Москву — вместо неё озеро, а по нему на катере какие-то зигующие сволочи катаются. Окей, возвращаемся обратно, перемещаемся в Берлин шариться в местной библиотеке на предмет информации, в какой момент история ВМВ пошла не так. Превозмогая ненадёжность нацистской пропаганды, назойливость местной библиотекарши и джинна-буквалиста в лице мастера, мы смогли узнать, что в этой версии истории не было США, потому что Война за независимость окончилась победой англичан, и теперь нам нужно что-то с этой информацией делать.
Непривычно всё-таки играть персонажем с возможностью к путешествию во времени. (Но мы хотя бы, когда наши персонажи разнесены во времени, не договариваясь, стараемся не нарушать внутриигровые причинно-следственные связи). Иногда непривычно в плохом смысле, когда нам нужно решать задачу «а теперь догадайтесь, в какой из миллиона возможных моментов история могла пойти не так, что привело к победе нацистов в ВМВ». И мастер время от времени играет в злого и глуховатого джинна-буквалиста, когда отвечает на вопросы игроков именно так, как они были сформулированы, в меру своего понимания, при этом иногда их не понимает, но не понимая — не переспрашивает и не уточняет. Ладно, будем посмотреть.

GURPS
О, ГУРПС! Три дня я по нему пилил персонажа — если бы не программа-чарбилдер, я бы, возможно, просто не взялся бы за генерацию, особенно при необходимости учитывать нагрузку и вес каждого отдельного патрона вплоть до сотой доли фунта. Ещё неделю шлифовал, получая мастерские советы вроде «А ты не хочешь взять гиропистолет? А нахрена ты взял гиропистолет?». В итоге я дропнул игру вскоре после старта — а не дропнул ДО старта только потому, что мне было жалко убитых на создание персонажа дней. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

22 комментария

avatar
И мастер время от времени играет в злого и глуховатого джинна-буквалиста, когда отвечает на вопросы игроков именно так, как они были сформулированы, в меру своего понимания, при этом иногда их не понимает, но не понимая — не переспрашивает и не уточняет.

Вообще-то, всё правильно делает, как по мне. Ганьша, он про то, как партия морщит моцк над тем, как свести полученные улики в кучу и ради этого улики даются без броска автоматом, если в правильные момент перс с правильным навыком навык применит. Еще и запросы игроков при этом не буквально обрабатывать, ну такоэ…
Последний раз редактировалось
avatar
Я подозреваю, что страдания об форум — в диалоге уточнять можно быстро, на форуме — это либо «в час по чайной ложке», либо бомбёж мастера ебанутыми простынями на сто пунктов
avatar
Я всё время забываю, что Вантала часто играет в форумки :(
avatar
О, ГУРПС! Три дня я по нему пилил персонажа — если бы не программа-чарбилдер, я бы, возможно, просто не взялся бы за генерацию. В итоге я дропнул игру вскоре после старта — а не дропнул ДО старта только потому, что мне было жалко убитых на создание персонажа дней.
Говорят, где-то на острове Буяне была группа, которая после генерёжки по гурпсе даже играла… но никто с ними не знаком! :-D
Последний раз редактировалось
avatar
Из морских глубин вылезает Фланнан, и готов давать советы по GURPS. Потому что генерёжка конечно самая увлекательная часть GURPS, но и после генерёжки можно интересно сыграть.

Первое что я рекомендую — это не использовать программу-чарбилдер. Она только мешает.
Потому что без программы-чарбилдера ты можешь, например, забить на учёт патронов и их веса.

Второе — гиропистолет достаточно специфическая фиговина, и начинающим я бы не рекомендовал его брать. В основном потому что у него правила сложные. Лучше возьми танглер, и заряди его противотанковыми (shaped charge) патронами.

Третье, и наверное самое главное — нужно знать, кем ты хочешь сгенериться, до начала процесса. Иначе можно увязнуть, как в болоте. А когда знаешь — просто читай рулбук, выписывай в чарник всё, что может пригодиться, а потом убирай лишнее, пока не впишешься в бюджет.
avatar
Лучше возьми танглер, и заряди его противотанковыми (shaped charge) патронами.

Не, танглер с шейпед чарджами это известный фокус и по RAW работает, но вот если подходить с тз RAI все не так однозначно.
Но тут речь все же была не в том, чтобы брать или не брать гиропистолет, а в (вредных) советах мастера.
avatar
Потому что без программы-чарбилдера ты можешь, например, забить на учёт патронов и их веса.
А что, тру-гурпсовики считают вес патронов вручную?
avatar
Тру-гурпсовики берут перк «бесконечные патроны» и не парятся.
avatar
Я не помню точно, обговаривал ли мастер использование конкретно этого перка, но бесконечные патроны он бы, скорее всего, не пропустил — никаких синематиков, только хардкорный реализм.
avatar
Ох. Неудачного ты выбрал мастера, чтобы начать изучать GURPS.
Не то, чтобы так в GURPS играть было совсем плохо, но начинать с такого уровня сложности — плохой план.
avatar
Не без этого. -_-
avatar
В тех случаях, когда я вообще его считаю — да. Встроенного в компьютер калькулятора мне хватает для всех расчётов.
avatar
Тру гурпсовики просто отводят в инвентаре условно 5 фунтов на патроны, а потом считают, сколько патронов в эти пять фунтов влезает и сколько стоит).
avatar
(официально можно сгенериться кошкодевочкой!)

Продано!
avatar
Очень крутой отчёт, спасибо! Такие отчёты придают сил и желания играть и водить самому.

Иногда непривычно в плохом смысле, когда нам нужно решать задачу «а теперь догадайтесь, в какой из миллиона возможных моментов история могла пойти не так, что привело к победе нацистов в ВМВ». И мастер время от времени играет в злого и глуховатого джинна-буквалиста, когда отвечает на вопросы игроков именно так, как они были сформулированы, в меру своего понимания, при этом иногда их не понимает, но не понимая — не переспрашивает и не уточняет.

Здесь я просто обязан пошутить шутку с общим смыслом: «Мастер вышел за пределы зоны комфорта. Комфорта игроков.»
avatar
И мастер время от времени играет в злого и глуховатого джинна-буквалиста, когда отвечает на вопросы игроков именно так, как они были сформулированы, в меру своего понимания, при этом иногда их не понимает, но не понимая — не переспрашивает и не уточняет.
Звучит как смертный грех для любого мастера. Вроде же суть детективов по этой системе в том, чтоб игроки в итоге все раскрыли так или иначе, нет?

Flying Circus звучит интригующе, но… как это умещается в рамках PbtA я не понимаю)

О, ГУРПС! Три дня я по нему пилил персонажа — если бы не программа-чарбилдер, я бы, возможно, просто не взялся бы за генерацию
А я то думал она в этом плане должна была сделать все быстрее… Но надежду попробовать самому я оставлять не буду.
avatar
А я то думал она в этом плане должна была сделать все быстрее… Но надежду попробовать самому я оставлять не буду.

На практике, увы, почти все чаргены по GURPS обладают настолько удивительно громоздким интерфейсом, что скорее усложняют процесс генережки, чем облегчают.
avatar
Если уже всё знаешь — можно сгенерить персонажа за час или два. Или даже быстрее, если тебе много не надо и шаблон подойдёт.
Если параллельно изучать GURPS — звучит как примерно правильный срок на генерацию.
Потому что GURPS это всё-таки не *W.
Последний раз редактировалось
avatar
Ну, да, поскольку для меня это была вторая в жизни попытка сгенериться по ГУРПСу…
avatar
Flying Circus выглядит интересно, по крайней мере, на уровне задумке. Вообще не знал о нём раньше, спасибо!

Так до сих пор и не понимаю, как играть в Timewatch. Надеюсь, ваш ведущий понимает.
avatar
А что не так с Таймвотчем?
avatar
Если коротко, я не понимаю, как именно с точки зрения автора должно работать изменение прошлого. Иногда закрадывается подозрение, что «так, как в данный момент нужно по сюжету».

От чтения вашей игры яснее не стало. Ещё не очень понятно, откуда у гостьи из далёкой-далёкой галактики такая сочащаяся в каждом посте ненависть к германскому национал-социализму. Казалось бы, с её колокольни что Гитлер, что Иван Грозный, что Тигран Великий, что Ост-Индская компания — всё должно быть плюс-минус едино.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.