ДнД и Артуриана

Я постараюсь, чтобы рубрика «Неизвестное, но интересное» продолжала выходить дважды в неделю — по крайней мере, до тех пор, пока у меня ещё будет о чём рассказать.

Сегодня в выпуске Вантала расскажет об одной из своих самых любимых тем, если не самой любимой… нет, не об Огромных Боевых Человекоподобных Роботах. А о благородных рыцарях в сияющих доспехах. Предметом рассказа будут две ДнДшных книги, посвящённых артуровским мифам, — Relics&Rituals — Excalibur от Sword&Sorcery Studios и Legends of Excalibur от издательства RPG Objects.

Начну, пожалуй, со второй. «Легенды Экскалибура» принадлежат к серии выпущенных издательством книг, названия которых начинаются со слов «Legends of...» (в серии также присутствуют книги Legends of Samurai, понятно про что, Legends of Dark Ages, про историческую+чуть-чуть магии Европу соответствующего периода, и Legends of Sorcery со слегка подредактированной магической системой и ворохом новых кастерских классов, разбитых на три уровня силы). «Исторические» книги этой серии имеют общие черты — так, например, поскольку они стараются поддерживать некую иллюзию правдоподобия, в них нет рас: эльфов, дварфов и прочих полуорков — их место занимают социальные классы — в случае «Легенд Экскалибура», от стоящих вне закона преступников до владетельных феодалов. Также во всех книгах серии нет элайнментов, но есть некий счётчик «благородства», стартовое значение которого определяется социальным классом и в дальнейшем изменяется в зависимости от поступков персонажа. Второй компонент местного заменителя элайнментов — это Allegiances, то есть моральные кодексы, которым следует персонаж: он может следовать одному, может нескольким (но не может брать на себя новый обет чаще чем с каждым повышением в уровне), а может не следовать ни одному. Обеты включают в себя вассальные и рыцарские клятвы, обеты целомудрия/ненасилия/молчания и тому подобные вещи, и от них зависит, какие поступки приносят персонажу больше или меньше очков Благородства.

Большая часть классов была выброшена в мусорное ведро, зато на смену им пришла целая пачка новых. Барды остались доступны, но к ним добавились три похожих класса: Шут, по способностям больше похожий на акробата, Менестрель, владеющий друидической магией, и Скальд, обладающий некоторыми чертами варвара. Кастующих друидскую магию рейнджеров заменил класс Йомен, специализирующийся на стрельбе из лука. Паладины тоже отправились в топку, зато вполне ожидаемо было появление класса под названием Рыцарь, а рядом с ним стоят класс Дворянин и класс с говорящим названием «Барон-разбойник», сочетающий верховой бой с рогуйскими сникатаками.

Что же до кастеров, то сперва нужно сказать о магической системе. Все классы используют пойнтовую систему колдовства вместо слотовой, и — каждый из них имеет своё условие, при котором он быстрее или медленнее восстанавливает очки заклинаний и может получать бонусы или штрафы к кастерскому уровню. Так, например, класс Отшельник, являющийся целителем, получает очки заклинаний, когда находится вдалеке от людских поселений, но медленнее — когда находится в больших городах. Hedge Mage, владеющий рядом способностей, связанных с прорицанием, получает очки заклинаний из находящихся рядом магических «жил» или источников, наличие которых рядом определяется броском кубика. Друиды (и менестрели, как использующие друидическую магию) черпают силы из Ley Lines и Henges — священных мест древней веры, таких как Стоунхедж. (Оба класса восстанавливают очки заклинаний медленнее в одном конкретном месте на карте — в Пустошах, возникших вокруг замка короля Пеллама, когда сэр Балин убил короля Копьём Судьбы). А священники восстанавливают очки заклинаний, находясь на освящённой земле, то есть внутри христианских храмов или святынь.

Есть в книге и престиж-классы, но я остановлюсь только на одной группе — шести «цветных» рыцарях, которые в основном заинтересовали меня только благодаря being Color Coded For Your Convenience. Чёрные рыцари скрывают свои лица под глухими шлемами и носят чёрные щиты без герба, в таком виде бродя по Британии и уничтожая всё разумное, доброе и вечное. Синие рыцари служат девам озера (девы озера — это отдельный престиж-класс в книге), что даёт им способности, связанные с водой, и возможность использовать магию друидов. Зелёные рыцари близки к природе, но друидической магией не владеют, зато умеют впадать в ярость и передвигаться по лесам. Пурпурные рыцари служат королям в качестве гонцов и являются самыми быстрыми наездниками (именно быстрыми наездниками, а не специалистами по верховому бою). Красные рыцари не гнушаются ударов в спину и колдовства. Ну а белые посвящают свои жизни Господу и владеют набором абилок, завязанных на счётчик Благородства, и магией отшельников.

Книга содержит главу, посвящённую истории артуровской Британии, периодам и вехам правления короля Артура, описанию и оцифровке ключевых персонажей артуровских мифов, а также содержит географическую карту тогдашней Европы. Разумеется, пытаться создать «исторически достоверную» картину мира тех легендарных времён, не выкидывая в мусорное ведро сам дух артуровских легенд, невозможно, и авторы даже и не пытались. Несмотря на то, что исторический прототип короля Артура жил раньше Карла Великого, пророка Мухаммеда и Рюрика (если я сейчас не ошибаюсь, во многих версиях мифа действие происходит до падения Западной Римской Империи), на карте присутствуют Священная Римская Империя, Багдадский халифат и Русское княжество. При этом имена всех правителей полностью вымышлены: так, Русью правит некий Баратон, а Священной Римской Империей — император Луций — то же имя у Томаса Мэлори носил римский император, который пытался потребовать у Артура дань, и кончилось это тем, что Артур отобрал у него трон. Также на карте не обозначены, но упомянуты такие страны, как Авалон (куда ж без него), Амазония (в войне Артура с Луцием, согласно книге, амазонки сражались на стороне последнего) и Атлантида (упомянута как вероятная родина Мерлина). В целом я могу только одобрить такой подход. :)

Разумеется, обе книги — и от RPG Objects, и от SSS — содержат правила по рыцарским турнирам, но также обе уделяют внимание такой теме, как судьба. Правда, в первой судьба выражена просто через некое подобие очков драмы, а во второй — кажется, и вовсе через фиты.

Что же до Relics&Rituals — Excalibur, то там авторы выбросили историзм в топку целиком. Во введении авторы дают определение двум представляемым в книге версиям сеттинга: «Артурианский», более приближенный к историческому, и «Экскалибур», в котором есть место нечеловеческим расам и более-менее высокой магии. При этом ни один из двух сеттингов не описан сколько-либо детально, а «Артурианский» даже не имеет привязки конкретно к личности Артура: авторы прямо говорят, что на его месте может быть хоть Карл Великий, хоть Ричард Львиное Сердце, хоть кто угодно.

В первой главе нас встречают нечеловеческие, а именно, «фейские» расы — и я вынужден просить прощения за то, что мне придётся давать названия латиницей, но я не умею транскрибировать кельтские языки. Местные хобгоблины (авторы определяют их именно как хобгоблинов) называются Anhardd и отличаются пугающей внешностью и стремлением эту внешность скрыть, что часто приводит их к следованию стереотипу «чёрного рыцаря». Эльфы делятся на два вида: рыцарственные Daoine sidhe, «высшие эльфы», живущие вблизи людей, и Lledrith sidhe, «лесные эльфы», сохранившие верность своей фейской природе и живущие в лесах. Обе эти расы, а также Cellwair, то есть местные халфлинги, получают повреждения каждый раунд, в котором они носят металлическую броню (мне кажется, это очень плохое расовое свойство для персонажа рыцарского сеттинга), а Lledrith sidhe вообще получают Constitution Damage. Есть ещё дварфы — Meinedd — и полуорки, внезапно живущие среди племён пиктов.

И вот тут есть один момент, который меня смущает. Дальше, в последней по счёту главе есть раздел, в котором описывается, как сделать те или иные нечеловеческие расы близкими к людям, но другими, или же совершенно чуждыми. И вот в этом самом разделе рассматриваются стандартные ДнДшные расы, а не расы из первой главы этой же самой книги. Что способно навести на подозрение, что разные главы писали разные люди, не заглядывая в написанное друг другом.

Ещё «Экскалибур» уделяет внимание такой теме, как противостояние старой и новой веры. Правда, опять-таки с отходом от историзма: в нём «новый» бог зовётся Даэос и почитается в двух ипостасях: как Царь Небес и как Искупитель. А ещё есть сущность, именуемая Противником (Противником Даэоса), и богиня Друэна, которой поклоняются друиды. Боги с именами из кельтской мифологии (вроде Морриган и Ангуса) почему-то указаны как Fae Gods.

На самом деле с точки зрения системы я не видел в «Экскалибуре» хороших или даже просто особенно примечательных находок. Но в моих глазах все недостатки системной части искупает последняя глава книги, носящая заглавие Setting. Она не содержит конкретных деталей сеттинга вроде названий стран или имён королей и знаменитых рыцарей — она целиком состоит из того, чего нет в «Легендах Экскалибура» от РПГОбъектов: описания того, какой может быть, а какой должна быть игра по артуровским мифам или же «Артуриане с эльфами и магией». Каким должен/может быть её настрой, каковы ключевые мотивы Артурианы, и так далее. Увы, когда речь заходит о магии, книга начинает отрываться от реальности используемой ею системы — она не содержит механизмов поддержания описываемого в ней настроения. Но как указатель направления пути она, как мне кажется, достаточно ценна.

9 комментариев

avatar
Хороший обзор.

Вот чего я не люблю в ролевых книгах — это когда мне долго и нудно начинают объяснять «как в это играть». Если из описания сеттинга, классов-рас-организаций, конкретных НПС и их взаимоотношений, различных мест, легенд/слухов/сториплотов и т.п. не понятна атмосфера сеттинга и нифига не понятно как в это играть — грош цена такому сеттингу.
avatar
Я сейчас не очень понял, что ты имеешь в виду. :[

В случае с «Экскалибуром» «из описания сеттинга, классов-рас-организаций, конкретных НПС и их взаимоотношений, различных мест, легенд/слухов/сториплотов и т.п.» атмосфера сеттинга не могла быть понятна, потому что там практически всё перечисленное выше отсутствовало. То есть авторы описывали общие тезисы, как в это надо играть, а создание конкретных деталей сеттинга ложилось на плечи ведущего. Как-то так.
avatar
Вот я именно про это и говорю :)

Если я читаю сеттинг — я жду от него именно конкретики. Описания конкретных НПСей, организаций, локаций, типажей персонажей, завязок конфликтов и т.п. Если авторы всего этого не дают — значит они схалтурили. И непонятно, зачем вообще все это читать. Я не нуждаюсь в том, чтобы очередной Рабинович, картавя и пришепетывая, перепевал мне Мэлори. Если у меня нет ни малейшего понятия о настрое и ключевых моментах Артурианы — с какого перепугу я вообще захочу это водить и буду читать эту книжку? А если есть — то от сеттинга мне нужна конкретика, которую можно вставить в игру, а не бла-бла-бла на мотив рыцари-честь-благородство.

PS: я не хочу сказать, что пояснения о том, как авторы сеттинга видят игру по нему, вообще не имеют права на существование. Но если они идут не в режиме дополнений и пояснений, а как «основное блюдо», вместо собственно описания сеттинга — то по-моему это фигня, не заслуживающая внимания по определению.
avatar
Кхм. Я сейчас выражусь грубо, но обсуждения того, какой способ описания сеттинга является «правильным» или «неправильным», представляются мне ещё менее осмысленными, чем обсуждения аналогичные обсуждения способов играть в ролевые игры.
avatar
Э-м… сколько на квадратный сантиметр коммента надо вставить речевых оборотов типа «я считаю», «я думаю», «по-моему» и т.п., чтобы всем, вообще всем читающим таки стало ясно, что это выражение личного субъективного мнения и отношения, а не претензия на установление единых правил и принуждение всех окружающих им следовать?!?!

Что до вообще осмысленности высказывания собственных мнений — ну, на этот счет есть разные мнения :) Я вот считаю, что если высказываешь перед осмысленной аудиторией — так вполне даже норм. Даже разговор интересный получиться может.
avatar
Скажите, а вот этот пункт в Эскалибуре про чуждость других рас каким образом реализуется?
avatar
На уровне описания. То есть что-то вроде «дварфы при включённой опции „чуждые“ могут быть известны как создатели могущественных магических предметов, но за свою работу они будут требовать плату в виде, допустим, королевского первенца».
avatar
Спасибо за обзор! Хотел бы прочитать такой же по вышеупомянутым Темным Векам.
avatar
Сделал себе мысленную пометку. %)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.