Данженомика. О проблемах, сопряжённых с продажей волшебных сапог.

Продолжаю (в меру скромных) переводить статьи Эмили Дрезнер:
www.critical-hits.com/blog/2014/09/07/on-the-unloading-a-pair-of-magic-boots-and-troubles-therein/

Пока партия убивала огра по заказу местного барона, дабы по-быстрому заработать 100 золотых, они также прикончили друга этого огра, маленького злобного гоблина. Это был тот ещё негодяй. Но когда с ним было покончено — воин даже пырнул его ещё пару раз для вящей надёжности — партия сделала то, что обычно делают в этой ситуации. Они кинули кубики в надежде на добычу. Помимо пригоршни медяков, сломанного оружия и весьма полезной связки арбалетных болтов, на гоблине обнаружились семимильные сапоги*.

По некой причине партия решает, что сапоги им не нужны. Возможно, это дело вкуса. Этот стиль вышел из моды. Не тот размер. Да и семимильные сапоги — не самый интересный магический предмет. В общем, партия отправляется в ближайшее мирное торговое поселение, дабы продать их, как и любой другой ненужный артефакт.

Местный сапожник не желает покупать семимильные сапоги. Он уважаемый член местной гильдии сапожников и, хотя он не чувствует в них магии, он видит незнакомый фасон. Обувь качественная и надёжная, но сделал её не он и не любой другой член его гильдии и потому перепродать их он не может. У него нет разрешения на куплю-продажу иностранных товаров, а если оставить сапоги в лавке, то его выгонят из гильдии за хранение строго запрещённой обуви неизвестного фасона. Вот прайс-лист. Понимаете, в гильдии хорошо. Они помогают сапожнику и его семье в тяжёлые времена. Его отец тоже был членом гильдии. Его дед был главой гильдии сапожников этой мирной крестьянской деревушки. Ему не нужные проблемы. К тому же он платит не наличными, а выдаёт расписки. Партия идёт дальше.

Местный торговец также не узнаёт фасон сапог, но он распознал в них магию едва они очутились на прилавке его магазинчика. Клеймо волшебника на стельке. Видите? Это колдовские сапоги. В них куча магии, в этих колдовских сапогах. Хартия региональной гильдии торговцев запрещает перепродавать загадочные иностранные колдовские сапоги. Эта хартия была написана для того, чтобы торговец мог продавать свои товары, не привлекая излишнего внимания со стороны барона. Барон, кстати, интересуется такими вещами. Партия случайно эти сапоги не с колдуна сняла? Это тоже проблема. Торговец не хочет платить за загадочные иностранные колдовские штуки. От них одни неприятности. И вообще горожане в основном обмениваются долговыми расписками, кредитами, займами и взаимными обязательствами. Торговец может заплатить хлебом пекаря Боба. Вам нравится хлеб? Хлеб, который делает Боб? Замечательно.

  • Принуждение торговца к покупке сапог, открывает для партии тот факт, что местная гильдия торговцев также является гильдией судей, гильдией мафии и гильдией правительства. Торговец? Он ещё и мэр. И верховный судья. Сейчас он позовёт своих друзей и его друзья удостоверятся, что партия не собирается продавать в этом городе загадочные, иностранные и, вероятно, опасные колдовские сапоги. Вас не будут убивать прямо тут — вы всё-таки спасли нас от огра — но вам наверное уже пора. Конечно, местные не слишком хорошо дерутся, но убить жителей целого города из-за ботинок — значит ступить на скользкую дорожку, ведущую к нейтральному злому мировоззрению. Партийному священнику это не понравится.
  • Разговор с местным бароном приводит к разным неприятным вопросам вроде: “А чего это всякая чернь бродит тут с волшебными сапогами?” А затем сапоги переходят в собственность барона, ведь ему нужно в поход, а волшебных сапог у него нет. Теперь они у него есть. Ваши. Неувязочка вышла. Барон вообще хороший парень, но как завидит магический предмет, пиши пропало.
  • Включив барда или вытащив на свет связанную с торговлей биографию, можно узнать что-то о “приятеле, у которого есть друг, у которого есть знакомый.” Может, торговцу нужна какая-то услуга. Он вообще круглые сутки только и делает, что меняет услуги на услуги. И хотя он сам не может помочь, выше по течению можно найти скупщика. Вот вам рекомендательное письмо и примерное расписание кочующей по определённым городам ярмарки. Вообще там торгуют тканями, но знающий своё дело предприниматель может продать пару ботинок если найдёт нужного человека в нужном месте и с нужной суммой денег.
  • Призыв на помощь божества или божеств поможет, ведь если что торговцу и нужно, так это благословение, которое поможет ему продать свои обычные товары. Но он всё равно не работает с иностранными волшебными предметами и может заплатить лишь тем, что ему должны другие жители города.
  • Вырезав стельку, чтобы уничтожить клеймо, партия сможет продать их за пару медяков местному старьёвщику, не состоящему ни в какой гильдии. Это позволит избавиться от сапог, но они же стоят серьёзных денег. Такой вариант всегда открыт, но ни одна партия приключенцев не разбогатеет, поставляя старьёвщикам волшебные предметы с уничтоженной маркировкой.

Никто в городе не собирается покупать эти сапоги, объясняет уходящей (слава богу!) из города партии городской священник. Никому они не нужны. Здесь живут хорошие люди. Набожные люди, регулярно жертвующие деньги местному храму. Что нужно городскому священнику — одному из тех добрых ребят, что поклоняются местным божествам дома и очага — от партии, так это чтобы они забрали свои сапоги и ушли. От них в этой маленькой общине одно лишь беспокойство. А если что и нужно богам, так это стабильность.

Расположенные вдоль древнего торгового тракта поселения с желанием вырасти в большие города периодически устраивают открытую ярмарку. Ассортимент, организаторы и место проведения зависит от времени года. На первый взгляд здесь идёт обмен товарами широкого потребления: в первую неделю это ткани, во вторую специи, в третью кожа и прочие промтовары. Торговцы со всего известного мира пересекают невероятные расстояния, отмеченные периодическими случайными встречами, чтобы добраться до ярмарки. Гарантией безопасности и законности ярмарки является богатый и влиятельный лорд, получающий с этого неплохие налоги. На деле лорду наплевать на происходящее до тех пор, пока никто не сжигает города.

Никто здесь не продаёт магические предметы открыто, но при нужде партия может найти весьма качественные экземпляры обычного снаряжения. Ночью же, позади шатров и в барах, люди пожимают руки и обмениваются интересными вещицами.

Зная нужных людей, имея рекомендательное письмо, выпив с правильным человеком, выжив в нескольких потасовках и в целом ища приключения на свою голову, можно найти подпольного торговца магическими предметами. Конечно же, партия столкнётся и с другими интересными личностями. Продажа волшебных сапог дело нелёгкое.

Представитель одной из гильдий магических ремесленников посещает ярмарку, разыскивая того же подпольного торговца, дабы сбыть ему свой товар. (Иначе как объясняется то, что магические предметы есть в подземельях и таблицах случайных сокровищ?) Гильдия магических ремесленников отличается от гильдии сапожников в мирной деревушке. У этих ребят есть деньги, бойцы и курьеры. И это даже не сами волшебники, конечно же — ни один уважающий себя волшебник не выйдет из своей башни, чтобы торговать на какой-то ярмарке. Там и запачкаться можно. Так что эта гильдия представляет собой посредника, у которого есть свои громилы. Им очень интересно, почему это партия продаёт загадочные иностранные волшебные сапоги, на которых стоит клеймо другой гильдии:

  • Представляет ли партия конкурентов на рынке производства волшебных сапог?
  • Или это попытка иностранных поставщиков подорвать цену на магические предметы?
  • Видимо, кто-то пытается обойти гильдию торговцев магическими предметами?

Пожалуй, партию стоит пригласить на ночную встречу с группой вооружённых приятелей посредника. Хотя самой партии не обязательно пропадать бесследно, эти сапоги должны исчезнуть.

На чёрном рынке пошёл слух о том, что в области магических предметов намечается какая-то заварушка и, в отличие от всяких деревенщин, эти парни умеют перевозить магические предметы и доставлять их людям с определёнными интересами. Да, вы скрываетесь от громил гильдии торговцев магическими предметами, но у нас есть друг — да-да, друг! — который хочет купить эти сапоги по достойной цене для своего знакомого коллекционера. И это безопасная, честная сделка. Никаких гильдий, кроме нашей, но ни слова об этом. Мы купим сапоги и продадим их кому следует. Некроманту-Архиличу и его легионам Чудовищного Зла как раз нужна качественная обувь, которой можно топтать местное население. Такие дела.

Убегая от гильдии воров и гильдии магических ремесленников, партия привлекает внимание местной гильдии торговцев, которая обычно закрывает глаза на подобные происшествия. Но пожар на постоялом дворе — дело серьёзное. К счастью для партии, местная гильдия торговцев куда круче гильдии торговцев маленького городка. Эти ребята занимаются финансированием целых армий. У них есть свои собственные торговые законы, которые никак не связаны с местными законами или законами лорда или законами местного храма. Эти ребята сами себе судья, присяжные, палач и всё местное правительство. Но это мы оставим на потом, ведь больше всего гильдию торговцев интересует, выживет ли партия. Если выживет, то у гильдии есть предложение.

Спалив постоялый двор во время бегства, партия встречается с нужным торговцем. Их разыскивают громилы гильдии магических ремесленников. После отказа продать сапоги их также ищут громилы с чёрного рынка. Новая кожаная броня залита пивом. Они показывают рекомендательное письмо. В совершенно другой гостинице на другой стороне города, торговец магическими предметами смотрит на сапоги, смотрит на клеймо волшебника на стельке и говорит вам о том, что плата за продажу сапог составит 37% от стоимости сделки. При официальной цене в 5500 золотых, он заберёт примерно 2000 за то, чтобы избавить партию от этих сапог. Отмывание магических предметов штука недешевая.

Весьма проблематично сбыть иностранные товары во времена профессиональных гильдий, торговых гильдий, организационных гильдий, аристократии и волшебников в башнях под охраной толпы громил. Никто не хочет рисковать, объясняя происхождение товара. У всех богатых гильдий свои громилы и свои покровители. В общем, можно немало вытащить из сапог мёртвого гоблина. И, быть может, гораздо проще срезать стельки и продать их старьёвщику. Дешевле обойдётся.

Ярмарка основана на Шампанских ярмарках, проходивших до создания Ганзейского союза и воплотивших в себе желание заработать в обход гильдий и королей.
*примечание переводчика — Boots of striding and springing, в точности перевода не особо уверен.

30 комментариев

avatar
Это хорошая статья с точки зрения рассказа о средневековых товарно-денежных отношениях (я, впрочем, не берусь утверждать, что она не содержит фактических ошибок), но она целиком строится на предположении, которое никак не было обосновано: откуда, собственно, на гоблине взялись волшебные сапоги с клеймом волшебника, да ещё и опознаваемые торговцами как иностранные? (Я уж не буду говорить о том, что сапоги, снятые с гоблина, вряд ли подойдут по размерам человеку).
avatar
Это хорошая статья, если вашим игрокам нравится, когда они получают проблемы на каждом своем шаге вне зависимости от ситуации или их действий, мира.

Как разовую проблему в одном конкретном регионе — вполне возможно. Как обычные торговые отношения в мире ДнД — нет, спасибо.
avatar
У меня сложилось ощущение, что это статья о том, как доставить партии приключенцев максимум проблем вне зависимости от их попыток проблем избежать и просто поиграть.

Да, конечно она еще и о том, как можно ситуацию с нелепой безобидной находкой превратить в суперквест «продай пулемет „Максим“ лотошникам на Красной Площади», но вопрос в другом — во что они вообще там играют?

Во что играют игроки и во что играет мастер? Кажется они играют в разные игры.
avatar
(Я уж не буду говорить о том, что сапоги, снятые с гоблина, вряд ли подойдут по размерам человеку
Возможно эти сапоги настолько волшебные, что еще и размер меняют по щучему велению? :)
avatar
В днд это, по-моему, нормально, насчет магических шмоток. Там у них есть прямо такие артефакты со способностью «настраиваемые».

Я считаю, что ситуация «ты не можешь пользоваться этим волшебным кольцом спасающим от ядов потому, что он не налезает на твой палец», это такая ситуация, в которой мастер может получить подушкой по голове.
avatar
Текст, как таковой, роскошный, а вот города приключенцам попались унылые вусмерть.

А вот они пришли в другой город, и зашли в магазин покрупнее, стоявший к городской площади поближе. В магазине, как водится, продавец… партия демонстрирует ему сапоги (издалека, в руки не даём), расслаблено сидящий за конторкой продавец замирает, его взгляд на секунду заволакивает дымкой, а когда отпускает — он коротко выносит вердикт: даю 600 золотых. Партийный лидер кстати вспоминает: «но милейший, мы вот тут вашим соседям огра… того...». Продавец окидывает партию критическим взглядом: «Репутация +1, да? ок, 650 золотых». Партия ставит сапоги на конторку, ссыпает золото в кармансы, в этот момент изображение мутнеет, словно бы смазывается на мгновение, и вот уже партия видит эти сапоги стоящими на полке, с аккуратным ярлычком «сапоги семимильные, 1200 золотых». Конечно, если партия вообще заметит, как они появились посередине между «Сапогами двухмильными, 300 золотых» и «Сапогами четырнадцатцатимильными, 27000 золотых».

Возможно, вариант в ОПе и крут как симулятор мрачного средневековья, но как симулятор генерик фентези мой вариант мне симпатичнее.
avatar
Я так понимаю, что «симулятор мрачного средневековья» — это «не бага, а фича». :)
avatar
Никто здесь не продаёт магические предметы открыто
это она все еще про ДнД?

Потому что я не помню в ДнД проблем с продажей магических шмоток, не говоря уж о том, что игроки, собравшиеся поиграть в ДнД вряд ли ждут вот таких вот проблем
avatar
Это просто очередная очень грустная попытка привнести в ролевые игры «адекватность» и «реализм».

А то, душа же болит, видя как игроки ПРОСТО ТАК продают волшебные предметы в днд. /sarcasm off
avatar
Адекватность — чему? :)
avatar
Я тоже не в курсе.
avatar
В D&D, если что, продажа магических шмоток запрещена прямым текстом. :)
avatar
Статья милая и забавная, но мои игроки бы меня за такое линчевали, если только мы заранее не договорились, что играем в Симулятор Продажи Волшебных Сапог.
avatar
Довольно странный стиль вождения у автора. Сначала придумывается нелепая, несуществующая проблема, а затем партия должна следовать этим кривоватым рельсам: бегать от местных гопников, не мочь найти покупателя на ценную и не запрещённую к продаже вещь.
avatar
Я думаю, что эту историю можно приводить в качестве примера игры мастера против игроков.
avatar
Бред какой.
Такое впечатление что автор даже не совмещает средневековье и DnD, а постоянно переключает вселенную из одного положения в другое. Причем исключительно чтобы позлить игроков, потому что мир в котором функционирует обычная средневековая экономика, но есть маги, огры и приключенцы — еще больший бред чем экономика DnD сама по себе.
avatar
Игроки должны страдать.
avatar
Ты забыл поставить тег «сарказм». Без этого тебя поймут слишком буквально — и заминусуют. Компенсирую плюсиком отсутствие тега.
avatar
Я подумал, что тег сарказм тут слишком очевиден, чтобы его применять.
avatar
По сути, если мир high magic то никакие маг. шмотки не должны стоить дорого. Если же магических предметов мало, то и цениться они должны как реликвии. Имея на руках Мона Лизу не так просто её сбыть даже за половину её действительной цены. Нужно искать покупателей — богатых аристократов-коллекционеров, или там императоров, которым нужно во что-то снаряжать своих Агентов 007. Но и Моны Лизы в таком мире не должны валятсья на каждом углу.

А вообще автор подгоняет реальность под свои «умные» идеи. Создавая даже не сферическую в вакууме, а абсолютно искусственную ситуацию.

Вывод. Автор либо провокатор, либо, что боле вероятно, рассуждает с дивана о вещах, о которых имеет мало фактического представления.
avatar
Emily used to write for pen-and-paper RPGs (Steve Jackson Games, Guardians of Order, White Wolf). She disappeared into the AAA Game Industry for a while to «build an MMO» because «it sounded like fun.» Then she wandered out and now writes about applying modern economic principles to very un-modern murder hobo and magic slinging wizard banker infested worlds. During the day she does crazy computer things. She has a husband, a child, and a small orange dog named for Arthur Schopenhauer. She reads history, politics, economics, and philosophy for fun
avatar
Попёрли отовсюду.
avatar
партия сделала то, что обычно делают в этой ситуации. Они кинули кубики в надежде на добычу.
То есть то, что упадет с монстра (лут), определяется не логикой сюжета, а совершенно случайно? О.О

Интереееесное кино.

не сами волшебники, конечно же — ни один уважающий себя волшебник не выйдет из своей башни, чтобы торговать на какой-то ярмарке.
Ничего автор статьи не понимает в волшебниках!

Ярмарка — это весело! Это артисты, цирк, наряды, вкусные пирожки и пенистый сидр. Не забудьте только колдунский колпак снять и посох дома оставить. Что, карманники? Я не говорил, что вы не используете магию для защиты, я сказал, что вы идете на ярмарку инкогнито!
avatar
То есть то, что упадет с монстра (лут), определяется не логикой сюжета, а совершенно случайно? О.О
Да, согласно Monster Treasure Tables.
Кино середины 1970-х вообще часто бывает интересным.
Вообще, когда что-то начинает определяться пресловутой «логикой сюжета» — игра пиши пропала.
avatar
Хорошо, но…
avatar
Все сказано до меня — интересные положения, но в игре они будут только мешать. Если это не игра про торговцев или нечто подобное.
avatar
Что самое в этой статье интересное так это то, что автор очень слабо разбирается не только в средневековой экономике, но и вообще в экономике.
avatar
Вот теперь совсем убедилась, что экономика — Зло! Надо придумать её в виде глав. гада и срочно пойти забарывать!
avatar
Есть много претензий к картинке, нарисованной автором статьи, но по мне это всё равно гораздо лучше, чем унылый бред с покупкой и продажей магических предметов, введённый в D&D 3.0.

Впрочем, для меня тема более-менее закрыта в LotFP Ref Book.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.