Имперские порядки
Давно надо написать, но только сейчас сподобилась. Писать буду как попало, а то вовсе не напишу.
Одной из особенностей имперских порядков является неравенство жителей перед законом. Вот, например, полноправный гражданин (или гражданка) — может поступать на гос. службу, служить в основных войсках, иметь движимое и недвижимое имущество любой стоимости, открывать свои предприятия, заключать любые торговые сделки. Может судиться (и быть судьей, если образование позволяет) в имперском суде. Имеет право учиться в университете и преподавать (если образование позволяет). Имеет право быть магистром в жреческой коллегии. Имеет право голоса. Имеет право вступать в законный брак — в этом случае наследуется не только имущество, но и титулы, а порой и должности и привилегии. Если приговорен к смертной казни — то отрубают голову мечем. Гражданство передается по наследству. В очень редких случаях гражданство можно получить. Национальность или даже раса на гражданство не влияет никак. Зато влияет место жительства — граждане живут либо в столице (и изначально — только там), либо в вольных имперских городах и деревнях. Если в силу ряда причин поселение теряет статус или гражданин переезжает — то все, полноправное гражданство потеряно. Становишься полугражданином — нет права голоса, нельзя преподавать в университете, занимать руководящие должности, быть судьей, вступать в законный брак. Форма имени не меняется.
Так же гражданин имеет трехчастное имя, в особых случаях — четырехчастное. К примеру, Марк Нумерий Флакк, почтенный служитель имперского культа Бахуса, происходит из семейства Нумериев из рода Флакков. А сестру его зовут, к примеру, Марсия Нумерия Флакк. Выходя замуж женщины имя не меняют, но их дети приобретают семейное и фамильное имя от отца. В Богемии часть граждан — потомки местного населения вовремя вставшие на сторону Рима. Поэтому в именах порой наблюдается дикое смешение. Был, например, такой землевладелец Венцеслав Ливий Новак. В Богемии граждан называют словом пан, а гражданок — словом пани. Причем между знакомыми это слово употребляется с личным именем — того же Марка Нумерия Флакка вестоницкие селяне называют пан Марек.
Есть еще так называемые чужестранцы — всякое понаехалово и его потомки. Тут ни про какую гос.службу или имперские войска речь не идет. Стоимость имущества и сделок ограничена. Суду подлежит по месту жительства — либо имперский суд, либо местный феодальный. Может быть служителем своих богов, это не возбраняется, если при этом признает богов имперских, в особенности божественность Гения императора. В законный брак вступать не может, только в религиозный. Может служить во вспомогательных войсках или в милиции. Имя, как правило, сохраняется такое как принято у данного народа. Иногда берут римские имена, но двухчастные — личное имя и семейное. Панами таких в Богемии не называют. Но если к примеру идет речь о бригадире фьордских дварфов-рудокопов, то его скорее всего будут называть гер Бьорн Хагниров Тролльфьордский (хотя сам себя он зовет Бьорн Хагнирсон Тролльфьорден). Потому, что хороший рудокоп в Богемии — это весьма почтенно.
А есть еще дедитиции, попросту — смерды. Потомки покоренных народов, почти бесправные крестьяне и слуги. Как правило, проживают в феодальных хозяйствах, принадлежаших полноправным гражданам. Судит их исключительно господский суд, учиться нигде, кроме сельской школы они не могут, торговая деятельность только с разрешения господина. Недвижимостью владеть не могут, считаются арендаторами господской земли. Если приговариваются к смерти, то как правило — на ближайшем суку. В Богемии имя у них двухчастное — личное + семейное или по профессии. Вот тут еще стоит заметить, что в вольных имперских поселениях данная категория жителей отсутствует напрочь (если только сюда не приехал в отпуск какой-нибудь знатный пан сосвоей челядью). Тут ты либо гражданин, либо чужестранец — например, так относятся к вестоницким корчмарям-полуросликам (при условии что перед праздниками и приездом имперского обоза они драят до блеска статую Гения императора, что стоит посреди площади аккурат напротив корчмы).
Про полуросликов скажу отдельно. Они тут на особом статусе и считаются элементом нежелательным. В столице им жить запрещено, в имперских городах — только под протекцией имперского гражданина. Имеют право только на ограниченное использование движимым имуществом. Суд над ними вершит тот гражданин, кто взял над ними протекцию. А если что — могут и просто на суку вздернуть и никому за это ничего не будет. А все почему — потому, что полурослики упорно придерживаются веры предков в Единого Творца. Гений императора в эту схему никак не вписывается. Иногда, зажав фигу в кармане, полурослики признают божественность императора, но доверия со стороны граждан к ним нет. Так что полурослик в империи — это либо местечковый житель, либо мелкий ремесленник или торговец, или маргинал.
Вот как-то так.
Одной из особенностей имперских порядков является неравенство жителей перед законом. Вот, например, полноправный гражданин (или гражданка) — может поступать на гос. службу, служить в основных войсках, иметь движимое и недвижимое имущество любой стоимости, открывать свои предприятия, заключать любые торговые сделки. Может судиться (и быть судьей, если образование позволяет) в имперском суде. Имеет право учиться в университете и преподавать (если образование позволяет). Имеет право быть магистром в жреческой коллегии. Имеет право голоса. Имеет право вступать в законный брак — в этом случае наследуется не только имущество, но и титулы, а порой и должности и привилегии. Если приговорен к смертной казни — то отрубают голову мечем. Гражданство передается по наследству. В очень редких случаях гражданство можно получить. Национальность или даже раса на гражданство не влияет никак. Зато влияет место жительства — граждане живут либо в столице (и изначально — только там), либо в вольных имперских городах и деревнях. Если в силу ряда причин поселение теряет статус или гражданин переезжает — то все, полноправное гражданство потеряно. Становишься полугражданином — нет права голоса, нельзя преподавать в университете, занимать руководящие должности, быть судьей, вступать в законный брак. Форма имени не меняется.
Так же гражданин имеет трехчастное имя, в особых случаях — четырехчастное. К примеру, Марк Нумерий Флакк, почтенный служитель имперского культа Бахуса, происходит из семейства Нумериев из рода Флакков. А сестру его зовут, к примеру, Марсия Нумерия Флакк. Выходя замуж женщины имя не меняют, но их дети приобретают семейное и фамильное имя от отца. В Богемии часть граждан — потомки местного населения вовремя вставшие на сторону Рима. Поэтому в именах порой наблюдается дикое смешение. Был, например, такой землевладелец Венцеслав Ливий Новак. В Богемии граждан называют словом пан, а гражданок — словом пани. Причем между знакомыми это слово употребляется с личным именем — того же Марка Нумерия Флакка вестоницкие селяне называют пан Марек.
Есть еще так называемые чужестранцы — всякое понаехалово и его потомки. Тут ни про какую гос.службу или имперские войска речь не идет. Стоимость имущества и сделок ограничена. Суду подлежит по месту жительства — либо имперский суд, либо местный феодальный. Может быть служителем своих богов, это не возбраняется, если при этом признает богов имперских, в особенности божественность Гения императора. В законный брак вступать не может, только в религиозный. Может служить во вспомогательных войсках или в милиции. Имя, как правило, сохраняется такое как принято у данного народа. Иногда берут римские имена, но двухчастные — личное имя и семейное. Панами таких в Богемии не называют. Но если к примеру идет речь о бригадире фьордских дварфов-рудокопов, то его скорее всего будут называть гер Бьорн Хагниров Тролльфьордский (хотя сам себя он зовет Бьорн Хагнирсон Тролльфьорден). Потому, что хороший рудокоп в Богемии — это весьма почтенно.
А есть еще дедитиции, попросту — смерды. Потомки покоренных народов, почти бесправные крестьяне и слуги. Как правило, проживают в феодальных хозяйствах, принадлежаших полноправным гражданам. Судит их исключительно господский суд, учиться нигде, кроме сельской школы они не могут, торговая деятельность только с разрешения господина. Недвижимостью владеть не могут, считаются арендаторами господской земли. Если приговариваются к смерти, то как правило — на ближайшем суку. В Богемии имя у них двухчастное — личное + семейное или по профессии. Вот тут еще стоит заметить, что в вольных имперских поселениях данная категория жителей отсутствует напрочь (если только сюда не приехал в отпуск какой-нибудь знатный пан сосвоей челядью). Тут ты либо гражданин, либо чужестранец — например, так относятся к вестоницким корчмарям-полуросликам (при условии что перед праздниками и приездом имперского обоза они драят до блеска статую Гения императора, что стоит посреди площади аккурат напротив корчмы).
Про полуросликов скажу отдельно. Они тут на особом статусе и считаются элементом нежелательным. В столице им жить запрещено, в имперских городах — только под протекцией имперского гражданина. Имеют право только на ограниченное использование движимым имуществом. Суд над ними вершит тот гражданин, кто взял над ними протекцию. А если что — могут и просто на суку вздернуть и никому за это ничего не будет. А все почему — потому, что полурослики упорно придерживаются веры предков в Единого Творца. Гений императора в эту схему никак не вписывается. Иногда, зажав фигу в кармане, полурослики признают божественность императора, но доверия со стороны граждан к ним нет. Так что полурослик в империи — это либо местечковый житель, либо мелкий ремесленник или торговец, или маргинал.
Вот как-то так.
14 комментариев
Вот я ветеран, вышел на пенсию и хочу жить где-то не в имперском городе. Ну не знаю, гарнизон у меня там стоял, а я приглядел себе девушку из местных. И всё, я не гражданин? А что было со всей моей когортой, когда нас перевели на задворки? Все лишили гражданства?
Я римское право плохо знаю, но разве это разделялось как-то? Или это при христианстве единственный брак который мог быть — церковный.
Кто запретит?
Если университет, это госучреждение и финансируется на налоги, то правитель музыку и заказывает. Но вообще, широкие права автономии у европейских университетов появились не на пустом месте. Они брали деньги за обучение и за найм своих специалистов. И если какой-нибудь Расул ибн Хабиб реально шарит в оптике, математике или химии, а государству срочно нужны карты, налоговый учет и селитра, никто и не посмотрит на то, что он мавр.
В римском праве (коего я тоже не великий знаток) как раз браков несколько разновидностей, это придало мне нездоровой фантазии.
Про университет я написала, как делается если нужен специалист. Но тут надо еще учесть, что университетская среда — тот еще гадюшник и использовать правила по ситуации тамошняя публика намастырилась.
Как это работает и для чего государство приняло такое правило.
Я поясню. Вот есть у нас какой-то город. Там есть имперский наместник, который им управляет. Ок, город под властью Рима. Как определяется, гражданин ты или не гражданин? У тебя бумаги есть, жетон какой-то?
Система паспортов есть в империи, просто без паспорта гражданина от негражданина может быть тяжело отличить.
Вот еду я со всем своими вещами или иду куда-то. Как доказать, что я гражданин, а не бродяга или беженец какой-то?
А если я построю дом?
Значит ли это, что владея достаточным количеством недвижимости, я по сути могу торговать гражданством?
Ну а дети? Они вырастают, у меня 3-8 детей и кто владеет моим домом — гражданин, а остальные полуграждане, если не обзавелись собственным?
У меня просто очень много вопросов занимает такая активная система присуждения и отъема гражданства. Самое главное, не понятно зачем она была сделана.
Система такая чтоб во власть кто не надо не пролез. Но скажу сразу — я не претендую на логичную и непротиворечивую систему управления государством (хотя как любая кухарка прям вот мечтаю государством поуправлять). Это записки для себя и будущих игроков, чтоб представляли, как дела в империи когда будем про это играть.
За место греков (а заодно и египтян) тут гномы. Это та еще публика, про них надо писать отдельно.
А имперцев знатно допекают кочевые полурослики с востока — это вот проблема.