О треше, угаре и содомии

Воспоминаниями о «педагогическом» модуле Маккавити и сущности известного порнохоррора как политического памфлета навеяно:

Вот, говорят: «Это только на вид книга писателя Е выглядит как пьяный бред — на самом деле в ней скрыт Многослойный Смысл». «Это только на вид книги писателя П выглядят как бред наркоманский — на самом деле в них сокрыта Высшая Мудрость». «Это только на вид книги писателя С состоят из слов „говно“ и „хуй“ — на самом деле в них есть Глубокий Смысл». «Это только на вид фильмы режиссёра (тут можно вообще любую букву алфавита вставлять) кажутся чернухой и порнухой — на самом деле в них есть Символизм».

У меня только один вопрос. Если автор не может донести свою мысль до людей, не вызвав у них предварительно рвоту, — не говорит ли это нечто о психическом здоровье автора? (Если автор считает, что вливание рвотного — это лучший способ научить человека жизни, то я оставляю за собой право обратиться к другим учителям.) А если наше время и вправду таково, что уже нельзя вызвать у читателя эмоциональной реакции, не прибегая к говну, сиськам и кровь-кишкам, то не сошло ли с ума это время?

(И я не хочу даже думать, что будет, когда публика перестанет реагировать и на эти раздражители...)

50 комментариев

avatar
??????? ????? ?????? ??????????? «??????» ? ????????? ???????? ?????:
tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/SomeAnvilsNeedToBeDropped
??? ??????? ?????, ????? ? ????????
avatar
Скорее, второе.
Я согласен с автором, что произведение не должно быть неприятным, чтобы в нём можно было поместить мудрые мысли или глубокий смысл.
Лао-цзы же смог. Или по крайней мере так кажется, когда читаешь его книгу :)
avatar
Даже если и второе, умеренное включение говна, сисек и кровищи может пойти на пользу произведению. Примеры даже могу привести.
avatar
Если автор не может донести свою мысль до людей, не вызвав у них предварительно рвоту,
Это, батенька, особенность современной культуры, вызванная к жизни особенностями культуры предыдущего времени: в частности, склонностью к неуемной идеализации и, местами, весьма ханжеской морали. В случае с СССР все усугублялось пропагандой идеального Homo Soveticus'а: атлетичного, с идеальными физическими пропорциями и грудью 2 размера. При этом искомый Homo Soveticus был безлик и беспол если не считать сисек, что делало его типичным аналогом куклы Кэна в тоталитарном обществе с дешевым налетом мессианства и утопичности. Именно из этого Кэна и растут корни Пелевина, Сорокина и других прекрасных русских авторов современности, которые старательно пытаются трансмутировать безликого и бесполого Голема-Кэна в какое-то подобие человека, который, как это ни прискорбно, иногда гадит не только бабочками.
avatar
хомо советикус был далеко не беспол, чего ты выдумываешь :)
avatar
Признавайся, в каком советском фильме не перестроечного времени ты видел первичные половые признаки Советикуса)?
avatar
а зачем они нужны на широком экране? О_о
я и сейчас в голливудских фильмах первичные половые признаки не вижу.
avatar
Ну а вторичные :)? Я вот до Золота богов, пардон, даже сисек на экране не помню. С лит-рой аналогично ситуация обстоит: Лимонов не зря свою нетленку писал и издавал в Нью-Йорке.
avatar
Ну а вторичные :)?
Вторичные и третичные — постоянно. Человеку не нужно раздеваться, чтобы было видно широкие плечи или грудь. А уж усы у многих на виду были, даже если и накладные.
avatar
Усы еще не показатель.
Как, кстати, и широкие плечи. Посмотрите на Девушку с веслом.
avatar
Усы еще не показатель.
Википедия утверждает, что усы — вторичный половой признак.
Хотя бывает, что они и у женщин есть, и вообще, как говорил почтальон Печкин, «усы и подделать можно».
avatar
я сейчас буду утрировать ниже, т.к. лень много писать.
мне кажется тут вопрос в жанровой принадлежности кина. то есть одно дело, когда ты скачал порнушку, а тебе там показывают высокие отношения и закрытые тела — ты задаешься вопросом «какого хрена?». другое дело, когда ты хочешь посмотреть кинцо про героический подвиг советского народа в Великой Отечественной Войне, а тебе там показывают сиськи. Ну да, в СССР не снимали порнушку, в этом был минус.
avatar
М-да, не надо было писать про половые признаки, которые автоматически ассоциируются с порнушкой. Зайдем с другой стороны: вот в кинах про героические подвиги советского народа было много инвалидов? Ну или там хотя бы чуваков с выпущенными кишками, оторванными руками или ногами или просто не очень красивых парней и теток? Моя память показывает, что в тех случаях, когда у кино не было жанра комедия (да и даже в этих случаях, касательно ГГ) все актеры воспроизводили определенный тип внешности и сложения, который считался приемлемым.
avatar
Ну или там хотя бы чуваков с выпущенными кишками, оторванными руками или ногами
Поскольку кино про подвиги советского народа было, вообще говоря, инструментом пропаганды, ничего удивительного, что там такого нет. Вот ты бы пошёл на войну, если бы представлял её по фильмам с оторванными руками и ногами и выпущенными кишками? Даже если и да — это не придало бы тебе желания на неё идти.

Моя память показывает, что в тех случаях, когда у кино не было жанра комедия (да и даже в этих случаях, касательно ГГ) все актеры воспроизводили определенный тип внешности и сложения, который считался приемлемым.
Это характерно для любого визуального жанра — «хороших» изображать красивыми в понимании автора. Обратное происходит, только если у автора есть сильные убеждения по этому поводу.
avatar
Это характерно для любого визуального жанра — «хороших» изображать красивыми в понимании автора. Обратное происходит, только если у автора есть сильные убеждения по этому поводу.

Или это часть замысла. Дориен Грей и Сирано де Бержерак посматривают друг на друга с нескрываемой неприязнью.
avatar
А много ты знаешь фильмов того же голливуда того периода с кишками навыкат? Уровень жестокости допустимый в фильмах растет, во времена существования СССР он был довольно низким. Это раз. Ну а во-вторых есть разные стили скажем так. Есть дарк-гритти-вор с кишками и изнасилованиями, а есть героический эпос, где все герои положительны и превозмогают.
avatar
Ну, с кишками-не с кишками, но вообще Аваллах прав, в СССР было мало фильмов, где люди — люди, а не живой кодекс строителя коммунизма. Что характерно, именно эти, живые, фильмы как раз и сохранили известность и народную любовь.
avatar
www.fresher.ru/2013/03/26/neprilichnye-momenty-sovetskogo-kino/
? ??????? ?? ??? ???????? ?????????? ????, ???????? ???????
avatar
Вот в том-то и проблема, что их надо стоп-кадром отлавливать).
avatar
Проблема в том, что в итоге созданные ими образы не вызывают желания ассоциироваться с ними, отталкивают и вообще мерзость.
avatar
А с ними надо ассоциироваться?
avatar
Это как вживание в ролевых играх — куча впечатлений.
avatar
А когда учебник читаешь, то тоже надо иммерсировать)?
avatar
Ну, во-первых, я видел и читал учебники, которые это позволяют :)
Во-вторых, если бы автор хотел написать учебник — он бы это сделал. И мне не пришлось бы читать книгу на 300 страниц или смотреть двухчасовой фильм ради мыслей, которые можно было бы записать одной пословицей или стихом из четырёх строк (чтобы лучше запоминалось).
avatar
Так ведь проблема в том, что любую книгу можно свести до двух строк, если на то пошло).
avatar
Следовательно, большая часть остальных строк существует для моего, читательского, удовольствия. И если оно мне не приносит удовольствия или вовсе раздражает — автор делает что-то не так.
avatar
Даже в ослабленной формулировке — любую художественную книгу можно ужать до двух строк — мысль явно неверна. Иногда можно ужать до двух строк то, что читатель оттуда вынес — но не факт, что у разных читателей будет одно и то же. Порой можно изложить тезисы автора в две строки — но далеко не всегда.

Надо понимать, что возможность ужать до какого-то состояния не означает, что а) ужимать надо и б) всё прочее вода, если мы не о вырожденном случае (доказательстве математической теоремы, например). Плюс есть ещё такой момент, что нравится всем писатель обычно не должен. Можно, как ни странно, не попасть в аудиторию, которой это адресовано.
avatar
Можно, как ни странно, не попасть в аудиторию, которой это адресовано.
Ну тогда не надо хвалить писателя как гениального и содержащего мудрые мысли, раз у него такая узкая аудитория.

Иногда можно ужать до двух строк то, что читатель оттуда вынес — но не факт, что у разных читателей будет одно и то же.
В этом случае можно сделать вывод, что автор не закладывал туда никакой мысли, а читатели пришли к ней сами. Я не верю в десятки смысловых слоёв библии.
avatar
Ну тогда не надо хвалить писателя как гениального и содержащего мудрые мысли, раз у него такая узкая аудитория.
Ээээ… почему?
avatar
Надо понимать, что возможность ужать до какого-то состояния не означает, что а) ужимать надо
Ужимать — действительно не обязательно. Но это не значит, что нужно разбавлять трешом, угаром и содомией.
avatar
Кому «нужно»? Ниже совершенно верно заметили — творческий процесс обычно не состоит в выборе сухого пакетика с готовыми целями и разбавлении чем-то по вкусу. Бывает и такое, но обычно это рецепт чего-то совсем конвеерного. Или пропаганды, скажем. Ими литература, мягко говоря, не исчерпывается.

Да, в некритичных вещах писатель имеет выбор средств. Но возводить это в абсолют…

Ну тогда не надо хвалить писателя как гениального и содержащего мудрые мысли, раз у него такая узкая аудитория
Выше задали вопрос — как это связано? Можно иметь дьявольски умные мысли и узкую аудиторию. Гениальность наполнения не то же самое, что доходчивость.
В этом случае можно сделать вывод, что автор не закладывал туда никакой мысли, а читатели пришли к ней сами
Так вы считаете, что писательское умение существует в отрыве от читателей? Не уверен, что искусство существует отдельно, вне взаимодействия, то есть из него можно полностью исключить как творца, так и потребителя (читателя, зрителя, слушателя и пр). Если «пробирает вообще» — вы, как я понимаю, не считаете это искусством? Это ведь вполне важная форма воздействия.
avatar
Для меня это звучит как бессмысленные рассуждения о природе искусства, призванные оправдать то, что квадрат чёрного цвета на белом фоне стоит в главном государственном музее, несмотря на то, что никто из посетителей не понимает, почему.
avatar
Ну что поделать — если у вас такое понимание искусства, то можно только посочувствовать. Ну или заметить, что вы понятие искусства, прошу прощения за каламбур, искусственно сузили. Это более широкий феномен, чем вам кажется — просто по факту.

Можно, кстати, не только сочувствовать — но и пояснять, почему то или иное относится к искусству в сложившемся понимании. Но это всё-таки требует отбрасывания брони «все такие рассуждения — бессмысленные» и попытки понять. Благо написано-то на эту тему очень немало, в том числе и очень доходчиво.
avatar
Высшие формы искусства обычно как раз для тех, кто понимает, почему. Человек с улицы не возьмет интеграл по частям, не соберёт ядерную подлодку по гурпсам, не поймёт чёрный квадрат и Джойса отложит в сторону, как тягомотину. Это нормально.
avatar
Я бы не стал говорить в терминах «высший-низший». Разве что в том же смысле, что физиологи — как более сложный и менее сложный, причём второй произошёл от первого…

Но да — восприятие искусства это тоже труд. И этот акт выдвигает требования.
avatar
Ну, в общем, да, вместо «высшие» можно читать «более сложные».
avatar
Я как-то раз в школе начиталась квантовой физики и воображала себя мю-мезоном. Т.е. было бы желание.
avatar
не знаю, кем надо быть, чтобы не видеть смысла (который там прямо на поверхности) в книгах писателя П или в песнях исполнителя Б
в тех же книгах писателя П или исполнителя Б, в которых смысл на поверхности не виден, его, как правило, вообще нет и в этом весь смысл
это я не в упрек Вантале, а про тех, кто говорит процитированное
avatar
а ответ прост и безблагодатен — СПГС.
avatar
Если автор не может донести свою мысль до людей, не вызвав у них предварительно рвоту, — не говорит ли это нечто о психическом здоровье автора?
Это ничего не говорит о здоровье автора. Разве только что автор из него, скорее всего — говно.
avatar
1. «Почему писатель Пу не мог изложить свой роман как нормальный роман, а не со всеми этими рифмами? Почему писатель Пру не смог донести свою мысль в одной книге, зачем ему понадобилось семь?»
Мне кажется, что с такой вот вульгарно-марксистской установкой — дескать, у произведения искусства есть какой-то смысл, отчуждаемый от его формы — дучше вообще никаких книжек не читать. А заняться тем, что получается.

2. После книги Т у меня не осталось сомнений в том, что писатель С может всё, просто не хочет. Может, он когда-нибудь вдруг захочет и ещё напишет вторую ВиМ. А может, нет.

3. При всём при том книги писателя С. убийственно точны в изображении нашей действительности. Возможно, если мы как-то изменим себя и свою жизнь, ему придётся писать без упоминания говна и рвоты?
avatar
Мне кажется, что с такой вот вульгарно-марксистской установкой — дескать, у произведения искусства есть какой-то смысл, отчуждаемый от его формы — дучше вообще никаких книжек не читать. А заняться тем, что получается.
Если смысл произведения не отчуждаем от его формы, вызывающей у читателя тошноту — возможно, лучше его просто не писать. Или написать и торжественно сжечь.

3. При всём при том книги писателя С. убийственно точны в изображении нашей действительности. Возможно, если мы как-то изменим себя и свою жизнь, ему придётся писать без упоминания говна и рвоты?
Возможно, если он будет писать про что-то хорошее, наша действительность под это подстроится?
avatar
А ты вообще читал Владимира Георгиевича или сейчас просто так 3,14здишь?
avatar
Я вообще не знаю, о каких конкретно писателях вы говорите этими своими пы, только подозреваю, что роман с рифмами написал А.С. Пушкин.
avatar
Он о Сорокине если я правильно понимаю.
avatar
Никогда не читал этого автора, и вообще фамилия незнакомая.
avatar
Да я, в общем, тоже. Читал на него в том числе достаточно позитивные рецензии, которые, тем не менее, захотеть его почитать меня не заставили.
Широко известен большим количеством неаппетитной чернухи вроде бы.
avatar
Сорокин гениален в стилизациях, но основным жанром избрал чернуху. Это прискорбно.
avatar
Халлвард, я хотел бы попросить тебя не оскорблять читателей моего дневника и вообще не писать в нём ничего.
avatar
Я могу лишь от имени всех читателей Земли порадоваться, что ты, кажется, лингвист, а не литературовед.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.