Оптимизация: тут читали, тут не читали, тут рыбу заворачивали...
Я сейчас скажу очень провокационную вещь, но… Идущая сейчас на МРИ дискуссия о заклинании Arcane Sight вновь вызывает в моей памяти старую мысль: что искусство оптимизации (применительно к ДнД, по крайней мере: с оптимизаторами, играющими по другим системам, я меньше знаком) лишь наполовину состоит из знания игровой механики — на вторую половину оно состоит из навыка избирательного чтения и умения убедить мастера в том, что твой кадавр билд ни разу не нарушает правил.
Вот сейчас на МРИ идёт дискуссия, участники которой с одной из сторон доказывают, что заклинание Arcane Sight позволяет видеть магические ауры в радиусе 120 футов в том числе сквозь препятствия, потому что описание-де сформулировано таким образом. При этом фраза в описании заклинания, что «The effect is similar to that of a detect magic spell со следующими отличиями» (а Detect Magic действительно позволяет видеть магические ауры сквозь препятствия, но со вполне конкретными ограничениями) отметается, потому что это-де «флаворный текст, не имеющий никакого значения». Возможно, описание заклинания действительно сформулировано не лучшим образом, но мне кажется, что в описанном выше случае мы имеем дело с Rules-Lawyering'ом в его худших проявлениях.
Меня когда-то очень зацепила одна опция, предлагаемая «опытными оптимизаторами» по ДнД трёхсполовинной редакции как «рекомендуемая»: кажется, это был мультикласс Wizard/Spellthief и фит, кажется, Practiced Spellcaster. Причиной, по которой эта комбинация предлагалась как рекомендуемая, была в том, что она якобы позволяла посчитать один и тот же бонус дважды. Самое удивительное в этом то, что где-то, вероятно, действительно водятся мастера, пропускающие нечто подобное…
Вот сейчас на МРИ идёт дискуссия, участники которой с одной из сторон доказывают, что заклинание Arcane Sight позволяет видеть магические ауры в радиусе 120 футов в том числе сквозь препятствия, потому что описание-де сформулировано таким образом. При этом фраза в описании заклинания, что «The effect is similar to that of a detect magic spell со следующими отличиями» (а Detect Magic действительно позволяет видеть магические ауры сквозь препятствия, но со вполне конкретными ограничениями) отметается, потому что это-де «флаворный текст, не имеющий никакого значения». Возможно, описание заклинания действительно сформулировано не лучшим образом, но мне кажется, что в описанном выше случае мы имеем дело с Rules-Lawyering'ом в его худших проявлениях.
Меня когда-то очень зацепила одна опция, предлагаемая «опытными оптимизаторами» по ДнД трёхсполовинной редакции как «рекомендуемая»: кажется, это был мультикласс Wizard/Spellthief и фит, кажется, Practiced Spellcaster. Причиной, по которой эта комбинация предлагалась как рекомендуемая, была в том, что она якобы позволяла посчитать один и тот же бонус дважды. Самое удивительное в этом то, что где-то, вероятно, действительно водятся мастера, пропускающие нечто подобное…
36 комментариев
но я, увы, знаком с дискуссией только из вторых уст
А он рассказывает, какое направление науки считается правильным? :)
Хотя я и не отрицаю, что могут быть нормальные «оптимизаторы», которые не занимаются избирательным чтением. Но в любом случае, такая оптимизация это скорее поиск дыр в системе, чем использование ее т. н. «скрытых возможностей». В РИ, в отличие от программирования, не бывает недокументированных функций, потому что документ (рулбук) это и есть программа, по которой строится игра.
Тут, конечно, возникает большой вопрос к авторам игр, которые их не поддерживают (или поддерживают только последние версии), не выпускают уточняющих редакций, и вообще не ведут конструктивный диалог с игроками. А таких прилично, как минимум потому, что компании, выпустившие значительную часть популярных игр либо разорились, либо перешли к другим владельцам, либо просто забили на свою старинную поделку.
как говорится, «powergaming, cause you can't roleplay when you're dead» © нуиликактотак
П.С. Иногда, кстати, понимание правил ДМом может быть ещё более специфическое. Например, как-то раз на игре было выяснено, что раз уж в правилах специально не написано, что абилка телепортации (у эладрин из четвёрки) работает беззвучно, то она сопровождается громким хлопком воздуха, заполоняющего место, с которого исчез персонаж. Моего перса-вора, надо сказать, это несказанно порадовало.
Идущая на троллемире дискуссия о том, кто лучше знает дынду в теме о том, как ловить лича, в очередной убеждает меня:
Я не зря выбрал для системы магии Истинную Речь.
От подобных
срачейдискуссий моя система избавляет — в первую очередь потому, что заклинания описываются не абстрактно-описательно (чтоможет породить(по факту: порождает) взаимоНЕпонимания в работе этих конструкций), а составляются из конкретных минимальных кирпичиков-лексем… А потом уже можно сделать описание… держа в уме пропись заклятия.Кстати, эта проблема летом-2014 обсуждалась в каком-то подкасте димыгоргоныча (кажется там, где магию предлагали резать) — сжигает ли «холодное пламя» дрова, как летает файрболл и тому подобное.
Собственно, не предлагаю это обсуждать. Так, мысли вслух.
Использование правид для достижения определенных результатов и интерпретация правил в свою пользу — это вещи, котороые, когда-то могут трагично пересечься, но существуют вполне независимо.
Почитай, например, оптимизаторские борды. Ни один вменяемый бильд не может позволить себе висеть на предположении, что левая пятка мастера с тобой согласна. Идеал — RAW, с сылками на соответствующие эрраты и официальные разъяснения/FAQ. А иначе — заклюют-с.
... ты ведь не в первый раз уже создаешь обсуждение оптимизации, где твои представления о предмете основываются скорее на опыте общения со школоло-манчкинами? Потому что это именно их модус операнди, в числе всего прочего.
Если левая пятка мастера с тобой не согласна — закати мастеру истерику и обвини его в… в чём-нибудь, но обвини. :) Впрочем, не могу сказать, что я сталкивался с этим так уж часто…
Когда ты оптимизируешь код, электронную схему, маршрут, рабочие действия или денежные траты. Все эти оптимизации позволяют выиграть у реальности, сэкономить ресурсы, время, деньги или энергию.
Вот когда оптимизация применяется, чтобы выиграть у другого и за счет другого человека, причем в игре, где Player-vs-Player составляющая в принципе не является основой процесса (большинство знакомых мне настольных ролевых игр именно такие) — это… по моему мнению, плохо.
Да, я предвижу возражение, мол, де, на самом деле оптимизатор выигрывает у
дырявойсистемы. Он выигрывает за счет системы, но оставляет в проигрыше остальных не-оптимизаторов. Проигрыш как скука, проигрыш как неуверенность в силах своего персонажа (по сравнению с персонажем оптимизатора), проигрыш как игра в игру, где ты лузер, а твой напарник левой пяткой Зевса с трона сшибает.Ну как можно поставить минус Самому Вантале?!
Вон Аррис в тред пришел, его заминусовать сам бог (Слаанеш, Ллос, Векна) велел.
Ну очевидно же, Вантала, ты на какой ресурс пишешь?
на свете живешьна имке тусишь?Тут приняты ритуальные почёсывания за ушком своим и пинки тем, кто «играет не по правилам».
Даже если ты начнешь писать откровенную ересь и пургу в стиле Шамана — тебя все равно будут плюсовать.
Я, кстати, твой пост плюсанул :-p
Не хочу вспоминать и анализировать мыслительный процесс в тот момент, когда сознание выбирало «плюс» или «минус» влепить.
А ещё я няша. А няше полагается быть доброй. Поэтому плюс.
Я человек социально неадаптированный, мне положено таких вещей в человеческих отношениях и не понимать и думать, что люди руководствуются в своих действиях исключительно «холодным рассудком».: Р
Дорогие читатели, спасибо: благодаря вам я вывел для себя фундаментальную ошибку в своих рассуждениях. Ошибка заключалась в том, что лучше всего запоминаются «не самые умные, а самые шумные» представители какой-то группы (особенно если на это накладываются всякие аберрации восприятия, вроде той, благодаря которой один-единственный пользователь превратился в «нескольких участников дискуссии»), а «школоло-манчкины» являются весьма шумными, но не особенно типичными представителями той группы, о которой я взялся судить.
Интересно, стереотипы о скольких социальных группах создаются похожим образом?
Например, может быть, о поклонниках тех или иных ролевых систем...А если серьёзно — мне кажется, что в той дискуссии все спорили добросовестно (не применяя приём «тут читаем тут нет»), а коллизия произошла из-за врождённой проблемы правил ДнД 3.5, которую можно кратко описать, как «погнались за 2я зайцами»:
1. Правила ДнД 3.5 — модель (т.е. RAW важнее RAI), точно и однозначно обсчитывает все возможные возникающие ситуации.
2. Правила написаны нормальным естественным языком и отражают все возможности взаимодействия персонажа и мира.
Добавь к этому, что как сами правила, так и мета-правила (инструкции «как надо читать правила ДнД 3.5») разбросаны по множеству разных источников и все их помнить «в голове» весьма трудно.
В итоге всё упёрлось в неточность и неоднозначность (вернее в зависимость синтаксиса от семантики) естественного языка.
П.С.
Есть 2 решения проблемы. Условно:
— отказаться от «использования естественного языка для модели» — получится что-то типа ДнД4е ИМХО больше похожая на скирмиш-варгеймы с резко ограниченными с резко ограниченными пауэрами, написанными формальным языком (ИМХО заодно с водой выплеснули и ребёнка).
— отказаться от «модели вообще» и давать правила скорее как гайдлайн «насколько далеко должны простираться возможности» — ИМХО по этому пути пошли в ДнД Next (хотя знаю её очень поверхностно).