Темное фэнтези, сериал "Рим" и проблемы воспитания молодежи

В последние годы в искусстве, в частности в фильмах и литературе стал преобладать так называемый «темный стиль». Что это такое? Все очень просто! Это противоположность тому, что было популярно раньше. Вместо идиллических принцесс, красивых замков, мудрых магов и домов из красного кирпича мы имеем королевскую дочь, которая ругается матом; дворец без уборной, поэтому все ходят по углам; колдунов-извращенцев и деревянные домики, в которых крыс живет больше, чем людей.

Реализм? А то! Конечно, мир не слишком гостеприимное местечко, а жизнь есть страдания, только вот почему-то никто не хочет с этим бороться. Этакий фэнтези-киберпанк, «мир прогнил и незачем его спасать, лучше нагрести денег и свалить подальше». Я, конечно, далек от того, чтобы рассуждать в стариковском стиле об очередном потерянном поколении, но… Почему-то эти «темные» направления излишне популярны, что мне мало понятно.

Сериал «Рим» («Спартак», «Игра престолов», «Борджиа», и далее) иллюстрирует мою мысль как нельзя лучше. Интересный сюжет, богатые интерьеры, подобранные актеры и многие минуты эротики, граничащей с порнографией, и прочей чернухи, за которыми теряется суть повествования. Понятно, что это интересно детям, они любят всякое «такое», но вроде бы рейтинг у сериалов недетский. И, что самое важное, показать одно и то же можно совершенно по-разному.

Фильм «Крестоносцы», один из немногих, над которыми я плакал и мне не стыдно. История трех невольных друзей, которые пошли освобождать Иерусалим, каждый имел свою причину. Мы видим и кровь, много крови, и грязь, и обнаженку, но над всем этим витает мысль, что это не то, в чем смысл жизни. Не на этом фокусируется режиссер, хотя убийств не намного меньше, чем в тех же «Борджиа». А мысль фильма хорошо выражена в фразе одного из персонажей: «На святую землю нужно идти не с мечом, но с посохом паломника».

Помните, как в начале девяностых стало «все можно», и на экран выходили уже российские фильмы? Если в фильме того периода не мелькала в кадре сиська, то было странно. Часто к сюжету или изобразительной части это вообще не имело отношения, но… Вот так и «Рим» или «Игра престолов» пошли еще дальше — они показывают нам сиськи порой в ущерб сюжету.

О, реализм. Принцессы тоже какают, вы знали? Ведь это так реально, почему же это не показать? Да, мы знали, все знают. Можете снять штаны и продемонстрировать, это же так реалистично.

Собственно, как было сказано выше, жестокость — инструмент ведущего или режиссера, а не то, на чем должно фокусироваться повествование. В жанре, например, готики, посреди опасного мира находятся герои, которые осмелились бросить вызов. Кто-то из них погибнет, кто-то сойдет с ума, некоторые просто не выдержат — они это осознают и готовы рискнуть. Будет кровь, пот, предсмертные хрипы товарищей, но все это во имя благого дела. А что, в «темном» фэнтези не так, ведь похоже? Похоже. Неплохой вроде бы мир, но героям либо мало, либо они не особо-то герои. У них тоже будет пот и кровь, испражнение на трупы павших и стаскивание с них сапог. Зачем? Ну, это, типа реально, прикольно и вообще же-е-е-есть.

Что ж, каждому свое, но мне почему-то странно наблюдать желание насилия ради насилия, крови ради крови и, если говорить о РИ, спасение собственных шкур вместо стонущего мира.

104 комментария

avatar
Сиськи вредят сюжету! Голактеко опасносте! Простите, не удержался.)
avatar
Ну, учитывая, что в том же «Риме» чуть ли не четверть серии их показывают, то таки да, вредят.
avatar
Что «Рим» показывает что-то в ущерб сюжету — кардинально не соглашусь. Я даже не могу согласиться с таким заявлением по поводу «Спартака», где сюжет в общем и целом отсутствует довольно условный.
«Рим» по содержанию богаче многих очень хороших сериалов. А «Спартак» своим поинтом делает насилие и эротику, что может нравиться или не нравиться, но не значит, что они хоть что-то сделали неверно.
avatar
Хм, я согласен с тем, что в «Спартаке» фокус сделан на насилие и эротику, но сюжет там тоже вполне присутствует. Имхо. Можешь пояснить свой поинт?
avatar
Я потому и перечеркнул слово «отсутствует», что да, все же он там есть. Но, например, в шестисерийном приквеле я различил ровно одну сюжетную линию: про разрушенную дружбу Батиатуса. Сюжета очень и очень мало.

Поинт мой в том, что сиське сами по себе сюжету мешают не меньше и не больше, чем сиджиайные звездолеты, перестрелки, сцены взлома компов и тэдэ и тэпэ. Если вместо видов архитектуры и батальных сцен у тебя будут оргии и гладиаторские бои, при прочих равных, это тебе не помешает воплощать на экране содержательный сюжет. Выбор содержательности у тебя будет на уровне «флафф вс. контент», а не на уровне «узоры на стене вс. Люси Лоулесс».
avatar
Я уточнял именно про «Спартака» — очень уж он мне по душе) Вообще, приквел по части сюжета, пожалуй, самая бедная часть. Но там есть некоторое количество заделов на будущие события — Ганник и жена чернокожего наставника, запамятовал, как его имя, к примеру.
Если сравнивать с той же «Игрой престолов» — то да, сюжетных линий значительно меньше.
В общем, я с тобой соглашусь, пожалуй)
avatar
Собственно, я не говорю, что там что-то присутствует или отсутствует. Я удивляюсь тому, что это популярно. Я, допустим, рос на героях Шварца, Сталлоне и прочих крутых парней, которые спасают мир. Поэтому мне непонятно, почему спасение мира заменили на защиту собственных интересов. Ну и почему в РИ играют все больше «не то, чтобы мой персонаж злой, но для дела может убить кого угодно», чем рыцарями.
avatar
Мода. На деле это не делает человека ни лучше, ни хуже и не говорит о его идеалах почти ничего. Разве что у современных героев есть какая-то более-менее земная мотивация, а не блаженный фанатизм «героев боевиков». Но тут уж кому что ближе.
avatar
О, эти герои тоже часто тупые, и в целом не особо лучше. Интересно, когда люди закрывали грудью пулеметы, чтобы их отряд мог пройти, какая у них была мотивация?
avatar
Парохиальный альтруизм.
avatar
Не могу сравнивать типичного героя боевика и человека закрывающего грудью пулемет: Р
avatar
Справедливости ради скажу, что «герой боевика» не означает автоматически «карикатурный шварценеггер».
Я вот пересмотрел недавно первый «Крепкий орешек», и Маклейн там вполне себе героичен.
avatar
Ну как бы да, один другому рознь конечно. Но тут мы уже переходим к частностям от общей груды мускулистых тел с кинопленки 80х-90х годов)
avatar
No bastard ever won a war by dying for his country. He won it by making the other poor dumb bastard die for his country. ©
avatar
Оффтопиком: во время чтения второго предложения я на секунду наполнился верой в человечество и людей, которые выросли на героях 'Обыкновенного чуда' и 'Дракона', но потом появился Сталлоне и стало понятно, что чуда не произойдет.
avatar
Ну у сериалов смысл не в том, чтоб донести какой-то смысл, а в том чтоб развлечь. Соответственно если популярны единороги какающие бабочками — будут единороги и бабочки во все поля, вредит это «смыслу», помогает или никак не влияет на «пойнт» произведения.
На мой взгляд до некоторого предела абсолютно однохренственно с точки зрения смысла произведения единороги там или порнуха во все дыры. Тем более что таковой глобальный смысл в изрядном количестве сериалов отсутствует (в изрядном кол-ве книг/фильмов/игр/комиксов тоже).
avatar
Аналогичный пример с популярным недавно Палаником (а вы читали Буковски? А вы почитайте, внезапно поймете, что маты или описание мыслей извращенца были в литературе еще в 60-ых как минимум). Такой реализм.
avatar
Да еще в 18 веке было.
avatar
Если про де Сада, то это уже немного другое, мне кажется.
avatar
Ну и почему в РИ играют все больше «не то, чтобы мой персонаж злой, но для дела может убить кого угодно», чем рыцарями.

Если Вам не нравится слово реализм, есть понятие исторической психологии.
Рыцарь — та еще шваль излишне романтизированная в культуре. Поэтому нет ничего удивительного, что люди хотят отойти от этих штампов.

К тому же, замечу, что описанная Вами ситуация — отнюдь не веяние последнего десятилетия. Уже упомянут готика 19 века. Есть такой стиль — нуар, это начало 20 века. А если капнуть в средневековые баллады или древние мифы там такого дерьма (Вы уж меня простите) можно нахлебаться — что любое тёмное фентези отдыхает.
А еще есть кровавая и мрачная книженция — называется Ветхий завет. Вот…
avatar
Так у нас же ФЭНТЕЗИ, в реальном мире и хоббитов как-то нет.

А если говорить о балладах и историческом Средневековье, то почему же ты не упомянаешь Окситанию?

Кстати, есть еще такая милая и добрая книжка — Новый Завет называется.
avatar
Милая? Хм. Спорный вопрос.

Фентези — вид фантастической литературы, верно? Гляньте в уже упомянутые мной рыцарские баллады. Тоже фантастика. Тоже тёмная.
avatar
Что же в ней не милого?)

А Вы гляньте на Окситанию в XII-XIV века, это как контр-пример.
avatar
Хм. Откровние Иоанна Богослова? История жизни Христа? Всё наполнено кровью, предательством, насилием и нетерпимостью.

Контр-пример принят. Но по числовым показателям чернуха всё же лидирует: мифы (от шумеров до римлян), эдда, коран, индейцы, Молот Ведьм, Шекспир. Повсюду мрак.
avatar
Только это не значит, что это хорошо. За убийство всегда судили, хотя это и не сильно уменьшало количество преступников. Позволю себе процитировать свою статью:

Стремление наказать у светской власти и попытка исправить подсудимого у катарского суда резко противоположны. Особенно ярким представляется случай суда над неким бароном, виновном в убийстве, имя которого не сохранилось. Барон был приговорен ко вступлению в число катарских совершенных, то есть, должен был оставить имущество наследникам и, одевшись в лохмотья, отправиться проповедовать Евангелие. Тяжкий грех убийства он должен был искупать последующей праведной жизнью. Достаточ-но вспомнить о будущих процессах инквизиции, сжигавших катаров в надежде на исправление в будущей жизни. Становится понятно, почему катаризм рас-пространялся с такой скоростью среди простого народа.

Если касаемо Нового Завета, то там, как я уже сказал, подобно приведенному мной в пример фильму «Крестоносцы», авторы констатируют факты и доносят идеи о милосердии, но не упиваются насилием. Вот в чем разница.
avatar
Разница тоньше, чем кажется.
Если Вы заметите — вся индоевропейская культура построена на насилии. На культе героя, который насилием, жестокостью и хитростью побеждает зло. Зло, кстати, тоже отнюдь не безхрибетно.
Иными словами, тёмная сторона культуры — это не плохо и не хорошо, это естественно.
Что касается крестоносцев, то милосердие и меч не очень хорошо сочетаются. Я верю, что фильм рассказывал о добрых людях, однако называть крестоносцев добряками — моральное допущение, не соответствующее истине.
avatar
Да нет, там как раз суть в том, что они поняли, что нельзя с мечом идти на Святую Землю.
avatar
Интересно о чем тогда фильм.

Нельзя, но пошли же? Если я правильно понимаю Вашу мысль — нужно показать их и ситуацию с положительной точки зрения, верно?
avatar
Ну, блин, там фильм идет три часа, пересказать проблематично.

Один просто мечтал увидеть Иерусалим, у второго отняли силой все, кроме жизни, поэтому некуда деваться, третий как раз хотел славы. В итоге происходит переосмысление всех ценностей.
avatar
Это здорово, что происходит переосмысление ценностей. Только вот меняет ли это ситуацию вне них?
avatar
Ну, я уже привел в пример Окситанию, как «модель будущего государства», где даже (sic!) у женщины есть права. А начинается все с малого.
avatar
Что ж, каждому свое, но мне почему-то странно наблюдать желание насилия ради насилия, крови ради крови и, если говорить о РИ, спасение собственных шкур вместо стонущего мира.
Если брать худшие образцы, то что «темное» фэнтези, что «светлое» фэнтези — хочется просто спросить «нафига?» и уйти читать\смотреть что-нибудь другое.
И, да, не вижу решительно ничего плохого в спасении собственной шкуры.)
avatar
И, да, не вижу решительно ничего плохого в спасении собственной шкуры.)

«Есть вещи на порядок выше».
avatar
Ок, простым смертным этого не понять, покидаю топик)
avatar
Есть вещи на порядок выше

Или нет.
avatar
Или нет.

Только для хипстеров-готов-дессидентов.
avatar
Очень зависит от обстоятельств.
Тоже старый вопрос: «Стоит ли мир слезы ребенка».
avatar
Только для хипстеров-готов-дессидентов.
А за ними будущее. ;-)
avatar
Будем надеяться что нет
avatar
Альтернатив-то особых нет. Так же их дедушки были когда-то в ужасе от мысли, что будущее за хиппи и битниками. И ничего, выжили.
avatar
Ну, проблема у хипстеров в том, что это чуть ли не первая субкультура без идеологии, хотя они уже почти вымерли. Так что это так, к слову.
avatar
Проблема у хипстеров в том, что cd-плеер таскать неудобно, а mp3-плеер стрёмно. Больше у хипстеров проблем нет.
avatar
Я думаю, что лет через 10-15 их изучат, препарируют, объяснят и разложат по полочкам, и тогда у них и идеологию найдут, и все что хочется.
avatar
Даже эмо были лучше хипстеров.
avatar
Да что они тебе сделали-то такого?
avatar
Да не, это просто пример)
avatar
И не топчите мой газон, хиппи проклятые.

Просто чем дальше они от твоего поколения, тем сложнее из понять. ;-)
avatar
Есть, возможно. Только они как бы это сказать… Гораздо реже на кону, чем жизнь.
avatar
Что ж, каждому свое, но мне почему-то странно наблюдать желание насилия ради насилия, крови ради крови и, если говорить о РИ, спасение собственных шкур вместо стонущего мира.


К слову про это. А мне например совершенно неочевидна необходимость спасать этот гнилой мир. Сугубо вопрос личной философии и восприятия.
avatar
avatar
Кстати говоря, у Аберкромби очень удачно в книгах подобрана грань между гритти реализмом и откровенной чернухой (которая, как я понимаю, и напрягает автора топика). Хорошая иллюстрация того, что мрачность, реализм и брутальность могут и не отталкивать. Другой вопрос в нигилизме, но кроме первой трилогии, там его тоже не так уж и много.
avatar
Так даже в первой трилогии у Аберкромби было много интересных героев с вполне себе не ублюдочной мотивацией. Другой вопрос: что с ними стало)
avatar
Ну тут вопрос не в мотивации («благими намерениями...»), а в действиях и их последствиях, а так — вроде по последующим книгам все ясно, что с ними стало, если читать внимательно :)
avatar
Ну вроде уже по окончанию трилогии стало ясно что ничего хорошего… А до остальных книг пока не добрался, только подступаюсь к Best Served Cold)

А про мотивацию заговорил потому что прежде всего она волнует топик-стартера)
avatar
Ну почему ничего хорошего, у некоторых все относительно неплохо сложилось, если судить объективно :)
Best Served Cold — по моей крайне субъективной оценки, лучшая книга автора, хотя это все YMMV, конечно)
avatar
Мне что-то кажется, что для того, чтобы переставить видеть процентов восемьдесят вызывающей недовольство продукции надо просто перестать смотреть HBO'шные сериалы.
avatar
Но если серьёзно — я думаю, это связано с тем, что западное (в самом широком смысле) сообщество сейчас переживает некий кризис и переоценку ценностей, и возникающая отсюда тревога и неуверенность в том, что такое хорошо, и что такое плохо, разумеется, находит отражение в популярной культуре.
avatar
Вот, это сразу плюс.
avatar
Такого рода кризисы — естественное и постоянное явление в истории.
avatar
… и это печально.
avatar
Это ровно то же самое, что лечь грудью на амбразуру, только в больших масштабах. ;-)
avatar
Наверное.

Спасибо за содержательную дискуссию!
avatar
А по мне наоборот: кризис западное обществе переживало с начала 20-го века, мировые войны, депрессия, холодная война, все такое. И тогда с уверенностью в правоте как раз особых проблем не было.
avatar
Мне кажется Вы заблуждаетесь.
Такая же картина была в эллинистическом мире. Подобный кризис не пережила Римская империя. Британская империя. Испанская империя. Российская империя.

Всё это мы уже видели. Всё уже когда-то произошло.
avatar
Ну вероятно тут мы говорим как раз о кризисе ценностей, а тогда была вполне себе зримая и материальная напряженка.
С другой стороны тоже многое поломалось… Неграм вот теперь давать работу не западло, а пленных нацистов в ресторанах не угощают)
avatar
Этот ваш кризис ценностей происходит непрерывно где-то с Ренессанса. Это, конечно, ужасно, но я уже привык немного.
avatar
Ну на самом деле да, соглашусь… Делать им/вам/нам нечего)
avatar
Просто вопрос того, как смотреть. Практически на любом изучаемом промежутке времени можно найти один или несколько кризисов. Например, за последний час в моей жизни было не меньше двух.

Но при этом, я более-менее вижу времена относительной идейной стабильности и времена идейного бурления. Сейчас идет одно такое, еще одно было в начале ХХ века, а между ними было время относительного спокойствия (при том, конечно, что все это не дискретные величины, одно перетекает в другое, все связано и т.д.)
avatar
Если смотреть так, что за последние двести лет выходит сто восемьдесят лет кризиса и двадцать относительного спокойствия — это немного контринтуитивно, нет?
комментарий был удален
avatar
А еще готика — это даже стиль одежды и музыки. Не аутентично? Так и упомянутые ранее хипстеры — только калька с хипстеров 50-60-ых годов.
комментарий был удален
avatar
При том, что периодически некие новые вещи называют старыми словами, осуществляя подмену понятий.

А исправления собеседника вроде
есть жанр «готик-рок» (нет жанра музыки «готика»)
мне тоже непонятны. Видимо, исправление собеседника в терминах дает +5 опыта.

А вот Лакримоза — это готик-рок, метал или дарк вейв?
комментарий был удален
avatar
Раз уж в заголовок вынесено фэнтези, то можно попытаться догадаться, что речь идет о гибриде готики и фэнтези. Прошу прощения за то, что заставил гадать.
avatar
Не как придирка, я конструктива ради — я, вот, например по этому комментарию не могу понять, о каких именно книжках идет речь (в голову приходит несколько вариантов, и все довольно дикие). Не в смысле, что вам сейчас надо оправдываться и объяснять, что вы имели ввиду, а просто в будущем пожалуйста, чуть осторожнее с терминами, просто чтобы уменьшить вероятность путаницы.
avatar
Я постараюсь.
avatar
иногда вместо того, чтобы отвечать надо просто подождать немного и все скажут за тебя
avatar
А мне кажется, что бывают хорошие фильмы (книги, картины, сериалы), а бывает говно. А радужные единороги там или распоротые кишки — дело десятое. «The movie is not about what it is about. It is about how it is about what it is about.» ©
avatar
Два чаю… литра. Два литра чаю.
avatar
И что-нибудь от сердечного приступа.
avatar
а что есть люди с другими мнениями?
к слову о птичках, что после просмотра «No country for old men» создалось строгое впечатление, что нельзя делать такие хорошие фильмы с таким депрессивным посылом.
avatar
Дак постоянно приходится доказывать что бывает хорошее, бывает плохое — а остальное от лукавого. Но все время находится кто-нибудь с этим не согласный)
комментарий был удален
avatar
«Дорога» менее депрессивна? Тогда не буду откладывать чтение «Старикам здесь не место» в долгий ящик, заинтересовался прямо-таки.
комментарий был удален
avatar
Да, есть. Я считаю, что делать фильмы с депрессивным посылом вообще не надо. Если человеку захочется впасть в депрессию, ему достаточно просто поглядеть вокруг себя — тут всё плохо и недостаточно желающих что-то с этим сделать.
avatar
А вообще я всех затроллил, пойду смотреть «Ведьмака».
avatar
Зашкаливающая чернуха в кабельных сериалах — просто попытка привлечь зрителя, который устал от в некотором роде кастрированных эфирных сериалов. Я, кстати, соглашусь, что там с этим зачастую перебарщивают — по сути это вид фансервиса, содержание, призванное исключительно обратить на себя внимание, просто в отличие (к примеру) от панцу и эччи в аниме, это голые сиськи и отрезанные конечности в лайв экшене. В принципе, это все игнорируется и проматывается и на качестве сюжета зачастую не отражается (возможно, за исключением «Спартака», где, судя по отзывам, порнухи слишком много, чтобы проматывать). Но неправильно говорить, что на таких сценах повествование именно фокусируется — это не так. Это всего лишь филлер (как «sexposition» в Game of Thrones), в лучшем случае — попытка проиллюстрировать атмосферу.

Меня лично в кабельных сериалах подобного типа гораздо сильнее напрягают мрачность и безысходность психологические, но это опять же течение понятное, если учесть относительно черно-белую мораль поп-культуры предыдущих десятилетий. Да и сейчас, в принципе, есть некоторая тенденция к реконструкциям в противовес деконструкциям, общественное мнение довольно фрагментированно, и нельзя однозначно говорить о каких-то общих тенденциях.
avatar
Главная проблема тех же советских режиссеров не в том, что они снимали чернуху, а в том что ничего кроме чернухи они снимать по большей части не научились. За все уже более чем 20 лет.

Главная проблема западных киношников — в том, что чернуха, замаскированная под реализм, стала модным трендом. Стильно-модно-молодёжно, ага. И от того давно приелась.

К примеру, то же отсутствие хеппи-энда совершенно логично смотрелось у Лавкрафта. Вот только большинство киношников совершенно не Лавкрафты.
avatar
Вот и я том же, золотые слова!
avatar
Если «Хрусталёв, машину!», «4», «Елена», «Как я провёл этим летом» — чернуха, то я не знаю, зачем учиться снимать что-то другое.
avatar
Я об эпохе перестройки. Хотел, кстати, поправить, но после ответа на сообщение так нельзя сделать.
avatar
Чернуха — это «Самый лучший фильм» и т.п.
avatar
Кстати, в «Борджиа» немного про другое. Там последняя серия все точки над i расставляет. Своеобразное подведение итогов.

Линия Савонароллы и отравленный папа — тут без комментариев. Ну а Хуан — вообще отдельная история. Суть сериала как бы в том что на каждого «крутого» найдётся своя управа. При том, что характерно, порой в виде обыкновенных причинно-следственных связей.
avatar
Потому что в моде нынче серый цвет вместо белого и черного. Вместо добрых и злых парней у нас прагматичные парни.
avatar
Никогда не мог терпеть рафинированный идиотский идеализированный стиль, который в топике фигурирует как «то, что было раньше» (имеется ввиду только первый абзац, где про принцесс и магов). Чушь кстати — мрачные истории на грани чернухи (и за ней) и депрессняка были всегда, есть и будут. Как и вышеупомянутый «рафинат». Разница лишь в доступности материалов (книг, фильмов и т.д.), которая была раньше и сейчас.

Что касаемо моего отношения к теме, то я считаю, что хорошей истории кровь, секс и мрачный прагматизм героев не помеха, если они не идут во вред атмосфере произведения. Как и их отсутствие… до тех пор пока принцессы не превращаются в сферических в вакууме набитых дур, а маги — в импотентов.
avatar
Честно говоря многое из вышеперечисленного (включая «игру престолов») лично я отношу не к жанру тёмное фэнтези, а к жанру BDSM-фэнтези. Отличительные признаки BDSM-фэнтези:
а)Кого-то должны убить максимально противоестественным образом, с заворотов и выворотом кишок желательно.
б)Кого-то должны выебыть максимально противоестественным образом, и что бы как минимум один участник сего процесса был категорически против.
Повтори оба пункта как можно больше раз и вуаля — BDSM-фэнтези готово, аж к рукам липнет. Нет, я вовсе не хочу сказать что это плохо. Есть отличные образцы жанра, типа манги «Берсерк» или BD «Requiem», в них уровень треша настолько зашкаливает что произведения от этого приобретают определённую специфическую ценность.
Однако лично для меня темным фэнтези является прежде всего «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин. В этом романе никого не выебыли, и почти никого не убили, однако при этом каждая страница содержит столь ядрёную дозу отчаяния, безысходности и пост-рока, что вашему Мартину и не снилось. ИМХО.
avatar
Хороший, годный пост.
avatar
Вот да, а некоторые Волшебника почему-то к юношеской, чуть ли не детской фентези относят… Впрочем в этом возрасте и читал и по моим мозгам он проехался офигенно)
avatar
Аналогичная фигня. Волшебник это скорее фэнтези для подростков, нежели подростковое фэнтези. Такой роман надо прочитать в определëнном возрасте, но это вовсе не означает что будет легко и приятно.
avatar
Я точно читал того же «Волшебника Земноморья» что и вы?
Да, это фентезийный мир, где люди руководствуются чуждыми моральными принципами вроде Равновесия и бывают всякие фентезийные опасности вроде драконов и чего-то древне-непонятного. Но где там безысходность и отчаяние?
avatar
Там они очень личные. Гед вот например в основном учится чему-то через боль и лишения. Мир кстати тоже суров и неприветлив, чо уж там. Никакого гримдарка, но выписан он достаточно реалистично и без прекрас. Ле Гуин умеет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.