Звёздные войны: что для вас главное?
У меня есть личная заморочка, с которой никак не могу разобраться, в связи с чем вопрос к общественности: что лично для вас делает Звёздные войны Звёздными войнами? Без чего это «обычная» космоопера, не имеющая выраженной индивидуальности (космические полеты, новые планеты, все-как-у-всех)? В чем фишка вселенной, как по вашему? Тех, кто не смотрел, не знает, не интересуется, прошу пройти мимо.
До недавнего времени я считала, что хорошо знаю свой ответ на данный вопрос (джедаи и мировоззренческие вопросы, связанные с Силой), но опыт вождения по этой вселенной убедил меня в том, что я ошибаюсь. И теперь я хочу об этом поговорить.
До недавнего времени я считала, что хорошо знаю свой ответ на данный вопрос (джедаи и мировоззренческие вопросы, связанные с Силой), но опыт вождения по этой вселенной убедил меня в том, что я ошибаюсь. И теперь я хочу об этом поговорить.
60 комментариев
Не обязательно содержать в себе какую-то «фишку», чтобы эти индивидуальность иметь. Видение оригинальной трилогии, толстенный слой расширенной вселенной, интерактивные медиа (видео- и ролевые игры), форумные дебаты, миллионы жизней в сумме «прожитых» фэнами в этой вселенной. ЗВ — слишком большой слой культуры, чтобы специализироваться на едином отличающем элементе.
Великая Сила и светосабли — это хорошо, но индивидуальность вселенной ЗВ не пропадает, когда читаешь книжку про Хана Соло или играешь в ролевку про повстанцев.
Просто это количество медиа, и вся история франчайза, включая ее влияние на умы фанатов и обратный вклад фанатов в ее содержание, создали индивидуальный «отпечаток пальца» вселенной.
Несмотря на то, что в историях и играх раз из разу повторяются схожие и легко сознаваемые детали и мотивы, выделить какую-то объединяющую привлекательную для всех деталь будет трудно, наверное. Прямо сейчас я и не взялся бы, но может в треде возникнут интересные обобщающие мысли.
Есть те, для кого это даже не фентези (потому что фентези сейчас, увы, замусорено) сколько даже сказка или легенда в космическом анураже. Есть те, для кого это масштабная и проработанная (что не значит непротиворечивая!) космоопера (одна из немногих вселенных, которая прорабатывалась и обрастала деталями много десятилетий, причём не на основе работы маленькой горстки фанатов) с несколькими ключевыми темами (джедайско-мировоззренческие вопросы в том числе) — и там для них могут быть важны как эти самые центральные вопросы, так и возможность строго в рамках канона встроить второй-третий эшелон действия, для которого не придётся придумывать ключевые факты.
Джедаи и их философия интересны тем, что они получились внезапно… реалистичными, что ли. Их учение противоречиво и местами глупо, прям как реальные религии, столь же часто используется для манипуляции, и многие «верующие», то есть члены Ордена, простоянно сомневаются в его принципах.
Ещё ЗВ постоянно дразнят поднятием сложных проблем, политических и этических вопросов, но в итоге почти всегда получается детская сказочка…
Атмосфера сказки в декорациях фантастики тоже важна. Очень много довольно мелких факторов, которые синергически создают атмосферу тех самых ЗВ. В первых шести эпизодах, я эту синергию ощущаю. А в новейших — вроде есть и звезды, и войны, и сила, а в целое это не преобразуется. Просто фанфик.
(Хотя мне новая трилогия очень нравится… Но только в области Кайло Рена, всё остальное так себе, средненько)
Честно говоря, что мне понравилось в фильме, так это Лэндо. По мне, полное попадание.
Там есть Империя.
Но там меньше сказочности.
Как приключенческий фильм — очень даже.
Иными словами, ЗВ берёт от космооперы в основном эстетику и внешнее, почти не претендуя на научность происходящего. В сюжетном плане он куда больше он берёт из фентези, вестерна и авантюрных романов.
Замечание про эстетику интересное, спасибо)
(ну и плюс «древнее будущее», да)
P.S.: а еще мне кажется, что не совсем верно противопоставлять ЗВ и «обычную космооперу», т.к. реально ЗВ во многом и заложили основы жанра той самой «обычной» космооперы, выступая если не источником первопримеров ее жанровых элементов, то по крайней мере их кодификатором.
1) «Нужный человек в нужном месте может перевернуть мир». В первую очередь популярность ЗВ на данный момент времени мотивирована ее своевременным выходом в 79 году и позже, то есть Лукас и Ко просто очень удачно попали в струю и заложили фундамент для последующего развития вселенной. Трилогия приквелов дала новый импульс (несмотря на свое неидеальное исполнение), а Трилогия сиквелов подкинула еще (то, что и она, мягко говоря, далека от идеала — мы рассматривать не будем).
2)Грамотная работа со штампами, архетипами и заимствованиями. Почти все, что вы видели в Оригинальной трилогии, беззастенчиво стащено у Эдмонта Гамильтона — голография, оружие разрушения миров, Дарт Вейдер, суровые снаружи, но добрые внутри звездные контрабандисты и даже световые мечи. То, что не стащили у него — стащили у неслучившейся экранизации «Дюны» от поехавшего грандмастера Ходоровски и Акиры Куросавы, которого Лукас очень любил (Оби-Ван, если что, это такой одновременно и оммаж, и копия Тосиро Мифуне в «Трех негодяях в скрытой крепости). В итоге мы получаем сеттинг, самодостаточность которого заключается именно в этих заимствованиях и конструкциях, которые из них можно собрать. Фактически ЗВ — это сеттинг, в котором ну практически любой архетип персонажа или любой архетипический сюжет впишется как-угодно и куда угодно.
3) Лор. Частично это перекликается с предыдущим пунктом — лор „Звездных войн“ хоть и состоит из заимствованных элементов, их развитие по мере течения времени привело к самобытным их проявлениям.
Ну и самом главное — он противоречив, местами не клеится, в нем много странных и откровенно глупых моментов, но зато его МНОГО, 40 лет развития сеттинга даром не прошли. Это касается не только ЗВ, а вообще любого популярного сеттинга — WoW, Mass Effect, Warhammer, Forgotten Realms скорее берут „количеством“ сеттинга, а не „качеством“.
4) Аудитория и работа с ней. Этот пункт несколько противоречив — и вот почему. Новичок, который решил стать фанатом ЗВ, получает не только фильмы, игры, комиксы и мерч, он получает еще и здоровенную фанбазу — потенциальных новых знакомых, друзей и собеседников. То есть частично качество сеттинга оценивается не его фактическим исполнением, а размером его аудитории на данный момент времени — человеку свойственна социализация, пусть даже таким неочевидным способом. Мы все хотим общения, мы все иногда хотим поговорить — тем более о том, что нам нравится. Правда, иногда приводит к тому, что человек вливается в коммьюнити с желанием общаться и без малейшей любви к самому объекту общения. Ну и про огромное количество сопроводительной продукции мы даже заикаться не будем.
любое наукообразие, как по мне, так только вредит ощущению звёздных войн — это в стартреке надо менять полярность и перенаправлять энергию на щиты, а здесь даже про каноничные уже лет сорок мидихлорианы половина фанбазы пытается забыть как страшный сон. для ЗВ нужно мочилово на мечах, древние тайны и вселенские заговоры!
Мир, где люди — всего лишь одна из разумных рас, татуин с хаттами, тускенами и джавами, вуки, твилеки и суллустанцы, эвоки, опять же. Отсутствие «плохих рас», даже хатты и тускены бывают ничо так. Поэтому для меня вселенную ЗВ сильно поломали юужань-вонги. Неинтересно стало.
Планеты, достаточно клёвые, чтобы их полюбить и чтобы на них хотелось приключаться, их исследовать. Проработанность мира и при этом то, что он очень разнообразный.
Пожалуй, ещё совместимость этики и эстетики. Вархаммер слишком пафосный и людоедский, Стар Трек слишком пластиковый.
Светлячок по этике и эстетике совпадает, но там нет анхумансов. Звёздные Врата — попадание достаточно близкое, хотя с инопланетными культурами там чуть похуже.
Это — необходимый минимум — всё, чего достаточно мне, чтобы Star Wars™ могли быть Star Wars™. =)
Конечно, под словосочетанием Звёздные Войны может скрываться много чего ещё: вся оригинальная трилогия, приквелы, сиквелы, комиксы, литература, компьютерные игры, tabletop, LARP, расширенная вселенная, канон, фанон, мерчандайз, мечты, религия, карьера, сообщество, друзья, семья и многое другое. Каждый волен выбирать то, что хочет и никто не уйдёт обиженным. ^_^
Предполагаю, что привлекает следующее:
1. Романтика звездных полетов и тяги к свободен. Особенно чувствовалась в старой трилогии.
2. Наличие магии. Т.е. Сила, которую никак не объяснить (за мидихлорианы Лукаса надо было бить линейкой по рукам).
3. Поляризированная моральная ось. Вот добро, вот зло. Никаких слишком сложных этических закручиваний. При том, что в целом — мораль в истории есть, но она не навязывается. Глобальное зло еще.
Вообще, SW это в первую очередь сказка, а уже потом космоопера =)
4. Персонажи с химией, драматургия, музыка — т.е. периодически SW это еще и роскошное кино.
В общем и целом — тут как с сеттингом. Иметь внутреннее объяснение таинственным (для целостности) полезно. Выдавать его игрокам открытым текстом — далеко не всегда. Довольно корявая аналогия — одно дело художественные описания опасных и мистических вэнсианских волшебников, другое дело — механический подбор оптимизаторами оптимального меморайза в D&D времён трёхсполовинки. Формально они на той же основе, но ощущается это сильно по разному…
Если бы Лукас не использовал идею мидихлориан в Трилогии приквелов, то я бы возможно и плевать бы хотел на то, что в Трилогии сиквелов этот вопрос вообще оставили.
Однако так уж вышло, что сама по себе эта идея имеет потенциал в создании сюжетных линий в попытке ответить на те вопросы, что вы привели в качестве примеров (отвечая на них — при переливании крови и трансплантации ничего не будет). Более того, одна из лучших книг Старого канона как раз посвящена этому вопросу — Джеймс Лусэно, «Дарт Плэгас». Есть и еще примеры — но за этим данными лучше в Вукипедию.
Тогда переливание и пересадка ничего не дадут.
А то что Квайгон объяснял в первом эпизоде иначе, так это он на лекциях спал.
У меня лично нет проблем ни с мидихлорианами, ни с «The Force is what gives a Jedi his power. It's an energy field created by all living things. It surrounds us and penetrates us. It binds the galaxy together.» Мало ли, какая у них там физика в Далёкой Галактике. Может, у них там и звук в космосе есть — откуда мне знать?
По моему, просто плот девайс не очень хороший (про непорочное зачатие, волшебное дитя, высокое значение СЮЖЕТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ в крови, пророчество, баланс силы, бла-бла-бла — и всё вместо того, что ответить на простой вопрос — почему Куэй Гон мог захотеть освободить мальчика раба и взять в Орден Джедаев? И при грамотно поставленной мотивации, без всего этого мусора можно было бы что-то придумать, имхо. Да и хинты того, что мальчик — чувствительный тоже можно было дать.), который заодно ответил на вопрос, который никто не задавал.
P.S. Мидихлорианы нормально смотрелись бы в каком-нибудь неканоничном научно-фантастическом (или трешовом) спин-оффе для ценителей этого дела, я думаю.
Ну и для меня Сила — это не столько магия, сколько философия и особый взгляд на мир.
Потом проходит восемь лет, за которые я навертел кучу теорий, ноВНЕЗАПНО МЕДИХЛОРИАНЫ. Это было одно из главных разочарований в жизни.