Звёздные войны: что для вас главное?

У меня есть личная заморочка, с которой никак не могу разобраться, в связи с чем вопрос к общественности: что лично для вас делает Звёздные войны Звёздными войнами? Без чего это «обычная» космоопера, не имеющая выраженной индивидуальности (космические полеты, новые планеты, все-как-у-всех)? В чем фишка вселенной, как по вашему? Тех, кто не смотрел, не знает, не интересуется, прошу пройти мимо.

До недавнего времени я считала, что хорошо знаю свой ответ на данный вопрос (джедаи и мировоззренческие вопросы, связанные с Силой), но опыт вождения по этой вселенной убедил меня в том, что я ошибаюсь. И теперь я хочу об этом поговорить.

60 комментариев

avatar
Наверное, просто эффект утёнка. В моём случае, я имею в виду.
avatar
То что это фентези в обертке «подержанного космоса»
avatar
Ой, а можно развернуть? Что значит «подержанный космос», чем он хорош? (Или не хорош)
avatar
Это когда мы спокойно летаем в космос на замызганных и как бы даже не ржавеющих драндулетах, собранных в гараже на болтах.
avatar
Без чего это «обычная» космоопера, не имеющая выраженной индивидуальности (космические полеты, новые планеты, все-как-у-всех)? В чем фишка вселенной, как по вашему?
Это «обычная» космоопера, имеющая выраженную индивидуальность.
Не обязательно содержать в себе какую-то «фишку», чтобы эти индивидуальность иметь. Видение оригинальной трилогии, толстенный слой расширенной вселенной, интерактивные медиа (видео- и ролевые игры), форумные дебаты, миллионы жизней в сумме «прожитых» фэнами в этой вселенной. ЗВ — слишком большой слой культуры, чтобы специализироваться на едином отличающем элементе.

Великая Сила и светосабли — это хорошо, но индивидуальность вселенной ЗВ не пропадает, когда читаешь книжку про Хана Соло или играешь в ролевку про повстанцев.
avatar
А ещё, кстати, если копнуть, выяснится, что понятие «обычная космоопера» (само по себе довольно нетривиальное, как и всё «обычное») будет включать в себя не так уж мало черт, которые были заложены эпизодами IV-VI…
avatar
Именно.
avatar
С этим согласна, а можно сформулировать эти черты? Хотя бы основные, хотя бы кратко…
avatar
То есть для тебя индивидуальность ЗВ во влиянии вселенной на умы? А можно немного порассуждать, чем ЗВ нравится фанатам, как по твоему? Или что об'единяет истории про Силу и светосабли и истории про Хана Соло, в чем индивидуальность вселенной?
avatar
Не совсем так.
Просто это количество медиа, и вся история франчайза, включая ее влияние на умы фанатов и обратный вклад фанатов в ее содержание, создали индивидуальный «отпечаток пальца» вселенной.
А можно немного порассуждать, чем ЗВ нравится фанатам, как по твоему?
Несмотря на то, что в историях и играх раз из разу повторяются схожие и легко сознаваемые детали и мотивы, выделить какую-то объединяющую привлекательную для всех деталь будет трудно, наверное. Прямо сейчас я и не взялся бы, но может в треде возникнут интересные обобщающие мысли.
avatar
Насколько я понимаю, вопрос сам по себе не очень правильный, потому что Звёздных войн несколько. Не в том смысле, что есть ценители разных частей и объёмов добавок, а в том смысле, что почитатели будут довольно ощутимо делиться на не слишком-то пересекающиеся группы с разными основными «магнитами».

Есть те, для кого это даже не фентези (потому что фентези сейчас, увы, замусорено) сколько даже сказка или легенда в космическом анураже. Есть те, для кого это масштабная и проработанная (что не значит непротиворечивая!) космоопера (одна из немногих вселенных, которая прорабатывалась и обрастала деталями много десятилетий, причём не на основе работы маленькой горстки фанатов) с несколькими ключевыми темами (джедайско-мировоззренческие вопросы в том числе) — и там для них могут быть важны как эти самые центральные вопросы, так и возможность строго в рамках канона встроить второй-третий эшелон действия, для которого не придётся придумывать ключевые факты.
avatar
То есть ты считаешь, что у ЗВ нет того, что об'единяет разные книжки/фильмы/игры, каждому нравится что-то свое? То есть вселенная очень разносторонняя. Ок, спасибо…
Последний раз редактировалось
avatar
Если занудствовать: я считаю, что объединяющее есть (например торговая марка, хе-хе), но что просто сказать «играем по Звёздным войнам» без уточнений — недостаточно, да. Как почти с любой долго развивавшейся вселенной, не скатившейся в постоянное повторение одного и того же.
avatar
Сила, световые мечи и тот факт, что действие происходит в Далёкой-Предалёкой галактике, а не в отдалённом будущем человечества. Сила интересна тем, что это не открытая учёными псионика, а магия, которая всегда была в этом мире.
Джедаи и их философия интересны тем, что они получились внезапно… реалистичными, что ли. Их учение противоречиво и местами глупо, прям как реальные религии, столь же часто используется для манипуляции, и многие «верующие», то есть члены Ордена, простоянно сомневаются в его принципах.
Ещё ЗВ постоянно дразнят поднятием сложных проблем, политических и этических вопросов, но в итоге почти всегда получается детская сказочка…
avatar
Спасибо за развернутый ответ.
avatar
Сначала хотел сказать, что основное — это философия Силы. Потом прочел про игру за контрабандистов и засомневался. Но все же считаю, что в игре по ЗВ должны быть хотя бы следы/намеки на Силу, джедаев, дроидов, империю/республику. Иначе это будет Светлячок или еще что-нибудь.

Атмосфера сказки в декорациях фантастики тоже важна. Очень много довольно мелких факторов, которые синергически создают атмосферу тех самых ЗВ. В первых шести эпизодах, я эту синергию ощущаю. А в новейших — вроде есть и звезды, и войны, и сила, а в целое это не преобразуется. Просто фанфик.
Последний раз редактировалось
avatar
А «Соло» ты смотрел? Там этой атмосферы, как мне кажется, полно, и мне было очень жаль, что он в прокате провалился.
(Хотя мне новая трилогия очень нравится… Но только в области Кайло Рена, всё остальное так себе, средненько)
avatar
Соло смотрел. Там есть дроиды)
Честно говоря, что мне понравилось в фильме, так это Лэндо. По мне, полное попадание.
Там есть Империя.
Но там меньше сказочности.

Как приключенческий фильм — очень даже.
avatar
«Хан Соло» прекрасен, местами даже лучше первых шести эпизодов, которые я нежно люблю. Но вот чем он ЗВ, я об'яснить затрудняюсь… если не считать героев, конечно) Мне было интересно посмотреть на молодого Хана и его приключения (и вообще я все по ЗВ игровое смотрю, хотя не все мне нравится).
avatar
з.ы. Если говорит о сюжетах про контрабандистов, охотников за головами и прочих, где Сила остаётся за кадром — то для меня ЗВ тут в общей… Как сказать… Не-технологичности действа. Приоритета эстетики над логикой. Например, техника времён Старой Республики и новой мало отличается внешне, технологический прогресс, как в фентезийном мире, застыл. При наличии бластеров есть ребята, которые сражаются посохами и мечами (не-световыми), и противостоят бластероносцам на равных (хоть фильм Соло посмотрите). Контрабандист будет ходить в кожаной куртке, потому что он контрабандист, и даже угроза перестрелки не заставит его нацепить броник, тогда как охотник за головами броник не снимет даже в кантине-- потому что он охотник за головами, это его эстестика! Высокотехнологичные миры со всеобщей компьютеризацией соседствуют с тоже вроде цивилизованными мирами, где города — просто оазисы цивилизации среди отравленных лесов/ пустынь/болот, а местные правители строят себе дворцы и развлекаются гладиаторскими боями.
Иными словами, ЗВ берёт от космооперы в основном эстетику и внешнее, почти не претендуя на научность происходящего. В сюжетном плане он куда больше он берёт из фентези, вестерна и авантюрных романов.
avatar
Да, эстетика и условности — важная часть. Обыгрывание устоявшихся тропов.
avatar
Мне вот про сюжет совсем сложно судить, потому что космовестерн для меня — это как Светлячок, а ЗВ… даже не знаю. Не сказка точно. Может, притча/легенда…

Замечание про эстетику интересное, спасибо)
Последний раз редактировалось
avatar
У Светлячка банально вселенная меньше, и она не так… Разнообразна. Я просто фанатка игры СВТОР, а там из мегаполиса Нар Шадда в лучших традициях киберпанка ты перемещаешься на Татуин, где имперские археологи ищут артефакт вымершей расы раката, а ты — укрощаешь пустынного демона и находишь скрытый оазис, откуда вылезает твоё собственное отражение, а потом на Хот, где в ледяной пещере чёрный рынок наделённых Силой артефактов… Такое трудно себе представить в Светлячке.
avatar
Зато в Светлячке больше ругани среди экипажа, что как раз у меня и ассоциируется с космовестерном, когда не знаешь, кто твой друг, кто враг, кому и насколько можно доверять. Этот момент отчасти был в Хане Соло как раз.
avatar
Спасибо, что сформулировали то, что у меня с утра не получилось, из-за чего я и не стал отписываться.
(ну и плюс «древнее будущее», да)
avatar
На мой взгляд, «фишкой» ЗВ являются скорее внешние по отношению к вымышленной вселенной факторы — например, реальная история франшизы, активное сообщество поклонников или грамотная работа с каноном (во всяком случае, до недавних пор) — нежели какие-то особенности самой этой вселенной. ИМХО, говорить о «единой вселенной ЗВ» в общем несколько затруднительно, т.к. в разных реализациях франшизы эти вселенные очень разные. Такие вещи, как «Сила», «сэйберы» или «джедаи/ситы» в общем — не более чем ярлыки, потому что суть и роль этих сущностей в разных произведених франшизы может радикально различаться.

P.S.: а еще мне кажется, что не совсем верно противопоставлять ЗВ и «обычную космооперу», т.к. реально ЗВ во многом и заложили основы жанра той самой «обычной» космооперы, выступая если не источником первопримеров ее жанровых элементов, то по крайней мере их кодификатором.
Последний раз редактировалось
avatar
Если говорить обо мне, то я не могу выделить какую-то одну ключевую особенность «Звездных войн», которые заставляют их любить — так что я бы выделил следующие пункты:
1) «Нужный человек в нужном месте может перевернуть мир». В первую очередь популярность ЗВ на данный момент времени мотивирована ее своевременным выходом в 79 году и позже, то есть Лукас и Ко просто очень удачно попали в струю и заложили фундамент для последующего развития вселенной. Трилогия приквелов дала новый импульс (несмотря на свое неидеальное исполнение), а Трилогия сиквелов подкинула еще (то, что и она, мягко говоря, далека от идеала — мы рассматривать не будем).
2)Грамотная работа со штампами, архетипами и заимствованиями. Почти все, что вы видели в Оригинальной трилогии, беззастенчиво стащено у Эдмонта Гамильтона — голография, оружие разрушения миров, Дарт Вейдер, суровые снаружи, но добрые внутри звездные контрабандисты и даже световые мечи. То, что не стащили у него — стащили у неслучившейся экранизации «Дюны» от поехавшего грандмастера Ходоровски и Акиры Куросавы, которого Лукас очень любил (Оби-Ван, если что, это такой одновременно и оммаж, и копия Тосиро Мифуне в «Трех негодяях в скрытой крепости). В итоге мы получаем сеттинг, самодостаточность которого заключается именно в этих заимствованиях и конструкциях, которые из них можно собрать. Фактически ЗВ — это сеттинг, в котором ну практически любой архетип персонажа или любой архетипический сюжет впишется как-угодно и куда угодно.
3) Лор. Частично это перекликается с предыдущим пунктом — лор „Звездных войн“ хоть и состоит из заимствованных элементов, их развитие по мере течения времени привело к самобытным их проявлениям.
Ну и самом главное — он противоречив, местами не клеится, в нем много странных и откровенно глупых моментов, но зато его МНОГО, 40 лет развития сеттинга даром не прошли. Это касается не только ЗВ, а вообще любого популярного сеттинга — WoW, Mass Effect, Warhammer, Forgotten Realms скорее берут „количеством“ сеттинга, а не „качеством“.
4) Аудитория и работа с ней. Этот пункт несколько противоречив — и вот почему. Новичок, который решил стать фанатом ЗВ, получает не только фильмы, игры, комиксы и мерч, он получает еще и здоровенную фанбазу — потенциальных новых знакомых, друзей и собеседников. То есть частично качество сеттинга оценивается не его фактическим исполнением, а размером его аудитории на данный момент времени — человеку свойственна социализация, пусть даже таким неочевидным способом. Мы все хотим общения, мы все иногда хотим поговорить — тем более о том, что нам нравится. Правда, иногда приводит к тому, что человек вливается в коммьюнити с желанием общаться и без малейшей любви к самому объекту общения. Ну и про огромное количество сопроводительной продукции мы даже заикаться не будем.
Последний раз редактировалось
avatar
для меня старварс — это такой позитивный постап, который, если он был бы полностью фэнтезийным, то стоял бы где-то между драгонлэнсом и бёрсрайтом. со многим сказанным выше согласен (вроде того, что можно собрать дроида на коленке из остатков бабушкиного холодильника и дядиного утюга), плюс ещё перемещения за незначительное время. во всяких там стартреках и батлстаргалактиках часто ставят курс куда-то и туда потом долго прут (в «вояжёре» так даже и без надежды когда-то добраться, да и в БСГ с надеждой не густо), а тут иногда и чаю попить не успеешь. особенно в мультике про Асоку: от «ой нет, они нас просканировали» до «к нам варпнулся весь имперский флот» проходят иногда всего лишь секунды.

любое наукообразие, как по мне, так только вредит ощущению звёздных войн — это в стартреке надо менять полярность и перенаправлять энергию на щиты, а здесь даже про каноничные уже лет сорок мидихлорианы половина фанбазы пытается забыть как страшный сон. для ЗВ нужно мочилово на мечах, древние тайны и вселенские заговоры!
avatar
алсо,
Чебоксары
avatar
Как заметили про этот коллаж на реддите: Star Wars: The Empire Strikes Blyat.
avatar
Помимо джедаев, Силы и возможность летать в космос на ржавом корабле — обитаемые планеты и множество разумных рас.
Мир, где люди — всего лишь одна из разумных рас, татуин с хаттами, тускенами и джавами, вуки, твилеки и суллустанцы, эвоки, опять же. Отсутствие «плохих рас», даже хатты и тускены бывают ничо так. Поэтому для меня вселенную ЗВ сильно поломали юужань-вонги. Неинтересно стало.
Планеты, достаточно клёвые, чтобы их полюбить и чтобы на них хотелось приключаться, их исследовать. Проработанность мира и при этом то, что он очень разнообразный.
Пожалуй, ещё совместимость этики и эстетики. Вархаммер слишком пафосный и людоедский, Стар Трек слишком пластиковый.
Светлячок по этике и эстетике совпадает, но там нет анхумансов. Звёздные Врата — попадание достаточно близкое, хотя с инопланетными культурами там чуть похуже.
avatar
Ну вообще из «плохих» рас еще сси-руук можно вспомнить, как и ситов (не Темных джедаев, а именно инсектоидов).
Последний раз редактировалось
avatar
Про это мне тоже неинтересно, но они хотя бы по большей части не в фокусе повествования.
Последний раз редактировалось
avatar
Наверное, вот эта сцена:



Это — необходимый минимум — всё, чего достаточно мне, чтобы Star Wars™ могли быть Star Wars™. =)

Конечно, под словосочетанием Звёздные Войны может скрываться много чего ещё: вся оригинальная трилогия, приквелы, сиквелы, комиксы, литература, компьютерные игры, tabletop, LARP, расширенная вселенная, канон, фанон, мерчандайз, мечты, религия, карьера, сообщество, друзья, семья и многое другое. Каждый волен выбирать то, что хочет и никто не уйдёт обиженным. ^_^
Последний раз редактировалось
avatar
Это не тот вопрос, на который ты ищешь ответ. (проводит рукой)
avatar
Очень люблю оригинальную (4-6) трилогию, нормально отношусь к первой новой (1-3), вообще не оценил последнюю.
Предполагаю, что привлекает следующее:
1. Романтика звездных полетов и тяги к свободен. Особенно чувствовалась в старой трилогии.
2. Наличие магии. Т.е. Сила, которую никак не объяснить (за мидихлорианы Лукаса надо было бить линейкой по рукам).
3. Поляризированная моральная ось. Вот добро, вот зло. Никаких слишком сложных этических закручиваний. При том, что в целом — мораль в истории есть, но она не навязывается. Глобальное зло еще.
Вообще, SW это в первую очередь сказка, а уже потом космоопера =)
4. Персонажи с химией, драматургия, музыка — т.е. периодически SW это еще и роскошное кино.
avatar
Спасибо, очень интересно)
avatar
Вот всегда так интересно было — а мидихлорианы то чем всем не понравились? По мне — так отличная идея, потенциал которой совершенно всрали в Трилогии сиквелов — вернувшись не то, что к старой концепции, а создав какую-то совершенно левую новую. Самое забавное, что сам Лукас задумал эту концепцию еще на этапах создания «Новой надежды».
Последний раз редактировалось
avatar
Магия не требует объяснений.
avatar
Аргументируйте!
avatar
Это превратит её в науку и SW потеряют многое от своей «сказочности».
avatar
Ощущением (это я про «чем не понравились»). Научно-фантастическим объяснением, которое убивает мистическую ауру вокруг Силы (которая довольно важная составляющая её образа) — и одновременно создаёт целый ворох совершенно «левых» вопросов и уточнений, в духе того, что будет, если сделать переливание крови от джедая или там трансплантировать какой-нибудь его орган. Которые, если их разворачивать, уведут фокус совершенно не туда.

В общем и целом — тут как с сеттингом. Иметь внутреннее объяснение таинственным (для целостности) полезно. Выдавать его игрокам открытым текстом — далеко не всегда. Довольно корявая аналогия — одно дело художественные описания опасных и мистических вэнсианских волшебников, другое дело — механический подбор оптимизаторами оптимального меморайза в D&D времён трёхсполовинки. Формально они на той же основе, но ощущается это сильно по разному…
Последний раз редактировалось
avatar
одновременно создаёт целый ворох совершенно «левых» вопросов и уточнений, в духе того, что будет, если сделать переливание крови от джедая или там трансплантировать какой-нибудь его орган. Которые, если их разворачивать, уведут фокус совершенно не туда.
Похожие вопросы поднимались в Расширенной вселенной и из них создавали сюжеты (не совсем эти, но похожие — возможно, были и конкретно упомянутые тобой).
avatar
Ну тут уж надо сказать, что дальше мы зайдем только в классический императив «дело вкуса». С одной стороны — часть аудитории хочет мистического ореола вокруг силы, другая часть — ответов на некоторые вопросы.
Если бы Лукас не использовал идею мидихлориан в Трилогии приквелов, то я бы возможно и плевать бы хотел на то, что в Трилогии сиквелов этот вопрос вообще оставили.
Однако так уж вышло, что сама по себе эта идея имеет потенциал в создании сюжетных линий в попытке ответить на те вопросы, что вы привели в качестве примеров (отвечая на них — при переливании крови и трансплантации ничего не будет). Более того, одна из лучших книг Старого канона как раз посвящена этому вопросу — Джеймс Лусэно, «Дарт Плэгас». Есть и еще примеры — но за этим данными лучше в Вукипедию.
avatar
Формально они на той же основе, но ощущается это сильно по разному…
Так быть Вэнсианским волшебником и встретиться с вэнсианским волшебником (и уж тем более читать о нём где-то) — разные вещи!
Последний раз редактировалось
avatar
Самый простой вариант объяснения, убирающий лишнее, мидихлорианы не причина, а следствие. Т.е. у чувствительных к силе своя микрофлора =)
Тогда переливание и пересадка ничего не дадут.
А то что Квайгон объяснял в первом эпизоде иначе, так это он на лекциях спал.
avatar
Они и не причина. Они посредники между живыми организмами и Силой.
avatar
Я имел ввиду причину способности некоторых индивидов манипулировать Силой.
avatar
Я бы, честно, не сказал, что они прямо аж взяли и что-то объяснили этим в приквелах.

У меня лично нет проблем ни с мидихлорианами, ни с «The Force is what gives a Jedi his power. It's an energy field created by all living things. It surrounds us and penetrates us. It binds the galaxy together.» Мало ли, какая у них там физика в Далёкой Галактике. Может, у них там и звук в космосе есть — откуда мне знать?

По моему, просто плот девайс не очень хороший (про непорочное зачатие, волшебное дитя, высокое значение СЮЖЕТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ в крови, пророчество, баланс силы, бла-бла-бла — и всё вместо того, что ответить на простой вопрос — почему Куэй Гон мог захотеть освободить мальчика раба и взять в Орден Джедаев? И при грамотно поставленной мотивации, без всего этого мусора можно было бы что-то придумать, имхо. Да и хинты того, что мальчик — чувствительный тоже можно было дать.), который заодно ответил на вопрос, который никто не задавал.

P.S. Мидихлорианы нормально смотрелись бы в каком-нибудь неканоничном научно-фантастическом (или трешовом) спин-оффе для ценителей этого дела, я думаю.
Последний раз редактировалось
avatar
Мне как раз мидихлорианы нравятся куда больше, чем «it's magic!» на более раннем этапе (я, если что, не утверждаю, что наличие мидихлориан отключает «it's magic!», просто ставит его не сразу после применения телекинеза или трюка с сознанием, а на один шаг после), — это создает для меня особую наукообразную магию, которая все равно магия, но при этом имеет еще псевдонаучное обоснование в качестве фантика. Как по мне, очень мило)

Ну и для меня Сила — это не столько магия, сколько философия и особый взгляд на мир.
Последний раз редактировалось
avatar
Что-то вспомнилось. Мне тринадцать лет, я только что посмотрел «Возвращение джедая» в гнусавом переводе и мне хватает знания языка чтобы в титрах увидеть «эпизод 4,5,6». И я с горящей задницей терроризирую владельцев «видеосалонов» требованием немедленно показать первые три эпизода.
Потом проходит восемь лет, за которые я навертел кучу теорий, ноВНЕЗАПНО МЕДИХЛОРИАНЫ. Это было одно из главных разочарований в жизни.
avatar
Reality is often disappointing.
avatar
Reality-то ладно. А вот когда разочарование приходит из далёкой-далёкой галактики, это как-то совсем обидно и несправедливо.
avatar
Первая трилогия — это ещё и про противостояние «хорошей» природы и естественности и «плохой» технократической цивилизации. Меч против бластера, телекинез против бомбёжек, медитация на болоте против колонн бронетехники, вот это всё.
avatar
Не, с такой точки зрения точно не смотрю.
avatar
С каких пор меч стал воплощать природу?
avatar
Не природу, но «традицию» меч вполне себе символизирует.
avatar
«Воплощать» здесь неудачный глагол. Но луч-сабля очень плотно встраивается в довольно прозрачную систему оппозиций, пронизывающих первую трилогию. Начиная, кстати, с той самой сцены, которую ты запостил выше.
avatar
Ну, и про «с каких пор» — не знаю, я не занимался изысканиями на тему. Но семь самураев (а стало быть, и три негодяя) передают привет.
avatar
Меч душа самурая и все такое
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.