Поцфиндер: Што изменилось Часть 1

Привет, мои двуногие любители ролевых игр!
Сегодня хомяк расскажет вам немного о том, чем же на его взгляд Pathfinder RPG выгодно отличается от своего уважаемого и почетного прародителя — D&D 3.5 редакции.
На написание оного поста (а может и нескольких — кто знает, ведь не зря же это глупое животное поставило в заголовке «Часть 1» — прим. ред.) меня сподвигла вчерашняя милая беседа ИРЛ, в результате которой выяснилось, что как минимум 1 человек интересуется этими изменениями.

Нерф Колдующих Классов

За что! За что вы так с нами!??
При прочтении по диагонали правил это действительно не заметно.
«Магам подняли хитдайс с д4 до д6, дали возможность кастить 1 любое заклинание из книги 1 раз в день вообще без заучивания — и это по-твоему нерф!???111одинодин» — спросит разъяренный ненавистник хомяков. Действительно, где же нерф, где же он?

Ну что же, давайте разбираться. Для начала хочется указать на то, что больше нет навыка Concentration. Нет от слова «совсем». Вместо него есть просто чек концентрации, который равен Caster Level + Casting Ability Modifier. А сложность того же Casting Defensively подняли до 15 + 2*lvl заклинания.
Нехитрый подсчет покажет нам, что даже маг 13 уровня, имеющий Интеллект 27 (+8) будет иметь концентрацию +21, а сложность в защитной стойке произнести свое любимое заклинание 7 уровня будет 15+14=29. Сравните теперь с тем, как насмехались над смешными чеками концентрации маги в 3.5

Ну и что из этого, скажете вы. Всего-то надо сделать 5 футовый шажок от глупого воина и вуаля, никакой опасности нет. Давайте так, я забуду, что есть рукопашное оружие, которое бьет на 10 футов — а все для того, чтобы рассказать про одну из моих любимых фишек (я так называю фиты) для файтероидов в коре. Да-да, в коре, господа, грубо говоря в стартовой пэхэбэшке.
Фит носит гордое название Step Up и доступен с 1го уровня. Соль его в том, что как только хитрый враг делает от вас 5 футовый шажок, вы тут же можете пойти за ним, и никуда он не уйдет. Профит очевиден невооруженным взглядом.

Ну ну все же будут брать фиты против кастеров, скажете вы, причем тут их нерф в конце-концов? И будете правы, это ведь не нерф, это усиление других классов/монстров… А где же тот нерф, что обещал хомяк? Где же его найти?
Предлагаю посмотреть на хлеб кастеров — на их заклинания. Посмотрим только на несколько из той же основной коры.

Помните Ray of Enfeeblement, заклинание всего лишь 1 уровня которое продолжало гнуть воинов и монстров на всех уровнях, без спасброска и становилось только ужаснее с уровнями, когда оно становилось quickened, empowered или maximized (а то и все сразу)? А помните, что оно еще могло стакаться само с собой? Бррр, как вспомню, так передергивает.
Теперь у этого заклинания есть Fort Save half, пенальти от разных кастов не стакается. Красота!

Или может помните как плакали ваши персонажи 1 уровня, попав в радиус действия заклинания Entangle? Чтобы вырваться нужно сделать аж DC 20 тест силы или Escape Artist. ДЦ 20 — и вам повезло если у вас бездоспешный воришка с качаным Escape Artist (впрочем он и так бы спасся на рефлекс). А зачастую приходилось тупо ломится на немодифицированную ловкость или силу. С ДЦ 20. А каково было монстрам!
Сейчас же ДЦ на вырывание равно ДЦ заклинания, что на порядок ниже — да и само вырывание требует не full-round action, а move action. Красота!

А что у нас там повыше уровнем? Ну из такого, что реально раньше фактически могло выигрывать энкаунтеры чисто прочтением 1 заклинания? Да пожалуйста.
Старый-добрый Glitterdust. Прочитал, враги не спаслись и раунд за уровень слепые как котята. И это заклинание 2 уровня — когда игра идет на уровнях 5-6 такой спелл в одиночку мог решить некоторые энкаунтеры с монстрами, у которых нет Blindsight, фита Blind-Fight и которым не повезло на вилл сейве.
И это в дополнение, что заклинание карало невидимых и прячущихся. Теперь один раз провалив сейв, можно его повторять каждый раунд и все-таки прозреть. Ощущаете разницу?

Такая же история и с Hideous Laughter (как мы знаем, его изобрел кто-то по имени Tasha). Раньше провалил — и валяйся до конца боя, все, считай что ты умер. А теперь у тебя есть шанс рерольнуть сейв на следующий ход!

А помните Knock, который заставлял партийного вора плакать кровавыми слезами и писать предсмертные записки вида «зачем я вкладывал скилпоинты в этот скилл!!!»? Теперь он не открывает автоматом замки, а по-сути дает вам 1 (один) чек кастер левела с +10 бонусом против сложности замка. Полезно, я не спорю, но персонаж с вкачанным Disable Device (теперь замки открываются на этот скилл) на аналогичном уровне с нужными инструментами может иметь навык по-больше.

Я уже молчу про то, что старый добрый манчкинизм с полиморфом был зарезан на корню — больше нет никаких «получает хар-ки и абилки формы», теперь — полиморф разбили на индивидуальные заклинания по типам форм (Beast Shape, Plant Shape и прочие) и позволяет выбирать абилки из фиксированного листика (а не «о, ДМ, я тут монстрятник пятый открыл, там таааааакая абилка...») и получить фиксированные бонусы к своим характеристикам. Так что слабый друид, превратившийся в медведя будет конечно медведем. Только слабым, лол.

Все еще не убедил? Ну ладно, напоследок скажу, что больше нет старой-доброй Divine Metamagic и легких способов понизить уровень метамагии.

Подход к классовой системе

Посмотрите на этого дурачка. Взял уровень мага для того, чтобы делать огненных птиц
Важно понимать, что в Pathfinder создатели намеряно стимулируют игроков играть за 1, ну максимум за 2 класса. Появилась механика Favored Class — теперь вместо мутной потери ХР вы в начале игры выбираете 1 класс (полуэльфам дали халяву — 2 класса можно выбрать) и если вы берете в нем уровень, каждый раз получаете плюшку. Их много разных — дефолтные: +1 хит на этом уровне или +1 скиллпоинт.
Если речь идет о некастерских классах — то всем добавили сочные и вкусные способности, которые они получают на высоких уровнях. Вот и думаешь сидишь — взять какую-то левотню ради 1 ерундовой способности которую этой левотне дают на 1 уровне (так называемый dip в класс) или своему паладину на 11 уровне получить способность выдавать свой смайт всем союзникам в 10 футах.
Ах, ну да, раз уж я вспомнил паладинов — чтобы не забыть. Классам уменьшили т.н. MAD (multiple ability dependency) — тот же паладин теперь кастит за харизму, а не за мудрость, которая теперь ему нафик не нужна.

77 комментариев

avatar
Очень ждал подобного поста. В следующий раз только, если можно, пишите без ерничания. Хотелось бы продолжения, особенно на тему исправления откровенных глупостей трешки.
avatar
Хочу заметить, что я очень уважаю трешку, ну чтобы не было недопонимания и считаю ее отличной системой, просто у всего есть недостатки и их со временем умные люди находят и правят.

О каких откровенных глупостях идет речь? (чтобы я обратил внимание и посмотрел что могло изменится)
avatar
1. Куча навыков для одного действия типа общения.
2. Странные особенности классов (мне покоя не дает бой двумя руками у следопыта. Почему он у него, почему?).
3. Система меморайза хоть немного изменена?
avatar
У меня для тебя плохие новости…
avatar
Тема интересная и нужная.

А насчёт откровенных глупостей трех и пяти предложу свою версию.

1. Расход XP в крафте чего-либо. Внутримеханическое объяснение того, почему так (вроде как автор буквально душу вкладывает в своё творение) не выдерживает никакой критики с точки зрения механики, так как опытный ремесленник или даже маг-крафтер, специализирующий на таких вещах после каждого успешного крафта будет не делать какие-то выводы для себя и, таким образом, совершенствоваться, а, наоборот, деградировать и тупеть. Пока не станет как американец у раннего Задорнова. Временные штрафы на мудрость, имхо, гораздо удачнее отражали бы данную идею.

2. Механизм Weapon Profiencies c выбором типа. Изначально сам по себе очень неплохой, но в рамках системы реализованный не без дурости. Так, например, человек (эльф, орк), который несколько лет махал обычным мечом, взяв в руки двуручный меч, будет в этом деле точно таким же нубом, как и тот, кто вообще оружия в руках не держал. Попытки это исправить впоследствии в рамках той же системы (как, например, воин, который умеет владеть абсолютно всем боевым оружием) только усугулбяют ситуацию.

3. Пустые уровни, которые как пишут, вроде бы исправленны. Alignmentы, которые не критиковал только ленивый. Впрочем, пишут что они тоже исправленны.
avatar
Расход XP в крафте чего-либо. Внутримеханическое объяснение… не выдерживает никакой критики с точки зрения механики
Зато есть замечательное объяснение на уровне баланса — ты не можешь переводить своё время и деньги в силу напрямую. А так ты получаешь магический предмет, но теряешь экспу.
avatar
С точки зрения баланса, который сам по себе немного мифичен в данной системе, получается ещё хуже: наиболее заметно подобная экипировка влияет на боевые и не только способности не-кастеров. Кастер вполне может продублировать эффекты той или иной вещи как минимум заклинанием, на основании которого он крафтил.
avatar
И что? В смысле ок, он не позволяет кастеру халявно превращать время и золото в силу для команды. Приходится жертвовать своей силой.
avatar
В том что он ещё больше отбирает спотлайт у всех остальных.

Два примера.

В первом случае XP не снимается. Маг делает нужные вещи своим сопартийцам. При том их ещё нужно дождаться (что в хрониках порой очень критично, в отличие от «спортивной зачистки подземелий») да и не за бесплатно, а по ценам, ну как минимум сопоставимым с покупкой подобных вещей. Что в результате? В результате воин и клерик получают зачарованный фуллплейт, зачарованный меч и булаву соответственно и так далее. То есть изначально сильный кастер (а для создания действительно хороших вещей, как правило, нужны хорошие уровни) уже не так сильно отсвечивает на фоне своих сопартийцев. Всем фан.

Во втором случае XP за крафт снимается. В этом случае маг если и будет что-то крафтить, то только по очень большой необходимости, потому что теряя XP, он отдаляет планку следующего уровня, на котором его ждут новые, более крутые заклинания и способности вроде метамагии, увеличивающие его крутость в геометрической прогрессии. Таким образом, крафтя вещи, он ещё и подводит партию, у которой XP никуда не девается и уровень растёт. Соответственно, растут и монстры. Против которых у мага уже нет адекватных заклинаний.
avatar
увеличивающие его крутость в геометрической прогрессии
Таким образом, крафтя вещи, он ещё и подводит партию
Тем, что остаётся на одном с ней уровне крутости и она, группа, ему оказывается таки нужна.
avatar
Тем что типовые приключения как правило строятся под вымаксованную партию в том числе и с крутым магом. Что является ещё одной неофициальной, но хорошо чувствующейся на практике прелестью данной системы.
avatar
2. Странные особенности классов (мне покоя не дает бой двумя руками у следопыта. Почему он у него, почему?).
Есть историческое объяснение, но поверь мне, ты не хочешь его знать. Весь сыр-бор из-за одного конкретного персонажа, не вполне корректно оцифрованного по правилам 1-й редакции.
avatar
Его фамилия до'Урден?
avatar
Я не хотел произносить вслух, но да.

Впрочем, у этой версии есть свои слабые места.
avatar
Я в курсе, но жду исправления ситуации.
avatar
Спасибо.
Насчет кастеров, как в ПФ с паверкрипом обстоят дела? Я в дополнениях не шарю, наверняка могла появиться и диванная мета, и понижалки стоимости меты, и пр.
avatar
Divine Metamagic точно нигде нет, понижалки где-то вроде были, но в крайне ограниченном количестве, по-моему больше -1 набрать нельзя.

По-сути крупных дополнений к коре всего несколько — Ultimage Magic, Ultimage Combat, Advanced Player's Guide, Advanced Race Guide и… вроде все. Остальное — сеттингозависимые в основном флаворные книги с редкой игромеханикой.
avatar
Хотелось бы почитать а) про трейты, story-фиты и т.п. б) про совместимость с материалом из 3.5, в т.ч. сторонним в) в общих чертах описание ситуации со сторонними продуктами г) про сообщество и генерируемый им контент (скажем, мне показалось, что для PF намного меньше гайдов, это так?)
Также интересно, сделали ли попытку избавитсья от эффекта рождественской елки.
avatar
Классный пост и классная вторая пикча. Кто это?
avatar
??? ??????? ??????????? ????? (????? ??????? ????????? ? ???? ???? ???? ? ?????) ?? ????? Seltyiel (?? dhampir)

pathfinder.wikia.com/wiki/Seltyiel
avatar
Няшный.
Алсо, механика Любимого класса почти один в один повторяет мои хоумрулы, что не может не радовать. :3
avatar
это дурачок иконический Магус (класс который совмещает в себе силу мага и бойца) по имени Seltyiel (он dhampir)
Magus / Summoner / Gunslinger / Eldritch knight
avatar
Меня вот эта вот запись в вики крайне смущает, ибо иконический суммонер — другой персонаж. И ганслингер — тоже другой. Короче врут на этой вики, ох врут!
avatar
Хомяк, под рукой нет корки, но насколько я помню, этот товарищ с огненной птицей иллюстрировал собой престиж-класс Eldritch Knight?
avatar
Да, иллюстрировал. А потом в Ultimate Magic появился вот в таком виде как Магус:

avatar
Спасибо за пост. Это очень важно и ценно. Ещё бы подробностей о составе кор рулзов (какие книги составляют кору, какие лучше брать в довесок к коре и что-нибудь ещё). Но и это — весьма ценно.
avatar
Я читал тройку на русском и почти ничего не понял в посте.
Но спасибо, наверное.
Обзоры и рецензии — это всегда хорошо.
avatar
Думаю тут очень нужен перевод с хомячьего на русский…
avatar
null
avatar
Охъ, это самое полезное, что я прочел про ПФ с его появления!
avatar
"... Часть 1" как бы намекает, что будет ещё что-то полезное. :3
И да, крутая статья. :3
avatar
Я даже себя соучастником считаю. Ты знаешь, о чем я. :)
avatar
Ага-ага. :3
avatar
Очень хороший и интересный пост, Хомяк. Спасибо!
avatar
Вот ещё вопрос. Не страдает ли с выходом новых книг игра от, так называемой, инфляции баланса? Я имею ввиду, не становятся ли старые классы/расы слабее на фоне выходящих новых?
avatar
Про «Power creep» вроде уже говорили, что проблемы нет.
avatar
Вообще 3.5-образная система с большим количеством дополнений совсем без power creep обходиться не может по построению. Но уж во всяком случае он не принимает вид последовательной политики, как в D&D было, и проблемы такой я не вижу. Хотя не все такого мнения: один мастер из моих окрестностей забанил в своих играх стрелка, как слишком мощного, например.
avatar
Знаю мастера, который ниндзю и магуса забанил. Как правило это происходит после того приходит первый игрок с прямыми руками и раскрывает потенциал класса.
avatar
Может быть. Хотя я всегда полагал плюсом PF то, что ни особых эзотерических знаний, ни прямых рук Бигби для раскрытия класса не требуется.
avatar
Некоторые и в Фиаско на победу играют. Как в любой такой игре безумный оптимизатор сможет показать результат выше нормы. В Pathfinder сильно снизил планку обще-обязательной оптимизации, но, естественно, не смог убить пауэр-геймеров как класс.
avatar
Добавил в группу)))

Такая же история и с Hideous Laughter (как мы знаем, его изобрел кто-то по имени Tasha)
Это Наташа, дочь Бабы Яги из Грейхоука. Она же Иггвилин, та что написала книгу по демонологии и вообще любовница Граз'зта
avatar
Серьёзно? Оо
avatar
да, а что?)
avatar
А как псионика на Ваш взгляд? Траллхерда вроде не побанили, остальные опции тоже кажется если и понерфили, то я этот нерф упустил.
avatar
В Pathfinder нет псионики официальной.
avatar
Я в курсе. Я про дополнение от Dreamscarred. Которое издано и продаётся. Которое для Pathfinder. От самих Paizo нет, ага.
avatar
Ты про Ultimate Psionics? Вот их я еще не читал.
avatar
В том числе. Насколько понял, они включают в себя и прошлые Psionic Unleashed и Psionic Augmented. Прочитать я прочитал, но с лупой не лазил и в игре не пробовал.
avatar
Я псионику очень люблю, и использовал в своей игре. Сейчас жена как раз играет архетипом Soulbolt. Конкретно этот архетип дизбаланснутым не кажется, хотя имеет довольно высокий дамаг для своего уровня.

В целом псионика, по моим ощущениям, почти не изменилась. Что меня радует, ибо и в 3.5 я её дырявой не считал.
avatar
Хомяк, ты молодец. Меня эта тема интересовала очень давно, так что пиши еще пажалста!
avatar
Такая замечательная система, но из-за того, что мои игроки плохо знают английский, я не могу в неё поиграть. Максимум, что получается — добавлять хоумрулы некоторые из PF в трехсполтинную для исправления совсем уж диких косяков.
avatar
Сочувствую. Попробуй как-то помочь переводу, который идет вот тут:

rpg-world.org/index.php/topic,4961.0.html
avatar
Лол, перевод первой главы корбука в этой теме — мой. Такие дела, товарищ.
avatar
«Не узнаюл вас в гриме» ©
avatar
Спасибо, очень полезный (как я понял, не для меня одного) пост.
И вопрос из зала: на фоне этого нерфа как сейчас живется кастерам в ПФ?
avatar
Всё ещё лучше, чем всем остальным. Просто не настолько лучше, как раньше.
avatar
Отлично, джва года ждал чего-то подобного. Так, чтобы по делу и конкретно (плюс что-то есть, чёрт подери, в твоём хомячьем стиле). Вот скажи, а ты сам используешь какие-то хоумрулы и для чего именно (какие-то опции из трёховой Unearthed Arcana или в ПФ есть свой аналог подобной штуковины?)? И есть нечто аналогичное Tome of Battle?
avatar
нечто аналогичное Tome of Battle?
Точно нет. И оказывается, многим не хватает возможностей мартиальных волшебников.
Неясно выразился. Сейчас нет, но если верить анонсам, именно те ребята, которые занимались Psionics Ultimate работают над Path of War. Где нас ждут старые добрые файтероиды с человеческим лицом. Советов по конверсии тоже в достатке.
avatar
?????????? ????! ?????????? ????????????? ??? ?? ???????.

?????? ???????? ???????? ??????? ?? ????? ??????????:

1) ??????????? ?????????????? ???????, ????? ??? ?????????? ? ????? ??? ????, ???? ? ?????. ?? ??? ??????????, ??? ?????, ?? ??? ??????? ?????, ??? ???? ??????. ??? ?????? ????? Fly ?? ?????? ?? ? ????…

2) ??????? ???????????? ??????. ?? ??? ?? ??????? ???????????????????? ??? ???????? ?????! ???????? ? ????? ????? ????????? ???????????? ??? ??????????? ??? ????? ???????? ?? ??????? ???????. ??? ???? ????????? ????????? ???? ???? ?????????? Rage powers ??????? ??? ???????????? ? ??????-?? ?????????. ?? ??? ??? ?? "+1 ? ?? ?????? ?????????? ????, ???? ?? ? ??????"?

3) ????? ??????? ???????, ??? ? ??????, ????? ???????????? ??. ? ?????????? ?????? ????? ?????????? ???????? ?? ???????? ???? ???????? ?????. ?????? «?????? ???????????????? ??????» ?? ????? ?????? ?? ???? ???? ?????????? ???????. ???? ????????? ?? ????? ?????? ?? ???????????? ?? ??. ???????? ??? ?????? ? ????????????? ?????, ??? ????? ???????.

4) ????? ?????? ????????. ??? ??????????? ???????, ??????????????? ???????? ???? ??? ??????. ???, ??? ?????????????? ?????????? ???? ?????? ????????, ? ????? ?????? 8?? ?????? ??? ?????? 1?? ??????, ???? ??? ???? ? ??????, ??????. ??????, ?????? ?????? ???????? ??? ????? ? ???? ????????? ????????.

5) ???? ?? ?????? ???????? ???? ?????? ?? ???????? ??? ???????/??????? ??????! ??????????? ????? ? ??????? Bargaining.

? ????? ? ?????, ????????? ?? ?? ????????? ? 3.5 ??? ????????.
avatar
Ну что это за "+1 к АС против стрелковых атак, пока ты в ярости"?
Вообще, это, видимо, одна из бед PF. Все эти условия в духе "+1 к одному броску, если ты стоишь на левой ноге и лицом не против ветра" там встречаются слишком часто в фитах, trait-ах и классовых особенностях на мой вкус. Настолько, что на один бросок могут запросто влиять два-три. И необходимость держать это в голове — морока почище, чем правила по нагрузке.
avatar
Именно так. Кстати, в 4ке подобные фиты не слишком напрягают, ибо там весь менеджмент персонажа заточен на подобную мелкую настройку. Но если в ПФ один класс выбирает между
а) сменой типа дамага на холод вдобавок к замедлению и
б) +1d8 к повреждениям,
а второй — между
а) дамагом в Str bonus когда делает оверран и
б) +1 к АС от стрелковых атак во время ярости,
то за варваров становится обидно.
avatar
Первая игра показала, что тут какой-то адский color spray. Не могу понять, так задумано, или я что-то упустил…
avatar
color spray конешно хороший спелл, но только на самых-самых плюшевых противниках и всего лишь в 15 футах… я знавал с десяток магов, которым было ссыкотно так близко подходить к врагам.

впрочем да, колор спрей — один из самых мощных спеллов 1 уровня в игре имхо
avatar
Просто у меня в начале кингмейкера визард резко закончил бой обрызгав троих. Обидно было.
avatar
обрызгав троих
Тень Аваллаха нависла над тредом.
avatar
В ленте хорошо смотрится, там без форматирования:
обрызгав троих Тень Аваллаха нависла над тредом.
avatar
неужели визард обиделся? :)
все честно — он рискнул и выиграл имхо. если бы они отсейвились, они (это трое) могли бы его просто убить.
avatar
Нууу, я бы не сказал что это такой офигенный риск был. 16й сейв ещё прокинуть надо.
avatar
16ый не 25ый :)
avatar
Это да =)
avatar
Я вот почитал немного, и имею добавить, что уменьшающие цену метамагии абилки в PF сломаны ещё хуже, чем в 3.5.
avatar
што пишуть?
avatar
Новая клевая недорогая метамагия типа Echoing Spell, Persistent Spell и Dazing spell, куча способов эту цену уменьшить. От аблики универсалиста и Spell Perfection до трейтов Magical Lineage и Metamagic Mastery.
avatar
я не хочу ударятся в дебри, но ты довольно смело делаешь выводы о том, что способность универсалиста пару раз в день накладывать эффект одной метамагичной фишки с общим уровнем не выше своего максимального (т.е. маг 7 уровня тот же персист сможет накладывать только на заклинания 2 уровня) хоть как-то может сравниваться с былым величием той же диван метамагии, ну или хотя бы пары способностей каждая из которых уменьшает стоимости всех метамагий на 1.

Magical Lineage работает только на одно заклинание, а Metamagic Master — так и вообще Regional Trait сеттингозависимый, и работающий на спелл 3 уровня или ниже.

Короче где нагиб я пока не замечаю в упор.
avatar
DMM и Инканатрикс, пожалуй, будут покруче.
А вот все остальные определенно выиграли в PF. По отдельности оно не страшно, серьезно получается, если всё вместе собрать. А раскачку метамагии и так обычно делают на спеллах низкого уровня.
avatar
В упор вот не вижу в чем «выигрыш». Может в том, что исчезли Sudden XXX фиты? Метамагию разгоняли не на спеллах низкого уровня как раз, а собирали билды когда в тебя на каком-нить умеренном уровне прилетал Maximized Twin XXX XXX Orb of XXX
avatar
Хм? Их я еще не считал. что тебя так убило?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.