Демиургизм в фэнтезийных сеттингах
В фэнтезийних сеттингах вера в богов нередко занимает одно из центральных мест. Разумеется, она носит болен прикладной характер, нежели отвлеченно-мировоззренческий. Поднять или упокоить нежить, излечить раны или даже воскресить из мертвых — традиционные функции героя-жреца.
Чаще всего пантеон богов можно причислить к одному из трех типов.
1. Политеистический по эллинистическому типу, с той разницей, что боги могут не обязательно состоять в родстве. При этом среди них есть строгая иерархия: один или более высших богов, отвечающих за некие глобальные явления; несколько богов рангом ниже, которые могут биться за власть и мечтать занять место повыше; множества мелких божеств, покровителей локальных объектов вроде ветра конкретного направления или единственного острова. Что интересно, как и греческие, эти боги НЕ всесильны, НЕ бессмертны, хотя и долгоживущи, НЕ полные хозяева мира, они могли его создать, но и сами когда-то родились. Такие боги обычно наделяются всеми человеческими пороками и добродетелями.
2. Монолатрия по древнеиудейскому или католическому типу. Монолатрия — это когда все знают, что есть множество богов, но одного из них объявляют главным, а остальные «святые» при нем. Обычного такие религии имеют механизм борьбы с ересями, желание подчинить все своей власти. Главное божество при этом объявляется хорошим, а некоторые младшие — плохими, хотя и действуют по его воле. Таким образом старший бог «обеляется» в глазах обывателей. Обычно он стоит над миром, обладает большой силой, но все еще либо порождение мира, либо есть некая сила, которая ему противостоит.
3. Смешанный тип. Множество богов разных рангов, которые борятся между собой, при этом каждый из них имеет собственную отдельную религию и механизм борьбы с ересями внутри нее.
При этом вселение абсолютных и надмировых сил в фэнтези не является типичным ходом.
Чаще всего пантеон богов можно причислить к одному из трех типов.
1. Политеистический по эллинистическому типу, с той разницей, что боги могут не обязательно состоять в родстве. При этом среди них есть строгая иерархия: один или более высших богов, отвечающих за некие глобальные явления; несколько богов рангом ниже, которые могут биться за власть и мечтать занять место повыше; множества мелких божеств, покровителей локальных объектов вроде ветра конкретного направления или единственного острова. Что интересно, как и греческие, эти боги НЕ всесильны, НЕ бессмертны, хотя и долгоживущи, НЕ полные хозяева мира, они могли его создать, но и сами когда-то родились. Такие боги обычно наделяются всеми человеческими пороками и добродетелями.
2. Монолатрия по древнеиудейскому или католическому типу. Монолатрия — это когда все знают, что есть множество богов, но одного из них объявляют главным, а остальные «святые» при нем. Обычного такие религии имеют механизм борьбы с ересями, желание подчинить все своей власти. Главное божество при этом объявляется хорошим, а некоторые младшие — плохими, хотя и действуют по его воле. Таким образом старший бог «обеляется» в глазах обывателей. Обычно он стоит над миром, обладает большой силой, но все еще либо порождение мира, либо есть некая сила, которая ему противостоит.
3. Смешанный тип. Множество богов разных рангов, которые борятся между собой, при этом каждый из них имеет собственную отдельную религию и механизм борьбы с ересями внутри нее.
При этом вселение абсолютных и надмировых сил в фэнтези не является типичным ходом.
59 комментариев
Это очень играбельный вариант. Еще могу пофлудить за мировоззрение и т.п., но не думаю, что это кому-то надо.
Речь о Видессоском цикле Гарри Тертлдава. Центральная религия, распространенная на территории всей Видессоской(читай-Византийской) империи и сопредельных народов, говорит(прошу прощения за неправильную конструкцию)о Боге-Солнце Фосе и владыке льда и ада Скотосе и их конфликте. Но у разных народов разные подходы к этому конфликту.
Коренные видессосцы верят что победа Фоса неизбежно, как бы Скотос не соблазнял слабых сердцем и духом (монотеизм). Кочевники-коморцы верят, что победа ни одной из сил не определена, и от каждого человека и его решений зависит итог битвы между вселенскими силами (дуализм, насколько я понимаю сей теологический вопрос). Островитяне-намдалени, цитата "Они дураки. Пытаются найти компромисс между нашей верой и ужасными воззрениями Востока. Они отказываются признавать победу Фоса безоговорочной и в то же время утверждают, что все люди должны действовать так, как определила им судьба еще до их рождения, и слепо верить. И это они называют теологией? Назвали бы это лучше лицемерием!". У них считается праведным «делать ставки» на конфликт Фоса и Скотоса, «подбадривая» Бога-Солнце. Это как я понимаю, переходный вариант.
Существуют там и дьяволо, в смысле скотосо-поклонники, которые верят что победа зла неизбежна, и лучше быть на праведной стороне и язычники из глубоких степей. И все из них в той либо иной степени обладают «божественными способностями» классических фентази-клериков.
Частный случай такого дуализма можно видеть в серии The Elder Scrolls, где боги делятся на Аэдра и Даэдра, буквально «наши предки» и «не наши предки». Первые считаются покровительствущими людям, а вторые — имеющими свои, часто странные, интересы.
Этой же идеей я воспользовался в своем сеттинге «Трир» (в соавторстве с Windbaker ), дав двум пантеонам «своих» и «чужих» богов разную метафизическую природу, разные принципы воздействия на материальный мир и асимметричное положение в сеттинге.
Спустя какое-то время, существование богов (по крайней, мере «чужой» их части) было признано в сеттинге (проверяемым и проверенным) натурфилософским фактом, но это уже другая история.
В случае дуализма мир рождается из взаимодействия (часто — конфликта) двух сторон, они совершенно равноправны и равносильны.
Еще один вариант вспомнился: боги против Хаоса, см. Вархаммер. Тут можно сказать, что а как же так, ведь в Хаосе тоже боги, четыре главных и еще сколько угодно остальных. Но это сильно «не те» боги, они сами по себе, а не для людей.
Если соотносится с греческой мифологией, то тут ближе к временам битвы со сторукими, титанами и прочей публикой подобного пошиба.
При этом ни одна из четырёх сил (Добро, Зло, Хаос и Порядок) не обладают заведомым преимуществом. Более того, награду получают служители любой из сил, только немного разную.
Если служитель добрых богов получит посмертие в раю и, скажем, возможность пинать девилов в перерывах между пирушками, то служитель злых богов сам имеет шанс стать девилом и продолжать мучать, убивать и радоваться жизни в своё удовольствие.
У сил нет аватаров и нет богов в которых можно было бы ткнуть пальцем и сказать «вот он тут Хаос». А те кто продвигают их идеи действуют по собственному почину, но в пределах некоего общего направления.
Хаос, Порядок, Зло и Добро не существуют как личности, но при этом к ним можно обращаться и получать помощь, если ты следуешь их «заветам».
С точки зрения Плейнскейпа Фаэрун это просто ещё один мирок на материальном плане, а что там думают его жители совершенно неважно. Ао же просто один из богов присматривающих за мирами (может быть создавший себе мир).
Плейнскейп это название сеттинга, который включает в себя почти все миры ДнД (официальные по-крайней мере). Даже закрытые в которые нельзя так просто попасть и из которых нельзя так просто выбраться.
Торил просто один из миров. В него даже вполне можно попасть из Сигила без всяких проблем.
Что именно мелко? Чем четыре силы принципиально отличаются от бога упомянутого в монолатрии, кроме того, что их собственно четыре борющихся силы?
Каждая из них точно так же стоит выше обычного мира, имеет множество низших божеств и последователей, некоторые из которых даже не подозревают, или не задумываются, что своими действиями определяют себя как часть этой силы.
Если вопрос только в том являются ли они основой Мультивселенной, то этого наверняка не знает никто, хотя подобные религии вроде как существуют в мирах ДнД.
Но стоит учитывать то, что одна бесконечность вполне может быть больше другой, так как существует такая вещь как порядок бесконечности.
Там получается что-то вроде такого:
1. Боги внутримировые — классический политеизм.
2. Боги межмировые — тоже политеизм, сюда же относятся всякие крутые девилы и демоны.
3. Боги надмировые — они всё ещё близки к политеизму, но при этом одной личности у них как таковой нет (при этом иногда тяжело определить к какому пункту относится бог — 2 или 3, потому как описываются они с точки зрения персонажей обычно)
4. Абстрактные силы — они могущественны, но напрямую сами вроде как не действуют или никто не может увидеть, что они действуют. При этом они существуют и это вполне можно определить.
5. Намёки там и тут, на некую силу, которая создала Мультивселенную.
Особенно учитывая, что там есть силы (некоторые из которых доступны даже не богам, а вполне себе людям), которые могут приказывать самой Вселенной (или обманывать).
Разве что если в нём поднимать религиозные и философские темы. Для приключений в общем-то разницы особой не будет.
Возникает вопрос — вмешивается ли бог в жизнь мира?
1. Нет — разницы между абсолютом и греческим богом нет.
2. Да — разница есть и очень большая.
Греческого бога или похожего на него можно обхитрить, скрыть от него что-то, иногда даже убежать или победить в открытой конфронтации.
Абсолют по определению нельзя победить, обойти или обмануть — в его лице мы фактически получаем великого и ужасного DMPC с неограниченными возможностями.
Вот что он может с вашей точки зрения дать в игре?
На этом можно выстроить интересный мир, в который отлично впишется магия, у меня даже книжка где-то лежит построенная на похожем концепте, но я всё равно не вижу технической разницы с теми инструментами, что мне даёт политеизм.
P.S. Кстати, а Старый Мир Тьмы интересно не подопадает под гностицизм?
И то зависит от того насколько большую дубину кое-кто носит.
например, я такой сделал религию танар’рей (ну, точнее, их аналогов в Сальвеблюзе) — есть что-то около дюжины «старших демонов», которые фактически полубоги и заправляют своим миром каждый, но к кому ты обращаешь просьбу и жертвоприношение, в общем-то, всё равно: у каждого есть своя армия, казна, куча ресурсов и свои проблемы с дьяволами, просто один — летучая рогатая гусеница, а другой — панцирный комароборотень. (в этом варианте генотеизм получается эдакой божественной песочницей, которую сверху охраняет один бог, к которому напрямую не обращаются).
А причина была проста — если ты пользовался путешествиями во времени, то в конце-концов к тебе приходил Парадокс и отрубал тебе ноги по самую шею, причём в каждом мгновении твоей жизни.