Город Парового Солнца: большая игра европейских разведок
Мы продолжаем работать над крупным дополнением к «Городу Парового Солнца», которое расскажет о большой игре европейских разведок. Оно посвящено альтернативной истории с участием реальных исторических личностей, тайных обществ и агентов России, Англии, Франции и Пруссии. Будут погони, борьба за влияние и путешествия по Европе. Подробнее об альтернативной истории Европы в мире «Города Парового Солнца» далее в статье.
САД РАСХОДЯЩИХСЯ ТРОПОК, ИЛИ КРИВЫЕ РАЗВИЛКИ ИСТОРИИ
Клио – дама своенравная. Никогда не знаешь, какая случайность повлияет на ход истории. Например, в 1788 г. талантливый корсиканец, офицер-артиллерист по фамилии Бонапарт подал прошение о зачислении на военную службу в русскую армию. Его приняли, а всего через пару месяцев матушка-государыня Екатерина II утвердила указ о том, чтобы зачислять всех вновь принимаемых иностранных офицеров с понижением в чине. Промедли Бонапарт со своим прошением и, с его-то самолюбием, вряд ли согласился бы начинать службу в русской армии с младших чинов. Кто знает, какая судьба была бы ему уготована тогда? А так он сделал блестящую карьеру, вошел в историю своими кампаниями на Кавказе, Балканах, Турции, которые потом в военных академиях разбирало не одно поколение курсантов.
Французская революция поначалу сильно напугала все европейские дворы, но реставрация монархии в 1795 г. и последовавшие за ней реформы спровоцировали новую моду на демонстрацию своей просвещенности в среде европейских монархов. Под влиянием этой моды и своего учителя-республиканца Лагарпа Александр I в 1811 г. отдал своих младших братьев Николая и Михаила в новообразованный Лицей, расположившийся во флигеле Большого Екатерининского дворца в Царском селе. Молодые прогрессивно мыслящие профессора Лицея, вкупе с духом вольности и дружбы, царившей среди талантливых, хоть и несколько безалаберных лицеистов, наложили сильный отпечаток на характер великих князей. Оба брата выросли сторонниками конституционной монархии.
Отсутствие крупных войн и серьезных потрясений, а также победоносная война на Кавказе обеспечили М. М. Сперанскому возможность провести в России серьезные и глубокие реформы законодательства и налогообложения. Среди русского дворянства все большую популярность приобретала идея конституции. Когда император Александр I безвременно скончался, и наследовать ему должен был Константин Павлович, часть гвардейских полков, среди офицеров которых было немало бывших лицеистов, поддержали кандидатуру Николая Павловича, тем более что Константин явно не хотел занимать весьма шаткий престол, главная опора которого, дворянство, за предыдущие сто лет набило руку на переворотах. 14 декабря 1825 г. гвардейские офицеры вывели свои полки к зданию Сената и потребовали передачи власти Николаю Павловичу. Первое, что сделал Николай, став императором, – даровал конституцию, впрочем, весьма умеренную. Законодательная власть передавалась в руки «Народного вече», депутаты которого избирались на основе довольно высокого имущественного ценза. Не все, конечно, остались довольны. Полковник Пестель даже совершил попытку переворота и убийства императора во время смотра войск, но попытка провалилась. Среди важнейших реформ, проведенных в царствование Николая, была отмена крепостного права, правда землю крестьяне получали на правах аренды.
Имея инженерный склад ума, император многое сделал для развития технического образования в России, а когда в Европе стали набирать популярность идеи Николя Гронэ, он стал одним из наиболее последовательных их сторонников. Практичный ум Николая I требовал действий, а не философских бесед об идеальном городе. Возможно именно опасения европейских монархов, что русский император способен приступить к проекту самостоятельно, активизировали их деятельность. В качестве места для Города Солнца был выбран остров Крк, на севере Адриатического моря. Этот остров принадлежал императору Священной Римской империи, несмотря на все перипетии продолжавшей, пусть и номинально, существовать. Остров считался имперской территорией (т.е. привязанной не к конкретной династии, а к титулу императора). Крк был весьма удобно расположен: вдалеке от мощных экономических регионов, в то же время не очень далеко от многих важных путей сообщения, специфическое расположение делало затруднительным блокировку острова какой-либо одной страной. Единственное, что могло помешать – близость Османской империи, контролировавшей почти весь Балканский полуостров. Тем более, что после потери Кавказа и Северного Причерноморья Блистательная Порта усилила давление на свои европейские народы, что привело к постоянным смутам среди местного населения.
Николай I сумел убедить ведущие европейские державы в необходимости контроля над частью территорий Османской империи. Естественно, что турки не хотели просто так отдавать часть территорий. Но решительные военные действия прославленного Бонапарта привели к поражению османов. Эта военная кампания велась под лозунгом освобождения балканских народов и защиты будущего Города Солнца. Слава Бонапарта прогремела по всей Европе. Большая часть Балкан после этой войны отошла австрийским Габсбургам. Острова Эгейского моря стали подконтрольны Великобритании, а подконтрольные османам Египет, Киренаика и другие Североафриканские территории стали государствами-сателлитами Великобритании. Молдавия и Бессарабия вошли в состав Российской империи, а Болгария стала сателлитом России. Кроме того, было создано Византийское королевство со столицей в Константинополе, которое расположилось на территориях, окружающих Босфор, Дарданеллы и Мраморное море. Это королевство также стало конституционной монархией во главе с младшим сыном Николая I, Константином Николаевичем.
В 1855 г. Николай I скончался, и на престол вступил его сын Александр II. К этому времени в империи начал формироваться влиятельный слой промышленников, купцов и банкиров, зачастую не имевших дворянского происхождения и не связанных с двором. Фактически, к концу правления Александра II именно они представляли главную экономическую силу. Исчезновение Города Солнца и появление вскоре на его месте портала в Паутину только подстегнуло развитие промышленности и науки в России. Успехи отечественных ученых быстро вывели Санкт-Петербургский университет в число крупнейших партнеров университета Города Парового Солнца.
На долю следующего императора, Александра III, выпало много трудностей. Развитие экономики с одной стороны сделало Россию одной из ведущих промышленных держав. Но вместе с тем, обострение конфликтов между капиталистами и рабочими привело к частым забастовкам и бунтам, выплескивающимся за пределы заводских окраин. Активизировались бомбисты, и на улицах крупных городов и на железнодорожных сообщениях все чаще были слышны взрывы. Более того, во время торжественного заседания Народного Вече, на котором впервые председательствовал новый император, чуть не прогремел взрыв, который наверняка унес бы жизни императора и большей части депутатов. Сотрудники охранки обнаружили более 380 кг динамита, запрятанного в колонны, поддерживавшие потолок зала заседаний. Однако кто-то из депутатов, связанный с бомбистами, не то случайно проговорился, не то был предателем, короче, о теракте стало известно III отделению, которое быстро подключило охранку. Александр III сумел решительными действиями навести порядок в стране и, несмотря на то, что окончательно покончить с бомбистами он так и не смог, получил прозвище «Миротворец» за непримиримую борьбу с террористами. Кроме того, чтобы как-то уравновесить влияние крупного капитала, император стал позиционировать себя как защитник народа, снизил имущественный ценз, а в последние годы активно лоббирует закон о квоте мест в Народном Вече для представителей профсоюзов.
vk.com/@steamsun-sad-rashodyaschihsya-tropok-ili-krivye-razvilki-istorii
67 комментариев
Если она ничего из этого не даёт — то нет.
Что, на мой взгляд, справедливо для любого жанра и антуража.
Но тут чисто политическое эссе.
1. Какого-то особого спасения я в данной вводной не вижу, и вообще таковая по моему скромному мнению более выглядит затишьем перед бурей.
1.1. Более того, в истории обычно «то на то» и было. Вот в истории реальной России. Вроде казалось бы войну выиграли, «затащили» на правильной стороне — а тут бац и 1917. Уже и монархия стала конституционной, и Парламент созвали — а ты поди ты ж. И не только России — подобное где угодно можно наклепать.
1.2. А кто сказал что в данной вводной нет конфликта и всё прекрасно? Они не подчёркнуты — да, есть такое. Но вообще, навскидку:
> К этому времени в империи начал формироваться влиятельный слой промышленников, купцов и банкиров, зачастую не имевших дворянского происхождения
Отлично, скоро они дойдут до самоочевидной мысли «а зачем нам царь? Незачем совершенно». А уж от дворянчиков с их повадками («Простите, а вы из каких будете? Из Московских или Новгородских? А, вы из ЭТИХ...») их вообще должно трясти как я не знаю кого. Демонтировать всю эту дворянскую архаику для многих из них — дело чести. См. историю реальной Европы.
>Кроме того, чтобы как-то уравновесить влияние крупного капитала, император стал позиционировать себя как защитник народа, снизил имущественный ценз, а в последние годы активно лоббирует закон о квоте мест в Народном Вече для представителей профсоюзов
То-то дворяне, должно быть обрадовались! Вместе с промышленниками. Наверное, аж в ладоши захлопали «ух какой царь, мы джва века ждали такого царя». И вообще см. выше.
И так далее. Из того что написано при желании конфликтов можно десяток накопать. То, что авторы решили их не подсвечивать, а писали текст явно нацеленный на фаната от истории — ну в целом можно было бы и подсветить, да и только.
2. «Политики» я тут в упор не вижу, хотя со зрением у меня отлично; но об этом ниже. Единственное, что я тут вижу — это то что авторы ГПС НАКОНЕЦ-ТО отошли от лично мне надоевшей традиции чернушных режиссёров а-ля Балабанов (кстати, где он?) живописать всё, что происходит на территории 1/6 части суши исключительно как мрак и ужас. Но это, на мой взгляд, половая проблема только и исключительно этих самых режиссёров.
Заметьте, я не против самого наличия в природе балабановщины как жанра. Я вообще за подход «пусть цветут все цветы». ВСЕ. Когда клумба на 9/10 засеяна чёрными розы с трупным запахом и манящим названием «очредная депрессивная дрибузня» — это ТОЖЕ не порядок. Должно быть и что-то хорошее. То, что авторы нишу «хорошего» решили заполнить — за то моё им уважение.
Ну а «политики» и по части альтернативной истории я, увы, насмотрелся. И на Форуме Альтернативной Истории в том числе — из-за чего я оттуда и ушёл. Но это уже разговор не совсем для имки — если хотите, могу привести примеры в личку; или хотя бы в конфе — но в любом случае Имка, как правильно заметили выше, «про другое».
>наукоград, провалившийся в Адъ
это, скорее, «точка сборки», вроде Сиэттла в Шедоуране? По которому написано уйма материала, но которым действие не ограничивается?
Хотелось бы получить по этому поводу разъяснения от самих Steam Sun Games , поскольку за них это не скажет никто другой.
«Город Парового Солнца» — сеттинг для настольной ролевой игры в жанре стимпанка и альтернативной истории по системе Дневник Авантюриста. А этот пост про готовящееся крупное дополнение в этом сеттинге, посвященное большой игре европейских разведок.
1. В творчестве НЕТ запретных тем. Вообще нет. Нет и всё. О любой теме можно поговорить, если соблюдать политес; любое событие можно описать и вставить так, чтобы это было логично и нужно для повествования.
2. Но при этом в мире полно авторов, которые так мерзко и неуклюже опишут совершенно невинную сцену, скажем, поедания клубники, что после этого на клубнику ещё долго не смогут смотреть без содрогания даже записные клубникоманы. И это ещё не самое плохое. Можно, например, описать трагическую сцену (финал «Ромео и Джюльетты» подойдёт?) так нелепо, что ухахатываться, катаясь по полу, будет даже «хронический» эмпат, впадающий в двухнедельную пожизнёвую депрессию от достаточно подробных описаний страдания героев книжных.
Так вот характерные смешки над «попаданцами в царя», на мой скромный взгляд, всё же часто появляются вследствие второго пункта, а вовсе не самой постановки вопроса. Сам этот жанр я бы не назвал каким-то «низким», в отличие от традиционного исполнения типичного «аффтара». Которое «не тудей».
Конституционная монархия во главе с царевичем Константином со столицей в Константинополе!!!
И жена у него — Конституция.Это так толсто, что даже тонко, или наоборот?
Могли бы найти остров с более благозвучным названием.Но не фартануло.
Ну, и возможно, я ошибаюсь, но я как-то не считал в тексте замысла авторов «дать Российской Империи полководца-турбонагибатора и вычеркнуть её реальные поражения в истории соответствующего периода». О каких именно поражениях ты говоришь? Россия в конце XVIII — пер. пол. XIX вв. на поле боя в основном побеждала, а имевшиеся поражения сама прекрасно вычеркивала несколько лет спустя. А катастрофа Крымской войны была как раз предопределена тем, что из опасений перед русским медведем против него поспешили объединиться примерно все, а тот со своей стороны слегка о**ел в своей самоуверенности. Ну, а в обсуждаемом таймлайне война «Николай I сумел убедить ведущие европейские державы в необходимости контроля над частью территорий Османской империи», после чего, уж прости, Омер-паша, никакой особый полководец-турбонагибатор не нужен.
А есть совсем уж разлом шаблонов, который нельзя объяснить с помошью ОДНОЙ ЛИШЬ альт-истории и приходится вводить сюда ещё мистику, НФ и так далее. Скажем, «Гитлер бежал в Латинскую Америку, воскресил там армию мертвецов, и с нею вторгся в свободный мир».
Так вот, насколько я понимаю, ваш спор с Дмитрием в том, что Наполеон что IRL что при текущем раскладе находится в достаточно узком коридоре возможностей, и дать ему возможность РЕАЛЬНО ЖАРИТЬ, не вводя сюда посторонние сущности вроде демона Максвелла (интересно, как будет демон Максвелла от истории? «Инопланетяне?») в целом сложновато.
Я с этой точкой зрения согласен, я её поддерживаю.
Но не суть важно, я скорее к тому, что утверждение «раз Наполеон поступил на российскую службу, то он там и останется до конца» кажется мне несколько странным.
Поэтому подробная судьба Наполеона нас интересует в целом не сильно.
Ну и да, наш сеттинг это всё же пальповый стимпанк и на глубокую альтернативную историю с проработкой всех нюансов за 19й век мы особо не претендуем.
Tl;dr — Наполеон был гениальной, но всё же скороспелкой по меркам тогдашнего мира и сильных этого мира. О чём ему, кстати, периодически не забывали напомнить. Так что менять карту Европы в духе «покраса» в Europa Universalis ему бы никто не дал (без совсем уж диких читов, о чём написано мною же чуть ранее). А переход в качестве «орудия» как раз вполне в стиле нравов тех времён. Некто Шамиль (равно как и его французский «коллега», запамятовал) одобряет.
«То был сей чудный муж, посланник провиденья,
Свершитель роковой безвестного веленья,
Сей всадник, перед кем склонилися цари,
Мятежной вольности наследник и убийца» © А.С.Пушкин.
Вообще, в целом он примерно ее и красил, как в Европе Универсалис 8). Попробуй за 10 лет в Европе Универсалис закрасить столько, сколько он).
Вы знаете кто этот мощный юноша? Это (гусары, молчать!) Мазепа. Тоже романтический герой. Байронический даже, как пишут некоторые. И тоже новое слово внёс — поговаривают, что раньше до него так только женщин изображали. И тоже, кстати, из литературы, некий Гюго постарался. Вместе с неким Байроном. Да что там, целая симфоническая поэма некоего Листа.
В общем-то, романтизм ради того и задумывался — как во многом пропагандистское направление. Эдакий «соцарт pre-alpha».
>таинственных «сильных этого мира»
Есть такое тайное общество, Венский конгресс называется. От него в дальнейшем некий «Священный Союз» отпочквался.
Более того, если перенести акцент с личности Наполеона на доставшееся ему хозяйство, то таковой зачастую действовал не только благодаря завоеваниям Революции, но и а вопреки оным. Например, в этом плане показательна судьба Лавуазье, которого несмотря на все заслуги угробили по чисто политическим причинам. В этом плане наполеоновскую Францию назвать страну каких-то особых «удачников» лично мне как-то… сложновато. Тем более что как показали дальнейшие события, внешнеполитические события во многом являлись «наркозом» для обезболивания внутренних проблем (что, впрочем, в истории традиционно и бывает).
Касательно искусства: висит картина. Стоящая огромную уйму денег даже на момент написания. Вопрос задачи — зачем её нарисовали, зачем было тратить деньги? Из доброты душевной, любви к искусству и меценатству? Да, но… не только. Сдаётся мне, есть и более земные причины тратить такие деньги — вроде банального «пиара». Так что на мой взгляд, тот факт, что о некоем деятеле при жизни нарисовали уйму полотен, однозначно свидетельтсвует только о том, что он мог себе это позволить. Либо (в случае с моим примером) — это могли позволить себе люди, которые приобретали те или иные выгоды от пиара данной личности.
Я однако отмечу вот что — с этой же самой военной машиной Людовик 15й был бит пруссаками, а Наполеон — напротив пруссаков бил.
Что касается «Священного Союза» — это был союз, главной целью которого по сути своей было не допустить повторения Наполеона. Это как бы говорит нам насколько «сильные мира сего» считали Наполеона угрозой.
В реальности так не работает. Типичный европейский монарх (не только французский, любой) был, в первую очередь, Гарантом при присоединении земель. Гарантом интеграции местных элит, гарантом сохранения их места под солцем, и так далее и тому подобное. При его смерти те же обязательства брал на себя наследник. И, наоборот, из выборной должности (даже сохраняемой пожизненно) «гарант» крайне так себе. Просто потому что последующий избравшийся с чистой совестью может сказать «извините, я вам ничего не обещал».
Поэтому то, что присоединили к Франции при королях, никто в целом НЕ-Францией не считает, ибо остальные державы на то были согласны. А вот после конца королевской власти подобные изменения стали для французов головной болью ещё на долгие годы вроде тягания туда-сюда Эльзаса-Лотарингии.
В остальном — предлагаю рассмотреть историю с «папской областью» как ярчайший прецендент того что Наполеону хотелось и что РЕАЛЬНО моглось. Читай — на что были согласны остальные европейские монархи.
То есть войны за «завоеванное при королях» на протяжении всего существования Франции до ВФР не существовали что-ли?
Единственное право, которое кого-либо интересовало при захвате территории было право силы.
То есть иностранные монархи были согласны на свержение испанских Бурбонов, на уничтожение Священной Римской Империи, на заключение Папы под арест, на континентальную блокаду, на отрезание у Пруссии 30% территории, на уничтожение десятка мелких княжеств в Италии для образования Итальянского королевства и так далее, а вот вопрос Папской области был для них критичен? Рекомендую все же почитать серьезную литературу.
Они ничего не забыли и ничему не научились © — фраза, которая лучше всего описывала роялистов в то время. За реставрацией монархии последовала бы резкая реакция. Причем тем более резкая, чем раньше удалась бы реставрация.
Эта мода была куда как более выражена в середине 18го века, реакция реальных европейских монархов на революцию была противоположна усилению «просвященности».
Монархи и члены их семей практически никогда не бывают сторонниками ограничения собственной власти. Образованность на это влияет слабо.
Кто-то реально считает, что в отсутствие ВФР в Европе не было бы крупных войн? Для этого был нужен Венский Конгресс, а Венский Конгресс без Наполеоновских войн невозможен.
Это откуда бы, если все и так хорошо? Реальной причиной выступления декабристов было ужесточение внутренней политики + наследие заграничных походов армии. А тут все хорошо, просвещенный монарх, либеральные реформы…
Очень рекомендую почитать про отношение реального Николая к крепостному праву и проблемы с его отменой. Скажем так — русское дворянство было не в восторге от этой идеи (и с чего бы его позиция изменилась бы в мирные и сытые времена непонятно) и потребовались потрясения проигранной Крымской войны, чтобы это получилось.
Англия и Франция на практике были готовы к войне, чтобы не допустить русского контроля над проливами и вот так вот их получилось «убедить» отказаться от основ своей стратегии в Средиземноморье? А «конституционная монархия во главе с сыном Николая» это фактический контроль над проливами.
Что-то в реальной истории тех кто вел борьбу с бомбистами называли не миротворцами )
А бывает ещё круче. Убираешь одну фигуру — за нею тянется пачка «зависимостей», как из линукса. Приходится следом убирать и другие.
Меня как-то спросили «а вот в твоей альт-хистори ГДЕ находится некто Владимир Владимирович Путин? ММММ?!
В глаза смотреть! Отвечать!»— Ну не знаю. — пожал плечами я. — В Германии, наверное, работает. Курирует какой-нибудь центр русской культуры, межкультурного обмена там. Где же ему ещё работать?
— А Ельцин? — всё так же строго спросил собеседник.
— О, это песня. — опять же «не приходя в сознание» ответил я ровно так как «видел» сеттинг, где давно уже наметил основные сюжетные ходы (точка расхождения там была гораздо ближе к девяностым, это я потом её ажно в ранние 80е отодвинул): — Он стал основой для памятника «Героям», что стоит напротив в данной вселенной напротив Думы. Это броневик, на котором стоит кто бы ви таки думали? ТАКИ ДА!
— Э…
— … в позе, как на знаменитом фото, сделанном ровно за две минуты до того, как его «снял» неизвестный снайпер. Первоклашки к памятнику цветы носят, ленточки с триколором на памятник повязывают, парочки после ЗАГСа фотографируются. На деньгах, опять же, есть — на сторублевке, там сбоку если приглядеться.
Собеседник сделал такое лицо будто у него в голове коробка передач и кто-то попытался переключить с пятой скорости прямо на вторую, и после этого почему-то больше вопросов не задавал.
эксплуатейшенэээ… произведение с узко-ориентированным жанром а-ля «Ильза волчица СС».Потому что 90% обсужденй там выглядит примерно так:
— А давайте представим мир, где нет авраамических религий.
— Нет такого и быть не может, должны быть. Точка. <конец диалога>.
Далее, если мы попытаемся участников разговорить, то неизбежно придём к тому что под «невозможно» понимается «лично я не могу представить». Но, извините, я тоже многих вещей не могу себе представить — это нормально, тут не надо скромничать.
Только история-то тут при чём? Представьте себе что такой сюжет: некий «попаданец» рассказывает «аборигену» 1900-го года про что там дальше весь XX век будет. Да его с такими «фантазиями» просто нафиг пошлют.
Или, например, представьте себе что в 1985 году опубликуют детальный «сценарий» РЕАЛЬНОЙ истории XX-XXI века. Да автора в дурку отправят тотчас же; а если дело в СССР будет, то ещё и на конвёр вызовут: товарищ «визионер», что вы хотите ЭТИМ сказать? А уж ярлыков налепят — мама не горюй.
И это я повторюсь, про историю реальную. Не альтернативную.
Но конечно же это пальп. Аналогичные тексты про Англию и Францию тоже будут содержать энное количество клюквы.
Эксплуатационной фантастикой сеттинг в целом тоже не является. Хотя почему такая мысль появляется от конкретно этого текста, я конечно понимаю.
И да, у «Николая Палкина» действительно было инженерное образование; более того, в этом качестве он спроектировал парочку питерских фортов.
Я говорил не про образование, я говорил про склад ума. У Николая был военный склад ума, он организовывал империю по военному принципу, что в итоге всем ой как аукнулось.
У исторического Николая I — безусловно. Но, допустим, исторический Дракула не мог быть вампиром (или хотя бы прослыть таковым) просто по определению — в румынском фольклоре вампирами становятся либо отступники от православия, либо шоломонары благодаря своему колдовству, в то время как реальный Влад Цепеш был термоядерным православным, основал множество монастырей, в течение всего своего правления бодался с протестантами-саксами и католиками-секлерами, и если бы ему попались шоломонары, он, без сомнения, не только не стал бы у них учиться, но в пять минут отправил бы их или на костер или на кол смотря по настроению. Это как-то помешало художественной литературе сделать из него архетипического вампира?
Наконец, если парочку таких добровольцев всё же откопают (а вдруг!), то изменится само полотно «признаной» истории и я, как мастер, смогу честно вставить эту парочку в свою хронику.
С одной стороны, мы видим огромное количество необъясненных отклонений от истории: раннее завершение ВФР, перемещение Бонапарта в российскую службу. Допустим.
С другой, мы видим большое количество отклонений объясненных, но нелогичных: конституционность Николая I, просвещенность европейским монархов после ранее подавленной ВФР (как уже говорили выше, это должно привести к жестокой реакции и отказу от просвещенности).
Заметьте, всё это происходит до введения фантастического элемента, то есть он не может быть объяснением этой странноватой альтернативной истории.
1. Не показаны (хотя бы намёком) механизмы таких чудесных трансформаций; а имеющаяся информация о наличии таких механизмов в мире явно недостаточна. Всё-таки «ит-с меджик» это на худой конец повод завязать разговор, но это не затычка для всех непоняток и не объяснение всего.
2. Указанные выше силы вполне могли проявлять себя «до введения фантастического элемента» (например, в компьютерном Шедоуране — Драконопадении сказано что некоторые масонские ложи практиковали магию до Пробуждения), но… об этом тоже не сказано ни слова.
Иными словами, некоторые элементы представленной картины мира вызывают у меня вопросы и определенное «не верю» — которое, тем не менее, может быть легко исправлено той информацией об мире, которую я пока что не знаю.
И данный сеттинг это не рассуждения на тему «как бы изменилась история, если», мы наоборот, точно знаем, что у нас имеется в финальной точке и подгоняем под это события реальной истории.
Более того, местами осознанно развлекаемся, например в процессе обсуждения была у нас идея, что Пушкин после победы декабристов стал ненадолго министром культуры, но был уволен за своё раздолбайство.
imaginaria.ru/p/gorod-parovogo-solnca-velichayshaya-igra-vvedenie-k-dopolneniyu-pro-bolshuyu-igru-evropeyskih-razvedok.html