Леди, которую я хотел любить
Недавно я позволил себе довольно пренебрежительное высказывание в адрес Джона Харпера, но по случаю бессонницы решил его развернуть.
За что я так не люблю автора «Леди Дрозд»? На самом деле, когда-то я даже хотел провести по «Леди» игру — а это вообще-то немалого стоит, учитывая то, насколько неохотно я вожу игры по чужим сеттингам. Было, по-моему, всего четыре чужих ролевых сеттинга, в которые я влюбился с первого взгляда: Эберрон, Dragonstar, Dawning Star и «Леди Дрозд».
Но увы. Идея провести эту игру умерла в процессе подготовки: «Леди Дрозд» при пристальном рассмотрении оказалась настолько очевидно плохой, что я не стал даже пытаться.
Что в ней плохо? Абсолютно всё. «Леди Дрозд» — это красивая обёртка, внутри которой нет ничего.
В первую очередь, плоха система. По крайней мере, она не выдерживает столкновения с игроками, привычными к более традиционным ролевым играм, — первая же попытка сыграть о этим правилам ясно это показала. Но систему-то можно и обработать напильником и хоумрулами… но сеттинг куда девать прикажете?
Что плохо в сеттинге «Дикого голубого простора»? На уровне идеи… да, чёрт возьми, «Голубой Холод» целиком вырос из гоголевской шинели «Леди Дрозд», — на уровне идеи я влюбился в этот мир с первого взгляда всем сердцем любителя летающих островов и воздушных кораблей. Но на уровне реализации… там просто нет никакого сеттинга.
Что я имею в виду? Смотрите. Из пяти персонажей три обладают теми или иными магическими способностями. И каков статус магов в мире? Каково отношение к ним общества? «Кровная магия» и petty magic — это действительно два разных вида, и чем они отличаются? Должна ли Леди Блэкбёд скрывать, что является магом? Должна ли она скрывать это, чтобы не показать, что она на самом деле имперская аристократка? И, и, и… любой ответ на эти вопросы мог бы создать интересную ситуацию — если бы там был этот самый ответ.
Один из персонажей ВНЕЗАПНО является гоблином. Каков статус гоблинов в обществе? Есть ли в мире какие-то другие расы, о которых автор «забыл» нам сообщить? На эти вопросы тоже нет ответов.
Я на самом деле подозреваю, что в действительности у Джона Харпера были ответы на эти вопросы, но он предоставил игрокам и ведущему догадываться самим — видимо, считая эти ответы очевидными. Извините, но мой штатный телепат в отпуске.
Что же касается самого «описания сеттинга на половине страницы»… я честно не знаю, с какой планеты нужно быть, чтобы посвятить половину места описаниям столиц государств, не описав сами эти государства. И, чёрт возьми, я действительно, действительно, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не могу понять, что в этом вашем «Диком голубом просторе» есть такого принципиально иного, чего нет в любой моей записи под тегом «сеттингоидеи».
Халлвард, помнится, где-то утверждал, что этот самый сеттинг «Леди Дрозд» порождает прямо-таки фонтаны идей. Ну, если ты хочешь защитить честь Джона Харпера, дай мне хоть несколько капель из этого фонтана — но таких идей, какие относились бы только к сеттингу «Леди Дрозд» и ни к какому другому и не требовали бы дописывать куски сеттинга вместо автора. I dare you.
Халлвард, помнится, ещё говорил, что недописанность «Леди Дрозд» — это не бага, а фича. Моё же мнение — что это называется не «авторский замысел», а «халтура». Я не могу понять логику, по которой игрок не может выбрать, что его персонаж не является гоблином, и расовые способности гоблинов, но при этом не только может, но и должен сам описать место гоблинов в обществе.
Честное слово, я думаю, что если бы на титульном листе «Леди Дрозд» стояло имя другого автора — да хотя бы моё — реакция читателей была бы совершенно иной. Что говорит нам о…
Да, я сказал, что в «Леди Дрозд» плохо «абсолютно всё». Как сценарий модуля она тоже плоха — и всё из-за той же недописанности.
Что меня убило, так это пиратский король Урия Флинт. Персонаж, являющийся первопричиной всех приключений персонажей игроков, объект нежных чувств одного из этих персонажей, встреча с которым должна быть моментом истины и финалом всего утешествия… не удостоился хоть какого-нибудь описания вообще? Мистер Харпер, вы это серьёзно?
Что же касается рекомендации «Леди Дрозд» для начинающих игроков… здесь очень верна поправка «для начинающих игроков и опытного ведущего». Потому что ничего такого, что помогло бы неопытному ведущему в вождении, я не нашёл. У хорошего мастера, конечно, «Леди» заиграет яркими красками, но «у хорошего мастера» — это аргумент, высмеянный ещё во времена очаковские и покоренья Крыма.
За что я так не люблю автора «Леди Дрозд»? На самом деле, когда-то я даже хотел провести по «Леди» игру — а это вообще-то немалого стоит, учитывая то, насколько неохотно я вожу игры по чужим сеттингам. Было, по-моему, всего четыре чужих ролевых сеттинга, в которые я влюбился с первого взгляда: Эберрон, Dragonstar, Dawning Star и «Леди Дрозд».
Но увы. Идея провести эту игру умерла в процессе подготовки: «Леди Дрозд» при пристальном рассмотрении оказалась настолько очевидно плохой, что я не стал даже пытаться.
Что в ней плохо? Абсолютно всё. «Леди Дрозд» — это красивая обёртка, внутри которой нет ничего.
В первую очередь, плоха система. По крайней мере, она не выдерживает столкновения с игроками, привычными к более традиционным ролевым играм, — первая же попытка сыграть о этим правилам ясно это показала. Но систему-то можно и обработать напильником и хоумрулами… но сеттинг куда девать прикажете?
Что плохо в сеттинге «Дикого голубого простора»? На уровне идеи… да, чёрт возьми, «Голубой Холод» целиком вырос из гоголевской шинели «Леди Дрозд», — на уровне идеи я влюбился в этот мир с первого взгляда всем сердцем любителя летающих островов и воздушных кораблей. Но на уровне реализации… там просто нет никакого сеттинга.
Что я имею в виду? Смотрите. Из пяти персонажей три обладают теми или иными магическими способностями. И каков статус магов в мире? Каково отношение к ним общества? «Кровная магия» и petty magic — это действительно два разных вида, и чем они отличаются? Должна ли Леди Блэкбёд скрывать, что является магом? Должна ли она скрывать это, чтобы не показать, что она на самом деле имперская аристократка? И, и, и… любой ответ на эти вопросы мог бы создать интересную ситуацию — если бы там был этот самый ответ.
Один из персонажей ВНЕЗАПНО является гоблином. Каков статус гоблинов в обществе? Есть ли в мире какие-то другие расы, о которых автор «забыл» нам сообщить? На эти вопросы тоже нет ответов.
Я на самом деле подозреваю, что в действительности у Джона Харпера были ответы на эти вопросы, но он предоставил игрокам и ведущему догадываться самим — видимо, считая эти ответы очевидными. Извините, но мой штатный телепат в отпуске.
Что же касается самого «описания сеттинга на половине страницы»… я честно не знаю, с какой планеты нужно быть, чтобы посвятить половину места описаниям столиц государств, не описав сами эти государства. И, чёрт возьми, я действительно, действительно, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не могу понять, что в этом вашем «Диком голубом просторе» есть такого принципиально иного, чего нет в любой моей записи под тегом «сеттингоидеи».
Халлвард, помнится, где-то утверждал, что этот самый сеттинг «Леди Дрозд» порождает прямо-таки фонтаны идей. Ну, если ты хочешь защитить честь Джона Харпера, дай мне хоть несколько капель из этого фонтана — но таких идей, какие относились бы только к сеттингу «Леди Дрозд» и ни к какому другому и не требовали бы дописывать куски сеттинга вместо автора. I dare you.
Халлвард, помнится, ещё говорил, что недописанность «Леди Дрозд» — это не бага, а фича. Моё же мнение — что это называется не «авторский замысел», а «халтура». Я не могу понять логику, по которой игрок не может выбрать, что его персонаж не является гоблином, и расовые способности гоблинов, но при этом не только может, но и должен сам описать место гоблинов в обществе.
Честное слово, я думаю, что если бы на титульном листе «Леди Дрозд» стояло имя другого автора — да хотя бы моё — реакция читателей была бы совершенно иной. Что говорит нам о…
Да, я сказал, что в «Леди Дрозд» плохо «абсолютно всё». Как сценарий модуля она тоже плоха — и всё из-за той же недописанности.
Что меня убило, так это пиратский король Урия Флинт. Персонаж, являющийся первопричиной всех приключений персонажей игроков, объект нежных чувств одного из этих персонажей, встреча с которым должна быть моментом истины и финалом всего утешествия… не удостоился хоть какого-нибудь описания вообще? Мистер Харпер, вы это серьёзно?
Что же касается рекомендации «Леди Дрозд» для начинающих игроков… здесь очень верна поправка «для начинающих игроков и опытного ведущего». Потому что ничего такого, что помогло бы неопытному ведущему в вождении, я не нашёл. У хорошего мастера, конечно, «Леди» заиграет яркими красками, но «у хорошего мастера» — это аргумент, высмеянный ещё во времена очаковские и покоренья Крыма.
148 комментариев
*W тоже рекомендуют для начинающих, и я бы сказал, что с той же оговоркой.
И я не буду задумываться о его демографии до тех пор, пока маг не спросит, может ли он нанять 100 нищих, чтобы провести церемониальное колдовство (и скорее всего там найдётся 100 нищих, просто потому что интереснее будет, если магу это удастся).
Но тут не только в мастрении дело — тут вообще не интересно было бы играть «рядом с».
И это не только о твоём птичьем языке и бесподобной по своей бессмысленности логорее, это и о том как ты раскрываешься в общении непосредственно про игры:
rpg-world.org/index.php/topic,2845.0.html
rpg-world.org/index.php/topic,2860.0.html
С пруфлинками даже )
??? ????????????? ????? ???????, ??? ???????, ???????? ?????? (???????, ??? ??? ??? ?? ??? ????? ????? ??????????) ? ????????? ???????? ??-???? ?????? ??????? www.rolemancer.ru/cirkumfleks/k-metafizike-kiberpanka-ot-molodogo-dlya-molodyh (???????? ?? ??? ????????????) ???????????? ??????? ? ??? ???????, ? ??????? ????????????
? ??? ?????, ??? ?????!
? ?? ???????
????
?? ????????? ???? ??? ? ???? ?? ???????. ?????? ??.
?? ??? ???. ?????.
??? ? ????? ???????????? ???????????? ?????? ???? — ??? ?????? ??????? ????????.
???????. ??????, ???????, ??? ??? ??? ????? — ??-?? ????? ??? ?? (? ? ?????? ??????? ??-?? ????) ??? ?????? ??????????? ?? ?? ????, ? ?? ?????????? ????? ?????.
?????????? ????? ??????.
ну вот и все у вас так
«и так 8 раз подряд»
мне вот интересно, какое отношение эта злость имеет ко мне, ибо я сюда пришел уже зафиксировать факт говнометания в окружающих, доселе меня тут не было
Я один, не сказав Францу ни слова, не оставив ему ни коммента (тут могу ошибаться, но не помню, чтобы я с ним общался окромя одного-единственого треда, в котором он разбрасывался «широко распространенными заблуждениями») сумел выжить его с имажинарии на богом забытый ролемансер (где у меня, кстати, есть заброшенный аккаунт, надеюсь, это его не сильно расстроит). Ну как оценивать тебя на таком фоне?
(а память подвела все таки, доводилось мне в его блоге отписываться и даже не раз, что сильно уменьшает степень моего злодейства)
Но о «проблеме соотношения естественного и искусственного» я слышу в первый раз.
Если она существует так давно — ты можешь просто дать ссылку на 2-3 страничное описание проблемы, а потом объяснить, причём тут НРИ.
но вместо этого предпочитает кидаться какашками
загадочный человек
Потому что у меня нет рядом полной подборки этого альманаха.
Фланнан не любит философию, чем современнее, тем больше не любит. Философы говорят на каком-то совсем особом языке, который почему-то использует слова, но эти слова не значат то же самое, что те же слова в его речи.
Как это нет ничего? Для него есть боевые статы (Uriah Flint is a flameblood and a master sorcerer. Not that anyone would need to fight him, though. I mean, why would that happen?)
А еще в описании сеттинга чуть меньше четверти текста — это список имен. Тем более необходимый, что играть предлагается прегенами.
Лично меня убил гоблин-шейпшифтер.
Меня тоже несколько выбешивает харперовский подход, но я все же осознаю, что это подход.
Либо у меня и в самом деле крит.провалы на поиск игроков.
Это не общее свойство новичков. ослабить эффект можно, если сравнивать НРИ с книгами, а не с комп. играми, когда объясняешь.
киноанимационный фильм с совместным созданиием истории.И я совершенно не представляю, как сравнивать НРИ с книгами, особенно, когда перед мастером лежат две 300-страничных книги и он рассказывает что тут можно быть даже четырёхкрылым пони-пингвином с хвостом-пропеллером, стреляющим радугой и нести добро и дружбу. С кином/аниме/мультипликацей — да, с приставочными/компьютерными играми — да, а с книгой мне трудно представить.
Типа «Про Дриззта читал? Здесь всё так же, но только на 20% круче потому что тебя ничего не ограничивает!»
Нет, рассказывать новичкам, что можно быть четырёхкрылым пони-пингвином — плохая идея. Они в самом деле могут создать что-то подобное, а ты потом расхлёбывай.
Вообще, «ничего не ограничивает» — это на самом деле художественное преувеличение, если не прямая ложь ради рекламы.
1) В действительности, не в каждую игру тебя пустят летающим каменным фаллосом, даже если это несложно оцифровать. (это свойство, в первую очередь, компании игроков, а не игры, которая запланирована).
То же относится к Гитлеру и его друзьям, но возражать будут другие потенциальные игроки.
2) не каждый мастер готов водить в фентезийном мире твоего простого учителя физики из 23его века. Да, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — классное произведение, но необходимо, чтобы все были согласны в это сыграть, а система это поддерживала.
3) Некоторые группы относятся к играм очень серьёзно, и не позволят тебе быть девочкой-волшебницей в их жёстком НФ, даже если ты объяснишь, как нанотехнологии и имплантанты позволяют тебе все твои способности.
4) Системы часто ограничивают игроков по части того, что можно создать, что можно создать и будет интересно играть, что можно создать и не чувствовать себя ущербным по отношению к более оптимально сгенерившимся сопартийцам…
Так, в GURPS RAW очень трудно быть интересным суммонером (и, вообще говоря, нужны дорогие преимущества вроде «контроль разума» или «вселение», чтобы получить эффект хоумрула, дающего тебе контроль над своими суммонами в бою)
5) Многие мастера негибко подходят к сеттингам, и не позволят быть четырёхкрылым пони-пингвинам, потому что в описании сеттинга точно сказано, что у пони-пингвинов 2 крыла.
6) и это наверняка ещё не всё.
К слову, когда я демонстрирую GURPS, и не нахожусь на каком-нибудь конвенте, я предпочитаю вместо прегенов «провести через генерацию за руку».
Я же склоенен считать, что время это главный враг мастера. Потому что его вечно не хватает и оно всегда у всех не совпадает, из-за чего страдают интересные игры, распадаются хорошие группы и вообще приходится играть ночами по интеренетам и форумам.
Остальное время — на творческую работу подсознания, пока оно не родит интересный вариант, воспринимаемый как «вдохновение».
И да, если время в самом деле ограничивающий фактор, то GURPS заведомо не оптимальный вариант — он довольно детальный и неспешный, чего стоят только 3 броска на один удар мечом (можно больше, если привлечь дополнительные механики вроде Наполнений).
Или им неправильно объяснили суть возможности дать ответ.
Или нужно задавать более loaded вопросы, потому что исходный слишком большой и сложный.
Новички, с которыми сталкивался я:
1) зачастую наоборот любят перехватывать у меня нарративные права.
2) после того, как я объяснил, что, задавая ему от лица мастера вопрос, я даю ему право ввести в сеттинг всё, что будет в ответе, вполне освоился и стал давать ответы.
Если игроков лучше всего водить, загнав их в подземелье с монстрами и ловушками, и они одновременно не способны проявить креативность — это весьма похоже на црпг-синдром.
Люди с другим бэкграундом, насколько я понимаю, неуютно себя чувствуют в дэнжене и не прочь написать биографию длиной с роман.
Кстати, а я говорил сейчас что один подход лучше другого? Помнится, в начале моего бытия на имажинарии я разделял подобное заблуждение.
Upd: а так, естественно разные люди хотят разного от игр. И для этого существуют разные подходы, некоторые лучше, некоторые хуже подходящие под вкусы, желания и ожидания конкретных игроков. Если бы все хотели одного и того же, достаточно было бы одной системы.
ТЫ. НИЧЕГО. НЕ. ПОНИМАЕШЬ. В. СЕТТИНГАХ.
Программа «Минимум» на Имаж-ТВ.
— Более равномерно распределяются права по импровизации. Значительная часть связанных с персонажами реалий оказывается на в руках игроков.
— Зерно, из которого разворачивается приключение, обогащается деталями, из которых разворачивается непосредственное окружение персонажей.
(Да простят меня Хальварды за мою скромную попытку понять их высокодуховные игры! %) )
В LB же есть какие-то общие утверждения и куча деталей, а мастер с игроками остальное делают сами, отталкиваясь и от общих описаний, и от деталей.
На самом деле, КМК, для меня здесь нет ничего нового. Я тоже выстраиваю мир вокруг персонажей, основываясь на деталях, полученных из персонажных квент. Но — я делаю это на уровне не сеттинга в целом, а конкретной игры. Как-то так.
Хотя я действительно могу довольно жёстко ограничивать «креативные права» игроков в области соавторства в моих недосеттингах. Что делать — я очень ревниво к ним отношусь.
Разница в том, что у тебя сеттингоидея ограничивается информацией общей, и для игры нужно провести всю уточняющую работу начиная с самого общего, и «вниз» до самого частного. В Блэкберде же основная работа происходит на импровизации с частных деталей.
ОзимандийВШ и ответил на три минуты раньше меня.%)
Мы по Блэгбёрд-Пай сыграли разок, вполне весело было.
В Блэкберд Пай она зияет неприкрыто, и это причина, по которой я никому не рекомендую ее в незахоумруленом виде.
(где-то на Имке на эту тему уже холиварили)
...
Вкратце: проблема в том, что в механике есть неограниченное сложение произвольных модификаторов. Если в LB игроки лишь комбинируют доступное в прегенах, то свободная генерация BP рождает чудовищ.
Обоснуй изложен вот тут в камментах.
В дополнение скажу, что даже если непорочная партия никогда не слышала слов «оптимизация» и «максимизация выхлопа», неравноценные бильды могут получаться случайно и внезапно (что может оказаться хуже информированности). Я не говорю уже, что матожидание дайспулов в сравнении со сложностями эту оптимизацию (не только на этапе генережки, но и на этапе построения заявок) напрямую стимулируют.
Озвученная выше проблема имеет отношение к игре с тэгами (аналогично LB).
Вариант без тэгов страдает от родственной проблемы, которая называется «труднорегламентируемость ширины понятия и применимости».
Более широкий скилл получает штраф, если в партии есть персонаж с более подходящим.
Если ты взламываешь сейф трейтом «Взлмщик», а у тебя есть в партии «Взломщик сейфов», тебе выгоднее позвать именно его.
На игроках с привычкой к классическим системам, да. На самом деле, работает по двум причинам:
а) есть прописанные персонажи и взаимоотношения между ними, и заявлена персонажецентричность.
б) короткая игра, в длинной собранный из ответов на вопросы сеттинг разумеется будет трещать и разваливаться.
Но всё же у меня остаётся как минимум одна… нет, две претензии к «Леди Дрозд».
Первая: моя фрустрация составляла бы всего 20% от нынешней, если бы в тексте «Леди Дрозд» было явным образом сказано, что игроки и ведущий должны придумать некоторые детали сеттинга сами.
Вторая моя претензия заключается в том, какие это именно детали сеттинга. То есть я понял бы простую вводную: «ты — чародейка, а ты — гоблин». Или сложную вводную: «ты — чародейка Грозовой Крови, и это значит то-то и то-то», «ты — гоблин, а в данном сеттинге гоблины вот такие». Но предлагаемый в «Леди» вариант «ты — гоблин, причём гоблин-шейпшифтер, и в этом сеттинге все гоблины такие, а что это значит — придумай сам» вызвал бы у меня, как у игрока, фрустрацию: если уж выдали мне в качестве персонажа Неведомую Грёбаную Фигню, то уж объясните, что это за фигня такая! И ведь проигнорировать эти детали нельзя — они напрямую касаются персонажей.
все шейпшифтеры — гоблины, но не все гоблины — шейпшифтеры.
Впрочем, подобное впечатление можно списать на то, что я не вожу генерик и песочницы, просто не мой стиль.
В свою очередь я попытался объяснить, почему я думаю так, а не иначе, но, похоже, не очень преуспел в этом… :(
Что характерно, на момент написания поста я действительно так думал.
Не «притворяется», а скорее «оценивает игру по обложке, а не содержимому». (В общем-то, я не сомневаюсь, что у Халлварда не было абсолютно никаких проблем с играми по ЛБ.)
Вот смотри. Есть некий продукт, который я считаю плохим, и могу обосновать, почему. Но есть большое количество людей, которые считают, что он очень даже хороший. И тут либо ошибаюсь я, либо эти другие люди. Учитывая, что их обоснования своего мнения были тогда для меня непонятны, мне оставалось только предположить, что ошибаются они.
Ты не поверишь, но это так странно слышать от тебя, Вантала! :))
Кстати, было бы интересно подобную рецензию Ванталы на GHOST/ECHO Харперовский же прочитать. Там ещё круче сеттинг задан.
Насколько я понял, в данном двухстраничном тексте мистер Харпер предлагает участникам игры танцевать от двух вещей: от задаваемой атмосферы и от «геймплея», то есть того, чем будут заниматься персонажи игроков. Ну что ж, такой подход имеет не меньше прав на жизнь, чем любой другой… Но мне кажется, что данному тексту жизненно не хватает хотя бы нескольких вариантов ответов на каждый из ключевых вопросов.
И вообще у меня начинает складываться ощущение, что Джон Харпер раз за разом пытается вместить свои идеи в минимум страниц, при этом выплёскивая вместе с водой и младенца. То есть мне кажется, что GHOST/ECHO имеет смысл как «смотрите, можно написать ролевую систему на двух страницах, да ещё и с иллюстрациями!», но для полноценного продукта здесь мало мяса.
Попытаюсь раскрыть позицию по этому вопросу поподробней. Сам я давно заметил что есть несколько типов игроков, среди них те, кто любит играть в сеттинг, и те, кто любит играть в конкретные сюжеты, забив на антураж(не будем сейчас разбрасываться словами типа «иммерсионисты» и «нарративисты», ибо нех). Сам я за счет лености, бессистемности и нелюбви к зубрежу отношусь ко вторым. В конце-концов единственный ролевой сеттинг прописанный очень подробно, но тем не менее так, что я хочу все эти подробности ввести в свою игру — Shadows of Esteren, в остальных мне достаточно пары-тройки интересных идей, а дальше я предпочту их сам развивать и сдабривать деталями. Именно для таких людей (и, видимо, такими людьми) создаются игры вроде Lady Blackbird или *W. С другой стороны хватает людей которым
нужно если не готовое блюдо, то хотя бы точный рецепт по приготовлению, хочется играть во что-то конкретное, которым интересны все формы обращения в заданном мире и не лень знать примерный курс соотношения валют семи фентезийных стран(пример, наверное, утрированный). Причем я не думаю что тут деление может проходить опытный(испорченный) — новый(невинный) игрок. Каждому своя каша.С другой стороны вот Ghost Lines от того же Харпера ЕМНИП оставила очень странное послевкусие от прочтения, так как если с самими путями и профессиональной деятельностью главных героев все понятно, завязок хватает на множество красивых образов, сюжетов, догадок и.т.д, то с любыми сюжетами выходящими за пределы «производственной драмы» количество подсказок, зерен из которых можно вырастить нужные детали антуража адово не хвататет, либо приходится тянуть все от «локомотивной» ветки, либо придумывать почти с нуля и как-то с ней увязывать. Не дает намеков и системная часть, которая является весьма урезанной *В. Не то чтоб это было чем-то плохим, просто я предпочитаю что-то более… Вдохновляющее.
Я водил Леди 5 или 6 раз, и могу поводить ещё с удовольствием. При этом мы использовали три разных антуража (электропанк, типа звездные войны, планета сокровищ). Каждый раз, когда кто-то играл гоблином, он шейпшифтился по-разному. Капитан Урия Флинт был и грязным пиратом, и воспитанным джентльменом, и благородным повстанцем, а один раз мы его вовсе не встретили.
Просьба не агриться поклонников G*RPS, это скорее тычок в то, что если игра делает ронво то, что обещает, теми средствами которуе в неё заложены, то это именно что заслуга гейм-дизайнера.
А я когда-то кому-то это запрещал? О_о