Обзор Micro RPG. Часть первая: Создание персонажа

На днях Вантала разнес соло-игру Warrior Queens, работающую на движке Micro RPG. Когда он только начинал жаловаться, мне стало интересно, что же там такое может быть. К сожалению, обсуждаемую книгу я оценить не смог (денег жалко, вот такой я скряга), зато я выяснил, что корник системы раздается в формате PWYW. Носит он звучное название Gay Realms — LGBTQ+ Roleplaying Game. Забегая вперед, Gay в названии, по-видимому, несет изначальное значение (и все целиком, таким образом, переводится примерно как Царства Радости), но двусмысленность намеренная. Поэтому в дальнейшем Gay Realms как территории я буду называть Голубые Дали.

И вот я наложил свои волосатые лапы на корник. По итогу должен сказать, что сама система, если вычленить ее из книги, причесать и изложить по-нормальному, не так плоха — основной ее недостаток в том, что она старательно повторяет структуру игры в компании, не учитывая особенностей соло-игры — но вот структура книги и слог автора… Оставляют желать лучшего. Изначально я собирался вместить весь обзор в один пост, но понял, что размер вырисовывается прямо-таки гаргантюанский, поэтому сегодня мы только создадим персонажа.

Обзор Micro RPG

Первые страницы сообщают нам, что игра создана квиром по имени Ной Паттерсон прямо вот в этом году, чтобы помочь тем, кто чувствует себя одиноко, каким бы ни был их «бэкграунд». Затем идут два разворота с пестрыми картами (яркая радужная палитра прослеживается в этой книге абсолютно везде — от оформления таблиц до топонимов на картах) — одна для Голубых Далей, а другая для космологии сеттинга. Пролистываем оглавление и начинаем читать

Раздел 1.0. Введение

Введение начинает с обращения к актуальным проблемам.

Хотелось ли вам сыграть в настольную ролевую игру с друзьями, но вам не удавалось собраться вместе? Может, вы интроверт и не любите встречаться с людьми? Может, вам просто нужно немного эскапизма на обеде или по вечерам?

Хмм… Что же нам предлагают? Игру в уникальном формате, для которой переменное число игроков — не баг, а фича? Игру, которая поможет найти друзей и стать немного увереннее? Игру, средняя сессия в которой занимает полчаса? Нет, нет и нет %)

Примите роль одинокого путешественника, копающегося в замках и подземельях, убивающего монстров, собирающего золото и становящегося героем своих земель! <...> Найдите друзей и спутников в игровом мире, флиртуйте с любимыми компаньонами, влюбитесь и принесите справедливость и равенство в эти земли!

Ну не, как бы тоже решение, но играть в дружбу, когда тебе одиноко, несколько менее эффективно, чем искать друзей в реальности с помощью игры. Впрочем, автору виднее, какую он миссию перед своей игрой ставил.

Далее идет упоминание, что в Голубых Далях можно найти камни Черной Материи (Black Matter — входило ли в цели автора созвучие с BLM, я так и не понял), с помощью которых можно перемещаться между иными «планетами, мирами, временами, пространствами и измерениями». Другими словами, декларируется совместимость персонажей из разных линеек — а их тут чуть меньше, чем дофига.

Ну и завершается введение перечнем необходимого инвентаря — стандартный набор костей, карандаш, ластик, тетрадка в клеточку для рисования карт и чарник.

Раздел 2.0. Добро пожаловать в Голубые Дали

Здесь содержится описание сеттинга. Дело происходит в Голубых Далях — государстве-континенте со столицей в Городе Розового Кварца (отсылочки!), населенном людьми, изгнанными с соседнего континента, где располагается Королевство Хелика Уотера (если это очередная отсылка, то не разобрал), возглавляемого ультрапатриархальным тирантом Королем Траузом (у меня это имя вызывает ассоциации с Траузером (в пиратском переводе — Штаном), змеей в штанах из серии игр Yooka-Laylee). Король Трауз воплотил в себе все недостатки, какие только можно — он гомофоб, шовинист, зануда и, что самое страшное, христианин. Точнее, удерживает свою власть благодаря церкви Света Солнечного Бога, явно срисованной с христианства. А еще он ненавидит магов и, похоже, тайный коммунист, поскольку насаживает тотальную уравниловку. В общем, все, кто хоть сколько-то выделяется, отлавливаются армией, набиваются в корабли, как селедки в бочку, и отправляются на другой берег Проблемного моря, на Бесплодное побережье, а то и в Тупик Смерти на глубоком севере.

Но, как известно, LGBTQ+-персоны — самый дружный народ на свете (два самых яростных трансофоба в моем окружении — гей старой закалки и юный бисексуал), поэтому изгнанники в мгновение ока создали собственную цивилизацию, где нет места ненависти и горю — Голубые Дали. А на страже этого места стоит Орден Охотников, к которому относится и персонаж игрока.

И вот тут возникает первая моя серьезная претензия к рулбуку. Сеттинг удивительно топорный. С одной стороны — черное-черное ЗДло с большой буквы ЗД, которое за все плохое против всего хорошего, с другой — белое-белое Дубро с еще большей буквы Д за все хорошее против всего плохого. И, что еще важнее, между собой они практически не взаимодействуют — среди возможных противников есть агенты Короля Траузера, а при создании персонажа просят уточнить, как именно он попал в Голубые Дали, но у первых отсутствует сеттинговая привязка (видимо, они делают абстрактные злы), а у второго — геймплейная. И на этом все взаимодействие Голубых Далей с Королевством Хелика Уотера заканчивается.

Следующая глава раздела обращается напрямую к будущему игроку, объясняя, кем ему предстоит играть (героем-мироходцем, борющимся со злом во имя инклюзивности), и обещая приключения:

Ваш путь будет усеян битвами — эмоциональными, физическими и психологическими. На нем вам встретятся не только опасные задания и ужасные чудовища, но и нетерпимые власть, главы государств и мировоззрения. Вы столкнетесь не только с боями, но и с политическими интригами.
Звучит увлекательно. Жаль, что вранье (хотя, может, в модулях действительно такое есть).

И вот тут, в конце второго раздела, мы наконец-то сталкиваемся с тем, что должно было бы называться «От автора» и находиться поближе к началу. В этой главе Ной Паттерсон рассказывает о своем пути. Этой квирперсоне не повезло родиться в Королевстве Хелика Уотера в миниатюре — глубоко религиозной и патриархальной семье, старательно подавлявшей индивидуальность своих членов. В том числе автора. Отдушиной и спасением стали игры, и сейчас Ной в своем роде прорабатывает свои травмы, создавая игры, которые могли бы послужить аналогичной отдушиной для остальных. Что ж, пожелаем успехов на этом пути.

Раздел 3.0. Город Розового Кварца

Здесь относительно подробно расписывается полуофициальная столица Голубых Далей, начиная от того, кем населены какие жилые кварталы, и завершая тем, какие услуги оказываются в Великой Цитадели — сердце города и сборном пункте для авантюристов всех мастей.

Раздел 4.0. Зеленые равнины

Короткая сводка о ближайшем окружении Города Розового Кварца и уже его окружении. Коротко — здесь есть все, от ценных руд до плодороднейших полей.

Раздел 5.0. Персонажи

И вот наконец нам предлагают создать персонажа. Книга явно построена так, чтобы будущий игрок мог читать ее по порядку и одновременно начинать играть, так что почему бы нам не поддаться этому позыву и не сделать это. Благо, здесь автор умудряется подложить своему читателю не одну свинью.

Пойдем на поводу у автора и сделаем LGBTQ+-персонажа, но что-нибудь банальненькое. Например, могучего «медведя» с, неукротимого в бою, но нежного и заботливого с близкими. Дополним образ вегетарианством — хотя наш герой не против съесть сыру, выпить меду или надеть шерстяные штаны, он не будет есть мясо.

Для начала нам надо накидать статы — кинуть 4 D4 и распределить их по параметрам: Сила, Ловкость, Смекалка и Харизма. Если результаты не понравились, можно перекинуть весь набор и обязательно оставить второй.

Совершенно случайно у меня выпало 2, 4, 2 и 3 — распределим 4 к Силе (мы очень сильный гей), 2 к Ловкости, 2 к Смекалке и 3 к Обаянию (наша заботливость располагает к себе).

Теперь посчитаем второстепенные параметры — Здоровье (Сила+Ловкость+20, для нас — 26), Волю (Смекалка+Харизма+20, для нас — 25), Урон (равный нашему уровню… О котором до сих пор ничего не говорилось! Возможно, у нас первый уровень?), Представительность (Presence, Харизма+10, для нас — 13, что делает этот параметр — не говорится и ни из чего не следует… пока что) и Золото (2D6+Харизма, для нас — 2+4+3 = 9).

На этом раздел обрывается и идет следующий —

Раздел 6.0. Классы

На выбор предлагается аж 52 класса, от Алхимика до Футболиста (без шуток). Открывает список Дровосек (вызывая ассоциации с незабвенным I am lumberjack and I'm O-K), и этот список отсортирован примерно никак. Ну то есть система прослеживается — классы различаются между собой только тем, есть ли у них доступ к магии и на какой из основных параметров они дают Мастерство, и вот как раз по последнему классы более-менее отсортированы. Так, чтобы классы чередовались по принципу Сила-Ловкость-Смекалка-Харизма, но в нескольких местах эта последовательность нарушается. Также классам дается флаворное описание в паре слов, например

Математик* | Магия — это числа | Мастерство в Смекалке

Звездочка означает, что Математик — класс с доступом к магии. Среди других мэджик-юзеров, помимо всяких Друидов и Ведьм (запомните это класс, кстати), присутствуют Фэшн-модель и Чайный кузнец(?).

Но мы человек простой, мы возьмем класс с Мастерством в Силе под названием Buster, про который сказано, что он могучий и мускулистый. Ну вылитый мы.

Раздел 7.0. Культуры

Расы, видимо, из соображений политкорректности, тут называются культурами. Всего их предлагается 34 на выбор, и, помимо плюсика к основным параметрам, культура предлагает еще какой-нибудь небольшой бонус к второстепенным, а иногда — магические способности. И весь этот массив отсортирован примерно так же, как классы — никак, с попыткой в Сила-Ловкость-Смекалка-Харизма. Среди рас есть, помимо людей, гномкинов, оркинтотов и четырех сортов эльфов, огромное разнообразие антропоморфных зверей (включая, например, такую экзотику, как подводный Gillfolk, которых, как гласит флавор, притесняют, принимая за поклоняющихся Ктулху Глубинных. Что не мешает им иметь бонус к Харизме), три сорта вампиров, личеры (добрые личи), киборги и — пам-пам-пам — ведьмы.

Не будем долго ходить вокруг да около и станем членом Медвежьего народа, получим теплый мягкий мех, +1 к Силе и +1 к Урону (это же +2, правильно?) Мы все еще всеядный, так что вегетарианству ничего пока не угрожает.

Раздел 8.0. Ордена

То, к какому конкретно Ордену Охотников принадлежит наш персонаж. Всего их пять, по одному на каждый стат, к которым они дают +1, и Орден Одиноких Волков, дающий +1 к любому параметру. Кроме того, члены Ордена Креста (Смекалка) и Солнца (Харизма) могут использовать магию и получают +5 к Воле. Орден Солнца, несмотря на название, поклоняется не солнечному свету (это, как мы помним, треклятое христианство), а свету внутри себя. Два оставшихся Ордена — Орден Молота (Сила) и Кинжала (Ловкость).

Разумеется, мы вступим в Орден Молота, будем отправлять зло в преисподнюю своей сильной рукой (так в рулбуке написано!) Таким образом, наша итоговая Сила — 6. Это, должно быть, много.

Раздел 9.0. Работа

В Городе Розового Кварца надо работать. Правила по работам довольно невнятно изложены, если честно, либо я чего-то недопонимаю. Но главное — есть 28 профессий, распределенных по шести рангам, по четыре на каждом для каждого стата плюс восемь на первом, где статы не важны. Чем выше ранг — тем больше кость, которую мы кидаем, чтобы определить свою зарплату. Вроде как, заплату мы получаем после завершения подземелья. Также один раз между подземельями мы можем попытаться устроиться на работу одним рангом выше, пройдя проверку соответствующего параметра (как это делается — нам обещают рассказать в Разделе 11.0). Если нас устраивает и текущая профессия, но хочется зарплату побольше — можно таким же манером попросить повышение.

Правила утверждают, что при переходе на новый ранг мы устраиваемся работать в том же заведении, в котором работали до этого, но табличка с этим не согласна. На первом ранге персонаж может работать: дровосеком, извозчиком, библиотекарем, барменом, дорожным рабочим, курьером, городским секретарем или трактирщиком. А на втором — кузнецом, мойщиком окон, пивоваром или торговцем. Более того, правила утверждают, что при переходе с первого ранга на второй мы становимся хозяевами заведения. Что ж это за заведение такое, в котором мойщику окон помогает (судя по логике расстановки профессий) извозчик или курьер? А кузнеца в дальнейшем ждет карьера шахтера на руднике драгоценных камней — вот это повысился так повысился.

Кроме того, не совсем ясно, откуда начинать свежесозданному персонажу. С одной стороны, логика подсказывает, что начинать надо с первого ранга. С другой, в правилах сказано, что с первого ранга начинают только новички города. С третьей, пока что это не очевидно, но стартовый уровень у персонажа зачастую — далеко не первый. Высокоуровневый персонаж, промышляющий валкой леса, мне кажется чем-то странным.

Ну да черт с ним. Устроимся трактирщиком, будем изливать свою заботу на постояльцев. А кто не будет добрым — тому… навешаем по шее. Итак, к Золоту надо добавить наш бонус к золоту от профессии (9+3 = 12 для нас).

Раздел 10.0. Магазины предметов

В этом разделе нам говорят, что мы обязательно хотим приобрести хотя бы одно оружие, все остальное — опционально.

Забегая вперед, в названиях предметов очень, очень, ОЧЕНЬ много отсылок к LGBTQ+ атрибутике. Причем сомнительной уместности. Ладно куча магических посохов, стреляющих радугой, или щиты и накидки с прайд-флагом, но кинжалы цветов флага трансов и копье цвета гендерквиров? И распределение их по списку странное: самая сильная броня и самое сильное лечение — радужные, а самое сильное оружие — наоборот, без атрибутики.

Раздел 10.1. Оружие
Оружие наносит урон, что логично, к которому нам нужно будет прибавлять свой Урон. Оно бывает одноручным или двуручным, и одноручное мы можем носить вместе со вторым одноручным оружием или со щитом. Кроме того, оно бывает для ближнего или дальнего боя. Самым первым пунктом в списке (слава Хаосу, отсортированному по цене) идет «Безоружный (и глупый)», отлично.

Черт с ним, возьмем «Удобный ручной топорик» за 8 золота, он одноручный и наносит D8 урона. Хотя можно было бы взять интерсексуальный (как я понял) посох Фиолетового Оракула и жезл разноцветных брызг, чтобы иметь дальнобойные атаки. Все равно никаких требований для них нет.

Раздел 10.2. Броня
Броня «для воинов» дает бонус к Здоровью, броня «для магов» — к Воле. Выбрать можно только что-то одно, хотя Волю дают в основном ожерелья, блузки и прочие короны (а также Стринги Защиты), а Здоровье — всякие латы и кольчуги. Также сюда относятся щиты, которые, как уже говорилось, можно носить с одноручным оружием и которые дополняют, а не заменяют броню.

За 3 золота возьмем «Колючую тунику из мешковины» и «Щит из ржавой крышки от кастрюли» (васянство intencifies) и получим +8 к Здоровью, итого 34.

Раздел 10.3. Предметы и услуги
Здесь перечисляются вещи, которые можно съесть или выпить. Еда восстанавливает Здоровье, напитки — Волю. Чай — только в пакетиках, а из пищи — только хлеб и мясо. Плюс два зелья. Для игры, ставящей во краю угла инклюзивность и утверждающей, что «здесь вы можете быть кем угодно», проигнорировать вегетарианцев неожиданно. И, хотя я и иронизирую, но гораздо меньше, чем может показаться. Конечно, это можно исправить самостоятельно, но мы же не будем впадать в Golden Rule Fallacy?

Также в этом разделе приведены цены в заведениях, куда можно сходить — от постоялого двора до ночного клуба и музея — и расценки на недвижимость в разных районах.

Тяжело вздохнув, наш до сих пор безымянный герой отказывается от идеи потратить последний золотой на покупку «Корочки хлеба» и сохраняет его, чтобы в случае чего заночевать в трактире.

Раздел 11.0

Ранее правила обещали нам, что в разделе 11.0 будут правила по проверкам. Так вот хрен вам — Раздел 11.0 называется «Волшебные заклинания».

Система магии несложная — есть семь стихий (Земля, Воздух, Огонь, Вода, Тьма, Свет и Природа), каждый персонаж, у которого есть тот или иной доступ к магии, выбирает одну из них. Влияет это абсолютно ни на что, кроме описаний. На каждом уровне можно выучить одно заклинание, и тут появляется первое упоминание того, что персонаж игрока может начать не первого уровня, но как его определяют — не говорится. Сколько, значит, у нас Урон?..

Заклинания (всего их 11, и их список тоже никак не отсортирован) сбалансированы слабовато и отчасти состоят из стандартного набора (щит, снаряд, лечение...), а отчасти своеобразны (разделение телепорта на собственно телепорт, работающий только в подземельях, и побег, перемещающий в ближайший город, или заклинание дуэта, представляющее собой одновременную атаку двух персонажей). Колдовать их можно вместо дальней атаки, для этого надо потратить единичку Воли и пройти проверку Смекалки.

Нам это, впрочем, не грозит.

Раздел 12.0. Происхождение персонажа

И вот нам наконец позволяют определиться с именем нашего героя и его биографией! В качестве примеров персонажей выступают такие колоритные личности, как бритая налысо и покрытая татуировками боевая лесбиянка с розовыми глазами и трансгендер с выраженной мужской внешностью, но в платьях с блестками и пышной розовой шевелюрой (почему опять розовый?) На картинках такой экзотики, к слову, не водится, если не считать (авто?)портретов автора. Проходит это под лозунгами «Будь тем, кем хочешь» и «Единственное ограничение в Голубых Далях — это твое воображение». Помимо имени, возраста и происхождения, нам предлагают выбрать гендер персонажа и его сексуальную ориентацию. Это неочевидно почти до самого конца книги, но эти характеристики достаточно важны для игры… Были бы, будь в ней генератор персонажей или ведущий. Или хотя бы набор шаблонов спутников.

«Будь тем, кем хочешь,» — недовольно бурчит Малыш Джон, выходя из таверны, где ему вместо салатика предложили корку хлеба и жареную индейку. Он уже далеко не мальчик, но и зрелость у него только начинается — ему идет четвертый десяток. Несомненно, он мужчина, но ему нравятся другие мужчины. Когда он сообщил об этом своим родителям, те очень остро на это отреагировали, и с тех пор он живет один. Но у него сохранились теплые отношения с младшей сестрой, которая поддержала его после раздора. Через нее же он как мог помогал родителям — хоть умом он и понимает, что им лучше расстаться, его доброе сердце продолжает их любить. Он долго скрывался от солдат Короля Трауза, но его все равно поймали. Так он понял, что молчание не спасает, и после прибытия на Бесплодное побережье решил, что теперь всегда будет заявлять о том, кто он, в открытую. Сестра и родители остались в Королевстве Хелика Уотера.

Раздел 13.0. Повышение уровня

Все еще никакой информации про проверки.

Итак, уровень в этой системе определяется суммой основных параметров, согласно таблице. С ростом уровня также растут Здоровье и Воля. Параметры повышаются за опыт, после чего, если их достаточно, повышается и уровень. Также параметры можно повышать во всяких театрах за деньги, но, видимо, условия для повышения уровня при этом не возникает. Мэджик-юзеры также получают новое заклинание.

И вот тут мы наконец узнаем неприятную новость: параметры не могут быть выше 5. Таким образом, наша Сила 6 по правилам невозможна. Кроме того, наша сумма параметров гораздо выше 8, являющихся порогом для первого уровня. А значит, у нас более высокий уровень и более высокий Урон. Обо всем этом мы узнали только сейчас.

Ладно, проблему с Силой 6 исправим, по-быстрому переведясь в Орден Кинжала (теперь у нас Ловкость 3). Уровень у нас… 5+3+2+3 = 13 — аж шестой, а значит, нам надо еще получить +2D4+2D6+D8 Здоровья и Воли. Один раз для обоих бросать или по-отдельности — не уточняется, поэтому будем считать, что один раз. +1+1+5+6+4 = +17 к Здоровью и Воле, итого 51 Здоровье и 42 Воли, а Урон у нас должен быть вроде +7. Заклинаний нам не положено.

А о том, как наш Малыш Джон пошел гулять без шапки и что из этого вышло, вы узнаете в следующей части.

20 комментариев

avatar
М-да. Выглядит то ли как тотальный стеб, то ли как попытка выехать на повесточке.
avatar
Это искреннее, к сожалению. Так что банальная неумеренность.
avatar
Внезапно, пока что это звучит лучше, чем «Королевы-воительницы». %) И по твоему обзору вырисовывается игра уровня «так плохо, что уже хорошо» — ну, в описательной части.
avatar
Чем лучше-то? Ну кроме отсутствия гетеросексуального быдла?(сарказм, если что)
Последний раз редактировалось
avatar
Менее минималистично. Расы, классы, магия, уровни, профессии (активность, не связанная с бомжеубийством — уже шаг вперёд по сравнению с WQ!.. да, это ОЧЕНЬ низкая планка) — всё как у белых людей… реализация, правда, как я понимаю, хромает на все три ноги.
avatar
Даже не столько реализация, сколько способности Ной Паттерсон в области структурирования информации.
avatar
Оно и механически получше, поскольку неурезанное.
avatar
и Чайный кузнец(?).


И распределение их по списку странное: самая сильная броня и самое сильное лечение — радужные, а самое сильное оружие — наоборот, без атрибутики.
Наверное, патамушта радуга против насилия же.

А о том, как наш Малыш Джон пошел гулять без шапки и что из этого вышло, я расскажу завтра.
Фигасе ты упорный.
avatar
То есть профессиональных мастеров чая действительно так называют? Однако.

Фигасе ты упорный.

Ну так правила по приключениям и данженкролеру еще оборзеть надо.
avatar
Справедливости ради, употребление teasmith в качестве нарицательного я встречал один-единственный раз — в триллере Шона МакФейта и Бретта Уиттера Shadow War (2016), где так обозначен чайханщик в сцене продажи оружия туарегским повстанцам в Ливии.

Ещё вроде бы есть (или была) такая чайная в Лондоне. А марка джина может быть и от фамилии основателя (которая, впрочем, тоже откуда-то взялась).
avatar
будем отправлять зло в преисподнюю своей сильной рукой (так в рулбуке написано!)

А чо-чо там про дружбомагичных гееквиров и хеликовотерских солнцебожников?
avatar
Пока выглядит всё же не так жутко как ФАТАЛ.
avatar
Ну так первое место не так легко заслужить :).
Но с ВТНЛ уже соперничает, как по мне.
avatar
А оно и не жуткое. Оно неуклюжее. И это прискорбно.
avatar
Как-то это похоже больше на насмешку над LGBTQ, чем на игру «для них».
avatar
Закон По такой закон По.
avatar
Поэтому в дальнейшем Gay Realms как территории я буду называть Голубые Дали.
Это пять!
avatar
параметры можно повышать во всяких театрах за деньги
В театрах???
avatar
Да, если Силу или Ловкость можно повысить за денежку на спортивной арене, то Смекалка повышается в художественной галерее, а Харизма — в театре. Кроме того, в кафешке можно повысить Представительность, а в историческом музее — Здоровье. По идее, занятия в Великой Цитадели повышают Волю, но по букве правил — только восстанавливают. Причем хуже, чем в трактире (полное восстановление всего за 1 Золото против восстановления 10 Воли за 25).
avatar
После первого абзаца я понял, что дочитаю до конца при любых раскладах. Написано отлично, большое спасибо за обзор, жду продолжения.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.