Современный мистицизм или "Как что угодно превратить в фентези"
Тут вот какая мысль.
Все сеттинги делятся на 2 больших типа. На реалистичные и не реалистичные.
К реалистичным, я отношу всё что берет за основу законы и научные теории реального мира.
К не реалистичным, всё что этими законами и теориями сильно пренебрегает в пользу художественного вымысла.
Сеттинг при этом может быть какой угодно.
Так Star Wars не реалистичны, а вот Star Track — вполне.
В Fallout, никого не смущают сколь угодно дикие мутации. Они воспринимаются просто как данность мира. Как? Радиация. Это ответ почти на всё вокруг. Черт, да там даже телепаты есть.
Компактное лазерное оружие тоже никого не смущает (хотя там кроме источника энергии множество технических вопросов), как и переносные миниганы. Кинематограф и игры как-то смогли подготовить нас к такой картине мира, умело обходя острые вопросы.
ОБЧР так же весьма милы и дороги сердцу многих людей, не смотря на то, что при тех же технологиях, экзоскелеты для массовой пехоты или знакомые, но улучшенные военные машины были бы куда эффективнее.
Киборги эльфы маги? Казалось бы, какой дикий кадавр. Но нет, добро пожаловать в ShadowRun.
И собственно вопрос, до каких пор можно наращивать нереалистичность и в каких направлениях? Что на ваш взгляд будет однозначным поломом и лишит игрока веры в «реалистичность» мира?
Все сеттинги делятся на 2 больших типа. На реалистичные и не реалистичные.
К реалистичным, я отношу всё что берет за основу законы и научные теории реального мира.
К не реалистичным, всё что этими законами и теориями сильно пренебрегает в пользу художественного вымысла.
Сеттинг при этом может быть какой угодно.
Так Star Wars не реалистичны, а вот Star Track — вполне.
В Fallout, никого не смущают сколь угодно дикие мутации. Они воспринимаются просто как данность мира. Как? Радиация. Это ответ почти на всё вокруг. Черт, да там даже телепаты есть.
Компактное лазерное оружие тоже никого не смущает (хотя там кроме источника энергии множество технических вопросов), как и переносные миниганы. Кинематограф и игры как-то смогли подготовить нас к такой картине мира, умело обходя острые вопросы.
ОБЧР так же весьма милы и дороги сердцу многих людей, не смотря на то, что при тех же технологиях, экзоскелеты для массовой пехоты или знакомые, но улучшенные военные машины были бы куда эффективнее.
Киборги эльфы маги? Казалось бы, какой дикий кадавр. Но нет, добро пожаловать в ShadowRun.
И собственно вопрос, до каких пор можно наращивать нереалистичность и в каких направлениях? Что на ваш взгляд будет однозначным поломом и лишит игрока веры в «реалистичность» мира?
66 комментариев
Перечисли пожалуйста те мутации, которые в игре или хотя-бы в «Библии Fallout» объясняются F.E.V.
Гиганские животные?
Непонятные гибриды (кротокрысы)?
Жизнеспособные двухголовые коровы?
Долгоживущие калеки? (гули)
Реально к ФЕВ относятся только:
Гароль — который на самом деле не гуль, а брак Фев.
Мастер.
Супермутанты.
Когти смерти.
И дело тут немного в другом. Когда ты начинаешь играть ты знаешь только о войне и радиации, игроки на РИ по сути и должны получить примерно такую вводную. И вот тут они сталкиваются со скорпионом размером с собаку или с лошадь.
"- Э-э-э-э мастер, а как эта херня дышит?
— Ты не знаешь, даже не можешь предположить.
— Ок, убиваю эту тварь, достаю свой нож, кромсаю хитин. Я хочу провести экспресс-вскрытие.
— Серьезно?
— Конечно. Я же ученый, это идет в разрез со всеми знаниями о биологии, что я получил в убежище, я должен это осмотреть!
— *путаные объяснения, что насекомые как-то адоптировались, потому что мастер не думал об этом, а в сеттинге не объясняется*
— Понятно, стало быть магией дышат."
Это чистейший воды троллинг и попытка подсидеть мастера.
Потому что я же его пытаюсь уверить, что это техногенный мир, пусть и с альтернативной историей. А он видит, что законы науки на которые ссылается мир ломаются.
Ну вообще я вожу сейчас такого человека. Правда его принципы дыхания радскорпионов не интересовали абсолютно. А вот вопрос половой принадлежности супермутантов и особенности их размножения его очень заинтересовал.
А вот тут надо очень аккуратно подходить к «продаже слона» (рекламе сеттинга).
Примерно так и ответил бы юному исследователю скорпионов — «ты слишком высокого мнения о своих ограниченных научных знаниях».
Игроки замотали головами. Летать в космосе с нарушением законов физики им показалось интереснее, чем жрать радскорпиона.
Правда через некоторое время мне предъявили внутренне непротиворечивую теорию сверхсветового перемещения… всем хорошую, если бы не два фантастических допущения…
P.S. А когда наш тусовочный зануда докопался до мастера с заявкой «Объясни, как устроен гипердрайв», мастер веско ответил: «Знаешь, если бы я знал, как устроен гипердрайв, я бы сейчас здесь не сидел»
Потому что некоторые просто докапываются из вредности, у других чисто практические цели (Дюна — говорите силовое поле + лазер дают мощный взрыв, а ядерное оружие под запретом? Давайте делать бомбы из лазера и силовых полей), а у других это вполне отыгрышевый интерес, более чем обоснованный персонажем (как в случае с размножением супермутантов, персонажа очень беспокоило могут ли эти существа размножаться естественно).
Поэтому пока игроки действуют в рамках рабочей гипотезы — неважно, изучают биологию супермутантов или взаимодействие лазганов и полей Холцмана — все в порядке.
Более того, это даже очень интересно — потому что в процессе они могут выкопать из непротиворечивой картины мира какие-то факты, о которых мастер даже не догадывался, мастеру их объяснить, мастер сверит их с известной ему картиной мира и скажет «Какую вы интересную штуку нашли, ребята! Действительно, оно именно так и работает. Я думаю, вы сделали открытие!».
Более того, подвергнув сомнению картину мира в моей Федерации, один из игроков через 12 лет игры предложил новую теорию сверхсветового перемещения, дающую логические обоснования всем «флаффовым» моментам, которые накопились за много лет игры. Правда, приняв её, мне пришлось выпилить из истории пару сюжетно-незначимых элементов, зато нашлись правдоподобные обоснования многим другим ситуациям, которые до этого оставались необъясненными: «Это работает так, потому что так работает, отстаньте от меня»
Но как только игроки начинают подвергать критике рабочую гипотезу, требовать от мастера обоснования каких-то допущений, на которых строится сеттинг или сюжет (скажем, требовать объяснить им устройство полей Холцмана или обосновать с точки зрения современной биохимии действие вируса FEV) — начинается очень нехорошая история. Чреватая.
Хотя разработчики так и не смогли договориться до логичного, окончательного результата.
Потому что их противорчечит их же
Ну и как итог.
Мнение другого человека (Tim Cain).
Итог.
На счет ФЕВ и радиации.
9-й выпуск библии
На мой взгляд, это примерно как доказывать, что в WH Fantasy есть оркские женщины, хотя с определенной редакции орки — грибы.
Но если вы считаете более раннюю версию более верной — ОК, я понял вашу позицию.
При противопоставлении официальной версии мнению одного человека, я выбираю первое, даже если второе было высказано позже. Просто по той причине, что я не знаю, какие аргументы приводили противники этого мнения, но я точно знаю, что изменения официальной позиции не было.
Давайте не будем спорить кто из них правее.
О чем я уже говорил.
А вообще, поскольку в FOB на этот вопрос отвечали и так, и сяк, ничего не мешает выбрать тот вариант, который ведущему будет больше по душе. Мне вот «F.E.V., F.E.V. everywere!» больше нравится.
Про неканон верно. Собственно, обратного я и не заявлял.
При том что весь животный мир изменился достаточно сильно, люди оказались не затронуты. Или за затронутых считаем некропольских гулей?
Ну и самое главное — это очень сильно режет знакомую фауну остальных регионов, ведь не мог он распространиться сильно дальше Калифорнии/Невады.
Но да, устойчивость к радиации и увеличение размера — характерные признаки фев зараженных.
Согласен, но не могу не заметить, что альтернатива вида «радскорпионы такие большие из-за радиации» тоже не очень достоверна, правда? Тут или чудо-вирус, выживающий в ядерном пламени, или чудо-радиация, делающая всех (кроме людей почему-то) большими и сильными. По крайней мере если рассматривать эти два варианта.
Гули как пример воздействия вируса на сильно облученных человеков. Почему мы не видим его воздействия на людей? Возможно, оно есть, только не столь заметное внешне. Возможно, люди пустошей немного устойчивее к радиации, сильнее и в среднем агрессивнее людей из убежища. Возможно, благодаря этому они и выжили.
Верно, это может быть большим минусом. С другой стороны, если вирус у нас может выжить в ядерном взрыве, можно завершить натягивание совы на глобус и сказать, что ветрами его разнесло по всей америке, а то и по всему миру.
Это кто говорит?
"- Бросай биологию с сложностью выше средней
— успех.
— твой персонаж обнаружил приспособленную к увеличенному размеру тела дыхательную систему скорпиона и понял как она работает (ибо у мастера нет времени гуглить про дыхальца на брюшке и легочные мешки)."
Мастер не обязан рассказывать о каждой детали силовой брони или о каждом органе радскорпиона, но персонажи могут это узнавать вне зависимости от знаний игроков или мастера.
как мы все ломанулись отвечать))
Так, например, многие сеттинги из темы «Сеттинг в одну строчку» (ФМРИ) удовлетворяют минимум трем критериям.
Спасибо, посмешил.
В то время как ЗВ просто добавляли то, что нужно для сюжета, не вдаваясь в технические детали или добавляя некий неизвестный науке «чудофлониум» чтобы всё работало (как особые кристаллы в мечах джедаев).
Я ошибаюсь?
Star Track полон бесконечных подтверждений закона Кларка, «достаточно развитая технология неотличима от магии».
И этой магии в Star Track хватает, начиная с псионики и заканчивая путешествиями во времени в прошлое.
Хард скай-фаем ни там ни там даже не пахнет.
Лазерная винтовка в фолле не очень реалистична, но вот то, что заполучив её, вчерашний гопник ринется грабить и насиловать — вполне реалистично.
Окружение может быть сколь угодно реалистичным, но если любой диалог заканчиватся сексом (см. сюжет типичного порнофильма) — прощай SoD
При этом, не знай я об этом и встреть в игре, я бы очень долго сомневался и пытался бы понять, что за культура породила такое поведение.
Вот подаст тебе мастер культуру расфуфыреных «пед*****ов», которые могут начать споро резать друг друга, если кто-то скажет, что у него рюши безвкусно на воротнике пришиты.
Или расскажет про империю, где император номинальная фигура, а все феодалы грызуться за должность главнокомандующего и «пляшут» друг вокруг друга, чтобы подставить конкурентов (чтоб они в белом, а конкуренты в коричневом) и только после этого устраивать переворот. На огромные войска плевать, сначала подставить, потом захватывать.
Не будет же он для тебя учебник истории писать, он тебе эту культуру преподнесет как данность.
Но по мере игры могут возникнуть какие-то детали, какие-то описания, уточняющие картину мира, разъясняющие какие-то моменты. И эти моменты могут начать не то что друг другу противоречить, они могут начать противоречить декларированной как данность ситуации. То есть ошибки во внутренней логике.
Описанная империя, в принципе, вполне правдоподобная :) Но вот империя с императором, обладающим абсолютной властью над каждым жителем империи (потому что император — бог) и при этом наличие клики аристократов, мутящих воду и вставляющих палки в колеса — уже малоправдоподобная ситуация.
Просто в Египте вроде примерно так и было. Фараон обладал над всеми абсолютной властью, но боюрократия, жречество и аристократия вполне могли ему мешать. Особенно в поздний период Египта.
Но, все же, я не Геометр, мне сложно привести взвешенный, красивый и дотошно продуманный пример. :( К сожалению.
Ну, к примеру, мастер заявит: «в моем мире люди ходят на голове». Но при этом начнет категорически отрицать наличие у них на головах мозолей!
Шапочки для путешествий и никаких мозолей на вашей голове.
Вот в случае империи: феодалы грызутся и интригуют. Неважно, в каком формате они это делают, важно что люди, имеющие власть хотят больше власти — и в это я могу поверить без вопросов.
-логика действий персонажей. См. пост Dusha выше.
Вы сели играть в фалаут? — В мире есть массовые полезные мутации, телепаты, компактное лазерное оружие и пришельцы. Это работает не на магии, а на парадигме атомпанка, и такова логика игры. Не надо лезть туда с логикой человека из постинформационного общества. Впрочем, следует ожидать, что в мире будут осуществимы действия, для атомпанка характерные.
В мире есть ОБЧРы? — Если мастер продумал и рассказал как с его очки зрения они работают, то да, вы можете делать индивидуальные экзоскелеты, бронированные дирижабли, обшитые тем чудоматериалом, из которого делается каркас мехов, и вы можете рассчитывать на автомобиль, который не надо заправлять, потому как на нем стоит очень производительный двигатель, аналогичный тому, что заставляет двигаться шагающую машину. Если мастер в ответ на вопрос об устройстве ОБЧРа выдал задумчивое «э-э...», значит вы играете не в это, и научные вопросы функционирования рботов не являются предметом логических построений. И это все равно правдоподобно, поскольку внутреннего противоречия так и не появилось.
Киборги-эльфы-маги? Нет проблем, все переменные объявлены и определены.
А если следовать вашему оределению, то реалистичных ситем вообще не существует. По крайней мере, я не могу вспомнить ни одной, где в качестве игровой модели использовались бы современные научные подходы. И уж тем более комплексные решения. Пусть вы сделаете реалистичную модель полета пули, для реалистичности вам надо будет добавить медицинскую модель, обрабатывающую попадание в разные участки тела, психологическую модель реакции на ранение разных людей, социально-экономическую модель отдаленных последствий единственного выстрела. Ну и так далее. И так с каждым элементом мира.
Впрочем, мы примерно об одном и том же.
Дискуссия о реалистичности и нереалистичности чревата 600+ комментариями.
Я считаю, что* сеттинги делятся на достоверные и недостоверные (достойные доверия и недостойные), правдоподобные и неправдоподобные (подобные правде и не подобные).Не могу (в 6 утра ;) ) представить достоверного, но неправоподобного сеттинга, равно как и правдоподобного, но недостойного доверия. Поэтому я рассматриваю «правдоподобность» и «достоверность» как понятия сходные, но не эквивалентные.
Попросту говоря: можешь ли ты, глядя на мир и происходяшие в нем события, сказать: «Верю! Это похоже на правду!» или нет. И наличие в мире внутренней логики очень этому помогает.
Как-то так.
Я думаю, накручивать «нереалистичность» можно лишь до тех пор, пока она не нарушает внутреннюю логику мира, не покушается на достоверность и правдоподобие.
Следует отметить, что к законам физики эти два слова имеют довольно косвенное отношение — границу правдоподобности каждый проводит для себя сам. У физика она одна, у биолога другая, у дворника — третья.
P.S. К примеру (о различии границ): дрегонэйдж для меня мир недостоверный и неправдоподобный. Но некоторые со мной могут не согласиться.
*) как вы понимаете, это исключительно мое мнение, основанное на годах практики :) Не претендую на лавры гуру, рассказывающего вам, Как На Самом Деле Всё Обстоит. ;-) Всем известно, что многие играют в неправильные ролевые игры неправильно ;-)
@
сразу отвечай
Мне только кажется, или ты сейчас привел описание жанра hard sci-fi?
Nope. Они оба не имеют никакого отношения к hard sci-fi.
Главное для сохранения «правдоподобности» сеттинга условие — это внутренняя непротиворечивость.