Hi-tech DnD, или о благах цивилизации
Один мой друг и товарищ по дальневосточным ролевым, в посте о ГУРПСОпатронах затронул довольно интересную, на мой взгляд, тему. Он, собственно спросил — «а какого черта не ексель»? О том что и как мы используем в наших ролевых играх, я и хочу поговорить.
Фактически, для большинства игр нужны всего четыре компонента — рассказчик (ведущий, мастер, церемонимейстер), игроки, правила и дайсы.Некоторые системы могут обходиться без одного — двух пунктов, но Бог с ними, мы сейчас о более или менее классических НРИ. В этом посте я скорее хочу попытаться разобраться в вопросе, чем сходу предложить на него ответ, поэтому начнем анализировать.
Пункт первый. Собственный опыт. В той среде, в которой я в общем-то и трусь, расспространен следующий подход: компьютерная программа дайсер, правила в пдф или ткст-форматах, и множество записей мастера в ворде, нотпаде или том же экселе. Тетради, блокноты и прочее почти не используются. Настоящие кубики бросают только играя в классическое ДнД, да и то — это скорее считается ненужной элитарностью и понтом. Хотя и приятным. Какое-то время назад некоторые из нас начали использовать миниатюрки и гексополе — но это скорее исключение из правил. Почти все мастера включают музыку и другое звуковое сопровождение, также практически все идеи и мастерские задумки заносятся в компьютер. Вот такой вот киберпанк.
Пункт второй. По факту, так ли нам нужен компьютер, для игры? Или я не правильно ставлю вопрос, и нужно спрашивать — нужны ли нам другие атрибуты, кроме компьютера? Не уверен, но здесь кажется дело не в личным предпочтениях мастера\рассказчика\церемонимейстера, а в том, какую атмосферу он пытается воссоздать в своей игре.
Для примера. Вот к примеру я вожу по Миру Тьмы, Равенлофту, Найтбейнам или каким-либо другим милым сердцу готик\хоррор вытребенькам. Игроки сидят на мягком диване, я сижу за столом — передо мной компьютер с шумами и программкой дайсами. На столе рядом — между мной и игроками, горят свечи. За окном ночь, я старательно пытаюсь описать осенний город и атмосферу тихой печали.
Скажу честно — если от дайсера в пользу реальных кубиков я давно хочу отказаться, то компьютер с шумами мне очень нужен. Просто потому, что все эти «Лондонполденьмп3», «Автострадасигналыпробкамп3» и «кастрюляскотятамипадаетполестницемп3» мне чертовски нужны для передачи того или иного настроения. Но, я никогда не позволю себе открывать при игроках блокнот или еще какую лишнюю программку.
С другой стороны, водя по какому-нибудь детективу, мне ни к черту не нужны будут ни свечи, ни любимый сайт «Шумотека», ни даже долгие описание тех чувств, что испытывают персоонажи при виде статуи плачущей Богородицы. Потому что это игра не о том. Более того, там даже будут полезны десятки фотографий — распечатанных ли или просто на экране монитора, а то и пара видео записей.В таких модулях можно даже вообще отказаться от «Догмы», и ставить закадровый музычку. А в системах с дайспулом, тем более с большим дайспулом, я точно никогда не буду использовать настоящие кубики — только программки. Потому что хватило мне однажды ведра д6.
Наконец, примерив на себя однажды роль ДМа, сидя за столом вмесет с игроками, и двигая по полю миниатюрки во время боя, я жалел лишь об одном — что не могу завести дома скрипача и флейтиста (лучше даже скрипачку), и заставлять их играть мелодии за еду. Естественно, что ни о каких программаках-дайсерах речь вообще не шла. Бросание костей было таким же удовольствием, как разговоры с рыцарями, балы у Лорда и сражения в подземельях.
Собственно, вот я о чем. Мы играем по разному, и мы играем в разные игры. Достоинства и недостатки ролевого стаффа, насколько я помню, обсуждались неоднократно. Вопрос о том, насколько нам нужны какие-то технические штуковины для того чтобы водить игры, это немного иное. Более того, вопрос о том, насколько то или иное уместно — волнует меня еще больше.
Meiner Meinung nach, ключевое здесь именно то, какие цели рассказчик ставит перед собой. Чем критичнее для игры атмосфера, тем менее там уместны какие-то технические новшества. Как бы лично я к этому не относился, я прекрасно понимаю, что для многих игроков (а значит и их ведущх)важнее фан или загадки\головоломки\детективы, чем собственно История и Настроение. А значит нет ничего страшного, если мастер будет временами рыться в ворде и стучать по клавиатуре, вбивая в вордпад колличество ран, нанесенных злодею.
Фактически, для большинства игр нужны всего четыре компонента — рассказчик (ведущий, мастер, церемонимейстер), игроки, правила и дайсы.Некоторые системы могут обходиться без одного — двух пунктов, но Бог с ними, мы сейчас о более или менее классических НРИ. В этом посте я скорее хочу попытаться разобраться в вопросе, чем сходу предложить на него ответ, поэтому начнем анализировать.
Пункт первый. Собственный опыт. В той среде, в которой я в общем-то и трусь, расспространен следующий подход: компьютерная программа дайсер, правила в пдф или ткст-форматах, и множество записей мастера в ворде, нотпаде или том же экселе. Тетради, блокноты и прочее почти не используются. Настоящие кубики бросают только играя в классическое ДнД, да и то — это скорее считается ненужной элитарностью и понтом. Хотя и приятным. Какое-то время назад некоторые из нас начали использовать миниатюрки и гексополе — но это скорее исключение из правил. Почти все мастера включают музыку и другое звуковое сопровождение, также практически все идеи и мастерские задумки заносятся в компьютер. Вот такой вот киберпанк.
Пункт второй. По факту, так ли нам нужен компьютер, для игры? Или я не правильно ставлю вопрос, и нужно спрашивать — нужны ли нам другие атрибуты, кроме компьютера? Не уверен, но здесь кажется дело не в личным предпочтениях мастера\рассказчика\церемонимейстера, а в том, какую атмосферу он пытается воссоздать в своей игре.
Для примера. Вот к примеру я вожу по Миру Тьмы, Равенлофту, Найтбейнам или каким-либо другим милым сердцу готик\хоррор вытребенькам. Игроки сидят на мягком диване, я сижу за столом — передо мной компьютер с шумами и программкой дайсами. На столе рядом — между мной и игроками, горят свечи. За окном ночь, я старательно пытаюсь описать осенний город и атмосферу тихой печали.
Скажу честно — если от дайсера в пользу реальных кубиков я давно хочу отказаться, то компьютер с шумами мне очень нужен. Просто потому, что все эти «Лондонполденьмп3», «Автострадасигналыпробкамп3» и «кастрюляскотятамипадаетполестницемп3» мне чертовски нужны для передачи того или иного настроения. Но, я никогда не позволю себе открывать при игроках блокнот или еще какую лишнюю программку.
С другой стороны, водя по какому-нибудь детективу, мне ни к черту не нужны будут ни свечи, ни любимый сайт «Шумотека», ни даже долгие описание тех чувств, что испытывают персоонажи при виде статуи плачущей Богородицы. Потому что это игра не о том. Более того, там даже будут полезны десятки фотографий — распечатанных ли или просто на экране монитора, а то и пара видео записей.В таких модулях можно даже вообще отказаться от «Догмы», и ставить закадровый музычку. А в системах с дайспулом, тем более с большим дайспулом, я точно никогда не буду использовать настоящие кубики — только программки. Потому что хватило мне однажды ведра д6.
Наконец, примерив на себя однажды роль ДМа, сидя за столом вмесет с игроками, и двигая по полю миниатюрки во время боя, я жалел лишь об одном — что не могу завести дома скрипача и флейтиста (лучше даже скрипачку), и заставлять их играть мелодии за еду. Естественно, что ни о каких программаках-дайсерах речь вообще не шла. Бросание костей было таким же удовольствием, как разговоры с рыцарями, балы у Лорда и сражения в подземельях.
Собственно, вот я о чем. Мы играем по разному, и мы играем в разные игры. Достоинства и недостатки ролевого стаффа, насколько я помню, обсуждались неоднократно. Вопрос о том, насколько нам нужны какие-то технические штуковины для того чтобы водить игры, это немного иное. Более того, вопрос о том, насколько то или иное уместно — волнует меня еще больше.
Meiner Meinung nach, ключевое здесь именно то, какие цели рассказчик ставит перед собой. Чем критичнее для игры атмосфера, тем менее там уместны какие-то технические новшества. Как бы лично я к этому не относился, я прекрасно понимаю, что для многих игроков (а значит и их ведущх)важнее фан или загадки\головоломки\детективы, чем собственно История и Настроение. А значит нет ничего страшного, если мастер будет временами рыться в ворде и стучать по клавиатуре, вбивая в вордпад колличество ран, нанесенных злодею.
52 комментария
На данный момент мой комплект мастера составляет:
1. Электронный дайсер со встроенным генератором инициативы
2. Специально подготовленную программу генерации с подсчетом плюшек
3. Несколько открытых блокнотов.txt
4. Логи, инвентарь и учет персонажей в exel (вероятно вскоре заменится на софтину)
5. Гиги атмосферной музыки в проигрывателе (+ в браузере типа tabletop audio)
6. Гексополе метр на метр + фигурки + стирающиеся маркер c тряпкой (особо упоротые друзья клепают и используют террейн)
7. Колокольчик для предотвращения флуда :)
8. Блокнот и ручка + стикеры для скрытых заявок.
В идеале ко всему этому нужно еще добавить:
1. Специальный набор звуков, запускаемый под отдельным проигрывателем наравне с атмосферной музыкой (так же можно добавить микшеры для изменения эффектов).
2. Проектор с экраном на стене для демонстрации картинок (из разряда утопии)
3. Ноутбук у игроков соединенный сетью с компьютером мастера, для удобного личного чатинга и тайных заявок.
4. Ширму с таблицами (вполне необязательно, но приятно)
А так по факту — не все любят WhatsApp
Если с флудом я ещё как-то могу понять — возможно Мастер начинающий и не способен удержать атмосферу, то насчёт скрытых\тайных заявок я откровенно не понимаю. Зачем они?
Если говорить не о стандартном вождении и более углубиться в тему, то мне например в игре по сети понравилось разделить партию на две группы в горящем здании.
Скрытые заявки нужны что бы сделать что то так, что бы этом не узнали рядом сидящие игроки. Мы же говорим о живых полноценных играх, а не о форумных подобиях.
Зачем? Всмысле, почему игроки не должны об этом знать?
Говорить с игроками вешь конечно хорошая, но если львиная их доля твои друзья, которых ты знаешь много лет, а они уже не маленькие и изменятся не захотят? С другой стороны раскидываться игроками как мелочью тоже не стоит, ввиду того, что ты знаешь этих людей, знаешь как они играют и чего хотят. С ними уже как правило удобнее играть, нежели с новичками. У нас здесь на Дальнем Востоке не так много народу, который может играть или водить на должном уровне, так что мы себе некую роскошь позволить не можем.
Игроки не должны знать некоторых вещей для неожиданности или пикантности момента, а так же для сюжетных и логично обоснованных вещей. Например:
1. Один персонаж хочет незаметно убить другого во время сна.
2. Кто то хочет кого то тайно обворовать.
3. Некто говорит с персонажем в его голове (телепатия), а остальные этого не слышат.
4. В диалоге присутствует 1 игрок и NPC, другие же игроки в другой локации.
И.т.д
Почему не должны? Они не способны разделять свои знания и знания персонажа?..\
Не понимаю, зачем создавать дополнительные трудности, отвлекающие от процесса. Скайп, записочки… вы бы ещё игрока, с которым происходит сцена, участия в которой остальные не принимают, в другую комнату утаскивали..\
Способность разделять знания игрока\персонажа — основа основ любой словесной ролевой игры, естественно они на это способны. Дело в том, что есть такая вещь как манчкинство и подсознание, которое приводит к вполне понятным результатам злоупотребления полученной информации. И вот не надо мне говорить что у вас такого не было и нет, это чистой воды психология и человеческая суть. Ну или смею предположить что вы из тех мастеров которые ни в коем случае не убивают своих персонажей потому что это жестоко и не стравливают их.
По поводу другой комнаты — бывает и такое.
могупо натуре я перфекционист и считаю, что если делать что-то, то нужно делать хорошо или не делать вовсе.Не соглашусь. Поиграв (и поводив) в своё время в партиях с разным составом, ныне я предпочитаю партии хороших игроков всяческим манчкинам и флудерам. Более того в партии, в которой один игрок играет, чтобы победить, второй — любитель глубокого отыгрыша
(порно-триллер «Глубокий Отыгрыш-6»), третьему просто хочется поболтать на не связанные с игрой темы, а Мастеру хочется провести что-то совсем иное, никто не получит должного удовольствия, в отличии от партий, в которой ожидания от игры совпадают у всех участников.О психологии и человеческой сути, это вам не ко мне, а к герр Аваллаху обратиться надо, думаю вы найдёте общий язык) Но, как бы то ни было, не буду отрицать, когда я только начинал играть в НРИ, действительно бывало и «желание выиграть» и «отыгрыш компетентности» и прочие проблемы начинающего игрока, однако, манчкинизм — болезнь детская и если не запускать, проходит довольно быстро. Если игрок или Мастер хочет стать лучше, он работает над собой и развивается, если нет — говорит, что его и так всё устраивает, «система X или сеттинг Y — самые лучшие на свете» и тому подобное. Так что, хотите верьте, хотите нет, но сейчас у меня подобных проблем нет. И если персонаж не знает, что за дверью ловушка, которую подготовил персонаж другого игрока, то само собой, он войдёт в эту ловушку ничего не подозревая.
Если речь идёт о персонажах моих игроков, то всё зависит от жанра и стиля игры. В All Flesh Must Be Eaten или Мире Тьмы персонажи вполне могут погибнуть жестокой и нелепой смертью, в My Little Pony — нет. Насчёт стравливания персонажей игроков, поддержу г-жу Ballkrusher — не понимаю, нахуа делать подобное.
То есть вместо того, чтобы провести интересную сцену, в которой остальные игроки смогли бы выступить зрителями или участниками событий от лица иных персонажей, вы отрываете их от игрового процесса, чтобы «не дай б-г кто-нибудь не узнал, что на самом деле
мятныйдворецкий — убийца»? Неудивительно, что на ваших играх цветёт флуд, который может прервать лишь звонкая трель колокольчика — если бы в процессе игры Мастер бы регулярно покидал её, дабы уединиться с тем или иным игроком, я бы тоже начал болтать о том, о сём, со скуки.Я тоже предпочитаю партии с более серьезным уклоном к игре, нежели классических забивал, однако при условии, что мастер подстраивается под игроков, а игроки под мастера — получается отличная игра даже с таким разношерстным составом. Могу лишь посочувствовать тому что у вас это не получается.
Проблемами начинающего игрока вы называете склонности определенных людей, многие из которых не проходят ни с опытом, ни с возрастом, как бы мастер к этому не стимулировал. А все потому что игроку это нравится, он ведет так себя в жизни, а следовательно он привык так играть. Да, есть такое понятие как отигрыш, но выходить за рамки своего собственного характера, включая максимум лицидейства и театрализации получается далеко не у всех, так к чему же принуждать игрока к этому? Кому понравится играть в некомфортной ему среде?
Опять же могу лишь посочувствовать вашему непониманию.
Иногда да, приходится делать так что бы другие игроки стали невольными зрителями, но иногда нужно сохранить тайну и интригу. Вы никогда не сталкивались с тенденциями модулей тет-а-тет или личными одиночными миниквестами посреди недели с одним игроком, обыгрывающим его биографию? И вовсе никто не отрывает их от игрового процесса, пока мастер говорит с игроком — другие отигрывают личный диалог, обмениваются мыслями, философствуют, рассказывают что то личное, и все это делается без помощи мастера, так как игрок — обязан быть отчасти самодостаточным.
И кто вам вообще сказал что на моих сессиях цветет флуд? То что он иногда возникает — в порядке вещей, даже у профессиональным мастеров с десятилетиями стажа. Прошу вас в дальнейшем воздержатся от подобных комментариев, ибо они носят оскорбительный характер.
Если игрок начинает посреди модуля болтать или прерывать мастера, то это банальное неуважение к ведущему, которое легко убивается напоминанием о том, что бы он уважал его и других присутствующих.
я играю в #неправильный_мир_тьмыэто что-то плохое)Мне казалось, что речь у нас идёт об одинаково приятном времяпрепровождении всех участников процесса, а не об удовольствии других в ущерб своему удовольствию.
Звучит, будтовам меня жаль)
Дело в том, что я не нахожу удовольствия в том, чтобы водить в одной партии манчкинов и крейзи-лунеров, тратя время, силы
и стратегический запас антифлудильных колокольчиков, когда можно с удовольствием поводить партию игроков, разделяющих с Мастером и между собой ожидания от хороший игры.Вопрос не в том, как и зачем его стимулирует Мастер, вопрос — хочет человек развиваться как игрок или нет. Если некий товарищ пьёт «пивасик» на лавочках, заплёвывает всё пространство вокруг себя и "@башит всяких патлатых, потому что, ну а ч0 они, @пт", только потому, что «ему так нравится и он так привык» и не хочет меняться, это не значит, что его надо осуждать, но общаться с таким человеком лично мне, в этом возрасте, скорее всего будет не интересно. Точно так же, как мне не интересно играть с игроком, который отыгрывает «себя, но с эльфийскими ушками», манчкинит или не способен избегать метагейма. И вопрос не в лицедействе или театрализации, а в желании играть в ролевые игры.
Ох, чувствую и прилетит мне за это минусов...У нас на играх, как правило, личные
квестыистории, отыгрываются без отрыва от процесса, просто смещая spotlight. Если же игрокам приходится развлекать себя самим — зачем вообще им нужен Мастер?) *табличка «Ирония»* И, да, я знаком с играми, в которых Мастер не требуется, но здесь, полагаю, речь всё же не о них. У нас, повторюсь, и всё это взаимодействие между персонажами игроков так же проходит без отрыва от процесса.Вы же сами и сказали, если для предотвращения флуда,
вместо разговора с игрокамивы подобрали специальный инструмент, который перечислили в числе обязательных в вашей игровой группе.Кстати, да, познакомьте меня пожалуйста с "профессиональными мастерами с десятилетиями стажа")
Я знаком с немалым количеством Мастеров и игроков, которые пришли в хобби в одно время со мной. Одни за эти годы, набрались опыта, совершенствовались, учились на своих и чужих ошибках, другие — до сих пор играют и водят точно так же, как и много лет назад, без какого-либо «профессионального роста»)
Потому что у нас правовое государство, а не интернет какой-то, где каждый в праве высказывать своё мнение и обсуждать вопросы? Oh, wai~
Мои высказывания задели вас за живое? Возможно это не я такой плохой, а вам стоит обратить внимание на существующие внутри игровой компании проблемы… или нет)
Я не ставил целью расстроить вас или оскорбить и в своих словах бываю иногда излишне резок, за это, прошу меня извинить.
Могу заметить ваше умение вилять темой разговора. Изначально мы говорили о необходимости мне колокольчика.
Луркое*ствоТермины интернета — для меня не интересны.Вот видите, а я в этом нахожу интерес и более того считаю, что и такая партия может быть интересной. Как сказал один мой очень проницательный знакомый: «Нет плохих мастеров, есть игроки которые с ним не смогут играть».
Для меня не принципиально — хочет человек развиваться или нет, каждый представляет для меня определенный интерес в определенном игровом моменте. Так например гиперупоротые товарищи, которые могут перегенериться 3 раза за сессию — у меня не задерживаются, но есть те кто не представляют идеального образца ролевого игрока высшего уровня, но мне с ними все равно приятно играть.
И кстати проводить сходство между гопником и манчкином это уже перебор, не сравнивайте хобби и образ жизни.
Поверьте даже у самого заросшего манчкина-гопника есть глубокое желание играть в настолки и не только, говорю из личной практики, ввиду того что участвую так же в РИ живого действия.
Так они и отигрываются без отрыва от процесса или под процессом вы понимаете что мастер должен обязательно все слышать уставившись на игрока? А вообще по поводу отсутствия мастера вы утрируите как всегда.
А вы я так понял не разделяете слово — цветет и присутствует? Ах простите, я же забыл что для вас все делится на черное и белое :)
Про правовое государство мне не рассказывайте, сам юристом работаю :) Проблем внутри на самом деле никаких нет, а то что у других есть претензии и сомнения — это в порядке вещей.
Как говорил несколько лет назад я — «нет плохих игроков и плохих Мастеров, есть те, чьи ожидания от игры не совпадают». А потом я пообщался с большим количеством людей, некоторые из которых встречаются и на Имочке и понял, что ошибался) Увы, встречаются и плохие игроки, и плохие Мастера. В частности те, кто не хочет развиваться.
Не вы ли писали: «А все потому что игроку это нравится, он ведет так себя в жизни, а следовательно он привык так играть.»?
Так если он ведёт себя так в жизни, не образ ли это жизни?)
Не спорю. Вопрос, чего он в них ищет? И потом, в настолки — да, а вот ролёвки здесь не всегда к месту. Для манчкинов есть замечательные Descent, настольный Ravenloft, даже BSG. Качественные настольные не-ролевые игры.
Нет, ну что вы, Мастер на игре вообще не обязательная фигура) *ТАБЛИЧКА «САРКАЗМ»* На случай, если в прошлый раз таблички вы не заметили)
Вполне разделяю. Присутствует — это «иногда встречается», Цветёт — «встречается регулярно, настолько, что требует инструмента для решения проблемы». You know, just like in your games)
«Это не у нас проблемы, это у всех остальных проблемы»?) Ок)
Вы водите замечательные игры с глубокой иммерсией, анти-флудильный колокольчик — вещь, необходимая каждому «серьёзному Мастеру со стажем», а критикуют вас всякие неудачники, которых остаётся только пожалеть)
*ТАБЛИЧКА САРКАЗМ*
О да! Давайте выгоним всех непристойных игроков в Десент и другое фигурочное норолеплей УГ!
У всех есть право играть где угодно и получать от этого удовольствие.
Никаких табличек я не вижу, я вижу надпись. Это все равно что скобочки пальцами показывать — к слову так же тупо :)
А при варианте присутствия инструмент может не понадобится? Только при цветет и никак иначе?
Вот именно, что я know, а вы лишь можете предполагать того, чего не разу не видели.
Вам никогда не говорили что вы слишком любите фразы, замаскированные под материальные предметы? В данном случае — табличке, начните их уже коллекционировать :)
PS: Не вижу смысла продолжать этот прекрасный диалог.
Ой как всё запущено)
Думается мне, вам не хватает воображения
Это бы объяснило часть проблем… Но не неспособность вести игры так, чтобы игроки не отвлекались
или ведение споров на уровне девочки-подростка, не способной переносить критикуТут такое дело, если аргументы закончились, а признать свою неправоту не хватает… чего-то, то всегда есть кнопочка «Игнор», как раз рядом с «Ответить»)
Не так категорично, у «закрытой информации» есть ряд недостатков — игроки теряют часть истории и целостного восприятия, теряется время, появляются дополнительные отвлекающие факторы. А преимущества не столь уж значительны для многих — разделять информацию не столь уж и сложно, у интриги есть другие источники, а значение других вообще некритично (с одним персонажем говорят телепатически, нахождение в другой локации). Но выбор здесь — кому какой стиль игры больше нравится и какие аспекты имеют большее значение, так что спор выше совсем типичный спор о вкусах.
Я лично сознательно выбрал стиль полностью открытой информации. Хотя когда начинали для пущей реалистичности разделял информацию, потом понял что это не нужно.
На самом деле не использую я музон, так как
1) Идея «вот сейчас бы такое звуковое сопровождение было бы весьма в тему» посещает меня именно в тот момент, когда уже поздно отвлекаться от игрового процесса. Неудобно (руки заняты кубиками и записями) и второстепенно (я лихорадочно пытаюсь что-нибудь сымпровизировать). Нужно готовить звуковые треки заранее, компоновать их и быстро включать, поскольку экстемпорально выискивать нужные звуковые дорожки в софтроупе или нейчасаундсфоре у меня не получается настолько быстро, как хотелось бы (хотя сами по себе эти ресурсы очень даже приятны).
2) Нужен другой подход к организации процесса мастерения. Компьютер не всегда есть под рукой, а ноут не очень удобно держать на столе рядом с записями (да, я до сих пор пользуюсь аналоговым блокнотом и рулбуками).
3) Бывает, что музыка, которую я ставлю, вызывает что-то вроде рвоты у слушателей. Например, альбом Taai liira группы Dvar был встречен фразой «выруби это говно, пожалуйста».
Каждый модуль требует детальной подготовки, начиная от минимум недельного расклада музыки, заканчивая автоматизацией процесса ведения. Выбрал и подготовил музыку, забил в проигрыватель, включаешь по хоткею.
По поводу — нет компьютера под рукой оО У меня уже на протяжении 8 лет играют дома, где есть компьютер или чей нибудь ноут, так что я этого не понимаю.
Но по моему вы слишком упиваетесь современными «высокими» технологиями. Вырубят в доме свет (нередкое явление) — и хана высоким технологиям :)
P.S. /me Вспоминает те годы, когда он водил на ходу, наматывая километры по городу.
2) Если вырубили свет — у меня в первую очередь прерывается связь с остальными игроками, что создаёт больше проблем, чем отказ всех остальных технологий разом :(
С музыкой, да. Самая большая засада. Мысль о флейтисте, прикованном к батарее наручниками я уже высказывал выше.
Так что приходится выбирать, или красивые свечи и игра до 2-3-4 или электрическое освещение и игра до 6. Нам важнее поиграть подольше.
Сам стараюсь обходиться на играх без электроники, за исключением музыки\шумовых эффектов, хотя, признаться, ролевую библиотеку удобнее хранить в электронном виде, равно как и искать в ней необходимую информацию. В остальном — классика и, если есть время, ресурсы
и желание— пропсы. Вместо того, чтобы сказать «В газете пишут о загадочном убийстве, взрыве складов и судне Элизабет Дэйн», лучше дать полистать купившему её игроку экземпляр, приятнее в руках держать «папку с фотографиями и досье, присланную нанимателем», ну а такие вещи, как свечи и череп с заранее убранным в него сухим льдом на внутреигровом спиритическом сеансе и вовсе вызывают у игроков неприкрытый восторг. Вещизм, конечно, но всё равно приятно)Увы, часто всё упирается в отсутствие времени, сил или ресурсов(
Первая и главная программа — это Скайп. Потому что найти игроков мне трудно, а на необъятных просторах интернета — проще. Хотя я всё больше склоняюсь к тому, что мне нужен другой скайп, более опенсорсный и поддерживающий видеозвонок на много игроков без денег.
Второе — правила я обычно читаю из pdf, Foxit Reader'ом.
В-третьих, моя любимая программа для листов персонажа — это блокнот. Хотя многие игроки пользуются всякими GCA и GCS, а потом от них никак не добиться биографии или других вещей, которые не помещаются в эти программы.
В-четвёртых, в зависимости от ситуации, кубы я кидаю либо вживую, либо в программе-дайсометателе, либо вовсе в maptool'е. Последняя — для совсем подозрительных игроков, которые хотят, чтобы всем было видно, что кидают. Я предпочитаю своим игрокам верить на слово.
Кидать в скайпе очень неудобно.
Музыку и звуки я никогда не использовал. И не уверен, как это сделать по интернету без всяких roll20.
Теперь о необычном:
В качестве походного набора я использую распечатки листов для игры из DW, кубы и карандаш. Вся часть игры, которая туда не помещается — используется ровно настолько, насколько я её помню. Потому что компьютер у меня только стационарный.
В играх Westmarch-типа мы столкнулись с рядом логистических сложностей, и в итоге родилась довольно интересная система хранения игроцкой информации, когда список игроков, их персонажей и главные свойства персонажей хранятся в гуглдоковской электронной таблице, и оттуда ссылки идут на разнородные документы, в которых игроки хранят свои чарники, от гуглдоковских же текстовиков или электронных таблиц, до пдфников, сделанных через GCS.
В соседнем листе этой же электронной таблицы лежит расписание игр, которые планируется провести, и производится запись на них.
На ещё одном — общие вещи, найденные в приключениях.
И есть ещё несколько страниц, которые используются значительно меньше.
Edit: и совсем забыл — в Маута Поре мы часто используем maptool в качестве поля боя, а не только как многопользовательскую дайсометалку.
* викимапия или Retromap (для денжена по ленугро-1924)
* диктофон для записи сессий в AMR (андроид или SE)
* гугл — для разрешения споров (редко, мастер всегда прав, но иногда приходится доказывать въедливым игрокам, что неправы именно они) или срочной консультации типа «дульная скорость пули у мосинки»