Матриархальные сеттинги
Предыстория. Недавно я попытался почитать сеттинг под названием Maidenheim: Amazon Campaign Setting под уже старую третью редакцию ДнД. Соблазнился задумкой авторов, что в их сеттинге женщины-воительницы в бронелифчиках (нет, увы, никаких бронелифчиков) являются не исключением из правил, а общесеттинговой нормой, и лидирующие позиции в обществе занимают не мужчины, а женщины — везде. Начал читать, и… хотя авторы в предисловии утверждали, что хотели бы отойти от стереотипа амазонок как мужененавистниц, смотрящих на мужчин как на племенной скот, в той части сеттинга, где описывается место мужчин в обществе, этот стереотип показан во всей своей красе — словно авторы задались целью показать, что «хуже мира, которым управляют мужчины, может быть только мир, которым управляют женщины».
Возможно, я на этот сеттинг напишу обзор (и спровоцирую холивар на давно забытую тему сексизма, да), если преодолею свою лень… и если не засну, читая эти лишённые каких-либо иллюстраций описания Мейденхейма…
Собственно, я попытался выстроить в голове возможные варианты того, как могло бы выглядеть общество, где лидирующие роли принадлежат женщинам, и почему в нём могло сложиться именно так.
1) Женщин намного больше, чем мужчин: один мужчина на сотни или даже тысячи женщин. Именно такой вариант был выбран в упомянутом Мейденхейме, но дьявол, как водится, в деталях… Интересный факт: формально немногочисленные мужчины могут быть правителями в таком обществе (некоторые наши современники очень хотели бы оказаться на их месте), но работать, а также воевать в нём будут женщины — потому что их просто намного больше.
2) Женщины физически сильнее мужчин: «сильный» и «слабый» пол в гипотетическом обществе поменялись местами относительно нашей реальности. Известный пример — раса дроу из Фаэруна, хотя там привносит свои черты в образ тёмноэльфийской матриархииебанутый культ Богини-Паучихи. Другой пример — раса дриад из серии стратегий «Затерянный мир»: все работы у неё выполняют женщины, а мужчины (впервые появившиеся в третьей части игры, ЕМНИП) занимаются домашним хозяйством и воспитывают детей. Занятный факт: мужчины-«домохозяева» выглядят как мускулистые культуристы, но, очевидно, они качают мускулы для того, чтобы соответствовать дриадским канонам мужской красоты — за слишком хилого ни одна дриада замуж не пойдёт. Впрочем, сеттинг «Затерянного мира» откровенно юмористический, и его не следует принимать очень уж всерьёз.
3) Мужчины и женщины живут раздельно: у женщин своё общество, свои женские государства с населёнными женщинами городами, а у мужчин — свои, два общества стараются не пересекаться друг с другом и встречаются друг с другом только с целью продолжения рода. Занятно, но мне неизвестен ни один сколько-либо популярный сеттинг, в котором эта тема была бы раскрыта.
4) Мужчины не обладают разумом: кажется, у М. и С. Дяченко было произведение (к сожалению, я не могу вспомнить его названия), в котором описывался мир, где только женщины обладали разумом — мужчины (точнее, «самцы») же интеллектуально находились на уровне животных, и их использовали в качестве таковых, и отношение к ним было соответствующее. (Обратная ситуация была в лукьяненковском «Спектре», где люди видели только представителей мужского пола одной из чужих рас — как оказалось, они принимали их самок за животных). Но, мне кажется, лучше не думать о таких вещах слишком усердно…
5) Мужчин не существует: вообще, размножение осуществляется без участия мужчин, вероятно, с помощью какого-нибудь итсмэджика. Примером может послужить раса асари из Массэффекта (хотя это не мешает им заниматься сексом с самцами других биологических видов), или вот, если я не ошибаюсь, амазонки в мире Mazes&Minotaurs размножаются без помощью мужчин, с помощью «благословения Богини».
А какие ещё варианты я забыл, и какие известные примеры можете назвать вы?
NB!: людей, которые будут постить в комментариях названия различных художественных произведений, я прошу не ограничиваться указанием одних лишь названий, а хотя бы в одном-двух предложениях описывать, что это за произведения, и как в них поднятая тема раскрыта. Всё равно я не побегу читать списки того, что мне накидают в комментариях, так что просто указание названий для меня бесполезно.
Возможно, я на этот сеттинг напишу обзор (и спровоцирую холивар на давно забытую тему сексизма, да), если преодолею свою лень… и если не засну, читая эти лишённые каких-либо иллюстраций описания Мейденхейма…
Собственно, я попытался выстроить в голове возможные варианты того, как могло бы выглядеть общество, где лидирующие роли принадлежат женщинам, и почему в нём могло сложиться именно так.
1) Женщин намного больше, чем мужчин: один мужчина на сотни или даже тысячи женщин. Именно такой вариант был выбран в упомянутом Мейденхейме, но дьявол, как водится, в деталях… Интересный факт: формально немногочисленные мужчины могут быть правителями в таком обществе (некоторые наши современники очень хотели бы оказаться на их месте), но работать, а также воевать в нём будут женщины — потому что их просто намного больше.
2) Женщины физически сильнее мужчин: «сильный» и «слабый» пол в гипотетическом обществе поменялись местами относительно нашей реальности. Известный пример — раса дроу из Фаэруна, хотя там привносит свои черты в образ тёмноэльфийской матриархии
3) Мужчины и женщины живут раздельно: у женщин своё общество, свои женские государства с населёнными женщинами городами, а у мужчин — свои, два общества стараются не пересекаться друг с другом и встречаются друг с другом только с целью продолжения рода. Занятно, но мне неизвестен ни один сколько-либо популярный сеттинг, в котором эта тема была бы раскрыта.
4) Мужчины не обладают разумом: кажется, у М. и С. Дяченко было произведение (к сожалению, я не могу вспомнить его названия), в котором описывался мир, где только женщины обладали разумом — мужчины (точнее, «самцы») же интеллектуально находились на уровне животных, и их использовали в качестве таковых, и отношение к ним было соответствующее. (Обратная ситуация была в лукьяненковском «Спектре», где люди видели только представителей мужского пола одной из чужих рас — как оказалось, они принимали их самок за животных). Но, мне кажется, лучше не думать о таких вещах слишком усердно…
5) Мужчин не существует: вообще, размножение осуществляется без участия мужчин, вероятно, с помощью какого-нибудь итсмэджика. Примером может послужить раса асари из Массэффекта (хотя это не мешает им заниматься сексом с самцами других биологических видов), или вот, если я не ошибаюсь, амазонки в мире Mazes&Minotaurs размножаются без помощью мужчин, с помощью «благословения Богини».
А какие ещё варианты я забыл, и какие известные примеры можете назвать вы?
NB!: людей, которые будут постить в комментариях названия различных художественных произведений, я прошу не ограничиваться указанием одних лишь названий, а хотя бы в одном-двух предложениях описывать, что это за произведения, и как в них поднятая тема раскрыта. Всё равно я не побегу читать списки того, что мне накидают в комментариях, так что просто указание названий для меня бесполезно.
226 комментариев
Там было два государства, объединённых общими врагами. Но одно матриархальное, другое патриархальное.
Сильные, умные и брутальные представители своего пола делали карьеру у себя на родине. А слабые отправлялись в чужое государство в качестве товара досугово-репродуктивного назначения.
Фемаль способна контролировать осознанно факт зачатия. В итоге ситуация из «самый сильный самец повалил самую красивую самку и обрюхатил» разворачивается. «Самый сильный самец то повалил, а толку, если самка не согласна?»
фапать на наскальную живописьиметь куда меньше потомства.Вот с какими-нибудь яйцекладущими тварями это действительно могло бы сработать, но об этом см. мой комментарий выше, то есть ниже. «Матриархальные общества» — культурный фантом, порожденный методологическими косяками времен донаучного периода антропологии. Реально в истории Земли было (да, в принципе, и осталось) навалом матрилинейных и матрилокальных обществ, но эти вещи с умозрительной концепцией «матриархата» никак не связаны.
Другое дело, что получение разумных существ может требовать как раз беременности, подобной человеческой, когда детеныш рождается недееспособным. Но тут, как выше говорит Илья, общество может принять на себя роль компенсатора.
У высших приматов, такие функции на себя могут брать организации, а не личности. Например государство. И так группы самцов и самок, по сути будут заботиться о тех же самках, не имея к ним никакого отношения и по факту, даже не подозревая о конкретных личностях.
Какие у вас личные отношения это отдельный вопрос, но если податься ей некуда… выбор у неё не велик.
Я вот даже не знаю, как всяких невольниц в жены брали. Вот те же казаки. Договаривались наверно с ними как-то.
Во первых не факт, что у индивидуума есть дети. Во вторых, не факт что он знает куда идут все налоги, которые он платит. В третьих, если индивидуум не может на это никак повлиять, он просто будет делать то, что делал.
Это от культуры очень зависит. И опять же, вы приводите ситуацию равного союза, а мы говорим о неравном. Не привязывайтесь к слову брак. Я напомню, что мы обсуждаем ситуацию принудительной беременности. Представьте на месте женщины корову и вы оформляете на неё права.
Спасибо за пример с римом. Мы приходим к тому, что даже если женщина не хочет, её можно взять замуж и заставить забеременеть. Потому что её права будет просто некому отстоять. Рабов же как то контролировали в древности.
Во времена промышленной революции вроде примерно так и было, нет?
Вообще при развитых производственных силах, «кормить» малой группе большую — не проблема. На женщине остается «выносить», а «социализация» вполне может быть отдана специалистам, которые будут работать не 1 на 1 а сразу на группу детей.
Вариант с прикрученным фитильком — сделать короткую беременность, приводящую к появлению сразу самостоятельного потомства.
Или сделать социум, гораздо лучше поддерживающий беременных. Или вообще делящий женщин на касты по примеру роевых насекомых.
Очень просто — все угнетаемые и унижаемые люди, будут считаться женщинами, и право угнетать и унижать их будет отстаиваться, как исконно человеческое и дарованное самим местным божком.
У тех горцев с орлами. Но не раскрыто, да.
ЕМНИП было аниме про две моногендерных колонии, размножающихся клонированием. Примерно к третьему поколению колонисты уже подзабыли что противоположный пол — не враги-инопланетяне а тот же вид. Но потом конечно природа взяла свое )))
И то ведь, не везде это установилось даже за века, а там где управляющие должности были избираемые — так и вовсе практически без изменений все осталось.
Содержимое этого самого итсмеджика (будь то целительство, благословение урожая, беседы с духами, защита от стихии... ) может варьироваться в зависимости от условий сеттинга, чтобы подходить к сложившейся обстановке. Или не подходить. Ничто, к примеру, не исключает ситуации, когда предпосылки, сформировавшие действительный социальный строй, уже давно устарели.
Опциональный вариант: чтобы подчеркнуть контраст, женщинам можны выдать тактический итсмеджик (в противопоставление мужскому стратегическому). Тогда, например, может получиться милая картина с девочками-баттлмагами в сверкающих доспехах и мальчиками-клириками/визардами в платьях.
Да, ты можешь сговориться всем селом не кастовать сельскохозяйственной теургии / не ублажать духов природы / не облегчать роды. Ну и сдохните с голоду / будете съедены кайдзю / потеряете жен и детей. Или дружина барона (баронессы, в нашем случае) придет наказывать за неисполнение повинности. Вы можете взять в руки вилы. Но вы всю жизнь профессионально растили и лечили, а дружина, опять же, профессионально сражалась и убивала.
Уоу-уоу-уоу! Стоп!
Фраза так хорошо начиналась, и тут внезапно «итсмеджиковый слой»! Это что за слой такой? Все мужчины? Как ты себе такую, кхм, «революцию» представляешь?
Допустим, в нашем фэнтази-мире таки настал «двадцатый» век. Идет революция. Храбые женщины (и даже некоторые мужчины) браво свергают тиранию Царицы. Декларируют свободу, братство и равенство полов
... и тут на броневичок влезает мужичок и говорит такой: «Товагищи, а зачем нам гавенство-то? Давайте лучше патгиагхат устгоим! Мы же — итсмеджиковый слой!»
ЧТОЭ?
Довольно просто, когда итсмеджик представляет собой востребованный ресурс, производство которого не может угнаться за потребностью в нем. Если он этого не представляет, то социальным отличиям от нашего мира просто не откуда будет взяться. А как я себе это представляю, я уже описал. Любая власть должна будет при распределении благ ориентироваться на итсмеджикодержателей иначе потеряет их поддержку, количество распределяемых благ сократится и её сменят. Тот факт, что эта группа населения оказывается очень широкой ничего не меняет.
А газве не к этому всё и шло товагищь?)
Вообще я с Медведем не согласен. В смысле, наличие важного ресурса не делает обладателя автоматически крутым и важным человеком, если он не может этим ресурсом свободно распоряжаться и защищен от принуждения.
Крестьян в своё время было 98% населения, они поставляли еду, без которой остальные бы загнулись. Да, крестьянские восстания были, да иногда они были успешны, но глобально это ситуацию не меняло (на сколько я знаю).
Но только и с агентом я не согласен тоже. В смысле, перевороты бывали вполне себе дворцовыми. Крестьяне впрочем не всегда замечали разницу.
Но мы по моему идем не в ту степь.
В нашем мире, неравенство мужчин и женщин по моему обусловлено несколькими факторами:
1. Большинство женщин хуже приспособлено к тяжелой физической работе (которая была источником всех благ, на протяжении большей части истории вида).
2. Мужчины в силу физ данных и образа жизни (охота, война) могли принуждать женщин к тому, что им нужно.
3. Во время беременности и ухода за потомством, женщина не способна сама обеспечивать себя и потомство и зависима от тех, кто может дать ей помощь.
Я сейчас к тому, что это целая сумма факторов. Если мы можем отзеркалить эту ситуацию на мужчин (женский итсмеджик, способен добывать блага, принуждать мужчин, а во время нашествия демонов или лютой зимы, мужчины могут полагаться только на благосклонность женщин) то мужчины в самом деле будут зависимы от женщин, на них свалят всю самую грязную и тяжелую работу, которую женщины не захотят выполнять. И давать им некий стратегический итсмеджик — вовсе не нужно их и так сохранят, на них ляжет уход за домом, детьми и бытовая мелочевка. А женщина будет только вынашивать и рожать — вполне возможно, что итсмеджик будет на столько силен, что это не будет ей никак мешать, кроме пары недель.
Переломить ситуацию в современное русло (выравнивание прав итд) поможет только обретение мужского итсмеджика, либо ослабление женского, либо переход на принципиально новый итсмеджик которому пофигу на пол обладателя (вариант обучение магии, как в большинстве дженерик фентези).
Другое дело если вы можете обеспечить урожайность только на одном поле из десяти, а остальные как придется. В этом случае решение о том, кто получит итсмеджик является важным и должно быть принято итсмеджикодержателями к исполнению. А дальше я возвращаюсь к власти, распределению благ, итсмеджику как благу и итсмеджикодержателям как тем, с кем необходимо считаться.
А как они исчезнут? Куда?
Революция, угроза самоубийства если не примут требования? Для этого, нужна невероятная сплоченность и реально готовность пожертвовать жизнью. Такие вещи реально из области фентези.
Вспомните римлян, ацтеков. У рабов жизнь была совсем не сахар. Их было значительно больше чем хозяев, да, были восстания, но до определенного момента, ситуацию это не ломало.
Злая фея, я же писал.
Ещё раз, ты проводишь параллель с крестьянами, а так делать не надо. Крестьяне никогда не обладали никаким итсмеджиком. Из того, что они не обладали никакой властью ничего не следует в контексте обсуждения.
Где тут проблема проводить параллель с крестьянами? Особенно, если речь как раз про крестьян.
Так ровно то же самое: крепостные могут пойти применять свои навыки обработки земли не на твоем поле, а на поле соседа. Или же за непослушание/побег от хозяина им все-таки грозят какие-то карательные меры?
Я до сих пор не могу понять, как при использовании примера с крестьянами, у которых вовсе не матриархат был и выдаче мужчинам ещё большей значимости ты собираешься получить женщин у власти.
«Эдем» Гарри Гаррисона.
Выглядят как
Каджитыгуманойдные кошки, больше всего похожи на тигров. Самки не обладают разумом.Они не то чтобы «не могли». Это было что-то вроде заболевания, которое поражало только мужчин. Были теории, что это связано с урбанизацией и проживанием в неестественной среде, но точно никто не знал.
Вот не помню произведение, космоопера. Там было как раз примерно это, соотношение 1:10, мальчики рождались очень редко. В итоге, общество наподобе БаттлТеховских кланов, с рыцарями-администраторами и гаремами минимум по 10 баб.
Женщины в нашем мире обладают стратегически важным итсмеджиком, но к власти их это не привело.
Тут важно, чтобы женщины могли принуждать мужчин к исполнению. Вот тут тактический итсмеджик может рулить.
А когда школьницы-волшебницы у нас через одну боевые маги и что бы там эти целители о себе не думали, они крепости в пыль могут стирать и защищать от чужих девочек-волшебниц, вот тут мужики хотят-не хотят будут подчиняться.
Тут ведь вопрос не в (воительницы и правительницы и в реальной истории были), тут вопрос, в каких условиях сформировалась и закрепилась социальная .
Боевые махо-сёдзё, конечно, создадут красивый контраст и добавят яркости игровому сеттингу, но как условие они вовсе не обязательны — тут играют роль не только и не столько индивидуальные воинские качества, сколько возможность в норме принадлежать к воинскому сословию.
Пока хлопочешь дома, у вас вместо средневековья — нулевая детская смертность, гарантированный урожай, зачарованные доспехи, и кайдзю не буянят.
А кто отправил мужиков сражаться — тот не пережил первых десяти ходов в Циве. Или пережил, но у соседа — в пять раз больше насление и виверны прирученные.
Существа способны менять свой пол, и мужской используется только в период спаривания и при возникновении экстренных ситуаций.
Имеются сильные биологические механизмы, благодаря которым матери контролируют свое потомство.
Творец, создавший народ или мир является либо феминисткой и активно благоволит женщинам, или предпочитает иметь дело с кавайными самочками, фактически, создав себе народ-гарем.
В сообщество без выраженного гендерного неравенства приходит феминистка из другого общества, в связи со своей активностью занимающая лидирующее положение, и активно продвигающая «угнетенный» в ее культуре пол.
Другой релевантный пример — мировые войны, автоматически вызвавшие массовую «эмансипацию» женщин, т.к. «угнетенных» женщин времен традиционного общества хрен поставишь к станкам (ибо они свято уверены, что их должен содержать отец или муж, и что работать на заводе женщина может, только оказавшись на грани нищеты) вместо ушедших на фронт мужчин.
мутантымутантки «Гетеры»:Женщины «а-ля амазонки» не нуждающиеся в мужчинах для продолжения рода. Около 4 раз за жизнь они самостоятельно беременеют и рожают.
Хотя когда я это читал, мне казалось что такое общество должно выродиться, ведь по сути используются только гены матери. Каждый раз.
А вообще надо найти эту книжку и уточнить
Спасибо что сформировали мое представление об этом «авторе», а я то уже сдуру хотел почитать)
Но сюжет… Во времена крестовых походов могущественные инопланетяни, никак не отличающиеся от людей, набрали умирающих бойцов из Японии, Германии, РУСИ естественно и отправили на планету после ядерной войны для ее захвата.
Но это уже оффтоп.
Upd вот, нашла: народ мосо.
На мой взгляд матрилокальность вот в таком проявлении — это уже не равноправиие, тут мужчин ущемили.
Я совершенно про другой случай, а не когда жена стережет мужнино имущество. Я про случай, когда именно жена решает, сколько всадников надо организовать. Безотносительно той китайской народности, они люди сугубо мирные, да и безотносительно каких либо других народностей, раз уж у нас тут речь о фентези.
P.S.: хочу отметить, что вышеописанная система не была принятой повсеместно и не существовала в течение всей эпохи сёгуната. Тот же Головнин свидетельствует, что в его время на Хоккайдо жалование (причем достаточно скудное и недостаточное) самураям выдавали все же деньгами, а вдобавок в этому они владели землей, которую сдавали в аренду крестьянам по системе наподобие издольщины. Кто в этом случае реализовывал полученную от крестьян сельхозпродукцию и приносил в семью деньги, лично я не в курсе.
Если честно, то я в упор не вижу ущемления ни при патри-, ни при матрилокальности. ИМХО, такие вещи вообще никак не влияют на права и обязанности взрослых, т.к. основная их задача — тупо определить имущественный и правовой статус детей после смерти и/или развода родителей.
Если брать фентези… Был у меня один народец, где матриархат определялся вот чем:
1) женщин в этом народе больше, чем мужчин, раза в три;
2) большинство из них могут родить только одного ребёнка, причём только в раннем возрасте, лет до 20.
Вот так там и выходило, что мужчин они должны были беречь. И потому долгом женщины считалось побыстрее заберемкнить, родить и отдать чадо на воспитание мужу, а самой взять топор и защищать домашний очаг. Вместе с другими жёнами.
ФемНЁХ, который убивает мужчин в зародыше, а женщин не трогает.Есть вирус или паразит, который влияет на какой-то вид мух или иных насекомых из-за чего у них соотношение самцов 20% от популяции. Причем мухи вполне приспособились к такому положению дел.
Кстати да интересно.
Почему может быть «затруднительно» оплодотворить 90% яиц Х-хромосомами, и 10% яиц Y-хромосомами я примерно представляю (проблемы «тонкой настройки»).
Но почему это невозможно ИРЛ — честно говоря не понимаю.
Сюда же «почему это сложно» аргументы:
— вырастить зачастую дороже чем родить.
— У-хромосома обладает повышенной мутабельностью (т.е. её вклад в «изменчивость» выше) и для вида в целом «невыгодно» иметь мало носителей Y-хромосом
…
Но все эти аргументы никак не запрещают ситуацию типа:
— оптиум распределения полов (для вида в целом) находится в точке Ж-60% // М-40%
— механизм оплодотворения таков, что распределение полов близко к оптиуму (грубо говоря 60% яиц оплодотворяется X-хромосомами, и только 40% Y-хромосомами).
Мы говорим о человеческом матриархальном обществе? Или об обществе существ где доминирующим является пол, вынашивающий детей?
П.С.
Задаю вопрос потому, что как разброс вариантов такой, что в мою логику не укладывается:
— от вполне рационально объяснимого: «женщин намного больше» (мы помним, что мужчины живут меньше почти во всех обществах потому, что Y-хромосома подвежена высокой скорости мутирования, что хорошо согласуется с общими механизмами отбора)
— до совершенно несовместимого с человеческим понятиями «мужчины brainless».
Т.е. это допущения такого рода, что мне уже очень сложно поверить, что описанное общество — человеческое.
Хотя если это локально — то первый вариант вполне неплохо подходит для игры в «освобождение мужчин из под жестокой женской тирании» :)
Это же серия Звездного пути — Ангел, где Райкера соблазняла правительница планеты))))
В этом смысле мне понравилась (увы я не оригинален) несколько примеров:
— два государства «матриархат» и «патриархат» — оставляют у себя «хороших» представителей своего доминантного пола и «плохих» рецесивного
— в результате «случайного» стечения обстоятельств к власти пришли женщины, — и начали воспитывать мужчин как «дрессированных спутников». Игра про попытку сокрушить бабо-теранию ;)
— простой «итсмэджик» или «такзавещанобогами», — в результате которого у женщин есть «ресурс» «священноеправо» и т.п.
Можно конечно придумать расу рептилий, чьи самки крупнее и сильнее самцов, а влияние беременности и ухода за потомством сведено к минимуму, но в таком обществе ничего принципиально не поменяется в сравнении с традиционным человеческим, кроме названий. Будет правящий пол, обладающий традиционно мужскими качествами, и подчиненный пол, обладающий традиционно женскими качествами. Просто первый будет называться «женщины», а второй «мужчины», а не наоборот как у людей.
Если нужно, чтобы представители обоих полов все еще напоминали человеческие варианты, то переменой физиологических параметров этого не добиться.
В «Саге о Форкоссиганах» говорится о маточных репликаторах — приборе, куда после зачатия помещается яйцеклетка, где и развивается все 9 месяцев. При необходимости, грубо говоря, можно производить медицинское оплодотворение прямо внутри. Дамы же были оснащены маточными имплантами, что бы не забеременить без желания (на самом деле разрешения) на то.
И как говорил на истфаке наш препод по антропологии: «настоящий матриархат закончился, когда мужчины осознали связь между сексом и деторождением.»
Нельзя продавить настолько кардинальные и настолько никому не нужные изменения.
Если у нас тут маточные репликаторы, мы и не такое можем делать.
Ну ок. Пжалста. Давайте прикинем что мы выращиваем только мужчин, с чутка подкрученным гормональным фоном (чтоб у нас небыло постоянного пиздореза и борьбы за иерархию). Сексуально удовлетворять друг друга они вполне способны. И будьте уверены — они будут, потому что им привьют это как норму. За счет маточных репликаторов, мы можем брать генетический материал вообще любых партнеров и вообще любые их клетки. Ученые недавно сказали что теоретически это возможно (до практики понятно — десятки лет исследований).
Что дальше? Какие революции?
У нас будет ситуация «Бесконечной войны», когда однополые отношения — это чистая норма, а разнополые — лютый изврат.
Просто для справки, сейчас ещё далеко не все деревни в какой-нибудь Индии имеют электричество.
В развитом обществе выращиваем вот таких вот «самцов», которые будут вполне довольны собой и друг другом. На женщин будут смотреть как на атавизм или искренне им сочувствовать. На третий мир будут смотреть как на говно.
Мужчин и женщин при желании можно оставить, только никто никого не сможет оплодотворить, потому что такое право надо заслужить или купить. Блокировку ставим всем детям при рождении. Если у тебя её нет — опа, у тебя проблемы с законом.
Да и чего вы за секс то зацепились. Будем тормозить половое развитие в возрасте 11-12 лет. А то гормональный бум, нестабильность, сексуальность. В топку вот это всё. Делаем общество, которое тащиться от общения и продуктивной деятельности.
Это всё равно что в 60-х рассуждать о ПК. Компьютеры мало того что большие, так ещё и безумно дорогие. Ну наконец, зачем домохозяйке компьютер?
Во первых людей было слишком много, чтобы позволить размножаться половым путем. Во вторых, они рождались в более позднем возрасте, что вроде как упрощало воспитание, обучение и включение во взрослую жизнь.
Как вариант, можем делать «Дивный новый мир», но не опускать никого в низшие касты, а просто задирать цену на высшие. Нечто похожее есть в «Роза и червь».
Не надо так делать.
За такое из будущего прилетает ангел и больно пиздит дубинкой, раз уж мы начали аниме вспоминать (Bokusatsu tenshi Dokuro-chan)
Вот прямо так автоматически?
Поехали дальше. Как известно — и это, в общем-то, хардкорно доказанный факт — даже в нашем насквозь феминизированном обществе родители всегда предпочитают сыновей дочерям. Причины достаточно тривиальны — с т.з. концепции «эгоистичного гена» сын, который потенциально может оставить сотни и тысячи потомков, by design предпочтительнее дочери, у которой их будет хорошо если десять. Правда, необходимо отметить, что такой гендерно-ассиметричный родительский фаворитизм все же не очень силен (вероятно, в силу того, что у людей с их предпочтением K-стратегии, влияние фактора потенциально большего числа потомков на шанс передачи родительских генов в будущее относительно невелико), но он объективно есть.
Допустим, что на сотню семей, заказывающие себе преимущественно дочерей, придется сто одна, заказывающая преимущественно сыновей. Тогда всего за 20 поколений соотношение полов сдвинется с 50/50 на 60/40 в пользу мужчин (реально даже немного быстрее, но не в этом суть). В норме — т.е. в ситуации, когда женщины нужны для размножения — такой перекос быстро выправился бы за счет того, что в силу перевеса мужчин женщины стали бы более ценными (в первую очередь в матримониальном плане, т.к. если мужчин больше, чем женщин, у женщины выше шансы получить себе предпочтительного мужа, а не того, который ей достался) членами общества, что поощрило бы родителей чаще заказывать девочек, и ситуация бы выправилась.
Здесь нужно сделать лирическое отступление. Все, что я выше сказал про «заказывание» детей определенного пола, не является умозрительной идеей, т.к. совершенно аналогичную ситуацию демонстрируют нам традиционные общества, практикующие инфантицид. Если в силу упомянутого фаворитизма родители чаще оставляют в живых сыновей, чем дочерей, то через короткое время перекос в соотношении полов делает более выгодным предпочтение дочерей, и наоборот (кстати сказать, такие циклические колебания соотношения полов реально фиксировались не то что этнографами, но даже и британскими колониальными властями в некоторых индийских кастах) — однако в нашем случае, когда, как вы помните, женщины для размножения не требуются, этот фактор работать не будет. Всего-то за сотню поколений доля женщин в популяции устремится к нулю (что, разумеется, не относится к маргинальным слоям общества или к технологически отсталым странам — но их скорее всего быстро станут рассматривать как некий варварский атавизм, наподобие того, как мы сейчас рассматриваем вынужденный каннибализм во время голода — «посмотрите, как фигово у этих дикарей с едой, раз они вынуждены жрать друг друга», т.е., пардон, «посмотрите, как фигово у этих дикарей с технологиями, раз они вынуждены сохранять женщин для размножения»). При этом та же сотня поколений объективно недостаточно для того, чтобы естественный отбор (который у нас уже сейчас радикально ослаблен, а в силу перехода к вышеописанному способу размножения ослабнет еще сильнее) успел скомпенсировать эффект родительского фаворитизма по отношению к сыновьям.
Осталось рассмотреть парочку возражений против моего тезис, а именно «возражение от секса» и «возражение от полового отбора». С первым, на мой взгляд, все и так очевидно. Из истории нам известно ни одно и ни два общества, в которых мужская гомосексуальность рассматривалась как норма и никого не парила (взять хоть античных греков для примера), и я крайне сомневаюсь, что та же самая ситуация естественным порядком не возникнет в обществе, где женщин существенно меньше, чем мужчин. Что же касается второго, то я могу привести массу примеров того, как технологическое развитие фактически отменяет значимые факторы естественного отбора (здесь можно вспомнить хоть массовые прививки от т.н. «детских» болезней, которые, снизив младенческую и детскую смертность, в значительной мере ослабили отбор на резистентность к инфекциям, включая слабовредные и оппортунистически) — и никого это нисколько не напрягает. Таким образом мы — или, точнее, участники прошлой дискуссии на Троллемире, т.к. сейчас я всего лишь процитировал их рассуждения — неизбежно приходим к выводу, что в случае изобретения искусственной матки женщины как таковые становятся тупо не нужны и достаточно быстро (разумеется, по эволюционным меркам) превращаются в исчезающий рудимент.
1) подспудно подразумевается, что гендерный фаворитизм наследуется, а это требует очень строгого доказательства в рассматриваемом случае
2) на «возражение от полового отбора» отвечают неприменимостью отбора естественного, кои суть разное
Во всяком случае, предполагая не-катастрофическое развитие, можно ожидать, что так делать не будут. А вот форсированный баланс полов — вполне могут ввести. И это ещё хорошо, если 1 к 1, а не 10 женщин на одного мужчину, как в Geneshaft. (по расчётам ихних учёных, именно столько надо, чтобы они чувствовали себя достаточно доминантными и не пытались устраивать революции)
аниме про ученых которые рассчитали, что оптимальный возраст зачатия = 16 (именно во столько надо отвлечь подростка от революций заботами о малыше) вы не смотрели, поэтому
2) Наши учёные уже рассчитали, что человек полностью вырастает где-то к 18 годам, когда у него заканчивает формироваться иммунная система. До этого момента — нежелательно.
3) Зато я читал фантастику «Марсианка Подкейн» (если я правильно помню название), где было нормально производить зачатие в возрасте оптимальном для зачатия, сдавать промежуточную форму человека в холодильник, и размораживать в оптимальном возрасте для выращивания детей.
Престо говорил про возраст зачатия. Очень хорошо, что вы читали фантастику, которая подтверждает мой (неявно сформулированный, признаю) тезис.
Во-вторых, я не против любых конструкций, включая «в 16 лет министерство размножения выдает тебе сына или дочку на руки и крутись как хочешь». Но тенденции к уменьшению числа детей и более поздним родам по мере технологического развития наблюдаются эмпирически, а вот какие эффекты даст маточный репликатор — вопрос сугубо умозрительный.
Был тезис о том, что изобретение маточного репликатора и возможности задавать пол ребенка при зачатии неизбежно приводит к исчезновению женщин, потому что родители предпочитают сыновей дочерям и их доля в популяции будет увеличиваться с каждым поколением.
У меня два контраргумента.
1) Мальчиков действительно предпочитают девочкам во многих обществах. Но поскольку маточных репликаторов в реальности не существует, то, как эта технология реально будет работать — вопрос открытый. В частности у той же Буджолд, с которой началось обсуждение, репликаторы дома — скорее исключение, а в норме существуют центра репродукции с банками репликаторов. Да и процесс оплодотворения перед помещением зародыша в репликатор происходит в специализированных заведениях.
Если размножение с помощью репликаторов находится не под полным контролем родителей, то вполне возможна ситуация, при которой на этот процесс будет влиять третья сторона. Например, автократичное государство может принуждать своих граждан поддерживать баланс полов, потому что общество с перекосом в пользу мужчин будет иметь повышенную агрессивность. Что опровергает тезис о неизбежности исчезновения женщин.
2) Даже если принять первоначальный тезис как верный, сам процесс будет очень долгим даже по словам автора тезиса. Сто поколений — это очень много. За это время в процесс могут вмешаться совершенно непредвиденные факторы. Что опять же ставит под сомнение неизбежность исчезновения женщин.
Ну а то, что в развитых странах женщины рожают позже, чем в неразвитых — это известный факт. И появление возможности заводить детей еще позже без ущерба для собственного здоровья и здоровья ребенка только усилит эту тенденцию, на мой взгляд.
Меня удивляет, что приходится объяснять это так подробно, а также то, что от меня требуют, чтобы контраргументы работали одновременно, а не каждый по отдельности.
Ваш первый контраргумент выглядит так:
А второй контраргумент выглядит так
Очевидно, что есть еще 2 варианта:
Когда сохраняется тенденция А и построения убедительны.
И когда неодолимая внешняя сила меняет естественную тенденцию Б и построения тоже убедительны.
Именно второй случай я вам описал в своем первом комментарии и меня удивляет, что приходится объяснять это так подробно
Либо придётся замораживать эмбрионы (или любую другую удобную стадию развития детей), либо государство должно само их выращивать, либо придётся ждать, пока у семьи заведутся деньги на выращивание детей. Потому что дети — это дорого.
Альтернативно — можно отменить пропаганду nuclear family, и вернуть обратно огромные семьи со многими поколениями под одной крышей, чтобы зачатие делали одни, а выращивали и содержали — более взрослые. Но проще замораживать.
Мне кажется или люди живут так, как им удобно исходя из условий жизни и экономической ситуации?
У нас не «Цивилизация» где можно просто пару галочек местами поменять)
У меня нет под рукой статистики по России, для меня это достаточно косвенный интерес.
А не пошли бы вы с такими законами.
1) За сам факт беременности мать не накажут (государство не накажет) вне зависимости от возраста
2) Если отец — ровесник матери, то ему тоже ничего не будет.
В голове самки павлина, к примеру, заведомо не прокручивается достаточно сложная логическая цепочка «о, у этого самца хвост пышнее, при этом длинный хвост мешает жить, и тот факт, что он с ним живёт, процветает и в целом здоров и силён — признак хорошей наследственности, птенцов стоит заводить от него». Просто потому, что самка павлина и слов-то таких не знает и абстрактными понятиями не оперирует. Это не мешает самкам павлина предпочитать самцов с более пышными хвостами, причём одна из причин, похоже, именно такая. При этом умей самка павлина говорить и понимать нас, на развёрнутую выше цепочку она бы, наверное, тоже только клюв раскрыла и спросила «Чего?».
(Речь, естественно не о причине в смысле причинно-следственной связи решений, а о том, почему подобные решения — неважно, почему принятые — закрепляются как положительный признак, и начинают повторяться).
Отличительной особенностью матриархата будет то что деторождение станет не просто дорогим, а очень дорогим потому что отнимает время и силы более «ценной» для общества и для пары особи. Соответственно это означает high-K репродуктивную стратегию, тоесть очень мало детей, но с большим количеством ресурсов что бы из каждого ребенка вытянуть максимум.
Это так же означает что общество будет максимально пытаться стоимость беременности компенсировать, т.е. не будет ситуации что бы мать-одиночка сидела с ребенком, так что будет высокое обобществление процесса выращивания и образования детей скорее всего, опять же в рамках К-стратегии. Особенно если мужчины настолько хуже женщин что неспособны даже сидеть с детьми.
Возможно даже в пределе с классовым разделением на инкубаторов (например захваченных рабынь у соседей, или по каким-то причинам деклассированных женщин) для того что бы компенсировать низкую рождаемость… но далдьше моя фантазия пасует.
6) Любой участник популяции может исполнять функцию деторождения. ИРЛ такое вроде у улиток. Будет общество без признака пола и дискриминации по оному признаку. Будет ли оно матриархальным — вопрос формулировки определения матриархата. Если кто найдёт такой пример в фантастике — скажу спасибо.
7) Деторождение осуществляет только один пол, но любая особь может сменить свой пол в процессе развития (по желанию или при осознанном воздействии на себя природных факторов). Вроде было в анимешке Simoun, но там пол выбирался при достижении совершеннолетия и не менялся.
Но в моем понимании общество без явного разделения по полу под определение «ма/па триархат» подходить не может.
Выше Ome Ocelotl уже высказала самый простой вариант — изолированное общество, изобилие ресурсов, отсутствие внешних врагов. Если женщинам еще выдать какую-нить магию целительскую там или провидческую — то совершено логично, что у руля будут находится матери-бабушки.
(В общем, меня не то чтобы очень сильно интересовал именно реализм — мне как сеттингостроителю важно, чтобы было интересно, а не чтобы соответствовало физиологии, социологии и прочему. Хотя знать, почему на самом деле «так не бывает», конечно, полезно — но мы же не будем во время игры по «Звёздным войнам» вскакивать и кричать: «Протестую! Объясните мне немедленно, как возможно перемещение быстрее скорости света
и распространение звука в вакууме!»?)Придется заморачиваться на расу с иной анатомией/физиологией. Например, какие-нибудь яйцекладущие ящероиды, где самка крупнее самца, она отклаывает яйца, самец остается при гнезде а самка добывает жратву для всех.
Обобщенно говоря, в ситуации наличия внешних врагов от них надо обороняться. А в ситуации недостатка ресурсов за них приходится конкурировать. Логично, что «главным» становится тот пол, который обладает бОльшими преимуществами в конкурентной борьбе и лучшей приспособленностью к войне.
Соответственно, тот пол, который в такой ситуации будет «подчиненным» будет фактически «женщинами по гендеру» вне зависимости от формы половых органов и деталей физиологии процесса размножения. И они же будут заботиться о детенышах — потому что это требует эмпатии, а эмпатичный воин = неэффективный воин.
Если нам нужен сеттинг, в котором обычная человеческая баба в бронелифчике считается нормой, а не где большая сильная самка прикрывает маленького слабенького самца, то придется очень и очень постараться. Большинство авторов матриархатов не старается, сочиняя какую-нибудь неубедительную чушь.
science.sciencemag.org/content/328/5984/1408
acomics.ru/~humon/409
acomics.ru/~humon/401
;)
Мой любимый эпизод — во 2-3 главах «Carson of Venus» (1938), третьего романа амторского цикла. Герои попадают в деревню Houtomai, где женщины охотятся, сражаются и устанавливают порядки, а мужчины сидят тише травы, занимаются домашней работой, хихикают, сплетничают, всячески украшаются, чтобы больше нравиться женщинам, ну и так далее. Обращение стереотипных ролей прописано очень метко, великолепная иллюстрация к перформативной теории гендера. Горячо рекомендую в допматериалы к курсу лекций Здравомысловой и Тёмкиной.
В то же году Мастер практически повторил это описание в 1-4 главах Land of Terror, шестого романа цикла про Пеллюсидар (вышел только в 1944). Тут он, правда, внезапно вспомнил, кто он такой и какой год на дворе, и чтобы не заподозрили в написании феминистского манифеста ;), до гротеска утрировал воинственность, импульсивность и грубость женщин деревни Oog, действительно низведя мужчин почти до племенного скота (не знаю, возможно авторы этого твоего Maidenheim'а (ну и название!) этим и вдохновлялись). Венчается всё это совершенно очаровательным пассажем:
Ну, и Тарзану случалось попадать в подобные места, как же без этого.
В остальном не хочу касаться этой дискуссии, даже имея латные рукавицы и десятифутовый шест.
бояринхолоп, и из всех частей Финалки играл только в седьмую и восьмую…Но, повторюсь, в центр повествования данный аспект никогда не ставился, если я всё верно помню.