Тактическая Hex-карта для GURPS


Оригинал: кота пришлось отгонять, очень уж хотел на них лечь. :3 Почему-то не загрузилось просто так, поэтому вот вам Google Drive.

Идея пришла на самом деле давно, ещё когда играли в Twilight Imperium (Сумерки Империи, кто играл, тот знает :3). Очень давно хотел сделать, ну вот и сделал. Характеристики: клетка по внутреннему кругу вышла чуть больше 1 дюйма (2,85 см); от одного угла до другого 3,25 см; 7 клеток от стороны к стороне (не от угла к углу); распечатано и вырезано на обычном листе бумаге не высокого качества в обычном копировальном центре, там же и заламинировано.

В сравнении с обычным матом минусы:
  • Разъезжаются на столе;
  • Скользят;
  • Из-за минусов выше нельзя применять линейку для определения реального расстояния (а также потому что они распечатаны на обычном принтере, а там обычно получаются меньше и из-за этого точный размер не определить);
  • Возможно незаметно на фотографии, но есть маленькие пластиковые продолжения от такого тайла с гексом, поэтому плотно друг к другу их не поставить, а только друга НА друга, но так как они скользят, они начинают разъезжаться;
Плюсы в сравнении с матом:
  • Можно раскладывать на стол разных «конфигураций» ничто не будет «висеть» (потому что будет падать);
  • Не страшно вдруг уничтожить перманентным маркером какой-нибудь из них (~41 руб. за один такой лист, в итоге на 9 листов я заплатил 370.50 руб. (возможно вы найдёте вариант лучше :3));
  • Не страшно, если вдруг слишком сильно будут заметны разводы от предыдущих стираемых маркеров, можно всегда сделать новых;
  • Можно брать только часть от всей карты и перерисовывать её устроившись поудобней, а не лезть к центру (отсюда же показывать расположение персонажей только на определённой части карты тем, кому лениво вставать с дивана и идти смотреть, поворачивать только части карты, если вдруг часть карты движется по каким-то своим законам игры (двигающиеся плиты и т.п.) и т.д. и т.п.);
  • Рисовать и выкладывать карту только там где это значимо и это будет занимать только некоторую часть стола, а не весь (особенно актуально если стол нестандартный);
  • Вы можете брать части карты и использовать их как для записей, чаршитов, пометок и т.д. и т.п.(натянутый плюс на самом деле, но как факт с матом такого не сделаешь, только если помечать на «своей» не занятой части, но если карта дойдёт туда на мате, то надо будет что-то делать с вашими записями, а тут вы их можете просто отложить);
  • Проще транспортировать, чем мат;
  • Проще «достать», чем мат (не надо нигде ничего заказывать, вы сами взяли PDF файл, который я закрепил тут, и пошли распечатали);
  • Плавающий размер (маты идут сразу же определённых размеров).
Пишите в комментариях, может выяснится ещё что-нибудь. Добавлю в список. :3

Какие магические слова нужно сказать, если вдруг вам сообщили, что тут надо делать плоттерную резку и холодное ламинирование?
Пожалуйста, распечатайте, вырежте, заламинируйте, снова обрежте, а потом повторно прогоните через валики, спасибо!

90 комментариев

avatar
Слово GURPS в заголовке лишнее. Хексокарта, она и в саваже хексокарта :)
avatar
Я не буду играть в саважи.: С
По умолчанию же квадратная там.: С
avatar
По умолчанию — не разлинованная. Квадратная по умолчанию — в ДнД.
avatar
По умолчанию — не разлинованная.
Но ведь страница ДА69?
Поэтому все измерения приведены в клетках, а не в
метрах или километрах в час.
А сами карты на стр. ДА151, 153, 155, 157, 165 как бы намекают, нет?
avatar
Не знаю кто и на что намекает, но правил вида «ход по диагонали стоит 1.5 хода в соседнюю клетку» там почему-то нет. И таки в клетках изменения приведены в русскоязычном издании. А в оригинале все-таки в дюймах. Под миниатюры.
avatar
А в оригинале все-таки в дюймах. Под миниатюры.
Хо-хо, и вправду две разные игры. Русская не такая как английская.
Тем не менее карты в конце также поделены на клетки, надо также отметить, что игра как бы намекает что 1 дюйм — это по-сути своей клетка, которую определяют в зависимости от эффектов и положения персонажа (как это делают в wargame'ах), если быстренько пробежаться по описаниям Сил как то Barrier, который опять же намекает на то, что если и используется в SaWo клетка, то она квадратная.
avatar
если и используется в SaWo клетка, то она квадратная

С этим никто и не спорит.
avatar
Слово GURPS в заголовке лишнее. Хексокарта, она и в саваже хексокарта :)
По умолчанию же квадратная там.: С
avatar
Снова здорово.

По умолчанию в SW карта без разметки. Потому что там предполагается двигать миниатюры с линейкой, как в варгеймах. В отличие от, например, ДнД, где есть вещи вроде 5-футогого шага и прочей поддержки бега под клеточкам.

Но для тех, кто хочет разлиновки, предполагается именно клетка, а не гексы.
avatar
По умолчанию в SW карта без разметки.
Это оно в оригинале так. В ДА по умолчанию квадраты.
avatar
Я не буду играть в саважи.: С

:P
avatar
:P
Шизофрения. Мы же говорили не об играть, а о том, что они не подходят для SaWo без напильника, так как предполагается, что «квадраты».: С
avatar
Справедливости ради скажу, что гексы подходят к SaWo без напильника.

Кстати, пользуясь случаем, спрошу. А в GURPS в базовых правилах боя есть у действующих лиц facing — важно ли направления взгляда? Или как в D&D — фигурка персонажа видит во все стороны.
avatar
базовых правилах боя есть у действующих лиц facing — важно ли направления взгляда?
Да. Если подключать Тактический бой из второй книги Базовых правил.
Но можно и без этого. :3
avatar
Спасибо за ответ.
avatar
Было бы за что. :3
avatar
В GURPS бой либо описательный, либо на тактической карте, разбитой на гексы.
На тактической карте фейсинг весьма важен, особенно когда хитрые враги пытаются окружить и ударить в спину.
avatar
Так ведь и клетки без напильника не подходят. Потому что правила по перемещению с клетками никак не сочетаются.

Кстати, что скрывается за фразой «говорили не об играть, а о том, что они не подходят» я не понимаю.
avatar
Потому что правила по перемещению с клетками никак не сочетаются.

Srsly?
avatar
Не больше чем с гексами.
avatar
Так ведь и клетки без напильника не подходят. Потому что правила по перемещению с клетками никак не сочетаются.
То есть ты хочешь сказать, что русская версия Savage Worlds — это перепиленная напильником игра?
Уточню, под русской версией я понимаю Дневник Авантюриста.
avatar
Я утверждаю, что изначально Savage Worlds менее формализирован по сравнению с тем же ДнД, особенно в той части, которая касается перемещений по тактической карте. И именно поэтому утверждение о том, что «в саваге клеточки» неточно.
avatar
поэтому утверждение о том, что «в саваге клеточки» неточно.
Но ведь в ДА клеточки. О_о
avatar
И это не единственное отличие русскоязычной адаптации от англоязычного оригинала. Различаются, например, списки сил и короткие приключения.

Тем не менее, ни в одном из вариантов не сказано, что использовать поле именно в клеточку необходимо или даже предпочтительно другим вариантам разлиновки. Говорится, что использовать поле лучше, чем не использовать его.

А поскольку в оригинальном топике шла речь о гексах, логично предположить, что фраза про савагу и квадраты подразумевает «а не гексы». Или я ошибаюсь, и смысл был другой?
avatar
И это не единственное отличие русскоязычной адаптации от англоязычного оригинала. Различаются, например, списки сил и короткие приключения.
Вот с этим:
Так ведь и клетки без напильника не подходят. Потому что правила по перемещению с клетками никак не сочетаются.
Говорят о том, что Дневник Авантюриста на самом деле не Savage Worlds?
avatar
Нет, это говорит, что

изначально Savage Worlds менее формализирован по сравнению с тем же ДнД, особенно в той части, которая касается перемещений по тактической карте
avatar
Как только заходит разговор о ДА, сразу же начинают вспоминать ДнД: быстрее, чем ДнД, менее формализовано, чем в ДнД, более отвратительная магия, чем в ДнД. Почему остальные системы не требуется сравнивать с ДнД, чтобы можно было о них говорить?
avatar
Могу сравнить с Кадваллоном, если так будет проще. Там тоже очень строгие правила по перемещению, и ходят строго по клеточкам.
avatar
Я вообще ни одной НРИ не могу вспомнить, которую не сравнивали бы с дындой в интернетах. Вплоть до Фиаско.
avatar
В Фиаско нет правил по грапплу и списков снаряги с ценами. Остальное — один в один как в D&D.
avatar
Списки снаряги есть, разве только без цен.
avatar
Но ведь весь ДА говорит об использовании клеток и все расстояния и значения даны в виде клеток.
Буквально в каждом абзаце (утрирую конечно, не в каждом) указывают игровое поле, которое следовало бы использовать, но в принципе как-то можно без него.
Использование транспорта также рассчитано для применения на игровом поле по клеточкам.

Это менее формализован чем D&D?
ДА = SaWo или нет?
avatar
которое следовало бы использовать, но в принципе как-то можно без него.
Можно, факт, для этого приводятся правила в базовой книге.
avatar
ДА = SaWo или нет?
Да, и если тебе, чтобы это понять, потребовалось, эээ, в районе 20 постов, то у меня для тебя плохие новости.
avatar
Да, и если тебе, чтобы это понять, потребовалось, эээ, в районе 20 постов, то у меня для тебя плохие новости.
Ну как тебе сказать. В одной книге пишут одно, в другой другое. И они вроде бы одно и тоже как тебе говорят.
Но оказывается, что нет. Но ты не знаешь, может быть оригинал старый, а перевод новый? Сомнения. Жесть ведь.
avatar
Если бы расстояния указывались в удавах, это значило бы, что без удавов играть нельзя?

Я повторяюсь. SW рекомендует использовать клеточки на тактической карте, но они не обязательны.

Кстати о транспорте. Среди шаблонов SW есть шаблон для поворота транспорта. По сути — угол в 135 градусов с нанесенной градуировкой. Есть предположения, зачем он нужен при игре с картой в клеточку?

Чтобы сравнить степень формализации, достаточно сравнить разделы про движение там и там. Хотя бы по объему.

Я предполагаю, что вопрос предполагается с подковыркой, поэтому уточню — что имеется ввиду? ДА — вполне локализация SW со всеми вытекающими.

При этом она в деталях отличается. В частности оригинальные дюймы называются клетками. Идею о том, что этот факт выливается в ДА =/= SW выдвинул не я.
avatar
В частности оригинальные дюймы называются клетками.
Как и фунты переконвертированы в килограммы. Делает ли это игру другой?
avatar
Кстати о транспорте. Среди шаблонов SW есть шаблон для поворота транспорта. По сути — угол в 135 градусов с нанесенной градуировкой. Есть предположения, зачем он нужен при игре с картой в клеточку?
Кстати, именно это меня и смутило, когда читал русские правила.
Нифига себе оказывается у нас адаптируют игры. Почему нельзя было оставить дюймы? Зачем такой конфуз в правилах? Сначала думаешь в клеточках, потом оказывается, что SaWo, то на самом деле про дюймы и всё вдруг встаёт на свои место нормально.

Читаешь и думаешь, что всё в клеточку как в D&D (ведь весь текст русской книги про клеточку), думаешь, ага, значит машина повернёт так. Ведь 1.5 по диагонали и т.п. и т.д.

А вот нет. Получается, что по логике описание будет так.

Потому что никаких клеточек-то изначально не предусматривается как правильно говорит Presto . И в оригинале всё в дюймах.

Ох, какой же лол, русской адаптации. Ещё раз убеждаюсь, что надо читать оригиналы.
avatar
Если вам нужно получить реальную дистанцию, то счи-тайте, что каждая клеткасоответствует 2 метрам .
68 страница. Это не единица поля игрового, а единица реального расстояния.
Не благодари.
avatar
68 страница. Это не единица поля игрового, а единица реального расстояния.
Не благодари.
То есть ты не видишь, что машина продвинулась в первом случае после поворота на 4 клетки (8 метров), а во втором правильно 5 клеток (10 метров)?
avatar
1 клетка соответствует 2 метрам.
avatar
1 клетка соответствует 2 метрам.
Да.
И в первом случае машина проезжает 4 клетки, во втором 5.
avatar
И что?
Первый случай — некорректен, т.к. противоречит правилам.
avatar
Первый случай — некорректен, т.к. противоречит правилам.
КАК? Мы же играем на игровом поле, мате с клетками по шаблону на конце страницы? Почему он некорректен?
Машина двигается одинаково, но по клеткам она проходит меньшее расстояние, чем изначально рассчитано. О_О

Или нам надо мат поворачивать каждый раз?
avatar
Потому что клетка — единица измерения. Длина её равна 2 метрам.
avatar
Потому что клетка — единица измерения. Длина её равна 2 метрам.
Но ведь мы используем игровое поле с клетками, как это сказано в правилах.
68 страница правил:
† Расстояние: предполагается, что вы используете игровое поле или специальный ландшафт и стандартные 28мм миниатюры. Именно поэтому дистанции перемещения и стрельбы даны в клетках. Если вам нужно получить реальную дистанцию, то считайте, что каждая клетка соответствует 2 метрам.
Вот и получается, что когда ты двигаешь машину как указано на правилах на мате получается именно второй вариант. Двигалась она правильно, всё отлично, но при подсчёте клеток, если мат не двигать вместе с машиной получается, что она двигалась на 1 клетку меньше.

Нам надо двигать мат вместе с машиной, чтобы сохранять точность подсчётов? О_о
avatar
предполагается, что вы используете игровое поле или специальный ландшафт
И где ты видишь, тут упоминание, что ландшафт или поле использует клетки?
avatar
И где ты видишь, тут упоминание, что ландшафт или поле использует клетки?
Ты, наверное, не заметил. Напомню. Я тему начинал эту с гексоганальных клеток.
Мне тут рассказали, что в SaWo они тоже используются. Оказалось, что нет. Я прочёл пару правил и понял, что под игровой мат они рассчитаны слабо, и Presto мне это сказал.

Я думаю, «штозанахер», как так? Ведь вся русская книга про клетки. А потом смотрю правила. И реально.
Вот яркий пример того как криво входит в клетки машина на игровом мате. Хотя вся книга про клетки и через раз говорят об игровом мате.
avatar
мате с клетками по шаблону на конце страницы?
Какой шаблон ты имеешь ввиду?
avatar
Какой шаблон ты имеешь ввиду?
>_>
Он представлен на картинке, а также есть в конце книги.
avatar
мате с клетками по шаблону на конце страницы?
А. Ну тогда и какие вопросы? На шаблоне поворота кол-во клеток отмечено.
avatar
А. Ну тогда и какие вопросы? На шаблоне поворота кол-во клеток отмечено.
Но когда ты убираешь шаблон и начинаешь считать клетки, вдруг, внезапно, оказывается, что пропадает 1 клетка при расчёте расстояния.
avatar
ты убираешь шаблон и начинаешь считать клетки
Э… Зачем?
Зачем ты игнорируешь утверждение о том, что клетки — это единица измерения расстояния?
avatar
Зачем ты игнорируешь утверждение о том, что клетки — это единица измерения расстояния?
НЕТ!
Я по ним считаю расстояние до машины! И получается, что она двигается медленнее, чем на самом деле в силу «диагонали в квадратных клетках».
avatar
Нет, ты игнорируешь приведённые правила. Это всё равно, что Pi до 4-ёх округлять, например.
avatar
Нет, ты игнорируешь приведённые правила. Это всё равно, что Pi до 4-ёх округлять, например.
Какие?
Я не хочу делать манёвр, поэтому машину буду двигать по шаблону, итак:
  • Я беру шаблон;
  • Двигаю машинку на мате;
  • Убираю шаблон;
  • Начинаю считать количество клеток от персонажа (П)

Вариант №1:

Мы не двигаем мат и оставляем машину как есть.

Вариант №2

Мы двигаем наш игровой мат вместе со всеми персонажами, террейнами и т.д. и т.п.


Где я ошибся, где я нарушил правила? Какой вариант неправильный?
Напомню, сначала ты говорил:
Первый случай — некорректен, т.к. противоречит правилам.
Как противоречит правилам первый вариант? Почему второй (кривой который) лучше и почему он правильный?
Нам надо каждый раз двигать игровой мат для определения правильного расстояния?
avatar
Но когда ты убираешь шаблон и начинаешь считать клетки, вдруг, внезапно, оказывается, что пропадает 1 клетка при расчёте расстояния.
А зачем ты их считаешь, нарушая правила?
avatar
А зачем ты их считаешь, нарушая правила?
А как правильно считать. Покажи на примере тут.
avatar
1 клетка соответствует 2 метрам.
А не 2м ярдам?
avatar
Один ярд — это примерно один метр (~0.92 примерно). В Дневнике в одной клетке — 2 метра.
avatar
Я не спорю, перевод ярдов в метры, фунты в килограммы — это хорошо сказывается на новичках. Но если мы тут собрались выяснять расстояния, то 1 дюйм (стандартная клетка или гекс) — равен 2 ярдам. Потому что в пересчёте на метр — это
4 клетки (7 с половиной метров), а во втором правильно 5 клеток (9 метров)
. К чему это я? Вы спорите о какой-то полной чухне и спор ведёт в пропасть абсолютного непонимания друг друга. Факт фактом — ДнДа играется на гексах, если убрать правила «первый шаг по диагонали 5 футов, второй 10 футов», SW играется на любом поле, ГУРПСа играется на любом поле, если банально упростить «угол обзора». Такой расклад всех устроит?
avatar
Вы спорите о какой-то полной чухне и спор ведёт в пропасть абсолютного непонимания друг друга.
Два чаю этому джентльмену.
avatar
>В ДА по умолчанию квадраты.

В ДА по-умолчанию два варианта игры — квадраты (с пояснением — двухъярдовые отрезки) и игра без миниатюр вообще. На выбор.

Кстати, в SWDE, по-моему, всё же квадраты, а не дюймы.

Один хрен, все кто в Showdown! врубились — играют с линейкой. Это если вообще играют с миньками.
avatar
*флегматично* «Какая разница между принципами и правилами»…
avatar
*флегматично* «Какая разница между принципами и правилами»…
Да, и вправду. Значения нет. Русские захавают и не такое.
avatar
Да, и вправду. Значения нет. Русские захавают и не такое.
Ты просто ненавидишь всё русское ©
avatar
Ты просто ненавидишь всё русское ©
Я не люблю когда так перекраивают игру, которая на самом деле не такая.
avatar
Я не люблю когда так перекраивают игру, которая на самом деле не такая.
Я не люблю, когда собеседник не может применить правило для игры, а потом удивляется, что оно не работает.
avatar
Ну ты мне расскажи для начала, что я неправильно применяю.:D
avatar
Ты просто ненавидишь всё русское ©
На самом деле я люблю русских. Я не люблю, когда вот так вот русских обманывают. Оригинальная игра изначально рассчитана на дюймы, зачем врать и ставить клетки, которые очень криво вписываются в SaWo, что сказал сам Presto. И он прав в том, что без напильника просто так написав «клекти»… в общем без комментариев.

Ещё больше бесит, что думают будто бы русские тупые и не разберутся с 1 дюймом на поле или как-то ещё. Что нужно срочно адаптировать это всё в клетки, так как они просто идиоты, не могут посчитать, померить и т.п.
avatar
В «Дневнике Авантюриста» нигде не сказано, что игровое поле размечено на клеточки. Слово «клетка», которое там используется, ообозначает двухметровый отрезок любого удобного игрокам масштаба.
avatar
26 стр. правил:
Обратите внимание на то, что величины указаны в клетках для удобства моделирования ситуации на игровом поле, каждая клетка которого соответствуют двум метрам в реальном мире.
стр. 5:
Традиционно клетка имеет сторону в один дюйм или 25мм.
Читаем это и наверное думаем об игровом поле в «клеточку» (а не гекс, для сравнения "игровое поле в гекс").
А потом, после всех этих размышлений открываем страницу 151, потом 153, 155, 157, 165. Смотрим на примеры карт в «клетку» в базовой книге «Дневник Авантюриста».

И это мы с тобой опускаем тот факт, что сама по себе Savage Worlds-то в дюймах, а о клетке там упоминается вскользь кое-как и даже не объясняется что делать с диагональным движением как в D&D, к примеру (кстати, в «Дневнике Авантюриста» тоже нет ничего связанного с диагональным движением, так как оригинальная система не предусматривала изначально клетки в целом).

Но давай мы с тобой опустим и этот факт, что из книги «Дневник Авантюриста» очевидно выходит, что «клетка» квадратная и её сторона 25 мм и это 2 метра в игре. Ты думаешь, что при использовании шаблона поворота для автомобиля на гексах будет всё гладко или на любых других видах «клетки»?
avatar
26 стр. правил:

А это Студия 101 такой подарок сделала своим покупателям для обратной совместимости с англоязычными продуктами.

Во всех книгах-сеттингах для SaWo поля размечены на клетки. Чтобы было понятно что происходит.

Более того, с этой же целью на странице 83 «Дневника Авантюриста» пример клеточного боя. Картинку, кстати, не ave.eail рисовал, а получил её от авторов игры.

Ты думаешь, что при использовании шаблона поворота для автомобиля на гексах будет всё гладко или на любых других видах «клетки»?

Меня раздражает, когда думают будто бы русские тупые и не разберутся с масштабированием дюймованной линейки на поле, размеченном на клеточки (как на, почти всех, боевых картах доступных в англоязычных изданиях) или как-то ещё. Что нужно срочно подстрочником переводить так, чтобы играть в это было невозможно, так как они просто идиоты, не могут пересчитать, прикинуть, договориться между собой, спросить у автора или переводчика и т.п.
avatar
Меня раздражает, когда думают будто бы русские тупые и не разберутся с масштабированием дюймованной линейки на поле, размеченном на клеточки (как на, почти всех, боевых картах доступных в англоязычных изданиях) или как-то ещё.
Тогда два вопроса.
Как исправить проблему исчезающей клетки и деформации машины из 8 метров (4 клетки) в 6 метров (3 клетки) при использовании шаблона поворота, даже если его масштабировать под квадратную клетку?

А почему не перевести игру для русских как в оригинале не в клетках, а в дюймах изначально? И не менять «дюймы» на «клетки»?
Зачем это было вообще сделано?

Ведь даже в оригинале на странице 5:
The rules are written for the table-top because that requires exact measurements and precise rules. That’s why all the weapon ranges and movement values are listed in inches (rather than yards or some other unit).
avatar
Как исправить проблему

Либо не считать её проблемой, и выбрать подходящий тебе и твоей игровой группе вариант.

Либо не играть в «Дневник Авантюриста».

Особенно с учётом того, что в оригинале ещё и ярды.

Зачем это было вообще сделано?

Цитирую себя:

А это Студия 101 такой подарок сделала своим покупателям для обратной совместимости с англоязычными продуктами.

Во всех книгах-сеттингах для SaWo поля размечены на клетки. Чтобы было понятно что происходит.

Ведь даже в оригинале на странице 5:/blockquote>

Сформулируй, пожалуйста, вопрос. И я постараюсь на него ответить.
avatar
Особенно с учётом того, что в оригинале ещё и ярды.
Если учесть, что ярд практически равен метру, то тут ясно. Вопросов нет. 1 дюйм на игровом столе = 2 ярдам в игре или 2 метрам. Это масштаб, чтобы примерно представлять себе поле и окружение.

Но что это за подарок такой, который рождает столько «кривотни»?
В оригинале на пятой странице написано:
The rules are written for the table-top because that requires exact measurements and precise rules. That’s why all the weapon ranges and movement values are listed in inches (rather than yards or some other unit).
То есть дизайн правил SaWo изначально по умолчанию предполагает использование точных измерений. Именно поэтому все расстояния даны в дюймах, а не в ярдах или каких-либо других единицах (как например, клетки).
avatar
Ok.
avatar
Я делал подобные для дынды. Самый большой недостаток — скользят. Надо какое-то нескользкое покрытие на стол.
avatar
Да, скользят безумно. Друг предложил двухсторонний скотч. Но, imho, вообще не вариант оставлять следы на столе. :D
avatar
Скорее резиновый коврик =)
avatar
Клеёнка!
avatar
Она ж скользить не меньше будет…
avatar
Хм, разве? Мне казалось, что к ней прилипает всё что угодно.
avatar
Разные клеёнки, видимо…
avatar
А если полоску резиновой нескользящей краски на них с изнанки нанести?
avatar
Ого, какая отличная идея. 1 плюса тут мало. :3
avatar
Ничего, я за тебя ещё один поставил.
avatar
Да, скользят безумно

Можно попробовать заказать одностороннее ламинирование.
avatar
У меня такого не делают, зато магазин для художников рядом. :3
avatar
Не знаю, что за технические детали тут обсуждаются, но спасибо за pdf-файлик. Мегаполезно. Буду пользоваться.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.