Tyrant’s Grasp, обзор, могила седьмая (теперь уже по-настоящему)



Кампания подходит к концу, отвлечения завершены, и герои наконец вернутся к борьбе против непосредственно Тар-Бафона.

Ну, когда-нибудь вернутся.

Повитухи смерти (Midwives to Death)

Пока персонажи были в отпуске на противоположном конце планеты, Тар-Бафон не прохлаждался. Лич уверенно забрал себе львиную долю Крайнестена, и рыцари заняты уже не столько военными действиями, сколько эвакуацией жителей в соседние страны.



Некромант уже не собирается останавливаться на завоевании одной страны, сейчас он хочет добиться еще большего. Он мечтает добраться до Звездного Камня в Абсаломе и через него достичь божественной силы, как это раньше сделал Ароден. Лич боится уничтожить Камень очередным взрывом ядерной бомбы, так что захватить Абсалом ему придется традиционно, огромной армией нежити. Которую он, как фокусник, достанет прямо из воздуха.

Еще во времена своего предыдущего правления Тар-Бафон приказал своему подручному личу Клрау устроить тайный военный склад на руинах старой дворфской крепости. Когда Шепчущий Тиран неожиданно для себя самого был посажен под домашний арест, Клрау пригласил каких нашел союзников и запечатал склад изнутри. Крепость (точнее, её подземную часть) теперь называется Fallowdeep, то вся эта нежить теперь лежит “под паром”, как пахотная земля. Через пару сотен лет рыцари построили новый замок на этих руинах, не подозревая о содержимом их погреба. Я потому так и буду называть весь замок — Погребок.

Выбравшись из своей темницы, Тар-Бафон поспешил откопать эту сокровищницу (не в последнюю очередь потому, что серьезную часть своей армии из Висельного Шпиля лич сам уничтожил, сражаясь с Аразни). Он взорвал еще одну ядерную бомбу над крепостью и открыл крышку этой банки.

За несколько веков обитатели Погребка успели перессориться и деградировать, Клрау вообще заработал личевский вариант старческого слабоумия. Яростный Тар-Бафон забрал почти половину солдат (даже в таком неполном наборе их было несколько тысяч) и заново активировал телепортационные круги, которые направил на Абсалом. Своему лейтенанту по имени Лиантари он приказал привести остальную нежить к покорности.

Я, правда, понятия не имею, как Тар-Бафон мог забрать половину солдат и при этом не навести необходимого порядка. Это даже на хай-фентези списать нельзя, это просто сюжетная дыра.

Лиантари, правда, сама была не полностью верна личу. Сама она дочь Ургатоа (Ургатоа это богиня нежити, а “дочь Ургатоа” — это угодная ей разновидность этой самой нежити), и её по очевидным причинам нервирует идея Тар-Бафона, считающего себя равного богам. Пока она намеренно саботирует подготовку бойцов в Погребке и задерживает Тирану его подкрепление.


Лиантари. Вот уж действительно девушка с косой

И вот сейчас РС входят на сцену.

Выездная кунсткамера

По сравнению с предыдущими частями “Повитухи смерти” очень просты. Героям нужно добраться до Погребка, для этого им нужно пройти верхние его уровни, для этого им нужно пробиться через окрестности замка. Теперь кроме хищных растений РС ждет еще высокоуровневая мутировавшая жижа и самая настоящая Дикая Охота. Которая, кстати, сюда не пришла извне, она замозародилась после взрыва ядерной бомбы. Допустим, хай-фентези всё-такие.


Дикая охота

Феи, кстати, на диво цивилизованные и с ними можно договориться об условиях охоты (в смысле охоты на самих героев). Забавная сцена, правда, она зиждется на предположении, что герои 16 уровня решат пешком пройтись до замка. Их, правда, предупредят, что предыдущие отправленные герои ушли телепортом и не вернулись, но на самом деле РС ничего от телепорта (и полета) не останавливает.



Несмотря на масштабы, первый уровень заселен скупо. Тут (не)живут призраки защитников этого замка (в том числе и золотого дракона) и несколько мощных ловушек.




На этом уровне засели союзные Тар-Бафону Tomb Giants (гробничные великаны?). Они личности довольно неприятные, но с ними (точнее, с их более разумными компаньонами) можно договориться. Оба уровня замка сильно облегчаются с навешанным Death Ward. Правда, было бы странно, если бы герои полезли в цитадель высокоуровневой нежити без этого заклинания.


Погребок. Можете заметить коридоры, которые уходят за край карты — они ведут в хранилища тысяч законсервированных солдат



Сам погребок довольно интересная вариация на классический данженкровл. Да, здесь обозначенные метками комнаты, где вечно сидят монстры, но тут есть несколько интересных твистов.

Главный — в Погребке есть несколько фракций. Сидящие на севере и юге генералы враждуют друг с другом и не отправятся в бой, пока кто-то (а в такие времена под “кто-то” сойдут и РС) не убьет их соперника. Клрау на востоке потерял всякий разум и просто атакует любого подошедшего слишком близко. Лейтенант самого Клрау более разумна и активна, но не может мобилизовать его войска, не отобрав у лича амулет контроля над нежитью. Лиантари охраняет телепортационные круги в D2 и благосклонно (поначалу) смотрит на устраивающих хаос РС. Тут даже есть дьявол, которому можно продать всех законсервированных солдат, главное — прикончить их генералов.

Тут даже есть Гильдаис. Помните того загипнотизированного Тар-Бафоном агента, который еще собрал для него все заряды ядерной бомбы? Сейчас он полностью свободен от контроля Тирана. Это не так уж неправдоподобно, у Тар-Бафона есть сейчас дела поважнее да инструменты поудобнее, просто очень уж резкий переход между послушной марионеткой и волевым бунтарем.


Правда, в нежить Гильдаис перешел явно со стилем

Он предпочитает следить за действиями РС и прикидывать, будут ли они хорошими союзниками против Тар-Бафона. Герои могут после завершения работы в Погребке взять его в союзники против лича.

И это множество фракций дает большое поле для социальной игры. “Хватка Тирана” до этого не требовала с персонажей маневрировать между политическими фракциями, но тут игроки могут наконец применить свои социальные навыки. Если они не окончательно заржавели за время кампании. Герои могут завершить свои цели, просто перебив ключевые фигуры, но и для этого им нужно разумно выбирать свои цели. Как первый генерал будет убит, весь остальной Погребок активизируется, даже Лиантари будет активно охотиться на героев.

Даже если РС уничтожат телепортационные круги, выжившие генералы пошлют сообщение Тар-Бафону. Тем самым встреча с персонажами произойдет сильно раньше ожидаемого… примерно на полчаса.

Скоростное строительство собственного склепа

По сравнению с Погребком битва за Абсалом обставлена очень просто, это всего лишь цепь из пяти энкаунтеров.

1. Колосс из неживой плоти
2. Отряд с осколком щита Арнисанта, прорывающийся к городу
3. Неживой Шай-Хулуд из негативной энергии

Где-то между 2 и 3 лич попробует дизентегрировать одного из РС издалека (Atk +35 touch; 60d6 × 150% plus 1d4 Con damage × 150%, Fortitude DC 29 partial). Для сравнения: это суммарно примерно 350 урона, у среднего бойца 18 уровня будет около 180 хитов и +17 к спасброску. Впечатляюще, хотя и на удивление не смертельно: на восемнадцатом уровне РС уже должны уметь заклинанием “желание” вернуть уничтоженного товарища к жизни. А если и не умеют, то у них будет большая проблема в схватке с Тираном.

4. Ручной дракон Тар-Бафона, которого он хранит в своем шлеме. Да, он может достать, как покемона из кармана, древнего черного дракона. Хай-фентези, забыли?
5. Ну и наконец Тар-Бафон с призванным демоном.



Сам Тар-Бафон… он CR 26 лич с поддерживающим его CR 19 демоном. РС придется принести на бой что-то совершенно нечестное, потому что статблок Тар-Бафона читается как некоторые билды с оптимизаторских форумов. АС 52, hp 392, Immune acid, channel energy from non-mythic sources, cold, electricity, undead trait, DR 15/Bludgeoning and magic, Spell Resistance 42, Aura of absolute terror (DC 39 Will save)… Если раньше я мог хотя бы примерно прикинуть, по зубам определенный энкаунтер персонажам или нет, здесь я откровенно пасую. Может быть, если герои накачивались опциями из Mythic Adventures, они победят его в первом раунде. Может быть, Тар-Бафон убьет героев на втором. Я не знаю. Я склоняюсь к последнему.

В качестве утешения для героев тут разве что то, что Тар-Бафона не надо целиком убивать. Когда его опустят до половины хитов (само по себе не такой уж легкий подвиг), Тиран психанет и снова активирует ядерную бомбу. На этот раз оболы в душах РС отразят энергию в артефакте обратно на лича, сделав его эпицентром нового взрыва.

Книга считает это победой. Я же напомню, что РС уничтожены целиком и полностью, рядом с Абсаломом возникла воронка от нового ядерного взрыва, Крайнестен захвачен армией нежити, лич всё еще может угрожать миру ядерной бомбой (разве что остальные осколки щита были уничтожены взрывом), а через 1d10 дней Тар-Бафон воскреснет рядом со своей филактерией.

Стоп.

У него же была всё это время филактерия.

Почему мы её не пытались уничтожить всё это время?

Итоги вскрытия

Если оценивать “Повитух смерти” как отдельный модуль… это 90% один большой данженкровл, а остальные 10% — слепленный в спешке сюжет про противостояние большому страшному личу. Причем если в начале “Повитухи” хотя бы предоставляли довольно интересные сцены, то последние пытаются сделать челлендж через одного сильного монстра — что в днд-подобных системах приводит к скуке.

Если же оценивать модуль как завершение одной большой кампании, то всё будет еще хуже. Даже в последней части, когда героям пора бы уже понемногу вредить Тар-Бафону лично, им остается лишь мелькать вдалеке от основных событий и слегка раздражать лича. И вместо заслуженной возможности уже дать главгаду в табло книга одновременно задирает его силу, но милосердно позволяет убить его (единственно возможным) способом.

А по кампании в целом… как я уже предоставил, кампания плохая. Она не просто ставит героев на рельсу, она ставит их на тупую, странную и совершенно ненужную рельсу. Игрокам не дают права выдохнуть и не позволяют выбрать способ решения проблемы другой, кроме как задуманный авторами. Что нам говорит принцип Сэга?

Если один и тот же участник игры придумывает и проблемы персонажа, и способы их преодоления, игра становится скучной.

Заметьте, героям не разрешают найти свой способ победы над Тар-Бафоном. Его можно остановить только гамбитом с оболами, точка.

И не забывайте про менее серьезные, но заметные проблемы кампании:
  • Однообразие противников
  • Отсутствие нормальной закупки
  • Весьма перекошенный баланс в последних частях
  • Дондун Дарадун у нас не бард, а волшебник
  • Ну и так далее

У меня есть теория, с чего же всё так получилось. “Хватка Тирана” это последний Adventure Path для первой редакции Pathfinder. Вскоре после “Хватки” вышли главные книги второй редакции, а вместе с ней — обновленная версия Голарион. Наверное, освобождение древнего лича может быть полезным для здоровья сеттинга, но ввести эти изменения (мы же ролевое издательство!) решили вот такой кампанией. Коротая, видно, была собрана из самодостаточных ваншотов, к которым спешно присобачили отсылки к Тар-Бафону.

Ну и все получили, что получили. Глупую, перегруженную кампанию, в которой всё настолько скучно, что мне оставалось лишь с облегчением вздыхать всякий раз, когда РС наконец отпускают с поводка и отправляют в честный данжен. Мне даже нечего написать по поводу улучшения, всё настолько безнадёжно.

Просто закопайте это обратно и забудьте.

Могила первая
Могила вторая
Могила третья
Могила четвертая
Могила пятая
Могила шестая
Могила седьмая

16 комментариев

avatar
Дурацкий вопрос: а если персонажи решат не воевать с армией нежити в тылу, а сразу пойти бить лича и спасать Абсалом?
avatar
Тогда игроки останутся с самой скучной частью модуля. ¯\_(ツ)_/¯

Но вообще, тогда недобитые генералы из погребка (вместе с отрядами расконсервированной нежити) добавятся к осаде Абсалома.
avatar
А. Просто мне у меня сложилось такое впечатление, что недобитые генералы заняты личными дрязгами и могут к осаде опоздать/не явиться.
Последний раз редактировалось
avatar
Лиантари там определенно задерживает подкрепления, но именно что задерживает. В определенный момент она прекращает возню и строит трех генералов как положено.
avatar
Кстати, а они хоть расписали, как именно в результате этого всего Аразни стала независимой от Геба и получилась вот как во второй редакции? А то это всё хорошо, но Геб-Геб не дремлет
avatar
«Хватка Тирана» после взрыва ядерной бомбы оставила Аразни мертвой и еë итоговую судьбу неопределенной.
Последний раз редактировалось
avatar
Ага, тоесть эти халявщики даже тут нормально не прописали!
avatar
Как насчет «Гнилой короны» на следующий обзор? Или «Strange Aeons”, чтобы посмотреть, как авторы справились с лавкрафтовщиной?
avatar
А можно пока не Курз оф Кримсон Трон? Мы его проходим уже третий год )
avatar
Это опасение строится на том, что я успею прочесть и написать обзор на кампанию быстрее, чем вы доиграете.

Если что, между написанием первой и седьмой части прошло четыре месяца.
avatar
Да, мы точно не доиграем, так как сборы едва ли два раза в месяц с перерывами по два. Но так нам осталась 2/3 шестой книги.
avatar
АС 52, hp 392, Immune acid, channel energy from non-mythic sources, cold, electricity, undead trait, DR 15/Bludgeoning and magic, Spell Resistance 42, Aura of absolute terror (DC 39 Will save)

Ну в принципе на определенном (достаточно высоком) уровне оптимизации партия из 5 персонажей имеет достаточно неплохие шансы вывести его в 0. Что к слову происходит в таком случае? То есть его выводят не в половину хитов а просто убивают?
avatar
Я не знаю. Модуль, я уверен, тоже.
avatar
Нужны комментарии пфотптимазаторов, теоретически если у чего-то есть статы, то это что-то можно убить. Но из того что я слышал концовка с гибелью партии канонична.
avatar
Да не нужно тут профоптимизаторов, для профоптимизаторов задачей было бы убить его атакой одного персонажа за один раунд.

А так навскидку просто несколько средне-высоко оптимизированных паладинов-лучников сносят его за раунд с вероятностью близкой к 90%.
avatar
Похоже Тар-Бафон вот этот парень. Не разбираюсь в оптимизаторстве на таких высоких уровнях, но вижу тут уязвимость к тачу, отсутствие резиста к огню и смешной CMD. Алкхимик, ганслингер, или там магус, потративший пул, будут попадать по нему с двойки. Билд на грязный трюк не даст ему делать стандарт экшены чтоб взорвать магбомбу. И это что я сходу могу придумать.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.