Влияние широко распространенной магии на средневековый фэнтэзи сеттинг на примере GURPS. Часть 2. Транспорт.
Повседневная жизнь и экономика.
Исходное название этой статьи — прямая отсылка к книге Gurps 4 Low-Tech Companion 3 — Daily Life and Economics (далее по тексту LT-3). Изначально, когда я задумывался об этом цикле статей, я собирался пройтись последовательно по главам этой книги и рассмотреть, что именно делает с ними магия в мире. Не вышло. Трижды переписав и пересчитав блок про выращивание еды с помощью школы растений, я понял, что нужно начать с другого.
Транспорт и связь.
В Basic Set TL4 назван эпохой паруса. После 1450х в корабельную моду вошел косой парус, значительно увеличивший скорость судов, позволяя им идти при боковом и даже при встречном ветре, используя галсы. Это значительно облегчило морскую торговлю, увеличив скорость доставки товаров. В мире с магией все эти ухищрения с формой парусов по большей части никому не нужны. Потому что есть заклинание Wind, доступное с Magery 0. Корабль легко помещается в центр круга, а Wind может двигаться вместе с объектом. В подавляющем большинстве случаев ветер у корабля будет идеальной силы и всегда попутный. Утихнут волны под Waves, а если маг очень опытен, то и течение с Current станет попутным. А Predict Weather предскажет шторм, когда все же лучше скрыться в бухте, и убережет от ошибки. Заклинание Find Direction требует Magery 1, но с запасом заменяет компас, обладая уникальной фичей — он может указывать на дом кастера! А с помощью карты, линейки и транспортира эти два направления: на дом и на север — могут с какой-то точностью указать местонахождение корабля в море. Артефакт компас стоит зачаровать 250 маны, что не горсть семечек, но так и корабль — это серьезное предприятие. Впрочем, это не так важно для речных перевозок, которых будет большинство.
В реальной истории все крупные города, выросшие на торговле, находились на берегах рек, потому что только по реке можно снабдить их продовольствием. Небольшая цитата (в переводе от гугло-транслейта) из LT-3, стр. 42:
В нашем магическом мире есть одна технология, которая роняет цену перевозки ниже, чем перевозки морским путем. Это зачарованный постоянный (читай энергонезависимый) Gate. Это когда собрался цвет нации – маги энчантеры-гейтисты (Magery 3+, IQ 13+), почесали свои седые бороды, и пробурили дыру в пространстве из точки А в точку Б. По RAW правилам Gate — это односторонний магический переход. Проход А -> Б есть, а наоборот Б -> А нет. Я почему-то долгое время был уверен, что гейт двухсторонний, ошибался. Ну да не страшно. А знаете, сколько зачарованный Гейт стоит? По RAW он стоит х100 от стоимости соответствующего Телепорта. Некоторые читатели, знакомые с Gurps Magic могут мне возразить, не х100 а х1000. Но эти люди, видимо, еще не читали официальную errata www.sjgames.com/errata/gurps/4e/magic.html, где про 85 страницу Magic четко написано: Create Gate clarification: To create a gate costs ×10 the normal cost of the spell, and to create a permanent gate costs ×100 the normal cost of the spell. Do not use both multipliers. Example: A 10-point teleport spell can be made into a gate for (10 × 10) 100 points; it can be made permanent for (10 × 100) 1,000 points. При такой стоимости гейты становятся весьма демократичны и доступны.
Допустим, некая группа товарищей, к примеру, торговый дом или крупное феодальное семейство хотят замутить серьезный бизнес — наладить торговлю между Москвой и Рио де Жанейро. Расстояние “по глобусу” 11,500 км или 7200 миль. Для целей телепортации расстояние можно бы измерять по хорде, а не по дуге, но нам не критично, т.к. по таблице из Magic стр. 147 стоимость телепорта будет та же. Телепорт на такое расстояние стоит 11 маны, и имеет -8 к навыку. Даже если у лидера круга зачарователей будет 20й навык, то за двух помощников навык снизится до 18, следовательно и Power артефакта тоже будет 18. Активация же врат на заданное расстояние будет происходить против 10, что уже не очень хорошо. Поэтому маги решают, что на точках приема будут использоваться Маяки (Beacon). Два однонаправленных гейта, размерами 2х2 метра (чтобы телега проезжала). Два Маяка радиусом 2 метра. Итого 4 стационарных артефакта. Стоимость Маяка 1000/метр при стационарном зачаровании, или 1500 за мобильный маячок. Переход на Маяк уменьшает вдвое штрафы и энергозатраты, округление вниз. Скастовать Гейт базовых размеров, ведущий из Рио на Маяк в Москве будет стоить всего 50 маны, соответственно зачаровать его будет стоит 500. Если хотим вдвое шире, 2х метровый, то 1000 маны. И артефакт будет активироваться с -4 вместо -8. Мы хотим, чтобы артефакт активировался даже с учетом штрафа против 16, с целью минимизации критпровалов, ведь это вредно для бизнеса. Тогда требуемый эффективный навык и соответственно результирующий Power артефакта будет 20. У мага с 20 навыком есть выбор: сделать все самому, за почти 3 года, точнее 1000 дней, без выходных и перерывов в работе (Magic стр.18), или взять N помощников, переплатить 20%/40%/60%/100% энергии (т.е. человеко-дней) за +1/+2/+3/+4 к навыку, а результирующие человеко-дни поделить на всех. Получаем 1000 дней работы одному, 1200/2=600 дней работы на двоих, 1400/3=466 дней работы на троих, или 1600/4=400 дней на четверых. Какой командой ему работать – это вопрос личного комфорта и денег, очень больших денег.
Я считаю оптимальным две команды по 4 человека на Маяки и 2 команды по 2 человека на Гейты. Через 600 дней будет запущена новая, доступная 24/7/365 линия торговли. Путешествие морем из Англии в Бразилию требовало 3 месяца в 19 веке. Из Англии в Индию через мыс Доброй Надежды занимало не менее шести месяцев. Из Англии в Австралию — год. Это время может быть сокращено до одного мига.
Каковы последствия для мира и сеттинга? Глобализация! Глобализация торговли, серьезное облегчение путешествий, смешение культур разных концов мира, почти мгновенная доставка информации и товаров из одного конца мира в другой. Да, строительство очередного Гейта это дорогой проект, может сопоставимый со строительством Суэцкого канала. Но и доходность от него будет на том же уровне! Тюки с товаром в мастерской погрузили на телеги, отвезли 30 км. до ближайшего крупного города, что заняло пару дней, оттуда первым Гейтом перейти в столицу, откуда можно Гейтом перейти в любой крупный город страны, или в столицу любого крупного государства. Пройдя таможню, но без единой перегрузки товара, телега с тюками из мастерской переместится на другой континент, и достигнет получателя. Да, “последнюю милю” возможно телега преодолеет еще за несколько дней, если получатель живет в провинции. А возможно роль “последней мили” будет выполнять морской или речной транспорт. Но факт в том, что если Гейт существует, то он примет на себя 99% грузопотока всех дальних перевозок.
Да, в отличии от Суэцкого канала, которых не может быть два, Гейтов ведущих из Москвы в Рио может быть несколько. К примеру принадлежащих конкурирующим экономическим/политическим группам. Это увеличивает момент конкуренции, и не дает образоваться естественной монополии, которую получила Англия в Суэце.
Гейт не обязательно зачаровывать, его можно открывать по правилам церемониальной магии, и держать несколько минут или даже часов за счет сил наблюдателей и/или бывалых. Нужно доставить груз туда, куда дед Макар телят не гонял? Ваш груз не пройдет даже самую коррумпированную таможню? Не хотите платить пошлину? Хотите перенести свою армию и сделать кому-то сюрприз? Откройте свой Гейт. Если вы достаточно круты для того чтобы иметь своего мага-гейтиста, ваши способности… Это просто другой уровень. Надо понимать что маг-гейтист это очень дорогой элитный специалист. Едва ли он согласится жить беднее чем на 3 статус. Возможности заработать у него есть всегда. В торговле или в войне.
Гейт затрагивает военное дело не только с точки зрения логистики, но и может быть использован напрямую как оружие. Откройте гейт из жерла вулкана, с берега лавового озера во вражеский замок, а потом с помощью Control Gate опустите точку входа врат на пару-тройку метров ниже. И лавовое озеро потечет к вашему неприятелю. Эффект будет как минимум такой vk.cc/cKsORL. Resist Fire за базовую стоимость не поможет от лавы, если что. Так что крутые герои привыкшие к неуязвимости к огню, но плохо знающие Тауматологию могут серьезно обгореть. Можно провернуть этот фокус и с водой — с обычным озером или рекой, тогда будет как в анекдоте “Тэмза, сэр!” (пост про английские анекдоты натолкнул мена на это).
Что будет если открыть Гейт с морской глубины? С большой глубины? Пренебрегаем трением воды и эффектами кавитации — у нас Гейт, а не труба. Тут не о что тереться, тут нечего разрушать. Конечно кавитация обязательно возникнет на больших разницах давления, и пузырьки будут ослаблять силу потока на какие-то проценты. На нашем уровне не так важно. Только разница давлений, и уравнение Бернулли.

Что мы получаем? При сечении Гейта 2х1 метр, массовый расход воды в тоннах будет равен удвоенной скорости потока. Забирая воду Гейтом с глубины 10 метров, мы получим 28 тонн воды в секунду, которые “струйкой” будут двигаться со скоростью 14 метров в секунду. 28 кубов это комната примерно 4х3х2,5 метра. И эта масса движется со скоростью 14 м/с т.е. 50 км/ч. Масса грузовика, скорость грузовика. А сзади еще 28 тонн, и еще, и еще… Ведь это струя. Вы видели поток воды при прорыве/открытии дамбы? Крымск в 2012 увидел, в сети полно видео. Это мощь. Еще при столкновении струи воды может произойти гидроудар, в точке контакта. И если мы направим струю на стену замка/донжона/гору гидроудар обязательно произойдет. Взяв воду с глубины 1000 метров можно получить чудовищные 6d6 x 72 урона. Но это меркнет перед крайним правым столбцом, с уроном от столкновения по BS стр. 430… мне на него страшно смотреть. Я не знаю, насколько надо уменьшить хитпоинты воде, чтобы перестать бояться этих чисел. С другой стороны, на каком основании их уменьшать? Вода якобы мягкая? Это на какой скорости она мягкая? У нас тут диапазон скоростей от 50 до 504 км/ч. Я сомневаюсь что столкновение с водой на такой скоростью будет мягким. Бросок Плавания не поможет. У нас ооочень быстрый поток, если сравнивать с реальными наводнениями и селями. Но можно посмотреть как стравливают воду с ГЭС, очень увлекательно. Весь этот чудовищный урон из правого столбика… словит замок. Можно пересчитать на 6d6 x N или 3d6 x M, как для взрывчатки.
Как можно открыть Гейт для забора воды с таких глубин? На самом деле не очень сложно. Раскачанная пати по 150-250 очков справится. Для начала нужен круг церемониальной магии, в котором лидер круга сначала скастует Hang Spell, Throw Spell, Delay или Reflex. Для того чтобы отложить активацию Гейта до нужного момента, а потом собственно Гейт. Ну не зачаровывать же Спеллстоун для такой мелочи? Достаточно двух заклинаний скастованных церемониально. Получив “подвешенный” Гейт, лидер круга должен приготовиться к погружению в воду. Форма Каменного Тела, Стального, Водная форма, или Тело Водорослей. Можно и просто Resist Pressure, но тогда под водой еще надо дышать как-то. Лучше всего если кто-то скажет на него Ethereal Body и Полет Сокола. Тогда спуск на 1000 метров много времени не займет. Ethereal Body хорош тем, что любую материальную форму открывшийся Гейт скорее всего затянет, и стукнет о замок в точке назначения.
Вы уже хотите лишить все выходящие из Гейта объекты кинетической энергии? Половинчатое решение. Если в некой точке пространства будет появляться ну скажем по 28 или 280 тонн неподвижной воды в секунду, то она очень быстро придет в движение. Струи не будет, но гражданские объекты вода смоет и так. На укрепленные же можно сбросить сверху. И не воду, а флешетту (стрелку) из стали, массой тонн 50, скажем с километра. Игловидная стрелка длинной 10-15 метров, и диаметром 0,3-0,6 метра, с заостренным носиком, менее 10 градусов. С оперением и стабилизаторами. С километра. Максимальная скорость для такого снаряда с коэффициентом лобового сопротивления порядка 0,1-0,2 может на бумаге достигать 1640 м/с. На практике будет 800-1200 м/с, это 2,5 — 3,5 Маха. Интересно, можно ли наложить на снаряд Grease для улучшения скольжения? А как Force Wall/Force Dome повлияют на обтекаемость снаряда? Resist Fire точно может уберечь нос снаряда от абляции. Или можно сделать снаряд целиком из вольфрама, с магией это возможно. Сила удара 25 Гигаджоулей. Это 6 тонн тротила (6d6 x 7), кратер 30 метров диаметром, ударная волна в радиусе 100-200 метров разрушит все здания. А если 100 тонн, и с 2х км? Получится 39 тонн в тротиловом эквиваленте (6d6 x 18). Те же 100 тонн с высоты 10 км — 94 тонны тротила (6d6 x 27), и 100 метровый кратер. Температура в эпицентре достигнет 5 000–10 000 °C, там грунт испарится. И сейсмический эффект в 3–4 балла, ощутимый за 10 км. Попасть сложно, но когда это кого останавливало! Приключенцы кинут еще десяток флешетт, придумают управление на снаряд, и т.д. И ведь глупо все запрещать и наказывать игроков за креативный подход, если игромеханика и логика мира это допускают. Хотите отобрать у персонажей физику — отбирайте мечи и луки, они ведь тоже физика. А это магия, ее не сбалансировать, только предвидеть и рассчитать. Магия может все. Ищите логичное объяснение внутри мира. К примеру добавьте себе в сеттинг Женевскую Конвенцию, согласно которой высотные бомбардировки запрещены, как кассетные боеприпасы в современности. Что нельзя резать горы водой под давлением, потому что 200 лет назад в Гейт затянуло Ктулху, и он он очень просил больше так не делать. Три разрушенных им города свидетели — Ктулху очень просил. И Император не одобряет. Вот гоблинов каких-нибудь, далеко в пампасах так можно бить. А в цивилизованных странах такое нельзя, и все тут. На мой взгляд это более верная позиция, чем запрещать игрокам и их персонажам сбрасывать на орочьих шаманов летающих розовых слонов. Кстати, игрокам тоже стоит ожидать от мира того же самого. Итог этим размышлениям может подвести одна старая поговорка, которая гласит: когда волшебнику надоедает искать у себя в тарелке толченое стекло, значит, ему надоела жизнь. © Т. Пратчетт Безумная Звезда.
Ладно, пусть лучше гейтисты мирной логистикой занимаются. Гейтом можно очень быстро перегрузить зерно из одного бункера в другой, за 100 км от первого. Если бункер имеет форму трапеции или конуса сужающегося к низу, то там можно разместить специальный затвор, и пространство для открытия Гейта. Затвор открыл — зерно посыпалось, и посыпалось оно в Гейт, а его выход в аналогичном бункере в крупном городе. За минуту гейтом 2х2 метра можно переместить 1000 тонн пшеницы от продавца (фермерского хозяйства) к покупателю (городу). Бункеры для хранения зерна лучше делать из нержавеющей стали, она и не ржавеет и довольно скользкая. Но о металлах мы в главе ниже поговорим. Пшеница, овес, рис, фасоль и бобы, кукуруза — прекрасно перемещаются в город насыпным методом. Картошка, тыква и морковь едут как баре каретами телегами.
С точки зрения логистики школы Гейта и Движения влияют на военное дело более чем основательно. Какая разница какой высоты ваши стены, если маги могут летать? Если к замку может прилететь дракон? Или отряд лучников/арбалетчиков зайдет на башню с зенита, со стороны солнца. Осадить город — в привычном нам смысле этого слова невозможно. Там никогда не закончится еда — её Гейтом привезут хоть из Китая. В любой момент туда перебросят военный отряд, в любой момент вражеский правитель оттуда сбежит передислоцируется, если у вашего героя нет Оков Войны (отсылка к HoMM 3, если кто не понял).
Заклинания Полета также оказывают влияние на повседневную жизнь общества. Это и основной “транспорт” военных магов на поле боя, и транспорт разного рода МЧС. Так же это доставка срочных грузов, посланий. А Ковер Самолет прекрасное такси для тех, у кого есть деньги. Различные вариации заклинаний полета ускорят “последнюю милю” доставки грузов, подвинув в “элитной” сфере привычных нам неторопливых лошадей и волов.
Касательно привычного транспорта. В LT-3 на стр. 42 есть явная ошибка касательно стоимости сухопутных перевозок. Там приведен пример того, что волы, которые тянут телегу должны съедать в день по 100 фунтов еды. И себестоимость перевозки 600 фунтов зерна на 30 миль в книге оценена в еще 600 фунтов зерна. Я уверен, что это ошибка. Во первых два вола, весом по 500 кг не смогут съесть 50 кг зерна, т.е. на 10% своего веса в день. Наоборот, волы были популярны именно потому, что кормили их отходами мукомольного, свекольного, виноградного и т.д. производств.
Сколько стоят зерно, сено и солома? Сено, согласно LT-3 стр. 15 стоит $0.25 за фунт. А зерно для лошади, видимо овес, стоит $1 за фунт. Подобные цены и их соотношение выглядит… неправдоподобно. Сена с одного акра (4000 кв метров) в год можно собрать в засушливой Италии 1200-1800 фунтов, а во “влажной” Англии 2500-4000 фунтов, и собрать это самый фунт сена это пару раз махнуть косой. А солома не стоит крестьянину ничего. Она — отход производства. Солома приобретает стоимость только если ее кому-то продать. Но она никому обычно не нужна, везти ее в город бессмысленно. Сено — т.е. скошенная трава — гораздо питательней соломы, ее в городе хотя бы купят. И пропорция цен скорее будет 1/10 от стоимости зерна за сено, и 1/20 за солому.
Есть прекрасная книга «HORSES, OXEN, AND TECHNOLOGICAL INNOVATION The Use of Draught Animals in English Farming from 1066 to 1500 by John Langdon» ее в PDF можно скачать вот здесь vk.cc/cKtHvt. На 184-185 странице есть несколько интересных фраз, касательно того что современник (Walter of Henley, о нем есть в wiki) крестьян 13 века цену сена и соломы вообще не учитывал в стоимости содержания лошадей и волов.
Ладно, если мы считаем среднемесячный доход крестьянина $375 в материальной форме, то солома которую он получает в результате своего труда входит в эту сумму. Допустим он везет на продажу зерно в город в 30 милях (48 км) от своей деревни. Да, про максимум 5 рабочих часов быку в день в LT-3 так же написана… странная вещь. Волы прекрасно работают и по 10 часов в день. Но в середине дня им нужно давать перерывы на отдых, 2-4 часа — vk.cc/cKtKre, что не всегда удобно. В вышеупомянутой книге “HORSES, OXEN…” на 189 странице есть такие слова:
Всего на 1-2 часа. Не настолько быки и волы быстро устают, не на столько. 4-5 часов движения, обеденный отдых, дневка, и еще 4-5 часов движения. Для волов можно представить такую табличку.

Ну т.е. довезти до города зерно на волах займет 2 дня туда и 2 дня обратно. По пропитанию волам: в день 3 фунта зерна, 40 фунтов сена и 20 фунтов соломы. Это займет 252 фунта в телеге из 1000-1200. Посчитаем по максимуму — четверть места. По деньгам выйдет $3+$4+$0.5=$7.5 в день, или $30 за рейс. Прибавим $60 — ЗП крестьянина, который на 4 дня выпал из хозяйства. Итого, 750 фунтов зерна, переместившись на 30 миль подорожают на $90. Это никак не на 100%. Даже если посчитать сено и солому по $0.25, расходы составят $60 (+$60 самому крестьянину). Все равно, $120 это не +100% стоимости. А вот наценка… наценка может быть любая.
Товары, однако, надо еще охранять. Особенно при перевозке на дальние расстояния. Это может увеличить цену товара еще на 10-20% за 100 км. Конечно все сильно зависит от региона и политической обстановки. Но возможно караван не имеет охраны вовсе, если купец купил страховой полис в серьезном заведении. И в случае ЧП он может просто “набрать” 911. Телепортом придут серьезные ребята, и объяснят всем что не так с идеей грабить караваны.
А помните прекрасную историю о том как США открыли для себя рынки Японии в 1854? «Дипломатия канонерок». Целая веха в мировой истории. Гейт прекрасно вписывается и дополняет возможности тех, кто желает заняться подобным расширением своего торгового влияния. Отряд магически усиленной пехоты может принудить к чему угодно, если их закинуть гейтом прямо во дворец правителя небольшого независимого государства. Уже не независимого.
Все маленькие спрятанные государства будут относительно быстро найдены, ведь телепорт и гейт облегчают эпоху великих географических открытий. В любой момент есть связь с домом, раненых можно отправить из экспедиции домой, и так-же получить подкрепление. Полет и Полет Сокола не дадут отсидеться в труднодоступных горах. Earth Vision поможет найти тех, кто прячется под землей. Никому не спрятаться от нашего дружелюбия! Нам нужен Мир! Желательно весь.
Отрицательная сторона повсеместного распространения гейтовой связи — эпидемии. Болезни будут разлетаться по миру моментально. Как в 21 веке, может даже быстрее. И карантин без остановки гейтового сообщения невозможен. Кидать Cure Disease на каждого гостя, на каждый груз — дорого и долго. Быстро и очень дорого — давать каждому прибывшему алхимическое зелье Health (Aesculapius) исцеляющее все болезни. Но это $750-$1200 за дозу, такое разве что при визите в королевский дворец будет оправдано. Более того, бактерии и вирусы могут пройти через гейт без носителя — воздушно капельным путем. Эпидемии это всегда сложно.
Мысль на обдумывание мастерам и пытливым игрокам. Что будет если переместить объект в/из которого открывается гейт с помощью Alter Terrain? Например в замке герцога есть гейт который ведет в его дом в королевской столице. Перемещаем этот дом в другое место с помощью Alter Terrain. Куда теперь открывается гейт? На пустырь который остался от поместья? Или в дом по новому адресу? Можно ли открыть Гейт с движущегося объекта? С корабля например? А НА движущийся корабль? На мобильный Маяк, установленный в каюте этого корабля. А можно ли зачаровать стационарный Гейт, между вот этим летающим замком и точкой на поверхности земли? А можно ли выполнить пару арок стационарного Гейта в виде двух металлических арок размером с дверной проем, являющихся также Маяками, которые можно кинуть в телеги и увезти? И установить в пунктах назначения, прикрутив винтиками к массивному основанию. После чего… Гейт активируется? Читерская вещь.
Исходное название этой статьи — прямая отсылка к книге Gurps 4 Low-Tech Companion 3 — Daily Life and Economics (далее по тексту LT-3). Изначально, когда я задумывался об этом цикле статей, я собирался пройтись последовательно по главам этой книги и рассмотреть, что именно делает с ними магия в мире. Не вышло. Трижды переписав и пересчитав блок про выращивание еды с помощью школы растений, я понял, что нужно начать с другого.
Транспорт и связь.
В Basic Set TL4 назван эпохой паруса. После 1450х в корабельную моду вошел косой парус, значительно увеличивший скорость судов, позволяя им идти при боковом и даже при встречном ветре, используя галсы. Это значительно облегчило морскую торговлю, увеличив скорость доставки товаров. В мире с магией все эти ухищрения с формой парусов по большей части никому не нужны. Потому что есть заклинание Wind, доступное с Magery 0. Корабль легко помещается в центр круга, а Wind может двигаться вместе с объектом. В подавляющем большинстве случаев ветер у корабля будет идеальной силы и всегда попутный. Утихнут волны под Waves, а если маг очень опытен, то и течение с Current станет попутным. А Predict Weather предскажет шторм, когда все же лучше скрыться в бухте, и убережет от ошибки. Заклинание Find Direction требует Magery 1, но с запасом заменяет компас, обладая уникальной фичей — он может указывать на дом кастера! А с помощью карты, линейки и транспортира эти два направления: на дом и на север — могут с какой-то точностью указать местонахождение корабля в море. Артефакт компас стоит зачаровать 250 маны, что не горсть семечек, но так и корабль — это серьезное предприятие. Впрочем, это не так важно для речных перевозок, которых будет большинство.
В реальной истории все крупные города, выросшие на торговле, находились на берегах рек, потому что только по реке можно снабдить их продовольствием. Небольшая цитата (в переводе от гугло-транслейта) из LT-3, стр. 42:
Как правило, перевозка товаров по суше обходится в пять раз дороже, чем перевозка по реке, которая обходится в пять раз дороже, чем доставка по морю. Это соотношение применялось от империй древнего мира до конца 18-го века, как раз перед изобретением железных дорог и пароходов. Из-за этого города, как правило, вырастают на реках и в гаванях, куда они могут привозить еду из более далеких мест. Огромные города могут импортировать еду из сотен миль; Афины питались зерном с северного берега Черного моря, а Рим — зерном из долины Нила.
В нашем магическом мире есть одна технология, которая роняет цену перевозки ниже, чем перевозки морским путем. Это зачарованный постоянный (читай энергонезависимый) Gate. Это когда собрался цвет нации – маги энчантеры-гейтисты (Magery 3+, IQ 13+), почесали свои седые бороды, и пробурили дыру в пространстве из точки А в точку Б. По RAW правилам Gate — это односторонний магический переход. Проход А -> Б есть, а наоборот Б -> А нет. Я почему-то долгое время был уверен, что гейт двухсторонний, ошибался. Ну да не страшно. А знаете, сколько зачарованный Гейт стоит? По RAW он стоит х100 от стоимости соответствующего Телепорта. Некоторые читатели, знакомые с Gurps Magic могут мне возразить, не х100 а х1000. Но эти люди, видимо, еще не читали официальную errata www.sjgames.com/errata/gurps/4e/magic.html, где про 85 страницу Magic четко написано: Create Gate clarification: To create a gate costs ×10 the normal cost of the spell, and to create a permanent gate costs ×100 the normal cost of the spell. Do not use both multipliers. Example: A 10-point teleport spell can be made into a gate for (10 × 10) 100 points; it can be made permanent for (10 × 100) 1,000 points. При такой стоимости гейты становятся весьма демократичны и доступны.
Допустим, некая группа товарищей, к примеру, торговый дом или крупное феодальное семейство хотят замутить серьезный бизнес — наладить торговлю между Москвой и Рио де Жанейро. Расстояние “по глобусу” 11,500 км или 7200 миль. Для целей телепортации расстояние можно бы измерять по хорде, а не по дуге, но нам не критично, т.к. по таблице из Magic стр. 147 стоимость телепорта будет та же. Телепорт на такое расстояние стоит 11 маны, и имеет -8 к навыку. Даже если у лидера круга зачарователей будет 20й навык, то за двух помощников навык снизится до 18, следовательно и Power артефакта тоже будет 18. Активация же врат на заданное расстояние будет происходить против 10, что уже не очень хорошо. Поэтому маги решают, что на точках приема будут использоваться Маяки (Beacon). Два однонаправленных гейта, размерами 2х2 метра (чтобы телега проезжала). Два Маяка радиусом 2 метра. Итого 4 стационарных артефакта. Стоимость Маяка 1000/метр при стационарном зачаровании, или 1500 за мобильный маячок. Переход на Маяк уменьшает вдвое штрафы и энергозатраты, округление вниз. Скастовать Гейт базовых размеров, ведущий из Рио на Маяк в Москве будет стоить всего 50 маны, соответственно зачаровать его будет стоит 500. Если хотим вдвое шире, 2х метровый, то 1000 маны. И артефакт будет активироваться с -4 вместо -8. Мы хотим, чтобы артефакт активировался даже с учетом штрафа против 16, с целью минимизации критпровалов, ведь это вредно для бизнеса. Тогда требуемый эффективный навык и соответственно результирующий Power артефакта будет 20. У мага с 20 навыком есть выбор: сделать все самому, за почти 3 года, точнее 1000 дней, без выходных и перерывов в работе (Magic стр.18), или взять N помощников, переплатить 20%/40%/60%/100% энергии (т.е. человеко-дней) за +1/+2/+3/+4 к навыку, а результирующие человеко-дни поделить на всех. Получаем 1000 дней работы одному, 1200/2=600 дней работы на двоих, 1400/3=466 дней работы на троих, или 1600/4=400 дней на четверых. Какой командой ему работать – это вопрос личного комфорта и денег, очень больших денег.
Я считаю оптимальным две команды по 4 человека на Маяки и 2 команды по 2 человека на Гейты. Через 600 дней будет запущена новая, доступная 24/7/365 линия торговли. Путешествие морем из Англии в Бразилию требовало 3 месяца в 19 веке. Из Англии в Индию через мыс Доброй Надежды занимало не менее шести месяцев. Из Англии в Австралию — год. Это время может быть сокращено до одного мига.
Каковы последствия для мира и сеттинга? Глобализация! Глобализация торговли, серьезное облегчение путешествий, смешение культур разных концов мира, почти мгновенная доставка информации и товаров из одного конца мира в другой. Да, строительство очередного Гейта это дорогой проект, может сопоставимый со строительством Суэцкого канала. Но и доходность от него будет на том же уровне! Тюки с товаром в мастерской погрузили на телеги, отвезли 30 км. до ближайшего крупного города, что заняло пару дней, оттуда первым Гейтом перейти в столицу, откуда можно Гейтом перейти в любой крупный город страны, или в столицу любого крупного государства. Пройдя таможню, но без единой перегрузки товара, телега с тюками из мастерской переместится на другой континент, и достигнет получателя. Да, “последнюю милю” возможно телега преодолеет еще за несколько дней, если получатель живет в провинции. А возможно роль “последней мили” будет выполнять морской или речной транспорт. Но факт в том, что если Гейт существует, то он примет на себя 99% грузопотока всех дальних перевозок.
Да, в отличии от Суэцкого канала, которых не может быть два, Гейтов ведущих из Москвы в Рио может быть несколько. К примеру принадлежащих конкурирующим экономическим/политическим группам. Это увеличивает момент конкуренции, и не дает образоваться естественной монополии, которую получила Англия в Суэце.
Гейт не обязательно зачаровывать, его можно открывать по правилам церемониальной магии, и держать несколько минут или даже часов за счет сил наблюдателей и/или бывалых. Нужно доставить груз туда, куда дед Макар телят не гонял? Ваш груз не пройдет даже самую коррумпированную таможню? Не хотите платить пошлину? Хотите перенести свою армию и сделать кому-то сюрприз? Откройте свой Гейт. Если вы достаточно круты для того чтобы иметь своего мага-гейтиста, ваши способности… Это просто другой уровень. Надо понимать что маг-гейтист это очень дорогой элитный специалист. Едва ли он согласится жить беднее чем на 3 статус. Возможности заработать у него есть всегда. В торговле или в войне.
Гейт затрагивает военное дело не только с точки зрения логистики, но и может быть использован напрямую как оружие. Откройте гейт из жерла вулкана, с берега лавового озера во вражеский замок, а потом с помощью Control Gate опустите точку входа врат на пару-тройку метров ниже. И лавовое озеро потечет к вашему неприятелю. Эффект будет как минимум такой vk.cc/cKsORL. Resist Fire за базовую стоимость не поможет от лавы, если что. Так что крутые герои привыкшие к неуязвимости к огню, но плохо знающие Тауматологию могут серьезно обгореть. Можно провернуть этот фокус и с водой — с обычным озером или рекой, тогда будет как в анекдоте “Тэмза, сэр!” (пост про английские анекдоты натолкнул мена на это).
Что будет если открыть Гейт с морской глубины? С большой глубины? Пренебрегаем трением воды и эффектами кавитации — у нас Гейт, а не труба. Тут не о что тереться, тут нечего разрушать. Конечно кавитация обязательно возникнет на больших разницах давления, и пузырьки будут ослаблять силу потока на какие-то проценты. На нашем уровне не так важно. Только разница давлений, и уравнение Бернулли.

Что мы получаем? При сечении Гейта 2х1 метр, массовый расход воды в тоннах будет равен удвоенной скорости потока. Забирая воду Гейтом с глубины 10 метров, мы получим 28 тонн воды в секунду, которые “струйкой” будут двигаться со скоростью 14 метров в секунду. 28 кубов это комната примерно 4х3х2,5 метра. И эта масса движется со скоростью 14 м/с т.е. 50 км/ч. Масса грузовика, скорость грузовика. А сзади еще 28 тонн, и еще, и еще… Ведь это струя. Вы видели поток воды при прорыве/открытии дамбы? Крымск в 2012 увидел, в сети полно видео. Это мощь. Еще при столкновении струи воды может произойти гидроудар, в точке контакта. И если мы направим струю на стену замка/донжона/гору гидроудар обязательно произойдет. Взяв воду с глубины 1000 метров можно получить чудовищные 6d6 x 72 урона. Но это меркнет перед крайним правым столбцом, с уроном от столкновения по BS стр. 430… мне на него страшно смотреть. Я не знаю, насколько надо уменьшить хитпоинты воде, чтобы перестать бояться этих чисел. С другой стороны, на каком основании их уменьшать? Вода якобы мягкая? Это на какой скорости она мягкая? У нас тут диапазон скоростей от 50 до 504 км/ч. Я сомневаюсь что столкновение с водой на такой скоростью будет мягким. Бросок Плавания не поможет. У нас ооочень быстрый поток, если сравнивать с реальными наводнениями и селями. Но можно посмотреть как стравливают воду с ГЭС, очень увлекательно. Весь этот чудовищный урон из правого столбика… словит замок. Можно пересчитать на 6d6 x N или 3d6 x M, как для взрывчатки.
Небольшая цитата из Вики: В Крымске наводнение причинило наибольший по масштабу ущерб и вызвало многочисленные человеческие жертвы. Расход воды в створе крымского гидропоста на пике паводка оценивается в 1500 м³/с при предыдущем максимуме 800 м³/с, наблюдавшемся во время наводнения 2002 года.Расход 1500 м³/с это гораздо больше, чем можем мы пропустить через Гейт 2*1 метр. Однако этого хватило, чтобы городу на 50 тыс человек стало нехорошо. Но у нас поток быстрее, а разрушаемый объект (замок) ближе. Но что мешает гейтисту открыть врата больше по площади? Расход воды вырастет вдвое, урон тоже. Можно ли таким образом уничтожить замок? Да, можно. И весьма быстро. Чтобы остановить максимальный поток из таблицы выше нужно 3-5 метров современного железобетона, с хорошей преднапряженной арматурой, и сверху еще 50 см стали. И лучше наклонные, под 45 градусов, и каналы для отведения воды. Вот такая стена выдержит подобное буйство стихий. Какое-то время выдержит.
Как можно открыть Гейт для забора воды с таких глубин? На самом деле не очень сложно. Раскачанная пати по 150-250 очков справится. Для начала нужен круг церемониальной магии, в котором лидер круга сначала скастует Hang Spell, Throw Spell, Delay или Reflex. Для того чтобы отложить активацию Гейта до нужного момента, а потом собственно Гейт. Ну не зачаровывать же Спеллстоун для такой мелочи? Достаточно двух заклинаний скастованных церемониально. Получив “подвешенный” Гейт, лидер круга должен приготовиться к погружению в воду. Форма Каменного Тела, Стального, Водная форма, или Тело Водорослей. Можно и просто Resist Pressure, но тогда под водой еще надо дышать как-то. Лучше всего если кто-то скажет на него Ethereal Body и Полет Сокола. Тогда спуск на 1000 метров много времени не займет. Ethereal Body хорош тем, что любую материальную форму открывшийся Гейт скорее всего затянет, и стукнет о замок в точке назначения.
Вы уже хотите лишить все выходящие из Гейта объекты кинетической энергии? Половинчатое решение. Если в некой точке пространства будет появляться ну скажем по 28 или 280 тонн неподвижной воды в секунду, то она очень быстро придет в движение. Струи не будет, но гражданские объекты вода смоет и так. На укрепленные же можно сбросить сверху. И не воду, а флешетту (стрелку) из стали, массой тонн 50, скажем с километра. Игловидная стрелка длинной 10-15 метров, и диаметром 0,3-0,6 метра, с заостренным носиком, менее 10 градусов. С оперением и стабилизаторами. С километра. Максимальная скорость для такого снаряда с коэффициентом лобового сопротивления порядка 0,1-0,2 может на бумаге достигать 1640 м/с. На практике будет 800-1200 м/с, это 2,5 — 3,5 Маха. Интересно, можно ли наложить на снаряд Grease для улучшения скольжения? А как Force Wall/Force Dome повлияют на обтекаемость снаряда? Resist Fire точно может уберечь нос снаряда от абляции. Или можно сделать снаряд целиком из вольфрама, с магией это возможно. Сила удара 25 Гигаджоулей. Это 6 тонн тротила (6d6 x 7), кратер 30 метров диаметром, ударная волна в радиусе 100-200 метров разрушит все здания. А если 100 тонн, и с 2х км? Получится 39 тонн в тротиловом эквиваленте (6d6 x 18). Те же 100 тонн с высоты 10 км — 94 тонны тротила (6d6 x 27), и 100 метровый кратер. Температура в эпицентре достигнет 5 000–10 000 °C, там грунт испарится. И сейсмический эффект в 3–4 балла, ощутимый за 10 км. Попасть сложно, но когда это кого останавливало! Приключенцы кинут еще десяток флешетт, придумают управление на снаряд, и т.д. И ведь глупо все запрещать и наказывать игроков за креативный подход, если игромеханика и логика мира это допускают. Хотите отобрать у персонажей физику — отбирайте мечи и луки, они ведь тоже физика. А это магия, ее не сбалансировать, только предвидеть и рассчитать. Магия может все. Ищите логичное объяснение внутри мира. К примеру добавьте себе в сеттинг Женевскую Конвенцию, согласно которой высотные бомбардировки запрещены, как кассетные боеприпасы в современности. Что нельзя резать горы водой под давлением, потому что 200 лет назад в Гейт затянуло Ктулху, и он он очень просил больше так не делать. Три разрушенных им города свидетели — Ктулху очень просил. И Император не одобряет. Вот гоблинов каких-нибудь, далеко в пампасах так можно бить. А в цивилизованных странах такое нельзя, и все тут. На мой взгляд это более верная позиция, чем запрещать игрокам и их персонажам сбрасывать на орочьих шаманов летающих розовых слонов. Кстати, игрокам тоже стоит ожидать от мира того же самого. Итог этим размышлениям может подвести одна старая поговорка, которая гласит: когда волшебнику надоедает искать у себя в тарелке толченое стекло, значит, ему надоела жизнь. © Т. Пратчетт Безумная Звезда.
Ладно, пусть лучше гейтисты мирной логистикой занимаются. Гейтом можно очень быстро перегрузить зерно из одного бункера в другой, за 100 км от первого. Если бункер имеет форму трапеции или конуса сужающегося к низу, то там можно разместить специальный затвор, и пространство для открытия Гейта. Затвор открыл — зерно посыпалось, и посыпалось оно в Гейт, а его выход в аналогичном бункере в крупном городе. За минуту гейтом 2х2 метра можно переместить 1000 тонн пшеницы от продавца (фермерского хозяйства) к покупателю (городу). Бункеры для хранения зерна лучше делать из нержавеющей стали, она и не ржавеет и довольно скользкая. Но о металлах мы в главе ниже поговорим. Пшеница, овес, рис, фасоль и бобы, кукуруза — прекрасно перемещаются в город насыпным методом. Картошка, тыква и морковь едут как баре каретами телегами.
С точки зрения логистики школы Гейта и Движения влияют на военное дело более чем основательно. Какая разница какой высоты ваши стены, если маги могут летать? Если к замку может прилететь дракон? Или отряд лучников/арбалетчиков зайдет на башню с зенита, со стороны солнца. Осадить город — в привычном нам смысле этого слова невозможно. Там никогда не закончится еда — её Гейтом привезут хоть из Китая. В любой момент туда перебросят военный отряд, в любой момент вражеский правитель оттуда сбежит передислоцируется, если у вашего героя нет Оков Войны (отсылка к HoMM 3, если кто не понял).
Заклинания Полета также оказывают влияние на повседневную жизнь общества. Это и основной “транспорт” военных магов на поле боя, и транспорт разного рода МЧС. Так же это доставка срочных грузов, посланий. А Ковер Самолет прекрасное такси для тех, у кого есть деньги. Различные вариации заклинаний полета ускорят “последнюю милю” доставки грузов, подвинув в “элитной” сфере привычных нам неторопливых лошадей и волов.
Касательно привычного транспорта. В LT-3 на стр. 42 есть явная ошибка касательно стоимости сухопутных перевозок. Там приведен пример того, что волы, которые тянут телегу должны съедать в день по 100 фунтов еды. И себестоимость перевозки 600 фунтов зерна на 30 миль в книге оценена в еще 600 фунтов зерна. Я уверен, что это ошибка. Во первых два вола, весом по 500 кг не смогут съесть 50 кг зерна, т.е. на 10% своего веса в день. Наоборот, волы были популярны именно потому, что кормили их отходами мукомольного, свекольного, виноградного и т.д. производств.
Немного чисел из Флоренции 15 века (спрашивал у Deepseek):
Основной рацион волов при перевозках (по Catasto (налоговые записи) и другим флорентийским документам):
1) Сено (fieno) – основной корм (15–20 фунтов на вола в день).
2) Солома (paglia) – добавлялась как подстилка и малокалорийный корм (5–10 фунтов).
* Упоминается в описях имущества крестьян («2 вола и запас сена на 3 дня»).
* Встречается в расходах торговцев на перевозку товаров.
3) Зерно (редко) – овёс или ячмень (2–3 фунта в день на пару волов) давали только для:
* Дальних перевозок (более 30 км).
* Тяжелых грузов (например, строительного камня).
Пример из записей Catasto (около 1429 г.): «Giovanni di Pietro, carradore, имеет 2 волов и на месяц пути держит: 30 стайо сена и 2 стайо ячменя» (1 стайо ≈ 47 кг → ~1410 кг сена и 94 кг ячменя на месяц).
Сколько стоят зерно, сено и солома? Сено, согласно LT-3 стр. 15 стоит $0.25 за фунт. А зерно для лошади, видимо овес, стоит $1 за фунт. Подобные цены и их соотношение выглядит… неправдоподобно. Сена с одного акра (4000 кв метров) в год можно собрать в засушливой Италии 1200-1800 фунтов, а во “влажной” Англии 2500-4000 фунтов, и собрать это самый фунт сена это пару раз махнуть косой. А солома не стоит крестьянину ничего. Она — отход производства. Солома приобретает стоимость только если ее кому-то продать. Но она никому обычно не нужна, везти ее в город бессмысленно. Сено — т.е. скошенная трава — гораздо питательней соломы, ее в городе хотя бы купят. И пропорция цен скорее будет 1/10 от стоимости зерна за сено, и 1/20 за солому.
Есть прекрасная книга «HORSES, OXEN, AND TECHNOLOGICAL INNOVATION The Use of Draught Animals in English Farming from 1066 to 1500 by John Langdon» ее в PDF можно скачать вот здесь vk.cc/cKtHvt. На 184-185 странице есть несколько интересных фраз, касательно того что современник (Walter of Henley, о нем есть в wiki) крестьян 13 века цену сена и соломы вообще не учитывал в стоимости содержания лошадей и волов.
Я уже высказывал предположения в другом месте, что из-за транспортных расходов рынок сена и соломы был настолько слаб, что среди поместных чиновников была тенденция считать их фактически не имеющими никакой ценности и подходящими в качестве «бесплатного» источника пищи для тягловых животных. Это, конечно, удобно игнорировало стоимость заготовки сена и сбора соломы, но даже здесь большая часть этого могла быть выполнена трудовыми службами, особенно в тринадцатом веке, и, следовательно, не было бы прямым истощением денежных резервов поместья.
Ладно, если мы считаем среднемесячный доход крестьянина $375 в материальной форме, то солома которую он получает в результате своего труда входит в эту сумму. Допустим он везет на продажу зерно в город в 30 милях (48 км) от своей деревни. Да, про максимум 5 рабочих часов быку в день в LT-3 так же написана… странная вещь. Волы прекрасно работают и по 10 часов в день. Но в середине дня им нужно давать перерывы на отдых, 2-4 часа — vk.cc/cKtKre, что не всегда удобно. В вышеупомянутой книге “HORSES, OXEN…” на 189 странице есть такие слова:
Лошадь более вынослива, чем бык, и может работать на один-два часа в день дольше.
Всего на 1-2 часа. Не настолько быки и волы быстро устают, не на столько. 4-5 часов движения, обеденный отдых, дневка, и еще 4-5 часов движения. Для волов можно представить такую табличку.

Документы флорентийских торговцев (Archivio di Stato di Firenze): «Перевозка шерсти из Сан-Джиминьяно во Флоренцию (45 км) занимает 2 дня с ночёвкой в Поджибонси» (1432 г., Fondo Datini). Записи монастырей (Badia Fiorentina): «Доставка вина из Кьянти: 18 миль (27 км) за 1.5 дня» (1415 г.).
Ну т.е. довезти до города зерно на волах займет 2 дня туда и 2 дня обратно. По пропитанию волам: в день 3 фунта зерна, 40 фунтов сена и 20 фунтов соломы. Это займет 252 фунта в телеге из 1000-1200. Посчитаем по максимуму — четверть места. По деньгам выйдет $3+$4+$0.5=$7.5 в день, или $30 за рейс. Прибавим $60 — ЗП крестьянина, который на 4 дня выпал из хозяйства. Итого, 750 фунтов зерна, переместившись на 30 миль подорожают на $90. Это никак не на 100%. Даже если посчитать сено и солому по $0.25, расходы составят $60 (+$60 самому крестьянину). Все равно, $120 это не +100% стоимости. А вот наценка… наценка может быть любая.
Товары, однако, надо еще охранять. Особенно при перевозке на дальние расстояния. Это может увеличить цену товара еще на 10-20% за 100 км. Конечно все сильно зависит от региона и политической обстановки. Но возможно караван не имеет охраны вовсе, если купец купил страховой полис в серьезном заведении. И в случае ЧП он может просто “набрать” 911. Телепортом придут серьезные ребята, и объяснят всем что не так с идеей грабить караваны.
А помните прекрасную историю о том как США открыли для себя рынки Японии в 1854? «Дипломатия канонерок». Целая веха в мировой истории. Гейт прекрасно вписывается и дополняет возможности тех, кто желает заняться подобным расширением своего торгового влияния. Отряд магически усиленной пехоты может принудить к чему угодно, если их закинуть гейтом прямо во дворец правителя небольшого независимого государства. Уже не независимого.
Все маленькие спрятанные государства будут относительно быстро найдены, ведь телепорт и гейт облегчают эпоху великих географических открытий. В любой момент есть связь с домом, раненых можно отправить из экспедиции домой, и так-же получить подкрепление. Полет и Полет Сокола не дадут отсидеться в труднодоступных горах. Earth Vision поможет найти тех, кто прячется под землей. Никому не спрятаться от нашего дружелюбия! Нам нужен Мир! Желательно весь.
Отрицательная сторона повсеместного распространения гейтовой связи — эпидемии. Болезни будут разлетаться по миру моментально. Как в 21 веке, может даже быстрее. И карантин без остановки гейтового сообщения невозможен. Кидать Cure Disease на каждого гостя, на каждый груз — дорого и долго. Быстро и очень дорого — давать каждому прибывшему алхимическое зелье Health (Aesculapius) исцеляющее все болезни. Но это $750-$1200 за дозу, такое разве что при визите в королевский дворец будет оправдано. Более того, бактерии и вирусы могут пройти через гейт без носителя — воздушно капельным путем. Эпидемии это всегда сложно.
Мысль на обдумывание мастерам и пытливым игрокам. Что будет если переместить объект в/из которого открывается гейт с помощью Alter Terrain? Например в замке герцога есть гейт который ведет в его дом в королевской столице. Перемещаем этот дом в другое место с помощью Alter Terrain. Куда теперь открывается гейт? На пустырь который остался от поместья? Или в дом по новому адресу? Можно ли открыть Гейт с движущегося объекта? С корабля например? А НА движущийся корабль? На мобильный Маяк, установленный в каюте этого корабля. А можно ли зачаровать стационарный Гейт, между вот этим летающим замком и точкой на поверхности земли? А можно ли выполнить пару арок стационарного Гейта в виде двух металлических арок размером с дверной проем, являющихся также Маяками, которые можно кинуть в телеги и увезти? И установить в пунктах назначения, прикрутив винтиками к массивному основанию. После чего… Гейт активируется? Читерская вещь.
19 комментариев
Не очень, правда, понял, как себестоимость воло-километра связана с основной темой ))
А от чего оттолкнуться то? Ну вот он тонна/километр у волов. А от речных и морских перевозок можно представить потолок цен на Гейт. Хотя на самом деле цены будут сильно ниже, из-за конкуренции. И тут мы дойдем до величин «А сколько стоит магия?», до которой я доберусь в одной из следующих глав.
Скажем, король желает прекратить гейт-торговлю с неким удалённым государством, чтобы поддержать своих мастеров и снизить зависимость от импортной продукции. Что он может сделать для этого?
Скорее вещь, которая поменяет мир куда сильнее карманных огненных шаров у каждого сотого.
Зачарованный гейт — тут сложнее. Единственный валидный вариант — Control Gate, но т.к. основная часть гейта на удаленной стороне, то враги гейт могут сразу открыть назад. В точке приема ничего нет вообще. Но если это стационарная точка — можно притащить туда кусок камня размером с 2х этажный дом, и пусть внутри камня гейт свой открывают, если им так хочется.
Запрет. Есть Teleport Shield, но он не запрещает телепортацию в зону, а всего лишь дает штраф. От -5, -10, -15 за 1/3, 2/3 или 1 маны на ярд радиуса. Ну т.е. круг радиусом 30 метром со штрафом -5 можно накрыть за 10 маны, а 100 метровый дворец с -15 штрафом потребует 300 маны. Этот объем маны еще реально натянуть собрав крупную группу магов с помощниками. Но защитить таким образом город или страну — невозможно. Так что закрыть Англию от аппарации как во вселенной Гарри Поттера не получится. Да, и длиться такая защита будет всего час. Зачаровать перманентно х150. Кусается.
Такая защита позволяет прикрывать ставку отдельные зоны во дворце короля или герцога, перманентно защитить от вторжения телепортом/гейтом сокровищницу короля и банк гномов, и ставку командующего в поле. Но не страну от контрабанды.
Найти гейт. Есть Seek Gate, но если гейт закрыт, то искать его мягко скажем сложнее. Стационарно зачарованный, но закрытый найти возможно. Временный — это вопрос к гадалкам.
Как и много где меч тут значительно сильнее щита.
Это, кажется, не относится к удобству транспорта, это относится к противостоянию брони и снаряда телепорта (и наблюдения). У нас в типовом фентези, скажем, есть образ «затерянного города» или там «скрытого места». Всяких эльфийских поселений в лесу, которые никто не может найти просто так, дворцов в пустыне, которые открываются только умирающим от жажды и растворяются миражами для недостойных и так далее.
Если у нас территории защищены только чистым положением — то у нас условную Японию найдут и «распечатают» (но если у нас мир разбит на изолированные зоны, с какими-то непроходимыми участками, то надо как минимум сперва создать теорию что за Великим Западным Океаном или там зоной тьмы с ужасными монстрами что-то есть — и угадать с шириной). А вот если у нас есть места, по каким-то природно-магическим условиям так просто ненаходимые, как я привёл выше, то вполне возможно что их не найдут и не смогут поставить в них гейт, нет?
В стартовых условиях, как я понимаю, стояло «условное средневековье, но с магией», но если брать верования и образы средневековья, то там будут и плавающие острова, и, скажем, дворцы на облаках (которые, видимо, смещаются вместе с облаками), и куча других моментов, которые несколько менее тривиальны в смысле доступности…
Магией из книги правил нельзя за рациональные ресурсы спрятать от наблюдателей страну или хотя бы город. Желающие опровергнуть это утверждение могут привести мне свои расчеты, я буду искренне рад таковые посмотреть. Значит я не рассматриваю такую возможность как сокрытый город эльфов или дворец в пустыне. Или карманные измерения фейри под холмами, где еще и время течет отдельно от поверхности. Хотя образ красивый, классический можно сказать.
Можно разрезать мир на острова, аллоды. Отдельные 3D пространства, переход между которыми невозможен без специальной магии или еще чего-то очень специфичного. Фактически эти пузыри аллоды — независимые миры/пространства. Это положит конец гейтовому беспределу, согласен. Но я в самом начале 1й части сказал, что я исключаю
Так что в отсутствии возможности перемещаться между измерениями/аллодами, я их не рассматриваю в статье.
Вообще в одной игре, я ввёл пространство разрезанное на Аллоды. Вроде получается неплохо. Но считать это общеупотребимой практикой я не могу.
Линейное же пространство никак не защищает от Полёта, летающих ковров и прочего. Только магические преграды, к которым относятся и Вечный Шторм или Зона Тьмы. А просто океан, а что нам океан даже и с монстрами? Мы агенты Орифлейм, нам рынки сбыта нужны. Страх нам не ведом.
В игровой сеттинг под реальную игру можно добавить магию для сокрытых городов, и защиты стран от телепортации. Но это настройка сеттинга под конкретное приключение. Хоумбрю. Такое универсально описать невозможно, так что я и пытаться не буду.
Как я понимаю, ещё хорошей защитой (не абсолютной, но сильно тормозящей контакт) является совершенно немагическое отсутствие представления о пути и возможности пути. Океан, действительно, пример не очень хороший, согласен. Но вот тот же Плутон из третьей части в нашей реальности до XX века был совершенно закрыт от телепортации, даже если бы у нас на Земле телепортацией владели, по вполне себе простой причине — о существовании Плутона в лучшем случае только догадывались. То есть человеческое любопытство и желание добраться дотуда, куда не ступала нога человека — довольно сильный движущий фактор (хотя выделение ресурсов условным Колумбам — штука сильно зависимая от политики и представлений о выгоде), но вопрос куда оно будет направлено. И это, в свою очередь, приводит к способам получения информации в сеттинге, а не только транспорту.
В книге Gurps Fantasy есть только робкое упоминание Cold Iron, но совершенно бесполезное, не описывающее никаких свойств.
Если нужно создать немагическую зону, то это решаемо. Заклинание Drain Mana (Magic стр. 127).
10 маны за ярд радиуса, что дорого, но на тюрьму для магов наложить стоит. Несколько (сотен?) наложенных кругов могут покрыть весь город, сделав его почти неуязвимым перед магией. В самом городе магии нет, а разгонять магией скалы и кидать их сверху ничто не мешает.
Стоит х20 относительно железа, т.е. $6.9*20=138 за фунт, или +CF19 для оружия и доспехов. Что, как мне кажется, сильно заниженная стоимость. В том смысле, что и материал должен сильно реже встречаться чем железная руда, и нелегальным должен быть по самое не могу. Стрела из метеоритного железа при обыске — преступление, хуже чем неоплаченные налоги. Ты на кого такую стрелу с собой носишь? Лицензия есть?
Есть краска с метеоритным железом внутри. Дает штраф -10 на каст заклинаний сквозь стены ей покрашенные. Почем банка краски никто не написал( Рецепт для алхимии — тоже(( Я бы как мастер предположил, что покрытия слоем в 0,25мм метеоритным железом вполне достаточно, если железо в виде порошка внести в основу для краски. Редко когда слой краски сильно толще. Объем 0,5 кг железа (что представляет собой 1 гурпсовый фунт) составляет 63,65 см³. Чего достаточно чтобы покрыть 0,254 м². Т.е. на квадратный метр нужно $552 на метеоритный порошок, и еще нужно накинуть на основу краски.
Но для создания немагической зоны годится с оговорками. Разве что сидеть в коробке из этого железа. Курскую Магнитную Аномалию не воспроизвести.
Причина нелегальности, если толком ни на что не годится, кроме как на доспехи крепче обычного?
Причина нелегальности в том, что стрелой из этого металла можно стрельнуть в важную персону, защищенную магией, в частности Missile Shield, Reverse Missiles, Deflect Missile.
Обычный арбалетный болт — ну можно сказать что я охочусь на кабанов. На кабанов с очень крепкой шкурой.
Болт для пробития магических щитов… Ну вот для чего он нужен, кроме как людей убивать? Причем людей защищенных магией? Высокопоставленных людей?
Нужно серьезное обоснование. И служба в охране купца тут не катит. Не так часто встречаются разбойники с магическими щитами. Вот свита условного герцога или армия — нормально, им могут быть нужны спецсредства.
Иметь охотничью сайгу — не преступление. Но иметь к сайге глушитель…
Нелегальны (как мне кажется) в первую очередь будут именно стрелы из этого металла. Доспех — ну значит нужен тебе такой доспех. Ну там стрелы, пули для пращи и т.д.
Ножи, мечи — тоже весьма специфичное оружие, но они и встречаются реже — дорогие. Просто для понимания болт для арбалета $2, из метеорита $40 по данженам. Баланс, бронебойность… в $200 можно уместить инструмент профессионального убийцы.
Можно я картинкой отвечу? Вот Legality Class этой вещи 1 или 2.
Вы состоите в гильдии истребителя чудовищ? Значит и лицензия есть. И регулярные проверки, что вы спец-снарягу налево не отправляете.
И это не повод носить это в городе!
А на фронтире… А кто там проверять то будет?
Ну и да, приключенцев на фронтире тоже никто проверять не будет.
Класс легальности на метеоритную стрелу, кстати, прямо из правил взят или это чисто умозрительное заключение?
Я не зря упоминал «при обыске». Стрела не видна в магическом зрении, от нее не фонит маной, она не артефакт. Ее нельзя пассивным наблюдением обнаружить. Следовательно она не может стать триггером для досмотра. Но если до досмотра дошло, и она попадется… За нее точно спросят, если досматривающим хватит квалификации ее выявить.