Все переводы Левиафана
Приветствую. Теперь я появился и на Имажинарии. Здесь будут выкладываться как полные переводы, так и детализированные конспекты ролевых игр. В настоящий момент переведено и законспектировано немногим больше 90 книг.
90% работ одним файлом: Большинство переводов и конспектов на сегодняшний день – разумеется, не считая переводов для Студии и соавторских работ.
Полные переводы
World of Darkness – Мир Тьмы (2004): центральная книга правил Нового Мира Тьмы, сегодня уже известного под названием Хроники Тьмы. Помимо игровых правил и общих эссе о повествовании, жанре и атмосфере, книга предлагает читателю несколько завораживающих ситуаций, описанных глазами самих обитателей Мира Тьмы. Моя оценка: на удивление живо для простого рулбука, однако всё лучшее впереди.
Vampire: the Requiem – Вампир: Реквием (2004): книга, вводящая читателя в мир вампиров с акцентом на западном обществе Проклятых. Тонкости ночной жизни Сородичей в других странах, культурах и исторических цивилизациях описаны в последующих книгах. Моя оценка: хорошая, но излишне официальная книга, которая иногда отпугивает новичков сухостью своего изложения.
Hunter: the Vigil – Охотник: Бдение (2008): легендарная книга о людях, вставших на защиту своих семей от чудовищ — и от других охотников. Коронный приём игры заключается в том, что она расширяет сам образ охотников на все 360°: в коллективе протагонистов читателю встретится всё от охотников, поедающих монстров заживо для обретения их мистических сил, или журналистов, гоняющихся за чудовищами в надежде отснять Видео Столетия, до учёных, пытающихся опровергнуть сам факт существования монстров, или потомков Дьявола, отправляющих в Преисподнюю души других чудовищ в надежде выкупить свои собственные. В дополнение к этому книга известна бойким, незабываемым языком Чака Вендига, который я в меру способностей попытался сохранить в переводе. Моя оценка: идеальный рулбук идеального сеттинга.
Promethean: the Created – Прометид: Созданный (2006): книга, вводящая игрока в глубоко трагический сеттинг, повествующий об искусственно оживлённых созданиях наподобие Голема и чудовища Франкенштейна. Цель каждого персонажа состоит в том, чтобы стать человеком. Ситуация осложняется тем, что герои пробуждаются в мире людей, не зная даже его фундаментальных законов. В ходе истории каждый игрок должен дать собственный ответ на вопрос что значит быть человеком, ведя своё повествование от лица чудовища, не обладающего опытом человеческой жизни. Моя оценка: достойный пролог к самой мудрой игре Мира Тьмы.
Mummy: the Curse – Мумия: Проклятие (2013): книга, предлагающая игрокам роли мумий – посланников мира мёртвых в недолговечном мире людей. Мумии возвращаются к жизни лишь на короткие периоды времени, зачастую проводя века или даже тысячелетия в томительном ожидании нового воплощения. К сожалению для протагонистов, в начале своей новой жизни они практически забывают, кем были на протяжении своих предыдущих визитов на землю. Попытка вспомнить свою настоящую личность и обрести смысл в своей вечной жизни и становится ключевой задачей каждого персонажа. Fun fact: На ранней стадии разработки в 2009 году игра называлась Mummy, Arise! (Мумия, Восстань!), что должно было положить начало новой модели наименования сеттингов. Моя оценка: уникальный пример того, как в одной книге могут соседствовать острый психологизм и серые, протокольные описания. Это хорошая книга, но вдумчивый сеттинг Mummy заслуживал более вдохновляющего вступления.
Mind's Eye Theatre: The Requiem – Театр воображения: Реквием (2005): книга, предназначенная для проведения живых игр по Vampire: the Requiem. Хотя заметная часть текста напрямую заимствована из основной книги правил, Mind's Eye Theatre предлагает массу новых идей, включая даже лёгкие изменения в правилах и ночной жизни Сородичей. Моя оценка: всё, что добавлено в книгу сверх базовых материалов Реквиема, на голову выше рулбука.
Nosferatu: The Beast that Haunts the Blood – Носферату: Зверь, отравляющий кровь (2009): книга о Носферату, написанная самим представителем клана. Моя оценка: динамично и увлекательно.
Clanbook Gangrel Revised – Книга клана Гангрел (2000): трактат о Гангрел, составленный молодым членом клана. Моя оценка: достойное представление клана глазами самих Гангрел.
Mysterious Places – Таинственные места (2005): сборник из девяти жутких мест, в которых могут (и должны) разворачиваться истории Мира Тьмы. В дополнение к самим местам книга предлагает настоящую бездну сюжетных зацепок и даже готовых сцен. Моя оценка: поистине завораживающая книга.
Mortal Remains – Остатки человеческого (2014): руководство, посвящённое охоте протагонистов Hunter: the Vigil на Прометидов, подменышей, демонов, мумий и Пожирателей грехов. Кроме того, в этой книге представлены правила для адаптации сеттинга ко второй редакции Мира Тьмы. Моя оценка: отлично.
Compacts and Conspiracies – Содружества и структуры (2010): прямой аналог «кланбука», описывающий двенадцать известнейших организаций Hunter: the Vigil. Моя оценка: отличный пример того, как нужно писать дополнения.
Play Unsafe – Играйте без страховки (2007): руководство Грэхема Уэлмси по импровизированному вождению и интересному отыгрышу. Моя оценка: идеально. Перечитываю перед каждой игрой.
Never Unprepared – Всегда во всеоружии (2012): зеркальное отражение предыдущей книги: руководство Фила Векиони по тщательной подготовке к ролевым сессиям. Моя оценка: ещё одна жемчужина в моей личной библиотеке.
Marvel Heroic Roleplaying – Марвел: Героическая ролевая игра (2012): потрясающе яркая и кинематографичная игра от талантливого коллектива людей, участвовавших в разработке как Мира Тьмы, так и D&D (в частности Dragonlance). Игра удивительным образом сочетает в себе и зубодробительную динамику, и глубокое, вдумчивое повествование, причём адаптировать её под любой игровой мир – от космооперы до Fallout – не составляет никакого труда. К слову, у меня сложилось впечатление, что именно из этой игры (через Уилла Хайндмарча) новая редакция Мира Тьмы почерпнула многие игромеханические изменения. Моя оценка: парадоксальным образом, самая повествовательная игра в моей практике.
Переводы для Студии 101
Arkham Detective Tales – Детективные истории Аркхема (2009): сборник готовых сюжетов для игры Trail of Cthulhu. Моя оценка: хотя ни один из предложенных сценариев я не могу назвать оригинальным, книга хорошо демонстрирует, в каком стиле нужно рассказывать истории, в которых мастер с самого начала ведёт персонажей к гибели или в пучины безумия. Кроме того, отдельные сцены так и просятся в игры по Миру Тьмы.
Night’s Black Agents – Ночные хищники (2012): остросюжетный триллер о шпионах, охотящихся на вампиров. Книга фактически предлагает читателю две игры: в одной речь идёт о сотрудниках настоящих спецслужб, использующих реально существующие техники шпионажа и проводящих сверхсложные операции в разных точках земного шара; вторая часть дополняет эту игру фантастикой и предлагает совершенно иной, кроваво-хоррорный взгляд на шпионские триллеры. Книга настолько фонтанирует свежими идеями, что в ней практически не встречается страниц, на которых нельзя было бы прочитать что-нибудь захватывающее. В качестве дополнительного бонуса книга не только подходит для адаптации к Миру Тьмы, но и – по признанию самого разработчика – частично вдохновлена жемчужинами ролевого жанра Hunter: the Vigil и Damnation city (что характерно, положительными впечатлениями от игры недавно делился в своём блоге Мэттью Макфарланд). Многие идеи книги так и напрашиваются на обратную конвертацию: например, внутренние системы игры идеально работают в историях, посвящённых Опергруппе: Валькирия из HtV. Наконец, в качестве последнего бонуса отмечу, что игра может быть настолько глубокой и психологичной или весёлой и разухабистой, насколько этого хочет ваша компания. Моя оценка: неоспоримый шедевр.
Double Tap – Контрольный выстрел (2013): подробное расширение вышеописанной Night’s Black Agents. Новые места, персонажи, враги, оружие, техники шпионажа, способности, тактики и даже исторические эпохи. Моя оценка: идеальное дополнение к безупречной игре.
Science Fiction Companion – Научная фантастика (2014): руководство по научной фантастике для Savage Worlds. Моя оценка: информативно, но очень сухо.
Подробные конспекты
Geist: the Sin-Eaters – Гайст: Пожиратели грехов (2009): книга о людях, вернувшихся с того света благодаря сделке с особенно жутким призраком. По точному определению Чака Вендига, «Geist — это игра о жизни, замаскированная под игру о смерти». Первая глава и вступление переведены полностью. Моя оценка: атмосферный и завораживающий сеттинг, почти целиком уложившийся в одну книгу.
Changeling: the Lost – Подменыш: Потерянный (2007): книга о людях, похищенных феями, но сумевших вернуться назад ценой ужасающих испытаний. Моя оценка: ярко, свежо, увлекательно и зловеще.
Mage: the Awakening – Маг: Пробуждение (2005): книга о людях, преодолевших ограничения духа и разума – иногда лишь затем, чтобы тотчас утратить последние капли рассудка. Первая глава и вступление переведены полностью. Моя оценка: отличный рулбук, но всё золото — в дополнительных книгах.
Beast: the Primordial – Хищник: Предвечный (2016): книга о грандиозных созданиях наподобие Гренделя, гидры, дракона или Лох-Несского чудовища. Первая глава и вступление переведены полностью. Моя оценка: здорово и атмосферно.
Demon: the Descent – Демон: Сошествие (2014): книга о падших ангелах, отвернувшихся от жестокого и расчётливого Творца ради возможности жить свободной, насыщенной жизнью. Fun fact: В предварительном варианте игра называлась Demon: the Exodus (Демон: Исход). Моя оценка: просто отлично, но мне не хватило идеи бунта против заведомо добродетельного божества.
Orpheus – Орфей (2003): последний рулбук Старого Мира Тьмы, посвящённый частной компании, занимающейся спасением, устранением и изгнанием призраков. Наряду с живыми агентами в организации состоят и неупокоенные мертвецы. Моя оценка: книга изобилует потрясающими идеями и решениями, но спустя шесть лет у Geist это вышло ещё лучше.
Devil's Due – Улов Дьявола (2004): одна из последних книг Старого Мира Тьмы, посвящённая жизни протагонистов Demon: the Fallen в мире Dark Ages. Руководство предлагает вводную в мифологию и историю DtF, описывает жизнь демонов в средневековой Европе, а в качестве бонуса открывает возможность игры за смертного, продавшего душу Дьяволу. Моя оценка: интересно, но сухо: правила часто затеняют повествование.
Chronicles of Darkness – Хроники Тьмы (2015): основная книга правил второй редакции, окончательно закрепившая за вселенной название Хроники Тьмы. Моя оценка: хорошее, но сугубо формальное обновление правил.
Time of Thin Blood – Время тонкой крови (1999): знаменитая книга о вампирах 14 и 15 поколения, детях людей и вампиров, их уникальных способностях и, конечно, Геенне. Помимо других достоинств книга отличилась прозрачным намёком на то, что Геенна уничтожит не всех вампиров, а только представителей более старых поколений, чтобы освободить место для новой расы чудовищ. Моя оценка: оригинально и увлекательно – однако книга могла быть гораздо больше.
Clanbook Lasombra Revised – Книга клана Ласомбра (2001): собрание поучительных историй, которые рассказывают своим ученикам наставники клана. Моя оценка: здорово и интересно.
Ventrue: Lords over the Damned – Вентру: Владыки проклятых (2008): трактат о Вентру, написанный древним вампиром, ищущим подлинные истоки своего клана. Моя оценка: живо и ярко, одна из лучших книг в серии.
Gangrel: Savage and Macabre – Гангрел: Дикие и смертоносные (2008): своего рода «книга о книге», которую в ходе повествования составляет девушка, вынужденная искать сведения о своём клане под угрозой расправы над её близкими. Моя оценка: любопытная, но сугубо локальная история одного Гангрел, дающая лишь размытое представление о глобальной деятельности клана.
Clanbook Ravnos Revised – Книга клана Равнос (2001): трактат об истории, обычаях и культуре самого вероломного клана Сородичей. В книге прослеживается явный переход от «цыганского» изображения клана в книгах Второго издания к индийской эстетике Третьего. Помимо прочего, книга предлагает возможность игры за Равнос после Недели кошмаров и несколько обновляет информацию из книги Gypsies. Моя оценка: яркая книга о ярком клане.
Clanbook Baali – Книга клана Баали (1998): короткое руководство, повествующее о самом жутком клане вампиров – возможно, не считая Цимисхов. Конспект содержит ровно 6666 слов русскоязычного текста. Моя оценка: даже общее качество материала не может спасти Баали от прямолинейной концепции клана, воплощающего практически чистое зло.
Dark Eras – Тёмные эры (2016): поистине исполинская, грандиозная и талантливая работа, посвящённая разным эпохам в истории Мира Тьмы – включая жизнь оборотней при живом Отце Волке. Один из ключевых плюсов этого фолианта заключается в том, что книга рассматривает не только шестнадцать разных периодов истории, но и различные жанры популярной культуры: от остросюжетного триллера и шпионского детектива до авантюрных романов и беспощадной военной прозы. Моя оценка: горячие, пламенные рекомендации.
Dark Eras Companion – Тёмная летопись (2017): прямое развитие предыдущей книги, повествующее о десяти чрезвычайно суровых периодах истории в Мире Тьмы: от демонов в Русскую революцию 1917 и создания первого Франкенштейна до Прометидов во время Великой чумы и Скованных, расследующие реальный случай с исчезновением первой английской колонии. Моя оценка: просто отлично.
Slasher – Потрошитель (2009): фактически полноценный сеттинг, рассказывающий о серийных убийцах, многие из которых наделены сверхъестественными способностями. Отличные описания, кровожадные тактики и дух популярных ужастиков прилагаются. Хотя книга косвенно связана с сеттингом Hunter: the Vigil, большая часть информации предназначена для игры самими маньяками или простыми смертными. Моя оценка: зловещий шедевр.
Immortals – Бессмертные (2009): небольшой, но самостоятельный сеттинг, повествующий о бессмертных людях. От купельщиков, омывающихся кровью жертв в духе Елизаветы Батори, до серийных убийц, забирающих ровно 3% от жизни, прожитой жертвами, и потому охотящихся на других долгожителей – книга предлагает целую палитру запоминающихся содружеств и типажей. А любителям Mummy: Second edition книга и вовсе предлагает возможность возродить сеттинг в рамках Нового Мира Тьмы. Моя оценка: отличный баланс атмосферы, игромеханики и сюжетных зацепок.
State of Grace – Небесная благодать (2002): практически уникальная книга о религии в мире Сородичей. Текст начинается с увлекательной экскурсии по ключевым религиям мира, затем переходит ко взглядам Сородичей на религиозные обязательства и запреты, а затем и вовсе описывает фантастические религии вампиров, не имеющие ничего общего с человеческими. Особенно хорошо у авторов удаются ответы на практические вопросы: какую кровь можно считать кошерной, как посвятить жертву Аллаху, какие возможности открывает выход из цикла реинкарнации и многое другое. Моя оценка: отлично.
Innocents – Невинные (2008): игра о детях в Мире Тьмы, представляющая собой совершенно отдельный сеттинг. Мэттью Макфарланд как-то назвал эту книгу лучшим, что он когда-либо делал для Мира Тьмы. Учтите, что при общем возвышенном тоне игры некоторые эссе в этой книге поистине разрывают сердце. Моя оценка: душевно и проникновенно.
Coteries – Котерии (2004): книга, которая вопреки своему названию посвящена скорее ковенантам Сородичей, чем буквальным котериям. Ещё удивительнее то, что часть информации, приведённой в книге, так и не была продублирована в руководствах по соответствующим ковенантам. Fun fact: Coteries стала первым дополнением Vampire: the Requiem, опередив даже руководства ведущего и игрока. Моя оценка: здорово, мощно и актуально.
Book of the Dead – Книга мёртвых (2009): подробное руководство о путешествиях на тот свет. Среди основных достоинств хочется отметить сюжетные зарисовки (включая историю о маньяке, заставляющем своих жертв произносить перед смертью слова долгого, страшного заклинания) и владения мёртвых – от царства погибших автомобилей и вечного поля боя до мира творческих мыслей, умерших со своими авторами. Моя оценка: чистое золото.
New Wave Requiem – Новая волна Реквиема (2009): книга о жизни американских вампиров в восьмидесятые годы. Моя оценка: коротко, но со вкусом.
Rage: Forsaken Player's Guide – Ярость: Руководство игрока в мире Отверженных (2007): объёмная книга для тех, кому недоставало подробного рассмотрения племенной культуры, праздничных ритуалов, новых Даров (здесь их сразу одиннадцать), религиозных вопросов и географических тонкостей. Кроме того, именно здесь впервые описаны стайные тактики и протектораты, которые затем появились и во второй редакции. Моя оценка: здорово и практично.
Night horrors: Immortal sinners – Ночные кошмары: Бессмертные грешники (2009): книга о самых зловещих личностях среди Сородичей: от художника-диаблериста, считающегося местным Пикассо, до парочки влюблённых убийц, колесящих по ночным дорогам в вечном медовом месяце. Моя оценка: однозначный шедевр.
Night horrors: The unbidden – Ночные кошмары: Необузданная стихия (2010): огромное руководство, намеренно демонстрирующее хоррорную сторону магии. Моя оценка: подлинное сокровище.
Night horrors: Conquering heroes – Ночные кошмары: Доблестные герои (2017): сборник ярких персонажей для Beast: the Primordial: от безумного клоуна, которого пятьдесят лет заставляли смотреть на собственный портрет, до серийного убийцы, считающего охоту на Хищников своим хобби. Моя оценка: отличные идеи присутствуют, но могло быть гораздо лучше.
Imperial Mysteries – Высшие таинства (2012): книга об архимагах и восхождении в Высший мир. Моя оценка: великолепно.
Astral Realms – Астральные царства (2007): руководство по астральным путешествиям и незримым мирам. Моя оценка: маленький шедевр.
Magical traditions – Магические традиции (2007): сборник идей, посвящённый оккультным традициям магов – включая культ, призывающий развивать колдовские способности через употребление психоактивных веществ. Моя оценка: коротко, но информативно.
Carthians – Картианское движение (2006): руководство по ковенанту мятежников и неонатов Vampire: the Requiem. Моя оценка: отличная книга, которую портит сухая подача материала.
Shadows of Mexico – Тени Мексики (2006): один большой, фонтанирующий сборник идей, посвящённых Мексике в Мире Тьмы. От истории и культуры до уникальных пыточных техник. Как устроены наркокартели. Какие истории могут разворачиваться в мексиканских джунглях, а какие – в государственных тюрьмах. Как старейшины, родившиеся во времена майя, относятся к «испанским завоевателям» – то есть современным вампирам. Всё это написано живым языком Чака Вендига и Уилла Хайндмарча, стиль которых я в меру способностей попытался сохранить и на русском. Моя оценка: блестяще, искренне рекомендую к прочтению.
Shadow of the UK – Тени Британии (2006): аналогичное руководство о Великобритании и Ирландии, сосредоточенное на жизни местного коллектива оборотней. Моя оценка: вполне достойная книга, которая, однако, попросту не в состоянии тягаться с великолепной Shadows of Mexico.
Guildhalls of the Deathless – Ратуши бессмертных (2013): детализированное руководство по гильдиям мумий. Моя оценка: отлично – именно эти описания и должны были быть в корбуке.
Dreams of Avarice – Грёзы о неустанном поиске (2016): художественная книга о мифологии Mummy: the Curse и борьбе Восставших за обретение своей истинной личности. Моя оценка: почти шедевр.
Cursed Necropolis D.C. – Проклятый некрополь: Округ Колумбия (2014): книга о мумиях, пытающихся возродить легендарный Ирем в Вашингтоне. Моя оценка: на удивление слабо, хотя встречаются интересные персонажи.
Mummy: Second edition – Мумия: Вторая редакция (1997): руководство по игре мумиями во второй редакции Старого Мира Тьмы. Моя оценка: я до сих пор считаю эту игру лучшим воплощением мумий во всём Мире Тьмы.
Wolves of the Sea – Морские волки (1999): книга, повествующая об эпохе викингов в мире Dark Ages: Vampire. Среди неожиданных моментов стоит отметить систему морских путешествий и основания поселений, отказ от культурных стереотипов и описание жизни вампиров, добившихся сравнительно гармоничного сосуществования с людьми. Моя оценка: хорошее дополнение к главе о викингах из Dark Eras.
Wind from the East – Ветер с востока (2000): подробная экскурсия по миру Анда — монгольских вампиров времён Чингисхана и его колоссальной империи. Помимо короткой, но хорошо изложенной истории завоеваний, книга включает правила конных сражений, множество интересных фактов о монгольской культуре и даже элементы кроссовера с сеттингом Kindred of the East. Моя оценка: одна из лучших исторических книг Мира Тьмы.
Lodges: the Splintered – Ложи: Разрозненные (2006): подробнейший сборник организаций, в которых могут состоять оборотни. Моя оценка: настоящий бриллиант.
Ancient bloodlines – Древние родословные (2009): самое подробное руководство из всех, посвящённых родословным вампиров. Помимо двадцати новых родословных, зародившихся в разные периоды истории, читателя ждут более десяти экзотических Дисциплин, новое содружество охотников для Hunter: the Vigil, Теневой культ русских вампиров и даже система вудуистской магии, доступная всем Сородичам вне зависимости от клана. Моя оценка: очень достойно.
Bloodlines: the Legendary – Родословные: Легендарные (2006): сборник, посвящённый девяти неординарным династиям Проклятых — от полубезумных вампиров, превращающих города людей в пчелоподобные ульи, до азиатских монахов, пребывающих в своеобразной Голконде, и голливудских актёров, снимающихся в кино о вампирах. Моя оценка: лучшая книга в серии.
Bloodlines: the Chosen – Родословные: Избранные (2005): книга, вводящая в ночной мир Сородичей несколько уникальных династий. Среди основных украшений — абсолютно слепые Носферату, живущие под землёй, каннибалы, предпочитающие мясо других вампиров, морские Вентру, социальные Гангрел и аристократичные русские Носферату. Кроме того, именно в этой книге состоялось возвращение клана Джованни в виде венецианской династии некромантов. В дополнение ко всему, книгу открывает короткое, но информативное руководство по изображению родословных в игре. Fun fact: Каждая из родословных, представленных в книге, была написана игроками на конкурсной основе. Заведующий проектом Рэй Фокус обещал выложить родословные, не вошедшие в сборник, отдельным файлом в Сети – но за минувшее десятилетие этого так и не произошло. Моя оценка: отличное дополнение.
Bloodlines: the Hidden – Родословные: Затаившиеся (2008): руководство, которое хорошо показывает, как могут выглядеть по-настоящему неординарные родословные Проклятых. Например, тех, которым забыли сообщить, что они вампиры. Моя оценка: здорово, но не без проседаний.
Legacies: the Sublime – Наследия: Грациозные (2006): книга, представляющая на читательский суд тринадцать Наследий магов: от квантовых физиков, считающих магию всего лишь наукой будущего, до писарей, изучающих истинные имена мертвецов. Моя оценка: ярко и интересно.
Legacies: the Ancient – Наследия: Древние (2007): руководство, вводящее в мир игры ещё тринадцать Наследий – большинство из которых не связывают себя с атлантическими орденами. Моя оценка: смесь интересного и проходного материала.
Nomads – Кочевники (2004): книга о путешествиях в мире Сородичей. Fun fact: По иронии судьбы, Nomads – книга, посвящённая нарушению одного из основных принципов Vampire: the Requiem (стремлению Проклятых к сугубо городской деятельности) – стала вторым же дополнением сеттинга. Моя оценка: интересная, но местами поверхностная книга.
Gypsies – Цыгане (1994): короткая, лёгкая книга, содержащая любопытные факты о жизни цыган. Хотя она вышла уже тогда, когда Старый Мир Тьмы развивался семимильными шагами, её отличает сравнительно слабая связь с полноценными сеттингами Мира Тьмы, отчего её можно использовать как достаточно самостоятельную игру о цыганах. Моя оценка: отличная книга о необычной культуре.
Mafia – Мафия (2002): короткое дополнение к Старому Миру Тьмы, повествующее об организованной преступности в США. Книга предлагает беглый взгляд на историю американской мафии с явным акцентом на Коза Ностра, рассматривает специфику взаимодействия мафии и вампиров и дарит читателю несколько любопытных характеристик. Моя оценка: информативно, но очень сжато.
Midnight roads – Полуночные дороги (2008): книга о путешествиях в Мире Тьмы. Содержит краткий обзор культуры автолюбителей и хитчхайкеров, около ста сюжетных зацепок, многие из которых легко использовать в качестве быстрого старта, и удобный список мотивов, побуждающих людей отказаться от городского комфорта и отправиться в долгий путь. Моя оценка: настоящий кладезь идей.
Ghouls – Гули (2005): яркая, лёгкая книга, описывающая неочевидные стороны жизни гулей. В частности, именно здесь впервые встречаются мандрагоры – живые растения, напитанные кровью Проклятых. Моя оценка: разнообразно и увлекательно.
Asylum – Клиника (2007): книга о безумии в Мире Тьмы, по духу напоминающая крупное дополнение к Mysterious places. Помимо самих безумцев, книга подробно (иногда даже скрупулёзно) описывает работу медиков. Если вам нужны идеи для отыгрыша врачей или их ближайшего окружения, Asylum может оказать в этом неоценимую помощь. Моя оценка: отличная книга в духе Mysterious Places.
Adamantine Arrow – Алмазная стрела (2007): книга о боевом ордене Mage: the Awakening. Моя оценка: отличная интерпретация образа «боевого мага».
Free Council – Свободный совет (2007): книга об ордене бунтарей Mage: the Awakening. Из любопытного стоит отметить словарь магического жаргона, систему конфликтов с другими орденами и заклинания наподобие погружения в виртуальную реальность. Моя оценка: хорошо, но могло быть ещё интереснее.
Guardians of the Veil – Стражи вуали (2006): книга о главном шпионском ордене Mage: the Awakening. Моя оценка: здорово.
Mysterium – Мистериум (2007): книга об ордене изобретателей и исследователей Mage: the Awakening. Возможность играть за дипломированного мага и лёгкие зарисовки на тему «Хогвартса в Мире Тьмы» прилагаются. Моя оценка: на удивление интересно для книги, посвящённой классическим магам-учёным.
The Silver Ladder – Серебряная лестница (2008): книга об ордене учителей и правителей Mage: the Awakening. Будучи самой подробной в серии руководств, посвящённых орденам, The Silver Ladder приводит сведения не только о самих теархах, но и о взаимодействии магов из разных городов. Кроме того, именно здесь впервые была представлена система по изучению обитателей других сеттингов. Моя оценка: высшие похвалы.
Seers of the Throne – Жрецы престола (2009): книга о самом тёмном ордене Mage: the Awakening. Помимо грамотного объяснения мотивации ордена и рассмотрения его внутренней иерархии, книга описывает четыре практически самостоятельных «внутренних» ордена и дары Экзархов, доступные только Жрецам престола. Моя оценка: отличная книга об антагонистах — или неординарных протагонистах.
Banishers – Истребители (2008): книга о магах, охотящихся на других магов. Среди основных украшений особого упоминания заслуживают каннибалы и психи, считающие других Пробуждённых пришельцами, а колдовство – первым признаком инопланетного вторжения. Любопытно, что именно этой фракции разработчики дали одни из самых изобретательных заклинаний в игре – чего только стоит сознательное превращение в нежить. Моя оценка: ёмко и увлекательно.
Sothis Ascends – Восхождение Сириуса (2015): историческое дополнение, повествующее о расцвете античных цивилизаций, а затем и об их закате в первом тысячелетии нашей эры. Хотя тематически книга входит в сеттинг Mummy: the Curse, большая часть её наполнения подойдёт для любой ролевой игры. Если вам нравятся интересные исторические детали (как выглядела жизнь среднестатистического египтянина, каким алфавитом пользовались торговцы разных народов в 910 г. до н.э., каким животным разрешалось давать имена и в какую эпоху лошадей перестали считать бесполезными дикими животными), книга может расширить вашу эрудицию или просто доставить читательское удовольствие. Моя оценка: отлично, книга играет красками даже на фоне более позднего цикла Dark Eras.
VII – VII (2005): книга о самом загадочном ковенанте Vampire: the Requiem. Моя оценка: парадоксально, но это одно из лучших дополнений из всего семикнижия, посвящённого ковенантам.
Belial's Brood – Свора Белиала (2007): книга о самом бесчеловечном ковенанте Сородичей. По меткому выражению главного разработчика, книга не оправдывает Свору Белиала, но даёт ей шанс объяснить свою мотивацию. В дополнение к подробным описаниям Своры книга представляет шесть крупных фракций, по-разному видящих цель и будущее своего ковенанта, а также уникальные силы, доступные только представителям Своры. Моя оценка: разнообразно и красочно.
Splintered city: Seattle – Расколотый город: Сиэтл (2014): книга о демонах, скрывающихся от ненавистного Создателя на американском северо-западе. Моя оценка: интересный материал, подпорченный сухим слогом.
Heirs to Hell – Ад в наследство (2014): книга о полудемонах – детях, рождённых в семье демона и человека или другого демона. В определённом смысле книга представляет собой необычное дополнение к Innocents – на этот раз и с учётом родительской точки зрения. Моя оценка: оригинально, но очень сжато.
Boston Unveiled – Бостон под маской (2005): книга об истории Бостона и местном обществе Пробуждённых. Моя оценка: просто хорошее дополнение.
Mythologies – Мифологии (2006): книга, повествующая о различных версиях происхождения вампиров, легендарных антагонистах и других апокрифических темах, которые Сородичи поднимают в своих Элизиумах. Моя оценка: одна из лучших книг в серии. Особое внимание призываю обратить на главу «Истинный смысл Тумана вечности» – по моему убеждению, это лучшее объяснение торпора, которое вообще могли дать разработчики Vampire.
Strange dead love – Странная загробная любовь (2011): одна из редких книг, повествующих о лучах света в Мире Тьмы. В руководстве описаны сценарные трюки, показывающие, по каким моделям строятся романтические произведения, приведены несколько интересных правил, отображающих психологические изменения в жизни влюблённого вампира, а также предложены заготовки для романтических сюжетов. Моя оценка: короткая, но душевная книга.
Tooth and Nail – Коготь и клык (2017): короткое руководство, повествующее об охоте протагонистов Hunter: the Vigil на персонажей Beast: the Primordial. Среди нововведений особое место занимают три новые организации, включая мистически одарённых детей и охотников, защищающих Хищников от Героев. По определению самих разработчиков, книга представляет собой новую главу Mortal Remains. Моя оценка: отличное, но чересчур короткое дополнение.
Mage Chronicler's Guide – Маг: Руководство ведущего (2010): книга, посвящённая тонкостям проведения игр по Mage: the Awakening. В руководстве представлена целая галактика новых опций, включая тотальное изменение сеттинга, приведены семь коротких эссе о том, как меняется сеттинг в зависимости от жанра игры, даны советы по проведению игр с могущественными и всезнающими персонажами и включены описания четырёх политических ярусов Mage: уличного, городского, глобального и космического. Моя оценка: бойко и полезно.
Mage Noir – Маг: Нуар (2011): книга о сороковых годах в истории Mage: the Awakening. Хотя эта брошюра вышла задолго до знаменитой Dark Eras, она не только напоминает дополнительную главу из этого руководства, но и заполняет лакуну в американской истории между Великой депрессией и бандитскими семидесятыми. Моя оценка: атмосферно, но очень коротко.
Marvel Heroic Roleplaying: Civil War – Марвел: Гражданская война (2012): книга, посвящённая одному из самых известных событий в истории Марвел (не так давно по нему выходил фильм со Мстителями). Моя оценка: идеальный сценарий для лёгкой и разнообразной игры.
Первая глава книги Masks: 1000 Memorable NPC for Any Roleplaying Game – Маски: 1000 запоминающихся NPC для любой ролевой игры (2011): как нетрудно понять из названия, книга описывает ровно тысячу персонажей для любой ролевой игры. Что особенно приятно, цели каждого персонажа предлагают собственные сюжетные зарисовки, многие из которых лично мне просто не приходили в голову. Описание каждого персонажа сопровождается советами по их отыгрышу, которые не только оживляют их образ, но и позволяют отыгрывать их в качестве протагонистов. Тем не менее, в настоящий момент с незначительными сокращениями переведена только одна глава. Моя оценка: неисчерпаемый источник вдохновения.
Переводы в соавторстве
Werewolf: The Forsaken Rulebook – Оборотень: Отверженный (2005): основная книга правил, посвящённая жизни оборотней в Мире Тьмы. Моя оценка: хорошая вводная в потрясающий сеттинг.
Guildbook Haunters – Книга гильдии Привидений (1997): руководство об одной из самых бунтарских организаций Wraith: the Oblivion. Моя оценка: поклонникам гильдии будет интересно.
Blood magic: Secrets of Thaumaturgy – Кровавая магия: Секреты тауматургии (2000): книга о чёрной магии в Мире Тьмы. Моя оценка: разделы, которые переводил я, были просто отличными.
Midnight Siege – Полуночная осада (2001): книга о тактиках, к которым Камарилья, Шабаш и другие организации Vampire: the Masquerade прибегают в своём многовековом конфликте. Моя оценка: последняя глава с тактиками — настоящее золото, но свои жемчужины есть и в начале.
Помощь в переводе
Trail of Cthulhu – Ктулху (2008): детективная игра в лучших лавкрафтианских традициях. Одна из главных особенностей игрового стиля заключается в том, что игроки заранее знают, что их персонажей скорее всего ожидает смерть или сумасшествие. Fun fact: сократить название просто до Ктулху предложил сам разработчик игры. Моя оценка: это ещё не Ночные хищники, но в руках хорошего мастера Ктулху может стать незабываемой и потрясающе атмосферной игрой.
Keeper's Handbook – Рукопись Хранителя (2008): сборник идей о лавкрафтианских богах и чудовищах, ритуалах и географических регионах. Кроме того, готовые описания улик, связанных с лавкрафтианскими сущностями, делают эту книгу одной из самых ценных с точки зрения практической применимости. Моя оценка: ярко, разнообразно, а порой и вовсе великолепно, хотя и не без проседаний в самом начале.
Legacy – Наследие (2016): игра о постапокалипсисе, в которой игрокам предлагается рассказать историю сразу о нескольких поколениях выживших. В каждом поколении герой меняется, уступая место своему потомку или наследнику. В качестве главных источников вдохновения автор игры называет Mummy: the Curse и Цивилизацию Сида Мейера. Моя оценка: интересный эксперимент.
Приложения
Правила Firefly RPG за десять минут
Русскоязычный лист персонажа для Marvel Heroic Roleplaying
На Википедии составлены статьи по следующим сеттингам:
Werewolf: the Forsaken
Promethean: the Created
Hunter: the Vigil
Changeling: the Lost
Geist: the Sin-Eaters
Beast: The Primordial
Vampire: the Requiem
Mummy: the Curse
В обозримом будущем планируется завершение статей по другим сеттингам Мира Тьмы.
90% работ одним файлом: Большинство переводов и конспектов на сегодняшний день – разумеется, не считая переводов для Студии и соавторских работ.
Полные переводы
World of Darknes
Vampire: the Requiem – Вампир: Реквием (2004): книга, вводящая читателя в мир вампиров с акцентом на западном обществе Проклятых. Тонкости ночной жизни Сородичей в других странах, культурах и исторических цивилизациях описаны в последующих книгах. Моя оценка: хорошая, но излишне официальная книга, которая иногда отпугивает новичков сухостью своего изложения.
Hunter: the Vigil – Охотник: Бдение (2008): легендарная книга о людях, вставших на защиту своих семей от чудовищ — и от других охотников. Коронный приём игры заключается в том, что она расширяет сам образ охотников на все 360°: в коллективе протагонистов читателю встретится всё от охотников, поедающих монстров заживо для обретения их мистических сил, или журналистов, гоняющихся за чудовищами в надежде отснять Видео Столетия, до учёных, пытающихся опровергнуть сам факт существования монстров, или потомков Дьявола, отправляющих в Преисподнюю души других чудовищ в надежде выкупить свои собственные. В дополнение к этому книга известна бойким, незабываемым языком Чака Вендига, который я в меру способностей попытался сохранить в переводе. Моя оценка: идеальный рулбук идеального сеттинга.
Promethean: the Created – Прометид: Созданный (2006): книга, вводящая игрока в глубоко трагический сеттинг, повествующий об искусственно оживлённых созданиях наподобие Голема и чудовища Франкенштейна. Цель каждого персонажа состоит в том, чтобы стать человеком. Ситуация осложняется тем, что герои пробуждаются в мире людей, не зная даже его фундаментальных законов. В ходе истории каждый игрок должен дать собственный ответ на вопрос что значит быть человеком, ведя своё повествование от лица чудовища, не обладающего опытом человеческой жизни. Моя оценка: достойный пролог к самой мудрой игре Мира Тьмы.
Mummy: the Curse – Мумия: Проклятие (2013): книга, предлагающая игрокам роли мумий – посланников мира мёртвых в недолговечном мире людей. Мумии возвращаются к жизни лишь на короткие периоды времени, зачастую проводя века или даже тысячелетия в томительном ожидании нового воплощения. К сожалению для протагонистов, в начале своей новой жизни они практически забывают, кем были на протяжении своих предыдущих визитов на землю. Попытка вспомнить свою настоящую личность и обрести смысл в своей вечной жизни и становится ключевой задачей каждого персонажа. Fun fact: На ранней стадии разработки в 2009 году игра называлась Mummy, Arise! (Мумия, Восстань!), что должно было положить начало новой модели наименования сеттингов. Моя оценка: уникальный пример того, как в одной книге могут соседствовать острый психологизм и серые, протокольные описания. Это хорошая книга, но вдумчивый сеттинг Mummy заслуживал более вдохновляющего вступления.
Mind's Eye Theatre: The Requiem – Театр воображения: Реквием (2005): книга, предназначенная для проведения живых игр по Vampire: the Requiem. Хотя заметная часть текста напрямую заимствована из основной книги правил, Mind's Eye Theatre предлагает массу новых идей, включая даже лёгкие изменения в правилах и ночной жизни Сородичей. Моя оценка: всё, что добавлено в книгу сверх базовых материалов Реквиема, на голову выше рулбука.
Nosferatu: The Beast that Haunts the Blood – Носферату: Зверь, отравляющий кровь (2009): книга о Носферату, написанная самим представителем клана. Моя оценка: динамично и увлекательно.
Clanbook Gangrel Revised – Книга клана Гангрел (2000): трактат о Гангрел, составленный молодым членом клана. Моя оценка: достойное представление клана глазами самих Гангрел.
Mysterious Places – Таинственные места (2005): сборник из девяти жутких мест, в которых могут (и должны) разворачиваться истории Мира Тьмы. В дополнение к самим местам книга предлагает настоящую бездну сюжетных зацепок и даже готовых сцен. Моя оценка: поистине завораживающая книга.
Mortal Remains – Остатки человеческого (2014): руководство, посвящённое охоте протагонистов Hunter: the Vigil на Прометидов, подменышей, демонов, мумий и Пожирателей грехов. Кроме того, в этой книге представлены правила для адаптации сеттинга ко второй редакции Мира Тьмы. Моя оценка: отлично.
Compacts and Conspiracies – Содружества и структуры (2010): прямой аналог «кланбука», описывающий двенадцать известнейших организаций Hunter: the Vigil. Моя оценка: отличный пример того, как нужно писать дополнения.
Play Unsafe – Играйте без страховки (2007): руководство Грэхема Уэлмси по импровизированному вождению и интересному отыгрышу. Моя оценка: идеально. Перечитываю перед каждой игрой.
Never Unprepared – Всегда во всеоружии (2012): зеркальное отражение предыдущей книги: руководство Фила Векиони по тщательной подготовке к ролевым сессиям. Моя оценка: ещё одна жемчужина в моей личной библиотеке.
Marvel Heroic Roleplaying – Марвел: Героическая ролевая игра (2012): потрясающе яркая и кинематографичная игра от талантливого коллектива людей, участвовавших в разработке как Мира Тьмы, так и D&D (в частности Dragonlance). Игра удивительным образом сочетает в себе и зубодробительную динамику, и глубокое, вдумчивое повествование, причём адаптировать её под любой игровой мир – от космооперы до Fallout – не составляет никакого труда. К слову, у меня сложилось впечатление, что именно из этой игры (через Уилла Хайндмарча) новая редакция Мира Тьмы почерпнула многие игромеханические изменения. Моя оценка: парадоксальным образом, самая повествовательная игра в моей практике.
Переводы для Студии 101
Arkham Detective Tales – Детективные истории Аркхема (2009): сборник готовых сюжетов для игры Trail of Cthulhu. Моя оценка: хотя ни один из предложенных сценариев я не могу назвать оригинальным, книга хорошо демонстрирует, в каком стиле нужно рассказывать истории, в которых мастер с самого начала ведёт персонажей к гибели или в пучины безумия. Кроме того, отдельные сцены так и просятся в игры по Миру Тьмы.
Night’s Black Agents – Ночные хищники (2012): остросюжетный триллер о шпионах, охотящихся на вампиров. Книга фактически предлагает читателю две игры: в одной речь идёт о сотрудниках настоящих спецслужб, использующих реально существующие техники шпионажа и проводящих сверхсложные операции в разных точках земного шара; вторая часть дополняет эту игру фантастикой и предлагает совершенно иной, кроваво-хоррорный взгляд на шпионские триллеры. Книга настолько фонтанирует свежими идеями, что в ней практически не встречается страниц, на которых нельзя было бы прочитать что-нибудь захватывающее. В качестве дополнительного бонуса книга не только подходит для адаптации к Миру Тьмы, но и – по признанию самого разработчика – частично вдохновлена жемчужинами ролевого жанра Hunter: the Vigil и Damnation city (что характерно, положительными впечатлениями от игры недавно делился в своём блоге Мэттью Макфарланд). Многие идеи книги так и напрашиваются на обратную конвертацию: например, внутренние системы игры идеально работают в историях, посвящённых Опергруппе: Валькирия из HtV. Наконец, в качестве последнего бонуса отмечу, что игра может быть настолько глубокой и психологичной или весёлой и разухабистой, насколько этого хочет ваша компания. Моя оценка: неоспоримый шедевр.
Double Tap – Контрольный выстрел (2013): подробное расширение вышеописанной Night’s Black Agents. Новые места, персонажи, враги, оружие, техники шпионажа, способности, тактики и даже исторические эпохи. Моя оценка: идеальное дополнение к безупречной игре.
Science Fiction Companion – Научная фантастика (2014): руководство по научной фантастике для Savage Worlds. Моя оценка: информативно, но очень сухо.
Подробные конспекты
Geist: the Sin-Eaters – Гайст: Пожиратели грехов (2009): книга о людях, вернувшихся с того света благодаря сделке с особенно жутким призраком. По точному определению Чака Вендига, «Geist — это игра о жизни, замаскированная под игру о смерти». Первая глава и вступление переведены полностью. Моя оценка: атмосферный и завораживающий сеттинг, почти целиком уложившийся в одну книгу.
Changeling: the Lost – Подменыш: Потерянный (2007): книга о людях, похищенных феями, но сумевших вернуться назад ценой ужасающих испытаний. Моя оценка: ярко, свежо, увлекательно и зловеще.
Mage: the Awakening – Маг: Пробуждение (2005): книга о людях, преодолевших ограничения духа и разума – иногда лишь затем, чтобы тотчас утратить последние капли рассудка. Первая глава и вступление переведены полностью. Моя оценка: отличный рулбук, но всё золото — в дополнительных книгах.
Beast: the Primordial – Хищник: Предвечный (2016): книга о грандиозных созданиях наподобие Гренделя, гидры, дракона или Лох-Несского чудовища. Первая глава и вступление переведены полностью. Моя оценка: здорово и атмосферно.
Demon: the Descent – Демон: Сошествие (2014): книга о падших ангелах, отвернувшихся от жестокого и расчётливого Творца ради возможности жить свободной, насыщенной жизнью. Fun fact: В предварительном варианте игра называлась Demon: the Exodus (Демон: Исход). Моя оценка: просто отлично, но мне не хватило идеи бунта против заведомо добродетельного божества.
Orpheus – Орфей (2003): последний рулбук Старого Мира Тьмы, посвящённый частной компании, занимающейся спасением, устранением и изгнанием призраков. Наряду с живыми агентами в организации состоят и неупокоенные мертвецы. Моя оценка: книга изобилует потрясающими идеями и решениями, но спустя шесть лет у Geist это вышло ещё лучше.
Devil's Due – Улов Дьявола (2004): одна из последних книг Старого Мира Тьмы, посвящённая жизни протагонистов Demon: the Fallen в мире Dark Ages. Руководство предлагает вводную в мифологию и историю DtF, описывает жизнь демонов в средневековой Европе, а в качестве бонуса открывает возможность игры за смертного, продавшего душу Дьяволу. Моя оценка: интересно, но сухо: правила часто затеняют повествование.
Chronicles of Darkness – Хроники Тьмы (2015): основная книга правил второй редакции, окончательно закрепившая за вселенной название Хроники Тьмы. Моя оценка: хорошее, но сугубо формальное обновление правил.
Time of Thin Blood – Время тонкой крови (1999): знаменитая книга о вампирах 14 и 15 поколения, детях людей и вампиров, их уникальных способностях и, конечно, Геенне. Помимо других достоинств книга отличилась прозрачным намёком на то, что Геенна уничтожит не всех вампиров, а только представителей более старых поколений, чтобы освободить место для новой расы чудовищ. Моя оценка: оригинально и увлекательно – однако книга могла быть гораздо больше.
Clanbook Lasombra Revised – Книга клана Ласомбра (2001): собрание поучительных историй, которые рассказывают своим ученикам наставники клана. Моя оценка: здорово и интересно.
Ventrue: Lords over the Damned – Вентру: Владыки проклятых (2008): трактат о Вентру, написанный древним вампиром, ищущим подлинные истоки своего клана. Моя оценка: живо и ярко, одна из лучших книг в серии.
Gangrel: Savage and Macabre – Гангрел: Дикие и смертоносные (2008): своего рода «книга о книге», которую в ходе повествования составляет девушка, вынужденная искать сведения о своём клане под угрозой расправы над её близкими. Моя оценка: любопытная, но сугубо локальная история одного Гангрел, дающая лишь размытое представление о глобальной деятельности клана.
Clanbook Ravnos Revised – Книга клана Равнос (2001): трактат об истории, обычаях и культуре самого вероломного клана Сородичей. В книге прослеживается явный переход от «цыганского» изображения клана в книгах Второго издания к индийской эстетике Третьего. Помимо прочего, книга предлагает возможность игры за Равнос после Недели кошмаров и несколько обновляет информацию из книги Gypsies. Моя оценка: яркая книга о ярком клане.
Clanbook Baali – Книга клана Баали (1998): короткое руководство, повествующее о самом жутком клане вампиров – возможно, не считая Цимисхов. Конспект содержит ровно 6666 слов русскоязычного текста. Моя оценка: даже общее качество материала не может спасти Баали от прямолинейной концепции клана, воплощающего практически чистое зло.
Dark Eras – Тёмные эры (2016): поистине исполинская, грандиозная и талантливая работа, посвящённая разным эпохам в истории Мира Тьмы – включая жизнь оборотней при живом Отце Волке. Один из ключевых плюсов этого фолианта заключается в том, что книга рассматривает не только шестнадцать разных периодов истории, но и различные жанры популярной культуры: от остросюжетного триллера и шпионского детектива до авантюрных романов и беспощадной военной прозы. Моя оценка: горячие, пламенные рекомендации.
Dark Eras Companion – Тёмная летопись (2017): прямое развитие предыдущей книги, повествующее о десяти чрезвычайно суровых периодах истории в Мире Тьмы: от демонов в Русскую революцию 1917 и создания первого Франкенштейна до Прометидов во время Великой чумы и Скованных, расследующие реальный случай с исчезновением первой английской колонии. Моя оценка: просто отлично.
Slasher – Потрошитель (2009): фактически полноценный сеттинг, рассказывающий о серийных убийцах, многие из которых наделены сверхъестественными способностями. Отличные описания, кровожадные тактики и дух популярных ужастиков прилагаются. Хотя книга косвенно связана с сеттингом Hunter: the Vigil, большая часть информации предназначена для игры самими маньяками или простыми смертными. Моя оценка: зловещий шедевр.
Immortals – Бессмертные (2009): небольшой, но самостоятельный сеттинг, повествующий о бессмертных людях. От купельщиков, омывающихся кровью жертв в духе Елизаветы Батори, до серийных убийц, забирающих ровно 3% от жизни, прожитой жертвами, и потому охотящихся на других долгожителей – книга предлагает целую палитру запоминающихся содружеств и типажей. А любителям Mummy: Second edition книга и вовсе предлагает возможность возродить сеттинг в рамках Нового Мира Тьмы. Моя оценка: отличный баланс атмосферы, игромеханики и сюжетных зацепок.
State of Grace – Небесная благодать (2002): практически уникальная книга о религии в мире Сородичей. Текст начинается с увлекательной экскурсии по ключевым религиям мира, затем переходит ко взглядам Сородичей на религиозные обязательства и запреты, а затем и вовсе описывает фантастические религии вампиров, не имеющие ничего общего с человеческими. Особенно хорошо у авторов удаются ответы на практические вопросы: какую кровь можно считать кошерной, как посвятить жертву Аллаху, какие возможности открывает выход из цикла реинкарнации и многое другое. Моя оценка: отлично.
Innocents – Невинные (2008): игра о детях в Мире Тьмы, представляющая собой совершенно отдельный сеттинг. Мэттью Макфарланд как-то назвал эту книгу лучшим, что он когда-либо делал для Мира Тьмы. Учтите, что при общем возвышенном тоне игры некоторые эссе в этой книге поистине разрывают сердце. Моя оценка: душевно и проникновенно.
Coteries – Котерии (2004): книга, которая вопреки своему названию посвящена скорее ковенантам Сородичей, чем буквальным котериям. Ещё удивительнее то, что часть информации, приведённой в книге, так и не была продублирована в руководствах по соответствующим ковенантам. Fun fact: Coteries стала первым дополнением Vampire: the Requiem, опередив даже руководства ведущего и игрока. Моя оценка: здорово, мощно и актуально.
Book of the Dead – Книга мёртвых (2009): подробное руководство о путешествиях на тот свет. Среди основных достоинств хочется отметить сюжетные зарисовки (включая историю о маньяке, заставляющем своих жертв произносить перед смертью слова долгого, страшного заклинания) и владения мёртвых – от царства погибших автомобилей и вечного поля боя до мира творческих мыслей, умерших со своими авторами. Моя оценка: чистое золото.
New Wave Requiem – Новая волна Реквиема (2009): книга о жизни американских вампиров в восьмидесятые годы. Моя оценка: коротко, но со вкусом.
Rage: Forsaken Player's Guide – Ярость: Руководство игрока в мире Отверженных (2007): объёмная книга для тех, кому недоставало подробного рассмотрения племенной культуры, праздничных ритуалов, новых Даров (здесь их сразу одиннадцать), религиозных вопросов и географических тонкостей. Кроме того, именно здесь впервые описаны стайные тактики и протектораты, которые затем появились и во второй редакции. Моя оценка: здорово и практично.
Night horrors: Immortal sinners – Ночные кошмары: Бессмертные грешники (2009): книга о самых зловещих личностях среди Сородичей: от художника-диаблериста, считающегося местным Пикассо, до парочки влюблённых убийц, колесящих по ночным дорогам в вечном медовом месяце. Моя оценка: однозначный шедевр.
Night horrors: The unbidden – Ночные кошмары: Необузданная стихия (2010): огромное руководство, намеренно демонстрирующее хоррорную сторону магии. Моя оценка: подлинное сокровище.
Night horrors: Conquering heroes – Ночные кошмары: Доблестные герои (2017): сборник ярких персонажей для Beast: the Primordial: от безумного клоуна, которого пятьдесят лет заставляли смотреть на собственный портрет, до серийного убийцы, считающего охоту на Хищников своим хобби. Моя оценка: отличные идеи присутствуют, но могло быть гораздо лучше.
Imperial Mysteries – Высшие таинства (2012): книга об архимагах и восхождении в Высший мир. Моя оценка: великолепно.
Astral Realms – Астральные царства (2007): руководство по астральным путешествиям и незримым мирам. Моя оценка: маленький шедевр.
Magical traditions – Магические традиции (2007): сборник идей, посвящённый оккультным традициям магов – включая культ, призывающий развивать колдовские способности через употребление психоактивных веществ. Моя оценка: коротко, но информативно.
Carthians – Картианское движение (2006): руководство по ковенанту мятежников и неонатов Vampire: the Requiem. Моя оценка: отличная книга, которую портит сухая подача материала.
Shadows of Mexico – Тени Мексики (2006): один большой, фонтанирующий сборник идей, посвящённых Мексике в Мире Тьмы. От истории и культуры до уникальных пыточных техник. Как устроены наркокартели. Какие истории могут разворачиваться в мексиканских джунглях, а какие – в государственных тюрьмах. Как старейшины, родившиеся во времена майя, относятся к «испанским завоевателям» – то есть современным вампирам. Всё это написано живым языком Чака Вендига и Уилла Хайндмарча, стиль которых я в меру способностей попытался сохранить и на русском. Моя оценка: блестяще, искренне рекомендую к прочтению.
Shadow of the UK – Тени Британии (2006): аналогичное руководство о Великобритании и Ирландии, сосредоточенное на жизни местного коллектива оборотней. Моя оценка: вполне достойная книга, которая, однако, попросту не в состоянии тягаться с великолепной Shadows of Mexico.
Guildhalls of the Deathless – Ратуши бессмертных (2013): детализированное руководство по гильдиям мумий. Моя оценка: отлично – именно эти описания и должны были быть в корбуке.
Dreams of Avarice – Грёзы о неустанном поиске (2016): художественная книга о мифологии Mummy: the Curse и борьбе Восставших за обретение своей истинной личности. Моя оценка: почти шедевр.
Cursed Necropolis D.C. – Проклятый некрополь: Округ Колумбия (2014): книга о мумиях, пытающихся возродить легендарный Ирем в Вашингтоне. Моя оценка: на удивление слабо, хотя встречаются интересные персонажи.
Mummy: Second edition – Мумия: Вторая редакция (1997): руководство по игре мумиями во второй редакции Старого Мира Тьмы. Моя оценка: я до сих пор считаю эту игру лучшим воплощением мумий во всём Мире Тьмы.
Wolves of the Sea – Морские волки (1999): книга, повествующая об эпохе викингов в мире Dark Ages: Vampire. Среди неожиданных моментов стоит отметить систему морских путешествий и основания поселений, отказ от культурных стереотипов и описание жизни вампиров, добившихся сравнительно гармоничного сосуществования с людьми. Моя оценка: хорошее дополнение к главе о викингах из Dark Eras.
Wind from the East – Ветер с востока (2000): подробная экскурсия по миру Анда — монгольских вампиров времён Чингисхана и его колоссальной империи. Помимо короткой, но хорошо изложенной истории завоеваний, книга включает правила конных сражений, множество интересных фактов о монгольской культуре и даже элементы кроссовера с сеттингом Kindred of the East. Моя оценка: одна из лучших исторических книг Мира Тьмы.
Lodges: the Splintered – Ложи: Разрозненные (2006): подробнейший сборник организаций, в которых могут состоять оборотни. Моя оценка: настоящий бриллиант.
Ancient bloodlines – Древние родословные (2009): самое подробное руководство из всех, посвящённых родословным вампиров. Помимо двадцати новых родословных, зародившихся в разные периоды истории, читателя ждут более десяти экзотических Дисциплин, новое содружество охотников для Hunter: the Vigil, Теневой культ русских вампиров и даже система вудуистской магии, доступная всем Сородичам вне зависимости от клана. Моя оценка: очень достойно.
Bloodlines: the Legendary – Родословные: Легендарные (2006): сборник, посвящённый девяти неординарным династиям Проклятых — от полубезумных вампиров, превращающих города людей в пчелоподобные ульи, до азиатских монахов, пребывающих в своеобразной Голконде, и голливудских актёров, снимающихся в кино о вампирах. Моя оценка: лучшая книга в серии.
Bloodlines: the Chosen – Родословные: Избранные (2005): книга, вводящая в ночной мир Сородичей несколько уникальных династий. Среди основных украшений — абсолютно слепые Носферату, живущие под землёй, каннибалы, предпочитающие мясо других вампиров, морские Вентру, социальные Гангрел и аристократичные русские Носферату. Кроме того, именно в этой книге состоялось возвращение клана Джованни в виде венецианской династии некромантов. В дополнение ко всему, книгу открывает короткое, но информативное руководство по изображению родословных в игре. Fun fact: Каждая из родословных, представленных в книге, была написана игроками на конкурсной основе. Заведующий проектом Рэй Фокус обещал выложить родословные, не вошедшие в сборник, отдельным файлом в Сети – но за минувшее десятилетие этого так и не произошло. Моя оценка: отличное дополнение.
Bloodlines: the Hidden – Родословные: Затаившиеся (2008): руководство, которое хорошо показывает, как могут выглядеть по-настоящему неординарные родословные Проклятых. Например, тех, которым забыли сообщить, что они вампиры. Моя оценка: здорово, но не без проседаний.
Legacies: the Sublime – Наследия: Грациозные (2006): книга, представляющая на читательский суд тринадцать Наследий магов: от квантовых физиков, считающих магию всего лишь наукой будущего, до писарей, изучающих истинные имена мертвецов. Моя оценка: ярко и интересно.
Legacies: the Ancient – Наследия: Древние (2007): руководство, вводящее в мир игры ещё тринадцать Наследий – большинство из которых не связывают себя с атлантическими орденами. Моя оценка: смесь интересного и проходного материала.
Nomads – Кочевники (2004): книга о путешествиях в мире Сородичей. Fun fact: По иронии судьбы, Nomads – книга, посвящённая нарушению одного из основных принципов Vampire: the Requiem (стремлению Проклятых к сугубо городской деятельности) – стала вторым же дополнением сеттинга. Моя оценка: интересная, но местами поверхностная книга.
Gypsies – Цыгане (1994): короткая, лёгкая книга, содержащая любопытные факты о жизни цыган. Хотя она вышла уже тогда, когда Старый Мир Тьмы развивался семимильными шагами, её отличает сравнительно слабая связь с полноценными сеттингами Мира Тьмы, отчего её можно использовать как достаточно самостоятельную игру о цыганах. Моя оценка: отличная книга о необычной культуре.
Mafia – Мафия (2002): короткое дополнение к Старому Миру Тьмы, повествующее об организованной преступности в США. Книга предлагает беглый взгляд на историю американской мафии с явным акцентом на Коза Ностра, рассматривает специфику взаимодействия мафии и вампиров и дарит читателю несколько любопытных характеристик. Моя оценка: информативно, но очень сжато.
Midnight roads – Полуночные дороги (2008): книга о путешествиях в Мире Тьмы. Содержит краткий обзор культуры автолюбителей и хитчхайкеров, около ста сюжетных зацепок, многие из которых легко использовать в качестве быстрого старта, и удобный список мотивов, побуждающих людей отказаться от городского комфорта и отправиться в долгий путь. Моя оценка: настоящий кладезь идей.
Ghouls – Гули (2005): яркая, лёгкая книга, описывающая неочевидные стороны жизни гулей. В частности, именно здесь впервые встречаются мандрагоры – живые растения, напитанные кровью Проклятых. Моя оценка: разнообразно и увлекательно.
Asylum – Клиника (2007): книга о безумии в Мире Тьмы, по духу напоминающая крупное дополнение к Mysterious places. Помимо самих безумцев, книга подробно (иногда даже скрупулёзно) описывает работу медиков. Если вам нужны идеи для отыгрыша врачей или их ближайшего окружения, Asylum может оказать в этом неоценимую помощь. Моя оценка: отличная книга в духе Mysterious Places.
Adamantine Arrow – Алмазная стрела (2007): книга о боевом ордене Mage: the Awakening. Моя оценка: отличная интерпретация образа «боевого мага».
Free Council – Свободный совет (2007): книга об ордене бунтарей Mage: the Awakening. Из любопытного стоит отметить словарь магического жаргона, систему конфликтов с другими орденами и заклинания наподобие погружения в виртуальную реальность. Моя оценка: хорошо, но могло быть ещё интереснее.
Guardians of the Veil – Стражи вуали (2006): книга о главном шпионском ордене Mage: the Awakening. Моя оценка: здорово.
Mysterium – Мистериум (2007): книга об ордене изобретателей и исследователей Mage: the Awakening. Возможность играть за дипломированного мага и лёгкие зарисовки на тему «Хогвартса в Мире Тьмы» прилагаются. Моя оценка: на удивление интересно для книги, посвящённой классическим магам-учёным.
The Silver Ladder – Серебряная лестница (2008): книга об ордене учителей и правителей Mage: the Awakening. Будучи самой подробной в серии руководств, посвящённых орденам, The Silver Ladder приводит сведения не только о самих теархах, но и о взаимодействии магов из разных городов. Кроме того, именно здесь впервые была представлена система по изучению обитателей других сеттингов. Моя оценка: высшие похвалы.
Seers of the Throne – Жрецы престола (2009): книга о самом тёмном ордене Mage: the Awakening. Помимо грамотного объяснения мотивации ордена и рассмотрения его внутренней иерархии, книга описывает четыре практически самостоятельных «внутренних» ордена и дары Экзархов, доступные только Жрецам престола. Моя оценка: отличная книга об антагонистах — или неординарных протагонистах.
Banishers – Истребители (2008): книга о магах, охотящихся на других магов. Среди основных украшений особого упоминания заслуживают каннибалы и психи, считающие других Пробуждённых пришельцами, а колдовство – первым признаком инопланетного вторжения. Любопытно, что именно этой фракции разработчики дали одни из самых изобретательных заклинаний в игре – чего только стоит сознательное превращение в нежить. Моя оценка: ёмко и увлекательно.
Sothis Ascends – Восхождение Сириуса (2015): историческое дополнение, повествующее о расцвете античных цивилизаций, а затем и об их закате в первом тысячелетии нашей эры. Хотя тематически книга входит в сеттинг Mummy: the Curse, большая часть её наполнения подойдёт для любой ролевой игры. Если вам нравятся интересные исторические детали (как выглядела жизнь среднестатистического египтянина, каким алфавитом пользовались торговцы разных народов в 910 г. до н.э., каким животным разрешалось давать имена и в какую эпоху лошадей перестали считать бесполезными дикими животными), книга может расширить вашу эрудицию или просто доставить читательское удовольствие. Моя оценка: отлично, книга играет красками даже на фоне более позднего цикла Dark Eras.
VII – VII (2005): книга о самом загадочном ковенанте Vampire: the Requiem. Моя оценка: парадоксально, но это одно из лучших дополнений из всего семикнижия, посвящённого ковенантам.
Belial's Brood – Свора Белиала (2007): книга о самом бесчеловечном ковенанте Сородичей. По меткому выражению главного разработчика, книга не оправдывает Свору Белиала, но даёт ей шанс объяснить свою мотивацию. В дополнение к подробным описаниям Своры книга представляет шесть крупных фракций, по-разному видящих цель и будущее своего ковенанта, а также уникальные силы, доступные только представителям Своры. Моя оценка: разнообразно и красочно.
Splintered city: Seattle – Расколотый город: Сиэтл (2014): книга о демонах, скрывающихся от ненавистного Создателя на американском северо-западе. Моя оценка: интересный материал, подпорченный сухим слогом.
Heirs to Hell – Ад в наследство (2014): книга о полудемонах – детях, рождённых в семье демона и человека или другого демона. В определённом смысле книга представляет собой необычное дополнение к Innocents – на этот раз и с учётом родительской точки зрения. Моя оценка: оригинально, но очень сжато.
Boston Unveiled – Бостон под маской (2005): книга об истории Бостона и местном обществе Пробуждённых. Моя оценка: просто хорошее дополнение.
Mythologies – Мифологии (2006): книга, повествующая о различных версиях происхождения вампиров, легендарных антагонистах и других апокрифических темах, которые Сородичи поднимают в своих Элизиумах. Моя оценка: одна из лучших книг в серии. Особое внимание призываю обратить на главу «Истинный смысл Тумана вечности» – по моему убеждению, это лучшее объяснение торпора, которое вообще могли дать разработчики Vampire.
Strange dead love – Странная загробная любовь (2011): одна из редких книг, повествующих о лучах света в Мире Тьмы. В руководстве описаны сценарные трюки, показывающие, по каким моделям строятся романтические произведения, приведены несколько интересных правил, отображающих психологические изменения в жизни влюблённого вампира, а также предложены заготовки для романтических сюжетов. Моя оценка: короткая, но душевная книга.
Tooth and Nail – Коготь и клык (2017): короткое руководство, повествующее об охоте протагонистов Hunter: the Vigil на персонажей Beast: the Primordial. Среди нововведений особое место занимают три новые организации, включая мистически одарённых детей и охотников, защищающих Хищников от Героев. По определению самих разработчиков, книга представляет собой новую главу Mortal Remains. Моя оценка: отличное, но чересчур короткое дополнение.
Mage Chronicler's Guide – Маг: Руководство ведущего (2010): книга, посвящённая тонкостям проведения игр по Mage: the Awakening. В руководстве представлена целая галактика новых опций, включая тотальное изменение сеттинга, приведены семь коротких эссе о том, как меняется сеттинг в зависимости от жанра игры, даны советы по проведению игр с могущественными и всезнающими персонажами и включены описания четырёх политических ярусов Mage: уличного, городского, глобального и космического. Моя оценка: бойко и полезно.
Mage Noir – Маг: Нуар (2011): книга о сороковых годах в истории Mage: the Awakening. Хотя эта брошюра вышла задолго до знаменитой Dark Eras, она не только напоминает дополнительную главу из этого руководства, но и заполняет лакуну в американской истории между Великой депрессией и бандитскими семидесятыми. Моя оценка: атмосферно, но очень коротко.
Marvel Heroic Roleplaying: Civil War – Марвел: Гражданская война (2012): книга, посвящённая одному из самых известных событий в истории Марвел (не так давно по нему выходил фильм со Мстителями). Моя оценка: идеальный сценарий для лёгкой и разнообразной игры.
Первая глава книги Masks: 1000 Memorable NPC for Any Roleplaying Game – Маски: 1000 запоминающихся NPC для любой ролевой игры (2011): как нетрудно понять из названия, книга описывает ровно тысячу персонажей для любой ролевой игры. Что особенно приятно, цели каждого персонажа предлагают собственные сюжетные зарисовки, многие из которых лично мне просто не приходили в голову. Описание каждого персонажа сопровождается советами по их отыгрышу, которые не только оживляют их образ, но и позволяют отыгрывать их в качестве протагонистов. Тем не менее, в настоящий момент с незначительными сокращениями переведена только одна глава. Моя оценка: неисчерпаемый источник вдохновения.
Переводы в соавторстве
Werewolf: The Forsaken Rulebook – Оборотень: Отверженный (2005): основная книга правил, посвящённая жизни оборотней в Мире Тьмы. Моя оценка: хорошая вводная в потрясающий сеттинг.
Guildbook Haunters – Книга гильдии Привидений (1997): руководство об одной из самых бунтарских организаций Wraith: the Oblivion. Моя оценка: поклонникам гильдии будет интересно.
Blood magic: Secrets of Thaumaturgy – Кровавая магия: Секреты тауматургии (2000): книга о чёрной магии в Мире Тьмы. Моя оценка: разделы, которые переводил я, были просто отличными.
Midnight Siege – Полуночная осада (2001): книга о тактиках, к которым Камарилья, Шабаш и другие организации Vampire: the Masquerade прибегают в своём многовековом конфликте. Моя оценка: последняя глава с тактиками — настоящее золото, но свои жемчужины есть и в начале.
Помощь в переводе
Trail of Cthulhu – Ктулху (2008): детективная игра в лучших лавкрафтианских традициях. Одна из главных особенностей игрового стиля заключается в том, что игроки заранее знают, что их персонажей скорее всего ожидает смерть или сумасшествие. Fun fact: сократить название просто до Ктулху предложил сам разработчик игры. Моя оценка: это ещё не Ночные хищники, но в руках хорошего мастера Ктулху может стать незабываемой и потрясающе атмосферной игрой.
Keeper's Handbook – Рукопись Хранителя (2008): сборник идей о лавкрафтианских богах и чудовищах, ритуалах и географических регионах. Кроме того, готовые описания улик, связанных с лавкрафтианскими сущностями, делают эту книгу одной из самых ценных с точки зрения практической применимости. Моя оценка: ярко, разнообразно, а порой и вовсе великолепно, хотя и не без проседаний в самом начале.
Legacy – Наследие (2016): игра о постапокалипсисе, в которой игрокам предлагается рассказать историю сразу о нескольких поколениях выживших. В каждом поколении герой меняется, уступая место своему потомку или наследнику. В качестве главных источников вдохновения автор игры называет Mummy: the Curse и Цивилизацию Сида Мейера. Моя оценка: интересный эксперимент.
Приложения
Правила Firefly RPG за десять минут
Русскоязычный лист персонажа для Marvel Heroic Roleplaying
На Википедии составлены статьи по следующим сеттингам:
Werewolf: the Forsaken
Promethean: the Created
Hunter: the Vigil
Changeling: the Lost
Geist: the Sin-Eaters
Beast: The Primordial
Vampire: the Requiem
Mummy: the Curse
В обозримом будущем планируется завершение статей по другим сеттингам Мира Тьмы.
42 комментария
Все просто отлично, есть просьба продублировать файлы на меге или чем-то что не блокают.
но не считаю это корректным.
Если позволите, в очередной раз поинтересуюсь судьбой Night’s Black Agents. И можно ли где-то увидеть или купить перевод Legacy?
Буквально через несколько часов дам официальный ответ. Насколько знаю сейчас, «Agents» дошли до стадии производства, а «Legacy» долго перекраивались задним числом из-за самого автора игры.
P.S.: Искреннее спасибо, что ждёте «NBA». Они того стоят.
Надеюсь все на Имке понимают, что у меня просто не было шанса не пошутить про ректальные свечи?
Гигакса.
Хотя некоторые из моих читателей, напротив, благодарили за краткость изложения на основе известной им Марвел. Но это уже их мнение, нисколько не умаляющее ценность вашего.
P.S.: В документе речь не идёт о сравнении с «какой-то другой игрой». MHR и Firefly используют практически одни правила со смехотворными изменениями.
Кровь тонкой быть не может, никак. И в английском языке это не является каким-то особым термином. Thin здесь всего лишь означает слабость и разбавленность крови, противовес концентрированной густой крови. Как если сравнивать артериальную и каппилярную кровь.
Хотя я могу аргументировать свою позицию тем, что авторы прибегли не к прямолинейному термину «Weak blood», а к более метафоричному «Thin blood» (что подталкивает к поиску интересных синонимов слова «слабый» в русском языке), в целом это один из немногих моментов, в которых я предпочёл вариант, который нравится мне субъективно. Словосочетание «тонкая кровь» вызывает у меня биологическое отвращение, родственное стилистике body-horror. По моему — глубоко субъективному! — мнению, к этой тошнотворной формулировке прибегали бы и заносчивые вампиры в Элизиуме, существуй он в действительности. Тем не менее, словосочетание «слабая кровь» действительно ближе к сути. Если в своих собственных играх вы используете его, полностью вас поддерживаю.