"Настоящие ролевики играют только в фэнтези"
Радагаст Карий напомнил мне одну мысль, которую я думал… ну, несколько месяцев назад точно, но до сего момента не высказывал.
©
Собственно, хотим мы этого или нет, нравится ли нам это или нет, но рядом с нами живёт великое множество людей, для которых Люк Скайуокер, Гарри Поттер и Арагорн являются гораздо более живыми людьми, чем многие реальные исторические деятели отдалённого прошлого, а Средиземье и Объединённая Федерация Планет гораздо ближе и понятнее, чем реальная история Земли. Нам может это не нравиться, мы можем обзывать таких людей всякими обидными словами, но они есть. И появились не вчера — хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский не даст мне соврать.
Вот деятели недавнего прошлого — они способны вызвать у игроков живую эмоциональную реакцию. Но это может оказаться не та реакция, которой хотел бы ведущий.
Я перестал использовать демихьюманов в своих кампаниях, а в качестве сеттинга использую реальную Землю около 1600 года.
Если не помешать злому волшебнику наслать чуму, накроется Лондон, а не Фэнтезивилль. Персонажи игроков находятся не в каком-то «Пограничье», это испанский форт в тогдашней Флориде с чернокожими рабами, а аборигены, с которым сражаются испанцы, это не «гоблины» или «орки», а индейцы тимукуа. Тут нет цивилизованных земель «хороших парней»; французские и английские приватиры в моральном и этическом плане не слишком отличаются от испанцев.
©
Я не могу убедить себя в том, что крыша станции Блетчли «реальнее» облаков. И как артефакт я нахожу её менее одушевляющей, чем пресловутый свод небес. Мост к платформе 4 мне менее интересен, чем Бифрост, охраняемый Хеймдаллом и Гиаллахорном.©
Собственно, хотим мы этого или нет, нравится ли нам это или нет, но рядом с нами живёт великое множество людей, для которых Люк Скайуокер, Гарри Поттер и Арагорн являются гораздо более живыми людьми, чем многие реальные исторические деятели отдалённого прошлого, а Средиземье и Объединённая Федерация Планет гораздо ближе и понятнее, чем реальная история Земли. Нам может это не нравиться, мы можем обзывать таких людей всякими обидными словами, но они есть. И появились не вчера — хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский не даст мне соврать.
Вот деятели недавнего прошлого — они способны вызвать у игроков живую эмоциональную реакцию. Но это может оказаться не та реакция, которой хотел бы ведущий.
68 комментариев
Нет ничего более знакомого, как ни странно, чем «деятели недавнего прошлого». Изобрази, например, хитроумного деспота-короля Нитупа и его канцлера-прихлебателя Ведевдема (имена абсолютно никак не соотносятся с реальными личностями) и сомнений в целостности и логичности этих двух образов не будет ни у кого.
Ролевые игры всегда эмуляция реальной жизни. Чисто потому что человек неспособен вообразить себе то, о чем никогда не знал. Меняются декорации, меняются лица героев, суть остается приблизительно одна и та же. Жорж Польти в 19 веке выделил 36 основных драматических сюжетов и до сих пор никто не смог ни убавить ни прибавить.
Так почему бы не заимствовать сюжеты, ситуации и неписей прямо из реальной жизни? Главное, как всегда, не переборщить. Образ должен быть хорошо знакомым, но не одним и тем же, если вы понимаете о чем я.
«Как ни странно» здесь как будто намекает на то, что я утверждал что-то другое. О_о
А это уже откровенно неверно.
Каждое из утверждений в этом абзаце является ложным. И я могу объяснить, почему.
Я действительно настолько плохо формулирую свои мысли? Очень сложно заимствовать образ, который тебе незнаком.
Нет, не понимаю. Поясни.
«Это классика, это знать надо», как говорил один киногерой. Теоретически тезис про эмуляцию действительности тоже оспариваем.
Фольклористы и религиоведы с тобой не согласны.
У меня про это целый пост был.
Борхеса уже упомянули. :)
, только описанного в несколько более понятных терминах. В конце-концов гусеницы и генераторы плазмы кто-то придумал, хотя в природе они не встречались. Можно, конечно, возразить, что эволюция инженерной мысли и человеческого воображения вещи разные и идущие от разных корней, но я в этом сильно сомневаюсь. И доказать и опровергнуть это будет сложно.
Тут изначально речь велась именно об этом. Мол, человек неспособен вообразить то, чего никогда не знал.
Как бы изобретателен бы ни был средневековый бестиарограф, он не дойдет до гусеничного хода, амебообразных существ и космической станции с искуственной гравитацией.
Да щас. Народ на разных форумах регулярно трепется о том, о чем ни малейшего понятия не имеет. Поди, вековая традиция.
А во-вторых шумеры-то и китайцы их придумывали или щас будут теории про генетическую память о динозаврах (почему-то с привязкой к огнеметам у европейцев и к божествам дождя у китайцев, если не изменяет память)?
,
нежели пытаться его опровергнуть. Бытие определяет сознание все же. Любую фантастику возьми: гибсоновский цвет неба в «Нейроманте», или скульптурки богов первобытных людей.
Древний человек знал, что такое вертолёт, гусеничный ход или что-то подобное?
А человечество, в итоге, это реализовало?
Так кто-то же должен был это всё придумать!
Сходно мыслишь^^
Вообще, вся история человечества показывает, что человек успешно придумывает то, чего не было раньше. Устройства, языки, письменность, законы, религии, военные тактики…
Имка такая Имка.
С другой стороны, я не могу говорить за Поттера (ибо книги про него показались мне малоинтересными), но Конан-варвар собран из нескольких реальных исторических персонажей (если кто-то хочет оспорить эту точку зрения, вспомните, например, рассказ «Родится ведьма» и сравните его сюжет с реальной разборкой Изабеллы и Сибиллы Иерусалимских, с участием в ней Бальяна II д'Ибелена), равно как и Люк Скайуокер; что же касается Арагорна, то этот персонаж в той его части, что не содрана с вышеупомянутого Конана, является отражением Алагёрна, брата Тейи и последнего остготского претендента на корону Италии.
Другими словами, если отставить в сторону дурацкое сравнение облаков и крыши (ибо и то, и другое одинаково реально), то Биврёст может существовать только в том мире, где уже существуют реальные мосты, иначе его метафора не будет иметь никакого смысла. Действительно, (как, впрочем, и любое другое искусство). Возможно, игра где-то упрощает реальность ради большей выразительности или лучшего восприятия (собственно, для чего и служат разного рода штампы), но отражением жизни она является всегда.
козе баянчеловеку, который не специализируется на истории Средних Веков, история готов? Я вот ее учил в университете, и пользы она мне в последующие годы не принесла ни на грош. Как, впрочем, и 95% программы истфака и философака, за приятным исключением экологии.А можно мне рассказать больше о единой немецкой культуре начала ХХ века, как, впрочем, и общеевропейской культуре. Меня особенно интересует вопрос носителей и того и другого, а то в моем понимании речь идет приблизительно об 0.0001% интеллигентов с своеобразными художественными вкусами.
Безусловно, некоторое сходство сюжетов есть, но оно настолько фрагментарное и поверхностное, что вполне может быть и случайным.
А что у них общего, кроме звучания имени и претензий на корону? Арагорн был младшим братом короля? Сдал ключи от города? Перешёл на сторону неприятеля, посчитав его меньшим злом?
Посмотри хотя бы на споры фанатов СССР и его ненавистников. Когда они описывают «как жилось в то время» — совершенно явно, что это два разных Советских Союза. А казалось бы, так немного времени прошло, еще живы люди, которые это помнят, сохранилось масса документов, книг, фильмов, объектов материальной культуры… а поди ж ты.
С временами более древними картинка еще более удручающая. В трудах разных историков один и тот же исторический деятель может представать и как талантливый политик, положивший жизнь на благо своей страны и как моральный урод и тупой тиран, руководствовавшийся только желаниями своей левой пятки. И как решить, какой образ «реалистичнее»?
Поэтому на самом деле для игры нет никакой принципиальной разницы, откуда мы берем образы и названия — из исторических трудов или из вымысла писателя. Это исключительно дело вкуса и личных эстетических предпочтений играющих.
И нет ничего удивительного, что многие предпочитают играть по литературным источникам. На самом деле о литературных персонажах мы КАК ПРАВИЛО имеем больше и более когерентной информации, чем об исторических. Образ книжного Арагорна гораздо более ясный, выпуклый, и насыщенный деталями, чем образ какого-то исторического Алагёрна, про которого большинство вообще первый раз слышат, а кто не первый, знает полтора факта — типа «воевал с тем-то, умер тогда-то». Этого слишком мало, чтобы вдохновлять и будить фантазию. Поэтому в Арагорна играть куда как лучше и приятнее.
Ну так именно этим историки обычно и занимаются. Не вопрос, если тебе не нравятся уже существующие образы, можно создать свой. Но ты серьезно думаешь, что твой будет «объективнее» и «реалистичнее»? Он будет тебе больше нравится и в него тебе будет приятнее играть, потому что он твой — это да. Но «соответствие реальности» тут ни при чем.
Играть литературного персонажа предпочитают отнюдь не только потому, что лень копаться в исторических документах. Дело в том, что в оных документах обычно изложены только факты: сделал то, сказал это и т.п. Иногда встречаются личностные оценки персонажа со стороны других людей — но они как правило пристрастны, поскольку написаны либо ярым сторонником, либо противником. И личность персонажа приходится реконструировать практически с нуля по этим данным. А для литературного персонажа автор всегда в той или иной степени раскрывает нам его внутренний мир.
А для ролевой игры личность персонажа, его эмоции, мотивы, желания и привычки — гораздо более важная и ключевая информация, чем конкретные детали биографии.
Не вопрос, есть люди, которым такой реконструкцией по фактам заниматься интересно. Но это — всего лишь вопрос личных вкусов и предпочтений.
Например, сейчас у меня в голове варятся фабула и сюжет модуля-зарисовки, в котором фигурируют Жанна д'Арк, Этьен «Ла Гир» де Виньоль и Жан Бюро на фоне совершенно фантастических декораций, включающих в себя демонов-даэва, тайно подчинивших себе Европу посредством марионеточной католической церкви, и магов-зороастрийцев, борющихся с этими демонами. Согласитесь, что в моем случае мне нужно иметь хотя бы общее представление об упомянутых личностях и соответствующей эпохе:)