Пилотируемая космонавтика: смысл, цели, задачи?

Как вы думаете, коллеги, зачем нужна в наше время пилотируемая космонавтика?



У нас тут с одним деятелем дискуссия возникла о том, надо ли это? И по всей его аргументации, выглядящей предельно логично получается, что не надо:


Автоматы получают более точные данные, быстрее, в бОльшем объеме и гораздо дешевле. И их не надо возвращать обратно. Т. е. позволяют совершенствовать науку и получать знания гораздо лучше. Но тем не менее многие говорят, что пилотируемая космонавтика необходима. И я поискав не нашел ни одного аргумента кроме патриотических… <...> А основной мотив в том, что ДЕЛАТЬ человеку в космосе и правда нечего. Все что он там делает он делает ХУЖЕ. Человек БУДЕТ летать в космос. ОБЯЗАТЕЛЬНО. Дла РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Когда это достаточно подешевеет.

А по моей как то так получается:
человечество развивается (прогресс идет, скажем так) как вид, пока он стремится к звездам. Пока оно хочет встать вровень со звездами САМО и без костылей (в данном случае такие костыли — непилотируемая космонавтика). Уткнувшись в землю носом, не видишь звезды. И развитие останавливается. Гораздо важнее становится новая модель айфона, не новый спутник или открытая звезда.
Согласен, не очень то логично, скорее поэтично, но у меня к тому моменту логичные аргументы кончились :(


Товарищи, коллеги, няши и поняши, друзья и все остальные, рассудите нас пожалуйста!

Как по-вашему, зачем нужна пилотируемая космонавтика?

P.S. Я буду очень рад прочитать ваши взвешенные и умные ответы. Спасибо!
  • нет
  • avatar
  • 1
  • +4

87 комментариев

avatar
Зачем вообще нужна космонавтика, для начала?
avatar
Видите ли, так уж вышло, что ресурсы Земли конечны. «Возобновляемость» — это просто оттягивание неизбежного. Космонавтика нужна, чтобы продолжть существование.
avatar
Ну ты и некропостер.
avatar
Опа. На дату не посмотрел.
avatar
Я сильно не уверен в том, что человечество проживет так долго, что увидит гибель Земли.
avatar
Долго ли умеючи!
avatar
Пока мы летаем туда в основном за данными — автоматы лучше.
Когда и если понадобится строить там заводы и шахты и, возможно, привозить обратно какую-то продукцию — автоматов вряд ли будет достаточно, хотя бы из-за запаздывания радиосигнала и ограниченной способности автоматов к диагностике и ремонту, если что-то пошло не так.
«Там» в данном случае — другие планеты и пояс астероидов.

А развивать пилотируемую космонавтику имеет смысл, если мы хотим что-то добывать «там», а не осваивать, к примеру, глубины собственной планеты и океаны.
Вотпрямщас оно не надо. Всерьёз осваивать Марс, пояс астероидов, спутники Джупа или хотя бы Луну, да даже на орбите что-то строить — нам пока и незачем, и не потянем. Всё, что нам нужно, кроме знаний о космосе, можно проще и эффективнее получать на Земле — и ресурсы, и энергию.

Но когда и если оно станет надо — надо станет «желательно вчера и уже работающее», а не «возможно, послезавтра». Не «а теперь 20 лет изучаем, что не угробит пилота и как оно вообще, жить и работать в космосе, чтоб не было мучительно больно», а «у нас есть готовые пилоты и технологии жизни за пределами Земли, полетели».
avatar
Космос — это, помимо прочего, еще и огромная лаборатория с уникальными условиями. Теоретически, космические исследования, и я сейчас говорю не только о астрономии, но и о физике, химии и биологии, могут дать результаты, не воспроизводимые в земных условиях. Ну а оценку результатов все-таки должен делать человек. Даже если с этим может справиться и машина, человек все-равно нужен. Собственно, на том же принципе, вероятно, основывается необходимость человека и в других сферах. Машина может оценить факты, а для понимания их значения нужен менее структурированный ум.
avatar
«роботы не могут импровизировать» © (ну или что-то в этом духе)
avatar
Ну а если серьёзно — то вот представь. Грубо говоря среднее расстояние между Землей и Марсом — 228,38 млн км (ну вот грубо). Это аж (ну опять грубо) 12 световых минут. То есть время реакции на события из некоего ЦУПа, управляющего космолетом с Земли будет не менее 12 минут. Знаешь что может случится за 12 минут?

P.S. Ой-ой-ой, неграмотный хомяк. Время реакции будет 24 минуты. ну конечно же!
avatar
Если серьезно — я как раз отстаиваю позицию, что пилотируемая космонавтика нужна :)

Этот аргумент я уже приводил, мне заявили, что автомат действует и принимает решения быстрее и точнее человека. Намного быстрее и намного точнее. И в пример приводят машинерию, которая может посадить самый обычный боинг в шторм, тогда как человек на это не способен (так же точно, мягко и аккуратно).

«роботы не могут импровизировать» © (ну или что-то в этом духе)
И этот аргумент я приводил :)

Ответ: «Покажи мне задачу (в космической отрасли), в которой нужно будет творческое и нестандартное мышление».

Мы ж уже не первый час ругаемся дискутируем, и даже не первый день :)

А идти сюда человек не хочет:
Я не хочу выносить эту дискуссию на суд общественности.
Доказывать что-то совершенно посторонним людям у меня нет никакого желания. А если бы кто-то из них хотел что-то доказать общественности — написал бы статью. И я бы ее прочитал. Но таких статей повидимому нет.
А у меня от таких заявлений руки опускаются и дискутировать не хочется :(
avatar
Ну это откровенная ерунда. Автомат можно запрограммировать на решение каких-то стандартных задач, в которых все условия заранее известны. На то он обычный автомат, грубо говоря скрипт.
До тех пор, пока не будет сильного ИИ, говорить о полноценной замене человеку в качестве управленца просто глупо. А есть на самом деле большие сомнения в том, что сильный ИИ вообще достижим.

Пусть твой знаток боингов ответит на простой вопрос — почему на борту этих самых боингов сидят пилоты, а не чудо-роботы, которые умеют сажать боинги в шторм?
avatar
В скобках замечу, что хотя согласен с аргументом, пример каждой стороной выбран неудачный — дело в том, что страх ответственности, да ещё и из-за устройства нашего общества зачастую в условиях, когда решения принимают неспециалисты и с солидным временным лагом… Это порой порождает современные аналоги закона про человека с красным флагом, который должен идти перед автомобилем. Потому то, что за штурвалами сидят люди, само по себе вовсе не обязательно означает, что люди там непременно нужны не в роли зицпредседателей.
avatar
Пусть твой знаток боингов ответит на простой вопрос — почему на борту этих самых боингов сидят пилоты, а не чудо-роботы, которые умеют сажать боинги в шторм?
Спрашивал :)
Говорит «чтобы людям спокойнее было» %)

Я сейчас еще раз переспросил, вот, дословно:

Глеб
Я же объяснял: по традиции. Так всем спокойнее. И пассажирам и руководству.
На самом деле эти пилоты почти все время читают газету. И читали бы вооюще все время, но правила против.
Rain
и всё?
Глеб
Да.
avatar
Подари ему на день рождения шапочку из фольги
avatar
Всенепременнейше!
avatar
Вообще, конечно, человек там идеализирует ситуацию.

Но если забыть про овраги и говорить именно о потенциале, то взлёт и посадка в условиях пассажирского лайнера (то есть на оборудованный аэродром) сейчас действительно в пределах возможностей автоматики (другое дело, что для этой автоматики должны быть условия, плюс диспетчеру пока что проще ругаться с пилотом, чем подстраиваться под автоматику — в смешанной обстановке автоматика не столь удобна).

Основные преимущества человека-пилота сейчас — возможность действия в нештатной обстановке (плюс немалый, но спорный — потому что побочный эффект как раз аварии из-за человеческого фактора) и гораздо лучшее распознание объектов с высоты (это причина того, что пилоты из военной авиации не исчезают, несмотря на распространение БПЛА).
avatar
В основном потому что пассажирам и законодателям не нравится мысль, что их убъет машина из-за ошибки в алгоритме или отказа датчика, а не живой человек из-за собственной ошибки, забытого алгоритма или отказа датчика.
avatar
мне заявили, что автомат действует и принимает решения быстрее и точнее человека. Намного быстрее и намного точнее. И в пример приводят машинерию, которая может посадить самый обычный боинг в шторм, тогда как человек на это не способен (так же точно, мягко и аккуратно).
Это всё хорошо в ситуациях, когда «принять решение» — это «выбрать решение из готовых, уже принятых хумансами на Земле и запрограммированных». А если нет, то нет. Человек способен на действие «искать решение, которого у меня ещё нет», автомат — не способен.
Там, где можно заранее запрограммировать цепочку действий, будут вкалывать роботы, не вопрос. Прикол в том, что нельзя всё запрограммировать заранее.
Ну и 24 минуты время реакции, как Хомяк выше пишет.
avatar
Ответ: «Покажи мне задачу (в космической отрасли), в которой нужно будет творческое и нестандартное мышление».
Летит, значица в космической пустоте и безмолвии Вояджер, не помню, какой по счету и исправно справляется в автоматическом режиме с массой насущных проблем. Но вот однажды на один из своих сенсоров получает непонятный сигнал. Так и этак на него посмотрел, а после, так и не поняв с чем имеет дело, отправил своим создателям. Собственно, чего он в этой ситуации не может? Не может он в этой ситуации расстроиться из-за того, что не справляется с задачей, ради которой его создали. Хотя это и не так, человека это вполне возможно и не остановило бы.
А с сигналом потом на земле разобрались. Оказалось, что Вояджер пролетал через ионизированный сгусток чего-то, и зафиксировал звук, в этом чем-то болтающийся. Никто не ожидал, что в безмолвии космоса могут быть звуки, так что ничего про это Вояджеру не рассказали.
avatar
Сфера Дайсона будет построена для людей, а не (только) для роботов. Я надеюсь, во всяком случае.

Вот для этого и понадобится в какой-то момент пилотируемая космонавтика (-8
avatar
Двачую.

У меня пока ощущение, что люди перемрут, причем не в слишком далеком будущем, а мир заполнят разумные хомяки…
avatar
Космонавтика, пилотируемая хомяками — тоже пилотируемая.
avatar
И они построят вымершим людям сферу Дайсона? )))
PS. Это ванталосеттинг.
avatar
Вай нот?
avatar
Хомячье колесо Дайсона. Хомяки Сатурна уже продвинулись в этом направлении, но потом эмигрировали из системы…
avatar
Сейчас — по большому счёту, ни для чего. Ну или для отработки вывода людей в космос для грядущей экспансии. Потому что если искать причину — то не столько во внешнетехнических потребностях, сколько во внутренних потребностях человечества. Стоит заметить, что это ничуть не менее весомая причина сама по себе — тут не только стремление, тут ещё и социальный вопрос.

Альтернативой такому Большому проекту может быть что-то в духе освоения океана и пр, но космос явно глобальней.
avatar
А зачем экспансия нужна?
avatar
На мой взгляд — много для чего. Из-за исчерпаемости ресурсов, ради разнообразия человеческих сообществ (для выхода из-под давления сложившихся групп), для расширения феноменов, с которыми мы сталкиваемся…
avatar
ради разнообразия человеческих сообществ
avatar
Подписание Декларации Независимости.jpg
avatar
Пример неудачный — потому что для приведения к единообразию (которого, строго говоря, по итогам не случилось) там сперва должны быть индейцы. Если это указание, что процесс в этом смысле нелинейный — так кто бы спорил. А так — без плотов да каноэ не было бы Полинезии, без кнорров (или что там у них было) не случилось бы Исландии и так далее.
avatar
Ну и на случай, если кто-нибудь уничтожит Землю.
avatar
Остается добавить пример, почему при расчете на долгосрочные перспективы человечества в космосе готовиться нужно уже сейчас. Вот еще неплохая статья.
avatar
Вторая ссылка хорошая.
avatar
Это примерно как копить на феррари, чтобы получить ее в 50 лет, а умереть в 20. Человечество легко и непринужденно может до светлого будушего не дожить.
avatar
смысл пилотируемой космонавтики — в смысле
дефицит смысла у нас, космонавтика могла бы его уменьшить
avatar
По большому счёту, смысл закладывается на стадии воспитания. Если речь именно о ВДЦ (великой достойной цели), то буква Д — она сильно зависит от восприятия. То есть если бы речь шла только о дефиците смыслов — это бы можно было спокойно сделать и на Земле, благо задач для Геркулеса хватит. Освоить океан, Антарктиду или, к примеру, озеленить Сахару — задача ничуть не менее тянущая на ту же нишу, причём в процессе вылезет не меньше положительных побочных эффектов.

А ещё у нас есть ограничения энергетики, эрозия почв, генетические болезни, вон… Термояд, опять же, сколько не сделаем. В общем, «великую стройку» соорудить несложно, если бы мы (человечество) умели эти стройки делать — а не путаться во внутренних дрязгах, потому что структура общества у нас тоже из прошлого.
avatar
ну я не говорю, что только космонавтика может решить эту проблему
причем ее масштабы вероятно уже таковы, что одной только великой задачей мы не обойдемся
avatar
При всей моей любви к человеческому космосу и пилотируемым кораблям, пока что всё выглядит так, что пилотируемые полеты не нужны.
Попробую описать, почему я так считаю:

1. Цена/полезная нагрузка.
Аппарат без экипажа дешевле, меньше и способен пережить больше, прежде чем выйдет из строя.
При той же массе/габаритах, в аппарат без экипажа, можно впихнуть больше, чем в аппарат с ним.

2. Этика.
Потеря аппарата без экипажа, упирается только в размер вашего кошелька.

3. Превосходство автоматики над человеком.
Упомянутая скорость реакции и тому подобное.

Доводы и контрдоводы:

1. Автоматы собирают данные, а для производства и строительства нужны люди.
Мне кажется, что человек который это написал (или наоборот, я), плохо представляет себе возможности АСУТП и будущее робототехники.
«Печатать» вещи и здания мы умеем уже сейчас. На многих предприятиях, 1000 рабочих, могли бы заменить 10 операторов. А не заменяют из-за социальных, а вовсе не из-за экономических последствий.
Это означает, что роботы смогут (обещают в ближайшие 15-20 лет) строить, добывать, отправлять всё куда надо и чинить себя.
Зачем посылать человека на луну или в пояс астероидов, если можно послать роботов, которые будут делать всё тоже самое?
Даже если представить себе, что оператор нужен (хотя глядя на прогресс, необходимость в нем стремительно отпадает), мы получаем ситуацию фильма «Луна 2112», где один человек просто следит за работой автоматики, за тем чтобы «всё было хорошо». Он при этом скорее пассажир, нежели пилот.

2. Космические исследования и эксперименты.
Сейчас с успехом проводятся на орбите. То есть далеко лететь не нужно.
Что самое забавное, в исследованиях грядет (уже долго, но вроде верно) своя НТР, когда лаборатории могут стать автоматическими. Практически полностью. Людям останется только думать, куда приложить результаты исследований, хотя и этим могут заниматься уже не они.

3. Задержка сигналов.
Вот это уже конкретно серьезно. Задержка между приказом-откликом в космосе может быть очень большой.
В случае автоматики, это конечно как-то компенсируется (по крайне мере когда круг задач уже известен), но вот с телеуправляемым оборудованием это беда.
Тем не менее, уже сейчас идут эксперимент с квантовой связью. В будущем это обещает нам связь на огромном расстоянии практически, со скоростью света.

4. Роботы не могут импровизировать.
Здесь я ступаю но очень зыбкую почву собственного мнения, не подкрепленного реальными фактами.
Как мне кажется, нестандартная задача, случается у автомата ровно 1 раз, после чего, она кодится и становится стандартной.
При возникновении реально нестандартной задачи, человек может слиться ничуть не меньше.
Причем в первом случае, потеря автомата — удар по кошельку.
Во втором случае, потеря человека — удар по морали. А теперь объясните родным, ради каких-таких невероятных ценностей погиб человек.

По моему мнению, люди пока что — не нужны.
Для освоения планет нужны колонисты, которые — просто груз.
Пилоты, скорее всего будут работать дублирующей системой, как на самолетах.

P.S.
Мы тут во всю беспилотные автомобили собираемся в производство запускать. А это, по моему мнению, как минимум не менее сложная (для робота)задача, чем пилотирование космического корабля.
avatar
В будущем это обещает нам связь на огромном расстоянии практически, со скоростью света.

Скорость света, увы, очень маленькая. Как писалось выше, даже с марсом будет около получаса.
avatar
А чтобы принять какое-то решение этого зачастую достаточно.
Не не всяком производстве сейчас, скорость принятия решения составляет хотя бы пол часа.
И поправка, это в одну сторону. Фактическая связь с Марсом на максимальном расстоянии будет осуществляться примерно за 40 минут. При минимальном примерно за 6 минут.

Или вы на марсе гонки/войну хотите устраивать, что вам отклик в реальном времени нужен?)))

На главный вопрос это кст не отвечает, зачем людям пилотировать космический аппарат?
avatar
а причем тут производство? речь идет об исследованиях. грубо говоря — едет себе такой робот, едет по марсу. тут бац, засекают, что в область где катается робот летит группа мелких метеоров и упадет минут через 30. человек оператор на месте сразу догадается робота откатить в какую-нить канаву (короче воспользуется складками местности) и минимизирует риски. а если человек-оператор имеет запаздывание в 30-40 минут, то он об уничтожении робота разве что успеет узнать, а также о том, что несмотря на свою команду «поехать вооон туда в расщелину» робот команды уже и не дождался.

И это Марс. А если нам надо Европу исследовать?

P.S. На вопрос это отвечает очень хорошо. Нужно пилотировать именно потому, что человек обладает разумом, способностью решать задачи по мере их поступления во всем их многообразии.
avatar
тут бац, засекают

Кто засекает? (у нас даже крупные объекты не всегда отслеживаются, а вы про какую-то группу метеоров)
Аппарат? Кирдык аппарату. К следующему пишем ПО с учетом данной ситуации.
Центр (земля)? Кирдык водиле, тк не успели передать данные. Слава покорителям Марса.

Вы привели планетарную ситуацию. Я говорил о космических перелетах.
Автоматика тестируется на полигонах, после чего отправляется на миссию. По итогам миссии идет работа над ошибками, после которой автоматика становится только совершеннее.

Я извиняюсь, но ваши описания (хотим исследовать Европу, но нет нормальных роботов) напоминают мне советскую фантастику, где курс для звездолета прокладывается с помощью карт и логорифмической линейки.

Я плохо знаю историю космонавтики, но не могли бы вы (или кто угодно) привести ситуацию, где запаздывание сигнала сыграло бы важную роль в провале некой миссии или какой-то её части?
avatar
Кто засекает? (у нас даже крупные объекты не всегда отслеживаются, а вы про какую-то группу метеоров)
Аппарат? Кирдык аппарату. К следующему пишем ПО с учетом данной ситуации.
Центр (земля)? Кирдык водиле, тк не успели передать данные. Слава покорителям Марса.

Засекает аппаратура слежения на орбите. Вы уж простите, но ваши данные про отслеживание объектов — ерунда. У нас 100% объектов, находящихся на малом расстоянии (30 минут подлета — это очень малое расстояние) отслеживается, вплоть до каждого кусочка космомусора.

Что же касается космических перелетов — космические перелеты просто «в никуда» не совершаются, их осуществляют для того, чтобы:
1. куда-то долететь
или
2. откуда-то прилететь

Что же касается «волшебного ПО», то еще раз медленно и по буквам — до тех пор пока не будет strong AI все это ПО — это тупой набор скриптов, и не более того, толку без человеческого управления от которых исчезающе мало.
avatar
Секунду. Давайте проясним, мы говорим про «прямо сейчас», про «в ближайшем будущем» или про некий «полдень»?

Про отслеживание, я некорректно выразился. Я имел ввиду отслеживание на дальних подступах к системе и за её пределами. Массивные объекты способные нести угрозу планете, я об этом думал в первую очередь.

Ради примера, миссия Curiosity, имела какие-то средства слежения на орбите?
Потому что околоземное пространство (на сколько я понимаю) это одно, а соседняя планета — это другое.

На счет космических перелетов, я говорил только о том, что ситуации с которыми автоматика сталкивается на планете и в космосе — различны. И в космосе они успешно решаются автоматикой. Нет того количества форс-мажоров которых вы боитесь.
Об этом говорит история нашей космонавтики, которая с определенного времени — построена на автоматике.

Ну раз вы считаете, что невозможно запрограммировать робота, на хоть сколько-то сложную, автономную работу, мне остается развести руками.

P.S.
Не разумным организмам, которые населяют Землю, вы отказываете в шансе на выживание?
avatar
Об этом говорит история нашей космонавтики, которая с определенного времени — построена на автоматике.
История нашей космонавтики, та, которая не на орбите Земли, содержит довольно много «Ой!» и «связь пропала по неустановленной причине». Да и на орбите тоже. Но тут хоть можно выглянуть посмотреть, что случилось.
avatar
не разумным организмам, которые населяют Землю, вы отказываете в шансе на выживание?
Природа очень хорошо умеет решать проблему неразумности и неспособности к решениям. Численностью. Из миллионов пчёл сотня тысяч погибнет потому что не ожидала внезапной постройки рядом завода. Но миллионам пофиг.
К сожалению, человек таким путём идти не может, у него ресурса на миллионы зондов нету
avatar
Давайте проясним, мы говорим про «прямо сейчас»,
Я предполагал обсуждение именно в этом ключе, сиюминутном.

Цели, смысл и задачи пилотируемой космонавтики сегодня, прямо сейчас.
avatar
avatar
Аппарат? Кирдык аппарату. К следующему пишем ПО с учетом данной ситуации.
Это если мы смогли получить данные о ситуации :) А если «упс, связь пропала» и тишина — вряд ли мы что-то вменяемое напишем, хотя конечно будем пытаться реконструировать аварию…
avatar
Как мне кажется, нестандартная задача, случается у автомата ровно 1 раз, после чего, она кодится и становится стандартной.
При возникновении реально нестандартной задачи, человек может слиться ничуть не меньше.
Это идеальный случай. На самом деле, если сейчас с космическим аппаратом случается нестандартная ситуация, причём без катастрофы или хотя бы просто утери связи\возможности своевременной диагностики (а, похоже, немалая часть потерянных по неясным причинам аппаратов — это именно такого рода нештатные ситуации, которые сами по себе не были фатальны), то это может обернуться его полной бесполезностью. Если мы доставили к Сатурну зонд, а у него примерзла или заела выдвижная конструкция, и он не может ориентировать нужным образом прибор — это то же самое, как если бы мы зонд с этим прибором не доставили. Естественно, какие-то возможности нестандартного решения есть — но вот они обычно весьма малы. Что до того, насколько будут удачны следующие решения этой проблемы, даже если мы смогли собрать всю информацию о причинах (что нетривиально!) — это тоже вопрос, потому что нештатная ситуация на то и нештатная, что туда вмешиваются трудно предусматриваемые моменты. У человека в такой ситуации сказывается универсальность — ну и с человеком проще коммуникация потом, на этапе разбора. Там, конечно, и цена ошибки выше, и вообще человек — очень неудобная для космической транспортировки штука, речи нет. Но вот разум на борту (то есть способность принимать решения по обстановке) — это немалый плюс.

Естественно, человек тоже может «слиться» (при отсутствии средств нейтрализации, при нехватке способов решения и пр). Просто риск этого несколько меньше — разум действительно полезная для выживания (в самом общем смысле) штука, доказано поколениями наших предков. (Вот если бы мы могли создавать действительно разумные автоматы… но это дело того самого гипотетического «полудня» в лучшем случае, да).
avatar
нестандартная задача, случается у автомата ровно 1 раз, после чего, она кодится и становится стандартной.
Когда она возникает на орбите Марса, она выглядит так:
связь с аппаратом потеряна

опционально перед этим
каша вместо телеметрии

А мы сидим в 12 световых минутах от автомата и ничего запрограммировать не можем, потому что не знаем, отчего кирдык пришёл. Чтобы запрограммировать реакцию на событие, надо знать, что там за событие. А мы не знаем. И автомат не знает, потому что у него не запрограммирована реакция на это событие и нет умения описать нам это событие. И все автоматы, которые мы уже отправили, не могут нам ничего объяснить, потому что мы их уже отправили со старым софтом.
Надо следующий автомат программировать. А у нас задача класса «пойди туда, не знаю, куда», и понять, хорошо ли мы её закодили, можно будет через несколько лет, когда радость наша долетит до Марса.

Причём никакой опыт внезапного наступления кирдыка на земном полигоне нам не поможет, потому что мы не знаем, что там, на Марсе, и не можем это изобразить на Земле.))

потеря человека — удар по морали. А теперь объясните родным, ради каких-таких невероятных ценностей погиб человек.
Судя по статистике автомобильных аварий, аварий на стройке, несчастных случаев на производстве и списку номинантов премии Дарвина, человеку, чтобы погибнуть, не нужны невероятные ценности. И чтобы рисковать погибнуть — тоже.
Взрослые дееспособные люди могут сами решить, хотят ли они рисковать ради освоения космоса (изучения Антарктиды, подводных глубин, whatever).
Добровольцев отправлять. Родным платить пенсию.

Беспилотные автомобили, по счастью, будут работать в более предсказуемой обстановке (ехать по размеченной дороге под зорким глазом камер наблюдения) и в условиях, когда у нас до чёртиков возможностей собирать информацию об их эволюциях и послать управляющий сигнал.
avatar
Тут ещё есть достаточно интересный момент касательно стоимости робота/стоимости человека.
Факт в том, что основной бюджет полёта это вовсе не робот либо человек. Это тупо стоимость доставки груза (не важно какого) до, к примеру, Марса. И время этой доставки.
Разница в стоимости конечно есть. Дешевле послать одного робота чем одного человека. Возможно, даже трех роботов. Но преимущество роботов, реальное преимущество, проявляется на сотнях роботов (см. пример с пчёлками выше). И то у них должна быть хорошая телеметрия, чтобы робот Б смог внятно доложить, каким именно булыжником приложило робота А, который по понятным причинам рассказать об этом уже не способен.
Так вот, посылая сотни роботов, мы сожрём такие деньги на их доставке, что одного человека с мозгом послать всё же дешевле.
avatar
Тут порог занятный. Беда в том, что человека посылать — это тащить с собой всё, что ему надо для жизни (воздух, пищу, воду...), при том, что мы пока не умеем делать самоснабжающиеся замкнутые системы. Плюс человек ещё и ограничивает нас сильнее по параметрам полёта. И всё это надо умножать на то, что человека мы должны возвращать, а с автоматом это нужно далеко не всегда.

Потому пока мы не сумеем обеспечивать сколько-то стабильные внеземные колонии (а пока у нас есть только опыт орбитальных станций, которые всем снабжаются «с большой земли»; более того, мы даже полярные станции на Земле так снабжаем), глобальные проекты — на сотни роботов и тысячи рабочих дней ли, на длительные работы под управлением человека ли — в любом случае под большим вопросом. Потому разговор о реальных преимуществах надо вести применимо к конкретной задаче — она может по-разному решаться, а пока что основные задачи в космосе весьма узкие и частные.

Всё пока что возвращается к началу — что нам нужно от космоса. Пока что автоматика доминирует по большому счёту потому, что мало что нужно.
avatar
Всё пока что возвращается к началу — что нам нужно от космоса.
По-моему, весь спор малоосмыслен без ответа на этот вопрос. Но отвечать на него никто не стремится (см. мою реплику вверху), все спорят…
avatar
Новые территории и ресурсы, я думаю?

Проблема в том, что отделяет нас от них сотни тысяч, а то и сотни миллионов километров пустоты. Которые преодолевать мгновенно (или хотя бы очень быстро) мы не умеем.
avatar
С точки зрения ресурсов — океанический шельф и глубокое бурение на суше пока выглядят перспективнее хотя бы потому, что к ним не надо мучительно вылезать из гравитационной ямы.

Какие такие в космосе есть нужные нам ресурсы, которые мы можем там добывать эффективнее, чем на Земле? По-моему, пока никаких. Хотя там есть одна ценная штука: более простой доступ к солнечной энергии, чем с поверхности Земли. Но мы пока ту энергию не умеем доставлять туда, где в ней есть потребность, так что увы.

Про территории — на фига те территории, если мы жить на них не можем?
Ради «застолбить территорию заранее» и её охраны, то есть космической войнушки в её зачаточной форме, имеет смысл засылать роботов, а то и вовсе контейнеры с металлическими шариками. Человек очень уж хрупкая зараза, везти его задорого к Марсу, чтобы там убить или покалечить, бессмысленно.
avatar
С точки зрения ресурсов — океанический шельф и глубокое бурение на суше пока выглядят перспективнее хотя бы потому, что к ним не надо мучительно вылезать из гравитационной ямы.
Ключевое слово «пока». Компании которые хотят заниматься чем-то подобным имеют опыт разработки недр, но не имеют опыт космической разработки, а вкладываться в эти технологии не видят смысла.
Да и зачем? Рынок требует больше продукции, им нужно бурить всё глубже, соответственно цену они поднимают выше.

Какие такие в космосе есть нужные нам ресурсы, которые мы можем там добывать эффективнее, чем на Земле?
Всё. Начиная от железа, которого из одного астероида, можно получить годовое значение земной выработки и заканчивая редкоземельными элементами, которых на земле как раз не очень много.
avatar
Всё. Начиная от железа,… заканчивая редкоземельными элементами,…
Именно так. Но это — далекая перспектива. И если к ней не готовиться сейчас — она так и останется навсегда далекой перспективой.

Кучу примеров можно привести, но по моему это очевидно :)
avatar
Да и зачем? Рынок требует больше продукции, им нужно бурить всё глубже, соответственно цену они поднимают выше.
Стало быть, в какой-то момент эти ресурсы будут стоить настолько дорого, что станет оправдано лететь за ними в космос. Особенно если стоимость «лететь в космос» удастся снизить.
avatar
С ресурсами в этом смысле пока всё плохо — то есть, конечно, космос ресурсами богат, только вот добывать мы их пока не умеем, а все наши технологические цепочки рассчитаны на земные условия. На все эти гравитационно сепарированные недра и всё такое. Пока у нас нет никаких серьёзных проектов, действительно требующих космических ресурсов: что есть, выгоднее добывать на Земле. На самом деле, конечно, технологическая цивилизация — дело такое, можно загнать себя в тупик и только потом это осознать (то есть выяснить, что добычу чего-то надо было что-то разворачивать лет тридцать назад, а сейчас всё, поздно), но тут фокус ещё и в том, что у нас развиваются технологии. Пока что узкие места преодолеваются за счёт технологических прорывов — «каменный век закончился не потому, что кончились камни» и потенциал пока есть (хотя добыча некоторых ресурсов по сложности уже сравнима с космической техникой).

С территориями же ситуация уже описана R2R — «голая» территория ценности фактически не имеет. Если мы не можем расшириться — то станция на Луне или Марсе принципиально не отличается от станции в Антарктиде или на вершинах Гималаев.
avatar
С территориями людей возить придется (по определению, по-моему).
С ресурсами, если добычу налаживать, тоже, мне кажется.
avatar
Главный аргумент против этого у моего соперника таков (дословно):

«Мы знаем все-все-все что случается с человеком за год. И знаем, что он через год дохнет. И знаем почему именно дохнет. Пока мы не исключим именно этот фактор — не получим мы ничего НОВОГО. Мы не знаем ВСЕ. Мы знаем то что мы МОЖЕМ узнать на сегодняшнем уровне технологий.
Я не говорю что эти исследования не нужны. Я говорю, что она ПОКА невозможны.»
Не предлагаю его обсуждать, просто для справки.
avatar
Так вот, посылая сотни роботов, мы сожрём такие деньги на их доставке, что одного человека с мозгом послать всё же дешевле.
Или это должны быть маленькие роботы (чтобы везти сразу большую пачку), но с большим (в процентах к их размерам) и умным робомозгом.
Опять же, вопрос сводится к плотности упаковки разума, которая у людей даже с системой жизнеобеспечения пока выше, чем у роботов.
Если сумеем построить swarm из кучи мелких, но умных роботов, можно будет на большем числе задач обходиться без людей. :)
avatar
Пока что у нас в условиях настоящее (или близкое к нему время). Мы не умеем делать зонды фон Неймана, и вообще «робомозг» сейчас — это уровень смышлёного таракана максимум, если упрощать. Ну да, дрессированного на определённые трюки, но в смысле принятия своих решений — именно что червя или таракана.

Что рои роботов, искусственные интеллекты и тому подобные штуки куда лучше подходят для освоения космоса, чем наспех эволюционно приспособленная к охоте в саванне с метательными копьями лысая обезьяна — спору нет (и возможно, если мы разберёмся-таки как устроен наш разум, освоение космоса как раз будет за постчеловеческими формами). Но пока маленький робот — это что-то под специфическую задачу.
avatar
потеря человека — удар по морали. А теперь объясните родным, ради каких-таких невероятных ценностей погиб человек.
К этому лучше вспомнить пожарников, МСЧсников или врачей в горячих точках. Даже в таких ситуациях вроде бы высшая ценность (чужая жизнь) становится какой-то нелепой и бессмысленной перед горем родственников.

Конечно бывает и иначе, но реже.
avatar
Минутка откровенности:

Мы с этим деятелем уже разосрались до взаимного игнора и получения красных карточек, поэтому это обсуждение самоценно. Откровенно говоря, эту тему я создавал чтобы получить взвешенные ответы умных и спокойных людей (сам то я на тот момент только что о монитор лбом не бился от взаимонепонимания). Ну что, создал, кинул…

Я не хочу приператься с толпой. Это бессмысленно. Доказывать что-то совершенно посторонним людям у меня нет никакого желания. А если бы кто-то из них хотел что-то доказать общественности — написал бы статью. И я бы ее прочитал. Но таких статей повидимому нет.

Я этот бред читать не могу. Это не аргументы. У нас кометы исследуют черт-те где и то роботы.
Но из ваших комментариев я узнал кучу интересных штуковин, спасибо!
avatar
Замечу, что на самом деле дискуссия бессмысленна. Её должны вести люди действительно хорошо разбирающиеся как в возможностях и ограничениях автоматики, управляющей космическими кораблями, так и в возможностях и ограничениях самих кораблей. Иначе это платоновская пещера почти в чистом виде.
avatar
Пилотируемая космонавтика нужна, чтобы изучать влияние варпа на человеческий организм и продвигать тем самым приближение трансгуманизма. Почти не шутка, кстати.
Кроме того, в своей дискуссии оба оппонента кмк исходят от неких заданных условий, которые не являются на самом деле константой. В частности, в плюсы беспилотной космонавтики выдвигается отсутствие необходимости возвращать аппарат и заодно отсутсвие необходимости в системах жизнеобеспечения. Почему это плюс? Потому что вытаскивать массу за пределы гравитационного колодца планеты дорого и трудно. Если это условие по какой-то причине изменится, например появится способ легко выводить груз на орбиту, пилотируемая космонавтика тут же получит сильный толчок в развитии, т.к. проще гонять туда-сюда жратву, воздух и гастарбайтеров, чем проектировать и делать сложную автоматику за охулиарды енотов (которая может ну просто не выйти на связь хз почему и все).
avatar
Замечу, кстати, что плюс всё равно останется существенным, даже если удастся соорудить что-нибудь вроде космического лифта. Потому что беспилотное устройство упирается в надёжность техники, у которой свои пределы, но миссии по исследованию Солнечной системы сейчас длятся годами. И беспилотное устройство может выбирать оптимальную траекторию с точки зрения экономии топлива. Даже если неприхотливость нашего космонавта абсолютна, у нас всё равно большие проблемы с его длительным автономным существованием — и с параметрами допустимых манёвров, попутно.

(Справедливость того, что часть параметров может поменяться это не отменяет, конечно).
Последний раз редактировалось
avatar
Исследованием дальних планет космонавтика не ограничивается же. Многие вещи мы не делаем, потому что слишком дорого, невыгодно и так далее — при текущей стоимости вывода за пределы колодца. Исследование исследованием, но освоение совсем иная штука.
avatar
Как я понимаю, даже сильный толчок в виде радикального удешевления вывода на высокие орбиты нам даст не так уж много (хотя кое-что прибавит). Потому что освоение-то должно иметь цель, кроме той, что нам нашёптывают романтичные саженцы яблонь. И один из провалов именно тут — то, что нам будет доступно в сколько-то ближней окрестности (Луна, Марс, астероиды) весьма спорное приобретение. Потому что как просто место оно может иметь ценность разве что политическую. Как источник чего-то ценного весьма спорны пока даже астероиды.

Освоение-то, как я понимаю, имеет два основных сценария. Или мы отправляемся туда за чем-то, чего нам не хватает — и при этом, учитывая риски, чем-то действительно ценным. Повторю немного «сеттинг в одну строчку» с МРИ — во времена Колумба, загрузив корабль в Индии и разгрузив в Европе, организатору можно было обеспечить себя до конца жизни. Совсем простых решений для такого сейчас не просматривается (хотя совсем исключать некоторые варианты и нельзя). Второй сценарий — мы отправляемся не «куда-то», а «откуда-то». Те, кому не хватило места при старых порядках. А на таком освоении ставит пока что крест его явная затратность и сложность. Первые европейские поселенцы на американском континенте тоже имели смертность ого-го и риск был велик, но тогда, чтобы основать колонию, было нужно тащить с собой не так уж много. Если же сейчас, например, арабы захотят основать Марсианский эмират, то даже с бонусом в виде совсем бесплатного вытаскивания материалов из колодца этого у них не выйдет. Не приспособлены мы, кролики, для лазания… то есть, конечно, люди для существования вне планеты, там будет куча задач, задающих научную и техническую планку.
Последний раз редактировалось
avatar
Ну право же. Давайте не будем забывать, что в условиях нулевой гравитации многие процессы протекают не так, как с ней. И прочие интересные условия космоса, которые в случае легкой доставки туда материалов, инструментов и рабочей силы могут перевернуть многие отрасли производства.

Сравнение с Индией кстати очень в тему. Сейчас мы можем окупить затраты, только построив условный флот каравелл, отправив их и как следует помолившись за успех мероприятия. А что если у нас есть хороший широкий мост через Атлантику, по которому можно поезда запустить? Сразу и колонизация пошла бы совсем иными темпами, верно?
avatar
Для невесомости нам ничего, собственно, толком осваивать не надо. Достаточно орбиты — и никуда потом особо не лезть. При этом, кстати, заметной части такого плана задач пилотируемость космонавтики будет будет только мешать, либо помогать весьма условно, потому что управлять процессами на орбитальном заводе дистанционно — это мало чем отличается от дистанционного управления на Земле. Это не на Марсе объектом управлять, где проблемы ставит уже физика — световые минуты расстояния…

Замечу, что метафора с мостом кажется мне перевёрнутой с ног на голову. Фокус-то в том, что «кто видел простака из поваров такого, который бы вертел очаг вокруг жаркого», то есть обычно деятельность человечества шла несколько иначе — сперва виделась выгода (возможно, иллюзорная), потом возникали мосты на другой берег. Если это именно мосты, а не побочный эффект чего-то другого.
Последний раз редактировалось
avatar
А можно как-то пояснить вот это тезис:
человечество развивается (прогресс идет, скажем так) как вид, пока он стремится к звездам.
Начиная с того, что понимается под «развиваться как вид».
?
avatar
Космос — неподходящее место для мешков с мясом. Воздуха нет, воды нету, давление неподходящее, радиации много, нервное вещество сходит с ума от обитания в месте, столь далеком от того, где оно зародилось… Нечего людям в космосе делать. Вот разумные роботы, если они будут — да, они развернутся на полную. И Марс колонизируют, и Европу, и Плутон, и к Альфе Центавра корабли отправят в выключенном состоянии. А людям нужно сосредоточиться на том, чтобы не просрать свою единственную среду обитания. Потому что если ей наступит кирдык, то второго шанса уже не будет.
avatar
Мы все — в космосе.

Такие дела.
avatar
Ну смысл-то фразы DA ясен и так. И да — в его смысле мы не очень-то и лезем за пределы колыбели. Потоптались по поверхности единственного небесного тела, кроме места возникновения — и то лишь собственного спутника, причём полвека назад тому, и всё не превратим это в что-то постоянное. Количество народа за пределами атмосферы в каждый конкретный момент — такой процент от населения, что нули после запятой замучаешься выписывать, причём основные решения по поддержанию их там заведомо не претендуют на массовость…
avatar
Знатоки говорят, что проблема пока только в доставке полезного груза на орбиту. Она — дорогая.

Если эту проблему решить, то всё остальное станет в разы легче. Мало того, если ты переселяешься в космос — перемещаться в космосе становится ещё проще.

То, что нечто является титанически сложным и дорогим сейчас не обязательно останется таким навсегда.
Последний раз редактировалось
avatar
Я бы сказал, что проблема подъёма груза пока что затмевает всё остальное. А с переселением в космос-то проблем выше головы — от медицинских до технических. Мы пока не умеем делать замкнутые циклы снабжения (МКС, например, даже кислородом должна регулярно подпитываться извне, с доставляемой водой), мы пока не можем полностью нейтрализовать эффекты длительного пребывания в невесомости и тэ дэ, и тэ пэ.

Пока что у нас сколько-то реалистичными «в ближнем прицеле» выглядят только орбитальные поселения — и то при текущем состоянии они будут болеть «детскими болезнями» ещё десятилетия.
avatar
А кто вообще говорит об освоении космоса в рамках лет, а не десятилетий и дольше?

Космос — большой проект. Никто и не ждет результатов завтра.
avatar
Космонавтика тут не отличается ничем от любой другой индустрии: когда машины делают что-то зотя бы на 80% так же хорошо как люди, людей заменяют. Потому что дешевле.
С учетом того что прорывы в автоматизации ожидаются куда раньше чем что-то кардинально поменяется для космонавтики, то скорее всего космонавтика будет не пилотируемая а максимум пассажирская, и то врядли.
avatar
«Пилотируемая» космонавтика, в которой человек крутит штурвал, в общем-то не нужна.
* Люди на борту корабля нужны для исполнения работы людей из центра управления полётами. Особенно когда время связи с Землёй начинает измеряться годами, потому что сверхсветовой связи нет.
* Люди на борту корабля нужны для ремонта. В космосе постоянно что-то ломается, и не надо надеяться, что в будущем это изменится. У нас на Земле тоже постоянно выпускают либо слишком новую и плохо протестированную технику (потому что пока протестируешь — конкуренты уже весь рынок займут), либо откровенно дешёвую и хреновую. Люди для ремонта особенно актуальны, когда нет возможности просто пойти в магазин и купить именно те детали, которые нужны, потому что до ближайшего магазина — дни полёта по космосу (на работающем корабле, а он не работает), а пешком вообще не добраться.
avatar
Но я думаю не слишком смелым будет предположение, что роботов станет больше вместе с людьми. Для решения задач, с которыми они могут справляться лучше людей или при меньших затратах и рисках.
Последний раз редактировалось
avatar
Я на росконе.
Некто Михаил Лапиков (которого очень хвалит Дивов) и который известен как «Эл с геймфорумсов» сделал доклад проэтосамое.

Довольно мозгоразрывающий, но, как и любой труд (бывшего) ролевика — не лишенный заблуждений.

Вернусь в нору — запощу статью и видео. Ждите.
avatar
Пилот на современном самолете нужен для того, чтобы следить за правильной работой ИИ. Современный автопилот, несмотря на все свое совершенство, не способен критически оценивать данные, которые к нему поступают и сильно зависит от средств интерпретации внешних данных, которые он сам чинить просто не может. Большая часть авиакатастроф без влияния человеческого фактора произошли не из-за ошибки в работе самого ИИ, а из-за поломок датчиков и авионики. Задачей пилота в таких условиях становится пинком и такой-то матерью заставить компьютер работать — или сажать самолет вручную.
Это подводит нас к тому, что ИИ, несмотря на теоретическое программное совершенство, ограничен в первую очередь железом, которое в такой агрессивной среде, как космос, проявит себя в полную силу — перепады температур, радиация (катастрофу на ЧАЭС вспомните, когда большинство роботов просто не могли работать из-за повышенного радиационного фона, которые создавал помехи в работе электроники) и мощное электромагнитное излучение. Такие условия опасны для человека, но для машины — это гарантированные способы стать бесполезным металлоломом.
Скорее всего пилотами космических кораблей в будущем будут не лихие асы в кожаных куртках, а что-то вроде боевого инженера-программиста, как в книге Глена Кука «Рейд».
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.