Проблемы кроссовера
Тут под новостью нового приключения для «Ктулху» разразился легкий, непринужденный срач дискурс касательно место действия приключения — Советского Союза. Высказаны соображения, что лавкравтовский сеттинг не важется с именем Оли Козяевой.
Для начала замечу, что не могу быть вершиной объективности — я чрезвычайно трепетно отношусь к творчеству HPL, и фанфикшен от того же Б. Лимли вызывает у меня болезненные ощущения. Текст приключения я опять же не читал, ноосуждаю не сомневаюсь в его годности.
Большую попоболь у меня вызывает заявленное место действия. Наводящие ужас своей чуждостью современному миру создания в сибирской глубинке? У меня эстетический диссонанс. И, отвечая одному из оппонентов, да, если поместить действо в органичное окружение, этот эффект пропадет.
К чему все это. Не к тому, что есть люди, которые играют в неправильного Ктулху (что, конечно, предосудительно, но неверных уже никак не спасешь), и не к вопросу о правомерности кроссовера Мифоса и СССР (по моему мнению, однозначно отказать), а о методиках притирки и допиливания, чтобы сам факт подобного не вызывал боль сведенных мыщц над поднятой бровью.
Да, если что, мне действительно интересно мнение окружающих.
Для начала замечу, что не могу быть вершиной объективности — я чрезвычайно трепетно отношусь к творчеству HPL, и фанфикшен от того же Б. Лимли вызывает у меня болезненные ощущения. Текст приключения я опять же не читал, но
Большую попоболь у меня вызывает заявленное место действия. Наводящие ужас своей чуждостью современному миру создания в сибирской глубинке? У меня эстетический диссонанс. И, отвечая одному из оппонентов, да, если поместить действо в органичное окружение, этот эффект пропадет.
К чему все это. Не к тому, что есть люди, которые играют в неправильного Ктулху (что, конечно, предосудительно, но неверных уже никак не спасешь), и не к вопросу о правомерности кроссовера Мифоса и СССР (по моему мнению, однозначно отказать), а о методиках притирки и допиливания, чтобы сам факт подобного не вызывал боль сведенных мыщц над поднятой бровью.
Да, если что, мне действительно интересно мнение окружающих.
156 комментариев
Так вот, для хтонического ужаса и Лакрафта места там самые подходящие. Сама природа настолько величественна, что ощущаешь себя частичкой перхоти в шевелюре мироздания и без чудовищ из иного мира. А если ещё и зима, или поздняя осень, а если ещё и метель-- атмосфера будет что надо. Главное, меньше советской клюквы: она абсолютно не к месту, достаточно самой Сибири.
Но как-то я больше представляю сюжет, завязанный на поиске пропавших туристов, а не на расследовании убийства девочки.
(если удастся, выскажусь развернуто чуть позже)
Переломить ситуацию, как мне кажется, мог бы как раз массовый выпуск такого рода продукции. Но до тех пор получается par excellence негодная пародия.
…
Тайга, сосны высотой с десятиэтажный дом, заросли папоротника, россыпь клюквы на обочине, дорога, проходящая по морене-- куча замшелых каменюк, которые когда-то сюда притащил ледник. Каменюки громадные, идти по ним, точнее, через них, перелезая с одного на другой-- само по себе весело, особенно если в гору. Непроходимый бурелом. Сопки, вокруг которых клубиться туман. Адски холодные речки. Широченная Ангара, я уж не говорю о Байкале, который выкатил мне под ноги какую-то штуку, напоминающую громадный зуб. Тоннели транссиба, в стенах тоннелей-- «окошки», из которых можно выбраться на уступ скалы над Байкалом.
Красота же! Эпик-героику тут водить надо о борьбе русского человека против некромутантов — это в самом крайнем случае.
И имхо, Налия права — хтоничности в Сибири хоть отбавляй, нужно прогружать(ся) всякими историями и картинками.
Хотя врата на Юггот на Лысой Горе, Носферату под мостом Патона и насекомоподобные монстры-людоеды в лесах Полесья suspension of disbelief киевлянину не порвут. Как не рвет шаблон жителю штата Калифорния какой-нибудь Лос-Анджелес в ночи. Хотя встроить особняк Вентру из Британии на Подол методом копипаста не получится, надо поднапрячь мастерский межушный ганглий.
Причин, по которой далекая от мира деревня староверов, где пробуждается хтонический ужас — херня, а далекая от мира деревня амишей, где пробуждается хтонический ужас — годно и хорошо я не вижу. Но хотел бы услышать хоть от кого-то внятные разъяснения.
И да, если бы вентруи жили в Киеве — то там бы по крайней мере один обитал )
Что мы имеем? Вырубки вообще везде (леса старше сотни лет найти почти невозможно), спившиеся деревни с коммерческим сбором ягоды, вполне себе проходимые болота и т.д. Возможно я просто перестал идеализировать Карелию, бытовуха убила романтику. Но определенный выводя я сделал — люди определяют место.
И потому мне сложно увидеть мистическое очарование места с хамовитыми продавщицами в сельпо, крашенными жуткой зелено-серой краской стенами и руинами коровников, хладными сказами про убитых/изнасилованных.
Здесь нет сверъестественного ужаса, здесь вполне зримый бытовой кошмар, причем эмоционально более впечатляющий. Это порядком перебивает фокус восприятия, а поскольку игрок из СНГ неоднократно сталкивался с описанным выше (и уровень вовлеченности, соответственно, опа, каломбур, выше), то хтонический ужас меркнет и смотрится наивно-неуместным на дивном чернушном фоне.
«Рабинович напел», что в планскейпе полно описаний бытовухи, причем в неприглядных ее проявлениях, но играют по нему в мировоззренческую философию с антуражем лихих приключений.
В общем, фокус определяет мастер и игроки, а не локация) Впрочем, это все общие слова на тему. Я правильно понимаю, что ты спрашиваешь совета о том, как совмещать привычный нам сеттинг проживания и жанры, в нашей жизни не встречающиеся?
Партия — студенты, которых направили отбывать практику в тот самый НИИ, изучающий кол-во травы на круглый метр и не закрытый лишь по недоразумению.
Продавщице сельмага не заметить, что в пьяном бреду у алкоголика Семена прорезается знание древнешумерского, а проплешину в лесу, где в земле появилась оплавленная дыра, а несгоревшие деревья превратились в синюю труху списали на баловство не ездящих сюда туристов (в понимании Веры Петровны лишнее внимание — больше шансов что НИИ шишек и сосен закроют). Единственный действительно работавший лесник по пьяни утонул в болоте в прошлом году. Пьяным его никто никогда не видел, а из крыши Нивы был выдран здоровенный кусок. Но всем плевать…
2) Андрей Дашков
3) щепотку Пелевина
4) стереотип «играть по постсоветскому и советскому пространству нельзя» безусловно есть и я сам его упорный носитель, но ничего хорошего в этом стереотипе нет и я не вижу смысла его так упорно защищать. Если это хороший модуль, разрушающий стереотип, так и отлично же
Стилистически, атмосферно нет места Мифосам в СССР.
При этом, Налия в том же контактикосраче сказала очень правильную вещь — Сибирь намного сташе СССР. То есть, играй мы за Саймона Сета, прилетевшего в глухую Сибирь искать ответы на загадки забытого племени, история была бы совсем другой.
Но СССР, поселок и Оля Козяева, это уже вырвиглаз.
Ну и в центре Нью-Йорка или в предвыборной гонке в Калифорнии Лавкрафтовски мифосам тоже места нет. А вот в забытой всеми богами деревушке в ебенях или медленно загнивающем городке…
Лично для меня. Уверен, есть масса людей, у которых такое сочетание не вызовет диссонанса.
Впрочем, СССР — неплохое место для историй про тайные опыты и испытания всяких оккультных знаний и прочее АхтунгКтулху, но это уже не Говард Филипс.
Хотя крытнику с десяткой на гриве и не такое может приглючиться. Это да.
Если выделяешься в деревне — дрыном тебя по голове, если в городе — вон из комсомола/партии и «ату его».
Пофигизм все ж настал при позднем совке/раннем постсовке.
У нас конечно вампир пока не полковник милиции, а всего лишь сержант. Зато среди ЧК упырей хватает.
Есть.
Да на этом такую мистику шикарную сделать можно, что мама не горюй. Просто не ужастик. Но мистики в русских головах и русских реалиях хватает.
Так и видится «Там, на берегу? Жили какие-то. Рыболюди, говорите? Да брехня, клавка вон им рыбу на молоко меняла. Куда делись? Кто же знает. Пропали. Может суетно здесь стало… Говорите, вморе ушли? Ну как знать.»
На моей памяти самые мистические и жуткие вещи рассказывались вполне обыденным и бытовым тоном и принимались как должное. Жизнь такая.
К тому же. Почти весь лавкрафтианский ужас строится(имхо) на «мы пошебуршили веточкой в осином гнезде и нас покусали». Вы представляете, чтобы в наших палестинах посочувствовали тем, кто шебуршит веткой в осином гнезде? Да половина сдохших героев лавкрафта вызвали бы реакцию «туда и дорога».
Проблемы другого уровня, но не дают развиться массовости сюжета и следовательно нет большого кол-ва наработок, как это собственно, водить: много мастеров махнув рукой, скажут «да ну его, я лучше лавкрафтианский ужас отыграю там, где у Лавкрафта всё и происходит».
При этом по России можно водить мистический ужас, просто не Лавкафтианский, как мне кажется. И атмосфера там совсем другая будет. И кстати иногда оно того стоит.
А с Лавкрафтом… Мне вот американскость всего происходящего четко бросалась в Американсктх богах (неудивительно, впрочем). А вот все что я читал у Лавкрафта очень слабо привязано к культурным особенностям. Более того, не может быть привязано, учитывая что ужас мифоса держится на отсутствии всякой антропоцентричности. Так что его можно водить хоть по дореволюционному Петрограду, хоть по средневековой европе, хоть по выпавшей из вреиени эскимосской деревушке. Сложней всего его водить по современности, ИМХО. Сэлфи на фоне ктулху и прочая. Хотя все равно можно.
Кстати выпавшая из времени российская деревушка — это было бы круто. Только некоторые моменты(ну типа ужаса) я бы просто выкинул, оставив толкьо мистику и судьбу.
А вы «Ночной смотрящий» читали? Просто там вампиры и оборотни, только не в СССР, а вполне себе в России (90-х или 00-х уже не помню). И знаете, отлично всё ложится и вписывается.
Причем как раз на уровне "
— А милиция что?
— А что милиция ,- дед затянулся самокруткой,- приехали, потоптались, тело забрали. Чего им тут искать, когда им добираться до нас только, часа два.
— И как вы тут живете?
— Живем как жили, у нас народ от водки чаще помирает. Двери на ночь запираем, как темнеет — все по домам. Ну и ночью из дому не выходим, особенно в полнолуние. Я кстати серьезно, если пассать приспичит, ты лучше ведро какое найди.
— Оно же в следующий раз в дом залезть может.
— Залезало уже, лет 20 назад, прям в дом председателя. Зимы тогда холодные были, зверья мало было. Сначала скотина пропадать начала, а под конец…
— Мне тогда лет 8 было, но я вроде помню что пожар был.
— Ага, пожар, мы и милиции так сказали. Ну а как иначе, там кишки по всей хате расплескало. Сразу бы на деревенских подумали, председателя то никто не любил. А там бы уж, кого в оборот взяли, мигом бы во всём признался, тогда милиция не то что сейчас была.
— Так может соберемся, ружья возьмем?
— Собирались и мой дед мне ещё рассказывал как собирались. Не выйдет. В лучшем случае, не найдем нихрена, а в худшем все в лесу останемся. А там уж на медведя или ещё на что спишут, как повезет".
Сапсенс. Безнадега. Выхода нет.
Это же исконно русские понятия так близкие нашему сердцу)))
Но тут не совсем харатерная ситуация(для Лавкрафта) «осиное гнездо прилетело прямо на тебя» и как мне кажется, там как раз нехарактерная атмосфера для американского ужаса. Зато как раз в России бы на ура прошло.
Обычно да, у Лавкрафта у кого-то что-то зудит, он начинает искать артефакты/осушать болта/исследовать семейный подвал…
Ну так у нас «послали экспедицию», «поставили задачу», «составили План». И если у Лавкрафта тебя личный зуд толкает, то тут с тебя спросят «Товарищь, а какого хрена мы вас отправили перепись населения в племенах эскимосов проводить, а вы нам тут какую-то ахинею про кровососущих карликов несете?» А самое главное, что и человек то сам, в кровососущих карликов верить не будет, ну пока они его жевать не начнут, а как начнут, он уже в лучших традициях Лавкрафта поехать может. И вот тут, нас встречает прекрасная советская психиатрия, тут тебе и репрессированный академик о своих исследованиях расскажет и психи о своих снах кричать будут, причем об одних и тех же.
полесскими комарамиинсмутскими рыболюдами?На моей памяти иначе, к примеру рассказы моей бабушки про сельскую ведьму (1930-е, уже колхозы во всю) и её делишки, а так же про разные нехорошие места, которые были в окрестностях села Жокино.
Я Лавкрафта не натягивала на Россию, а вот вампира — да и еще как. Получался хороший, годный вампир, но не похожий на вампира американского.
ПреображенскийИванов в Сухумском заповеднике выводит сверхчеловека путём скрещивания людей с обезьянами, в ходе борьбы с религией вытряхивают мощи и смотрят истинное содержимое, на поверхность в революционном круговороте всплывают самые разные люди с безумными идеями…В принципе, свои слои (с оттенками) там есть во всех периодах истории СССР, просто некоторые лучше ложатся, некоторые хуже. Но даже и застой, когда диссиденты почему-то массово попадают в психушки, и крах страны с бумом истерической веры в тарелочки, барабашек и экстрасенсов — чуть обработать напильником…
На счет СССР.
Но вот в самом сеттинге СССР (особенно хоть 30-х, хоть 80-х) не вижу никаких препятствий для хтонических лавкрафтианских чудовищ. Секретность и жестокость правительства, страх людей, боязнь выглядеть «не такими» и навлечь на себя общественное осуждение. При этом, религия — в подполье, вокруг культура безоговорочного материализма и полное отрицание мистики. И в то же время слухи о том, что правительство на самом деле интересуется шаманами, колдунами, что звезда как символ — это не случайно.
ИМХО эта почва благодатней, чем американсике 50-60 с их охотой на серых человечков.
На счет сибири. Тут если кто не в курсе сняли «Перевал Дятлова», а поляки выпустили «Kholat». А это заметьте только урал, самая западная граница довольно обширных и малонаселенных мест. А уж легенды тамошних племен и обычаи шаманов, от аналогов амазонки не особо отстают.
Не так давно с удивлением обнаружил, что у нас постепенно создается своя школа российского ужастика. За последний год, кажется, вышло три довольно похожих фильма, последний из которых — пиковая дама. Пока что особых восторгов фильмы не вызывают, но двигаются в нужном направлении. Получаются почти театральные постановки, наполненные саспенсом и правильной безысходностью.
По-моему «проблема» исключительно в том, что кое-кто не может разделить жанр и/или сеттинг на составляющие, а воспринимает его только целиком — как мне один раз показали, так и надо делать. Поскольку «один раз» обычно происходит с американским образцом — ну, просто большинство образцов американские — и возникает привязка к американскому окружению.
У кого есть/были маленькие дети, знает как сложно их заставить съесть хоть что-то, кроме очень малого круга продуктов — у каждого ребенка своего. Механизм тот же: какие-то продукты были однажды признаны «вкусными», а новые пробовать страшно. С возрастом это проходит.
Взрослеть надо, товарищи ролевики.
Мне очень сложно выбрать сторону.
С одной стороны, мы играем в очень разные ролевые игры и воспринимаем их по-разному.
Я сам водил хоррор по 1951 году («Вечный лед», советская станция «Мирный» в Антарктиде) и никакая клюква мне не мешала, поскольку атмосфера была всё-таки необычная, необычайная. 1 «советская» шутка на игру и всё. Хоррор был неплох.
С другой стороны, есть мнение, стереотип, если хотите, что спасителя человечества не могут звать «Люся».
И стереотип этот создан не от мнимого осознания не-значимости своей культуры/этноса/страны, а от банального опыта жизни в СССР. «Хамоваты продавщицы, пьяные трактористы, ленивые менты, жирующие политработники» — это не клюква, это ощущение, жизненный опыт, который у многих остался от жизни при советах. И это очень большая проблема в восприятии подобного кросовера. Эти ощущения, настолько реальные и «пошлые» (в исконном понимании слова) они, конечно, очень мешают восприятию фантастической части.
Причем кросовер с эпохой тридцатых годов — это несколько другое дело, другая эра, еще другой менталитет, слишком далеко от нас сегодняшних. А вот 50-6-70, это уже то, что нам очень хорошо знакомо, если не по себе, то по поколению наших родителей.
То же самое с иноземной глубинкой: деревня в сша/индии/франции не оставит такого впечатления, не потому, что это запад, а потому, что у нас нет чувственного опыта соприкосновения с этой действительностью. Он не мешает воспринимать картину.
PS Сам я скорее бы отказался от заявленной игры, т.к. мой опыт соприкосновения с русской глубинкой был не самым приятным.
Тут суть в перемещении места действия в СССР.
Хотя казалось бы, что эти ребята делают ну на тракторах гоняют, стреляют из дробовиков по дорожным знакам и гонят самогон.
Тут можно вспомнить первый сезон «Настоящего детектива», где культ смотрится весьма органично.
rpg-world.org/index.php/topic,3479.0.html
rpg-world.org/index.php/topic,3527.0.html
Спасибо за топики, прочтем.
трэша и угарашуток не часто. Единственной проблемой с которой не сталкивался, но которую могу понять, и которая по второй ссылке частично поднимается в первом посте топика — раскол общества. Когда ты сам являешься частью этого общества, очень легко наступить на болезненные мозоли окружающих, если поднимаешь те или иные соц. проблемы. С этим надо быть острожным.Кто общался с зарубежными, конкретно USA-шными ролевиками? Они вообще как-то такого вопроса касались?
Может, у нас это слишком большой концентрацией общественных потрясений на исторический период обусловлено? Что куда не ткни, чью-то точку зрения заденешь.
Ахаха, я все думал, в чем же дело! Пиратство? Политика? А оно вот оно че.
Вообще, единственный тип мужчин достойных жизни, это именно настоящие, не цис-мужчины. Опять же, цис-женщины намного лучше, опрятнее и умнее трансов.
Потому что ты можешь отрезать хуй у человека, но не можешь вытащить хуй из его мозгов.
Вопросов пока больше, чем ответов.
Кстати я где-то читал(не поручусь, что правда, я это читал в весьма суъективном бложике), что таких как ты называют то ли перебежщицами, то ли пособницами, как-то так. =)
З.Ы. Спасибо за ответы.
Интереснее вопрос, а они при этом белые цисы или черные трансы? И если первое, то почему до сих пор не сожжены.
В моей группе есть некто Джон, он черный. И вот я не знаю, как ему будет водится в этом модуле, потому что большая часть черных у меня будут явно отрицательными персонажами.
Попробуйте ради эксперимента НРИ про 2014 году в Донецке/Луганске заявить. С любой точки зрения, а дальше попробуйте прийти хоть с кем-то к консенсусу.
В Благовещенске это просто) А если что, Церковь Свидетелей Путина может прийти и пере%бать дайсфилдом несогласным Х)
пониже спиныникому из участников.Исключение из игры тех, с кем договорится не удалось — это тоже достижение консенсуса, даже если игра не состоится. Сам я такой соц. эксперимент проводить не буду, исключительно по тому, что против каких-либо экспериментов (в том числе и социальных) на живых людях (и в первую очередь на себе :)).
Забота игрока — трезво оценить свою способность играть в такую игру и, возможно, предупредить мастера о потенциальных проблемах. Это оптимальный вариант.
Если предвосхитить проблему не удалось, участник уже на игре говорит: «извините, ребята, продолжать не могу — дальше вы как-нибудь без меня». Это субоптимальный вариант, но что поделать.
»The X-Card
Since the themes and issues that Urban Shadows raises are sometimes disturbing
and uncomfortable, we encourage you to play with an X-Card at your
table. The X-Card, designed by John Stavropolous, is a tool that helps groups
manage difficult content without setting artificial boundaries or flagging
uncomfortable topics in advance.
To quote John:
The X-Card is an optional tool that allows anyone in your game (including
you) to edit out any content anyone is uncomfortable with as you play. Since
most RPGs are improvisational and we won’t know what will happen till it
happens, it’s possible the game will go in a direction people don’t want. An
X-Card is a simple tool to fix problems as they arise.
To use, at the start of your game, simply say:
“I’d like your help. Your help to make this game fun for everyone. If anything
makes anyone uncomfortable in any way… [ draw X on an index card ] …
just lift this card up, or simply tap it [ place card at the center of the table ].
You don’t have to explain why. It doesn’t matter why. When we lift or tap this
card, we simply edit out anything X-Carded. And if there is ever an issue,
anyone can call for a break and we can talk privately. I know it sounds funny
but it will help us play amazing games together and usually I’m the one who
uses the X-Card to protect myself from all of you! Thank you!”
We’ve found that anything that gets X-Carded during play can be replaced
by something equally dark, mysterious, and troubling that doesn’t push our
group to bad places. We trust your collective imagination to do the same!
You’ll always think of some other terrible thing the vampire prince was going
to do or some other dark ritual the Oracle needs to perform. Don’t let yourself
be bound by something so mundane as the first thing you thought of in
a scene.
More on the X-Card can be found at tinyurl.com/x-card-rpg.
— Ты знаешь историю про трёх диггеров? — спросил Голос так неожиданно, что заставил меня вздрогнуть.
— Трёх диггеров? — переспросил я и невольно сморгнул: у меня перед глазами опять на мгновенье задрожала и «смазалась» картинка. — Ну, слышал какие-то байки…
Собака звякнула цепочкой, посмотрела на меня и снова уставилась на Каму.
— Это не байки, — печально сказал Голос. — Я знал всех троих. Данила, Сашка и Андрей. Рисковые были ребята… В середине девяностых они нашли подземный ход под зоопарком: увидели чугунную решётку, пнули — та рассыпалась. Вот так они туда и полезли, под этот «кафедральный» холм. Сперва в канализацию попали, но в одном месте им кладка не понравилась. Они расшатали — там ход. «Шкуродёр», только по одному пролезть можно. Никто не знает, что они там нашли. Рассказывали после — комнату как будто. Потом что-то увидели, всё побросали и назад рванули, только поздно: первый вылез, второй тоже, а третьего обратно утянуло. Второй ему помочь пытался, и ему что-то ногу поранило. Тем всё и кончилось. Ушли втроём, вернулись вдвоём — один остался под землёй второй, раненый, уехал в Москву и спился, а третий сошёл с ума и сейчас лежит в городской психушке. Вот такиe дела. Был фрукт, стал овощ. Ну как? Весело?» (Д.Скирюк «Блюз черной собаки»)
Чем не лавкравтофщина?
А ведь Пермь, крупный город.
Не знаю, насколько фейк — попалось мимоходом нынче как костюм сибирского охотника на медведя (хм, не иначе как сугубо городского) XIX века. Оно, конечно, скорее Бейкер, чем Лавкрафт…
На медведя, так на медведя.